пожайский успенский мужской монастырь
Икона Богородицы Пожайская
Празднование
История
На живописном берегу реки Неман у села Пожайце находился Пожайский Успенский мужской монастырь, основанный в XVII веке, драгоценной святыней которого была чудотворная икона Божией Матери, именуемая Пожайской. Она весьма древнего происхождения и была прислана из Рима папой Александром VII в знак особой благосклонности основателю Пожайского монастыря Христофору Сигизмунду Пацу, канцлеру Великого княжества Литовского в 1661 г. Помещен святой образ был за левым клиросом соборного Успенского храма, выстроенного в 1662–1674 гг., в овальной золоченой раме.
Икона была написана на холсте овальной формы неизвестным художником; некоторые полагают, что образ могли написать два мастера: один – Божию Матерь с Младенцем, другой – венок из красочных и пышных цветов. На Лике Пресвятой Девы – выражение милосердия и любви к страждущим и скорбящим, с верой прибегающим к Ее благодатной помощи и заступничеству.
В 1830 году монастырь вместе с находящейся там Пожайской иконой перешел к православным и пребывал в юрисдикции Православной Церкви до 1914 года. Здесь был основан Пожайский Успенский мужской монастырь, храм в котором в 1839 году был перестроен, а в 1840-м – освящен. В 1898 году для святой иконы был сооружен из позолоченного серебра оклад, а поврежденный временем образ отреставрирован.
В 1893 году городу Ковно, недалеко от которого находится монастырь, угрожала холера. Испуганные люди бежали в лес, а оставшиеся молились Пресвятой Богородице – Небесной Покровительнице. Матерь Божия не оставила страждущих и надеющихся на Ее всесильное заступничество – страшная болезнь отступила. В память об этих днях был написан список чудотворной иконы Пожайской. Этот список хранится в каунасском Благовещенском соборе. Памятная надпись внизу иконы гласит: «Образ сей сооружен приходским попечительством в память избавления прихода от холеры в 1893 г.».
Во все времена, и даже когда образ Пресвятой Богородицы находился у православных, католики непрестанно посещали монастырь и молились перед чудотворной иконой.
Во время Первой мировой войны 1914 года икона была эвакуирована вглубь России. Однако литовцы не забыли о своей святыне, и по их молитвам в 1928 году власти вернули из Москвы чудотворный образ.
Ныне Пожайская икона Божией Матери находится на своем историческом месте – в Пожайском монастыре.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Пажайслисский монастырь. (Литва)
Крупнейший монастырский комплекс в Литве, построенный в стиле итальянского барокко. Монастырь находится в Каунасе на полуострове в Каунасском водохранилище неподалёку от Каунасского яхт-клуба.
Пажайслисский монастырь был основан в 1662 году канцлером Великого княжества Литовского Христофором Сигизмундом Пацем для отшельников-камальдолийцев. Интенсивное строительство велось до 1674 года, затем возобновилось в 1712 году, когда состоялось освящение Пажайслисский костёла Вознесения Пресвятой девы Марии.
В 1812 году, во время Отечественная война, монастырь был разграблен. После подавления Польского восстания 1830-1831 годов монастырь был передан Русской православной церкви и преобразован в Пожайский Успенский мужской монастырь.
На территории монастыря немало исторических и культурных памятников, в том числе могила Алексея Львова, создателя музыки Российского имперского гимна « Боже, Царя храни! »
Алексей Фёдорович Львов покинул Россию в 1861 году из-за болезни и приехал в Литву к дочери. Его дочь владела поместьем Ромайняй недалеко от Пожайска ( сейчас это уже отдалённый микрорайон Каунаса )и потому Львов был прихожанином монастыря и щедро на него жертвовал средства. В монастыре он и просил его упокоить после смерти.
Там же покоится и канцлер Пац, основатель монастыря.
Каунас. Пожайский Успенский мужской монастырь.
Пажайслисский монастырь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Пажайслисский монастырь был основан в 1662 году канцлером Великого княжества Литовского Христофором Сигизмундом Пацем для отшельников-камальдулов. Интенсивное строительство велось до 1674 года, затем возобновилось в 1712 году, когда состоялось освящение Пажайслисского костёла Вознесения Пресвятой Девы Марии. По некоторым данным, архитектором монастыря был Людовико Фредо, монах из монастыря Сан-Микеле ди Мурано. Костёл и поздние постройки спроектировали Карло и Пьетро Путтини и Джованни Баттиста Фредиани.
По договору с писарем, великим литовским Казимиром Михаилом Пацом, подписанным в 1692 году, итальянский художник Джованни Росси расписал купол и фонарь в монастырском костёле Вознесения Пресвятой Девы Марии, а также написал на холсте два образа святого Евстахия. Росси уехал в 1719 году, не закончив писать фигуры апостолов над центральными арками, как предполагается, в связи со смертью своего покровителя и мецената Паца. В куполе храма сохранилась многофигурная фреска с изображением коронования Пресвятой Девы Марии, выполненная Росси в 1712—1719 годах. Фигура увенчиваемой Богоматери достигает высоты в три метра. В 1755 году были возведены дополнительные башни.
Во время войны 1812 года монастырь был разграблен. После подавления Польского восстания 1830—1831 годовмонастырь был передан Русской Православной Церкви и преобразован в Пожайский Успенский мужской монастырь.
После обретения Литвой независимости монастырь в 1920-х годах был передан сёстрам Ордена Святого Казимира. После Второй мировой войны советская администрация закрыла монастырь, превратив его в архив, психиатрическую больницу, а затем в галерею. С 1962 по 1992 год здесь действовал филиал музея Чюрлёниса. Реставрация начата в 1975 году.
На территории монастыря немало исторических и культурных памятников, в том числе могила Алексея Львова, создателя музыки гимна «Боже, Царя храни!».
Ансамбль имеет строго осевую композицию, аллея подводит к въездным воротам, за которыми длинный проезд между каменными оградами ведет до круглой площадки для разворота карет; здесь посетители проходили через вторые ворота, за которыми раскрывается вид на монументальный храм с двухбашенным фасадом и куполом. За храмом — закрытый сад с индивидуальными домиками монахов и башней для отшельников на 33-метровой оси.
Комментарии и обсуждение
Свято-Успенский монастырь: очень древняя обитель в горах Крыма
Как только не называли этот монастырь на века существования: пещерный город, пещерный скит, Крымская Лавра, Свято-Успенская обитель. Он притаился в горном Крыму, среди на первый взгляд суровых и неприступных скал. Ущелье, отвесные вершины, желтый песчаник и тропинки среди камней.
Возможно, благодаря дикости и обособленности, эта местность стала такой востребованной. Со времен неолита здесь живут люди. Но мы сейчас не будем копать в такие далекие исторические дебри, вернемся в эпоху расцвета Византии, век этак 7–8. По легенде, древняя обитель основана византийскими монахами, высланными из Константинополя в период иконоборчества.
Все, кто по прежнему почитал святые образа, не находя в этом ничего постыдного, нашли убежище подальше от столицы.
В Каппадокии, например, а еще в горах Крыма. Пейзажи и геологический рельеф, кстати, очень похожи.
Установить доподлинно, когда здесь впервые поселились монахи, невозможно, но никак не позднее чем 1000 лет назад. Монастырь прошел через многие исторические катаклизмы, чудом уцелел во период османской оккупации, а потом и Крымского ханства. В мусульманском Бахчисарае Свято-Успенский монастырь стал единственным оплотом веры Христа.
Обитель, впрочем, часто просила помощи и поддержки у сильных мира сего. Список влиятельных гостей, в разные времена посещавших Свято-Успенский монастырь, впечатляет. Александр I, и второй, Екатерина Великая, последний российский император с супругой и семейством, великие князья и княгини, Александр Васильевич Суворов, русские писатели и поэты. История монастыря тесно переплелась с летописью пещерной столицы Чуфут-Кале, исламскими и иудейскими традициями, и восточным шиком Бахчисарая. Тем она интереснее.
В середине 19 века монастырь переживает новый период расцвета. В это время в монастырский комплекс входило: пять храмов, жилые корпуса для монахов, гостевой дом для паломников, сад, виноградники, фонтаны, часовни. Всему этому пришел конец с приходом Советской власти.
Святую обитель разграбили, монахов прогнали. Восстановление обители началось в 1993 году, на тот момент сохранились только келья настоятеля и одна церковь. Постепенно, по крупицам, монашеская братия с помощью прихожан стала восстанавливать храмы. Отреставрировали Успенскую церковь, и каменную лестницу, которая ведет на второй, пещерный ярус, святой обители.
На колокольне вновь зазвонили колокола. Святое место оживало — восстановили фрески, наскальную роспись, иконы. Сейчас, как и 1000 лет назад, в Свято-Успенский монастырь приезжают паломники, чтобы поклониться этой древней и прекрасной обители.
Визит в Свято-Успенский монастырь можно совместить с прогулкой по пещерному комплексу Чуфут-Кале — обитель расположена на старинной дороге к городу. И с экскурсией по Бахчисараю — Ханский дворец, восточный аромат, вкусные ресторанчики с пловом и чаем.
Наш корреспондент прожил несколько дней в древнейшей мстиславской обители, пытаясь разгадать загадку духовного преображения человека
Тайны второго рождения
История возникновения Свято-Успенской Пустынской обители — древнейшего монастыря в окрестностях Мстиславля — овеяна легендами. Всякий раз, когда наведываюсь в эти живописные уединенные места, ощущаю, как древние летописи словно оживают. Вот источник, из которого, согласно преданиям, исцелился от слепоты мстиславский князь. Здесь же, в ветвях липы, Симеон Лугвен заметил икону Богородицы и в благодарность о чудесах возвел часовню, а на возвышенности приказал построить монастырь.
В Пустынках одно удовольствие бродить по территории монастыря, пить воду из источника, рассматривать и фотографировать памятники архитектуры. Но вот мне как журналисту выдался случай задержаться здесь на несколько дней и пообщаться с людьми, нашедшими пристанище в древних стенах.
Чуть более часа езды из Могилева, и я почти у цели — на горизонте из-за макушек деревьев, как маяк для страждущих, выглядывает монастырская колокольня. Захожу во двор. Эконом отец Кукша, мужчина средних лет и богатырского телосложения, знакомит меня с расписанием и укладом жизни в монастыре и определяет на жилье.
Отец Кукша.
Келья довольно большая и рассчитана на двух человек. Устроившись, отправляемся знакомиться с жителями обители (из постоянных здесь шесть монахов и два послушника).
Брать интервью у монахов, что скрывать, не самая простая задача. Монастырь — место уединенное, и люди здесь ищут душевного спокойствия, а не известности, суетных дел. Так что человек, обвешанный фотоаппаратами, вооруженный диктофоном и журналистской пронырливостью, не самый желанный гость.
Из садовников в монахи
Первым, кто встретился на пути, стал келарь Николай. Келарь — человек, отвечающий за приготовление пищи и организацию питания в монастыре. От его кулинарного искусства напрямую зависит телесное благополучие монахов.
Келарь Николай с сыром собственного изготовления.
Разговор не задался. Занятый работой, Николай, мягко говоря, был не рад общению с малознакомым человеком. Удивлен ли я такому приему? Нет, скорее, этого и ожидал, отправляясь к монахам и послушникам.
Вблизи монастырского сада удалось разговориться с отцом Кукшей. Монах поделился, как показалось, в чем-то мистическими, чудесными обстоятельствами своего прихода в обитель:
— Я детдомовец, с малых лет чувствовал присутствие Бога в моей жизни. С годами все чаще стал задумываться о том, что всех нас ожидает после смерти. Задавал вопросы старшим и учителям, но ответов не находил. К 33 годам у меня была неплохая работа садовника, жил в достатке, но душа искала чего-то, что сложно выразить словами. Однажды в полудреме было видение о том, что я должен уйти в монастырь. Уже в пути на автостанции ко мне подошла девочка и протянула листок. Я развернул его и увидел нарисованный храм. Это знаки, которые указывали мне путь к Богу. Приехав в Ляды, увидел тот же храм, что и на картинке. Там и остановился.
Сон сбылся. Через какое-то время садовник Владимир принял постриг, стал монахом Кукшей, и вскоре его перевели на послушание в Пустынки.
Время с интересным собеседником летит незаметно. Вот и шесть вечера — час вечерней службы, отцу Кукше нужно готовиться к богослужению. Монахи и послушники покидают кельи и спешат в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Трапеза в молитве
Переступив порог храма, окунаешься в другой мир. Пламя свечей, лики икон, смотрящие на тебя из полумрака, звуки молитв певчих на клиросе — все это вселяет некий трепет и благоговение перед происходящим. Настолько, что не хочется нарушать эту атмосферу щелчками затвора фотокамеры, которые по-предательски громко звучат в стенах храма…
Богослужение в церкви Покрова Пресвятой Богородицы
После богослужения монахи отправляются на ужин. Трапезная представляет собой небольшую комнату с иконой на стене и общим столом, на котором уже расставлены блюда. Перед едой обязательно совершается общая молитва. Во время трапезы читаются священные тексты и поучения святых. Никаких разговоров и общения за столом. Принцип питания напоминает шведский стол: каждый может взять то, что ему по вкусу, в любом количестве. Однако здесь вы точно не найдете мяса, монахи его не едят, а молочные продукты и яйца можно употреблять только по определенным дням.
Трапеза длится минут 10, затем старший по сану встает, остальные следуют его примеру. После прочтения молитвы братия расходится по кельям. Вслед за всеми отправляюсь в свою комнату переваривать монастырскую пищу и массу впечатлений, полученных в течение первого дня.
Трапезная.
Путь в келари
Второй день начался непривычно рано. В четыре утра нужно уже быть на ногах. Привычка поздно ложиться и столь ранний подъем свели время отдыха к минимуму. В пять часов служба, присутствие на которой обязательно. Исключение только для заболевших.
После службы завтрак, а затем я делаю вторую попытку познакомиться с келарем. Застал Николая за приготовлением сыра. Из огромной бадьи с молоком, подогреваемым на газе, келарь ложкой-шумовкой снимал сгустки творога и складывал в отдельную форму. Он поделился рецептом монастырского сыра. Молоко нужно залить в емкость и подогреть. Затем добавить соль и заквасить. Далее добавляется уксус, смесь отстаивается примерно 15 минут. Полученные сгустки творога отделяют от сыворотки и отправляют под пресс — головка сыра готова. На все про все около шести часов.
— Мы свои сливки и масло делаем, а также сметану и творог. Благодаря своей корове монастырь обеспечен молочными продуктами, — Николай охотно со мной говорит о секретах монастырской трапезы. — Овощей у нас также в достатке. Летом работаем в огороде и саду, на ферме и пасеке. Заготавливаем продукты на зиму, делаем закатки, собираем и сушим травы. Хлеб печем на месте. По возможности стараемся полностью обеспечить себя всем необходимым.
Тяга к поварскому искусству у Николая давняя. Гомельчанин окончил лицей речного флота и теперь мирские навыки претворяет в жизнь в монастыре. Дальше кулинарных тем разговор не зашел. Как Николай попал в обитель, для меня так и осталось загадкой.
Почему Станислав Германом стал
Мы уже побывали в храме духа — церкви и храме тела — трапезной. Любопытно, в каких условиях живут люди, принявшие монашеский обет нестяжательства? Келья — небольшая комната с белыми каменными стенами. Из мебели кровать, стол и стул. На столе церковные книги и свеча. Кровать без матраса, доски накрыты покрывалом, такое же покрывало, чтобы укрыться. Обитает здесь молодой инок Герман. Парень родом из Могилева, но за плечами у него жизнь в псковских монастырях, на Валааме и в грузинских обителях.
Инок Герман в келье.
— В монастырь ушел в 19 лет, — рассказывает инок Герман. — Семья не сразу приняла мой выбор, хотя верить в Бога мне никто не запрещал. Пустынки из-за близости к дому даже не рассматривал. Первым местом послушничества стал Крыпецкий монастырь в Псковской области. Здесь же принял постриг. Затем нес послушничество на Валааме. По приглашению монахов посетил грузинские монастыри. Везде сталкивался с людьми, которые убеждали меня вернуться на родину. К тому же бабушка просила заехать хоть на денек. Ей 82 года, и она боялась, что уже не увидит меня. Дома не был 13 лет. Приехал в Беларусь, владыка позвал в Пустынки, и вот уже более полугода здесь несу послушание.
Источник в честь архангела
Среди особых достопримечательностей Пустынок — нерукотворное изображение Христа на одной из древних стен и святые источники. За церковью Покрова Пресвятой Богородицы, спустившись по лестнице, вы окажетесь возле храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы на святом источнике. Его ключ находится под самой церковью и по трубам отводится в сторону, где каждый паломник может утолить жажду целебной водой.
Два других источника менее известны, и без сопровождающего не каждый их найдет. Вместе со звонарем Александром отправляемся к самому дальнему из них — освященному в честь Евфросинии Полоцкой. Снег по колено и заросли кустарника говорят о том, что паломники и туристы здесь нечастые гости. Обустроенная криница вблизи речки Ослянки, иконы на деревьях и природная красота делают это место по-своему притягательным. Третий источник — в честь архангела Михаила, расположен вблизи монашеских келий.
Посетив источники и попробовав воду на вкус, вслед за звонарем отправляюсь на колокольню. Подъем по крутым лестницам — и вот мы на самой вершине башни, с которой открывается потрясающий вид на монастырские постройки и окружающий пейзаж в лучах заходящего солнца. Александр умелой рукой дергает нужные канаты, и звон колоколов мелодично разливается по округе, созывая народ на вечернюю молитву.
После трапезы наваливается усталость от раннего подъема и 18 часов, проведенных на ногах. Уже не смущает непривычная обстановка и новизна места — добравшись до кровати, засыпаю сном праведника.
Звонарь Александр.
Знак свыше и путь исправления
К неспешному ритму жизни в монастыре привыкаешь быстро. Все просто и незамысловато: молитва, трапеза и послушание. Как проходит последнее?
Единственное место, выделяющееся на фоне исторической застройки монастыря, — котельная. Направляюсь туда. Внутри тепло, как в бане, какой-то мужчина усердно орудует кочергой, пытаясь подальше протолкнуть очередную порцию дров. Кочегара зовут Сергеем, вместе с еще двумя трудниками он несет послушание в котельной. Не стал меня сторониться и, как на исповеди, рассказал историю своего пути в монастырь. К 56 годам полочанин дважды успел побывать в местах не столь отдаленных, но вовремя одумался и встал на путь исправления.
— Еще недавно не мог себе представить жизнь без пива, телевизора и компании друзей, — не стал скрывать Сергей и поделился приобретенным опытом. — Но с годами по-другому начинаешь смотреть на жизнь. Давно собирался уйти в монастырь, да все откладывал. И как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Весной случился пожар, в котором сгорели документы, вещи и деньги, осталось лишь то, в чем был. Принял это как знак свыше, и вот я здесь.
Трудник Сергей.
Рассказывая свою жизненную историю, Сергей с несвойственной для человека его возраста ловкостью раскалывал толстые колоды, умело орудуя колуном.
— Стараюсь заниматься спортом, — делится секретом хорошей физической формы собеседник. — Организовал за оградой в роще «спортзал»: турник и брусья. На территории монастыря нельзя.
Натоптанной тропой иду вслед за Сергеем. Метрах в двухстах — турник. Сергей, сбросив куртку, лихо прыгает на перекладину. Выполняет акробатические упражнения: подъем с переворотом, выход на две, склепка — все и не перечесть, не говоря уже о том, чтобы повторить. Видя мое недоумение,
Сергей лишь улыбается.
Уезжал я со смешанными чувствами. Вроде и монастырскую жизнь изнутри увидел да прочувствовал за три дня, а по ощущениям — как будто пару часов тут пробыл, и еще столько всего нужно узнать и попробовать. Чувствую, обязательно вернусь…
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Более шести веков Пустынки были местом притяжения для людей, ищущих уединения и духовного опыта. Монастырь не раз менял хозяев и принадлежал разным конфессиям. В 1601 году комплекс передан униатам и лишь в 1839-м вновь возвращен православным. В советские годы на его территории действовал Пустынский детдом, а до начала 1970-х годов — неполная средняя школа. Неремонтируемые здания пришли в упадок, их покинули люди. И только летом 2003 года в Пустынки возвращается религиозная жизнь. С благословения владыки Могилевского и Мстиславского Софрония в обитель приезжают первые послушники, которые и берутся за восстановление заброшенного монастырского комплекса. Старые аварийные здания обретают новую жизнь. Пожертвования, помощь спонсоров и государства позволили почти полностью реконструировать обитель. И сегодня Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь открыт для паломников.