повышение эффективности дистанционного обучения
Как улучшить эффективность дистанционного обучения сотрудников предприятия
Обучение сотрудников организации, безусловно, актуально на любом этапе работы: при поступлении на новую должность, при расширении должностных полномочий, при совершенствовании знаний по основной специальности.
В век стремительно развивающихся интернет-технологий дистанционное обучение становится всё более популярным, так как расширяет границы знаний, давая возможность сотруднику любой организации независимо от её географического расположения обучиться в самых разных и престижных учебных центрах.
Привлекательность дистанционного обучения обусловлена прежде всего тем, что оно проводится без отрыва от работы. При этом сотрудникам компании не нужно отправляться в командировку, а работодателям, соответственно, нести командировочные расходы, искать замену для таких сотрудников на период их обучения.
Иногда к дистанционному обучению прибегают в случае, если нужно быстро и без лишней суеты получить «корочку» в соответствии с требованиями закона. Тогда обучение превращается в формальность. Но, к сожалению, такие предложения на рынке существуют и будут существовать, пока на них есть спрос.
Но как сделать дистанционное обучение эффективным в случае, если и сотрудник, и работодатель заинтересованы в качественном обучении по интересной и перспективной для организации программе обучения?
Для этого руководителю предприятия или лицу, ответственному за обучение сотрудников, потребуется выполнить ряд действий по определению программы и учебного центра, которому можно доверить обучение.
На выбор учебного центра дистанционного обучения могут повлиять:
наличие лицензии на ведение образовательной деятельности, если для реализации программы требуется такая лицензия (например, если по окончании обучения выдаётся документ о повышении квалификации или о переподготовке, то лицензия должна быть обязательно). Проверить наличие лицензии можно на сайте Рособрнадзора РФ;
объём и содержание программы обучения. Для того, чтобы понять, какие вопросы будут изучены сотрудником в рамках обучения, программа обучения или учебный план должны быть размещены в открытом доступе;
исчерпывающая информация о средствах и методах обучения. Иными словами, из описания технологий дистанционного обучения должно быть понятно, каким образом оно осуществляется. Например, путём ежедневного живого общения преподавателя со слушателем посредством интернет-трансляции, самостоятельным изучением лекционного материала, просмотром видеолекций и т. п. Кроме этого, должно быть понятно, как проходят практические занятия, в каких формах, в какие сроки.
Чаще всего информацию о программах дистанционного обучения можно найти на сайтах учебных центров. Такой сайт, если он претендует на сайт высокого уровня, не должен после изучения размещённой на нём информации оставлять у слушателя каких-либо вопросов и (или) вынуждать слушателя дополнительно связываться для их выяснения с разработчиками сайта.
Какие методы позволят работодателю убедиться в эффективности обучения?
ВО-ПЕРВЫХ, учебным центром должна быть реализована система контроля за прохождением обучения. Она может быть автоматизированная и неавтоматизированная. Например, портал дистанционного обучения может фиксировать объём материала, который был просмотрен обучаемым путём сдачи обязательного промежуточного контроля (например, теста или контрольной работы), либо фиксацией переходов по текстам лекционного материала, либо путём направления обучающих материалов отдельными частями и т. п. Чаще всего учебный центр предоставляет работодателю результаты контроля по его запросу. Однако в некоторых системах дистанционного обучения реализованы специальные сервисы для отражения всех результатов пройденных заданий, например, виртуальная зачётка.
ВО-ВТОРЫХ, в рамках обучения должна быть реализована возможность общения с преподавателем (в форме интернет-консультаций, вебинаров и т. п.). Это гарантирует получение ответов на возникшие вопросы в ходе обучения и способствует дополнительному усвоению пройденного материала. Более того, если в организации работодателя появляются вопросы из практики, это отличная возможность обсудить их со специалистом, преподающим курс. Нужно понимать, что иногда такие консультации специалиста могут стоить дороже самого обучения.
В-ТРЕТЬИХ, в программу обучения должны быть включены разные виды практических заданий (например, деловые игры, тестирование, контрольные, проектные задания и т. п.). Для большей эффективности практические задания должны быть индивидуальными. Это позволяет сформулировать контрольные вопросы для каждого из обучающихся и проверить их действительные знания.
Самым популярным видом итоговой аттестации при дистанционном обучении является тестирование. Чтобы исключить возможность использования интернета и других источников информации при прохождении теста, система дистанционного обучения должна предусматривать защиту от подобных действий. Например, может быть ограничено время на прохождение теста, при повторной сдаче теста варианты вопросов должны полностью меняться и т. п.
Многолетняя работа в системе дистанционного обучения и накопившийся опыт работы с разными организациями и порталами дистанционного обучения позволяют сделать вывод о том, что в отсутствии описанных выше форм и методов дистанционного обучения невозможно оценить эффективность такого обучения. Ещё раз повторимся, что для разумных финансовых вложений в образование своего персонала нужно грамотно подойти к выбору программы и учебного центра.
Повышение эффективности дистанционного обучения
Проблемы ДО
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Министерства образования Российской Федерации, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. Теперь, по прошествии полутора десятка лет, можно уже подвести некоторые итоги, выделить перспективные, применительно к российским условиям, направления развития ДО; в рамках которых используемые дистанционные образовательные технологии являются эффективными и могут предлагаться слушателям при получении ими базового образования или при повышении квалификации.
В качестве достоинств, свойственных дистанционным технологиям обучения, часто выделяют следующие [1, 3]:
Так уж повелось, что у медали всегда две стороны, и из достоинств дистанционного образования вытекают непосредственно недостатки, мешающие повсеместному внедрению и использованию подобных современных образовательных технологий. Укажем некоторые основные из них, часто выделяемые другими авторами при проведении исследований и анализов эффективности и применимости ДО [1, 3]:
Рассмотрим среднестатистический портрет потребителя образовательных услуг, основанных на технологиях дистанционного обучения. Как правило, это молодые люди, окончившие школу в текущем или предыдущем году и имеющие низкий средний бал по ЕГЭ. ДО, в частности, программы ускоренного получения высшего образования, пользуется спросом и у выпускников средне-профессиональных учебных заведений, однако и в этом случае уровень подготовленности абитуриентов оставляет желать лучшего. К сожалению, при всех своих положительных моментах, дистанционное образование в России еще не заняло принадлежащее ему по праву место в общей системе образования. ДО в существующих на сегодняшний день российских реалиях еще не оценено обществом по достоинству, его не рассматривают в качестве способа получения базового образования, а относятся к нему лишь как к альтернативе, используя его от безысходности, либо для достижения каких-то своих целей, не связанных напрямую с получением образования. Подобное отношение к ДО тормозит развитие всей системы образования в целом.
Вторым негативным моментом, ограничивающим применимость форм и методов дистанционного обучения, является слабая самоорганизация студентов, отсутствие мотивации, полная неподготовленность к самостоятельной работе. Корни проблемы лежат в системе общего среднего образования, для которой характерны многосторонний контроль, ежедневная плановая занятость обучаемого и т.д. Наблюдается резкое принципиальное различие в методиках обучения, используемых в школе, лицее или техникуме, с одной стороны, и вузе, предлагающем возможность прохождения обучения с применением технологий дистанционного обучения, с другой стороны, что является существенной психологической проблемой для обучаемого.
Изначально слабая подготовка абитуриентов, усугубленная недостаточной мотивацией и неспособностью организации самостоятельной работы, не позволяет в полной мере реализовать все возможности ДО, что напрямую сказывается на качестве и успешности самого образования. Используя в качестве примера многолетние результаты, полученные при реализации системы ДО, в одном из крупных региональных вузов, скажем, что среднее отношение выпускников, окончивших курс обучения, основанный на методах и технологиях дистанционного образования, к общему набору составляет величину порядка 25 процентов. Подобный показатель, вычисленный для выпускников, прошедших обучение с применением «классических» методов, имеет многократно большее значение.
Методы повышения эффективности ДО
Представляется, что одним из способов решения обозначенных проблем, возникающих при реализации системы ДО, может стать переориентирование внимания на иную целевую аудиторию, нежели недавние выпускники школ и техникумов, что, разумеется, потребует серьезных усилий в области продвижения предлагаемой услуги, проведения рекламных акций, заключения договоров и соглашений, принятия на себя обязательств и т.д., но в то же время позволит организовать качественный образовательный процесс, имеющий долгосрочные перспективы [5]. Предлагается в качестве целевой аудитории рассмотреть людей, работающих на производстве в областях промышленности, развитых на территории того или иного региона, в частности, на территории Пермского края, имеет смысл уделить пристальное внимание работникам предприятий машиностроительного профиля. При таком подходе многие обозначенные ранее классические недостатки системы дистанционного образования могут быть естественным образом разрешены.
Недостаток практических знаний также может быть легко устранен посредством продуманной организации учебного процесса, естественным включением в него результатов, методов, навыков, получаемых и применяемых слушателем по месту его основной работы. Здесь же стоит упомянуть и о том, что якобы система дистанционного образования ориентирована исключительно на обучение гуманитарным наукам. Даже если согласиться с этим утверждением, то ДО может применяться как способ повышения квалификации работников, способ получения сопутствующих гуманитарных специальностей и переквалификации. Например, получение инженером или технологом квалификации менеджера или успешное прохождение курса обучения по направлению, связанному с управлением предприятием и пр., может благоприятно сказаться на карьерном росте и послужить отправной точкой на пути формирования полноценного руководителя отдела, подразделения, предприятия. Тем не менее, в случае объединения в единый процесс основной трудовой деятельности работника и его обучения, представляется возможным создание учебной среды, позволяющей осуществлять качественное обучение инженерным и точным наукам.
Как правило, большинство машиностроительных предприятий имеют хорошую техническую оснащенность современными средствами связи, компьютерной техникой, имеют доступ к сети Интернет. В случае реализации предприятиями и вузами совместных образовательных проектов, осуществляемых без отрыва слушателей от производства, целесообразно было бы предусмотреть в трудовом расписании работника возможность прохождения дистанционного обучения с использованием информационно-технических средств предприятия. На сегодняшний день, известна практика проведения крупным и средним бизнесом социальных программ, вводимых, в том числе, и с целью повышения привлекательности и конкурентоспособности бизнеса на рынке труда. Возможность получения образования «на рабочем месте» всегда будет по достоинству оценена работниками. Кроме того, нацеленность предприятия на повышение образования своих работников можно расценивать как элемент социальной ответственности бизнеса.
Не секрет, что достаточно большое число работников, ведущих специалистов, начальников отделов, научных консультантов и т.д. осуществляют, помимо всего прочего, и преподавательскую деятельность в стенах технических вузов. Именно вокруг этих людей, владеющих знанием об актуальных проблемах, свойственных производству, имеющих высокий авторитет, богатый практический опыт и педагогический стаж, следует искать точки соприкосновения между вузом и производством, на основе которых станет возможным тесное сотрудничество и совместная реализация программ, направленных на повышение образования работников.
Ведя разговор о дистанционном образовании нельзя не упомянуть о заочной форме обучения, которая до текущего момента, имела высокую популярность среди работающего населения и при помощи которой до сих пор частично разрешались поднимаемые здесь вопросы. Уже сегодня в перспективных планах развития некоторых ведущих вузов страны не находится места для заочного образования, что свидетельствует о готовности вузов совсем отказаться от такой формы обучения. Освобождающуюся нишу может занять именно дистанционное образование.
Поиск и реализация новых направлений сотрудничества потребует времени, материальных вложений, создания методической и образовательной базы, ориентированной на нужды предприятий-партнеров. Следует также понимать, что реализация системы дистанционного образования, проводимая в тесном сотрудничестве с предприятиями города и региона, может потребовать снижения стоимости образования для слушателя.
Заключение
Таким образом, хотелось бы еще раз сформулировать основные тезисы работы. Дистанционное образование в ближайшей перспективе имеет все шансы стать одной из основных форм получения образования. Уже сейчас имеются тенденции к сближению очного образования и ДО, технологии и методы, свойственные дистанционному обучению, применяются активно в учебном процессе и при «классическом» методе обучения. Однако на текущий момент, активному развитию ДО препятствует человеческий фактор, имеется явно выраженная неготовность слушателей к обучению по этой форме. Обозначенный разрыв между готовностью вуза обучать и возможностью студента получать знания может быть уменьшен посредством изменения целевой аудитории и концентрацией усилий вуза в направлении активного сотрудничества с крупными предприятиями, развития программ целевой подготовки кадров. Переориентирование внимания на уже работающих людей, имеющих четкую мотивацию и долгосрочные жизненные планы, способных выстраивать собственный путь развития и ясно понимающих, привлечения каких ресурсов потребуют поставленные цели, может дать импульс к дальнейшему развитию дистанционного образования в крупных промышленных регионах.
Рецензенты:
Как выжать максимум из онлайн-образования
16 советов для эффективного обучения от команды Laba.
Онлайн-образование требует внутренней мотивации и дисциплины. Подготовка и окончание обучения не менее важны, чем сам процесс.
Вместе с контент-продюсером Laba Сашей Азаровой и ее командой разбираемся, как быть эффективным на всех этапах: до, во время и после онлайн-курса.
Как подготовиться к онлайн-обучению
Начните с вопроса «Зачем?» и поставьте цели
Если через школу или университет нас еще может провести чувство долга или настойчивость родителей, то онлайн-образование уже целиком опирается на внутреннюю мотивацию и потребности.
Без понимания, зачем проходить конкретный курс, что вам даст обучение, как оно повлияет на вашу жизнь — сохранять мотивацию сложнее.
Поставьте конкретные и измеримые цели: что вы хотите получить и чего добиться. Если цель будет слишком размытой — вы не поймете, есть ли прогресс. Четкие цели помогут отследить успехи.
Размытая цель: «Я хочу стать бренд-менеджером».
Четкая цель: «За время прохождения курса я хочу подготовить кейс, который приложу к своему резюме бренд-менеджера».
Ставьте глобальные и промежуточные цели. Если вы учите английский онлайн, то ваша глобальная цель — понимать контент на английском любой сложности.
Промежуточные цели:
Освободите время для образования
Каждый день вы тратите определенное количество часов на привычные дела. Чтобы вписать в свой график обучение, придется «отнять» у них часть времени. Проанализируйте, куда оно уходит. В первую очередь обратите внимание на самые бесцельные направления — занятия, которые не приносят пользы, удовольствия или отдыха. Именно у этих «пожирателей времени» лучше забрать ресурсы и передать их на образование.
Например, в среднем человек может тратить 4–5 часов в день на соцсети. Если это пустое время, а не работа или творчество — выделите хотя бы половину на более полезное дело.
Не забирайте время у значимых дел — сна, отдыха, общения с семьей и того, что вас наполняет и радует. С таким подходом через несколько недель вы возненавидите образование — ведь из-за него пришлось сократить приятное.
Важно расчистить свой календарь еще до начала курса. Не надейтесь, что «в процессе все как-то само собой устаканится». Иначе рискуете забросить обучение просто потому, что не успеваете им заниматься.
Обучение началось: как настроить процесс и войти в режим
Обеспечьте себе учебную атмосферу
Да, в рекламе курсов часто говорят, что обучаться онлайн можно хоть из метро. Но лучше все-таки выделить дома место и создать подходящую обстановку.
Познакомьтесь с преподавателями и участниками курса
Начиная новый курс, вы попадаете в общество незнакомых людей, пусть и виртуально. Чтобы чувствовать себя комфортно, нужно освоиться. Представьтесь, расскажите немного о себе, познакомьтесь с другими студентами. Возможно, вы встретите знакомых или интересных людей, за деятельностью которых давно следите.
Дидактор
педагогическая практика
Технологии, которые улучшают дистанционное обучение
Когда пандемия разразилась в начале 2020 года, мир внезапно замер. Офисы, магазины, театры, развлекательные центры по всему миру закрылись, чтобы сдержать распространение инфекции. Учебные заведения быстро последовали этому примеру, и, разумеется, качество обучения заметно пострадало. Однако, когда первоначальный шок прошёл, предприятия и целые отрасли экономики придумали инновационные способы встать на ноги. Оказалось, многие учреждения и предприятия могут работать эффективно, даже если часть их сотрудников будут работать удалённо. Появились даже экономические выгоды. Цифровое обучение также стало спасителем для современного образования, поскольку сегодня оно объединяет миллионы учащихся, студентов и преподавателей и содействует непрерывному обучению, несмотря на чрезвычайные обстоятельства.
Благодаря технологиям дистанционного образования мы можем избежать катастрофических потерь, и обучаемые имеют возможность учиться, даже когда школы, колледжи и вузы закрываются. С надеждой на постоянное избавление от наступающего коронавируса, когда мы ещё до конца не уверены, что это произойдёт в ближайшие месяцы, система дистанционного обучения, как ожидается, останется очень влиятельной в обозримом будущем.
Поэтому очень важно понять, что происходит сейчас и что ждёт нас впереди на фронте современных образовательных технологий. Давайте разберёмся, какие именно технологии больше всего влияют на качество дистанционного обучения и могут нам помочь выйти после окончания пандемии без чувствительных потерь.
Дистанционное обучение
С длительным закрытием учебных заведений технологии дистанционного обучения стали опорой системы образования. Дистанционное обучение разрушает физические барьеры, соединяя людей в разных местах. На мой взгляд, система досрочных каникул губительна. Это означает, что система образования в том или ином регионе не сделала никаких выводов с весенних событий 2020 года. Как часто со всех трибун мы слышали с вами дифирамбы в сторону цифрового обучения. Но тут же спасовали, когда предоставилась возможность испытать его в деле. Важно продолжать учебный процесс, хотя и в новых удалённых условиях.
Прямо сейчас, дистанционное обучение выходит далеко за рамки обычного облегчённого режима занятий на онлайн-платформах. Оно позволяет учащимся выполнять домашние задания в режиме реального времени, получать оценки за свою работу. Мы можем обеспечить обратную связь с учениками и их родителями, использовать онлайн тестирование в качестве инструмента формирующего оценивания, получать регулярные отчёты о ходе удалённого образовательного процесса и многое другое. Дистанционные платформы не только объединяют учеников и учителей, но и позволяют родителям регулярно получать информацию о прогрессе их детей. Дистанционные технологии обладают огромным потенциалом, и, вероятно, они могут остаться даже если школы и вузы полностью откроются в постпандемическом мире. По крайней мере, мы будем к ним относиться совершенно иначе, чем до начала известных событий.
Индивидуализация обучения
Ещё одно направление технологий дистанционного обучение, которое активно развивается в новых условиях, — это предоставление доступа к индивидуальному контенту. Поскольку каждый ученик уникален, заставлять детей следовать одной и той же учебной программе — это неправильный путь. Хотя пандемия принесла много вреда, нет худа без добра в том, что она значительно улучшила традиционные образовательные модели и сделала индивидуальное обучение реальностью. Ряд технологий дистанционного обучения способствует персонализации обучения, в рамках которых ученики имеют возможность учиться тому, чему они хотят и чему могут. Они могут выбрать области знаний, представляющие для них интерес, а не придерживаться стандартной учебной программы. Они приобретают максимально полезные для них умения и навыки, которые могут пригодиться в будущем.
Интерактивное обучение
Помимо индивидуализации учебных планов, еще одним положительным аспектом дистанционного образования является интерактивность обучения. Внедрение современных информационно-образовательных систем изменило способ передачи знаний. Это уже не просто передача теоретических фактов и информации, а сосредоточение внимания на практических способах их применения, расширения возможностей учащихся в приобретении необходимых умений и навыков. Например, учащиеся имеют доступ к облачным решениям, которые позволяют им выполнять моделирование вне помещения, за пределами класса, использовать симуляторы, тренажёры, получить доступ к виртуальным лабораториям. Интерактивные системы способствуют созданию всесторонней учебной среды, которая превращает учащихся не только в знатоков фактической информации, но и наряду с этим получить возможность практического решения смоделированных проблем.
Доступ к онлайн-данным в облаке
С переходом от физических классов к удалённому обучению облачные технологии стали основой дистанционного обучения. Трудно представить себе образование без книг и учебных материалов. К счастью, ученики и преподаватели могут полагаться на удаленный доступ к облачному файловому серверу. Это позволяет им извлекать эти материалы в любом месте и с любого подключенного устройства. Информация, хранящаяся и совместно используемая в облаке, легко соединяет обучаемых, преподавателей и образовательные учреждения. Ученики могут представить в облаке свои задания, а учителя могут поделиться учебными материалами. В то же время учреждения могут размещать в облачной платформе важные уведомления и информацию, которые они хотят передать всем заинтересованным лицам.
Геймификация
Самая большая проблема дистанционного обучения — это вовлечение учащихся в виртуальную обучающую среду, потому что в какой-то момент учителя обязательно почувствуют, что ученики отключились от восприятия учебной информации. Технологии геймификации, создания цифровых дидактических игр и упражнений решают эту проблему, привлекая учеников к участию в удалённых учебных занятиях в игровой форме. Как правило, игровые технологии гарантируют, что каждый ученик внимателен, мотивирован и доступен для дистанционного обучения. Приложения и решения для геймификации предназначены для того, чтобы привлечь учеников к участию в образовательных мероприятиях и получать, как правило, результаты, оценки, основанные на их степени участия в игровом обучении. Зачастую игровые технологии позволяют удерживать внимание учеников, сохранить их деятельное участие в удалённом обучении.
Управление данными и аналитика
Управление данными является ещё одним важным аспектом дистанционного образования. Такие технологии облегчают выполнение различных образовательных задач, например, позволяют учителям выдавать ученикам домашние задания. Кроме того, учителя могут планировать и контролировать выполнение заданий и экзаменов. В сочетании с аналитикой управление данными также позволяет точно отслеживать и оценивать успеваемость отдельных учащихся. Кроме этого, учителя могут точно определить учеников, которым нужна дополнительная помощь, и гарантировать, что они её получат.
Доступность для всех
Современные технологии дистанционного обучения ставят во главу угла доступность для всех, поскольку учитывают потребности учащихся с особыми потребностями. Таким ученикам условия пандемии могут затруднить доступ к обучению. Специальное образовательное программное обеспечение является частью системы, чтобы помочь в обучении таких детей и обеспечить равенство между всеми учащимися. Например, некоторые приложения позволяют загружать аудиозаписи, чтобы слабовидящие учащиеся могли получить доступ к учебному материалу. Или читать с экрана более специальные ресурсы для слабовидящих. Точно так же использование видеозаписей с субтитрами оказывает большую помощь учащимся с проблемами слуха.
Гибридная модель
Мы убеждены, что после пандемии не только мир вообще, но и образование в частности никогда не будет прежним. Современное дистанционное образование полностью настроено на создание гибридных моделей обучения. Школы, колледжи и вузы будут стремиться перейти на эти модели, которые объединяют лучшее из обоих миров.
Соединение физического обучения с цифровым — это отличная идея с точки зрения логистики и доступности.
В то время как учащиеся смогут учиться удалённо, образовательным учреждениям придётся меньше инвестировать средства в свою инфраструктуру. Несмотря на то, что пандемия сделала жизнь сложной, она принесла миру великие уроки. Дистанционные технологии сделали образование более устойчивым и способным противостоять вызовам времени. В обозримом будущем образование станет цифровым, поэтому учащиеся и учителя могут быть уверены, что обучение никогда не прекратится, независимо от того, какие новые обстоятельства могут повлиять на формы организации обучения: вживую или удалённо.