правда ли что учится будут до 20 сентября
Очно или онлайн? А с 20 сентября точно не закроют? Отвечаем на главные вопросы о новом учебном годе
Насчет нового учебного года ходит множество слухов. Пройдет ли он очно? Правда ли, что во все школы разосланы приказы о новом карантине с 20 сентября? А педагоги действительно прошли переподготовку и научились цифровым технологиям? О том, что на самом деле ждет школьников, их родителей и преподавателей в новом учебном году, в эфире программы «Радиошкола» рассказал директор и учитель истории школы № 444 Павел Северинец.
«Все настроены на то, чтобы начать год очно»
На самом деле у нас на столах не лежит никаких приказов по поводу начала учебного года. Мы тоже читаем интернет и социальные сети, отвечаем на очевидные вопросы родителей, которые муссируются в связи с дефицитом информации, определенным стрессом и страхом из-за того, что все мы пережили в связи с пандемией.
Единственный документ, который у нас есть сейчас, — это рекомендации от Роспотребнадзора. Сначала они были о том, как заканчивать учебный год, если занятия начнутся в очном режиме. Сейчас есть вторая редакция этих рекомендаций об организации очного обучения. Только она юридически оформлена и имеет какую-либо силу.
По заверениям министра просвещения Сергея Кравцова и замминистра просвещения Татьяны Васильевой, учебный год начнется с 1 сентября в очном режиме, согласно рекомендациям Роспотребнадзора. Нужно понимать, что в регионах ситуация может отличаться, но все настроены на то, чтобы начать обучение очно.
Ходят слухи о летней переподготовке учителей в рамках использования цифровых технологий. Но на самом деле несколько месяцев дистанционного обучения уже многое дали учителям, поэтому в большинстве своем их не надо отправлять ни на какие курсы. Все необходимое они освоили методом погружения. Более того, в педагогических коллективах (я общаюсь с другими директорами) уже обсудили итоги дистанционного режима: на какие программы мы делаем ставку, какие платформы будем использовать в качестве дополнительных, если такая необходимость возникнет. Это лучше курса повышения квалификации, и, могу честно сказать, сейчас педагогам некогда его проходить. Воспитатели вышли работать очно, потому что детсады полны детьми. Учителя только что проводили ЕГЭ: они являются организаторами ППЭ и экспертами, поэтому им некогда учиться. После этой процедуры они отправятся в отпуска и, надеюсь, успеют отдохнуть перед началом очной учебы 1 сентября.
«Здравый смысл и грамотное чтение документов»
Первый документ, который мы получили, — это рекомендации Роспотребнадзора к концу учебного года. Когда мы прочитали их, то поняли, что выполнить это все нереально. Честно говоря, мы учились очно до последнего, и никаких случаев коронавируса не было зафиксировано. Мы соблюдали все правила: измеряли температуру, все чистили, убирали. И сейчас это делаем — пока в детских садах, а далее продолжим и в школе. Сейчас уже вышла вторая версия рекомендаций. Это требования СанПиНа, то есть закон.
Здесь у нас такой алгоритм: то, что запрещается, мы нарушать не будем; то, что позволяется — будем смотреть, как реализовать
Я уже слышал комментарии некоторых чиновников, что нужно к ситуации относиться реально, потому что невозможно изолировать детей. Они все равно заходят в одно здание, сидят на одном этаже. Да, учитель будет переходить из одного кабинета в другой, но если он или кто-то еще заразится, инфекция все равно будет циркулировать в коллективе, вне зависимости от того, где сидят и ходят дети. Я верю, что здравый смысл победит, что мы начнем учиться и создадим условия для социализации, для взаимодействия, для работы.
Маски-шоу 2020-го. Кто в школе должен носить маски, а кто может ходить с открытым лицом
Согласен, что какие-то массовые «адские» мероприятия на 500–1000 человек в актовом зале можно минимизировать. Но мы готовы искать способы, как проводить мероприятия, рассчитанные на параллель, которые создают сообщество, причастность детей к чему-то важному и общему. Можно, например, проводить их на улице, что не будет проблемой.
Идеология образования в нашей школе построена на метагруппах, на взаимодействиях параллели. Мы переживем, если разновозрастные группы не будут взаимодействовать. Но как быть, когда параллель делится на несколько групп по предмету? А эти группы наборные, меняются по разным предметам в разных комбинациях. Тогда ограничения ставят крест на этой истории, что вызывает сожаление. Так что подходить ко всему нужно со здравым смыслом, внимательно читать документы и работать.
Этому принципу я обучился во время взаимодействия с Роспотребнадзором. В дошкольных группах мы убрали кровати, сделали открытое пространство с подиумами и предусмотренными спальными местами для детей (кроватки есть только у тех, кому это необходимо). К нам приходили чиновники, говорили: «А вот это нельзя», — и мы просили открыть требование СанПиН. В итоге оказывалось, что там были не запреты, а рекомендации. Это момент внимательного чтения первоисточника, на который обязательно нужно обращать внимание. Я не призываю ни в коем случае рисковать здоровьем детей, нарушать, устраивать непонятные вещи. Везде нужен здравый смысл, грамотное чтение документов и адекватное понимание ситуации.
«Школа — очаг социализации»
Опыт, полученный во время пандемии, мы обязательно возьмем на вооружение. Какие-то элементы сможем взять и интегрировать в очное образование, потому что не все было так ужасно, как это обсуждалось в обществе. Например, это касается предметов, которые мы должны изучать согласно учебному плану, но не хотим тратить на них много времени. Их можно организовать в дистанционном формате, чтобы отчитаться о том, что весь материал пройден.
«Опыт онлайна может пригодиться учителям раньше, чем кажется». Гендиректор «Яндекса» в России Елена Бунина — об уроках пандемии
Интересный опыт был и у учителей математики, многие из которых освоили новые платформы. Дети стояли в очереди в режиме онлайн, потом решали задачи — такой формат оказался очень удобным, потому что нужно было устно общаться с учениками. Все они точно были под присмотром, все они включились в работу.
Этот опыт мы точно сохраним в кружках, так как у нас есть много детей из других регионов, которые занимаются с нами дистанционно. Для них такой формат является спасением.
Дети были очень рады, что могли учиться в режиме онлайн у лучших учителей и сразу же получать обратную связь
Замминистра просвещения Татьяна Васильева высказывалась, что в российских школах будут интегрировать очное обучение с дополнительными онлайн-возможностями. Но, по моему глубокому убеждению, школа все равно будет являться очагом социализации. Дети должны приходить в школу, чтобы дружить, ругаться, ссориться, любить. Это место, где ребенку может быть иногда хорошо, а иногда не очень, но тут он находится вне зоны контроля родителей и учится сам выстраивать отношения с социумом.
«Большое количество домашки — проблема учителя»
Много вопросов по поводу системы 1–3, или эффективной началки в школах. На обучение по программе 1–3 идеально отправлять семилеток, которые умеют считать, читать, писать и неплохо подготовлены. Они не теряют год обучения на азбуку. Для работы с этими детьми мы внимательно подбираем педагогов, которые будут понимать, что им нужно адаптироваться, подрасти. Первый год в эффективной началке обычно сложный, так как темп обучения очень высокий. Если семья готова оказывать поддержку ребенку, то на эту программу стоит идти. Если же учителя или воспитатели говорят, что ребенок не готов, то не нужно тешить родительские амбиции.
Большое количество домашней работы в этой программе — проблема учителя. У учителей есть установка, что это важный городской проект, поэтому нужно показать результат и перегнать всех. Нельзя, конечно, за счет домашки всех перегнать. Поэтому подбор педагогов для эффективной началки — важнейшая задача для администрации школы. Необходимо, чтобы учитель был уверен в себе, никому ничего не доказывал, а просто работал с детьми и понимал, что нужно делать. Мы внимательно анализируем, кого отобрать, и я против того, чтобы учителя нагружали детей и родителей огромным количеством домашней работы.
«Репетиторов стало меньше»
Когда мы публикуем результаты стобалльников, то просто подчеркиваем этот абсолютный результат. Для педагога, учителя, родителя это действительно значимо, потому что я знаю, как с годами ЕГЭ изменился. Раньше там во многом была «угадайка», требовались примитивные ответы, чтобы просто что-то соединить. И сейчас, конечно, есть алгоритмы и шаблоны, которые форматируют мышление, но все равно с годами экзамен развивается, появляется творческая часть.
«Из-за экзаменов я потеряла 10 килограмм». Выпускники — о стресс-факторах на ЕГЭ-2020
Мы очень внимательно анализируем, сколько наших детей занимаются с репетиторами. И их становится меньше за последние годы. Здесь родители руководствуются двумя установками: сделать хорошо для ребенка и переложить ответственность за подготовку на кого-то другого.
Мы отказались от среднего балла ЕГЭ по школе, потому что не считаем его показательным: какой в нем толк, если два человека написали на 90 баллов, а один — на 50? Мы всегда пишем нижний и максимальный баллы. И искренне радуемся за ребят, которые получили максимальный результат, но не пытаемся тем самым подогреть истерию вокруг ЕГЭ, просто обращаем внимание на их заслуги, подчеркиваем, что гордимся ими.
Полную запись интервью с Павлом Северинцем слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».
Фото: Shutterstock / Kolpakova Daria
Будет ли дистанционное обучение с 20 сентября 2020? Дистанционное обучение с 20 сентября — правда?
Будет ли дистанционное обучение с 20 сентября 2020? Когда начнется дистанционное обучение?
Дистанционка в школах страны с 20 сентября 2020 года: будет ли, фейк или правда
Большая часть граждан России положительно относятся к тому, что 1 сентября 2020 года школьники должны приступить к обучению непосредственно посещая школы, то есть в очном формате. Однако есть вероятность, что с 20 сентября школьники вновь перейдут на удаленное обучение — правда ли это?
63% россиян против удаленного обучения школьников Большинство родителей учеников убеждены, что дома продуктивность в форме обучения спадает. Данный факт уже подтвержден на практике. Окончание прошлого года дети провели на дистанционном обучении по причине пандемии коронавируса. В августе месяце текущего года был проведен социологический опрос среди населения о необходимости в дистанционном обучении школьников:
Почти 63% граждан России считают, что детям не следует начинать обучение с 1 сентября дистанционно. Лишь 10% опрошенных людей отрицательно отнеслись к возращению детей в школы. Они считают, что учиться нужно сразу с начала года дистанционно, чтобы не было нового всплеска заболеваний коронавируса.
При этом 27% людей считают, что необходимо ввести смешанную форму обучения, чтобы дистанционной была только часть получаемых знаний. Опрос проводился в августе месяце среди больше чем 5 000 сотрудников организаций из различных округов нашей страны. Практически 97% школ перешли на дистанционное обучение в последней четверти прошлого учебного года по причине быстрого распространения коронавируса. В Министерстве уверены, что новый год начнется с 1 сентября 2020 г. в очном режиме.
К его началу готовы уже все детские сады и школы. Ухудшения эпидемиологической обстановки пока нет. Медицинские учреждения готовы принять вновь заболевших граждан и оказать им необходимую помощь.
О дистанционном обучении с 20 сентября 2020 года
В последнее время все чаще стали распространяться слухи о том, что дети выйдут учиться в школы в общем формате ненадолго. И уже через три недели всех школьников переведут на дистанционное обучение. Верить такой информации или нет. Покупать все необходимое к школе — родители учеников в в растерянности.
Однако уже есть комментарии Министерства образования и науки по поводу гуляющих слухов о дистанционном обучении с 20 сентября 2020 года. В ведомстве заверяют, что это все слухи и в новом учебном году обучение будет проходить в традиционной очной форме. Линейки 1 сентября 2020 года будут проведены исключительно для первых и одиннадцатых классов. Для родителей и детей на празднике будет организован масочный режим.
Для остальных классов на 1 сентября будут проведены уроки мужества, посвященные 75-летию Победы, а также урок безопасности.
Дистанционное обучение с 20 сентября — правда или ложь
Самый распространенный слух в последнее время о том, что готовится вторая волна коронавируса. Он основывается на том, что осенью всегда инфекционных заболеваний больше и количество заболевших людей возрастает. Поэтому можно предвидеть, что карантин возможен не только в школах.
Однако отдельная разновидность слуха касается именно учебных учреждений. Информация о том, что школы с 21 сентября 2020 года переведут на дистанционный формат остаются фейком и слухами. Официальные лица полностью опровергают все слухи по-поводу дистанционного обучения. Пока не выйдет официальное постановление в каждом из регионов о том, что есть необходимость перевести школы на дистанционный формат, говорить об этом не стоит.
Регионы на своем уровне будут принимать решение о необходимости перевода школ на дистанционный формат при ухудшении эпидемиологической обстановки.
«С 20 сентября – снова на удалёнку?» Родителей школьников напугали слухами об образовании «по Грефу»
На днях министр просвещения Кравцов заверил волнующихся родителей школьников: новый учебный год начнётся в обычном формате. Но обещаниям чиновников веры мало – в интернете упорно курсируют слухи о том, что уже с середины сентября российские школы снова распустят на удалёнку, а детей опять будут учить «по Грефу» – то есть никак.
Удалёнка. Никогда раньше это слово не вызывало такого шквала негативных эмоций, критики и даже, чего греха таить, нецензурной лексики. Этой весной миллионы российских семей в полной мере испытали на себе все «прелести» «инновационного» дистанционного обучения, за которое так ратуют многие «прогрессивные» политические силы. Почти три месяца мамы и папы бились головами об стену, вспоминая теорему Пифагора, а бабушки с дедушками просыпались ночью в холодном поту, повторяя спряжение глагола to be.
Худо-бедно учебный год всё же удалось завершить. Причём именно худо и бедно: дети получили ноль реальных знаний, зато родители выпили литры валерьянки и насчитали не один десяток седых волос на головах. Неудивительно, что очередного 1 сентября все мы ждём с немалой долей тревоги.
«Первого сентября начнём учиться очно»: Министр подарил надежду
Ситуацию вроде бы разрядил министр просвещения России Сергей Кравцов: в ходе брифинга в понедельник, 27 июля, чиновник заявил, что дистанционное обучение в российских школах вводить никто не планирует. А 1 сентября дети пойдут заниматься очно.
«Мы говорим именно о традиционной, классической форме обучения с 1 сентября. Мы не планируем вводить дистанционное обучение», – заявил министр.
Казалось бы, можно выдохнуть – так называемый «дистант» перестал быть угрозой. Но панику среди родителей подогревают упрямые слухи о том, что в школы дети отходят не более пары недель, а потом всех снова распустят по домам на несколько месяцев.
Дети рады удалёнке не больше родителей. Фото: Igor Golovniov/Globallookpress
По Сети даже распространяется аудиозапись слов некоего «инсайдера»: он утверждает, что документы о новом, ещё более строгом карантине уже давно «подписаны и направлены во все департаменты»: «С 20 сентября нас всех снова закроют, и надолго».
Родители уже не верят чиновникам и готовятся к новой дистанционке: «Учиться будут до первого чиха»
Родители, несмотря на все гарантии чиновников, слухам склонны верить. Вот что пишут пользователи соцсети ВКонтакте:
Александр Кайзер: «Первого числа линейка будет, никто не спорит. но это будет лишь линейка. Дальше же мы продолжим учиться так, как и учились последнее время – дистанционно!
Zulfiya Asina: «Соберём детей в школу, купим форму, а через пару недель опять на карантин?»
Каролина Гинзбург: «Сдаётся мне, что учиться будут до первого чиха или кашля, потом сезонная вспышка ОРВИ и – вперёд, родители – сдавать тесты детям на короновирус за свой счёт, а без справочки не примем».
Иван Иванов: «В Департаменте уже «письма счастья» лежат из Москвы с печатями о закрытии школ во второй половине сентября».
Фото: скриншот vk.com/glavnnovosti
Страхи родителей можно понять: первый опыт дистанционного обучения в школе, введённого из-за пандемии коронавируса, с треском провалился.
Удалёнка по-русски: папа у Васи силён в математике.
Фактически во время пандемии дети не учились. Конечно, можно списать это на техническую неготовность школ, на отсутствие у многих семей необходимых условий (нет надёжного интернета, нет оборудованных рабочих мест, были случаи, когда дети в маленьких населённых пунктах лазили со смартфонами на столбы, чтобы получить задание от учителя). Но это технический момент, который, наверное, можно поправить, считает автор Царьграда Егор Кучер. Но сама идея, по его мнению – и мнению большинства специалистов, – всё равно не выдерживает никакой критики.
Источник Царьграда, имеющий прямое отношение к Минпросвещения, подчеркнул:
Считаю дистанционку вредным новшеством, особенно для младших классов. Эта форма требует огромной самоорганизации, самоконтроля, ответственности, которыми младшеклассники в силу возраста ещё не обладают. К тому же во многих семьях оба родителя работают, а значит, ребёнок остаётся без контроля.
Ещё более жёстко и ёмко выразился о вреде «удалёнки» авторитетный врач и телеведущий Александр Мясников. Он уверен: «никакое дистанционное обучение не заменит очное». «И так уровень образования упал ниже критической отметки, мы все это видим», – не стал скрывать грустной правды доктор.
Доктор Мясников раскрыл неожиданную угрозу дистанционного обучения: «Глядишь, и в трансвеститы потянет»
В своём Телеграм-канале он заметил: «Родители – как правило, работающие люди, в том числе и врачи, и медсестры. И работники Роспотребнадзора, кстати. Им что – всем с работы уходить, с детьми сидеть?»
Врач добавил, что удалёнка несёт в себе ещё одну, пока неочевидную, но весьма реальную угрозу – ребёнок оказывается лишённым общения, а это может привести к неожиданным последствиям:
И подерутся во дворе, и девочку за косичку дёрнет, а потом и записочку напишет. Дома, глядя в компьютер, и правда в трансвеститы потянет.
Тем, кто боится обострения эпидемиологической ситуации, Мясников напомнил, что дети реже всего болеют COVID-19, поэтому их даже иногда называют «живыми вакцинами». А недавно эксперты ВОЗ и вовсе усомнились в возможности заражения коронавирусом от бессимптомного носителя.
Но даже если такая возможность есть, то говорить о риске заражения родителей школьников тоже несколько странно, уверен доктор, который, напомним, является также официальным представителем Оперштаба по борьбе с COVID-19:
Родители школьников по определению люди до 40. То есть и они тяжело не болеют. Процент тяжёлых случаев у них менее 1%. То есть при самых плохих раскладах и они получат максимум ОРЗ.
Остаются бабушки и дедушки. Но если они живут в семье, то риски у них, по словам эксперта, и так есть от домочадцев: «Один (как правило) ребёнок тут мало что изменит!»
Образование «по Грефу» – цифровизация или дебилизация?
Впрочем, у дистанционки так много лоббистов и сторонников в самых «верхах», что есть все шансы снова столкнуться с ней – даже и без пандемии и нового карантина. Например, «прорывные» программы дополнительного и дистанционного образования успешно продвигает Сбербанк: Герман Греф спит и видит, как перевести миллионы российских школьников на обучающие платформы Сбера.
Глава самого богатого банка страны не раз критиковал российское образование, вернее, то, что от него осталось после набегов реформаторов вроде Грефа.
Чего не хватает нашей системе образования? Первое – система не даёт навыков. Знания выветриваются из голов – любых, и у взрослых, и у детей, если не связаны с конкретными навыками. Второе – мы не учим детей soft skills, взаимодействию с другими людьми, навыкам принятия решений, креативности, управления собой,
Идеи Грефа нашли своё отражение в концепции «Образование-2030», которую разработали в 2018 году в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) в рамках направления «Молодые профессионалы». Кстати, Герман Оскарович входит в наблюдательный совет АСИ.
Куратором «Образования-2030» стал Дмитрий Песков – не тот, что пресс-секретарь президента, а известный в либеральных кругах IT-эксперт и руководитель. Он и его партнёры по проекту «Метавер» решились двигать российское образование в ту же либеральную сторону, заменяя традиционные уроки играми, экзамены тестами, а контрольные работы – проектами.
Правда, «Образование-2030» ориентировано больше на вузы, но его аналоги уже весьма активно продвигаются и в рамках школьного образования – взять хотя бы «Кванториум», распиаренный проект единомышленницы Грефа Марины Раковой, которая пару лет назад неожиданно была назначена заместителем министра просвещения. Ракова – ярая поборница различных инноваций в образовании, в том числе и удалённого обучения. По всей стране открыто уже более 110 «Кванториумов».
Концепция этого проекта основана на элитарности и полной противоположности традиционному образованию. Вместо уроков и предметов там «треки» и «траектории», а на занятиях дети усваивают не знания, а «компетенции». Конечно, ребятам там не скучно, ведь им никто не докучает контрольными и не заставляет писать диктанты: куда как веселее собирать и запускать коптеры или «рубиться» в игры. Но какой уровень образования получается на выходе – большой вопрос.
Убить экзамены – добить школу: Чего добивается Греф?
Герман Греф, выступая в 2019 году на Восточном экономическом форуме, заявил о запуске собственной образовательной платформы, которая с 1 сентября тестируется в 15 школах страны. Глава «Сбера» признался: одна из его личных целей – «убить» экзамены.
Впрочем, после введения ЕГЭ и феерического провала дистанта традиционную школу остаётся разве что добить – надёжно так, с контрольным выстрелом в голову, под надёжным прикрытием коронавируса. А заодно и уничтожить всякую надежду на умное, образованное, начитанное новое поколение.
Будет ли дистанционное обучение с 20 сентября 2020? В школах готовятся к дистанционному обучению.
Будет ли дистанционное обучение с 20 сентября 2020. Подробности.
Всего через неделю стартует новый учебный сезон, который пройдет в непривычном для всех формате. Так, стало известно, что Министерство образования планирует ввести дистанционное обучения в некоторых вузах страны, техническая и информационная база которых отвечает всем требованиям. В то же время воспользоваться этим предложением сможет только определенная категория студентов.
Обучение в университетах, как и в других образовательных учреждениях, планируют начать первого сентября, проводя его в очной форме. Но несмотря на снижение уровня заболеваемости, в большинстве регионов страны не все студенты смогут приступить к обучению в обозначенные сроки. Границы большинства государств остаются закрытыми и неизвестно, когда карантинные ограничения будут ослаблены.
На дистанционное обучение школьников перевели из-за вспышек COVID-19 в отдельных регионах. Ранее в Роспотребнадзоре сообщали, что эпидемиологическая обстановка позволяет вернуться к очному режиму учебы
Несколько российских школ из-за вспышек коронавируса были вынуждены сразу после начала учебного года перейти на дистанционное обучение. Об этом в эфире радио «Комсомольская правда» заявил первый заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко.
Он привел в пример одну из школ Забайкалья, а также точечные переводы на удаленку некоторых классов.
«В этих школах выявлены конкретные случаи заболевания. В контроле помогает и Минздрав, он обеспечивает дополнительный мониторинг ситуации», — пояснил Глушко.
31 августа глава Роспотребнадзора Анна Попова заявляла, что эпидемиологическая обстановка в стране позволяет начать учебный год в обычном режиме.
По словам Поповой, эпидемия COVID-19 внесла коррективы в процесс обучения: ученикам будут измерять температуру в школе, а в случае малейшего недомогания идти на занятия будет нельзя.
Ограничения для дистанционного обучения с 20 сентября 2020
При этом глава государства напомнил школьникам, что некоторые ограничения все же сохраняются, и призвал их неукоснительно соблюдать.
Все вы, конечно, слышали или читали в Интернете информацию о второй волне коронавируса, которая уже стучится в двери, и о том, что 20 сентября вся страна снова окажется на самоизоляции, а школы и университеты перейдут на дистанционное обучение.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по-простому Роспотребнадзор) прокомментировал эти слухи.
В ведомстве также сообщили, что они лишь рекомендовали дистанционное обучение для факультативных занятий, да и то только при наличии технической возможности.
Школы, как подчеркнул Роспотребнадзор, организуют график начала уроков так, чтобы избежать скопления детей. Для каждого класса будет выбрано свое время начала первого урока. Перемены также будут проходить в разное время.
В июле о том, что ограничения вернутся 20 сентября, сообщал сайт News.ru со ссылкой на «источник в силовых кругах, знакомый с деталями происходящего», а также сайт газеты «Наша версия».
По словам «Медузы» в мэрии, врачи стационаров, которые могут быть при необходимости перепрофилированы под лечение коронавируса, получили от департамента здравоохранения негласную просьбу к 15 сентября вернуться из отпусков. В пресс-службе департамента здравоохранения заявили, что не издавали предписание о возвращении врачей, в том числе главных, из отпусков к 15 сентября.
Дистанционное обучение с 20 сентября 2020. Требовании департамента.
Также, завуч одной из московских школ рассказал изданию о требовании департамента к 20 сентября «полностью подготовиться к дистанционному обучению», но другой источник из сферы образования со слов директоров школ передал, что методический план московских школ ориентирован на офлайн-обучение и других приказов нет.
Пресс-служба департамента образования сообщила, что сейчас планируется работа школ в традиционном формате, а дистанционную форму обучения будут использовать как дополнение к очной.