поурочное планирование к учебному комплексу русский язык теория практика русская речь 5 9 классы
Рабочая программа по русскому языку-9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
предмета «Русский язык»
2 часа в неделю (всего 68 часов)
составитель: учитель русского языка
Количество часов в году: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество плановых уроков: 43
по развитию речи: 21
контрольных работ: 4
Планирование составлено на основе программы В.В.Бабайцевой, Москва, «Дрофа». 2009
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
«Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Москва, «Дрофа», 2007.
«Русский язык. Практика. 9 класс». Под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
«Русская речь», Е.И.Никитина, Москва, «Дрофа», 2006.
Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ.
«Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9, 10-11 классы», Москва, «Дрофа». 2009
«Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку для 9 класса», под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
«Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. 5-9 классы», авторы: А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Москва, «Дрофа», 2007.
«Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
«Система сложных предложений в современном русском языке», В.В.Бабайцева, Москва, 2005.
II раздел Общая характеристика и структура учебного предмета
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
— федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
— приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
— примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В IХ классе – 68 часов.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В процессе обучения русскому языку учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.
Программа содержит традиционные разделы и понятия. Увеличено количество часов на развитие речи с 17 до 21.
Сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно- выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия уч-ся художественной формы произведения. более глубокое проникновение в его идейно- образное эстетическое, нравственное содержание.
Особенности организации учебного процесса
III раздел Основные цели:
— формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике,
— воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
— дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
— обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;
— развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
— способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
— формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.
По окончании 9 класса учащиеся должны уметь:
— составлять схемы сложных предложений разных типов;
— различать смысловые отношения между частями сложных предложений;
— правильно ставить знаки препинания;
— строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;
— употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;
— соотносить члены предложения и придаточные предложения;
— производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;
— различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;
— строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
— составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
— писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
— писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
— различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
— определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
— опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
— соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
— соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;
— осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и рерчевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
получить успеваемость 100%;
продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;
подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации
IV раздел Учебно-тематическое планирование
Введение. Основные формы существования современного русского языка (1ч)
Понятие о литературном языке
Нормированность – отличительная особенность современного русского языка
Повторение изученного в 5-8 классах
Повторение изученного в 5-8 классах
Сложные бессоюзные предложения
Способы передачи чужой речи
Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах
V раздел Содержание программы
Введение. Богатство, образность, точность русского языка (1ч)
Понятие о литературном языке (1ч)
Нормированность – отличительная особенность современного русского языка (1ч)
Повторение изученного в 5-8 классах (7 ч.)
Основной курс (43 ч)
Контрольные и проверочные работы (4ч)
VI Календарно-тематическое планирование
Тема, тип, форма проведения урока
Требования к уровню достижения
Уметь, иметь опыт, применять на практике
Введение. Основные формы существования современного русского языка
Урок усвоения новых знаний
Основные формы существования современного русского национального языка
Об основных формах существования современного русского национального языка: литературный язык, диалекты, жаргон, просторечия
Знать о богатстве, образности и точности русского языка; основные средства художественной выразительности, находить их в тексте.
Уметь анализировать изобразительно-выразительные средства русского языка, строить связное монологическое высказывание
Таблица языковых средств
Понятие о литературном языке
Урок усвоения новых знаний
Русский литературный язык – основа национального русского языка
отличиях литературного языка от языка художественной литературы
Знать об основах литературного языка
Уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка
Нормированность – отличительная особенность современного русского языка
Языковая норма и ее признаки, виды норм русского литературного языка
О нормированности как языковом понятии
Знать общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом
Уметь находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их
Найти нарушения в речи знакомых, телеведущих, зафиксировать
Повторение изученного в 5-8 классах
РР Устная и письменная речь. Монолог и диалог
Разновидности речевого общения
О разновидностях речевого общения, их особенностях
Знать нормы построения устного и письменного высказывания, правильной интонации
Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог
Устное монологическое высказывание
Устное монологическое высказывание «Значение интернета для российского образования»
Сфера употребления, задачи, языковые средства, основные жанры стилей
О языковых средствах, характерных для каждого стиля
Знать выразительные средства языка
Уметь различать стили речи, определять их жанр, тему, основную мысль, создавать собственное высказывание, используя характерные для каждого стиля средства языка
Анализ статьи, языковые средства публиц. стиля
Упр 7 примеры речевых ситуаций с различными стилями речи
Учебник «практика», публицистика
Простое предложение, грамматическая основа. Предложения с однородными членами
Синтаксис и пунктуация ПП, способы выражения главных членов, виды предложений по наличию главных членов, предложения с однородными членами и знаки препинания при них
О структурном анализе предложений
Знать способы выражения главных членов, виды предложений по наличию главных членов,, условия расстановки ЗП при однородных членах
Уметь различать изученные виды ПП, составлять схемы, расставлять знаки препинания, различать однородные члены и ССП
Предложения с обособленными членами
Предложения с обособленными второстепенными членами
Об особенностях предложений с обособленными второстепенными членами
Знать о грамматической и пунктуационной особенности предложений с обособленными членами
Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать по схемам, использовать в речи
Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями
Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями
О построении и использовании предложений с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями
Знать постановку знаков препинания в данных предложениях.
Уметь объяснять постановку знаков препинания, интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциям
Диктант «проверь себя»
РР Описание по памяти
Описание по памяти и воображение, определение микротем
Об описании как типе речи
Знать разнообразие композиционных форм сочинения
Уметь создавать текст-описание, раскрывать тему, использовать языковые средства, соблюдать нормы на письме
Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин И.Е. Репина
Репродукции картин И.Е. Репина
Понятие о СП, основные виды СП
Урок усвоения новых знаний
Понятие о СП, виды СП, средства связи СП
О СП как единице синтаксиса
Знать классификацию СП,
Уметь отличать ПП от СП, различать ПП, ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи, строить схемы, соблюдать пунктуационные нормы.
Заполнить таблицу «виды СП» своими примерами
Понятие о ССП, строение, средства связи частей, смысловые отношения между частями
Урок усвоения новых знаний
Понятиие о ССП. Строение СП, средства связи частей в СП, смысловые отношения
О строении, смысловом, структурном и интонационном единстве ССП
Знать грамматические признаки СП, строение.
Уметь выявлять смысловые отношения между частями ССП, составлять схемы, правильно ставить знаки препинания
Диктант «проверь себя»
Таблица «группы ССП»
ССП, знаки препинания в нем
Урок усвоения новых знаний
ССП, знаки препинания в нем
О строении, смысловом, структурном и интонационном единстве ССП
Знать основные группы ССП по значению и союзам.
Определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения
Смысловые отношения между частями и способы их выражения
Урок закрепления изученного
Смысловые отношения между частями и способы их выражения
О Смысловые отношения между частями и способы их выражения
Знать строение и особенности СПП,
Уметь определять определять смысловые отношения между частями, способы их выражения, составлять ССП, оформлять пунктуационно, употреблять в речи, различать ССП и однородные члены с союзом И
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом
Урок закрепления изученного
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом
О постановке знаков в ССП
Знать постановку знаков в ССП, различия между ССП и предложениями с однородными членами
Разбор предложений, конструирование
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП, знаки препинания в ССП
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП, знаки препинания в ССП
Об элементах разбора ССП
Знать постановку знаков в ССП
Уметь производить синтакс. и пунтуац. разбор конструировать ССП различных видов, различать ССП и ПП с однород. членами
Диктант «проверь себя»
Синтаксический и пунктуационный разбор в ССП, знаки препинания в ССП
О постановке знаков в ССП
Знать постановку знаков в ССП
Уметь производить разбор ССП, конструировать ССП, различать ССП и ПП с однор.чл.
Диктант с грамматическим заданием
Анализ контрольной работы
Комплексный анализ текста
Об элементах анализа текста
Знать причины появления ошибок в работе с текстом
Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, производить композиционный, стилистический, языковой анализ текста.
Работа с текстом, определение темы, основной мысли, стиля, типа речи, составление плана
Композиция рассказа, последовательность микротекстов
О причинно-следственных связях при составлении рассказа
Знать выразительные средства языка, нормы
Уметь определять композиц.элементы рассказа, осн.мысль, создавать сочинение в жанре рассказа, передавать последовательность микротекстов
Рассказ на основе репродукции картины С.Герасимова «Мать»
Репродукция картины С.Герасимова «Мать»
Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей
Урок усвоения новых знаний
Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей
О СПП, средствах связи, строении
Знать структуру СПП, средства связи его частей
Уметь определять место придаточного по отношению к главному, ставить знаки препинания, составлять схемы
Конструирование предложений по схемам
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП
Урок усвоения новых знаний
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП
О различии союзов и союзных слов
Знать различия союзов и союзных слов
Уметь определять границы придаточных предложений, различать союзы и союзные слова, ставить знаки препинания, использовать при конструировании союзы и союз.слова
Составление схем, комментированное письмо
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному
Урок усвоения новых знаний
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному
Синтаксической роли указательных слов в СПП
Знать пунктуационное правило, особенности присоединения придаточных к главному предл.
Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, их синтаксическую роль и функцию, ставить знаки препинания, отличать СПП с указательными словами и СПП с двойными союзами
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных пр. к главному
Урок закрепления изученного
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных пр. к главному
О роли указательных слов
Знать указательные слова, особенности их присоединения
Работа с текстом: определить тему, осн мысль, сост. план, схемы СПП
РР Изложение с элементами сочинения
Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности
Об изложении публицистического текста
Знать характерные языковые средства, орфографические, пунктуационные, грамматические и орфографические нормы
Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, создавать небольшое сочинение на основе прослушанного текста.
Изложение с элементами сочинения
Сочинение на основе текста для изложения
Виды придаточных предложений
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять данный материал на практике.
Конструирование предложений по схемам
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные
Урок усвоения нового материала
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные
О главном и главных членах предложения и придаточных, относящихся к ним
Знать особенности СПП с придат. подлежащ и сказуемн.
Уметь определять границы главн и придаточ предлож, вид придаточн по способу и характеру смысловой связи главного предлож с придаточ
Диктант «проверь себя»
Урок усвоения нового материала, закрепление
О второстепенных членах предложения, об определении
Знать отличия СПП с придаточн. определительными
Уметь находить определит придаточ по характеру смысловой связи, значению союз слов, определять синт. функцию союз. слова.
Составить мини-текст с использованием СПП с придатиочн. определит.
Урок усвоения нового материала
О второстепенных членах предложения, о дополнении
Знать место придаточ дополнит по отношению к главному, средства связи придаточн с главным
Уметь различать подчинит союзы и союз слова, опознавать СПП с придаточн дополнител, конструировать СПП с придаточн дополнит
Составить мини-текст с использованием СПП с придатиочн.
РР Воспоминание о книге. Рецензия на книгу
Особенности жанра рецензии
Знать типы текста, выразительные средства языка
Уметь сопоставлять исходные тексты, отмечать особенности языка, писать рецензию на книгу, использовать языковые средства
Составление плана рецензии
Написать рецензию на книгу, изучаемую на уроках литературы
Урок усвоения нового материала, закрепление
О второстепенных членах предложения, об обстоятельствах
Знать место придаточ дополнит по отношению к главному, средства связи придаточн с главным
Уметь различать подчинит союзы и союз слова, опознавать СПП с придаточн обстоятельст, конструировать СПП с придаточн обстоятельст, ставить знаки препинания
Конструирование предложений по схемам
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них
Урок усвоения нового материала
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них
О видах придаточных предложений, различиях между ними, способах присоединения к главному
Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, пунктограмму «отсутствие запятой между однород. придаточн»
Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными, составлять схемы, конструировать, ставить знаки препинания
Различные способы выражения сомнения
Отличие СПП с придаточным сравнительным от ПП со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций
О сравнении, сравнительном обороте
Знать правило выделения запятыми сравнительных оборотов
Уметь определять значения сравнений, выраженных разными способами, ставить знаки препинания перед союзом «как», употреблять в речи
Найти в тексте художественного произведения различные способы выражения сравнения
Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП»
Строение СПП, средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП
О видах придаточных, способах присоединения к главному
Знать классификацию СПП, правила постановки знаков препинания
Уметь различать ССП, СПП и ПП, определять значение придаточных, расставлять знаки препинания
Составление схем сложных предложений, работа с текстом
КР Комплексный анализ текста
. средства связи, виды придаточных, знаки препинания в СПП
Знать изученные виды орфограмм и пунктограмм.
Уметь применять данные знания на практике.
Повторение изученных пунктограмм
Признаки текста как единицы речи. Аннотация: ее цель, задачи.
Знать жанровое своеобразие аннотации,
Уметь анализировать аннотации, редактировать, составлять аннотации самостоятельно
Анализ аннотаций, пересказ, близкий к тексту (упр 91)
Аннотация рекомендательного характера на прочитанную книгу
РР Портретный очерк
Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности. Портретная зарисовка. Интервью как возможный элемент очерка
О жанре, композиционном строении текста, средствах выразительности
Знать своеобразие жанра портретного очерка
Уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, использовать средства выразительности, соблюдать нормы языка
Составление сложного плана портретного очерка.
Написать портретный очерк о человеке, отразить основную мысль очерка в названии или эпиграфе
Портреты русских писателей
Бессоюзное сложное предложение
Понятие о БСП, интонация в БСП, запятая и точка с запятой в них
Урок усвоения нового материала
Понятие о БСП, интонация в БСП, запятая и точка с запятой в них
О постановке знаков в СП, различных видах СП
Знать грамматические признаки БСП, постановку знаков препинания
Уметь находить БСП в тексте, расставлять знаки препинания, конструировать, соблюдать интонацию при чтении
Составление предложений по схемам, комментированное письмо
Урок усвоения нового материала
О постановке знаков в СП, различных видах СП
Знать условие постановки тире между частями БСП
Уметь конструировать БСП, сопоставлять БСП О постановке знаков в СП, различных видах СП и сложные союзные предложения как синонимы
Диктант «проверь себя», план § 216
Урок усвоения нового материала
О постановке знаков в СП, различных видах СП
Знать условия постановки двоеточия в БСП
Уметь конструировать, пунктуационно оформлять, соблюдать интонацию
Конструирование предложений по схемам
Систематизация и обощение по теме «БСП»
БСП, знаки препинания в нем, синтаксический и пунктуационный разбор
О постановке знаков в СП, различных видах СП
Знать условия постановки знаков препинания между частями БСП
Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, выбирать знаки препинания, составлять схемы, конструировать, употреблять в речи
Составление мини текста с использованием БСП
БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор
О постановке знаков в СП, различных видах СП
Знать условия постановки знаков препинания между частями БСП
Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, выбирать знаки препинания, составлять схемы, конструировать, употреблять в речи
РР Изложение с элементами сочинения
Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности
Об изложении публицистического текста
Знать характерные языковые средства, орфографические, пунктуационные, грамматические и орфографические нормы
Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, создавать небольшое сочинение на основе прослушанного текста.
Изложение с элементами сочинения
Сочинение на основе текста для изложения
Сложные предложения с разными видами связи
Урок усвоения нового материала
Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи
Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи
Уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте
Составление схем, составление предложений по схемам
Знаки препинания в СП с различными видами связи
Урок закрепления изученного
Знаки препинания в СП с различными видами связи
Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи
Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова, редактировать текст с учетом синт норм языка, строить схемы
Знаки препинания в СП с различными видами связи
Знаки препинания в СП с различными видами связи
Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи
Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова, редактировать текст с учетом синт норм языка, строить схемы
Анализ текста художественного стиля
КР Комплексный анализ текста
Сложные предложения и знаки препинания в них
Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи
Уметь анализировать текст: композиция, содержание, стиль, язык, правописание и пунктуация; создавать свой текст на основе исходного в соответствии с заданной темой
Комплексный анализ текста
РР Разговорный стиль речи
Особенности разговорного стиля. Использование элементов разговорного стиля в худож литературе как средства выразительности. Диалог.
Об основных признаках разговорной речи
Знать основные признаки разговорной речи
Уметь различать стили речи, определять особенности стилей, анализировать тексты разговорного стиля, производить стилистический разбор
Анализ текста разговорного стиля
Написать письмо другу
Тексты разговорного стиля
РР Научный и официально-деловой стили речи
Научный и официально-деловой стили речи
Об основных признаках официально-делового и научного стилей
Знать основные признаки стилей речи
Уметь анализировать тексты науч и офиц-делов стилей, понимать их функции и сферу применения, определять языковые средства, создавать собственное высказывание в данных стилях
Мини-сочинение «стилистическое использование синонимов»
Составить резюме или деловое письмо
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью
Урок усвоения нового материала
Способы передачи чужой речи. разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью
О способах передачи чужой речи
Знать основные способы передачи чужой речи.
Уметь использовать предложения с прямой речью, ставить знаки препинания
Составление диалогов, схем. Конструирование предложений
Предложения с прямой речью
Урок закрепления изученного
Строение предложений с прямой речью, разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью
О стилистических возможностях разных способов передачи чужой речи
Знать основные способы передачи чужой речи.
Уметь оформлять предложения с прямой речью
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной
Урок усвоения нового материала
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной
О прямой и косвенной речи, особенностях
Знать отличия прямой и косвенной речи
Уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, расставлять знаки препинания
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании
Урок усвоения нового материала
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании
Знать различные способы цитирования
Уметь пользоваться способами цитирования, выделять цитаты знаками препинания
Систематизация и обобщение изученного по теме «способы передачи чужой речи»
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь,. синонимия. использование способов цитирования
О косвенной речи, особенностях, способах цитирования
Знать отличия прямой и косвенной речи, различные способы цитирования
Уметь производить синтаксич разбор, синонимичную замену видов речи, ставить знаки препинания
РР Контрольная работа
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь,. синонимия. использование способов цитирования. Текст, тема, основная мысль, изобразит средства языка
О косвенной речи, особенностях, способах цитирования
Знать отличия прямой и косвенной речи, различные способы цитирования
Уметь производить синтаксич разбор, синонимичную замену видов речи, ставить знаки препинания
Изложение прочитанного текста, тестовые задания к нему
РР Публицистический и художественный стили речи
Публицистический и художественный стили речи
О стилях речи, выразительных средствах языка
Знать основные признаки стилей речи
Уметь анализировать тексты худож и публицистич стилей, понимать их функции и сферу применения, определять языковые средства, создавать собственное высказывание в данных стилях
Лингвистический анализ художественного текста
Сочинение о любимом человеке
Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей
Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей
Знать особенности словарей, структуру
Уметь пользоваться словарями в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам
Сопоставительный анализ словарей.
Составление словарной статьи для словаря синонимов
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Звуки русского языка, их классификация. Смысло-различительная роль звука. Орфоэпические и орфографические нормы
О звуках русского языка, нормах произношения и написания
Знать нормы произношения и написания, характеристику звуков
Уметь делать сообщение о звуках, их особенностях, выбирать верное ударение из вариантов, выразительно читать, оценивать свою и чужую речь с т.з соблюдения норм языка
Морфология и орфография.
Употребление частей речи. Соблюдение норм языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий
О разделах русского языка
Знать изученные части речи, их признаки, синтаксическую роль, грамматические нормы языка
Уметь распознавать части речи, использовать их в речи, делать правильный выбор орфограмм
РР Изложение с элементами сочинения
Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности
Об изложении художественного или публицистического текста
Знать характерные языковые средства, орфографические, пунктуационные, грамматические и орфографические нормы
Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, создавать небольшое сочинение на основе прослушанного текста.
Изложение с элементами сочинения
Сочинение на основе текста для изложения
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
— федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
— приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
— примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В IХ классе – 68 часов.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В процессе обучения русскому языку учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.
Новизна программы
Программа содержит традиционные разделы и понятия. Увеличено количество часов на развитие речи с 17 до 21.
Межпредметные связи
Сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно- выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия уч-ся художественной формы произведения. более глубокое проникновение в его идейно- образное эстетическое, нравственное содержание.
Особенности организации учебного процесса