практика по ботанике фармация
Практикум по ботанике для медицинских колледжей (специальность Фармация)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миасский медицинский колледж»
по специальности 33.02.01 Фармация
Рассмотрено на заседании ЦМК ОП
от «____» _______________ 20 ___ г.
Составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Фармация
Утверждена зам.директора по учебно-воспитательной работе
Автор: Н.А. Ширяева – преподаватель
Рецензенты: Н.П. Никулина, преподаватель ГБПОУ Миасский Медицниской колледж, высшая квалификационная
Практическое занятие № 1 «Устройство микроскопа и правила работы с ним»…………………………………………………………………………….
Практическое занятие № 2 «Строение растительной клетки. Основные клеточные органоиды и их функции»………………………………………..
Практическое занятие № 3 «Изучение строения растительных тканей: покровные ткани, проводящие ткани»……………………………………….
Практическое занятие № 4 «Изучение строения растительных тканей: механические ткани»…………………………………………………………
Практическое занятие № 5 «Метаморфозы растений»……………………
Практическое занятие № 6 «Лист: анатомия, морфологическое описание»………………………………………………………………………
Практическое занятие № 7 «Изучение строения цветка»…………………
Практическое занятие № 8 «Изучение типов соцветий»………………….
Практическое занятие № 9 «Плод: строение и морфологическое описание»………………………………………………………………………
Практическое занятие № 10 «Основные систематические единицы в ботанике»………………………………………………………………………
Практическое занятие № 11 «Морфологические признаки
семейства Розоцветные ( Rosaceae )»…………………………………………
Практическое занятие № 12 «Морфологические признаки
Практическое занятие № 13 «Морфологические признаки
семейства Крестоцветные (Crucíferae) или Капустные (Brassicáceae)»…..
Практическое занятие № 14 «Морфологические признаки
семейства Злаковые (Gramíneae) или Мятликовые (Poáceae)»……………
Практическое занятие № 15 «Морфологические признаки
семейства Лютиковые (Ranunculáceae)»…………………………………….
Практическое занятие № 16 «Морфологические признаки
семейства Сложноцветные (Compósitae) или Астровые (Asteráceae)»……
Список используемых источников …………………………………………..
Ботаника в структуре программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки по специальности Фармация входит в цикл общепрофессиональных дисциплин. Является базовой дисциплиной для фармакогнозии. В результате обучения дисциплине обучающийся должен знать морфологию, анатомию растительных тканей и систематику растений; латинские названия семейств изучаемых растений и их представителей; охрану растительного мира и основы рационального использования растений; уметь составлять морфологическое описание растений по гербариям; находить и определять растения, в том числе лекарственные, в различных фитоценозах. Получению необходимых знаний и умений способствуют практические занятия, которые позволяют углубить и закрепить знания теоретического курса, расширить кругозор, развивают навыки самостоятельной работы, воспитывают интерес к профессии, бережное отношение к окружающей природе.
Таким образом, целью данного пособия является формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков по анализу лекарственных растений на основе изучения разнообразия морфологических и анатомических структур, научного подхода к познанию растительного мира, понимания необходимости охраны природы и рационального использования ресурсов лекарственных растений.
Данный практикум подготовлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине, является частью учебно-методического комплекса по ботанике. Разработан на базе учебника по ботанике авторов Зайчикова С.Г. и Барабанов Е.И.
Практическое занятие № 1 «Устройство микроскопа и правила работы с ним»
— изучить строение светового микроскопа;
— сформировать навыки практической работы с увеличительным прибором;
— развивать навыки самостоятельной работы.
Материалы, оборудование, наглядность: микроскоп Микромед-1, постоянные микропрепараты клетки, слайд «Устройства микроскопа».
Продолжительность занятия: 1 час.
Микроскоп ‒ это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза (рис. 1). В учебных лабораториях обычно используют световые микроскопы, на которых микропрепараты рассматриваются с использованием естественного или искусственного света.
Рис. 1. Устройство светового микроскопа.
В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую. К оптической системе относят объективы, окуляры и осветительное устройство (конденсор с диафрагмой и светофильтром, зеркало или электроосветитель).
Объектив ‒ одна из важнейших частей микроскопа, поскольку он определяет полезное увеличение объекта. Объектив состоит из металлического цилиндра с вмонтированными в него линзами, число которых может быть различным. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами. В учебных целях используют обычно объективы х8 и х40. Качество объектива определяет его разрешающая способность.
Окуляр устроен намного проще объектива. Он состоит из 2 ‒ 3 линз, вмонтированных в металлический цилиндр. Между линзами расположена постоянная диафрагма, определяющая границы поля зрения. Нижняя линза фокусирует изображение объекта, построенное объективом в плоскости диафрагмы, а верхняя служит непосредственно для наблюдения. Увеличение окуляров обозначено на них цифрами: х7, х10, х15. Окуляры не выявляют новые детали строения, и в этом отношении их увеличение бесполезно. Таким образом, окуляр подобно лупе дает прямое, мнимое, увеличенное изображение наблюдаемого объекта, построенное объективом. Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.
Осветительное устройство состоит из зеркала или электроосветителя, конденсора с ирисовой диафрагмой и светофильтром, расположенных под предметным столиком. Они предназначены для освещения объекта пучком света. Зеркало служит для направления света через конденсор и отверстие предметного столика на объект. Оно имеет две поверхности: плоскую и вогнутую. В лабораториях с рассеянным светом используют вогнутое зеркало. Электроосветитель устанавливается под конденсором в гнездо подставки. Конденсор состоит из 2-3 линз, вставленных в металлический цилиндр. При подъеме или опускании его с помощью специального винта соответственно конденсируется или рассеивается свет, падающий от зеркала на объект. Ирисовая диафрагма расположена между зеркалом и конденсором. Она служит для изменения диаметра светового потока, направляемого зеркалом через конденсор на объект, в соответствии с диаметром фронтальной линзы объектива и состоит из тонких металлических пластинок. С помощью рычажка их можно то соединить, полностью закрывая нижнюю линзу конденсора, то развести, увеличивая поток света. Кольцо с матовым стеклом или светофильтром уменьшает освещенность объекта. Оно расположено под диафрагмой и передвигается в горизонтальной плоскости. Механическая система микроскопа состоит из подставки, коробки с микрометренным механизмом и микрометренным винтом, тубуса, тубусодержателя, винта грубой наводки, кронштейна конденсора, вин- та перемещения конденсора, револьвера, предметного столика. Подставка ‒ это основание микроскопа. Коробка с микрометренным механизмом, построенным на принципе взаимодействующих шестерен, прикреплена к подставке неподвижно. Микрометренный винт служит для незначительного перемещения тубусодержателя, а следовательно, и объектива на расстояния, измеряемые микрометрами. Полный оборот микрометренного винта передвигает тубусодержатель на 100 мкм, а поворот на одно деление опускает или поднимает тубусодержатель на 2 мкм. Во избежание порчи микрометренного механизма разрешается крутить микрометренный винт в одну сторону не более чем на половину оборота. Тубус, или трубка, ‒ цилиндр, в который сверху вставляют окуляры. Тубус подвижно соединен с головкой тубусодержателя, его фиксируют стопорным винтом в определенном положении. Ослабив стопорный винт, тубус можно снять. Револьвер предназначен для быстрой смены объективов, которые ввинчиваются в его гнезда. Центрированное положение объектива обеспечивает защелка, расположенная внутри револьвера. Тубусодержатель несет тубус и револьвер. Винт грубой наводки используют для значительного перемещения тубусодержателя, а следовательно, и объектива с целью фокусировки объекта при малом увеличении. Предметный столик предназначен для расположения на нем препарата. В середине столика имеется круглое отверстие, в которое входит фронтальная линза конденсора. На столике имеются две пружинистые клеммы ‒ зажимы, закрепляющие препарат. Кронштейн конденсора подвижно присоединен к коробке микрометренного механизма. Его можно поднять или опустить при помощи винта, вращающего зубчатое колесо, входящее в пазы рейки с гребенчатой нарезкой.
Правила работы с микроскопом.
При работе с микроскопом необходимо выполнять действия в следующем порядке:
1. Работать с микроскопом следует сидя.
2. Микроскоп осмотреть, вытереть пыль мягкой салфеткой с объективов, окуляра, зеркала или электроосветителя.
3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2 ‒ 3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать.
4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение.
5. Работу с микроскопом всегда следует начинать с малого увеличения.
6. Опустить объектив х8 в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла.
7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя электроосветитель или зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения. Если микроскоп снабжен осветителем, то подсоединить микроскоп к источнику питания, включить лампу и установить необходимую яркость горения.
8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4 ‒ 5 мм.
9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины.
10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.
11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пп. 6, 7, 8, 9. 11
12. Для изучения объекта при большом увеличении сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на х40, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются две риски, а на микрометренном винте – точка, которая должна все время находиться между рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При несоблюдении этого правила, микрометренный винт может перестать действовать.
13. По окончании работы с большим увеличением установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.
Задание 1. Пользуясь текстом теоретической части работы, зарисовать рисунок 1 и заполнить таблицу 1.
Назначение части микроскопа
Контроль выполнения работы : оформленную работу представить преподавателю на проверку и подпись. Ответить на предложенные вопросы по теме занятия.
Практическое занятие № 2 «Строение растительной клетки. Основные клеточные органоиды и их функции»
— закрепить знания о микроскопическом строении растительной клетки;
— закрепить знания о строении и функциях основных клеточных органоидов (ядро, плазматическая мембрана, хлоропласт, митохондрия);
— развивать навыки самостоятельной работы, работы с текстом, поиска информации.
Материалы, оборудование, наглядность : комплекты заданий, плакаты, слайды «Растительная клетка», «Хлоропласт», «Цитоплазматическая мембрана», «Митохондрия», «Ядро».
Продолжительность занятия: 1 час.
Задание № 1. Рассмотрите рисунок 1. Зарисуйте его и, пользуясь знаниями из курса общей биологии, подпишите указанные части растительной клетки.
Рисунок 1. Растительная клетка.
Рисунок 2. Клеточное ядро. Общее строение.
Рисунок 3. Плазматическая мембрана.
Плазматическая мембрана (плазмалемма) – липидный бислой со встроенными в его толщу белками, ионными каналами и рецепторными молекулами. Это механический барьер, который отделяет цитоплазму клетки от околоклеточного пространства, одновременно являясь единственной связью с наружной средой. А потому плазмолемма является одной из важнейших структур клетки, а ее функции позволяют ей существовать и взаимодействовать с другими клеточными группами. Мембраны состоят из липидов трёх классов: фосфолипиды, гликолипиды и холестерол. Фосфолипиды и гликолипиды состоят из двух длинных гидрофобных углеводородных «хвостов», которые связаны с заряженной гидрофильной «головой». Холестерол придаёт мембране жёсткость, занимая свободное пространство между гидрофобными хвостами липидов и не позволяя им изгибаться. Что касается белков, входящих в строение плазматической мембраны, то это в основном гликопротеины. В зависимости от расположения в оболочке их можно разделить на две группы: периферические и интегральные. Первые — это те, которые находятся на поверхности мембраны, а вторые — те, которые пронизывают всю толщину оболочки и находятся внутри липидного слоя.
В таблице распределите правильно функции мембраны и биологическую роль каждой функции.
За счет выпячиваний цитоплазмы соседние клетки образуют контакты между собой
Поддерживает клеточную форму, защищает от механических подпороговых воздействий, сохраняет клеточную целостность
Осуществляет транспорт капель жидкости, твердых частиц, макромолекул и гидратированных ионов в клетку с затратой или без затрат энергии
Имеет на своей поверхности специальные молекулы, которые служат для передачи информации к ядру
Задание № 5. Рассмотрите рисунок 5. Зарисуйте его в тетрадь, подпишите основные части. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: Чем объясняется сходство содержимого межмембранного пространства с цитоплазмой? Почему для содержимого внутренней мембраны характерно преобладание белкового компонента?
Структурные компоненты митохондрии: внешняя мембрана, внутренняя мембрана, межмембранное пространство – пространство между внешней и внутренней мембранами, матрикс — внутреннее содержимое митохондрии, ограниченное внутренней мембраной, кристы — складки внутренней мембраны в сторону матрикса. Кристы увеличивают полезную поверхность для размещения мембранных ферментов дыхательной цепи. Чем интенсивней идут процессы синтеза, тем больше образуется в митохондрии крист. Находящаяся в матриксе митохондриальная ДНК представляет собой замкнутую кольцевую двуспиральную молекулу. Содержимое межмембранного пространства сходно с цитоплазмой, так как внешняя мембрана легко проницаема для различных мелких молекул и ионов, ферментативных белков в ней мало. В некоторых местах внешняя мембрана соприкасается с внутренней. Для строения внутренней мембраны митохондрии характерно преобладание белкового компонента над липидным. Здесь белки и их комплексы с другими соединениями выполняют транспортную и ферментативную функции. Ферменты мембраны катализируют окислительные реакции дыхательной цепи. Во внутренней мембране, обращенный «головкой» в сторону матрикса, располагается ферментативный комплекс АТФ-синтетаза, обеспечивающий синтез молекул АТФ.
Рисунок 5. Строение митохондрии.
Контроль выполнения работы : оформленную работу представить преподавателю на проверку и подпись. Ответить на предложенные вопросы по теме занятия.
полевая практика ботаника 1 курс. Дневник полевой практики по ботанике для студентов заочной формы обучения по специальности 060301 Фармация Красноярск, 2012 Государственное бюджетное образовательное
Дневник полевой практики
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России
Кафедра биологии с экологией и курсом фармакогнозии
Дневник полевой практики
для студентов заочной формы обучения
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Доктор биологических наук, профессор
З 391 Дневник полевой практики по ботанике. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2012. – 18 с.
В дневнике содержатся методические указания к выполнению работ по фитоценологии, систематике растений и флоре во время полевой практики. Каждая работа предусматривает изучение определенной систематической группы организмов на краеведческом материале, описание основных типов растительности данного региона, составление конспектов локальных флор и т.д.
Дневник предполагает самостоятельную работу и самоконтроль обучающихся, помощь в подготовке к зачету, экзамену.
© Красноярский государственный
педагогический университет
им. В.П. Астафьева, 2012
Дневник полевой практики по ботанике
Цель: закрепление знаний полученных студентами в течение учебного года по дисциплине «Ботаника» и изучение флоры и растительности Красноярского края.
— получение знаний об основных фитоценозах, их структуре, распространении, классификации, значении;
— укрепление знаний по морфологии и систематике растений, местной флоре и значении растений в жизни человека;
— овладение методикой сбора гербарного материала;
— составление геоботанических описаний растительных сообществ Красноярского края;
— составление морфологического и систематического гербария;
— камеральная обработка материалов и анализ первичных данных;
— привитие навыков рационального использования растений и их охраны.
Учебный план изучения дисциплины в часах и зачетных единицах
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
V | VI | ||
Полевая практика по ботанике | 72 | — | 72 |
Тематический план проведения учебно-полевой практики
№ п/п | Тема | Всего |
1 | 2 | 3 |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами учебной полевой практики по ботанике, маршрутом полевых исследований, графиком работы, методикой гербаризации. Распределение поручений и индивидуальных занятий. Выдача папок, прессов, лопаток. | 6 |
2. | Экскурсия в сосновый лес. Структура фитоценоза, понятие доминант, эдификатор и др. Описание растительности. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений. Определение растений по вегетативным органам. Сбор систематического, морфологического гербария, укладка в прессы, заготовка спиртоматериала. | 6 |
3. | Экскурсия в мелколиственный лес (березовый, осиновый). Знакомство с флорой. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений. Составление геоботанического описания, гербаризация, укладка в прессы. В университете: контроль сушки гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала. | 6 |
4. | Степная растительность (экскурсия). Типы степей: настоящие луговые. Особенности экологии ксерофитов. Составление геоботанического описания. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений, гербаризация. В университете: укладка в прессы, контроль сушки гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала. | 6 |
5. | Луговая растительность (экскурсия). Типы лугов: настоящие, остепненные, заболоченные. Составление геоботанического описания. Флора лугов, особенности биологии луговых растений. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений, гербаризация. В университете: укладка в прессы, контроль за сушкой гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала. | 6 |
6. | Растительность водоемов и болот (экскурсия в природу). Геоботаническое описание. Знакомство с флорой. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений, гербаризация. В университете: укладка в прессы, контроль за сушкой гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала. | 6 |
7. | Обработка материала, собранного на экскурсии (работа в университете). Сушка гербария. Определение и описание растений, собранных на экскурсиях. Оформление полевых дневников. | 6 |
8. | Обработка материала, собранного на экскурсии (работа в университете). Сушка гербария. Определение и описание растений, собранных на экскурсиях. Оформление полевых дневников. | 6 |
9. | Обработка материала, собранного на экскурсии (работа в университете). Сушка гербария. Определение и описание растений, собранных на экскурсиях. Оформление полевых дневников. Студенты в соответствии с индивидуальным заданием, описывают морфологические особенности вегетативных и генеративных органов растений, собранных на экскурсиях. Составляют морфологический и систематический гербарий. | 6 |
10. | Полезные растения местной флоры: лекарственные, пищевые, ядовитые. Охраняемые растения. Составление списков по имеющимся гербарным материалам и литературным источникам. Подготовка студентами индивидуальных заданий. | 6 |
11. | Подготовка к зачету (работа на территории кафедры). Привести в соответствие с требованиями два гербария: морфологический и систематический, дневник полевой практики, списки лекарственных, пищевых, ядовитых растений местной флоры, выявленных в ходе полевой практики. | 6 |
12. | Экзамен. | 6 |
Всего: | 72 часа |
К экзамену предоставляются:
1. Гербарий (не менее 70 видов на бригаду), собранный и высушенный по всем правилам.
2. Знание таксономии собранных растений (видов, родов, семейств, порядков, классов, отделов).
3. Оформленный дневник полевой практики.
4. Выполненное индивидуальное задание.
Темы индивидуальных заданий:
1. Составить список пищевых растений пункта Н.
2. Составить список ядовитых растений пункта Н.
3. Список сорных растений пункта Н.
4. Список охраняемых растений местной флоры.
5. Список видов конкретного фитоценоза (на усмотрение преподавателя).
6. Составить морфологический гербарий по одной из тем на выбор: «Соцветия», «Плоды», «Листья простые и сложные», «Край листовой пластинки», «Стебли».
Оборудование для одной бригады (3-4 человека):
1. Папка для сбора растений с фанерным вкладышем
2. Пресс для сушки растений
4. Рубашки для сбора и сушки растений (200 шт.)
6. Веревка или шпагат
11. Иглы препаравальные
12. Дневник полевой, карандаш, этикетки.
Для монтировки гербария используют плотный картон белого или светло-серого тона, размером 30×40 см.
Вначале высушенное растение красиво размещают на гербарном листе, оставляя свободным правый нижний угол. Растение размещают таким образом, чтобы корни и корневища были внизу. Пришивают растение к гербарному листу нитками. Пришивать нужно осторожно, так как высохшее растение очень ломкое. Стежки на лицевой стороне делают очень маленькие, незаметные. Дополнительные части растений (плоды, семена) в пакетиках приклеивают на гербарный лист. В правом нижнем углу аккуратно приклеивается этикетка размером 10×15 см, заполненная аккуратно и разборчиво по форме. Гербарный лист обтягивается полиэтиленовой пленкой.
Морфологический анализ растений
Описание любого вида растений проводят по определенному плану, соблюдая принятую последовательность.
Сначала устанавливают жизненную форму растения, затем отмечают особенности подземных органов, после чего переходят к описанию надземной части растения, начиная со стебля и заканчивая плодами. Для определения некоторых видов большое значение имеют некоторые особенности поверхности органов растения, которая часто покрыта восковым налетом или опушена. С помощью лупы рассматривают поверхность стебля и листьев, чтобы установить наличие волосков. Определение представителей некоторых семейств невозможно без знания особенностей строения плодов, а иногда и семян.
Одним из первоначальных и неотъемлемых этапов всестороннего изучения растений является распознавание и определение их видов. Руководством в этом отношении служат определители растений. Определителем растений называют пособие, при помощи которого каждый человек может определить незнакомое ему растение.
Изучение растительных сообществ
Изучение и описание фитоценоза проводится по определенной схеме, поэтапно.
Основу летней практики по ботанике составляют экскурсии, во время которых студенты знакомятся с живыми растениями в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме и заданию, предусмотренному учебной практикой, проводится под руководством преподавателя по заранее намеченному плану.
На экскурсиях надо всегда помнить об охране природы. Собирая растения, нельзя уничтожать их бесцельно, надо брать только необходимое количество растений. Нельзя собирать с одного места много растений, которые в данной местности встречаются редко: их собирают для научных целей в исключительных случаях. Нельзя во время экскурсий собирать без разрешения растения в заповедниках, ботанических садах и в искусственных насаждениях. Категорически запрещается срывать виды растений, занесенные в «Красную книгу Красноярского края», но об их местонахождении необходимо указывать в отчете.
Экскурсия обычно проходит в первой половине дня; продолжается она в зависимости от маршрута 3-4 часа. Во второй половине дня студенты самостоятельно оформляют собранный материал: закладывают растения в ботанические прессы, делают записи в дневнике и т. п.
Работа 1. Описание лесного фитоценоза
№ описания__________________________________«___»________20__г.
Размер пробной площадки________________________________________
Географическое положение ________________________________________
Условия увлажнения (умеренное, недостаточное, обильной, застойное, проточное, атмосферное, грунтовой)_______________________________
Влияние человека, животных______________________________________
Древесный ярус
Состав древостоя (формула)_______________________________________
Степень сомкнутости крон (СК)____________________________________