практика духовного высвобождения у буддистов 8 букв
Медитация в буддизме. Ключевые моменты
«Когда я через три года вернулся, мои друзья спрашивали, чего я достиг там, на своей горе. Я не мог сказать, что достиг чего-то особенного. Я не научился летать и творить чудеса. Но я стал немного мудрее». Геше Джампа Тинлей
Медитация — это состояние, в котором миры, Внешний и Внутренний, соединяются в Пустоту. И это состояние, эта практика выходит за пределы всех религиозных догм. И одновременно с этим представляет суть всех религий.
Это практика, которая позволяет тем, кто ей занимается, войти в прямой контакт со своей истинной сущностью. Возможно, получить ответ на вопрос: Кто ты есть? Если такой вопрос имеется.
Две основные практики буддийской медитации называются на санскрите Шаматха и Випашьяна. По-тибетски: Шинэ и Лхатонг.
Перевод с тибетского:
Ши — замедление, отдых, расслабление;
Нэ — удержание, соблюдение;
Шинэ — тип медитации, ставящий целью достижение ментального покоя;
Лхаг — ясный, высший;
Тонг — узреть;
Лхатонг — «медитация прозрения».
Тело и Ум
Существует связь между позой тела и позицией ума. Правильная поза в медитации служит для того, чтобы направить наш ум в требуемое русло. Если посмотреть тханки и статуи Будды и других божеств — когда тело изображено сидя, ноги всегда скрещены в падмасане. Это в некоторой степени является визуальным руководством. Любая сохранившаяся буддийская живопись — это «зашифрованная» техника для практики. В данном случае — практики медитации.
Согьял Ринпоче в «Тибетской книге жизни и смерти» пишет:
Спина должна быть прямой, как «стрела», тогда «внутренняя энергия», или прана, легко будет течь по тонким каналам тела, и ваш ум найдёт своё истинное состояние покоя.
Геше Джампа Тинлей говорит:
Центральный канал, Авадхути, должен быть прямым. Если он хотя бы немножко изогнут, то в этих местах могут появляться дополнительные ветры — энергии, которые будут искажать процесс медитации.
Если мы занимаемся йогой недавно и тело не готово к продолжительному нахождению в медитативной позе, возникает естественное препятствие в виде дискомфортных ощущений, и все мысли заняты только своими конечностями. Лучше на некоторое время найти такое положение с прямой спиной, которое позволит не отвлекаться на страдания в ногах, позволить себе поменять положение ног, сесть удобнее, постараться не обращать на тело внимание.
Что касается восприятия любых других проявлений окружающей действительности: если мы слышим звуки, шумы, не оценивать эти явления, не думать, что они нам мешают, нам мешают не они, а наша на них реакция. Можно попробовать отпустить какие бы то ни было эмоциональные оценки — «нравится/не нравится», «мешает медитации». Мы наблюдаем своё присутствие в настоящем моменте, наблюдаем то, на чём мы концентрируемся. Наблюдаем за своими мыслями, как бы со стороны, не увлекаясь.
Если в какой-то момент, занимаясь медитацией, мы получаем определённое переживание, это, конечно, будет для нас радостью, открытием, чем-то удивительным — так вот, здесь важно не привязываться к этому переживанию. Иначе нам, как с любым позитивным опытом, захочется повторить это. Когда мы будем приступать к медитации в следующий раз, бессознательно мы будем ждать момент, который наступил в прошлый раз, а это уже лишнее напряжение. Чтобы в медитации что-то «случилось», проявилось, нужно отпустить любые ожидания.
Это медитация с опорой на объект. Для реализации шаматхи лучшей целью (объектом) является тело Татхагаты.
Геше Джампа Тинлей в тексте «Шаматха. Основы тибетской медитации» говорит:
«Существует много объектов медитации для шаматхи. И великие мастера, с точки зрения сутры, предлагают обычно выбрать для медитации образ Будды. На уровне тантры иногда рекомендуют концентрироваться на букве А или на Ясном Свете.
Объект медитации, образ Будды, должен быть небольшим, размером с большой палец. Золотого цвета. И вы должны чувствовать, как из него исходят лучи. При этом вы не должны визуализировать его как статуэтку. Вы должны визуализировать живого, настоящего Будду. Он находится от вас где-то на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, рекомендуется визуализировать Будду не слишком высоко и не слишком низко, — на уровне лба.
Почему образ Будды визуализируется таким маленьким? Это тоже имеет причину. В визуализации нет случайных деталей. Маленьким мы визуализируем его для того, чтобы улучшить концентрацию: если бы мы визуализировали большой образ Будды, внимание рассеивалось бы. Итак — это объект медитации для развития шаматхи.
Чтобы сделать процесс медитации легче, очень хорошо на первое время иметь перед собой статуэтку. Вы смотрите на эту статуэтку время от времени, а потом пытаетесь ее воспроизвести при визуализации. По мере того, как ум будет привыкать к образу, визуализировать будет все легче.
Наверное, никому не составит труда представить себе образ друга, которого вы хорошо знаете и помните. Ваш ум с ним хорошо знаком. Также и здесь: чем больше ваш ум будет привыкать к образу статуэтки, тем легче будет визуализировать её. Поэтому рекомендуется вначале использовать статуэтку».
Руководство к технике визуализации можно также найти у Ело Ринпоче в «Комментарии к практике осуществления безмятежности»:
«Когда вы визуализируете, опираясь сначала на изображение или статую, в вашем уме этот образ не должен проявляться как нарисованный или как статуя. Он должен проявляться в образе живого Будды, который не является нарисованным, не является изображением, не является сделанным из золота, серебра или глины. Это настоящее тело Будды, радужное тело, от которого идут лучи, и это тело не из обычной плоти. Это действительно тело Будды».
Удерживание образа тела Будды, Татхагаты — способ проявить определённую связь с этим «явлением». Чем больше мы практикуем, тем яснее и стабильнее удерживается образ. В буддизме есть точка зрения: у человека, установившего связь с определённым божеством, есть возможность в момент смерти — направить свои мысли к этому божеству и таким образом «проявиться» в измерении последнего.
Это можно по-разному воспринимать. Если допустить что сущность человека — тончайшее сознание, настолько тонкое, что в материальной реальности даже нет аналогов, продолжает своё существование после смерти физического тела, то оно («сознание», если это так назвать ) попадает в состояние Бардо.
Это то промежуточное состояние, после которого сознание имеет возможность «проявиться» снова, например, в Мире Людей — в момент соединения мужского и женского частей — направиться в ту точку, из которой начинает формироваться будущее человеческое существо.
То, куда сознание перерождается, определяется так называемым «кармическим ветром». Здесь можно говорить о карме, о том благостно ли мы жили и т. д., но по сути — направление, куда ты отправляешься, зависит от «тяжести» тела.
Тела в данном случае не физического — грубой материи — а тела, можно сказать духовного, то есть той самой тончайшей частички. Чем более грубые эмоции, мысли посещают человека, тем тяжелее его вибрация. Чем «сознание» легче, тоньше, тем в более тонкий мир оно способно попасть.
Иногда люди говорят, что чувствуют связь с определённым проявлением, например, когда человек читает или видит образ Падмасамбхавы, Миларепы или Тары, он может ощущать радость, подъём, то, о чём говорят «родное». Тогда можно, концентрируясь на этом образе, перемещать своё сознание от проявленной, материальной реальности вокруг в более тонкую.
То есть божество, образ является Проводником.
Возникает вопрос: проводником к чему? К Абсолюту? Что есть Абсолют? Что есть Пустота?
В разных учениях, религиях, философиях об одном и том же говорят разными словами. Первоматерия, первоприрода, из которой состоит всё сущее. В Дзогчен это называют Ригпа, в буддизме — Шуньята. Термины могут быть разные, любые слова — форма, словесная в данном случае.
Есть нечто, что человеку сложно описать — это можно только Пережить.
Люди, пробуя присвоить символ, словесную форму необъятному, дают имя этим состояниям. Но их невозможно понять с помощью Ума, чтения или объяснения, это именно тот опыт, переживание которого с человеком может «случиться» как бы само.
Переживание пустоты или как угодно по-другому названное состояние — это нечто, которое, если ни испытал, объяснить не сможешь. Интеллектуально не постичь — у нашего Ума нет аналогов. Все сравнения недостаточны. Любые сравнения ограничены.
А это то, в чём нет ограничений как таковых.
Здесь нет ответов, потому что уже нет вопросов.
Буддийские медитации — какие они бывают?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Медитация помогает освободиться от стресса, приводит к состоянию покоя и концентрации, позволяет соприкоснуться со своим внутренним центром. В том или ином виде ее используют в ведической культуре, индуизме, йогических практиках и буддизме.
Сегодня мы предлагаем вам поговорить про буддийские медитации. Статья ниже расскажет о том, что такое медитация в буддизме, в чем ее особенности, из каких этапов она состоит. Также вы узнаете, как практикуют монахи и миряне разных буддийских направлений и для чего они это делают.
Что же, давайте начнем!
Особенности медитаций в буддизме
Медитация – неотъемлемая часть духовной жизни буддистов. Она предполагает полный спектр физических и духовных практик. Медитативные практики и соблюдение предписаний Восьмеричного пути в конечном итоге приводят буддистов к тому, к чему они стремятся всю жизнь в этом мире: обрести состояние истинной любви, милосердия, вырваться из круговорота перерождений, пробудиться и достичь нирваны.
Каждое направление буддизма по-разному смотрит на цели медитации. Так, например, согласно ваджраяне, они могут привести человека к пробуждению уже в этом рождениии, согласно махаяне и хинаяне – в следующем. Тхеравада утверждает, что медитации приведут буддиста к титулу архата при условии постоянных практик, а в школе дзен они лежат в основе всего направления.
Медитация в буддизме связана сразу с несколькими понятиями:
Основные техники практики были описаны еще в древнебуддийских текстах. С эволюцией буддийской философии они, естественно, не раз менялись, но и сегодня медитативные практики монахов и мирян в некотором роде похожи на то, как медитировал Будда Шакьямуни.
Медитация не универсальна для всех, она может меняться как в зависимости от определенной школы, так и в зависимости от конкретного человека. Их цель сходится в том, что они призваны трансформировать ум медитирующего таким образом, чтобы он углубился в самопознание и тем самым нашел дорогу к освобождению.
Все практики часто делятся на две составляющие:
К некоторым видам медитации невозможно приступить сразу, не имея какой-то подготовки. Их обычно предваряют обучение, чтение священных писаний, наставления опытного учителя или гуру.
В связи с этим выделяют три стадии бхаваны:
Для начинающих есть особые практики, которые в первую очередь учат ум сосредоточиваться на конкретном объекте или точке. Новички обычно начинают с нескольких минут в день и постепенно увеличивают время. Главное – упорство и постоянство, медитировать рекомендуют каждый день.
Практику составляют два вида медитации:
Чтобы практика прошла успешно, ее стараются проводить постоянно, иногда даже несколько раз в день, и главное – в одно и то же время. Считается, что утренняя медитация – самая продуктивная. О том, какой время выбрать для медитации, мы писали в этой статье.
Лучшему сосредоточению способствует спокойная обстановка, где ничто не мешает, не отвлекает. Удобная поза, которую используют чаще всего – падмасана, то есть поза лотоса, или полулотоса. Нередко созерцание сопровождается ненавязчивой музыкой, которая помогает расслабиться.
Разновидности
Истинная буддийская медитация возникла больше 2,5 тысяч лет назад, когда Будда Шакьямуни сутками сидел под деревом Бодхи, сосредоточив ум, устремив взгляд внутрь себя и созерцая окружающий мир. С тех пор буддийская мысль разделилась на множество школ, и понимание практики в каждой из них разное.
Махаянцы вызывают концентрацию ума на ментальном уровне. Тантра предлагает медитировать на разных божеств, например, на Будду Амитабху, Авалокитешвару и даже Будду Шакьямуни, ассоциируя себя с буддами и многократно произнося мантру конкретного божества.
Утро буддийских монахов начинается с физических упражнений на горном склоне, отстройкой асан и дальнейшими медитациями.
Новичкам, которые хотят приступить к буддийским практикам, но не имеют сильной мотивации, нынешний Далай-лама XIV советует быть немножечко эгоистам – думать о том, что, заботясь о всем сущем на Земле, они сами постигнут счастье.
Буддийские медитативные практики условно делятся на два вида:
Палийский канон нередко называет совокупность медитативных практик соединением этих понятий – “саматха-випассана”.
Випассана
Санскритская “випассана” и тибетский “лхатонг” – одно и то же, означает “прозрение”, “ясный взгляд”. Випассана очищает ум и дает осознать непостоянство вещей в мире.
Медитация Випассана
Эта практика одна из самых древних в истории буддизма, появилась в VI столетии до нашей эпохи. Она распространена в первую очрердь в направлении тхеравады.
Випассана прекрасно подходит новичкам, потому что имеет “облегченный вариант”, который учит концентрировать внимание. Для выполнения практики следует сесть, выпрямив спину, на полу в позе лотоса или полулотоса, но можно использовать стул. Затем нужно прикрыть глаза и сосредоточиться на дыхании – это будет первичный объект.
Итак, главная цель наблюдения – дыхание: то, как оно покидает область носа и рта и попадает туда, как двигается живот и грудная клетка. Все, что происходит вокруг: звуки, запахи, предметы, ощущения – это вторичные объекты, и нужно постараться абстрагироваться от них.
Конечно, совсем их не замечать в первое время очень трудно. Поэтому предлагается зафиксировать их в памяти. К примеру, если мы слышим шум машин или писк комара, говорим: “Звук”. Если чувствуем, как затекли ноги или болит спина, отмечаем: “Боль”. Все постороннее – отвлекающий шум, и если не удается его не замечать, следует отметить его и снова сконцентрироваться на дыхании.
Практика випассаны помогает осознать природу мира:
Такое осознание поможет обрести свободу и спокойствие.
Осознанность
Напрямую от випассаны произошла практика осознанности, или на санскрите – сати. Она также используется в направлении дзен.
Так же, как в випассане, внимание уделяется одному объекту – обычно это дыхание. Посторонние мысли, чувства, явления не оцениваются и не замечаются вообще. При любом блуждании ума нужно его вернуть на первичный объект.
Практика осознанности охватила многих людей, даже тех, кто не знаком с буддизмом и просто желает поправить собственное психическое и физическое здоровье. Ее преимущество в том, что практиковать можно везде: дома, на работе, на прогулке, в машине, в больнице, в школе.
Саматха и радужный свет
Саматха, или шинэ, распространена во всех главных направлениях: в махаяне, тхераваде и ваджраяне. Здесь тоже особое внимание уделяется дыхательным циклам, вдохам и выдохам, сосредоточению на настоящем. Часто саматху используют во время упражнений нендро, медитации на будд, бодхисаттв и прочтении мантр.
Одна из интереснейших практик шинэ – радужный свет. Для ее выполнения нужно сесть в удобном положении с прямой спиной и скрещенными ногами. Возможен также вариант сидя на стуле – тогда правая нога должна быть спереди или сверху.
Правая рука лежит сверху, большие пальцы ладоней касаются друг друга. Ум успокаивается, концентрируется на дыхании, а на уровне груди, рядом с сердцем, появляется вымышленная полоска радужного света. Он медленно разливается по всему телу, преодолевая все препятствия в виде тревог, переживаний, горестей.
Через какое-то время радужный свет должен наполнить человека полностью, от макушки и затылка до кончиков пальцев рук и ног. Тело словно светится изнутри разноцветным светом.
После того, как свет заполнил изнутри, он начинает выливаться наружу, распространяясь на все сущее, на пространство, на близких, родных и весь мир. Этот свет мы должны дарить, пока этот дар не будет нам казаться естественным.
Позже мы делаем паузу и возвращаем радужный мост только внутрь себя. Теперь свет не имеет границ, центра и цвета.
Затем мы возвращаемся в привычный мир с пожеланиями добра и счастья. Он не знает страданий, лишь только смысл, пользу и всепоглощающую любовь.
Метта
Ее также называют медитацией любящей доброты, а в более современных трактовках – медитацией милосердия. Своими корнями она уходит в Тибет, а сегодня распространилась повсеместно на буддийских землях.
Само название переводится как “добро”, “милосердие”, “сострадание”. Ее рекомендуется практиковать людям, которые сами в себе замечают эгоцентризм, проявление гнева, злости, несправедливость по отношению к другим, а также нарушения сна. Метта-медитация помогает обрести внутреннее спокойствие, взрастить эмпатические чувства, любовь к ближним и всему миру в целом.
Чтобы приступить к ней, нужно сесть в удобном положении, закрыв глаза. В районе чакры сердца нужно мысленно вообразить сгусток энергии, в которой сосредоточилась любовь. Ее нужно направлять поэтапно на:
Еще сам Будда Шакьямуни учил, что освободив себя от злости добром, можно остановить недобрую волю и все плохое.
Дзадзен
Японцы, среди которых много адептов школы дзен, понимают его как “медитация в положении сидя”. Действительно, для главного действия в дзен – практики – нужно сесть в падмасане или полупадмасане на полу, выпрямить спину, сомкнуть губы, устремить взгляд перед собой и слегка прикрыть веки. Дзадзен помогает успокоить тело и разум, понять природу Вселенной.
Дзадзен может проходить двумя способами:
Полное сосредоточение на дыхании – не нужно отвлекаться на обстановку вокруг, для этого можно даже отсчитывать дыхательные циклы.
Абстрагироваться от всего – не зацикливать взгляд и мысли ни на каком предмете, просто не думать ни о чем.
Такие практики лишь на первый взгляд кажутся простыми, на деле же они требуют постоянных тренировок: как тела, так и ума.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть спокойствие, умиротворение и любовь не покидают вас. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать свежие статьи себе на почту!
Духовные практики и мировоззрение буддийских монахов
В прошлый раз в статье о монахах и монашестве в Буддизме, я говорил о первых подготовительных практиках и жизни в монастыре обычных послушников, но после того, как человек достаточно долго время отдал этим начальным этапам обучения, и после того, как сострадание ко всем живым существам прочно укоренилось в сознании монаха, он может приступать к более продвинутым практикам. Ведь теперь он будет восприимчив к тому что они ему несут.
Духовные практики буддийских монахов
Суть буддизма в овладении умом. И тут много методов у буддийских монахов существует множество. Сам Тибет является носителем четырех основных течений буддизма: … И отличаются они в первую очередь набором методов, в то время как философия у всех примерно одна и та же.
Тантры и мантры — это способы парализации ума.
Тантры более быстрый путь, он труден и не для всех.
Мантры более медленный путь, но и более легкий.
Путь мантр
Мантры практикуют с помощью повторения священных слов, часто нараспев, а иногда и просто речитативом и монотонным повторением.
Конечно в практике буддийскими монахами мантр, далеко не все слова успешно помогают успокоить ум. Какие-то лучше, какие-то не так быстро.
Как выбрать правильную мантру для практики?
В итоге, монах может научиться с помощью мантр останавливать свой ум настолько, что в сознании не засоренном умом, начинают проступать величественные знания и понимания.
При этом, чтобы осознать их, интеллект как таковой не нужен, они проступают в сознании в неискаженном виде. И чтобы понимать их, важно удерживать на них сове внимание и пропитываться ими, но не анализировать их и не пытаться их понять.
При этом они раскачивают ум, и все клеши (вирусы) начинают сопротивляться этой новой среде, которую ученик в себе взращивает. Они начинают атаковать ум сомнениями и потоками мыслеформ. Здесь ученику важно продолжать практиковать мантры и постепенно новая среда вытеснит старую и тучи разойдутся.
Для чего в духовных практиках нужен учитель
Так же важно понимать, что в духовных практиках обязательно нужен учитель, что духовная атмосфера проникает в ученика из мира его Учителя, которому он вверился.
Если нет такого вверения, то остановка ума привлечет к проникновению в сознание элементов кармы самого ученика, того что его окружает. И неизжитые страсти начнут терзать его еще сильнее. И не всякий имеет силу чтобы с ними справиться.
Но если преданность послушника, буддийского монаха или просто эзотерического практика к Учителю уже воспитана, то при остановке ума в ауру ученика начинает проникать свет ауры и мира Учителя, замещая собой уходящие клеши. При этом страсти ученика набрасываются на Учителя, терзают его. Но Учитель тренирован и обладает духовной силой гораздо бОльшей чем ученик и быстро расправляется с агрессивными гостями.
Что такое клеши сознания?
Клеши сознания — суть бывшие стремления и надежды самого ученика. то, чем он жил до того, как стал учеником. Они по сути живые существа, напитанные мыслями и стремлениями. Они поддерживают постоянство в ученике. Но постоянство устремления к мирским вещам антагонистично вечной мудрости и поэтому наступает момент противостояния.
Проблемы и трудности духовных практик
Но если сильна решимость идти до конца и крепка связь с Учителем, то наступает победа, клеши вытесняются, и ученик выходит на новый простор. Ум сдерживает природные силы и способности. Клеши парализуют человека, делают его вместилищем и рассадником своих проявлений, питательной средой для себя, паразитируя на нем.
Когда же клеши уходят, те силы что они забирали, освобождаются и могут быть направлены на рост и созидание как самого ученика, так и всего что его окружает.
Такой монах становится уже созидательной силой в природе, ему есть что дать окружающим его живым существам. И после всех этих битв Учитель закрепляет в нем эти новые способности, научает как правильно с ними обращаться. А ученик становится «Высоким Монахом». (Степень монашества в Буддизме).
Высокие монахи
Теперь ум Высокого монаха заполнен Тишиной, ведь он победил клеши и суету которую они привносят. Уго разум стал способен воспринимать истинную философию, а не искажать ее. Теперь такой монах не порождает миллионы нелепых представлений, то есть невежества, но становится вместилищем Знаний, которые проливаются в него, куда бы он не обратил свой мсленный взор.
Такой человек несет в себе Тишину и старается сделать так, чтобы ее ничто не нарушало. Он углубляет в себе тишину и мощь Неба, и видит в других зачатки этой тишины и помогает ей реализоваться.
Такой Высокий Монах может быть уже источником спасения для других существ. Но это только начало пути. До сих пор его развитие было обращено на него самого, и Учитель всячески ему помогал. Став же Буддийским Высоким Монахом, перед ним открывается два пути…
Пути саморазвития для монахов в Буддизме
Поэтому с самого начала всех монахов учат состраданию, которое не есть чувство, но есть закон. Достигший Тишины по средством духовных практик буддийский монах может пойти по второму пути, который и завещал Будда своим ученикам — пути отречения, Ариахата.
На этом пути Высокий Монах старается удерживать Тишину в себе, находясь много времени в практиках, но всё же он не отказывается помогать и другим монахам, и просто живым существам на их пути к просветлению.
На этом пути совмещения Высокий Монах начинает постигать законы развития живых существ, методы достижения и помощи. Он постепенно вникает в великую науку Учительства.
Далеко не каждый монах на это способен. Нужно пробудить в себе спящие качества сострадания и любви такой, чтобы можно было бы отдать себя за людей и даже оказаться от Нирваны, ради помощи другим существам. Эти высоты добра, сострадания и любви очень трудно даются.
И всё-таки у самых талантливых буддийских монахов после всех их практик и изменения мировоззрения это получается, и они становятся теми, кого называют Лама. А вот о Ламах, Римпоче — и самом высшем статусе для любого монаха в буддийской традиции мы поговорим в следующей части статьи. А пока можете о знакомиться с первой частью статьи о настоящей бытовой жизни монахов буддистов и буддийском монашестве в монастырях Тибета, а также почитать и другие статьи нашего портала саморазвития, об основных идеях и сути буддизма, тибетском буддизме, Дзенн, Тантрическом буддизме, а также о духовных практиках настоящей йоге индии.