практико ориентированное обучение в вузе

Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Н.Г. Мякишева (г. Ялуторовск)

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.

Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.

Практико-ориентированный подход в обучении специалистов.

Существует три подхода в системе практико-ориентированного обучения.

Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной практики.

Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами определенной области.

При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

В основу реализации данных принципов должны быть положены:

реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;

специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;

интеграция знаний, методов различных областей науки и практики.

Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами , которые я использую, являются:

метод проблемно-ориентированного обучения;

технология педагогического сотрудничества;

технологии коллективного взаимообучения;

технология проблемного обучения;

Практико – ориентированные занятия.

В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.

Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию на производстве и принимать верные решения.

Практико-ориентированные занятия можно разделить на два этапа:

экскурсия на специализированное предприятие. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за производством, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости.

выездные занятия, проводимые на предприятиях, которые начинаются с инструктажа по технике безопасности и организации рабочего места. Студенты отрабатывают практические навыки, решают поставленные перед ними производственные задачи и работают с технической документацией. Чаще всего применяется групповой метод обучения, что способствует формированию умений работать в коллективе и команде. Это необходимо для развития профессиональных компетенций будущего специалиста. Затем происходит взаимооценка занятия вместе с персоналом предприятия.

Практико-ориентированное обучение в данный момент в нашем колледже достигается путем прохождения учебной и производственной практики студентов по профессии «Продавец, контролер-кассир» на предприятиях розничной торговли. Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения, знакомятся со структурой предприятия.

С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки. Необходимо сделать практику действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации или в одной и той же отраслевой вертикали. В ходе учебной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов программный продукт для решения небольших по объему задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника), происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности. Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности.

Разумеется, такая модель непрерывной практики – неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, большое значение имеет поиск постоянных работодателей. В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по улучшению содержания конкретных дисциплин, затем – рабочих и учебных программ.

Источник

практико ориентированное обучение в вузе. natural history mini. практико ориентированное обучение в вузе фото. практико ориентированное обучение в вузе-natural history mini. картинка практико ориентированное обучение в вузе. картинка natural history mini.

практико ориентированное обучение в вузе. book scienceforum mini. практико ориентированное обучение в вузе фото. практико ориентированное обучение в вузе-book scienceforum mini. картинка практико ориентированное обучение в вузе. картинка book scienceforum mini.

практико ориентированное обучение в вузе. 2003 image001. практико ориентированное обучение в вузе фото. практико ориентированное обучение в вузе-2003 image001. картинка практико ориентированное обучение в вузе. картинка 2003 image001.

практико ориентированное обучение в вузе. Znak natc konkurs. практико ориентированное обучение в вузе фото. практико ориентированное обучение в вузе-Znak natc konkurs. картинка практико ориентированное обучение в вузе. картинка Znak natc konkurs.

практико ориентированное обучение в вузе. diplom ruk big. практико ориентированное обучение в вузе фото. практико ориентированное обучение в вузе-diplom ruk big. картинка практико ориентированное обучение в вузе. картинка diplom ruk big.

практико ориентированное обучение в вузе. Spivak. практико ориентированное обучение в вузе фото. практико ориентированное обучение в вузе-Spivak. картинка практико ориентированное обучение в вузе. картинка Spivak.

практико ориентированное обучение в вузе. image 2003 5 600. практико ориентированное обучение в вузе фото. практико ориентированное обучение в вузе-image 2003 5 600. картинка практико ориентированное обучение в вузе. картинка image 2003 5 600.

практико ориентированное обучение в вузе. image 2003 4 200. практико ориентированное обучение в вузе фото. практико ориентированное обучение в вузе-image 2003 4 200. картинка практико ориентированное обучение в вузе. картинка image 2003 4 200.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ (ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ)

Целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться специалист, способный эффективно применять в практической деятельности имеющиеся у него компетенции [2].

В рамках исследования проблемы практико-ориентированного обучения в ВУЗе нами было проведено анкетирование, респондентами которого стали студенты четвертых и пятых курсов НИУ «БелГУ» (N=100), обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве)», «Мировая экономика», «Государственное и муниципальное управление».

Важное значение при выборе респондентами специальности имели следующие показатели, представленные на рис.1.

Рис.1. Основные показатели, влияющие на выбор специальности респондентами.

Важнейшими факторами при выборе ВУЗа являются:

1. Престиж учебного заведения. Так ответили 60% опрошенных.

2. Наличие бюджетной формы обучения. Данный фактор важен для 40% респондентов.

3. Мнение родителей является приоритетным фактором для 20% студентов.

4. Преподавательский состав. Данный фактор указали 10% опрошенных.

По результатам нашего исследования, такие факторы, как цена за обучение, наличие библиотеки и материально-техническая база, на выбор студентов не оказывают влияния.

На рис.2. представлены ответы на вопрос: «Устраивают ли Вас условия и возможности, предоставляемые ВУЗом?».

Рис.2. Оценка условий и возможностей, предоставляемых НИУ «БелГУ».

Следует обратить особое внимание на параметр «Не устраивает», который респонденты выбрали для таких условий, как предоставляемые ВУЗом возможности трудоустройства, возможность прохождения практики по специальности, а также уровень преподавания. Необходимо сконцентрироваться на первых двух условиях, так как подавляющее большинство респондентов (98%) недовольны предоставляемыми ВУЗом возможностями трудоустройства, больше половины студентов (52%) – возможностью прохождения практики по специальности.

Половина опрошенных студентов отмечают, что на данный момент теоретические знания преобладают над практическими. Остальные 50% респондентов утверждают, что обладают только теоретическими знаниями. Следует отметить, что ни один респондент не отдал предпочтение следующим вариантам: «отличное знание теории и практики», «практические знания преобладают над теоретическими», «обладаю только практическими знаниями».

На рис.3 показано, как студенты оценивают уровень теоретической и практической подготовки в НИУ «БелГУ».

Рис.3. Уровень теоретической и практической подготовки в НИУ «БелГУ».

Следует отметить, что почти 80% студентов оценивают уровень практической подготовки, как низкий и очень низкий.

Наибольший интерес у студентов вызывает совмещение теоретических знаний с практическими и получение практических навыков. Эти критерии набрали по 50%. Никто из опрошенных не заинтересован в получении только теоретических знаний, не подкрепленных практическими умениями.

Более половины респондентов признались, что производственная практика, организованная ВУЗом им ничего не дает и является формальным отчетом. На рис.4. представлена оценка уровня организации производственной практики в НИУ «БелГУ».

Рис.4. Оценка уровня организации производственной практики в НИУ «БелГУ».

Большинство респондентов считают, что получение более глубоких практических знаний в рамках ВУЗа повлияет на шансы при трудоустройстве. Так ответили более 80% студентов. Остальные указали на потребность подтверждения полученных практических знаний соответствующими сертификатами. При этом все студенты отмечают необходимость включения в производственный процесс более глубокой практической подготовки.

Таким образом, проблема практико-ориентированного обучения в ВУЗе действительно является актуальной. В современных условиях особенно важно организовать процесс обучения так, чтобы его результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы практически востребованных знаний и умений, что обеспечит позитивные возможности для трудоустройства выпускников. При освоении исключительно теоретического материала учебный процесс становится излишне усложненным и отрывается от реальной жизни, что ведет к потере интереса студентов к обучению.

В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется (и основным «учебным материалом» является) именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных операций и заданий, организованных в единое целое и направленных на достижение общей цели.

Решение этой проблемы на уровне ВУЗа возможно через внесение определенных изменений в учебный план подготовки будущих специалистов (бакалавров и магистров) и в учебные программы. Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы, работа со случаем и т.д.) возможно через распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки, определяемого потенциальным работодателем. В процессе обучения должны широко использоваться творческие индивидуальные и групповые задания. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития студентов, формирования их профессионального сознания.

Практико-ориентированное обучение позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме должен содержаться материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни [3].

В рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса студента и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала.

Источник

«Практико-ориентированное обучение как эффективная форма обеспечения требований работодателей к уровню подготовки будущих специалистов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Практико-ориентированное обучение как эффективная форма обеспечения требований работодателей к уровню подготовки будущих специалистов»

Мизева Жанна Анатольевна, преподаватель

ГПОУ «Прокопьевский транспортный техникум»

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, практико-ориентированный подход, студент, преподаватели;

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки.

Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования – это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач.
Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.

И зменения, которые происходят сегодня в системе профессионального образования, на правлены, в первую очередь, на приведение в соответствие квалификации выпускника требованиям рынка труда. Основным условием развития и модернизации профобразования является практико-ориентированный подход, применение которого в образовательном процессе направлено на формирование общих и профессиональных компетенций специалиста. Н а сегодняшний день состояние современной экономики требует от специалиста среднего звена профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу. Практико-ориентированный подход обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности. В основу практико-ориентированной технологии положено создание условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к обучению. Происходит изменение роли преподавателя от транслятора знаний к позиции руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций. Студент осваивает различные формы учебной деятельности и делает изучение привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.

формирование у студентов мотивации и готовности к овладению профессиональной деятельностью, начиная с момента поступления в техникум (введение в специальность, общепрофессиональные дисциплины, классные часы, и т.д.);

обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки (теоретической, методической, практической) будущих специалистов по обслуживанию и ремонту автомобилей на основе компетентностного подхода с использованием современных педагогических технологий и активных методов обучения;

тесная связь с работодателями при разработке междисциплинарных курсов профессиональных модулей, учет требований региональных особенностей районов;

практико-ориентированная направленность обучения, позволяющая формировать умения и навыки, основанные на проблемных ситуация на СТО и АТП города (практические занятия по профессиональным модулям ПМ01- ПМ05);

— прохождение учебных практик и производственной практики по профилю специальности, преддипломной практики, позволяющих получить практические навыки при овладении специальности.

После окончания теоретических курсов, выполнения практических работ, прохождения учебных и производственных практик. При выполнении курсовых работ выявляется степень усвоения и осознанности усвоения знаний по всем разделам. Студенты учатся анализировать, выделять главное, формировать понимание важности вопроса и профессиональной ответственности, работать в команде. Студенты приступают к выполнению дипломных работ. При выполнении дипломной работы студенты выполняют часть работы, где необходимы знания, полученные в ПМ01- ПМ05 используя приобретенные знания.

На своих занятиях преподаватели профессионального цикла осуществляют через активные методы обучения, такие, как:

-деловые имитационные игры с созданием проблемности;

— решение практических профессиональных задач;

— экскурсии на АТП и СТО города;

— применение метода анализа конкретных ситуаций;

— разнообразные формы самостоятельной работы студентов (выполнение творческих работ, создание презентаций, исследовательская деятельность);

— участие в научно-практических конференциях;

Защита дипломных работ позволяет наиболее полно и с большим эффектом контролировать знания студентов, приобретенные на практических уроках и на уроках курсового проектирования,

Практико-ориентированное обучение является одним из эффективных инструментов формирования профессиональных компетенций и личностно-деятельностной подготовки студентов. Оно оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения и позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки, творческого развития и воспитания специалиста, приобретения студентами навыков профессиональной работы. Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными на рынке труда.

1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012,www.sisp.nkras.ru

2. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2007

3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).

4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006. – 247 с.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Источник

Практико ориентированное обучение в вузе

практико ориентированное обучение в вузе. pdf 50. практико ориентированное обучение в вузе фото. практико ориентированное обучение в вузе-pdf 50. картинка практико ориентированное обучение в вузе. картинка pdf 50.

В настоящее время в России усугубляются проблемы обеспечения отраслевых и региональных рынков услуг квалифицированными кадрами. Это обусловлено, на наш взгляд, следующими факторами:

— Старение населения РФ и сокращение его численности;

— Несоответствие потребностей рынка труда в специалистах определенной квалификации их фактическому выпуску;

— Неспособность молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения фундаментальных основ [6].

Указанные факторы отрицательно влияют на показатели социально-экономического развития страны, а также отраслевых и региональных рынков услуг и представляют угрозу для модернизации российской экономики и её перевода на инновационный путь развития.

Функционирование малых, средних и крупных предприятий всех форм собственности, образующих отраслевые и региональные рынки услуг, на период до 2020 года будет складываться под влиянием следующих приоритетов государственной политики, вызванных реализацией Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ [2]:

— повышение конкурентоспособности услуг;

— адаптация к дефициту предложения рабочей силы;

— адаптация к физико-географическим условиям;

— обеспечение реализации имеющихся научно-технологических заделов (в первую очередь для энергетики, связи).

На наш взгляд, ключевой проблемой в указанном перечне является проблема отсутствия квалифицированных кадров. Именно от профессионализма рабочего, служащего, руководителя, а также качества их взаимодействия будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятий сферы услуг, уровень их доходов и расходов.

Практически во всех регионах России определенная часть выпускников ВУЗов устраивается на работу не по полученной специальности. Одна из причин – работодателям нужны готовые специалисты с опытом работы, а его у выпускника обычно нет. В профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов.

Решение этой задачи на уровне вуза возможно через внесение определенных изменений в учебный план подготовки будущих бакалавров и магистров и в учебные программы. Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы, работа со случаем и т.д.) возможно через распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки бакалавра, определяемого работодателем.

Если вести речь о традиционных технологиях обучения, то можно отметить следующее. Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским [1], и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс (группу), который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

— класс (группа) работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого обучающиеся должны приходить в школу (ВУЗ) в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

— основная единица занятий – урок (лекция);

— урок (лекция), как правило, посвящены одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;

— работой учащихся руководит учитель (преподаватель): он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс (допуске к экзамену);

— учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения – централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых студенту предоставлено право обучаться.

Методы усвоения знаний основываются на:

— сообщении готовых знаний;

— обучении по образцу;

— индуктивной логике от частного к общему;

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов или экзаменов.

Основные характеристики традиционной формы обучения в ВУЗе представлены в таблице 1

Таблица 1. Достоинства и недостатки традиционной формы обучения

Систематичность учебного процесса

Использование шаблонов в учебном процессе, единообразие

Упорядоченная, логическая, системная подача учебного материала

Аудиторные занятия обеспечивают лишь первоначальное освоение материала, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания

Ограниченные возможности развития самостоятельного, критического мышления

Постоянное воздействие личности преподавателя

Пассивность или видимость активности студентов.

Возможное отсутствие обратной связи.

Усредненный подход к оценке знаний студентов

Оптимизация затрат и ресурсов при организации учебного процесса

Отсутствие возможности индивидуального обучения

Учитывая наличие определенных недостатков, присущих традиционным формам обучения, необходимо внедрять в учебный процесс ВУЗов новые формы обучения, отвечающие современным требованиям экономического, социального и политического развития РФ и её регионов.

7-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, выполняя положения «Повестки 21-го века», объявила десятилетие (2005-2014 гг.) декадой Образования для устойчивого развития [4]. Образование для устойчивого развития – это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств – знаний, умений и владений, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни и устойчивое развитие отраслевых и региональных рынков услуг.

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [3] было предусмотрено создание механизма устойчивого развития. Ставилась задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности (Байденко В., Болотов В. А., Борисенков В. П., Сериков В. В.).

В основе практико-ориентированного подхода в образовании лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.

Переход к профильному обучению направлен на реализацию одновременно принципов личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, поэтому он преследует широкие образовательные и развивающие цели: обеспечение углубленного изучения отдельных предметов; обеспечение равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностями и интересами; расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Применение практико-ориентированного подхода должно начинаться в школе и целенаправленно переходить в систему высшего профессионального образования, причем, являться основным методом обучения данной ступени системы образования.

Любая образовательная технология – это воплощение определенной стратегии. Внедрение практико-ориентированного подхода в учебный процесс ВУЗа обусловлено необходимостью поиска адекватных образовательных технологий – совокупности средств и методов обучения и развития студентов, позволяющих успешно реализовать поставленные цели.

Современные работодатели рассматривают знания, умения и навыки выпускников в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг.

Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода. Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих.

Основная цель практико-ориентированного подхода в образовании – построить оптимальную модель (технологию), сочетающую применение теоретических знаний в решении практических вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций специалиста.

Модель такого профессионального обучения самым тесным образом должна быть связана с целями деятельности организаций отраслевых и региональных рынков услуг, текущими и перспективными задачами развития экономики в целом, обеспечением высокой эффективности управления и получением необходимой прибыли.

В системе высшего образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию. Одни авторы (Ю. Ветров, Н. Клушина) практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной роли в социальной работе. Другие авторы (П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Некоторые авторы (А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.) становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин. Основные этапы практико-ориентированного обучения для студента представлены на рисунке 1.

практико ориентированное обучение в вузе. image001. практико ориентированное обучение в вузе фото. практико ориентированное обучение в вузе-image001. картинка практико ориентированное обучение в вузе. картинка image001.

Рисунок 1. Основные этапы практико-ориентированного обучения

К практико-ориентированным образовательным технологиям, по нашему мнению, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.

Построение процесса практико-ориентированного обучения на базе данных технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих бакалавров (магистров).

Обществу нужна личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться, самообразовываться, способная успешно позиционировать себя на рынке труда, ориентированная на социально-значимые приоритеты.

Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Необходимо также отметить, что практико-ориентированный подход может быть направлен и на решение задач совершенствования регионального образовательного пространства. Образовательные пространства российских регионов существенно отличаются друг от друга, что предопределено естественными различиями территорий в географическом положении, климате, уровне и направленности развития экономики, состоянии финансов, ресурсном обеспечении, расселении и занятиях населения, его национальным и религиозным составом и т.д. Несмотря на названные отличия в темпе и глубине развития образовательных пространств регионов, с точки зрения практико-ориентированного подхода можно выявить общие направления интеграционных процессов на региональных рынках труда и образовательных услуг. К ним относятся:

— возрастание спроса со стороны регионального бизнеса, производства и управления на кадры высшего уровня квалификации;

— увеличение спектра специальностей и квалификаций различного уровня, требуемых региональными рынками услуг;

— усиление спроса отраслевых и региональных рынков услуг на специальности, ранее относившиеся к ряду «элитарных» (международные отношения и торговля, банковское дело, государственное и муниципальное управление и т.д.);

— «образовательный бум», охвативший значительную часть населения регионов и позиционирующий высшее образование как массовое и общедоступное.

Отметим, что указанные выше причины привели к переоценке значимости образовательных услуг как профессиональным сообществом, так и обществом в целом. Результатами такой переоценки стало общественное признание определяющей роли практико-ориентированного образования в качестве основы формирования трудовых ресурсов, что с точек зрения различных субъектов гарантирует успех: для личности – профессиональную востребованность и доступ к социально-экономическим благам; для предприятий – повышение конкурентоспособности и эффективности; для социума вообще – стабильное позитивное развитие. К частным последствиям положительного тренда использования практико-ориентированного подхода в системе образования можно отнести:

— возросшее осознание значимости образования как для будущего отдельной личности, так и для будущего отраслевых и региональных рынков услуг;

— осознание руководителями сферы услуг значения высококвалифицированных кадров для развития их предприятий, способности выдержать конкурентную борьбу;

— восприятие самого образования как определенной постоянной ценности;

— изменение отношения личности к обучению (все большее количество обучающихся проявляет образовательную инициативу и самостоятельность);

— изменение характера взаимодействия между ВУЗами и представителями бизнеса (в т.ч. сферы услуг);

— возрастание объема личных средств, затрачиваемых гражданами на собственное обучение, переподготовку и повышение квалификации.

В целях обеспечения технологической модернизации экономики Российской Федерации и повышения ее конкурентоспособности в настоящее время происходит процесс реализации стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [5], посредством которой обеспечивается превращение научного потенциала ВУЗов в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Для реализации указанной цели предполагается решить следующие задачи:

— Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.

— Создание эффективной национальной инновационной системы.

— Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.

— Модернизация экономики на основе технологических инноваций.

По нашему мнению, достижение заявленных целей возможно при постоянном сотрудничестве органов государственной власти (стратегия развития, законодательное регулирование), представителей бизнеса (производство товаров, работ, услуг и перспективы их развития) и представителей ВПО (кадры, обладающие определенными компетенциями, умениями и навыками).

Основной задачей реформы ВПО является создание возможностей для обучения бакалавров и магистров в соответствии с принципами практикоориентированности с целью получения специалистов с определенным набором компетенций, позволяющим максимально эффективно применять их на практике.

К основным принципам практико-ориентированного обучения можно отнести:

1. Принцип практико-ориентированного целеполагания

Согласно этому принципу процесс обучения каждого студента происходит на основе и с учетом его личных целей, связанных с получением определенного набора компетенций.

Этот принцип опирается на глубинное качество человека – способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей человек живет с потребностью и возможностью ставить и достигать их.

Самоопределение студента по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Студент обозначает интересующие компетенции, обсуждает их, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой. Принцип практико-ориентированного целеполагания предусматривает необходимость осознания своих целей обучения.

Индивидуальные цели студентов постепенно занимают все больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания студента, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате люди учатся соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории

Студент имеет возможность выбора основных компонентов своего образования. Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности. Необходимо дать студенту возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, форм ее выполнения, поощрять собственный взгляд на проблему, стимулировать его аргументированные выводы и самооценки.

Этот принцип устанавливает соответствие формируемых студентом компетенций действующим образовательным стандартам. Человек может не только выбрать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создать собственные элементы своей образовательной траектории.

Свобода самовыражения и выбора образовательной траектории студента предполагает заданность его способов деятельности. Студент получает приращение компетенций тогда, когда овладевает способами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Чем большую степень включения студента в конструирование собственного образования обеспечивает преподаватель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация студента.

Принцип выбора образовательной траектории означает, что при освоении учебных дисциплин возможно получение компетенций разного уровня как по теоретическим, так и по практическим аспектам.

Для реализации этого принципа преподаватель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой – допускать иные смыслы образования, которые могут быть у студентов.

3. Принцип продуктивности обучения

Согласно этому принципу главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение студента, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение обучающимися образовательного продукта. В процессе усвоения содержания изучаемых дисциплин у студентов развиваются навыки и способности, которые свойственны специалистам соответствующей науки или области деятельности. Образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных и профессиональных качеств, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и профессионального прообраза деятельности.

Сформулированные обучающимися цели обучения, составленные ими планы, алгоритмы, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, выполненными работами, заданиями, тестами и пр.

4. Принцип первичности образовательной продукции студента

Согласно этому принципу создаваемое обучающимся личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

Человек, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создает образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

Принцип первичности образовательной продукции студента дополняется существенным требованием: объекты познания и применяемые методы познания должны соответствовать реальным практическим объектам и методам, которые имеются в изучаемой области деятельности.

В традиционной вузовской образовательной практике следует делать акцент на исследовании реальных процессов, а не на изучении информации о них. Традиционная деятельность «по изучению знаний» уступает место предметной деятельности «по добыванию знаний».

В результате образовательная деятельность носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными компетенциями.

5. Принцип ситуативности обучения

Чтобы организовать творческую деятельность студента, преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель – вызвать мотивацию и направить деятельность студента в направлении получения компетенций и решения связанных с ними проблем. Чтобы человек создал свой вариант мотивирования из различных теорий мотиваций, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл этих теорий, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать эту связь; затем предложить научиться выявлять закономерности в различных подходах к влиянию на людей. Лишь вооружившись средствами психологического творчества, студент сконструирует собственную модель воздействия.

Любое положительное проявление творчества студента должно находить поддержку преподавателя. Смысл построения ситуаций, в которых студент может проявить самостоятельность, состоит в обеспечении его образовательного движения.

6. Принцип образовательной рефлексии

Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

Рефлексия – это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. Студент осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.

Формы образовательной рефлексии различны: письменное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений, работа в группах, различные виды практик. Рефлексия – необходимое условие, для того чтобы студент и преподаватель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

В целях реализации указанных нами выше принципов внедрения практикоориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд базовых предпосылок:

— мотивационное обеспечение учебного процесса;

— связь обучения с практикой;

— сознательность и активность студентов в обучении.

Таким образом, в рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию.

В системе современного образования актуальными являются вопросы разработки и внедрения в учебный процесс педагогических технологий, повышающих качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.

Целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться бакалавр (магистр), способный эффективно применять в практической деятельности имеющиеся у него компетенции.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов; приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.

В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средства познания.

Проводя анализ результатов от внедрения практикоориентированного подхода в учебный процесс, необходимо провести качественную оценку эффективности данного мероприятия.

На наш взгляд, в основе методики оценки эффективности применения практикоориентированности в образовательном процессе ВУЗа должны лежать специальные критерии, характеризующие качественность полученных результатов.

Данные критерии должны позволять количественно оценить степень освоения каждой компетенции как результата внедрения практико-ориентированного подхода. Кроме того, по каждому критерию должно быть установлено его конкретное оптимальное значение. На определенных этапах внедрения эти критерии должны анализироваться для того, чтобы определить эффективность процесса в целом, выявить его слабые места и внести соответствующие корректировки в учебные планы.

Для определения эффективности внедрения принципов практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо определить факторы, влияющие на его интенсивность.

На наш взгляд, эффективность внедрения принципов практикоориентированности для ВУЗа должна измеряться следующими показателями:

— репутация (ВУЗа и его структурных подразделений);

— развитие (ВУЗа, социально-экономическое развитие региона, рост научного потенциала);

— результат (соотношение доходов и расходов ВУЗа, трудоустроенные по специальности студенты).

Все факторы, влияющие на эффективность внедрения практикоориентированности в учебный процесс, можно разделить на внутренние, относящиеся к деятельности ВУЗа (или предприятия), и внешние, связанные в основном с особенностями функционирования внешней среды (таблица 2) [6].

Таблица 2. Факторы, влияющие на эффективность практико-ориентированного обучения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *