посольский монастырь на байкале история
ПОСОЛЬСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Посольский Спасо-Преображенский монастырь |
Монастырь в честь Преображения Господня в селе Посольск, на Байкале Улан-Удэнской епархии
Монастырь основан членами Даурской духовной миссии в 1681 году в качестве подворья Селенгинского Троицкого монастыря на побережье озера Байкал, близ места вероломного убиения царского посла Ерофея Заболоцкого и его товарищей монголами племени Цысан-хана.
Первая часовня пустыни-подворья была названа в честь святителя Николая Чудотворца. В 1700 году освятили новый храм в честь иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы, а в 1718 году – деревянную Спасо-Преображенскую церковь.
После пожара 1769 года, истребившего почти все здания обители, был заложен собор с нижним приделом во имя иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы и верхним в честь Преображения Господня. Строительство этого древнейшего храма Бурятии было окончено в 1778 году.
В 1812 году освящена существующая доныне церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1820 году окончено построение каменной ограды вокруг монастыря и заложен храм в честь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Расположение обители близ залива Прорва с его морским портом являлось до середины XIX столетия причиной ее посещения многими известными государственными и общественными деятелями на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, Китай и Монголию и обратно. Особое внимание уделяли монастырю с его некрополем убиенных послов российские дипломатические миссии, которые принимали здесь послов из других государств.
С 1862 года в обители находился центр Забайкальской духовной миссии и епископская кафедра Селингинского викарства, перенесенные в 1880 году в областной город Читу.
В 1901 году монастырь преобразован из мужского в женский.
После революции 1917 года обитель закрыли, все ее сооружения кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли.
В конце 1950-х был разрушен световой этаж и купола Спасо-Преображенского собора. До времени регистрации здесь в 1995 году православного прихода монастырь использовали под клуб, школу и больницу психически больных детей.
19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь на Байкале.
12 июля 2002 года в монастыре зазвонили новые колокола. С 18 июля 2002 года ведутся ремонтно-реставрационные работы на главном храме обители. В ходе археологических исследований, проведенных летом 2002 года, были определены места захоронения убиенных послов, расположение часовен, каменной ограды со святыми вратами и башнями. Планируется восстановление всего монастырского комплекса.
В храме святителя Николая Чудотворца ежедневно совершается суточный круг богослужения. В обители идет возрождение монастырской жизни. Монастырю присвоен статус памятника архитектуры Российского значения.
Священноархимандриты
Настоятели, наместники
Видео
«Посольский Спасо-Преображенский монастырь». Режиссер Александр Шеметов. Киностудия «RETREAT FILMS», 2015 г.
История Посольского монастыря на Байкале, основанного еще при царе Федоре Алексеевиче
Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь принадлежит к Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии. Располагается он на территории села Посольское Кабанского района Республики Бурятии.
· Монастырь был основан в 1681 году. На восточном берегу Байкала была образована заимка для монахов.
· В числе основателей мужского монастыря числились 12 монахов Темниковского монастыря вместе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием. По велению царя Федора Алексеевича и с благословения патриарха Иоакима данные богослужители направились в Бурятию. Их целью было духовное просвещение бурят, тунгусов и монголов.
· Деньги на строительство монастыря пожертвовал известный купец Осколков Григорий Афанасьевич. Также он основал русскую миссию в Пекине. Спустя некоторое время, когда Осколков возвращался из Китая и скончался в степях Монголии, его похоронили именно в Посольском монастыре. Затем над могилой купца построили небольшую каменную часовню.
Гавань и маяк рядом с монастырем были построены в 1761 году. Первая часовня была названа в честь Святителя Николая Чудотворца.
· В 1769 году произошел пожар, из-за которого были уничтожены практически все помещения. Затем построили собор с нижним приделом во имя иконы Знамение Пресвятой Богородицы. Верхний же придел был заложен в честь Преображения Господня.
· В 1777 году монастырь подвергся ограблению сбежавших каторжников. После этого на территории монастыря поставили казачий караул.
· В начале 19 века в Посольском монастыре построили Никольскую церковь, а в 1820 году вместо деревянной надвратной церкви выстроили кирпичную.
· После событий Октябрьской революции церковь была закрыта. В 30-е годы 20 века все здания (кроме 2-х храмов) разобрали. В конце 50-х годов разрушение обители продолжилось. В дальнейшем оставшееся здание монастыря использовали под несколько учреждений: в одно время – школа, затем – клуб, в другой промежуток времени – психбольница.
19 апреля 2000 года Священный Синодром Русской Православной церкви вынес решение о восстановлении Спасо-Преображенского посольского монастыря. Ремонтные и строительные работы начались в июле 2002 года.
Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь на Байкале
История села Посольское и его монастыря
Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов его посольства на берегах Байкала. Им было принято решение отправить отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым, для строительства острожных крепостей в Забайкалье. И при этом Бекетову было заповедано «приводить здешних людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать. ». До этой экспедиции Петр Бекетов уже ходил с отрядами в Якутию, на север Забайкалья, к Охотскому побережью. И вот теперь, как и все русские первопроходцы, шедшие в новые земли для расширения границ России для славы ее и просвещения местных народов светом православной веры, Бекетов направился на восток и пересек Байкал. Осенью 1652 года самый крупный за историю 17 века казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов. Бекетов планировал после высадки дойти до устья Селенги и там основать острог. Но отсутствие строевого леса в том устье и некоторые другие причины помешали исполнить этот план. Из-за неясности дальнейшего пути и приближения холодов было принято решение зазимовать в Прорве, заложив здесь острожное поселение. В своих сообщениях енисейскому воеводе Петр Бекетов называл его «острожком» и «новым государевым зимовьем на усть Прорве реке», как тогда называлась река Большая Речка. Острожек явился первым пунктом этой экспедиции первопроходцев. Перезимовав, ранней весной 1653 года, отряд казаков ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья. Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, использовались три десятилетия приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители.
Таким образом, 350 лет назад было положено начало Российского Забайкалья.
История монастыря и его села особо связана с дипломатическими отношениями России с Китаем и Монголией. Обитель с некрополем убиенных членов посольства при ее стенах была особо посещаема первыми российскими послами в эти государства. Еще в 1675 году место захоронения Ерофея Заболотского и его товарищей посетил для молитвенного их поминания первый российский посол в Китай Николай Гаврилович Спафарий (Милеску). В 1687 году в монастыре некоторое время находилась вторая посольская миссия в Китай во главе с боярином, великим и полномочным послом России Феодором Алексеевичем Головиным со временем ставшим ближним сотрудником Петра I и главным руководителем российской внешней политики. Прибывавшие к Феодору Головину китайские послы принимались им в Посольской обители. В 1693 году здесь побывал третий посол в Китайское государство Избранд Эберхард Идес. Летописцы зафиксировали посещение монастыря в начале 18 века также посольствами Льва Васильевича Измайлова и Саввы Лукича Владиславовича-Рагузинского, основателя Кяхты, подписавшего в 1728 году знаменитый русско-китайский Буринский или Кяхтинский договор. Дипломатический задания Петра I выполнял и главный ктитор обители того времени, комиссар торговых караванов Григорий Афанасьевич Осколков, который в 1712 году добился разрешения китайского императора об отправке в Пекин постоянной Русской духовной миссии. Эта миссия кроме своего официального назначения в течение почти 200 лет уделяла особое внимание вопросам дипломатического характера, что усугублялось недопущением нахождения в Китае посольских представительств большинства государств.Несколько настоятелей монастыря в период с 1734 года по 1764 год были руководителями этой миссии, а многие иеромонахи из него – ее членами. На содержании обители находилась Иркутская школа китайского и монгольского языков, готовящая переводчиков и миссионеров для этих стран. Иркутские власти несколько десятилетий использовали монастырь как место дипломатических встреч с послами из Китая и Монголии.
Воспоминания о селе Посольское и монастыре оставили первый российский ученый в 1723г. посетивший Байкал академик Мессершмидт, а также изучавшие озеро в 18-ом веке академики Миллер и Гмелин, академик Лаксман, в 70-е годы академики Паллас и Георги, описание места захоронения послов при стенах монастыря в 1824г. сделал известный путешественник и публицист Алексей Мартос. Начиная с 1733г. в течение 4-х лет капитан- командор Витус Беринг перед вторым своим посещением Камчатки обустраивавший в Забайкалье почтово-купеческое сообщение, имел опарным пунктом Посольскую обитель. В начале 18-го века Посольское посещали известный шотландский врач Джон Белл и направлявшийся к калмыцкому хану Аюке цинский посол маньчжур Тумииэня. В 1830-е годы при возвращении из Забайкальской каторги после помилования через Посольское держали путь домой многие декабристы, в том числе семья Анненковых, едва не погибшая при внезапном шторме. Близ монастыря у богатого посольского крестьянина Кыштымова некоторое время проживали братья Бестужевы, оставившие описание обители, ее окрестностей, нравов и быта жителей этих мест. Посещали обитель многие выдающиеся светские и духовные лица. Среди светских: такие как генерал-губернатор Сибири М.М.Сперанский, побывавший здесь в 1820г. Среди духовных: в 1719-ом году посетил монастырь митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский). Через 3 года здесь побывал епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий), который не раз проживал в монастыре в последующие 5 лет своего нахождения в Забайкалье. Именно он дал монастырскому селу название Посольское. В последствие в обитель приезжал епископ Иркутский и Нерченский Софроний (Кристаллевский). А в марте 1868-го года здесь побывал апостол Америки святитель Иннокентий (Вениаминов). Посещали монастырь и другие Иркутские архиереи 18-19-го веков.
В начале 18-го века во владениях Посольского монастыря находилась территория площадью более 3000кв.км. с сенными покосами на 2200 копен,33-мя десятинами пашни. В 1727г. грамотой Петра-1 обители определены свободные рыбные промыслы в любом месте Байкальского моря. К середине 18-го века монастырю принадлежали находящиеся на его землях шесть деревень и заимок, в вотчинах обители числились 220 крестьян и вкладчиков. Вся эта собственность сохранялась за монастырем до 1764г., когда в ходе реформ государство отняло у церкви все ее владения. Эта реформа, значительно ухудшавшая экономическое положение обители, все же не помешала ее восстановлению после пожара в 1769г. и строительству каменного Спасо-Преображенского собора монастыря. В 1797г. обители были возвращены сенные покосы и некоторые рыбные ловли на Байкале. Но серьезное изменение в хозяйственной жизни монастыря произошло только в 1866г. когда ей было в качестве пособия на содержание Забайкальской духовной миссии в вечное владение передано 500 десятин сенокосной и частью пахотной земли, и 7 рыбных статей на реке Селенга. Доход монастыря составлял тогда только от рыбной ловли 6 тысяч рублей золотом в год. Монастырь, располагая огромным и примерным хозяйством, вызывал интерес у коренных жителей Забайкалья методами его ведения и, привлекая к участию в хозяйственной деятельности, оказывал серьезное влияние на их культуру и быт. При этом решался вопрос приобщения местных народов к Православию.
Миссионерское служение являлось главной задачей Спасо-Преображенского Посольского монастыря, и было направлено на просвещение бурят и тунгусов светом Православной веры, возвращение старообрядцев в лоно Церкви. Во всех местах, где имелись монастырские владения, образовывались целые селения ново крещеных. В 1701 году была заведена даже особая Кударинская обитель для ново крещеных бурят. Но в 1734 году Православная миссионерская деятельность в Забайкалье была запрещена правительством России из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем. И в период с середины 18 века до середины 19 века некоторые попытки осуществления монастырем миссионерского служения не принесли заметных результатов. В 1862 году в обители была основана резиденция Забайкальской духовной миссии, возглавляемая викарным епископом Вениамином (Благонравовым). При нем здесь было открыто училище с целью подготовки способных мальчиков из бурят к миссионерскому служению с обучением их нескольким языкам народностей, живущих за Байкалом. Выпускниками училища стали будущий благочинный при Агинской Степной думе и переводчик на бурятский язык многих богослужебных книг Алексей Норбоев, священнослужители Николай Гармаев, Василий Тарбаев, Михаил Языков, Григорий Очиров и многие другие, понесшие Христову веру коренным жителям Забайкалья и Дальнего Востока. Преосвященный Вениамин, высоко поставив деятельность миссии, явился и сам одним из виднейших проповедников и православных писателей-публицистов, оставив, кроме того, уникальные историко-краеведческие сведения о Восточной Сибири. После епископа Виниамина возглавляли миссию поочередно епископ Мартиниан (Муратовский) и епископ Мелетий (Якимов), также положивший многие труды в деле благовествования. За период с 1862 года по 1880 год миссионерами было крещено около 2000 бурят и тунгусов. А в 1878 году в водах Байкала принял крещения даже перешедший в православие лама-врач маньчжур Тапчин Мангулов, получивший при таинстве имя Владимир и фамилию Байкалов. За это время были возвращены в лоно Церкви также почти 2000 старообрядцев. К началу 80-х годов 19 века в Забайкалье было организовано более 20 миссионерских станов, управление которыми осуществлялось из монастыря. В 1880 году резиденция Забайкальской духовной миссии была перенесена в областной город Читу.
После перенесения Забайкальской духовной миссии в Читу духовная и хозяйственная жизнь обители стала быстро затухать, что привело к началу 90-х годов 19 века к значительному сокращению числа ее насельников. В результате возникла угроза закрытия монастыря. Церковные власти приняли решение с целью сохранения преобразовать его из мужского в одноименный женский. В 1900 году здесь начала действовать женская обитель, по количеству насельниц ставшая одной из самых многочисленных в Забайкалье. Направление хозяйственной деятельности изменилось от рыболовного промысла и сельского хозяйства к свечному производству, освоив которое монастырь обеспечивал все Забайкалье свечами.
В связи с 350-летним юбилеем с.Посольское и всего Российского Забайкалья по инициативе монастыря в 2003 году были проведены три научно-практические конференции с участием представителей властей республиканского и местного уровня, архиереев и священников, ученых и представителей общественных организаций из Москвы, Бурятии, Иркутской и Читинской областей, Анадыря. В конце января на уровне Республики Бурятия прошла конференция «Русская Православная Церковь: история и современность», рассмотревшая процесс освоения Россией земель Сибири и Дальнего Востока с начала 17-го века и значение Церкви в нем. В апреле и мае районная и поселковые конференции духовно-краеведческого характера освятили историю Кабанского района Бурятии и села Посольское, влияние Православной Церкви на эту историю. 30 августа в с. Посольское были проведены торжественные мероприятия, посвященные Юбилею села и Спасо-Преображенскому Посольскому монастырю. В мероприятиях приняли участие представители Министерства Иностранных Дел России, аппарата Президента и Правительства Республики Бурятия, священнослужители РПЦ, руководители крупных предприятий и банков Москвы и Бурятии, лидеры общественных и политических организаций, жители Кабанского района и села. И конференции и торжества подтвердили уникальное значение Спасо-Преображенского Посольского монастыря в истории и культуре Забайкалья и в целом Сибири и Дальнего Востока. Отмечен его особый вклад в дело освоения Россией земель, лежащих за Байкалом, приобщения коренных жителей Забайкалья к Православию. Возрождение Посольского монастыря названо одним из условий возобновления духовно-нравственных и исторических традиций народов России.
Спасо-Преображенский Посольский монастырь мужской в селе Посольское Епархиальные монастыри РПЦ
История
Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов его посольства на берегах Байкала. Им было принято решение отправить отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым, для строительства острожных крепостей в Забайкалье. И при этом Бекетову было заповедано «приводить здешних людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать. ». До этой экспедиции Петр Бекетов уже ходил с отрядами в Якутию, на север Забайкалья, к Охотскому побережью. И вот теперь, как и все русские первопроходцы, шедшие в новые земли для расширения границ России для славы ее и просвещения местных народов светом православной веры, Бекетов направился на восток и пересек Байкал.
Осенью 1652 года самый крупный за историю 17 века казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов. Бекетов планировал после высадки дойти до устья Селенги и там основать острог. Но отсутствие строевого леса в том месте и некоторые другие причины помешали исполнить этот план. Из-за неясности дальнейшего пути и приближения холодов было принято решение зазимовать в Прорве, заложив здесь острожное поселение. В своих сообщениях енисейскому воеводе Петр Бекетов называл его «острожком» и «новым государевым зимовьем на Усть-Прорве реке», как тогда называлась река Большая Речка. Острожек явился первым пунктом этой экспедиции первопроходцев. Перезимовав, ранней весной 1653 года, отряд казаков ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья. Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, использовались три десятилетия приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители. Таким образом, 350 лет назад было положено начало Российского Забайкалья.
В течение почти 150 лет монастырь являлся не только важнейшим духовным, но и административным центром Забайкалья. Первые десятилетия обитель с ее оградой так же выполняла функции зашиты русских переселенцев от воинствующих монгольских племен. Удачное расположение близ залива Прорва, удобного для отстоя судов, уже в 17 веке превратило Посольский монастырь с его портом и селом, в ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Из Прибайкалья в Забайкалье, Приамурье, на Дальний Восток, а так же Китай, Монголию и обратно через порт монастыря направлялись многие, в том числе известные государственные и общественные деятели, военные, люди науки и культуры, купцы и крестьяне. В летнее и зимнее обитель являлась странноприимницей для людей всех чинов и званий. Обеспечивала их жильем и питанием во время вынужденных остановок из-за непогоды. С 1689 года через Посольское пролегал знаменитый Чайный путь, по которому из России в Китай направлялись купеческие караваны.
Спасо-Преображенский монастырь был объектом особого миссионерского служения, многие десятилетия связанный с российской духовной миссией в Пекине, а в конце 19-го века ставший резиденцией начальника Забайкальской духовной миссии. Это было местом посещения всех посольств России в Китай и Монголию, встреч с дипломатами этих стран до конца 18-го века, а так же опорный пункт академических экспедиций по изучению Байкала и прилегающих к нему территорий. Село Посольское служило началом почтово-купеческого сообщения России до границы с Китаем. Таким образом, село Посольское с его монастырем внесло серьезный вклад в дело освоения Россией земель, лежащих за Байкалом, и приобщения коренных жителей к православию, формированию дружеских отношений между народами.
История монастыря и его села особо связана с дипломатическими отношениями России с Китаем и Монголией. Обитель с некрополем убиенных членов посольства при ее стенах была особо посещаема первыми российскими послами в эти государства. Еще в 1675 году место захоронения Ерофея Заболотского и его товарищей посетил для молитвенного их поминания первый российский посол в Китай Николай Гаврилович Спафарий (Милеску). В 1687 году в монастыре некоторое время находилась вторая посольская миссия в Китай во главе с боярином, великим и полномочным послом России Феодором Алексеевичем Головиным со временем ставшим ближним сотрудником Петра I и главным руководителем российской внешней политики. Прибывавшие к Феодору Головину китайские послы принимались им в Посольской обители. В 1693 году здесь побывал третий посол в Китайское государство Избранд Эберхард Идес. Летописцы зафиксировали посещение монастыря в начале 18 века также посольствами Льва Васильевича Измайлова и Саввы Лукича Владиславовича-Рагузинского, основателя Кяхты, подписавшего в 1728 году знаменитый русско-китайский Буринский или Кяхтинский договор. Дипломатический задания Петра I выполнял и главный ктитор обители того времени, комиссар торговых караванов Григорий Афанасьевич Осколков, который в 1712 году добился разрешения китайского императора об отправке в Пекин постоянной Русской духовной миссии. Эта миссия кроме своего официального назначения в течение почти 200 лет уделяла особое внимание вопросам дипломатического характера, что усугублялось недопущением нахождения в Китае посольских представительств большинства государств. Несколько настоятелей монастыря в период с 1734 года по 1764 год были руководителями этой миссии, а многие иеромонахи – ее членами. На содержании обители находилась Иркутская школа китайского и монгольского языков, готовящая переводчиков и миссионеров для этих стран. Иркутские власти несколько десятилетий использовали монастырь как место дипломатических встреч с послами из Китая и Монголии. Воспоминания о селе Посольское и монастыре оставили академик Мессершмидт, первый российский ученый в 1723 году посетивший Байкал. Также изучавшие озеро в 18-ом веке академики Миллер и Гмелин, академик Лаксман, в 70-е годы академики Паллас и Георги оставили заметки о монастыре. Описание места захоронения послов при стенах монастыря в 1824 году сделал известный путешественник и публицист Алексей Мартос. Начиная с 1733 года в течение 4-х лет, капитан-командор Витус Беринг перед вторым своим посещением Камчатки обустраивавший в Забайкалье почтово-купеческое сообщение, имел опорным пунктом Посольскую обитель.
В начале 18-го века село Посольское посещали известный шотландский врач Джон Белл и направлявшийся к калмыцкому хану Аюке цинский посол маньчжур Тумииэня. В 1830-е годы при возвращении из Забайкальской каторги после помилования через Посольское держали путь домой многие декабристы, в том числе семья Анненковых, едва не погибшая при внезапном шторме. Близ монастыря у богатого посольского крестьянина Кыштымова некоторое время проживали братья Бестужевы, оставившие описание обители, ее окрестностей, нравов и быта жителей этих мест. В 1820 году в обители побывал генерал-губернатор Сибири М.М.Сперанский. В 1719-ом году посетил монастырь митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский). В 1722 году здесь побывал святитель Иркутский Иннокентий (Кульчицкий). Он еще не раз жил в монастыре в последующие 5 лет своего нахождения в Забайкалье. Именно он дал монастырскому селу название Посольское. В последствие в обитель приезжал святитель Иркутский Софроний (Кристаллевский). А в марте 1868-го года здесь побывал апостол Америки святитель Иннокентий (Вениаминов). Посещали монастырь и другие Иркутские архиереи 18-19-го веков. Со времени основания монастыря залив Прорва превратился в крупнейший морской порт на Байкале. Способствовало этому как отсутствие до начала 19-го века удобных для передвижения и безопасных от разбойных нападений сухопутных путей, так и кратчайшее расстояние от залива до устья реки Ангара, связывающей Байкал с Иркутском. В 1726 году здесь была заведена постоянная казенная переправа, состоявшая из бота и морской лодки. Чуть позже через порт организовано почтовое сообщение на казенных и частных судах в сопровождении военной команды. В 1735 году обитель стала начальным пунктом почтово-купеческого сообщения из России до границ Китая. В 1739 году на верфи порта с использованием лиственного корабельного леса из вотчины Посольского монастыря в деревне Исток началось строительство кораблей, положивших начало государственному флоту на Байкале, реках Ангаре и Селенге. Первый маяк на Байкале был построен именно в Посольском порту. Порт в заливе Прорва действовал до 1839 года, вплоть до упразднения Иркутского Адмиралтейства.
В начале 18-го века во владениях Посольского монастыря находилась территория площадью более 3000 кв.км. с сенными покосами на 2200 копен, 33-мя десятинами пашни. В 1727 году грамотой Петра I обители определены свободные рыбные промыслы в любом месте Байкальского моря. К середине 18-го века монастырю принадлежали находящиеся на его землях шесть деревень и заимок, в вотчинах обители числились 220 крестьян и вкладчиков. Вся эта собственность сохранялась за монастырем до 1764 года, когда в ходе реформ государство отняло у церкви все ее владения. Эта реформа, значительно ухудшавшая экономическое положение обители, все же не помешала ее восстановлению после пожара в 1769 году и строительству каменного Спасо-Преображенского собора монастыря. В 1797 году обители были возвращены сенные покосы и некоторые рыбные ловли на Байкале. Но серьезное изменение в хозяйственной жизни монастыря произошло только в 1866 году, когда ей было в качестве пособия на содержание Забайкальской духовной миссии в вечное владение передано 500 десятин сенокосной и частью пахотной земли, и 7 рыбных статей на реке Селенга. Доход монастыря составлял тогда только от рыбной ловли 6 тысяч рублей золотом в год.
Монастырь, располагая огромным и примерным хозяйством, вызывал интерес у коренных жителей Забайкалья методами его ведения и, привлекая к участию в хозяйственной деятельности, оказывал серьезное влияние на их культуру и быт. При этом решался вопрос приобщения местных народов к Православию.
Миссионерское служение являлось главной задачей Спасо-Преображенского Посольского монастыря, и было направлено на просвещение бурят и тунгусов светом Православной веры, возвращение старообрядцев в лоно Церкви. Во всех местах, где имелись монастырские владения, образовывались целые селения новокрещеных. В 1701 году была заведена даже особая Кударинская обитель для новокрещеных бурят. Но в 1734 году Православная миссионерская деятельность в Забайкалье была запрещена правительством России из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем. И в период с середины 18 века до середины 19 века некоторые попытки осуществления монастырем миссионерского служения не принесли заметных результатов. В 1862 году в обители была основана резиденция Забайкальской духовной миссии, возглавляемая викарным епископом Вениамином (Благонравовым).
При нем в монастыре было открыто училище с целью подготовки способных мальчиков из бурят к миссионерскому служению с обучением их нескольким языкам народностей, живущих за Байкалом. Выпускниками училища стали будущий благочинный при Агинской Степной думе и переводчик на бурятский язык многих богослужебных книг Алексей Норбоев, священнослужители Николай Гармаев, Василий Тарбаев, Михаил Языков, Григорий Очиров и многие другие, понесшие Христову веру коренным жителям Забайкалья и Дальнего Востока. Преосвященный Вениамин, высоко поставив деятельность миссии, явился и сам одним из виднейших проповедников и православных писателей-публицистов, оставив, кроме того, уникальные историко-краеведческие сведения о Восточной Сибири. После епископа Виниамина возглавляли миссию поочередно епископ Мартиниан (Муратовский) и святитель Мелетий (Якимов), также положивший многие труды в деле благовествования. За период с 1862 года по 1880 год миссионерами было крещено около 2000 бурят и тунгусов. А в 1878 году в водах Байкала принял крещения даже перешедший в православие лама-врач маньчжур Тапчин Мангулов, получивший при таинстве имя Владимир и фамилию Байкалов. За это время были возвращены в лоно Церкви также почти 2000 старообрядцев.
К началу 80-х годов 19 века в Забайкалье было организовано более 20 миссионерских станов, управление которыми осуществлялось из монастыря. В 1880 году резиденция Забайкальской духовной миссии была перенесена в областной город Читу. После перенесения Забайкальской духовной миссии в Читу духовная и хозяйственная жизнь обители стала быстро затухать, что привело к началу 90-х годов 19 века к значительному сокращению числа ее насельников. В результате возникла угроза закрытия обители. Церковные власти приняли решение с целью сохранения преобразовать его из мужского монастыря в одноименный женский. В 1900 году здесь начала действовать женская обитель, по количеству насельниц ставшая одной из самых многочисленных в Забайкалье. Направление хозяйственной деятельности изменилось от рыболовного промысла и сельского хозяйства к свечному производству, освоив которое монастырь обеспечивал все Забайкалье свечами.
В 1995 году в Свято-Никольском храме монастыря был образован православный приход. С прибытием на Читинскую кафедру епископа Евстафия в 2000 году приход был преобразован в монастырь. Началось возрождение монашеской жизни в старейшей обители на берегу Байкала.