поселок дубровицы знаменский храм
Церковь в Дубровицах
Храм Знамения в Дубровицах — великолепный памятник петровской эпохи и объект культурного наследия федерального значения в Подмосковье. Православная святыня привлекает немало путешественников из России. Большинство поражается увиденным и называет религиозное сооружение одним из самых красивых и редких в нашей стране.
Что же вызывает такие эмоции? В первую очередь это нетипичный для православных построек архитектурный стиль, который можно классифицировать как голицынское барокко. Его черты воплотились в ажурной золочёной короне, венчающей церковь вместо традиционного купола, обилии лепного декора, сложных узорах, статуях и других деталях.
По мере приближения к церкви черты проступают всё яснее. Становятся различимы белокаменные скульптуры. Так, над обеими сторонами западной лестницы возвышаются изваяния Григория Богослова и Иоанна Златоуста с митрой, на крыше западной пристройки можно заметить статую Василия Великого. 12 фигур апостолов разделяют грани восьмерика. При пристальном рассмотрении видны следы времени — у одного изваяния не хватает головы, у другого — крыла. Реставрации требует и фундамент церкви. Чтобы как-то привлечь внимание к этому вопросу, Всемирный фонд памятников даже включил сооружение в один список с перуанским Мачу Пикчу и испанским собором Святого Семейства.
История церкви с короной в Дубровицах
В процессе, которым руководил боярин Борис Голицын, были задействованы мастера из разных стран, в том числе выходцы из Италии, Польши, Швеции, Германии. Точное имя главного архитектора мы уже вряд ли узнаем. Есть одна версия, согласно которой, им мог быть придворный шведский мастер Никодемус Тессин Младший.
В качестве строительного материала использовался декоративный белый камень из каменоломен в Сьянах. Транспортировался он по реке Пахре.
Построенную церковь назвали в честь иконы Божией Матери «Знамение». Вот только замысловатый декор и не традиционный архитектурный стиль привели к неожиданным последствиям: патриарх Адриан отказался освещать сооружение. Освящение состоялось после смерти священника, 11 (22 февраля) 1704 года, митрополитом Стефаном. На обряде присутствовал Пётр I.
В XVIII веке храм Вознесения в Дубровицах пополнился колокольней. Башня до наших дней не дошла — взорвали в 1931 году. Одно время церковь вместе с усадьбой «Дубровицы», частью которой она считается, была музеем. В 1990 году православную святыню передали общине.
Внутри церкви в Дубровицах
Убранство вас удивит не меньше, чем экстерьер. Выдержанные в небесных тонах стены обильно украшены скульптурами. Им отведена значительная часть внутреннего пространства. Все они разнятся по сюжету, но объединены библейскими мотивами и выполнены в технике стукко. Фигурки изготавливались из битого кирпича и известкового раствора, за основу использовался каркас из металла.
Самая крупная композиция расположена над иконостасом и представляет собой центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». В центре находится распятие, справа — надпись на латинском языке, рядом — два сидящих ангела.
Обратите внимание и на ровесника церкви — барочный резной иконостас. Часть икон сюда вернули из Всероссийского института животноводства в 2000-м году. Создание некоторых образов приписывают мастерам Оружейной палаты. Есть в храме и икона «Знамение», написанная 150 лет назад. Перед образом Небесной Заступницы часто служат молебны и читают акафисты.
Невозможно не заметить и двухъярусные хоры — занимают верх западного выступа. Балконы повторяют очертания притвора и поддерживаются резными столбиками, похожими на мостик. Известно, что здесь во время освящения храма молился Пётр I.
Богослужения в храме Знамения в Дубровицах
Храм действующий, богослужения совершаются здесь ежедневно. Обычно молитвы читаются утром в 07:00 и вечером в 17:00. О проведении таинств и обрядов нужно заранее договариваться со священником. Для прихожан и туристов церковь открыта каждый день с 08:00 до 17:30, во время вечерних праздничных служб — до 20:00.
С 2003 года при церкви работает воскресная школа. Воспитанники изучают закон Божий, историю церкви и России, церковнославянский язык, пение, литургику и занимаются творчеством. Духовник школы — протоиерей Андрей Грицышин.
Как добраться
Дубровицкая жемчужина возвышается на высоком холме, образованном в месте слияния рек Пахры и Десны. Посёлок входит в состав подольского городского округа. Добираться до него удобно из Москвы — расстояние от кольцевой автодороги составляет 16 километров, от центра столицы — 36 километров. Координаты для навигатора: 55.44139802304196 и 37.49451920013428. Что касается транспорта, то кроме авто, сюда можно доехать на электричке и автобусах.
На электричке: подвижной состав в эту сторону из Москвы отправляется от Курского вокзала буквально каждые 15–20 минут. Дорога отнимет у вас примерно час. В Подольске нужно будет сесть на автобус № 65. Он и довезёт вас до остановки «Посёлок Дубровицы». Оттуда до усадьбы идти минут пять.
На метро и маршрутке: если находитесь в Москве, спускайтесь в метро и поезжайте до станции «Лесопарковая» Бутовской линии. Когда окажетесь на месте, дождитесь маршрутное такси № 417. Транспорт доставит к остановке, упомянутой выше.
На автомобиле: из центра столицы поезжайте по Варшавскому шоссе или МКАД, затем двигайтесь по М2. Машину оставляйте на парковке рядом с огороженной территорией усадьбы.
На такси: проблем с вызовом машины не будет. Воспользуйтесь таксомоторными сервисами «Максим», «Яндекс. Такси», «Везёт», «Ситимобил», Uber.
Церковь Знамения в Дубровицах на панораме Google: вид снаружи
Видео о храме Знамения в Дубровицах:
История храма
Вы здесь
Горизонтальные вкладки
История строительства храма
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.
Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г.Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.
Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще нескоялько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.
После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.
Архитектура храма
В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.
Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.
Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.
Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.
Интерьер храма
Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.
Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.
В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.
Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.
История прихода
За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.
Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.
Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.
В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.
Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.
Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся. В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.
С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил архиепископ Можайский Григорий.
С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся масштабные сложные реставрационные работы. Для этого было составлено несколько проектов реставрации храма начиная с гульбища и фундамента и кончая иконостасом и хорами.
В течение 2000 годов были отреставрированы все четыре большие белокаменные паперти храма и начата реставрация резного декора белокаменного гульбища. Эти работы еще не завершены. Также специализированной реставрационной организацией было проведено укрепление фундамента храма с заполнением специальным раствором возможных трещин и пустот на всех уровнях фундамента храма и гульбища.
В интерьере храма проведена косметическая реставрация скульптурных горельефов. С 2003 по 2018 года велась реставрация резного позолоченного иконостаса храма. Полностью были отреставрированы сохранившиеся иконы конца XVII века и воссозданы утраченные. Начата реставрация резных позолоченных хоров.
В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!
Самостоятельная поездка в Дубровицы и усадьбу Ивановское
Знаменская церковь в Дубровицах недалеко от Подольска – архитектурная жемчужина Подмосковья. Пожалуй, подобного сооружения не встретишь больше нигде в России: многочисленные скульптуры и символы, украшающие фасад, привлекают любителей необычного. Вид церкви в Дубровицах настолько странен, что сотни туристов ежедневно приезжают посмотреть на это чудо. Из Москвы в Дубровицы можно приехать самостоятельно, не затратив больших финансов. О нашей самостоятельной поездки в усадьбу Дубровицы и Ивановское я постараюсь подробно рассказать в своем отзыве.
Знаменская церковь в Дубровицах
Иногда очень хочется провести выходной день на природе и при этом посмотреть на что-либо красивое и необычное. В таких случаях Подмосковье – идеальный вариант. Например, усадьба Дубровицы. Попробуем разобраться, как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах
Как самостоятельно добраться до церкви Дубровицы
Отзыв о посещении церкви Знамения в Дубровицах
Усадебный комплекс Дубровицы
Территория усадебного комплекса, точнее то, что от него осталось, располагается у слияния двух рек: Десны и Пахры. Первое упоминание о здешних местах появляется в документах в первой трети 17-го века. Тогда это была вотчина боярина И. В. Морозова. Усадьба неоднократно по разным причинам меняла владельцев и внешний вид, ибо каждый новый хозяин стремился переделать свои владения на свой вкус.
После революции усадебный дом был превращён в Музей дворянского быта, однако он просуществовал менее десяти лет и после закрытия все материальные ценности, коих было не мало, были вывезены.
На данный момент в здании находится Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства Россельхозакадемии, а также ЗАГС и ресторан «Голицын». Институт восстановил интерьер одного из залов в принадлежащей ему части здания, сделав из него конференц-зал, но посторонних посетителей туда не пускают.
Усадьба не является в полной мере туристическим объектом, но людей здесь много. Всех привлекает Знаменская церковь.
Знаменская церковь в Дубровицах
Знаменская церковь в Дубровицах
Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Ноя 9 2016 в 11:06 PST
Знаменская церковь в Дубровицах
Последующие владельцы усадьбы не уделяли церкви должного внимания и здание стало разрушаться. В середине 19-го века его реставрировали, а вот на протяжении 20-го столетия хоть и пытались проводить восстановительные работы, сохранить в хорошем состоянии не смогли. Колокольню, располагавшуюся рядом с Храмом, вовсе снесли и на данный момент имеющиеся у церкви колокола находятся под открытым небом. В конце прошлого века Храм передали РПЦ и сейчас это действующая церковь. За эти годы был восстановлен внутренний интерьер Храма, а вот внешнее убранство церкви требует глобальных, дорогостоящих работ, финансирование которых на данный момент отсутствует.
Знаменская церковь в Дубровицах
Фотографирование внутри Храма запрещено (или как пишут в таких случаях – «Не благословляется»), но нам повезло. Церковь своими силами организует экскурсии и приглашает всех желающих присоединиться к приезжающим группам. Одна такая группа приехала через полчаса после нас. Цена экскурсии – 150 рублей с человека, но люди дают больше, потому что после знакомства с этим удивительным Храмом, всем искренне хочется поучаствовать в его скорейшем восстановлении. Экскурсантам разрешают сделать несколько снимков внутри церкви, но всё равно есть ощущение, что Служителям это не нравиться. Поэтому мы с подругой быстро сделали только пару фото.
Знаменская церковь в Дубровицах
Выйдя из церкви, мы обошли Храм, благо снаружи его можно фотографировать сколько хочешь, поднялись на смотровую площадку, а затем спустились к берегу реки. Точнее, к берегам двух рек. И отовсюду открывается великолепный вид на церковь. Для фотографов тут просто рай.
вид со смотровой площадки
вид со смотровой площадки
Будучи в усадьбе, обязательно нужно посмотреть на ворота Конного двора, что остались от усадебных построек середины 19-го века, когда владельцем этих мест был М. А. Дмитриев-Мамонов.
Ресторан «Голицын» в усадьбе Дубровицы
Следующим пунктом нашей прогулки у нас получился ресторан «Голицын», расположенный в подвале усадебного дома.
элемент декора в ресторане
Судя по всему Усадьба становится не туристическим, а свадебным объектом. Молодожёны приезжают в ЗАГС, затем фотосессия у церкви, здесь же есть мостик для популярных сейчас замочков, а в ресторане можно устроить свадебный банкет. Уверенна, что в самой церкви обряд венчания совершается очень часто. Но мы зашли в ресторан погреться и выпить кофе. Дорогой ли это ресторан судить не берусь, поскольку мы не заказывали полный обед. Чашка кофе от 100 рублей.
Подкрепившись и согревшись мы продолжили нашу прогулку.
Усадьба Ивановское
Ещё в Москве моя спутница выяснила, что в получасе ходьбы от Дубровиц располагается усадьба Ивановское. Сверившись с картами в своих смартфонах, мы пошли в короткий пеший поход. Конечно, можно было сесть на знакомый нам автобус 65, доехать да остановки Сквер Подольских курсантов и пройти по Парковой улице прямо к усадебному дому, но автобус нужно было ждать около часа, а световой день уже подходил к концу.
Пройдя по Беляевскому проезду мы свернули на улицу Беляевская и по ней вышли на высокий берег реки Пахры. Отсюда открывается красивый вид на реку и на Знаменскую церковь.
вид с противоположного берега реки Пахры
Нужно заметить, что идти здесь можно только в сухую погоду, ибо дорога явно не приспособлена для пешеходов. Кроме того, пользуясь подсказками местных жителей, мы свернули с улицы на «партизанские тропы», идущие вдоль берега к усадьбе. Таким образом, мы вышли к ресторану «Отдых», расположенному в начале ул. генерал-губернатора Закревского и дальше наш путь шёл уже по комфортной дороге.
В том виде, остатки которого дошли до наших дней, усадьба была выстроена в самом начале 19-го века при графе Федоре Андреевиче Толстом, двоюродном деде Л.Н.Толстого. Расположена она в очень живописном месте, на высоком берегу реки Пахры и, если бы не была заброшена, то могла бы быть одной из красивейших усадеб Подмосковья. Но то состояние, в котором она находится сейчас, не вызывает восторга.
На данный момент в усадебном доме находятся Федеральный музей профессионального образования, являющийся филиалом Московского государственного машиностроительного университета, филиал Подольского краеведческого музея и ЗАГС. Здесь постоянно проводятся мастер-классы, концерты, съёмки фильмов и т.п.
Поскольку мы были в воскресный вечер, ни в один музей попасть не удалось, ибо они уже были закрыты. Только несколько рабочих монтировали декорации для очередного мероприятия.
Осмотрев двор, мы решили обойти вокруг усадебного дома, но это оказалось проблематично. Усадебный парк давно заброшен и пройти сквозь сухостой и сорняки, растущие возле стен, довольно сложно, да и не имеет смысла.
вокруг усадебного дома
С внешней стороны стены дома и флигелей выкрашены в ядовито-жёлтый цвет, а декоративные элементы в белый, тогда как со стороны двора все здания полностью белые. Выглядит это необычно.
вокруг усадебного дома
Остатки парка являются довольно популярным местом для прогулок. С левой стороны от дома протоптана дорожка, ведущая вниз к воде. Спускаться можно только, когда нет дождя потому, что спуск достаточно крутой.
вид на усадебный дом от реки
вид на усадебный дом от реки
Кстати, здесь же, с левой стороны от дома, расположен Чайный домик – парковый павильон, который также относится к Подольскому краеведческому музею.
Поняв, что смотреть здесь особо нечего, мы вернулись к остановке, расположенной рядом с павильоном и стали ждать транспорт. Здесь только один маршрут – 4. Билет до вокзала стоит 43 рубля. Нам повезло, автобус приехал через 5-7 минут. Точно по расписанию. У нас было желание погулять ещё и по городу, но световой день уже подходил к концу и мы решили возвращаться домой. Но город мы всё-таки посмотрели, из окна автобуса, поскольку идёт он от усадьбы почти через весь город.
Но перед отъездом мы не смогли не подойти к памятнику Екатерине Великой, основательнице города, установленному в 2008 году в сквере, носящем её имя.
памятнику Екатерине Великой
На этом мы закончили нашу прогулку. Нам опять повезло: электричка стояла на платформе уже «под парами» и тронулась в сторону Москвы через три минуты после того, как мы в неё сели.
Вот так мы и провели один воскресный день в октябре.
Дубровицы очень хорошее место для прогулки в выходной день. Сюда можно приезжать не один раз и всё равно будет интересно. Если же совместить Дубровицы с Ивановским, то сначала лучше заехать в Ивановское, чтобы зайти в музеи в первой половине дня. Гулять здесь неинтересно.