позиционный мотив обучения это

Позиционный мотив обучения это

Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики представляется важным выделение определенных содержательных блоков, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла использоваться для экспресс-диагностики. Назовем пять таких блоков.

«ВИДЫ МОТИВОВ»

ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения каждая диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков:
личностный смысл обучения;
степень развития целеполагания;
виды мотивации;
внешние или внутренние мотивы;
тенденции на достижение успеха или неудачи при обучении;
реализация мотивов обучения в поведении.
Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
В методике для детей младшего школьного возраста акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЕ 1 КЛАССА.

Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих с школу. Количество знаков «+» в каждой колонке свидетельствует о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей.

Источник

Обучение немотивированного к учебе ребенка

На протяжении последних 16 лет я работаю в системе негосударственного образования. Преподавание в малокомплектных классах частной школы само по себе предполагает индивидуальный подход к каждому ученику и, естественно, перманентное кропотливое построение индивидуальной траектории развития каждого ребенка с учетом его особенностей и способностей и исходя из целей и задач обучения.

Моей специализацией являются учебные дисциплины, любимые, как правило, большинством учащихся и не требующие от учителя значительных усилий по формированию мотивации и познавательного интереса (география, биология, экология, естествознание и окружающий мир). Именно поэтому год назад я оказалась в ситуации, вызвавшей у меня не просто затруднения, а недоумение и растерянность. Сегодня, год спустя, мне бы хотелось поделиться с коллегами тем, как мне удалось успешно справиться с данной проблемой.

Итак, в чем суть? Начало учебного года, 2 класс. В классе появляется новая ученица, назовем ее “Светой”. Ребенок из очень интеллигентной и достаточно известной сегодня актерской семьи, воспитанная, добрая, светлая, улыбчивая девочка, очень творчески одаренная – прекрасно поет, успешно занимается фортепиано, замечательно играет в школьных спектаклях и мюзиклах, нередко выступает с родителями на концертах и различных фестивалях. При этом ничуть не избалована, не испорчена славой ни своей, ни родительской. Послушна, неконфликтна, неленива и неглупа. Идеальный ребенок, скажете вы. Да, прелестное создание, но… абсолютно немотивированное к обучению! Не могу сказать, что за те 18 лет, что я работаю педагогом, мне попадались только “белые и пушистые” детки, потенциальные отличники и “Знайки”. Нет, конечно. Как и у всех вас, коллеги, разные были ученики, в том числе и весьма сложные во всех отношениях дети. Но таких, как “Света” – не было!

Я работаю с учебно-методическим комплектом “Окружающий мир” авторского коллектива А. Вахрушева в рамках образовательной системы “Школа 2100”. И само содержание данной учебной дисциплины, и качество УМК, и концепция “Школы 2100”, и мой уже достаточно богатый опыт работы позволяют успешно обучать детей, развивать их и дает простор для их самосовершенствования. Детям на уроках окружающего мира всегда интересно, они открыты для новых знаний и заинтересованы в их получении. Однако работа со “Светой” не дала никаких положительных результатов: отсутствие какой-либо опорной базы, 100-процентное неусвоение нового учебного материала, нулевая активность. Анализ ситуации показал, что причина кроется в глубокой немотивированности ребенка к обучению. Проще говоря – “Света” не хочет познавать новое. К слову сказать, и на уроках по другим дисциплинам ситуация оказалась столь же сложной.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась какая-либо деятельность, в том числе учебно-познавательная, необходима достаточная мотивация. Процесс учения без должной мотивации невозможен, в таком случае и само обучение не имеет смысла. Проблема требовала решения. И пусть не сразу, не быстро, не без неудач, но решена была.

Итак, что есть мотивация? Мотива?ция (от lat. “movere”) как таковая есть побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Психологи определяют этот термин таким образом: мотивация – это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление. Иными словами, мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Необходимость формирования учебной мотивации у учащихся в целом и, в данном конкретном случае – у “Светы”, обусловлена обновленным содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Очевидно, что выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния). Поэтому свою работу я начала именно с этого.

Если рассматривать учебную мотивацию как показатель результативности, то можно выделить следующие ведущие мотивы в учении ребенка:

Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения и свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. Познавательные мотивы отражают также стремление школьников к самообразованию и саморазвитию.

Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: осознание социальной необходимости в получении знаний, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.

Позиционные мотивы часто относят к социальным, однако считаю оправданным выделить их отдельной строкой. Такие мотивы строятся на желании доминировать в коллективе, быть лидером, они проявляются в разного рода попытках самоутверждения.

Известно, что к моменту поступления в школу, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.

Выделим позитивные и негативные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста. В качестве благоприятных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх (особенно на героико-романтические сюжеты, на сюжеты из книг, кинофильмов). В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Любознательность является формой проявления высокой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет ряд негативных характеристик, препятствующих обучению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают у него утомление). Мотивы учеников начальной школы малоосознанны, часто они содержат в себе ориентировку школьника на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется обычно в эпизодическом чтении дополнительных книг.

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей.

Итак, какие цели я преследовала, постепенно формируя у “Светы” мотивацию к обучению и какие методы я использовала? Я стремилась научить “Свету” учиться, получая при этом удовольствие от самого процесса и от результата. Выделив три главных мотива учения – познавательный, социальный и позиционный – я решила действовать, соответственно, в трех направлениях. Проще всего было работать в направлении формирования позиционного мотива. “Света” – ребенок достаточно честолюбивый и даже амбициозный, поэтому нетрудно было как бы исподволь, ненавязчиво подвести ее к желанию выделиться и самоутвердиться в коллективе посредством успешной учебы, активности на уроке и т.д.

Сложнее было с формированием в чистом виде социальных мотивов, ведь все беседы на тему необходимости учиться, чтобы занять достойное место в обществе, разбивались регулярно о стену такого “Светиного” высказывания: “Я буду великой актрисой, как мама и папа. Талант у меня есть, а знания не так уж и важны!”. Хотя мои доводы о том, что известная и публичная персона, коей планирует стать “Света”, представляя свою страну на каком-нибудь престижном кинофестивале, не имеет права “ударить в грязь лицом” и поразить всех своей необразованностью, “Светой” принимались всерьез. Думаю, что и сейчас, спустя год, социальные мотивы обучения у “Светы” сформировать в должной степени не удалось.

Что касается познавательных мотивов обучения, то при их формировании я учитывала, главным образом, специфику восприятия окружающего мира “Светой”, старалась смотреть на мир ее глазами, через призму ее восприятия и осмысления мира. Главной задачей было переориентировать “Свету” с чувственного восприятия на новый уровень – уровень осмысленного и целостного восприятия, а также сформировать у нее интерес к самой учебной деятельности и к получению знаний. В ход пошли ролевые игры, пресс-конференции, творческие задания, элементы проектной деятельности с обязательной презентацией. Уроки по возможности строились на внешне ярких, эмоционально привлекательных наглядных средствах, активно привлекались мультимедийные пособия. Подача нового учебного материала осуществлялась исключительно в рамках проблемного обучения, то есть по схеме: актуализация знаний – совместное формулирование проблемы – самостоятельное открытие знаний – совместное открытие знаний – самостоятельное или совместное решение проблемы – формулирование выводов – закрепление полученных знаний. Таким образом была решена важная познавательная задача. Знания, полученные в готовом виде, представляют для ученика гораздо меньшую ценность, нежели те, что он “добыл” самостоятельно или в “открытии” которых он участвовал. Кроме того проблемные ситуации, сознательно создаваемые учителем на уроке, напрямую стимулируют познавательный интерес школьника и его стремление к самообразованию и саморазвитию, то есть, собственно, к формированию устойчивой познавательной мотивации к обучению.

Каковы результаты спустя год работы? У “Светы” сформирован учебно-познавательный мотив не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний, появился собственно интерес, дав простор любознательности и успешности в освоении новых знаний. Иными словами “Света” научилась учиться. Устойчиво проявляется и позиционный мотив обучения, “Света” стала одним из лидеров в классе. Работы предстоит еще много, но можно с уверенностью утверждать, что этот ребенок будет и в дальнейшем успешен в учебе, а главное будет получать удовольствие от самого процесса учения.

Источник

Методика: «Определение мотивов учения». Автор М.Р. Гинзбург

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой).

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Метод: эксперимент, беседа.

В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ».

№1. «Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился».

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким»

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки».

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

1) А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

2) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

3) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Источник

Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте

Особенности и факторы учебной мотивации. Определение ведущих мотивов учебной деятельности и уровня учебной мотивации у подростков. Рекомендации по решению выявленных проблем для направления внимания педагогов на способы повышения учебной мотивации.

Задачей исследования является определить уровень учебной мотивации подростков, отследить изменение мотивов учебной деятельности и уровня учебной мотивации на протяжении всего подросткового возраста. Выявить действующие (ведущие) мотивы учебной деятельности для выбора способа влияния на мотивационную сферу учащегося.

Исследования проводились на базе МОУ МУК г. Верхняя Салда. Для исследования было отобрано по 25 учащихся 5, 7 и 9 классов разных школ, выбранных в случайном порядке. Исследование проводилось с полного согласия испытуемых.

Для исследования были выбраны две методики. Обе они могут быть применены как в исследованиях, так и в деятельности педагогов и психологической службы школы.

Первая методика М.В. Матюхиной «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» (Приложение 1) предназначена для диагностики учебной мотивации и определения дополнительных мотивов учения, таких как 38:

· Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Воспитанник стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям.

· Коммуникативные. Позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

· Эмоциональные. Этот вид мотивации заключается в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, понимании необходимости учиться, высоком чувстве ответственности. Воспитанник осознает социальную необходимость.

· Позиция школьника. Воспитанник ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.

· Мотив достижения. Воспитанник, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.

· Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Воспитанник выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого.

Вторая методика была разработана Н.В. Калининой и М.И. Лукьяновой для учащихся 5, 7 и 9 классов на основе методики изучения учебной мотивации М.Р. Гинзбурга 38. Данная методика позволяет определить итоговый уровень мотивации подростков:

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов:

Дополнительные возможности последней методики состоят в том, что она позволяет выявить такие показатели мотивации, как: способность к целеполаганию, личностный смысл учения, преобладании внутренних или внешних мотивов, реализации учебных мотивов в поведении, наличии стремления к успеху в учебной деятельности.

В данной работе эта методика будет использоваться для выявления уровня учебной мотивации, и для определения действующих мотивов школьников.

2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования

Рис.1 Изменение уровня учебной мотивации подростков

Рис. 2 Мотивы учения по М.В. Матюхиной

Рис. 3 Мотивы учебной деятельности подростков.

С помощью второй методики Н.В. Калининой и М.И. Лукьяновой также получилось выявить, и тем самым подтвердить, снижение учебной мотивации подростков (см. рис. 4).

Рис. 4. Изменение уровня учебной мотивации

Хорошо заметно, что только учащиеся пятого класса имеют очень высокий уровень учебной мотивации. Такие школьники четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Также большее количество учащихся пятого класса имеют высокий уровень учебной мотивации. Гораздо меньше таких учащихся наблюдается в седьмых и девятых классах, зато среди учащихся со средним уровнем они явно доминируют. У таких учащихся в среднем положительное отношение к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, и посещают ее, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учащимися, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и сам учебный процесс их мало привлекает.

Со сниженным уровнем учебной мотивации больше всего учащихся девятого класса, эти ребята посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Исследование отдельных мотивов по второй методике также выявило высокий уровень позиционного мотива и небольшое ослабление по мере взросления школьников. Игровой мотив к девятому классу практически пропадает, а вот оценочный, по сравнению с пятым классом возрастает. Это возможно обусловлено получением аттестата в ближайшем будущем. А в седьмом классе оценочный мотив учебной деятельности ослабевает.

При детальном изучении анкет было выявлено, что многие учащиеся девятого класса еще не имеют четких планов на будущее, соответственно не видят цели обучения. Также подтвердилась важность профессионализма, компетентности и личностных качеств учителя для подростка.

2.3 Рекомендации для педагогов

К сожалению, отмечает А.Б. Орлов, современная психология гораздо больше знает о том, как дети учатся читать и считать, чем о том, как дети (с самого раннего возраста) научаются получать удовольствие от самого процесса учения и как можно усиливать и укреплять эту важную способность. Исследования в этой области педагогической психологии практически отсутствуют [13].

Задача учителя состоит не только в передаче суммы знаний, но и в том, чтобы пробудить у учащихся желание усваивать новый материал, научиться работать с ним. Для этого необходимо:

— Обеспечивать понимание и принятие цели обучения учащимися как собственной, значимой для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления, при этом цель обязательно должна соизмеряться с возможностями учащихся.

— Обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.

— Организовывать работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся включались в совместную деятельность, направленную на решение учебных задач.

— Повышать самооценку подростков, формировать у них ответственность за свои решения, помогающие им утверждаться в роли взрослого. Адекватная самооценка может поддерживаться, в частности, тем, что при выставлении отметок, учитель будет разъяснять подросткам, какие именно их ошибки и недочеты привели к снижению отметки, над чем учащимся следует еще поработать, чтобы улучшить отметки в будущем. Подростков следует хвалить за успехи в решении сложных задач, применение творческого подхода к их решению, активное участие в коллективной работе над учебными заданиями.

— Оказывать помощь не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов.

— Привлекать школьников к оценочной деятельности, так как в подростковом возрасте мнение сверстников часто оказывается важнее мнения учителя.

— Обращать внимание учащихся на предстоящий выбор профессиональной деятельности, подготовку к ней, достижение компетентности, выбор социальной роли, позицию будущего гражданина.

— Обеспечивать эмоциональную вовлечённость учащегося в учебный процесс.

— При оценивании работ учащихся помнить, что оценка мотивирует только если ученик уверен в её объективности и возможности её исправить.

— Быть достойным примером для учащегося.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желаемого, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.

В подростковом возрасте центральным новообразованием является «чувство взрослости», это приводит к снижению интереса к учебе, и повышению интереса к взрослой жизни, конфликтам с учителями и родителями, нежелающими и неспособными понять и принять их новую жизненную позицию, потребность в уважении и равноправии. Готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается. Наряду с этим происходит усиление авторитета группы сверстников. Ведущим видом деятельности становится общение. Несмотря на это, эмоциональное благополучие подростка по-прежнему во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

На уровень учебной мотивации влияют учебные, познавательные, коммуникативные, позиционные, оценочные, внешние мотивы, а так же мотивы достижения и саморазвития. Большое влияние на учебную мотивацию подростков имеет личность учителя, его профессионализм, компетентность, умение заинтересовать предметом, такие качества как чуткость и справедливость.

В результате диагностики выявилось, что уровень мотивации учебной деятельности подростков по мере взросления снижается. Происходит снижение познавательного мотива, мотивов саморазвития и достижения, позиции школьника, что говорит об отсутствии у учащихся целей обучения.

Тем самым гипотеза данной работы подтвердилась.

5. Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000.

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.

13. Маркова А. К; Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.— М., 1990.

28. Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка // Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1987.

35. Шамова Т.И., Перминова Л.М. Мотивация как важнейший фактор управления учебным интересом//Химия в школе,1993.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *