пособие для учителя по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение- средняя общеобразовательная школа№ 1
ЗАТО Озерный Тверской области
На заседании МС Директор
Протокол №1 Сташкова Н.П
От 28 августа 2020г Приказ по школе №
Принято на заседании от 28.08.2020г
Протокол №1 от 28.08.2020г
для обучающихся 9«А» «Б» «В» классов
Учитель: Григорьева Наташа Сергеевна
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
· требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
· планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
· общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
· примерной программы по географии;
Данная программа ориентирована на УМК «География. Землеведение. 5—6 классы» и УМК «География. Материки, океаны, народы и страны.7 класс» издательства «Дрофа». Программой основного общего образования по географии. 5-9 классы / авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов и А.И. Алексеева. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2016 г.).
1.2 Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
· Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный Тверской области
Целями изучения географии в основной школе являются:
· формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
· познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
· познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
· понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
· понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
· глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
· выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
· формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основные задачи данного курса
· формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
· формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
· развитие специфических географических и общеучебных умений;
· познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;
· создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности
· развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи
· с природными, социально-экономическими факторами;
· развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
· воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
· раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
· развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),
· изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
· развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
· выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
· формирование географического образа своей страны,
· представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
· формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
· развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
· развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
· создание образа своего родного края.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Раздел 1. Источники географической информации
· использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
· анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
· по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
· определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
· в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
· составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
· представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
· ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
· читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
· строить простые планы местности;
· создавать простейшие географические карты различного содержания;
· моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Раздел 2. Природа Земли и человек
· различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
· использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
· использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
· приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
· воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
· создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Раздел 3. Население Земли
· различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
· cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
· использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
· проводить расчеты демографических показателей;
· объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
· приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
· самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Раздел 4. Материки, океаны и страны
· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
· сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
· оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
· описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
· создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
· сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
· оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
· объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Раздел 5. Особенности географического положения России
· различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
· оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
· использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
· оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Раздел 6. Природа России
· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
· сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
· оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
· описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
· объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
· оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
· создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Выпускник получит возможность научиться:
· оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
· делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Раздел 7. Население России
· различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
· анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
· сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
· объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
· находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
· использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
· оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Раздел 8. Хозяйство России
· различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
· анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
· объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
· использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
· обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Раздел 9. Районы России
· объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
· сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
· оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
· составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;
· самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
· создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
· оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
· выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Раздел 10. Россия в современном мире
· сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
· оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
· выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
· объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
· оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
· воспитание российской гражданской идентичности;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
· формирование основ экологической культуры;
· уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
· умение самостоятельно определять цели своего обучения,ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе ипознавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
· умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
· формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
· формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
· формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
· формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
· овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
· овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
· овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
· формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
· формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
3. Содержание учебного предмета.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ.
9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Часть IV. Хозяйство России (продолжение) (21 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Повторение и обобщение знаний о хозяйстве России, полученных в курсе географии 8 класса
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (20 часов)
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. (4часа)
Понятие хозяйства. Его структура. Что такое экономика, хозяйство. Какова структура хозяйства. Что такое межотраслевые комплексы.
Этапы развития хозяйства. Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом развитии. Как меняется структура промышленности. Этапы развития экономики России.
Географическое районирование. Зачем районировать территорию страны. Что такое районирование. Как отличаются виды районирования.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. (16 часов)
Сельское хозяйство. Растениеводство. В чем заключаются особенности сельского хозяйства. Сезонное производство. Размещение зерновых и технических культур.
Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. В чем главные особенности животноводства. Каков отраслевой состав животноводства. Какова зональная специализация сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. что такое агроклиматический комплекс. Основные особенности пищевой промышленности. Какова география легкой промышленности.
Лесной комплекс. Сколько продукции лесной промышленности производится в России. Как размещаются предприятия лесной промышленности. Где находятся основные районы лесной промышленности. Как лесная промышленность влияет на окружающую среду.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Топливная промышленность. Что такое топливно-энергетический комплекс. Для чего и как составляется топливно-энергетический баланс. Каковы проблемы развития российского ТЭК. Сколько угля добывается в России. Где находятся основные базы добычи угля. Как угольная промышленность влияет на окружающую среду.
Нефтяная и газовая промышленность . Сколько нефти добывается в России. Где расположены основные нефтяные базы страны. Куда транспортируют и где перерабатывают российскую нефть. Как нефтяная промышленность влияет на окружающую среду.
Сколько природного газа добывают в России. Где в России расположены основные базы добычи газа. Куда транспортируют российский газ. Как газовая промышленность влияет на окружающую среду.
Электроэнергетика. Сколько электроэнергии производится в России. Как размещаются электростанции различных типов. Как в России используются нетрадиционные источники энергии. Что такое энергосистемы и для чего они нужны. Как электроэнергетика влияет на окружающую среду.
Металлургический комплекс. География черной металлургии . Что такое металлургия. Сколько черных металлов производится в России. Как размещаются металлургические предприятия. Где находятся основные районы производства черных металлов. Как черная металлургия влияет на окружающую среду.
Машиностроительный комплекс. Сколько машин производится в России. Как размещаются предприятия машиностроения. Где находятся основные районы машиностроения. Как машиностроение влияет на окружающую среду.
Химическая промышленность . Что производит химическая промышленность. Чем химическая промышленность отличается от других отраслей. Как размещаются предприятия химической промышленности. Где находятся основные районы химической промышленности. Как химическая промышленность влияет на окружающую среду.
Транспорта . Каково значение транспорта в России. Каковы отличительные черты транспортной сети страны. Каковы особенности развития различных видов транспорта в России. Проблемы транспортного комплекса страны.
Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества.
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий. Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей.
Территориальное (географическое) разделение труда. Как возникает территориальное разделение труда. Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению труда. Как меняется территориальное разделение труда.
Итоговый урок по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы».
Часть V. География крупных регионов России (47 ч)
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ. (28 часов)
Восточно-Европейская равнина. Какие формы рельефа характерны для Восточно-Европейской равнины. Чем отличается климат европейской части России. Главные особенности речной системы Европейской России. Характерные черты современных ландшафтов Русской равнины.
Волга. Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге. Как Волга стала центральным звеном единого водного пути. Деятельность человека по преобразованию великой реки.
Центральная Россия: состав, географическое положение. Почему территорию, находящуюся на западной границе страны, называют Центральной России. Экономико-географическое положение.
Центральный район: особенности населения. Почему центральный район считается ядром формирования русского народа. Почему для центрального района характерна наибольшая контрастность в жизни населения.
Хозяйство Центрального района. Этапы развития хозяйства. Изменения в хозяйстве района за последние десятилетия.
Москва – столица России. Роль Москвы как инновационного центра. Столичные фукции Москвы. Что такое Московская агломерация.
Города Центрального района. Исторические особенности развития городов Центральной России: Ростов Великий, Смоленск, Ярославль, Вышний Волочек, Новомосковск, Пущино.
Практическая работа: 1. Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины. 2. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России. 3. Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России.
Центрально-Черноземный район. Этапы развития района. Особенности территориальной структуры и городов района.
Волго-Вятский район. В чем заключается природная и экономическая специфика района. Нижний Новгород крупнейший центр района.
Северо-Западный район. Каковы главные черты географического положения района. Природные особенности Балтийского моря. Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей.
Города на старых водных торговых путях. Какие города возникли на водных путях Северо-запада. Современные проблемы старых городов Северо-запада.
Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России. Как изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время. Новые хозяйственные задачи пришлось решать после распада СССР. С-Петербург – город музей.
Калининградская область. Как область стала субъектом РФ. Каково значение области для хозяйства России.
Европейский Север. Географическое положение и природа. Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей. Каково влияние морей на жизнь района.
Европейский Север. Этапы развития хозяйства. Почему 16 век стал периодом расцвета хозяйства Севера. Как Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера. Какую роль стал играть Север в советский период. Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в последние десятилетия.
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Какую роль играли монастыри в развитии русской культуры. Промыслы европейского Севера.
Практическая работа :1. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками.
Поволжье. Географическое положение и природа. Особенности экономико-географического положения. В чем проявляется своеобразие природных условий. Современный ландшафт Поволжья. Природные ресурсы Поволжья.
Поволжье. Население и хозяйство. Основные этапы хозяйственного освоения территории. Каковы особенности состава населения. Современное хозяйство района.
Крым. Особенности ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и характеристика хозяйства. Особенности ЭГП, населения и хозяйства.
Северный Кавказ. Природные условия. Каковы особенности рельефа Северного Кавказа. Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов. Особенности водных и почвенных ресурсов.
Народы Северного Кавказа. Как складывалась этническая карта района. Особенности культуры народов Кавказа.
Южные моря России. В чем заключается своеобразие Черного моря. Каковы проблемы Азовского моря. Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы.
Практическая работа:1. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа.
Урал. Географическое положение и природа. В чем заключается специфика географического положения Урала. Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства.
Этапы развития и современное хозяйство Урала. Развитие горнозаводской промышленности Урала. Роль Урала в Великой Отечественной войне. Особенности современного этапа развития.
Население и города Урала. Проблемы района. Какие народы живут на Урале. Особенность рисунка размещения городов Урала. Проблемы Урала. Экологические проблемы региона.
Итоговый урок по теме «Европейская часть России».
АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ.(16часов)
Природа Сибири. Особенности рельефа Сибири. Чем отличается климат. Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах. какими природными особенностями характеризуются сибирские реки.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Какими полезными ископаемыми богаты горы юга Сибири. Особенности климата и горных рек. Растительность горных районов.
Арктические моря. В чем проявляется суровость климата северных морей. Значение Северного морского пути. Отличия арктических морей друг от друга.
Население Сибири. Как формировалась этническая карта Сибири. Русское заселение Сибири.
Хозяйственное освоение Сибири. Освоение Сибири. Особенности освоения в советское время. Каковы различия в освоенности территории Сибири.
Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Чем отличается природа Западной Сибири. Природно-хозяйственные зоны. Почему в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа.
Западная Сибирь. Хозяйство района. Значение топливной промышленности района. Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии.
Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Почему Восточная Сибирь расположена на древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа. Почему разрабатываются не все угольные месторождения района. Почему реки Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС. Природные зоны Восточной Сибири.
Байкал. Почему Байкал называют морем. Как образовалась озерная котловина. Обитатели Байкала. Как ведется хозяйство на берегах озера.
Восточная Сибирь. Хозяйство района. Какие условия способствовали развитию цветной металлургии. Роль ОПК в хозяйстве Сибири. Развитие топливной промышленности.
Практическая работа: 1. Обозначение на контурной карте и комплексное описание района Крайнего Севера.
Дальний Восток. Формирование территории. Когда русские появились на Дальнем Востоке. Как возникла Русская Америка. Какова предыстория современной российско-китайской границы. Как русские снова появились на Амуре.
Дальний Восток. Природные условия и ресурсы. Своеобразие природы. Природные различия. Минеральные ресурсы. Опасные природные явления.
Моря Тихого океана. Отличительные особенности морей. Особенности природы и ресурсы морей. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока.
Население района. Расселение людей Д.Востока. Национальный состав. Отличительные особенности современного населения.
Хозяйство района. Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона.
Практическая работа: 1. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока
Итоговый урок по теме «Азиатская часть России».
Чем богата Россия? Как изменялась роль России в мировом хозяйстве. Роль России в мировой политике.
Итоговый урок по разделу «Районы России».
Итоговый урок по курсу «География России. Хозяйство и географические районы».
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ. 9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Часть IV. Хозяйство России (продолжение) (21 ч)
Раздел I. Хозяйство России.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
Понятие хозяйства. Его структура.
Этапы развития хозяйства.
Итоговый урок по теме «Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование».
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.
Сельское хозяйство. Растениеводство.
Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. П.р. № 1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе карт.
Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность.
Нефтяная и газовая промышленность.
Металлургический комплекс. П.р. № 2. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.
Химическая промышленность. П.р. № 3. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Территориальное (географическое) разделение труда. П.р. № 4 Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны.
Итоговый урок по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы». П.р. № 5 Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.
Итоговый урок по разделу «Хозяйство России».