практические методы обучения естествознанию и обществознанию

Практические методы обучения

Эти методы предусматривают приобретение новых знаний учащимися посредством самостоятельной работы. К практическим методам относятся наблюдения, практические работы, исследовательский эксперимент.

Наблюдение – это планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира c целью его познания. Наблюдение – это главный научный метод изучения природы, с помощью которого учащиеся готовятся к более сложным научным исследованиям.

Учитель должен провести предварительную работу по подготовке наблюдений:

– определить цель наблюдения;

– разработать задания и познакомить с ними учащихся;

– подобрать необходимое оборудование;

– познакомить детей с приемами проведения наблюдений и формой фиксации результатов.

«Нельзя наблюдать вообще; – писал В. В. Половцов, – наблюдение должно быть делаемо под влиянием потребности решить определенную задачу, получить ответ на возникший вопрос». Мы не можем, например, просто предложить ученикам наблюдать весной за растениями. Нужно поставить проблему: «Почему черемуха зацветает яркими цветами с сильным запахом?».

Результаты наблюдений должны фиксироваться в рабочей тетради или в «Дневнике наблюдений».

В процессе наблюдений выделяются общие и отличительные признаки природных объектов и на основе этого делаются обобщения и выводы. После проведения наблюдений проводится обработка результатов, устанавливаются простейшие причинно-следственные связи.

Основные правила проведения наблюдений были сформулированы немецким педагогом А. Любеном, сторонником «индуктивного метода» обучения, основанного на наблюдениях и опытах. Он советовал учителям:

2. Выбирать по преимуществу тела, характерные по своему строению или другим особенностям, познакомить детей с телами, имеющими практическое значение.

3. Начинать наблюдения с тел природы наиболее доступных для ребенка.

4. Выбирать тела так, чтобы ученик видел в каждом курсе нечто целое, а в следующем – развитие предыдущего.

5. Начинать с наблюдений за отдельными телами, а потом подводить детей к обобщению.

6. Давать учащимся естественные тела в руки, чтобы они рассматривали их собственными глазами, сами описывали и группировали.

7. Возобновлять сделанные наблюдения как можно чаще.

8. Приучать детей к самостоятельному изучению и наблюдению природы.

Эти положения не потеряли своей актуальности до настоящего времени.

С помощью наблюдений младшие школьники учатся распознавать и определять различные объекты неживой и живой природы: полезные ископаемые, растения, животные и др.

По продолжительности наблюдения подразделяются на кратковременные и длительные. Кратковременные могут проводиться на экскурсии или на уроке при работе с раздаточным материалом. Длительные в основном выполняются во внеурочное время.

Например, к длительным относятся фенологические наблюдения за изменением окраски листьев и листопадом у конкретных деревьев. Кратковременные наблюдения за этими фенологическими явлениями в жизни растений можно провести на сезонной экскурсии. При этом детям даются задания:

1) Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев – в верхней части кроны или в нижней, в наружной или внутренней?

2) Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску. Как отделяется зеленый лист? Лист, начавший менять окраску? Лист, полностью изменивший окраску?

При изучении организма человека проводятся самонаблюдения. Так, например, при изучении органов кровообращения младшие школьники учатся находить и подсчитывать пульс в спокойном состоянии и после нагрузки.

Наблюдения за предметами и явлениями природы помогают младшим школьникам накопить фактический материал, необходимый для установления закономерностей в природе. Этот метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей.

Наблюдательность – это способность человека подмечать в окружающем мире самые тонкие, незаметные черты, признаки, свойства.

Выделяют следующие черты наблюдательности человека:

1. Целенаправленность восприятия (умение подмечать главное).

2. Полнота восприятия (умение видеть все основные черты объекта).

3. Тонкость наблюдений (умение подмечать малозаметные детали).

4. Планомерность наблюдений (умение устанавливать последовательность наблюдений).

5. Проявление интереса к дополнительным наблюдениям.

6. Осмысление и объяснение увиденного в свете прежнего опыта.

7. Способность контролировать и развивать все черты наблюдательности.

Развивать наблюдательность младших школьников можно с помощью различных приемов активизации внимания.

Самыми удобными живыми объектами для наблюдений являются растения. Во время экскурсии в лес или парк можно предложить детям следующие задания, развивающие наблюдательность:

1) Издали посмотрите на лес (парк). Что вам напоминает его внешний вид?

2) Выберите дерево. Мысленно разделите его на органы. Внимательно рассмотрите самый маленький орган – лист. Определите его форму, окраску, рисунок края листа. Обратите внимание, как прикрепляется лист к стеблю.

3) Закройте глаза и представьте этот лист в деталях. Опишите его по памяти. Сравните с листом соседнего дерева (по З. А. Клепининой).

Средством развития наблюдательности могут служить и зоологические объекты. Например, наблюдая за птицами на кормушке, в лесу или в парке, учитель может попросить детей описать внешний вид птицы по следующим заданиям:

– укажите ее размеры, сравнивая с хорошо известными птицами (например: птица маленькая, не крупнее воробья или:… величиной с ворону);

– какова раскраска птицы: головы, спинки, грудки, крыльев, хвоста;

– какой у птицы клюв (длинный, короткий, тонкий, массивный, прямой, изогнутый);

– какие у птицы крылья (широкие, укороченные, длинные, узкие, закругленные);

– укажите длину и форму хвоста, ног, наличие хохолка и другие особенности птицы;

– опишите повадки птицы: как она передвигается по земле (шагом, бегом, прыжками); какой у нее полет (машущий, парящий, планирующий, скользящий, прямой, волнообразный);

– если можно, передайте звуками ее голос или сравните с каким-нибудь знакомым звуком (свистом, скрипом и т. д.);

– сделайте вывод: как внешний вид птицы связан с образом ее жизни.

Для изучения развития наблюдательности младшим школьникам могут предлагаться задания, требующие описания внешнего вида, нахождения недостающих деталей, определения отличий двух сходных объектов и т. п.

Дети, которых научили и приучили наблюдать, будут знать, любить и защищать природу. У таких учащихся не пропадает интерес к предмету.

Наблюдения тесно связаны с практическими работами.

Практические работы на уроках естествознания призваны служить источником новых знаний. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Деятельность учителя и учащихся на практической работе проходит ряд следующих этапов:

1. Постановка познавательной задачи (цели работы).

2. Инструктаж по ее выполнению (технический и организационный).

3. Самостоятельная работа учащихся (по письменным инструкциям или под команду учителя).

4. Фиксация результатов работы (таблица, схема, рисунок).

5. Описание работы учащимися.

6. Обобщения и выводы, решающие познавательную задачу.

Инструкции к практической работе должны быть ясными, четкими, конкретными. Если их нет в учебнике или рабочей тетради, то учитель сам составляет инструктивные карточки.

Самостоятельность детей при выполнении практических работ развивается постепенно. Первые работы разбиваются на мелкие рабочие операции и выполняются под команду учителя, который проделывает опыты одновременно с детьми. Этот методический прием синхронизирует работу класса. В последующем ученики проделывают каждый опыт, предварительно прочитав вслух инструкции к работе. Учитель руководит работой детей.

В последнем классе начальной школы работы выполняются частично самостоятельно. Ход работы намечается коллективно, затем дети проводят опыты самостоятельно в парах (или небольших группах) по инструкциям в учебнике или на карточках. Обсуждение результатов практических работ проходит коллективно.

Результаты проделанных опытов обычно записываются в таблицу. Примером может служить практическая работа в 4 классе по изучению свойств торфа и каменного угля. Перед учащимися ставится цель: определить и сравнить свойства торфа и угля. Ученики работают по следующим заданиям:

1. Какого цвета торф и каменный уголь? Какое ископаемое темнее? Почему?

2. Обладает ли блеском торф? Блестит ли каменный уголь?

3. Исследуйте твердость этих полезных ископаемых с помощью предметного стекла.

4. Определите строение топливных полезных ископаемых. Как возраст повлиял на строение этих горных пород?

5. Посмотрите опыт по горению торфа и угля, который покажет вам учитель. Какое из этих полезных ископаемых содержит больше энергии Солнца?

Результаты каждого опыта заносятся в табл. 4:

Фиксация результатов проделанных опытов может проводиться в процессе работы или по ее окончании. В последнем случае учащиеся воспроизводят результаты по памяти, закрепляя полученные знания.

Изучив и сравнив свойства торфа и угля, дети с помощью учителя приходят к выводу, что уголь дольше пролежал в земле, так как обладает более темным цветом, блеском и твердостью. Он дольше горит и при этом выделяет больше тепла, значит в угле запасено больше солнечной энергии. Учитель подтверждает выводы детей рассказом об образовании этих полезных ископаемых: «Торф образуется при отмирании и неполном разложении болотных растений в условиях повышенной влажности и недостатке кислорода. В образовании торфа участвуют микробы. Этот процесс продолжается от четырех до двенадцати тысяч лет. Мы и сегодня являемся свидетелями продолжающегося процесса образования торфа. Уголь сформировался из торфа под действием высокого давления и температуры много миллионов лет назад. Тогда климат на Земле был теплым и влажным, а растения имели большие размеры».

Результаты практических работ могут фиксироваться и в схеме. Примером может служить работа в 3 классе по изучению состава и свойств почвы. Перед началом работы ставится проблемный вопрос: «К живой или неживой природе можно отнести почву?».

Дети исследуют состав почвы по инструкциям учебника, наблюдают за демонстрацией опытов учителем, читают текст «Что растения берут из почвы» и заполняют схему 4:

После окончания работы делается вывод: почву нельзя отнести ни к неживой ни к живой природе. Она не обладает свойствами живых организмов, но не может без них существовать. Учитель сообщает, что почву можно рассматривать как промежуточное звено между неживой и живой природой.

Иногда результаты практической работы оформляются в виде рисунка. Примером могут служить работы «Органы растения», «Этапы развития растения из семени».

Практические работы выделены в каждой естественнонаучной программе для начальной школы и обязательны для проведения. На практических работах развиваются умения детей, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах. К выполнению работ учащихся нужно приучать систематически, постепенно переходя от коротких и несложных по организации опытов к более продолжительным и сложным.

К долговременным и сложным по организации относится исследовательский эксперимент. В начальной школе он применяется как метод обучения довольно редко.

Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой работе.

Проведение эксперимента требует тщательной подготовки. При этом учитель должен помнить:

2. Для проведения исследования необходимо иметь контрольный и экспериментальный экземпляры исследуемых объектов.

3. Важным отличием эксперимента от обычного наблюдения является вариация условий наблюдения. В природе на один объект воздействует широкий спектр условий. В экспериментальном опыте по возможности устраняются те явления, которые маскируют изучаемый процесс и вводятся факторы его усиливающие.

4. При постановке эксперимента необходимо руководствоваться методом единственного различия условий проведения контрольного и экспериментального опытов.

Например, мы хотим исследовать влияние прекращения полива на рост листьев лука репчатого. При этом контрольные и экспериментальные экземпляры лука должны находиться в условиях одинаковой освещенности и температуры. Варьировать должен только один фактор – полив. Контрольные экземпляры поливают сразу при подсыхании верхнего слоя почвы, а у экспериментальных полив прекращают. В ходе исследовательского эксперимента проводятся ежедневные наблюдения за контрольными и экспериментальными экземплярами. Фиксация результатов ведется только в те дни, когда наступают заметные изменения.

Опыт считается законченным, когда получены веские доказательства роли исследуемого фактора: появляются хорошо заметные различия опытных и контрольных экземпляров. В данном опыте заведомо предполагалось, что без полива рост лука постепенно прекращается, поэтому не следует ждать, когда изменения станут необратимыми и растения погибнут. После подтверждения гипотезы полив контрольных экземпляров нужно возобновить.

При подведении итогов эксперимента важна не только констатация наблюдаемых различий, но и их научное объяснение. Выводы по опыту используются в дальнейшем обучении естествознанию.

Наиболее широкое поле деятельности для исследовательской работы предоставляет школьный учебно-опытный участок. Проведение работы на нем с младшими школьниками описывается в методике обучения сельскохозяйственному труду.

Источник

Практические методы обучения естествознанию и обществознанию

Термин «метод» (происходит от греческого слова «methodos»), что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а. словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б. наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в. практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а. упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

б. упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер. Этот метод используется в основном после прохождения каких-то больших тем и разделов, выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности.

Выделяют пять этапов познавательной деятельности учеников на уроке практического применения знаний, умений:

— Объяснение учителя. Теоретическое осмысление работы;

— Показ. Этап инструктажа;

— Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка;

— Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание;

— Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

С середины 60-х годов все чаще в начальной школе стали применяться дидактические игры. Некоторые ученые относят их к практическим методам, другие выделяют их в особую группу. И это правомерно. Они вбирают в себя элементы словесных, наглядных и практических методов имеют только им присущие особенности.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Т.о. Практические методы обучения направлены не только на получение знания, но и вырабатывают умения обучающихся при выполнении практических действий.

Источник

Практические методы обучения и особенности их использованияв процессе изучения обществознания в начальной школе

Практические методы обучения и особенности их использованияв процессе изучения обществознания в начальной школе

Слайд 1. Тема моего доклада: «Практические методы обучения и особенности их использования в процессе изучения обществознания в начальной школе»

Слайд 2. Практический метод обучения – это способ приобретения знаний учащимися самостоятельно, по определенному плану, заданному учителем, а также формирование практических умений и навыков.

Эффект практического метода обучения проявляется в трансформации усвоенных знаний в навыки и умения учащихся; в развитии их творческого потенциала, познавательной активности, инициативы и самостоятельности; в формировании разнообразных способностей.

К практическим методам относятся упражнения, лаборатор­ные и практические работы, дидактические игры, тренинги, конкурсы и мастерские. На уроках обществознания основным практическим методом является упражнение.

Слайд 3. Упражнению всегда предшествуют усвоение учащимися теоретического материала и четкая инструкция учителя. Первоначаль­но учитель поясняет, как выполнять упражнение, показывает образец действия. Затем ученики самостоятельно выполняют задания. По завершении работы учитель и ученики обсуждают, анализируют полученный результат, исправляют свои ошибки.

Инструктируя учеников перед выполнением упражнения, учитель должен определить:

— с какой целью оно будет проводиться;

— с каким теоретическим материалом оно связано;

— каким образом будет выполняться;

— как будет осуществляться проверка задания;

— по каким параметрам будет выставляться оценка за проде­ланную работу.

Эти вопросы позволят ученикам осознанно подойти к выпол­нению упражнения, а учителю избежать методических ошибок.

Упражнения по своему характеру делятся на устные, письмен­ные, графические. На уроках обществознания в начальной школе могут использоваться все виды уп­ражнений.

Слайд 4. Примеры устных упражнений:

Примеры письменных упражнений:

Логические схемы используются при изучении социальной структуры общества, управления государством, направлений политики, экономического развития страны.

Слайд 5. К творческим заданиям относятся:

— рисование иллюстраций к пункту параграфа;

— составление кроссворда по датам или поня­тиям;

— подготовка короткого сообщения;

— изготовление макета или другого предмета по исторической тематике (доспехи рыцаря, герб города, бытовые или сельскохо­зяйственные предметы славян и т.д.).

Задания по подготовке сообщения на определенную тему сна­чала даются более подготовленным ученикам по их желанию, а затем постепенно охватывается весь класс. Эта работа очень важна как первый шаг к умению готовить доклад и реферат в средней и старшей школе.

Иллюстрации к изученной теме учащиеся делают охотно, но это задание тоже дается по желанию. Уместно устраивать выставки работ.

Составлению кроссворда предшествует большая словарная ра­бота. Это задание дается по завершению раздела, объемной темы или нескольких тем.

Макеты также изготавливаются детьми по желанию. В дальнейшем работа становится оснащением кабинета, что делает ее значимой для ребят.

На уроках обществознания практические методы имеют свою специфику и время проведения. Поскольку кроме знаний приобретается социальный опыт, опыт гуманных отноше­ний, сочувствия, взаимопонимания, корректного решения конфликтных ситуаций, то и практические методы здесь требуются особенные. Это игры, психологические упражнения, тренинги, ситуа­тивные задачи, мастерские, конкурсы, экскурсии, встречи с ин­тересными людьми, инсценировки.

Слайд 6. Игра — это самый понятный и близкий вид деятельности для де­тей. На уроках обществознания она имеет свои особенности:

Одна и та же игра может использоваться для:

— диагностики, с целью узнать о позиции школьников по ка­кому-либо вопросу, о взаимоотношениях между ними, о наличии знаний и опыта по изучаемой теме;

— контроля, с целью выяснить степень усвоения нового мате­риала учениками;

— накопления опыта совместной деятельности, с целью разви­тия коммуникативных качеств у учащихся;

— приобретения новых эмоций и ощущений, с целью развития или расширения психологических свойств у школьников;

— развлечения, с целью повлиять на эмоциональное настрое­ние детей.

Слайд 7. Любая игра на уроках обществознания обязательно имеет веду­щего. Эту сложную роль выполняет учитель, поскольку он одновременно является организатором, помощником (для тех, у кого возникли проблемы) и, возможно, соучастником игрового действия. Однако, направляя ход игры и даже участвуя в ней, веду­щий должен свести к минимуму свое вмешательство как автори­тетного лица.

Игра имеет этапы развития: инструктаж, ход игры, подведе­ние итогов (коллективное обсуждение). При инструктировании учитель выделяет основные правила игры, так как дети быстрее улавливают дополнительные детали игры по ходу развития собы­тий. При подведении итогов ведущий игры только ставит вопро­сы, а отвечают дети, поскольку они сами должны сделать «открытие».

Организовывая игру, учителю необходимо соблюдать несколь­ко принципов. Участие в игре должно быть добровольным, не­смотря на то, что все происходит на уроке. Дети, оставшиеся в роли наблюдателей, так или иначе будут не только смотреть, как развивается игра, но и сопереживать, «примеривать» на себя ка­кую-либо роль. И это тоже важно для накопления соци­ального и эмоционального опыта.

При проведении игры необходимо создать доверительную, доброжелательную и радостную атмосферу. Психологический комфорт должен испытывать каждый ребенок.

В игре обязательно присутствие трудностей, иначе она станет неинтересной через несколько минут. Преграды — это двигатель игры. Они подогревают игровой азарт, усиливают увлеченность, вносят новизну.

Элементы игры: ведущий, участники, правила, роли, атрибу­ты, игровые действия.

Виды игр: ролевые, творческие, игры-соревнования.

Слайд 8. Пример игры-соревнования. Игра «Пословицы». На столе перед каждой командой лежат перемешанные части пословиц.

Команда, быстрее всех собравшая свои пословицы, побеждает.

Ведущий подчеркивает слаженность действий команд, ведь только совместными усилиями они смогли дойти до цели. Класс — это тоже команда, которая должна быть дружной.

Слайд 9. Тренинг — форма интерактивного обучения, направленная на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходи­мых для общения.

Использование тренинговых занятий позволяет эффективно решать вопросы личностного становления школьников, успешно развивать их коммуникативные навыки, эмоции и чувства. Тре­нинг состоит из ряда психологических упражнений, которые под­чинены одной цели и связаны определенной логикой.

Слайд 10. Психологические упражнения длятся не более 5 — 7 мин и решают конкретную зада­чу. Однако на уроках обществознания они могут использоваться самостоятельно на любом этапе урока.

Примеры. Упражнение «Доброе слово». Общение осуществляется в парах сменного состава. Учитель предлага­ет детям шепотом сказать друг другу что-то доброе, затем происходит смена пар. Варианты предложений: Мне нравится в тебе. ; Меня радует, что ты. ; Я желаю тебе.

Одно и то же задание может повторяться несколько раз, но с обязательной сменой состава. Упражнение приучает детей видеть в людях доб­рое, хорошее, способствует доброжелательному отношению друг к другу. Это упражнение можно использовать в начале урока. После такого упражнения у детей повышается работоспособ­ность, улучшается настроение, снимается умственное напряже­ние. Эти упражнения могут быть составной частью уроков но темам «Индивидуальность человека», «Человек среди людей», «Любовь, дружба, милосердие, доброта».

Слайд 11. Следующий практический метод ситуационная задача. Это совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем в педагогическом процессе. Та­кая задача позволяет в «лабораторных условиях» рассмотреть ре­альную жизненную ситуацию и совместными усилиями найти оптимальное решение, благодаря чему у учеников постепенно со­здается собственный арсенал социального опыта.

Примеры. Занятие «Учись говорить “Нет!”».

Цель: научить отказываться от предложений, представляющих опасность для здоровья человека.

Ситуационная задача: Вы вышли во двор гулять. Там ребята, которых вы не очень хорошо знаете, собрались играть в футбол, им не хватало игроков, они пригла­сили вас. После игры ребята сели отдохнуть, поболтать и покурить. Пред­ложили и вам. Как отказаться? А у вас были ситуации, когда вы не знали, как поступить? (Обсуждение ситуаций, предложенных учениками.)

Слайд 12. Еще одним практическим методом на уроках обществознания в начальной школе может быть конкурс. Конкурс подразумевает состязательность между командами или отдельными учениками в знаниях, умениях, сообразительности, находчивости; жюри; балльную систему оценивания выполнения участником заданий; подведение итогов; награждение. К конкур­сам относятся: конкурс плакатов, рисунков, стихов, сочинений; викторина; рыцарский турнир; несерьезный экзамен и т.д. На­пример: конкурс «Пропуск в страну вежливости»; викторина «Знай и люби свой город»; конкурс антивоенных плакатов; конкурс сти­хов, рисунков о природе; конкурс на лучший рассказ и рисунок на тему «Мой четвероногий друг»; конкурс коллективных плака­тов в защиту животных и т.д.

Такие конкурсы связанны с «пробуждением» и развитием эмоциональной сферы. Условия состязательности помогают активизировать психологи­ческие процессы. Ощущения и чувства в такой ситуации обостряются.

Слайд 13. Мастерская — на таком занятии ребята делают что-либо своими руками. Но это не урок труда, поскольку педагог здесь ставит этическую цель: научить школьника получать удовольствие от того, что он своей деятельностью доставил радость другому человеку. Это может быть не только изготовление традиционных подарков своим родным к праздникам, но и ремонт библиотечных книг, шефство над первоклассниками, помощь им при подготовке праз­дников, передача своих игрушек и книг ребятам из детского дома или приюта, уборка пришкольного участка или оформление школьных коридоров и т.д.

Мастерскую в контексте обществознания следует понимать как мастерскую воспитания и обучения души ученика. Девизом для учителя при работе в такой мастерской будет: «Учите детей делать добро».

Различные виды практических методов применяются учителем в течение учебного года неравномерно. На уроке часто проводятся игры, психологические упражнения, ситуативные задачи, кон­курсы; реже — тренинги и мастерские; еще реже — экскурсии, встречи с интересными людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *