православные храмы в таджикистане
Категория:Таджикистан
Таджикиста́н (тадж. Тоҷикистон, перс. تاجیکستان), официально Респу́блика Таджикиста́н (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон / перс. جمهوری تاجیکستان) — государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади государство Средней Азии. Граничит с Узбекистаном на западе и северо-западе, с Киргизией на севере, с Китаем на востоке, с Афганистаном — на юге. Площадь — 142 000 км² Столица — город Душанбе. Количество жителей — 8 551 200 чел. (данные на 2016 г.).
Содержание
Крупнейшие города [ править ]
Православие в Таджикистане [ править ]
Подавляющее большинство населения Таджикистана составляют мусульмане (в основном исповедуют ислам суннитского толка). Большинство христиан в стране — православные.
Территория Таджикистана входит в состав канонической территории Русской Православной Церкви, поэтому из православных церквей в стране представлена лишь она. Православные приходы в Таджикистане административно подчинены Душанбинской епархии Русской Православной Церкви (входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа) с епархиальным управлением в Душанбе и насчитывают 6 храмов и молитвенных домов, в которых служат 5 священников.
На 2011 г. в Таджикистане насчитывалось около 30 тыс. православных, что составляет около 0,4 % населения страны.
В Таджикистане в стране запрещена любая немусульманская миссионерская деятельность.
Южный форпост
Душанбинский Никольский кафедральный собор – самый южный православный храм, где ежедневно совершается литургия. Как говорит епископ Питирим, это наш южный форпост. На передовой всегда непросто. Об истории православного присутствия в Таджикистане, отсутствии русских школ, интересе таджиков к русскому языку, планах по созданию духовно-просветительского центра и интерната для русских детей рассказывает епископ Питирим.
— Владыка, как сейчас строится православная жизнь в Таджикистане?
— Конечно, православная жизнь в Таджикистане началась не четыре года назад, когда там образовалась епархия, и даже не десять лет назад, — ей уже около 150 лет, столько здесь присутствуют наши соотечественники.
И вот эти первые переселенцы, которые с большим трудом, большими лишениями и скорбями селились на среднеазиатской земле, были очень тепло встречены местными жителями. Иногда они оказывались в очень бедственном положении, и местные жители (таджики, узбеки и др. — тогда это было как бы одной общностью, а не разделялось на национальности, как мы к этому сейчас привыкли) буквально спасали их от смерти, в частности, от голодной смерти. И первые православные каменные храмы в Таджикистане строили мусульмане. Поначалу были какие-то временные войлочные храмы, а на собственно каменные храмы (некоторые из них сейчас остались, а большинство уже уничтожено) средства жертвовали именно мусульмане. Потому что у них есть такое поверье: если они будут помогать христианам, то Аллах им тоже будет помогать.
Потом святитель Лука был уже после ссылки (где-то в 1930-е годы) в Душанбе, он там спас высокопоставленного чиновника буквально от смерти, сделав тому блестящую операцию, и ему предложили возглавить больницу (или госпиталь) в Душанбе.
Святитель Лука поставил условие: «Если вы откроете церковь в Душанбе, тогда я останусь!»
Но святитель Лука поставил такое условие: «Если вы откроете церковь в Душанбе, тогда я останусь!» Естественно, ему отказали.
Но все-таки в 1943 году в Душанбе церковь разрешили открыть. Для этого решением местной советской власти выделили гараж киностудии «Таджикфильм», и верующие за одну ночь этот гараж превратили в храм! Потому что они боялись, что помещение у них отнимут… И вот, не смыкая глаз, они устраивали там иконостас, развешивали иконы и буквально за одну ночь превратили гараж в храм. Потом оказалось, что «Таджикфильм» действительно хотел вернуть помещение, но, слава Богу, этого не произошло.
Была совершенно голая территория — сохранились старые фотографии, которые свидетельствуют о том, как все это начиналось… И потом здание этого гаража «Таджикфильма» всячески видоизменялось: надстраивалось, перестраивалось, пристраивалась колокольня, боковые приделы, но архитектура все-таки храмовая до конца не получается! Сколько ни пытались придать этому зданию божеский вид, его основа в виде гаража всячески проступает… Тем не менее храм получился все-таки очень просторный и красивый изнутри, потому что удалось найти какие-то интересные архитектурные решения — мраморный иконостас и мозаичное панно алтарной апсиды, например. Сейчас снаружи украшаем его мозаиками.
— Как я понял, это помещение осталось за храмом до сих пор?
— Да, это главный храм: Свято-Никольский кафедральный собор, кстати, единственный православный храм в Душанбе. А вообще во всем Таджикистане у нас шесть храмов действующих и семь священников. То есть нас не так много… И сейчас такая политика пошла у местной власти, что они не разрешают регистрировать новые общины.
Собственно говоря, новых общин у нас и не возникает, потому что русское население очень активно уезжает из Таджикистана. Это тоже большая проблема, даже, я бы сказал, трагедия…
150 лет тому назад были затрачены огромные и финансовые, и людские ресурсы для того, чтобы заселить Среднюю Азию, чтобы поднять ее население на достаточно высокий культурный уровень. Русские специалисты здесь всегда ценились и сейчас очень ценятся. Местные жители уже поняли, что они потеряли, когда произошел массовый исход русских из Таджикистана и во время гражданской войны, и в то время, когда распался СССР.
— Владыка, а много русских было в Таджикистане?
— Если я не ошибаюсь, до 1988 года русских было около 3% от общего числа населения, а сейчас — 0,1%. А Душанбе был вообще русский город. Были такие чисто русские города, как, например, Чкаловск. Это был стопроцентно русский город, сейчас же русских там практически не осталось.
— Это, наверное, изменило не только облик города, но и государства? И вообще, наверное, все изменилось с тех пор в Таджикистане с уходом русских?
— Ну, конечно! То есть по инерции как-то они еще плывут, но ситуация меняется кардинально. Например, раньше первое лицо выбиралось из местного населения (скажем, глава местной партийной организации, секретарь, например), а второе лицо — заместитель — всегда русский. И во всех министерствах так было, поэтому там удавалось держать вполне нормальный уровень и в сфере образования, и в здравоохранении… А здравоохранение вообще было на втором месте после Москвы, потому что во время Великой Отечественной войны туда выводились госпитали, там были классные хирурги (и святитель Лука там трудился), поэтому понятно, что медицина там была поднята на очень высокий уровень. А сейчас все это просто рухнуло!
— Но вообще-то история русского присутствия в Таджикистане не является какой-то, скажем так, конквистадорской: мы не завоевывали таджиков своим Православием. Наоборот, жили мирно, мирно сосуществовали. Почему такой массовый исход русского населения произошел?
Получить образование в русской школе для русского человека большая проблема
— Во-первых, гражданская война. Потом — разруха. Представьте, что вы живете в стране, где вы не можете получить квалифицированную медицинскую помощь, а самое страшное, что вы не можете учить своих детей в русской школе! Положение с образованием катастрофическое — получить образование в русской школе, с российским аттестатом, для русского человека большая проблема.
К примеру, есть в Душанбе 6-я школа от военной базы, но она только для сотрудников военной базы. Те дети, родители которых не имеют отношения к военной базе, туда попасть не могут. Потом, например, есть русская школа от РТСУ (Российско-таджикский (славянский) университет), открывала ее Россия, финансировала Россия. Какое там положение? Я знаю, что родители (мои прихожане) устраивали туда своего ребенка. Набирается 50 человек в класс, по три человека за партой, в обшарпанном здании (парты тоже соответствующие), а самое, конечно, ужасное, что еще нужно заплатить за это 5 тысяч долларов, чтобы ребенка взяли.
И вот, родители мне рассказывали, что вроде бы они договорились подешевле, а когда пришли посмотреть туда, ужаснулись, как вообще там можно учиться!
А есть таджикские школы, но с русским классом. Туда тоже так просто не попасть, и там на 30 человек таджиков — один русский. Ну и как вы русский язык здесь выучите?! Причем нынешние таджики уже по-русски не говорят. Раньше, когда было много русских, таджики говорили по-русски, а сейчас уже не говорят. И какой там будет русский язык?! Какой русский класс?!
Но самое любопытное, что все таджики в массе хотят в русских школах учиться. У них есть прекрасные таджикские школы — новые, современные, которые открывает президент, с прекрасными классами (у них там 20 человек в классе, все прекрасно оборудовано). Но им нужны русские школы! Потребность в русских школах огромная! И это очень хорошо! Но мы это не используем.
— В чем причина, на ваш взгляд?
— Россия упускает возможности. Они сейчас сами к нам идут, они просто жаждут получить русское образование, а мы сидим и ничего не делаем!
Я уже думал как-то открыть православную гимназию, чтобы там обучались только крещеные, и тогда у меня не будет 30 человек таджиков на одного русского. И для таджиков можно было бы открыть русские школы, пусть даже платные: они будут сами себя окупать, ведь местные готовы деньги платить за образование! Но мы же великие… И пока мы в своем «величии» развернемся, уже все упустим!
— Нет понимания со стороны наших российских чиновников. Есть ли со стороны таджикских такое понимание? Возможны с их стороны какие-то встречные действия?
— Некоторые что-то предлагают. Мэр города отдал для российских учителей целое здание жилое, чтобы учителя там бесплатно жили. Он предоставил, но русских учителей нет… Президент бросил клич: приглашает учителей из России (по-моему, до 4 тысяч), но никто не едет! Ведь этих учителей нужно еще заинтересовать…
Вспомните советское время: как ехали куда-то там на периферию, на БАМ, на целину… Они там трудились, например, три года, а по возвращении получали тут квартиру! Ну, может быть, не в Москве, а в Подмосковье или в том регионе, из которого они приехали. У них была какая-то мотивация…
— Что сейчас представляет собой Душанбе — по уровню жизни, по промышленности? И вообще, как там живется?
— Как таковой, промышленности там еще нет, потому что до сих пор в Таджикистане не могут решить энергетическую проблему. Сейчас они строят Рагунскую ГЭС. Ведь у них до сих пор зимой нет света во многих регионах. В Душанбе еще есть, а отъедешь от центра — мрак, даже в пригороде света нет зимой, или как-то лимитировано — на 2-3 часа в сутки. А промышленность ведь энергоемкая, поэтому, пока они не решат эту свою проблему энергетическую, о развитии промышленности и говорить не стоит.
В основном там развита торговля, какой-то сервис… Собственно сам город, конечно, преобразился. Идет строительный бум, появляются новые красивые здания, даже дворцы… Это все очень заметно. Но сносят исторические памятники, например, как это случилось с театром Маяковского. Была даже целая протестная акция, но все равно его снесли уже. А, собственно, в этом самом театре Маяковского была провозглашена независимость Таджикистана. То есть это здание, история которого во многом была связана с Россией. И опять же Россия ничего не делает для того, чтобы сохранить это все. Мы очень вяло как-то себя ведем в этом регионе.
— А с кем из российских чиновников вы общаетесь?
— С чиновниками из Посольства и Россотрудничества в основном. Они проводят какие-то культурные акции иногда, используют и местные ресурсы. Но тут, понимаете, нужна целая программа, чтобы спасать ситуацию, потому что этих мер, которые сейчас предпринимаются, недостаточно уже.
Кроме того, ведь наши «друзья» не спят. Недавно я прочел информацию об американцах. Американский посол у нас сейчас новый, женщина. Она пишет, что во всех крупных городах Таджикистана (а это Душанбе, Худжанд, Курган-Тюбе, еще какие-то города были названы) открыты американские уголки, где любой желающий может бесплатно изучить английский язык и познакомиться с американской культурой. Это что значит? Вербуют, правильно?
У нас таджик нигде бесплатно русский язык не выучит: в том же Россотрудничестве за это надо заплатить и немало. Мы предлагали: давайте откроем и у нас что-то подобное. У меня даже проект есть, за который я заплатил деньги. Трудно было и деньги найти на проект, но теперь он существует: это духовно-просветительский центр в нашей Душанбинской епархии. Там мы могли бы, например, учить наших русских детей в воскресных школах, но могли бы и таджиков учить русскому языку, были бы у нас помещения, была бы библиотека, актовый зал — все как положено.
Сейчас я в Патриархию обратился за помощью, там мне не отказали. Святейший благословил, потому что заинтересовался этим. Пока идут какие-то бюрократические проволочки, но все-таки я надеюсь, что этот духовно-просветительский центр у нас появится. И, слава Богу, если это произойдет, можно будет уже говорить о том, что какой-то остаток русских мы там сохраним, хотя бы в столице.
Но проблема еще в чем: одно дело — столица, а другое — отдаленные города или вообще кишлаки, в которых тоже остались наши с вами соотечественники. Представляете, какой они там образ жизни ведут. На портале «Православие.Ру» вышел мой рассказик под названием «Русские бабушки», в котором я описываю судьбу одной женщины, оказавшейся с 14 детьми и внуками на руках. В одном селе она занимает дом площадью 10 квадратных метров. И без всяких средств к существованию! Внуки, уже подросшие мальчишки, рыжие, с конопатыми русскими лицами, говорят на таджикском языке! Они и думают уже на таджикском языке, потому что учатся в таджикской школе. Да и половина из них рождены тоже от таджиков!
Вот этих всех детишек, наших русских, со всего Таджикистана, со всех наших дальних районов, я думал собрать в интернат. Для этого построить интернат, у нас уже и земля есть для этого, и их учить. Ведь родители с радостью отдадут!
Например, есть там у нас корейская пресвитерианская церковь (протестантская), так они открыли там школу-интернат, активно предлагали родителям сдать туда своих детей, но те отказались, несмотря на то, что соблазн такой у них был.
— Владыка, вы уроженец Сергиева Посада, выпускник наших Московских духовных школ. Наверное, вы и не предполагали, что вам придется совершать свое служение в такой отдаленной от России местности. Кто был вашим предшественником на этой кафедре, и, если можно, расскажите о том, как развивалась жизнь Православия в Душанбе?
Не было у меня вообще ничего: не было, где жить, никакого епархиального здания, ничего…
— Ну, я первый епископ тут, у меня предшественников не было. С одной стороны, это хорошо, потому что я получаюсь как бы исторической личностью, а с другой стороны — я пришел не только на пустое место, на «ноль», а там «минус» был огромный! Так вот, мне пришлось выбираться из «минуса»! Не было у меня вообще ничего: не было, где жить, никакого епархиального здания, ничего… Да и помощи, собственно, не было: как хочешь, так и живи.
Вообще, наше епархиальное здание нынешнее мы построили просто чудом: без всякого разрешения, из ничего, просто взяли и начали строить. Но вначале был какой-то особый момент, что люди умягчались, из России жертвовали какие-то деньги, но потом это все прекратилось. Сейчас у нас уже такой финансовой помощи нет. Но местные коммерческие структуры, когда увидели, что мы уже построили здание, надо его отделывать — помогли, тут уже никуда не денешься. Так что нам удалось кое-что у них выпросить на отделку, да и то до конца еще его не отделали…
— Кафедра организовывалась не на пустом месте: с вами были какие-то предварительные собеседования, консультации?
— Вначале сюда приезжал митрополит Иларион, глава ОВЦС, смотрел, какая тут ситуация и все остальное, потом была встреча с Президентом. С ним поговорили о том, что здесь образуется епархия, он дал добро. Потом он меня тоже видел, но как-то до аудиенции у меня не дошло — видимся только мельком, на каких-то приемах. Хотя он ко мне очень хорошо относится. Да и местный Комитет по делам религий ко мне тоже хорошо относится: меня уважают, я устраиваю конференции, да и у них тоже участвую в каких-то конференциях. Даже используют меня в качестве консультанта, например, когда у них образовывается какая-то структура типа секты христианской (или псевдохристианской), они просят меня объяснить, что это такое, проанализировать или провести экспертизу.
— А как с этим: много ли деноминаций существует в Душанбе?
— Не так много, как в Кыргызстане, но они есть, и местные власти их не любят: они вообще сейчас никого не регистрируют. Такая существует негласная политика, что никакие новые объединения не регистрируют, в том числе и нашу Душанбинскую епархию. Я пятый год там, и до сих пор мы не можем зарегистрироваться. Они не отказывают, но и не дают добро. В принципе, наверное, зарегистрировали бы, но есть такая коллизия, что по закону Таджикистана епархию должны образовывать учредители (то есть те местные храмы, которые там есть). А согласно Уставу Русской Православной Церкви, это совершенно невозможно: у нас епархия образовывается решением Священного Синода, потом Патриарха, а потом утверждается на Архиерейском соборе. То есть сверху, а не снизу.
И вот, мы никак этот законодательный тупик не можем преодолеть.
— А что нужно сделать?
— Ну, им закон надо менять или просто закрыть глаза на несоответствие. А они постоянно твердят: «закон Таджикистана нам это не позволяет». Конечно, если будет команда Президента, то все будет разрешено.
Но вот мы опять прибегаем к помощи посольства, МИДа, чтобы эту ситуацию сдвинуть с мертвой точки. Я сам уже не могу справиться: я использовал уже все свои ресурсы, и у меня ничего не получается. Мне только говорят: «приходите завтра», «приходите через месяц», четыре года ни «да» ни «нет». Обещают, не отказывают (как вообще принято на Востоке), но ничего пока не получается…
— Если все же регистрация состоится, что это даст правящему архиерею?
— Только юридический статус, и больше ничего. Они говорят: «Ну, а что, вам плохо, что ли? Все равно вы во всем свободны…» Но тем не менее тогда епархия будет оформлена юридически как одно из религиозных объединений.
В каком плане это хорошо? Сейчас это наша каноническая территория, а, скажем, если католики захотят тут создать свою епархию? Как американцы, они внесут деньги, куда нужно, с этим у них нет проблем, — и их зарегистрируют! Поэтому нам тоже нужно стараться зарегистрировать епархию на своей канонической территории, чтобы никто не мог тут заниматься прозелитизмом.
Местные власти (например, Комитет по делам религий) постоянно нам говорят, что они к нам очень положительно относятся, что Русская Православная Церковь у них на особом положении, смотрят на нас вполне доброжелательно.
— Когда была образована кафедра, кто вам был выделен в качестве помощников, рукополагаете ли вы сейчас священников себе в помощь?
— Кадровая проблема у нас очень остро стоит. Мне никто не был выделен в помощь, нужно было искать какие-то местные кадры. А что такое местные кадры?
А все храмы (кроме Душанбинского) не могут содержать священника: платить ему зарплату, тем более содержать его семью. Он или монахом должен быть, или должен работать. Так и у меня: большинство священников работают. Так уж сложилось – хуже всего с кадрами.
Сейчас работает система распределения выпускников духовных школ: я написал прошение, мне в этом году прислали одного иеромонаха очень хорошего из Московской духовной академии, и, благодаря ему, кадровая проблема в соборе у меня решилась. Есть у меня в соборе еще один иеромонах, так что теперь их два. Потому что если один заболеет — все, у меня останавливается служба. А я установил так, чтобы служба была каждый день, а до этого ни в одном храме ежедневные литургии не служились.
Собственно говоря, мы являемся самым южным храмом, где ежедневно совершается литургия. Южнее нас уже таких храмов нет, это как бы южный форпост.
Вот самая последняя наша проблема: у нас нет регента. Сколько лет я ни прошу регента по этой же самой системе распределения, ничего не получается. В прошлом году регент просто взял и не поехал из Московской духовной академии.
Причем я прошу неженатого регента, потому что семью содержать я не смогу, да еще жилье им предоставлять, у меня бедная епархия. Выделили неженатого из Санкт-Петербургской академии, но пока он к нам ехал, успел жениться, и жена у него теперь беременная, да еще у нее какие-то там осложнения… И вот, он спрашивает, что ему теперь делать. Но медицина в Таджикистане на таком уровне, что я не могу ему дать гарантию, что у него с женой будет тут все в порядке…
— Но он все-таки приедет?
— Нет! Так что еще целый год мы опять будем без регента. Куда я только ни обращался, в регентскую школу ходил, но почему-то такой имидж у Таджикистана, что тут чуть ли не Афганистан! Конечно, не Афганистан! Тут спокойная территория, и регенту я предоставляю все условия для того, чтобы он был сам себе хозяин. Его просто на руках будут у нас носить. Так что, кто хочет, может ко мне обращаться, потому что самая большая нужда у нас в регенте!
— А хор есть как таковой?
— Вот он и должен создать хор. Есть какие-то отдельные люди с голосами и со слухом, а вот как раз нормальный хор создать никто не может! Какой уж тут «архиерейский хор» — хотя бы просто хор… А иногда бывает так, что вообще петь некому. Иногда бывает, что хоть службу останавливай… Бывало так, что регент сбегал, бывало, что каких-то девушек присылали из Ташкента, им нужно визы постоянно продлевать… Было бы хорошо, чтобы наш регент был из России — ему не нужно визу, а только регистрацию делаешь на год, и все, и чтобы он был профессионалом. Есть дети из воскресной школы, можно бы создать и детский хор, много разных возможностей. Со мной всегда можно что-то обсудить.
У нас бывают интересные мероприятия, связанные с молодежью. Например, в летний сезон мы в горы ходим, мы крестим в озере Искандеркуль оглашенных, в этом году ходили на Алаудинские озера… Последнее мероприятие осуществили по гранту «Православной инициативы». Но там тоже проблемы — подаешь грант на миллион, а дают полмиллиона… А если бы дали миллион, мы бы еще больше людей взяли. Вот мы сейчас провели форум, опубликовали фотографии в МДА, так теперь половина МДА записались в этот туристический клуб, чтобы на следующий год ехать. Но ведь билеты-то дорогие, куда я их возьму? Опять возьму пять человек, не больше…
— Ну, в туристах у нас никогда не было недостатка, в любителях экзотики тоже, а православных миссионеров и пастырей всегда не хватает. И то, чем вы занимаетесь, владыка, есть истинное подвижничество. Желаем вам помощи Божией, надеемся, что вскоре многие ваши проблемы будут разрешены, а мы еще не раз поговорим с вами на страницах нашего Интернет-портала!
Как живет православная община в Таджикистане.
Когда-то главный православный храм в Душанбе был гаражом «Таджикфильма», но всего за одну ночь в 1943 году верующие сумели превратить его в церковь. В советские времена за один день крещение здесь принимали и двести человек; теперь на восемь миллионов населения страны постоянных православных прихожан осталось всего 500.
О том, как живет самая маленькая православная община в Центральной Азии и как она справляет один из своих самых главных праздников – Рождество Христово, узнавали корреспонденты «Азия-Плюс».
В Таджикистане у православных христиан шесть храмов: в Душанбе, Курган-тюбе, Турсунзаде, Худжанде, Бустоне, храм на территории 201-й российской военной базы, расквартированной в республике, а еще есть часовня в Нуреке.
Впрочем, даже это небольшое количество христиан в Таджикистане уменьшается: русскоязычные продолжают уезжать из страны, пожилые прихожане умирают. Правда, в отличие от прошлых лет, в последние годы заметно изменился возраст паствы.
— Когда я приехал сюда пять лет назад, то в храм в основном приходили пожилые верующие. В последние годы к нам потянулась молодежь, очень много прихожан из числа мужчин. Пожалуй, таким составом не могут похвастаться даже церкви на территории самой России.
Вообще Православие в Таджикистане присутствует давно; так давно, что во время проведения первой христианской службы на современной территории страны такого понятия, как «республика Таджикистан», еще не было. В прошлом году отмечалось 145-летие со дня образования Туркестанской и Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви. На территории современного Таджикистана первая православная церковь была построена в 1866 году в Худжанде. В столице храм появился 74 года назад. По словам епископа Питирима, в 1943 году, во время оттепели по отношению к религии, православным христианам тогда еще Сталинабада был выделен гараж, принадлежащий «Таджикфильму».
В последние годы в храме постоянно ведутся строительные работы. По словам епископа, главную православную церковь Таджикистана администрация старается превратить в один из самых красивых уголков Душанбе. Сейчас, например, здесь строится духовно-просветительский центр, в котором в будущем душанбинцы смогут изучать русский язык и литературу, декламацию, театральное мастерство и многое другое. Кроме того, снаружи душанбинский храм украшают мозаиками, над ними работают таджикские мастера.
На мозаике, о которой говорит Владыка, изображена известная история с пловом, после которой праведный Иоанн Русский стал почитаться среди мусульман святым. По легенде, хозяин Иоанна отправился в хадж, в эти дни его супруга приготовила плов и сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Святой попросил у нее блюдо с пловом, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет раздать плов беднякам, как он нередко делал. Когда же хозяин вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, тарелку он сразу узнал, она была из его дома.
— Бывают случаи, когда кто-нибудь из вашей паствы принимает ислам или наоборот?
— Нет, таких случаев среди нашей паствы не было. Конечно, в Таджикистане есть русскоязычные, которые принимают ислам, но чаще всего это дети из смешанных браков или некрещенные. То же самое могу сказать и про таджиков-мусульман: по моим наблюдениям, они во всем регионе наиболее преданы своей религии. Например, как-то мне попалась статистика по четырем странам региона, еще времен царской России, в которой было сказано, что за 50 лет пребывания православия здесь крещение приняли 8 кыргызов, 3 узбека, 2 туркмена и 1 перс, в скобочках стояло пояснение – «таджик». Хотя я сталкивался со случаями, когда таджики принимали православие в России.
Празднование Рождества Христова в душанбинском храме проводится точно так же, как и в других православных церквях по всему миру. Ночная служба начинается в 10 часов вечера, а заканчивается около трех ночи.
Как правило, во время службы на такие крупные праздники, как Рождество или Пасха, территорию душанбинского храма охраняют военнослужащие из 201-й российской военной базы. После богослужения всех прихожан администрация церкви приглашает к угощению, а здесь это традиционно – плов. После этого пожилых людей развозят по домам на специальном автобусе, теперь православные будут отмечать свой праздник уже дома.
Впрочем, епископ Питирим отмечает, что этот праздник большой и для мусульман.
— А как же? Родился один из почитаемых пророков в исламе – пророк Исса, как его называют. А для христиан – это самое главное событие в истории человечества. Поэтому хочу поздравить всех с этим чудесным праздником! Ведь любовь, милосердие, доброта и радость не имеют религиозных границ.
21 век в россии плавно переходит в 12.
зато в москвабаде кирпич кинь, в таджика или другого азиата попадешь
не страна а проходной двор
я сейчас напишу то, за что в рф меня, возможно, посадят:
Это какой-то позор, православные.
Давайте вспомним определения:
А что происходит на этом виде?:
Такая форма защиты веры, с применением силы, лично меня, как верующего, оскорбляет.
А теперь давайте заглянем в источники:
«Не делайте себе кумиров, и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь, Бог ваш.»
«3. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5. не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6. и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.»
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
Т.е. то, что делает человек, на совести самого человека. Бога, веру нельзя оскорбить какими-либо действиями.
Так а что мы видим на видео? Кто такие пришли к Васе и действуют, якобы, во имя веры? Во имя какой и чьей веры. Если они про православный крест, так цитаты из православных текстов выше. Сектанты? Гопники? Как по мне, так возможные фигуранты 282 УК РФ.
Может эти люди объявятся? Покажут лицо, назовут свои ФИО. Ну если им нечего стыдиться. Или есть чего?
Новосибирский священник выступил против лженауки и Антихриста
В Новосибирске священник назвал лженаучными теории против вакцинации — он считает, что их распространяют сектанты и лжесвященники.
В видеообращении он рассказал, что вся его семья вакцинировалась, и развеял слух о том, что вакцинация — это печать Антихриста.
По словам Александра Новопашина, лучше сейчас снижать риски, однако в группе собора Александра Невского, в котором он настоятель, опубликовали призыв к верующим каждую среду приходить на молебны за врачей, борющихся с пандемией, — при том, что в регионе запрещены массовые мероприятия. Через время запись удалили.
Новопашин входит в Общественный совет при УТ МВД по Сибири, читает лекции в Министерстве образования об экстремизме и разведке США и награжден премией мэрии Новосибирска «За укрепление мира, дружбы и согласия»
@сибирьмедиа — это телеграм-проект от журналистов с самыми эмоциональными новостями из Сибири: https://t.me/sibirmedia
Минобразования Новосибирска организовало лекцию священника для педагогов области: он рассказывал о «колумбайне», экстремизме и разведке США
Священник прочитал доклад в Министерстве образования Новосибирской области — он рассказывал о «колумбайне», экстремизме и связанной с этим разведке США, это по видеосвязи транслировали в районные и городские отделы образования. Об этом рассказали в митрополии.
Перед учителями священник вывел три особо опасных направления: исламистские организации, «школьные стрелки» и «сторонники СССР», — говорится в сообщении Новосибирской епархии.
«Отец Александр указал на огромную роль, которую в распространении сект. играли и продолжают играть Соединённые Штаты Америки, и, в чуть меньшей степени — Великобритания. Было указано на сотрудничество со структурами американской разведки сект сайентологов и мормонов. Страны, которые борются на своей территории с сектами, в том числе и откровенно террористическими, угрожают национальной безопасности США, и против этих стран вводятся санкции. Ярким примером их использования являются майдан 2004 года в Киеве. », — цитирует речь священника медиацентр епархии
Телеграм-канал с самыми занятными новостями из Сибири: https://t.me/sibirmedia
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)