пособие для учителя основы светской этики

Методическое пособие для учителя «Основы светской этики»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

(к учебнику М.Т.Студеникина «Основы светской этики. 4 класс)

пособие для учителя основы светской этики. image001. пособие для учителя основы светской этики фото. пособие для учителя основы светской этики-image001. картинка пособие для учителя основы светской этики. картинка image001.

Тема 1. Россия – Родина моя

Отрывок из произведения древнегреческого писателя Лукиана «Похвальное слово родине»

Старая эта истина, что «нет ничего сладостнее отчизны». В самом деле, разве существует что-либо не только приятное, но и более священное, более возвышенное, чем родина? Ведь всему, что люди считают священным и исполненным высокого смысла, научила их родина, ибо она даёт им жизнь, вскармливает и воспитывает их. Пусть многих восхищает могущество и великолепие чужих городов, пышность строений, зато все любят отечество. Многие наслаждаются – и даже слишком – созерцанием бесчисленных чудес в чужих краях, но никто не был настолько обольщен их обилием, чтобы забыть родину.

По-моему, каждый, кто гордится тем, что он гражданин богатого города, не знает истинного смысла любви к отчизне. Но когда нужно сделать среди городов выбор, никто, пожалуй, не отдаёт предпочтения самому великолепному из них, пренебрегая отчизной.

Так же поступают добрые сыновья и справедливые отцы. Прекрасный и благородный юноша не предпочтёт родному отцу чужого человека, а истинный отец не полюбит чужое дитя, пренебрегая родным.

Нет слова ближе и дороже, чем слово «отчизна», как нет для нас ничего дороже отца.

Ведь и солнце каждый человек увидел впервые на родине. И хотя солнце – общий бог всех людей, каждый считает его отчим, так как в первый раз поднял на него взор с родной земли; и говорить каждый начал в отчем краю, раньше всего научившись лепетать на родном языке.

Я думаю, что все навыки, все знания люди накапливают для того, чтобы принести больше пользы родине. Тем, кому отечество – мать, дорога сама земля, на которой они родились и возмужали, даже если земля эта не обширна, «камениста и скудна плодородною почвой…».

Каждый человек стремится на родину, даже если он островитянин и если чужая сторона сулит ему вечное блаженство.

И дым отечества покажется ему светлее огня на чужбине.

1.Найди в тексте слова, которыми Лукиан называет родину. Объясните, как и почему они связаны со словом «отец».

2.Объясните, как вы поняли, чем Лукиану так дорога родная земля.

3.Как можно доказать, что произведение Лукиана является именно «похвальным словом» Родине?

4. Объясните, как вы понимаете смысл слова «чужбина».

Игорь Северянин. Запевка.

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть.

О, Русь – малиновое поле

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску…

1.Как поэты выражают своё отношение к Родине? Какие ещё стихотворения о Родине ты знаешь? Прочитай их выразительно.

Тема 2. Этика и этикет

О том, что считалось хорошим или плохим в Древнем Египте, можно узнать, познакомившись с надписями на древних египетских гробницах. Например, фараон (правитель Египта) Хархуф так говорил о себе: «Меня очень любил мой отец, меня не переставали любить мои братья. Я давал хлеб голодающим. Я говорил только хорошее и повторял желаемое. Я никогда ни про кого не сказал ничего плохого».

До нас дошли поучения фараона Инеи:

· «Если рука не поднимается в приветствии, тем хуже тебе самому»;

· «Не будь слишком высокомерен из-за своих знаний»;

· «Не оговаривай никого, но особенно избегай клеветы слабейшего»;

А вот какие нравственные законы (законы Ману) составляли основу жизни древних индейцев:

· «Даже попав в беду, даже погибая, не причиняй никому вреда, не приумножай зла ни в делах, ни в мыслях»;

· «Кто имеет обыкновение почитать старших, тот приумножает свой век, мудрость и славу»

Из высказываний китайского мудреца Конфуция:

· «Мораль благородного человека подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

· «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям».

· «Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни».

1.Выберите любой из приведенных законов Ману и расскажите, как этот закон мог бы звучать в наши дни.

2.Какие качества людей больше всего ценились в поучениях, мифах, законах?

В Древней Греции с большим уважением относились к философам, которые создали нравственный идеал человека. Главными правилами в житейской мудрости древних греков были мера, гармония, разум, порядок, красота, нравственность, добродетели. Философ Пифагор предлагал строго придерживаться в школах единого для всех распорядка дня – это дисциплинировало учеников. Обучение происходило в храмах, где жрец должен был заботиться об исправлении нравов учащихся. Демокрит много внимания уделял постоянным упражнениям в нравственных поступках: он считал, что только труд и положительный пример родителей помогут человеку обрести добродетели. Сократ отводил учителю большую роль в нравственном развитии маленького человека, поскольку мудрец помогает ученику, наставляет его к жизни. Платон говорил, что отдельный человек должен подчинять свои личные интересы общественным. Аристотель подчёркивал важность семейного воспитания, поскольку душа ребёнка от рождения – «чистая доска», её нужно воспитывать и формировать.

Древние греки стремились воспитывать своих детей так, чтобы в них воплотился идеальный человек: умственно развитый, физически совершенный и нравственно воспитанный. До 6-7 лет у детей не было специальных занятий, они только играли. В 7 лет начиналось настоящее воспитание и обучение: дети занимались в школе с педагогами грамматикой, музыкой и с 12-14 лет – физкультурой. С 16-18 лет мальчики могли продолжить своё образование в гимназиях, школах философов: они слушали наставления знаменитых мыслителей, учились составлять речи на моральные темы.

Из «Поучения Владимира Мономаха»

· «Старых чтите как отца, а молодых как братьев».

· «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам (слугам) причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас».

· «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

· «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, в а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»

1.Объясните, как вы поняли высказывания из «Поучения» Владимира Мономаха.

2. Расскажите, чему князь учил своих потомков. Почему он считал это важным?

Из «Поучения» Серапиона Владимирского

«Тем временем не перестаёт злое мучить нас: зависть умножилась, злоба превозмогает нас, гордость возносит ум наш, ненависть к другим вселилась в наши сердца, жадность к богатству поработила нас, не даёт помиловать и сироты…; но как звери жаждут насытиться плоти, так и мы не перестаём жаждать всех погубить и кровавое богатство то себе награбить. Звери едой насыщаются, мы же насытиться не можем, того добывши, другого желаем. Неужто не понимают того все творящие беззаконие, съедающее людей вместо хлеба? Что же подобает нам творить, чтоб зло прекратилось, что томит нас?»

1.Легко ли вам было читать этот текст? Как вы думаете, почему в нём встречаются слова и выражения, которые мы употребляем в современной речи?

2.Предположите, о каких злодеях идёт речь в тексте. Кого автор обвиняет и в чём?

3.Объясните, как вы понимаете значение слова «поучение». Проверьте себя по Словарю.

4.Подумай, какие идеи связывают «Поучение» Владимира Мономаха и фрагмент из «Поучения» Серапиона Владимирского.

Слово «притча» имеет два значения, которые дополняют друг друга. Одно значение – это «случай», а другое – «указатель пути». Поэтому в притче не просто описывается какой-нибудь случай из жизни, но она побуждает задуматься над своим содержанием, оценить поступки героев, сделать выводы для себя. В этом смысле притча «указывает путь», выход из похожей жизненной ситуации.

Если хорошенько подумать над содержанием притчи, то можно сделать вывод о том, как строить свои отношения с другими людьми в семье, в обществе, как общаться с окружающей нас природой. Надо только уметь понимать смысл притчи – её мораль. А что такое мораль? Это поучительный вывод в притче. Но понять его не всегда легко. Давай попробуем научиться понимать мораль притчи.

Притча о вежливости

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

1.В чем смысл этой притчи?

Из истории вежливых слов.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть в школе,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Громко: «Здравствуйте» скажите.

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста!».

Если словом или делом

Вам помог кто- либо,

Не стесняйтесь, громко, смело

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не молчите,

Долго не тяните, скажите: «Извините!»

Как бы там ни было-

На земле лежала тень.

Я сказал ей: «Добрый день!»

Солнце к лесу опустилось,

Тень немного удлинилась.

Я сказал ей: «Добрый вечер!»,-

Тень растаяла и скрылась,-

До свидания! До встречи!

А. Барто «Шла вчера я по Садовой»

Шла вчера я по Садовой,

Закричал мне из окна:

— Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому- то:

В словаре С. И. Ожегова слово здравствуйте имеет два значения.

1. Приветствие при встрече. Здравствуй, Иван Николаевич!

2. Выражает удивление, недовольство. Здравствуйте вам: я же и виноват.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Громко «Здравствуйте!» скажите.

Мы по улице шагаем,

Отбиваем четко шаг.

Крикнем: «Здравия желаем!»

Так, что звон стоит в ушах.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ.

И, наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Солнышко ясное встало.

Я надел очки и ласты

И в подводный мир нырнул.

Карасю сказал я: «Здравствуй!»

Но уплыл молчун глазастый,

Лишь хвостом в ответ вильнул!

В нашей маленькой деревне

Есть обычай очень древний:

Утром, днем и в темноте

1.Как поэты относятся к вежливым словам? Какие ещё стихотворения о вежливости ты знаешь? Прочитай их выразительно.

Тема 4. Добро и зло

Притча «Стакан молока»

Давно это было. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность учиться (он мечтал стать врачом), замёрз и очень проголодался. Денег у него не было, и, набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.

Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден, и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил всё молоко и спросил:

— Сколько я вам должен?

Когда мальчик отошёл от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и понял, что доброта – качество многих людей.

Прошли годы. Мальчик вырос и стал врачом. В больницу, где он работал, привезли старую женщину. Врач узнал в ней ту, которая много лет назад поделилась с ним стаканом молока. Женщина была тяжело больна, но врач сделал всё, чтобы спасти её. После многих месяцев борьбы с болезнью ему это удалось. Женщина поправилась. Ей принесли счёт за лечение. Она очень боялась, что у неё не хватит денег расплатиться за лечение и придётся продать всё имущество. Она взглянула на счёт. Цифры, цифры, цифры… И вдруг её внимание привлекла надпись в конце счёта: «Оплачено полностью одним стаканом молока»…

1.Оцените поступки героев в притче «Стакан молока»

2.Должен ли человек заботиться только о деньгах, благах, почестях? Оставит ли после себя добрую память?

Однажды один человек сидел около ворот в город. К нему подошёл юноша и спросил:

— Я ни разу не был здесь. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

— А какие люди были в том городе, из которого ты ушёл?

— Это были эгоистичные и злые люди. Именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

Немного погодя другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

— Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же:

— А скажи, сынок, какие люди жили там, откуда ты пришёл?

— О, это были добрые, гостеприимные и благородные люди! У меня там осталось много друзей, и мне было нелегко с ними расставаться.

1.Расскажи, о чём вы подумали, прочитав притчу.

2.Как вы считаете, обманул старик тех, кто его спрашивал, или сказал правду? Почему вы так думаете?

3.Объясните, какой смысл в этой притче имеют слова «добрые» и «злые».

4.Подумайте, каких людей можно назвать добрыми, а каких – злыми.

5.Попытайтесь объяснить смысл этой притчи.

Стихотворения азербайджанского поэта Мирзи-Шафи Вазеха

Тот, кто к людям добр и нежен,

За добро добра не ждёт.

Что посеет – то пожнёт.

А тем, кто зол, всегда живётся плоше,

С своим же злом себя они казнят.

Злость человека – тягостная ноша,

И наказание его, и ад.

1.Какое из этих стихотворений по смыслу похоже на древнюю притчу? Какая мысль их объединяет?

2.Объясните, почему поэт считает, что «тем, кто зол, всегда живется плоше» (в значении «хуже», «плохо»).

В ту осень шли холодные дожди. Земля пропиталась водой, дороги раскисли. На просёлках, увязнув по самые оси в грязи, стояли военные грузовики. С подвозом продовольствия стало совсем плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.

В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. Он не искал ничего, просто привалился плечом к стенке траншеи. Глыба сырого песка обвалилась, и все увидели в ямке край зелёного вещевого мешка.

— Ну и находка! – обрадовались солдаты. – Будет пир горой! Кашу сварим!

Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.

Но когда удалось раздуть огонь и он уже бился в дно ведра, в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже рыжие. Шинель выношенная, короткая. На ногах обмотки и растоптанные башмаки.

— Эй, братва! – крикнул он сиплым, простуженным голосом. – Давай мешок сюда! Не клали – не берите.

Он всех просто огорошил своим появлением, и мешок отдали сразу.

Да и как не отдать? По фронтовому закону надо было отдать. Вещевые мешки прятали в траншеях солдаты, когда шли в атаку. Чтобы легче было. Конечно, оставались мешки и без хозяина: или нельзя было вернуться за ними, или погибал солдат. Но раз хозяин пришёл, разговор короткий – отдать.

Солдаты молча наблюдали, как рыжий уносил на плече драгоценный мешок. Только Лукашук не выдержал, съязвил:

— Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает.

Наступали холода. Выпал снег. Земля смёрзлась, стала твёрдой. Подвоз наладился. Повар варил в кухне на колёсах щи с мясом, гороховый суп с ветчиной. О рыжем солдате и его овсянке все забыли.

Готовилось большое наступление.

По скрытым лесным дорогам, по оврагам шли длинные вереницы пехотных батальонов. Тягачи по ночам тащили с передовой пушки, двигались танки.

Готовился к наступлению и Лукашук с товарищами. Было ещё темно, когда пушки открыли стрельбу. Посветлело, в небе загудели самолёты.

Они бросали бомбы на фашистские блиндажи, стреляли из пулемётов по вражеским траншеям.

Когда Лукашук пришёл в сознание, он увидел санитара. Санитар перевязал рану, положил Лукашука в лодочку – такие фанерные саночки. Саночки заскользили, заколыхались по снегу. От этого тихого колыхания у Лукашука стала кружиться голова. А он не хотел, чтобы голова кружилась, он хотел вспомнить, где видел этого санитара, рыжего и худого, в выношенной шинели.

— Держись, браток! Не робей, жить будешь. – слышал он слова санитара.

Чудилось Лукашуку, что он давно знает этот голос. Но где и когда слышал его раньше, вспомнить уже не мог.

В сознание Лукашук снова пришёл, когда его перекладывали из лодочки на носилки, чтобы отнести в большую палатку под соснами: тут, в лесу, военный доктор вытаскивал у раненых пули и осколки.

Лёжа на носилках, Лукашук увидел саночки-лодку, на которых его везли до госпиталя. К саночкам ремёнными постромками были привязаны три собаки. Они лежали на снегу. На шерсти намёрзли сосульки. Морды обросли инеем, глаза у собак были полузакрыты.

К соьакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной болтушки. От неё валил пар. Санитар воткнул каску в снег постудить – собакам вредно горячее. Санитар был худой и рыжий. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки.

Лукашук одними губами улыбнулся санитару и, кашляя и задыхаясь, проговорил:

— А ты, рыжий, так и не потолстел. Один слопал мешок овсянки, а всё худой.

Санитар тоже улыбнулся и, погладив ближнюю собаку, ответил:

(Из журнада «Мурзилка», №5, 2005)

1.Как оценил поступок рыжего солдата Лукашук? Изменилось ли его мнение при второй встрече? Почему? Обсудите в классе его поступок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *