пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история

Пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. 1248616174 21792436. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-1248616174 21792436. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка 1248616174 21792436.

Любимый ученик Христа, святой апостол Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия и книги Откровения, почил сном праведника на рубеже I—II веков в Эфесе (Малая Азия). В России этого святого особенно почитают на Рязанской земле, где уже в XIII веке был основан монастырь Святого Иоанна Богослова (село Пощупово). У подножия монастыря и сейчас бежит святой ручей. Его питают несколько родников. Книга «Русские монастыри» сообщает, что «вода из этого ручья и молитва святому Иоанну Богослову помогали людям избавиться от самых разнообразных хворей и недугов».

История обители приводит нас в Византию, в некий маленький городок, у ворот которого пас гусей мальчик по имени Гусарь. Часами глядел он на образ Иоанна Богослова, украшавший ворота, и просил Бога даровать ему искусство этот образ повторить. Молитва была услышана — сам Иоанн Богослов явился Гусарю и научил его. Икону эту впоследствии Иерусалимский патриарх прислал рязанскому князю. Так на левом берегу Оки появилось место, освященное именем любимого ученика Иисуса Христа, апостола любви, святого евангелиста Иоанна.

Если проследить древнюю и современную историю монастыря, мы увидим, что святой апостол в самом деле покровительствует этой обители. Когда зимой 1237 года по Рязанской земле прошли полчища Батыя и, по словам летописца, «отыде слава ея и не бы что в ней было ведати, токмо дым и земля и пепел», Иоанно-Богословский монастырь уцелел. Иноки были уверены, что своим спасением они обязаны святому Иоанну, и сделали соответствующую надпись на чудотворном образе.

Образ этот прославился и другими чудесами: он прекращал холеру в окрестных городах и селах в 1848 и 1892 годах, а в 1865 году остановил пожар в Пощупове. Возле него исцелились многие паломники. А однажды в селе Окаемово напал на огороды зеленый червь. Он пожирал все — капусту, огурцы, репу. Принесли чудотворный образ Иоанна Богослова, стали служить молебен. И зеленый червь прямо на глазах у молящихся превращался в бабочек, которые тучами летели в сторону Оки и гибли в воде.

Но особенно стал знаменит своими исцелениями святой ручей. Вот одно из современных свидетельств, записанное журналистом со слов Алексея Ивановича — учителя из города Скопина (Рязанская область).

«Я уже на тот свет приготовился. Вышел из больницы с направлением в Москву, на операцию. Врачи признали ишемическую болезнь, сердце совсем отказывалось служить. Пройдешь несколько шагов — грудь так и раздирает на части, дышать нечем. Ну, нитроглицерин под язык, постоишь, отдышишься — еще несколько шагов пройдешь. А ведь мне и сорока еще не было. И вот, прежде чем ехать в Москву на операцию, жена привезла меня сюда, в монастырь. Она — верующая, к тому же родом из здешних мест. А случилось это семь лет назад, тут все в запустении было.

В монастырь мы не пошли, а прямо сюда, к Святому ручью. Тогда вместо колодца и купальни просто яма была, а вода в ней прозрачная, как слеза.. Жена образок достала, я тоже шепчу. «Батюшка Иоанн Богослов, помогай!» Разделись мы догола, благо овраг глухой и людей никого. Жена зачерпывает ведро воды — и себе на голову, затем еще ведро — и на меня — бух! И так до трех раз. Я только рот открываю, как рыба, а сказать ничего не могу. Оделись быстро, перекрестились — и на дорогу. Жена спешит, чтобы на последний автобус не опоздать, я за ней топаю. И вдруг остановился да как заплачу. Она испугалась: «Леша, что с тобой?» — «Как что, не видишь разве, я бегом за тобой бегу. И сердце не болит!» Вот так и помог мне святой Иоанн Богослов».

Подобных чудесных историй от паломников, толпами притекающих в Иоанно-Богословский монастырь, немало, причем все они утверждают, что, кто побывает здесь один раз, обязательно приедет и в другой, и третий.

Много чудесных исцелений было на Святом источнике, издавна почитаемом народом, как чудотворный.

Сказавши сие, старица повела Анну по тому же следу обратно в монастырь. Но тут видение кончилось, потому что больная Анна проснулась, и, почувствовав облегчение в болезни своей, немедленно рассказала это сновидение матери своей и родной тетке, ближним соседям и знакомым, а тетка сказала Анне: «Мы завтра с тобою пойдем в монастырь и испытаем».

На другой день 21 мая в воскресенье девица Анна отправилась с теткою своею в монастырь Богословский, где отслушала Божественную литургию уже без страха и крика, а после литургии вместе с теткою, пошла искать тот источник, который она видела во сне, и сама без указания других нашла его, несмотря на то, что никогда не только не видала его, но даже не имела сведения о его существовании; испивши и умывшись его водою, она в то же время почувствовала себя совершенно здоровою.

Спустя несколько дней на источнике исцелилась от головной боли и глухоты солдатка из г. Иванчина Ксения Акимова, гостившая в Окаемове у своей родной сестры.

Священник села Дурного Пронского уезда Василий Иссопов заявил следующее: «В первой половине июля 1872 года полуторалетняя дочь моя Татьяна чудесно выздоровела от воды, принесенной мне прихода моего крестьянкою вдовою Варварою Трофимовой Соловьевой из Святого ручья. От продолжительного поноса, колотья в животе и бессонницы дочь моя представляла собою настоящий скелет, облеченный тончайшею кожицею. Больная требовала, чтобы нянчивший ее ни на минуту не садился. Такое требование до того изнурило мать, что она, выбившись наконец из сил, сдала больную на мои руки. Сострадая малютке, я вспомнил про воду, принесенную мне из Святого ручья и, призвавши святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на помощь, взбрызнул ею больную. Больная мгновенно усыпает и спит всю ночь глубоким сном. На другой день тою же водою умыли ее, и она, не более как часа через три, начала ползать, есть, пить и смеяться. Это обстоятельство поразило нас и всех, кому известно было жестоко-болезненное состояние нашей дочери, в настоящее время пользующейся полным здоровьем».

Крестьянка дер. Колесни села Высокого Михайловского уезда Лукерья Алексеева Лобкова 17 лет страдала беснованием. В продолжении этого времени она испытывала сильное трясение в голове и во всех членах, а при звоне церковного колокола приходила в оцепенение и страх. Сама в церковь никогда не могла войти, а когда была вводима другими, молиться почти не могла; во время чтения Евангелия и Херувимской песни кричала и падала на пол без сознания. К принятию Святых Тайн подводима была поневоле пятью, а иногда и более человеками, сжавши губы и стиснув зубы, не хотела принимать Святых Даров, поэтому каждый раз с большим трудом могли причащать ее. Дома у себя Лукерья мало молилась, ей казалось, будто кто-то запрещал ей молиться, ножом неоднократно замахивался и хотел ее зарезать, всячески угрожал ей. Все это представлялось ей наяву. Лукерья посещала разные монастыри, но легче ей не делалось.

Пожила она неделю в гостинице и каждый день ходила к Святому ручью сперва с дочерью, а потом уже одна, и ей становилось раз от раза все легче и легче. Наконец Лукерья совершенно исцелилась от всех вышеупомянутых страданий.

Затем немедленно было послано письмо в монастырь, где живет отец болящей. В письме было написано так; что при смерти дочь твоя и желает повидаться с тобою, и просит отца привезти из Святого ручья воды. По приезде к больной, отец спросил подробно о болезни дочери и сколь давно больна. Я сказал, что 12 дней. «А что, пьет и ест?» «Нет, ничего ни пьет, ни ест».

После сего (это было в 9 часу ночи) детей уложили спать, и в третий раз дана также неполная рюмка воды. По-видимому, больная ослабела и выступил пот: заметив оное, мы вышли в другую комнату, дали больной покой. Больная спит крепко, а пот усиливается. В 5ч. утра больная открыла глаза и начала как бы искать, пощупала голову, на руки посмотрела, бок пощупала и все, что было около нее, все пересмотрела, повернула голову, на иконы, заплакала и перекрестилась, нас не замечая.

Источник

Свято-Иоанно-Богословский монастырь (источник)

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. 300px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-300px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка 300px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C.

Содержание

История [ править ]

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. 300px %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C %D0%B2 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-300px %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C %D0%B2 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка 300px %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C %D0%B2 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8.

Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону св. Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам явившийся ему апостол.

Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить связь факта основания обители с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь стал деревянным.

Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения Старой Рязани вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при архиепископе Рязанском священномученике Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся сейчас в Рязанском Краеведческом Музее.

Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения не давали долгое время возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины ХVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50 годы XVII века строятся каменные ограда и святые ворота по проекту зодчего Юрия Ершова. Это единственные сохранившиеся на территории Рязанской области фресковые росписи такой древности.

В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор. В том же году был построен второй каменный храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус.

В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии.

После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает во второй половине XIX столетия.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный Почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н. В. Шумовым. Храм был вновь освящен 5 октября 1862г.

Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря, с аскетически строгими правилами.

Вне монастырской ограды в 1867 были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности так же предоставлялись за счет монастыря.

Уже после смерти Д.И.Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С.Цеханского строится 80 метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII – XVIII веков.

Архимандрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем необычайно возросло и составило более 100 человек.

Особое место в жизни Иоанно-Богословской обители занимает Святой Источник, расположенный вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально. Первым, среди множества подобных случаев, упоминается исцеление 22-летней крестьянки села Кузьминского, бесноватой и расслабленной Анны Егоровой, случившееся 21 мая 1872 года.

В 1874 году над источником была построена часовня, увенчанная пятью главами, до наших дней не сохранившаяся.

В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года; тогда и началось восстановление.

За прошедшие годы с Божией помощью уже немало сделано. В Иоанно-Богословском соборе устроен новый резной в древнерусском стиле иконостас работы рязанских мастеров.

Московским иконописцем Александром Чашкиным был расписан алтарь.

Продолжается реставрация Успенского собора.

Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого устроена трапезная для братии.

Под малой шатровой колокольней с самого первого времени существования обители освящен храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В древних Святых вратах устроена часовня во имя иконы Божией Матери Иверской.

На третьем этаже братского корпуса устроен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона.

Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки трех последних настоятелей обители, обретенные в 1992 году, и устроена братская гостиница, а также здесь погребен почивший в 2007 г. архимандрит Авель (Македонов).

Современное состояние [ править ]

На источник регулярно из обители ходят Крестным ходом, служат молебен с водосвятием.

Недавно отстроены новые купальни, но пока ещё открыта только старая деревянная купальня.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Фото [ править ]

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. 260px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C %D0%BF%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-260px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C %D0%BF%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка 260px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C %D0%BF%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.

Собор Иоанна Богослова

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. 260px %D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-260px %D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка 260px %D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. 260px %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C %D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0 %D0%B8 %D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B0 %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-260px %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C %D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0 %D0%B8 %D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B0 %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка 260px %D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C %D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0 %D0%B8 %D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B0 %D0%9F%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F.

Церковь Бориса и Глеба в Новом Братском корпусе

Источник

Адрес: Россия, Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово
Дата основания: конец XII или начало XIII века
Основные достопримечательности: собор Иоанна Богослова, собор Успения Пресвятой Богородицы, колокольня
Святыни (не полный список): иконы Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная» и «Тихвинская», ковчег с мощами святого Георгия Победоносца, ковчег с мощами целителя Пантелеимона, ковчег с мощами Николая Чудотворца
Координаты: 54°49’02.2″N 39°42’55.9″E

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. bogoslovskiy monastyr 2. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-bogoslovskiy monastyr 2. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка bogoslovskiy monastyr 2.

Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь с высоты птичьего полёта

История обители

Поначалу иноки жили в пещерах на склоне холма. Под землей они обустроили небольшие кельи и места для молитв. В XVI-XVII веках монастырь разоряли крымские татары, однако он всякий раз быстро возрождался.

До XVII века все монастырские постройки были сделаны из дерева, но потом на берегу Оки началось каменное строительство. Во время церковной реформы, проведенной российской императрицей Екатериной II, Иоанно-Богословскую обитель отнесли к монастырям третьего класса. Насельников здесь было немного, и к середине XIX века обитель совсем запустела. Церковные власти хотели закрыть ее, однако, этого не произошло.

В 1860 году богатый купец Давид Иванович Хлудов приобрел рядом с монастырем имение. Благодаря хлудовским деньгам, главный монастырский храм полностью перестроили и приобрели богатый резной иконостас. Иконы для него написал талантливый рязанский изограф Николай Васильевич Шумов.

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. bogoslovskiy monastyr 3. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-bogoslovskiy monastyr 3. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка bogoslovskiy monastyr 3.

Вид монастыря с запада

Год от года монастырь расстраивался и хорошел. К началу XX века в нем жило более ста насельников. Монахи владели более 5000 га сельскохозяйственных угодий, на которых выращивали зерно и овощи. Чтобы обучиться грамоте, письму и счету, в монастырь приходили дети из соседних деревень.

После революции 1917 года многое переменилось. В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Настоятеля монастыря архимандрита Зосиму (Мусатова) и братию арестовали и сослали в Казахстан. Богослужения в обители прекратили, а монастырские постройки стали использовать для различных хозяйственных нужд. В годы советской власти внутри Успенского собора размещалась мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. В каменных зданиях находились детская колония и склады Министерства внутренних дел.

Монастырские архивы и библиотека были уничтожены, поэтому сведений о проживавших здесь монахах почти не осталось. Из старых фотографий сохранился единственный снимок, сделанный в начале прошлого века. На нем запечатлены преподаватели и воспитанники церковно-приходской школы. Самой большой потерей считается утрата древней иконы Иоанна Богослова. Она пропала в 1931 году, и судьба монастырской святыни до сих пор не известна.

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. bogoslovskiy monastyr 4. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-bogoslovskiy monastyr 4. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка bogoslovskiy monastyr 4.

Собор Иоанна Богослова

Храмы и постройки на территории обители

Архитектурный ансамбль монастыря состоит из семи храмов, двух часовен и двух колоколен. Территория обнесена каменной оградой, и внутри ее, кроме церквей расположены старый и новый братские корпуса, игуменский корпус, некрополь,старинный ледник, иконная лавка и привратная сторожка.

Более двух десятков лет в Иоанно-Богословском соборе проходили все церковные службы. В наши дни в старинном храме ведутся реставрационные работы, и мастера занимаются настенными росписями собора.

Рядом возвышается стройный Успенский собор. Одноглавый зимний храм появился в монастыре в 1870 году. После долгого периода запустения собор долго реставрировали и открыли для верующих в 2009 году. Внутри светлого храма можно увидеть живописный фаянсовый иконостас, иконы для которого были написаны в традициях XVII века.

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. bogoslovskiy monastyr 5. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-bogoslovskiy monastyr 5. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка bogoslovskiy monastyr 5.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Вот уже более трех сотен лет в монастыре стоит Малая шатровая колокольня, а под ней находится церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери, Николая-чудотворцу и царю-страстотерпцу Николаю. Сегодня большая часть монастырских богослужений проходит именно в этом храме.

Долгое время настоятелем монастыря был Архимандрит Авель (1927-2006), который очень много сделал для возрождения обители. Монахис благодарностью вспоминают своего наставника, и сохраняют здание, где он жил последние годы. В наши дни дом наместника превращен в мемориальный музей, и в нем освящен храм в честь иконы Богоматери «Знамение», великомученицы Варвары и архангела Гавриила.

Еще одна церковь находится на втором этаже старого братского корпуса. Она посвящена иконе Богородицы «Скоропослушница», Георгию Победоносцу и целителю Пантелеимону. Архимандрит Авель часто называл небольшой храм «небоподобным», потому что его стены украшены росписями в византийском стиле.

В 2006 году в новом братском корпусе состоялось освящение храма в честь святых Бориса и Глеба. Церковные службы во всех малых монастырских церквях проводят только по престольным праздникам.

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. bogoslovskiy monastyr 6. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-bogoslovskiy monastyr 6. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка bogoslovskiy monastyr 6.

Церковь Иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Пантелеимона Целителя на фоне колокольни

Над всеми постройками обители поднимается Большая колокольня, имеющая высоту 76 м. Она была возведена в 1901 году в популярном псевдорусском стиле по проекту рязанского епархиального архитектора Ивана Степановича Цеханского. Колокольня хорошо отреставрирована и оснащена полным набором колоколов, самый крупный из которых весит 8,4 т.

Рядом с колокольней можно увидеть часовню в честь иконы Богоматери «Иверская», обустроенную в старых Святых вратах монастыря. В этом храме сохранились самые древние на Рязанщине фрески, которые были написаны в XVII веке. Сюжеты старинных настенных росписей посвящены Апокалипсису, а их авторство приписывают известному средневековому изографу Тимофею Рязанцу.

Монастырь сегодня

Для туристов при монастыре открыта гостиница. Она находится в двухэтажном паломническом центре и располагает комфортабельными номерами со всеми удобствами. Те, кто останавливаются здесь, могут пообедать в трапезной.

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. bogoslovskiy monastyr 7. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-bogoslovskiy monastyr 7. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка bogoslovskiy monastyr 7.

Каждый день монахи проводят экскурсии по монастырю. Во время них туристам рассказывают об истории обители и ее настоятелях, водят в монастырские храмы и разрешают подняться на Малую колокольню, чтобы полюбоваться ансамблем монастыря и просторной поймой Оки.

Монахи шефствуют над заключенными мужской колонии под Рязанью и занимаются сельхозработами. Подворье обители расположено в областном центре, неподалеку от центральной площади города. Оно открыто ежедневно с 10.00 до 19.00.

Святой источник

Как добраться до монастыря

Монастырь расположен в рязанском селе Пощупово. Из Рязани до него можно доехать за 50-55 минут. Из города нужно выехать по Новорязанскому шоссе и возле военно-исторического комплекса «Рубеж» повернуть направо. Дорога до Пощупово идет через Рыбное, Сидоровку и Раменки.

пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. bogoslovskiy monastyr 8. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история фото. пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история-bogoslovskiy monastyr 8. картинка пощупово иоанно богословский монастырь и святой источник история. картинка bogoslovskiy monastyr 8.

Церковь иконы Богоматери «Знамение», великомученицы Варвары и архангела Гавриила

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *