правила обучения дошкольников чтению
Если хотите научить ребенка читать. Важные правила обучения чтению.
Массовое увлечение ранним развитием ребенка заставляет родителей все раньше задумываться «Как научить ребенка читать»? И чуть ли не с рождения, родители начинают интересоваться этим вопросом. А некоторые уже в 6-9 месяцев предпринимают попытки к обучению чтению.
Не буду сейчас говорить о пользе и вреде раннего обучения чтению. Сегодня я хочу обратить внимание родителей на важные правила обучения чтению.
Независимо от того какой методикой обучения чтению Вы пользуетесь, учите сами или отдали ребенка на курсы, Вам надо знать правила обучения чтению, чтобы не навредить своему ребенку. В развитии ребенка нет мелочей. И то, что мы когда-то сделали неправильно, нельзя стереть или удалить без следа. Наши ошибки оставляют неизгладимый след и часто тормозят все остальное развитие ребенка долгие годы.
Именно поэтому хочу обратить внимание родителей на важные правила, которые надо знать и соблюдать, чтобы научить ребенка читать.
Важные правила обучения чтению.
Называем звук! При обучении чтению мы можем говорить «буква Р» или «звук Р», но называем только звук! Не «эР», не «Рэ», а только «Р»!
Как пишется, так и читается! В русском языке многие буквы могут произноситься по-разному, в зависимости от размещения буквы в слове и соседних букв. Взрослые читают орфоэпически – так, как произносится. Ребенок, когда учится читать, читает только орфографически, т.е. так, как написано. Значит, и взрослые читают при обучающем чтении орфографически. Читаем не «кАрова», а «кОрова», не «леФ», а «леВ». Так необходимо читать, когда ребенок сидит рядом и следит за вашим чтением по книге. Если Вы просто читаете ребенку книгу, тогда читаете обычным способом.
Учим читать по складам! При обучении чтению любым способом, приходит время, когда ребенок начинает читать по слогам. Большие и трудные для чтения слоги замедляют и усложняют процесс обучения чтению. Поэтому лучше читать не по слогам, а по складам. Есть много книг серии «Читаем по слогам», которые очень любят и дети, и родители. Вы можете использовать их, разделив слова на склады. Например, в книге написано: «Лось ест вет-ки и тра-ву». Вы простым карандашом дополнительно разделяете слова на склады «Ло/сь ес/т ве/т/-ки и т/ра/-ву». Так ребенку прочитать легче.
Учим слышать! Обучение чтению заключается не только в прочтении букв. Необходимым умением является развитый фонематический слух. Вот его и надо развивать, учить ребенка слышать отдельные звуки в речи.
Учим читать только в игре! Конечно, очень удобно посадить ребенка за стол и сказать: «Читай». Но таким образом Вы можете получить совершенно другой результат – стойкое отвращение к чтению. Разве этого Вы хотите? Для обучения чтению используем различные игры с буквами и словами, которые нетрудно придумать и самим.
Время чтения очень ограничено! Если Вы занимаетесь с ребенком, и он читает первые склады или слова, то время занятия должно быть не более 5-10 минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник.
Многие родители считают, что заставляя читать или заниматься ребенка перед школой 30-40 минут, они подготавливают его к школе, ведь в школе уроки 35-40 минут. На деле все совсем не так. Несмотря на то, что длительность урока в 1 классе 35 минут, но это не означает, что все 35 минут дети занимаются каким-то одним делом. На протяжении урока сменяются разные виды деятельности, проходят игры и физминутки, чего не делают родители дома. Даже на уроках одним видом деятельности дети занимаются 5-10 минут. Соответственно, и дома надо делать так же.
Главный принцип при обучении чтению – «Не навреди»! Переучивать всегда труднее, а привить любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически невозможно. Поэтому при обучении чтению «лучше меньше, да лучше». Исходим всегда из возможностей и интересов ребенка.
Если Вы хотите научить ребенка читать, соблюдайте эти несложные правила и результаты Вас обязательно порадуют.
Методики обучения ребенка чтению
Как понять, что пора
На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:
«Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Увы, не научат — у школьных учителей просто нет времени, чтобы научить правильно читать каждого ребенка. Уже на первых уроках придется читать книги, учебники, надписи на доске. Не умея читать, первоклашка рискует сразу же отстать от одноклассников и потерять интерес к учебе.
«Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию.
Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.
Без достаточного грамматического фундамента и словарного запаса учиться читать будет тяжело. Критически важно, чтобы ребенок понимал смысл слов и фраз, которые прочитывает, иначе обучение не будет продуктивным. Поэтому, если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.
Как облегчить обучение чтению для дошкольника
Больше хвалить и никогда не ругать
Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.
Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.
Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.
Заниматься понемногу, но регулярно
Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах. Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.
А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.
Читать книги вслух
В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.
Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.
Обсуждать прочитанное
Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить. На первых порах важно спрашивать, интересно ли ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.
Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:
Кто тебе понравился из героев?
Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?
Что бы ты сделал на месте героя?
Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?
Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?
Что больше всего запомнилось из прочитанного?
Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?
Идти от простого к сложному
От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.
Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита. При этом одним испытуемым сразу объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другие должны были вывести правила чтения самостоятельно на основе целых слов. Оказалось, что первая группа справляется с чтением новых, ранее незнакомых слов лучше, чем вторая.
Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.
Методики обучения дошкольников чтению
Складовое чтение
Способ научить ребенка читать через склады на самом деле использовали еще на Руси, но для современных родителей эта методика связана с именем филолога Николая Александровича Зайцева.
Зайцев предлагает не зацикливаться на изучении отдельных букв, так как ученикам бывает сложно понять, как буквы могут сливаться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда легко: один слог может быть довольно длинным (блеск, рубль), а границы слогов — неочевидными (Лун-тик или Лу-нтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.
Складом может быть сочетание согласной и гласной буквы (па-па, ма-ма), отдельная согласная или гласная (де-д, я-с-ли, А-лё-ша), а также сочетание согласной с твердым или мягким знаком (ма-ль-чи-к, по-дъ-ём).
Чтобы дошкольник понял различия между записью звонких и мягких, гласных и согласных звуков, разным типам ск ладов соответствует свой размер кубика, цвет и наполнение, благодаря которому кубики звучат, если их потрясти. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, а склады нужно не просто произносить, а пропевать — так, по мнению автора методики, учиться интереснее и эффективнее.
Один из плюсов методики в том, что с кубиками дети охотно играют сами, а процесс обучения чтению становится активным, подвижным.
Слоговое чтение
Эту методику разработала Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед. Основная единица в ее системе — не буква, а слог. Автор методики предлагает переходить к изучению буквосочетаний, как только ребенок освоил первые гласные буквы — а, о, у. Когда дошкольник научился соединять две гласных буквы, можно переходить к изучению согласных.
Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.
На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — букварь, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях.
Обе техники обучения дошкольников чтению используются в курсе подготовки к школе от Skysmart. Курс состоит из двух ступеней: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет довольно быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно мы вводим более сложные слоговые конструкции, переходим к чтению словосочетаний и предложений.
Упражнения для обучения чтению
Упражнения на запоминание букв
Первым делом важно научить ребенка узнавать буквы. Для этого можно использовать картинки со спрятанными буквами. Такие упражнения мы используем на уроках подготовки к школе в Skysmart.
Попросите ребенка определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы.
Дальше — тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркалят буквы или искажают отдельные элементы.
Упражнения на гласные и согласные
Научиться отличать гласные звуки от согласных помогут задания, в которых нужно определить, с какого звука начинается слово.
Поможет запомнить разницу между гласными и согласными также поиск лишней буквы.
Упражнения на составление слов
Когда ребенок уже может читать короткие слова, предложите ему составить слово из букв самостоятельно.
Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.
Еще одно хорошее упражнение — вставить недостающую букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках в онлайн-школе Skysmart.
Еще больше ярких и веселых упражнений для обучения чтению — в курсе подготовки к школе от Skysmart. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и выражать себя через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Как научить ребенка читать? Советы родителям дошкольника
Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.
На LogicLike.com дети развивают логику и способности к математике. Решайте ребусы, закономерности, логические задачи и головоломки. У нас более 3500 занимательных заданий.
Попробуйте наш курс в игровой форме!
С какого возраста учить ребенка читать?
Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.
Ребенок точно готов учиться читать, если он:
Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.
Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам? Время пришло. Не упускайте момент.
Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.
Чтение по слогам (фонетический метод)
Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.
Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.
Кубики Зайцева
На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.
Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.
Методика Марии Монтессори
Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.
Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.
Какую методику выбрать?
Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.
Учимся читать играючи
Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.
«Живые буквы»
Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.
Упражнения в игровой форме
Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.
Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.
Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:
Настольные игры
Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».
«Тайные письма»
Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.
Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.
Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
Упор на запоминание букв, а не звуков
Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.
Изнуряющие занятия
Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.
Психологическое давление
«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.
Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.
Отсутствие у родителей привычки читать
Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.
Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?
Читайте книги вместе с ребенком
Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.
Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.
Как правильно и быстро научить ребенка 5-6-7 лет читать по слогам в домашних условиях
Родители, у которых есть маленькие дети, часто интересуются, с какого возраста можно научить ребенка читать по слогам, и какой самый лучший способ для этого?
Плюсы и минусы обучения на дому
Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:
Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:
Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.
Подготовительный этап
Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.
Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.
Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.
Изучение букв лучше проводить в игровой форме.
Творческие приемы для запоминания букв:
Когда ребенок готов учить слоги?
Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно.
Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет?
Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера.
Обучая ребенка в 5 лет, рекомендуется проводить ежедневные занятия не более 15 минут за один раз, так как малыш начинает уставать и может потерять всякий интерес к упражнениям для чтения.
Следует придерживаться следующего темпа: прочитали, повторили несколько раз, отдохнули.
Методики
Какова же наиболее хорошая и эффективная методика обучения чтению? На этот счет существует немало мнений, выдвигается масса аргументов в пользу тех или иных методологических разработок и подходов. Большинство специалистов склоняются к тому, что первое, с чего следует начинать чтение по слогам – использовать букварь для обучения чтению или кубики, где буквы и слоги сопровождаются красочными изображениями.
Обучение по методу Домана
Глен Доман долго исследовал интеллектуальные возможности детей и пришел к выводу, что основная информация укладывается в мозг до 6 лет, а на осваивание уходит минимум времени.
Он предложил учить малышей читать без дополнительной мотивации, просто показывая им карточки со словами и картинками. По мнению психологов, дидактика основана на фотопамяти.
Карточки нужно показывать ежедневно, удерживая в зрительном контакте пару секунд. Количество демонстрируемого материала увеличивается постепенно. Например, в первые 3 дня показывайте 2-3 карточки, не меньше 2-4 раз в день. На 4-7 день, по 5 карточек. И так далее.
Молниеносного результат не ждите, но через месяц или полтора ребенок будет знать и читать уже более 30 слов. Начинать обучение можно с пеленок.
Чтение по слогам
Ей владеют все родители. Именно по этой системе учили читать детей в советской школе. Сначала малыш учит алфавит, потом складывает их в слоги, простые слова. Это лучший вариант для домашнего процесса учения. Он понятен непрофессиональным педагогам и детям. Усваивается легко, приносит хороший результат за короткий период времени.
Чтение по складам
Ребенку нужно выучить гласные. Закрепить их основательно. Затем переходите к осваиванию согласных, одновременно присоединяя к ним певучие звуки для прочтения.
Кубики Зайцева
В наборе 52 единицы демоматериала. Это квадратные кубики со слогами. Они разного размера, цвета. 7 из них повторяются. Кубики звучат: шумят, если на них написана глухая согласная, позвякивают, если звонкая. Из них нельзя сложить слова, написанные неправильно. Например, нет слога ЖЫ, ЩЯ. Малыш получает навык грамотности.
На первых занятиях с малышами 4-5 лет нужно предложить поиграть с кубиками, не акцентируя внимание на буквы и слоги. Ребенок сам поймет, что они отличаются друг от друга.
На следующих уроках ребенок может начать складывать слова по образцу, начинать читать. Родителям важно не заставлять учиться, а давать знания исподволь, подсказывая и рассказывая в процессе игры.
В комплект Зайцева входят таблицы. Их развешивают на уровне глаз малыша. Информация запоминается на автомате.
Методика Н.Жуковой
Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы.
Изучая букварь вместе с ребенком, произносите вслух звуки, а не буквы: звук “М”, а не буква “ЭМ”, звук “С”, а не буква “ЭС”. Это позволит ребенку, соединяя буквы в слоги, избежать ошибок.
В противном случае малыш будет читать вместо: “АМ – АЭМ”, вместо АС – АЭС или АСЭ.
Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы. Малыш сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединять буквы в слоги.
При использовании букваря Жуковой обязательно прочтите рекомендации автора о том, как правильно начинать обучение. Они расположены в нижней части страницы букваря.
Как научить ребенка складывать свои первые слоги?
Не следует изучать алфавит по порядку. Первые звуки, с которых следует начинать быстрое обучение чтению, это гласные звуки: «А», «О», «У», «Э», «И». Малыши могут их проговаривать, и даже петь.
Затем следует постепенно добавлять йотированные гласные “Я”, “Е”, “Ё”, “Ю” и звук “Ы”.
Освоив гласные, можно переходить к согласным. Начните с сонорных и звонких согласных, постепенно переходя к глухим.
Сонорные согласные: “Л”, “М”, “Н”, “Р”
Звонкие согласные: “Б”, “В”, “Г”, “Д”, “Ж”, “З”
Глухие согласные: “П”, “Ф, “К, “Т”, “Ш”, “С”, “Х”, “Ц”, “Ч”, Щ”
Заканчивать изучение следует буквами “Й”, “Ь” и “Ъ” – об их существовании тоже нужно знать.
Как быстро научить ребенка чтению
Как научить ребенка соединять разные звуки и произносить их слитно?
Таким образом, мы учимся читать по слогам наиболее эффективно.
Среди полезных и популярных методик можно отметить игры для обучения чтению, обучающие карточки, курсы для детей 5 лет и младше Я читаю по слогам, Учимся читать слоги в которых в подробной и наглядной форме малыши постигают азы словосложения, их учат читать книги по слогам.
Комплект карточек “Веселые слоги для деток” для занятий дома.
Безусловно, важно не просто знать, как быстро научить читать ребенка по слогам, но и дать ему понять, что слова, которыми мы пользуемся ежедневно, не состоят исключительно из легких элементов, которые удобно выговаривать, и постепенно учить ребенка складывать слоги, заканчивающиеся на согласные звуки.
Вначале дети могут делать ошибки, длинные паузы, путать те или иные буквы. Ни в коем случае нельзя ругать их за это, но запастись терпением и шаг за шагом продолжать обучение чтению, используя карточки, и другие материалы.
Уже через какое-то время вы увидите заметные результаты, так как дети очень быстро схватывают и обрабатывают любую новую для них информацию. Очень скоро ваше чадо сможет с гордостью заявить: “Я читаю по слогам!”, и продемонстрировать свои умения восторженной публике.
Слоговая таблица
Это вспомогательный методический материал, необходимый для обучению скорочтению и прививания навыка хорошего ритма усваивания информации. Слоговая таблица представляет собой столбцы из гласных и согласных звуков.
Пользоваться ее можно сразу после изучения новой фонемы. Например, дошкольник усвоил букву Н. может сразу приступать к прочтения слогов с этой согласной. Во время занятий малыш усвоит, что такое открытый слог, как формируются слоги, слова. Если читать слоги из таблицы регулярно, то увеличивается темп и ритм чтения, автоматизируется грамотность.
Сравнение методик
Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.
Метод | Преимущества для домашнего использования | Недостатки для домашнего обучения |
---|---|---|
Карточки Домана | Можно заниматься с младенчества. Нет необходимости получать дополнительное образование, навыки преподавания. Занятия проводятся ежедневно, без специальной подготовки родителей и детей. | Метод основан на фотопамяти. Учить малыша читать в будущем придется более классическим способом. |
Кубики Зайцева | Подходит для гиперактивных малышей. Первые уроки можно проводить в раннем возрасте, после того, как ребенок научится сидеть. Методика соединяет в себе развитие моторики, речевого аппарата, грамотности, фонематического слуха. | Методика более эффективна при занятиях в группе. |
Чтение по слогам | Простая методика, известная всем родителям, бабушкам и дедушкам. Усваивается дошкольника легко, не требует дополнительной литературы, оборудования. Для уроков подойдут рукотворные карточки, тетрадь и ручка. | Считается универсальной методикой, лучшей для русской школы и занятий дома. |
Чтение по складам | Легко усваивается детьми в игровой и серьезной форме. | Скорее всего малышу придется переучиваться в школе, поскольку чтение довольно медленное. |
Методика Жуковой | Выделяется звук, а не слог. Психика ребенка подготовлена к такому методу лучше. Букварь иллюстрирован яркими картинками, ребенку заниматься с такой книгой интересно. Жукова не советует торопить ребенка в обучении чтению, переход к сложным заданиям очень мягкий, неспешный. | Родители должны следить за регулярностью занятий. Перед началом уроков по азбуке Жуковой нужно познакомить малыша с алфавитом. Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее. Игры на изучение буквИгры на умение складывать слогиНа развитие навыка чтенияУпражненияМалыш читает вслед за родителем в полголоса, отставая на 1-2 слога, слова. Темп увеличивается постепенно. Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным. М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки. Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО. Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор. КнигиВ процессе домашнего обучения родителям потребуется методическая поддержка. Для этого можно использовать следующие пособия: Советы родителямИтак, как можно научить ребенка читать слоги наиболее эффективным способом? Показывайте малышу интересные познавательные мультфильмы, в которых в яркой и доступной форме обучают чтению по слогам, например, “Учимся читать в 5” и т.д. Таким образом, малыш не только будет интересно проводить свободное время, но и быстрее выучит материал. В любом случае, методика обучения детей чтению – то ли это игровые карточки, то ли другие материалы, должна быть не только увлекательной, но и эффективной.
|