понятие о принципах методах приемах и средствах обучения

Понятие о методах, приемах и средствах обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы обучения

Результативность и эффективность обучения зависят от методов. Методы определяют творчество педагога, уровень его работы, усвоение знаний и формирование личностных качеств обучаемого. Реализация задач умственного и нравственного, трудового и эстетического, физического развития зависит именно от методов обучения. Методы обучения формируются под влиянием понимания закономерностей познания индивидом окружающего мира, имеют философское обоснование и являются результатом правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов. Методы обучения представляют собой форму теоретического и практического освоения учебных дисциплин, которые исходят из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.

Педагог выступает посредником между знаниями, запечатленными в опыте поколений, и сознанием ребенка, не имеющим этих знаний. Учитель обозначает путь познания для ученика, для освоения им определенных сторон человеческого опыта. Методы обучения находятся в зависимости от целей и содержания образования. Методы обучения несут психологическое обоснование. Возраст оказывает огромное влияние на способы преподавания. Понимание мыслительной деятельности обучаемых и личностных свойств позволяет определить эффективные способы обучения. Методы обучения зависят от анатомо-физиологических, биологических особенностей развивающегося человека. От этих особенностей зависят работоспособность, творческое состояние, физическое здоровье. На методы обучения влияют сформировавшиеся традиции преподавания. Педагогика обобщает передовой педагогический опыт, раскрывает научные положения традиционного обучения, помогает поиску современных, эффективных методов. Системность методов обучения определяет степень их эффективности.

Понятие приемов обучения

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием представляет собой деталь метода, операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний. У приема нет отдельной учебной задачи, он подчинен задаче, выполняемой данным методом. Одни и те же приемы обучения используются в разных методах и наоборот.

Классификация методов обучения

Метод включает в себя приемы, но при этом не является совокупностью приемов обучения. Методы обучения подчинены определенной цели и выполняют определенную задачу, ведут к усвоению содержания, приводят к требуемому результату. Классификация методов обучения основывается на внутренней характеристике мыслительной деятельности учеников:

В педагогике применяется еще одна классификация методов:

В основе такого разделения лежит характер учебной познавательной деятельности в зависимости от источника получения знаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Если источником учебной информации является слово без использования наглядных пособий и практической работы, то способы такого обучения похожи. Методы при таком способе обучения называются словесными. Они включают: рассказ, беседу, объяснение, самостоятельное изучение с помощью учебной литературы, учебных телепередач и радиопрограмм.

понятие о принципах методах приемах и средствах обучения. metodi obuch. понятие о принципах методах приемах и средствах обучения фото. понятие о принципах методах приемах и средствах обучения-metodi obuch. картинка понятие о принципах методах приемах и средствах обучения. картинка metodi obuch.

При целостном подходе к обучению можно выделить три группы методов обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности включают:

Средства обучения

Средства обучения в педагогике представлены материалами, которые используются педагогом для осуществления учебного процесса. Они являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы. Выступая в такой роли, средства обучения оказывают влияние на другие компоненты, например, на методы, формы, содержание, цели.

понятие о принципах методах приемах и средствах обучения. metodi obuch2. понятие о принципах методах приемах и средствах обучения фото. понятие о принципах методах приемах и средствах обучения-metodi obuch2. картинка понятие о принципах методах приемах и средствах обучения. картинка metodi obuch2.

Средства обучения в педагогике классифицируются на:

Идеальные средства состоят из ранее полученных умений и знаний, используемых для получения и освоения новых знаний. Материальные средства – это физические объекты, которые используются для детализированного обучения. Средства обучения можно разделить на:

Материальные средства обучения составляют систему, которая является производной от общей системы учебного предмета и строится по следующим принципам:

Каждый учебный предмет нуждается в специфических средствах обучения.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

18. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Классификация методов обучения

Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

– характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

– способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

– специфику их работы по достижению различных целей обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

На сегодняшний день педагогика располагает множеством методов обучения, эффективность которых во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются следующие классификации методов обучения.

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов : практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.

– формирование умений и навыков;

– проверка знаний, умений, навыков.

3. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, – информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;

– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.), – упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных (М.И. Махмутов) и полинарных (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук) классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.

Бинарная классификация методов обучения построена на сочетании:

В полинарной классификации методов обучения в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания.

Польский ученый К. Сосницкий считает, что существует два метода учения, а именно искусственное (школьное) и естественное (окказиальное), которым соответствуют два метода обучения: преподносящее и поисковое.

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.

Источник

Методы, приемы и средства обучения

понятие о принципах методах приемах и средствах обучения. 2b168b0c7bcf9aceb586a2ef1de02284. понятие о принципах методах приемах и средствах обучения фото. понятие о принципах методах приемах и средствах обучения-2b168b0c7bcf9aceb586a2ef1de02284. картинка понятие о принципах методах приемах и средствах обучения. картинка 2b168b0c7bcf9aceb586a2ef1de02284. Арина Деркач
Методы, приемы и средства обучения

Понятие и сущность метода, приема и правила обучения

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.

На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.

С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика.

Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.

На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т. е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы.

Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.

Средства обучения

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).

Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.

Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства, и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. д.).

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:

визуальные (зрительные, к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п. ;

аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.

аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т. п.

Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.

Простые средства:

словесные (учебники и другие тексты);

визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.

Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.

«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.

Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.

Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.

Здоровьесберегающие методы и приемы для дошкольной группы Пискунова Л. Н. воспитатель дошкольной группы Здоровьесберегающие технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.

Источник

Понятие о методах, приемах и средствах обучения

Результативность и эффективность обучения зависят от используемых методов. Они определяют творческую работу педагога и ее уровень, усвоение знаний и формирование личностных качеств обучаемого. Методы обучения влияют на выполнение задач умственного и нравственного, трудового и эстетического, физического развития. Их формирование возможно под влиянием понимания закономерностей познания индивидом окружающего мира, наличия философского обоснования и результат правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.

Понятие о методах обучения

Методы обучения являются формой теоретического и практического освоения учебных дисциплин, исходящих из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.

Учитель выступает в роли посредника между потоком знаний и сознанием ребенка. Педагог служит в качестве наставника и указывает путь, который должен преодолевать для освоения определенных сторон человеческого опыта. Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Они все основаны на психологическом начале.

Возраст влияет на характер и методы преподавания. Определение эффективных способов обучения возможно при понимании мыслительной деятельности учащихся и учитывании их индивидуальности. На методы обучения влияют анатомо-физиологические и биологические особенности развивающегося человека. Именно они воздействуют на работоспособность, творческое состояние, физическое здоровье.

Немаловажно последействие сформировавшихся традиций преподавания. Обобщение передового педагогического опыта в педагогике, раскрытие научных положений традиционного обучения позволяет помочь при поиске современных эффективных методов. Их системность определяется степенью эффективности.

Понятие приемов обучения в педагогике

Структура методов обучения предусматривает использование приемов. Прием рассматривается в качестве детали метода, операции мышления, моментов в процессе усвоения знаний. Прием не содержит отдельную учебную задачу, но подчинен ей при выполнении с помощью данного метода. Одни и те же приемы обучения могут использоваться в разных методах и наоборот.

Классификация методов и средств обучения

Метод содержит приемы, но не является их совокупностью. Методы подчиняются определенным целям и выполняют определенную задачу, приводят к усвоению материала и требуемому результату. Методы обучения, основанные на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся, классифицируют на:

Методы в педагогике классифицируются по характеру познавательной деятельности учащихся:

Основа предложенного разделения – характер учебной познавательной деятельности, зависящий от источника получения знаний.

Источник учебной информации – это способ предоставления информации при помощи слов без использования наглядных пособий и практической работы, тогда и способы, применяемые при таком обучении, аналогичны. Такие методы получили название словесных. По способу передачи различают:

понятие о принципах методах приемах и средствах обучения. image001. понятие о принципах методах приемах и средствах обучения фото. понятие о принципах методах приемах и средствах обучения-image001. картинка понятие о принципах методах приемах и средствах обучения. картинка image001.

Целостный подход к обучению подразумевает три группы методов обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности имеют:

Методом обучения называют форму теоретического и практического усвоения учебного материала, идущего из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.

Средства и приемы обучения

В педагогике средства обучения представляются при помощи материалов, используемых учителем для осуществления учебного процесса. Они считаются важным составляющим урока и элементом учебно-материальной базы. Находясь в таком положении, средства обучения влияют на такие компоненты, как методы, формы, содержания, цели.

понятие о принципах методах приемах и средствах обучения. image003. понятие о принципах методах приемах и средствах обучения фото. понятие о принципах методах приемах и средствах обучения-image003. картинка понятие о принципах методах приемах и средствах обучения. картинка image003.

Классификация свойств обучения в педагогике:

Применение идеальных средств обусловлено дальнейшим их использованием для освоения новых, материальных средств – физических объектов, используемых для детализированного обучения. Средства обучения делят на:

Материальные средства обучения составляют систему, являющуюся производной от общей, и строятся согласно принципам:

Каждый учебный предмет требует применения определенных средств обучения по методам и приемам.

Источник

Реферат «Понятие методов, приемов, правил и форм обучения, их классификация»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

« Понятие методов, приемов, правил и форм обучения, их классификация ».

Кравцова Ольга Петровна

Учитель изобразительного искусства

МБОУ Ново-Павловская ООШ

с.Новопавловка, Кашарский район, Ростовская область

1.1.Понятие «метод обучения» 4

1.2.Варианты классификации методов обучения 4

1.3.Классификация методов обучения по источнику получения

1.4.Активные и интенсивные методы обучения 6

2.1. Определение понятия «прием обучения» 7

2.2.Виды педагогических приемов в обучении 7

3.1.Понятие «правила обучения» 8

3.2.Правила раскрывающие применение педагогических принципов 9

4.Формы обучения в школе, многообразие классификаций

4.1.Понятие «формы обучения» 12

4.2.классификация форм обучения по способу получения образования 12

4.3.Классификация форм обучения по системе обучения 12

4.4.Классификация форм организации учебного процесса 14

4.5. Классификация форм организации учебно-познавательной

деятельности на уроке 16

В современной педагогической практике используется большое количество методов, приемов, правил и форм обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

На протяжении многих веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали методы, приемы, правила и формы обучения. Большой вклад в изучение данной темы внесли: И.М.Чередов, В.К.Дьяченко, В.А.Сластенин, И.Я.Лернер, В.И. Загвязинский и др. В педагогической науке сложились различные точки зрения на понятия, эффективность применения различных методов приемов, правил и форм обучения. Сегодня педагог должен владеть знаниями о дидактических методах, приемах, правилах и формах обучения, уметь их применять в педагогическом процессе. В этой связи возникает потребность в классификации методов, приемов, правил и форм обучения.

Цель данного реферата изучить существующие методы, приемы, правила и формы обучения.

Для этого нам необходимо решить следующие задачи:

1) Выявить сущность понятия «метод, приема, правила и формы обучения» и их классификации;

2) Дать характеристику основным методам, приемам, правилам и формам обучения;

3) Выявить какие методы, приемы, правила и формы обучения наиболее эффективны на современном этапе;

4) Определить критерии выбора методов, приемов, правил и форм обучения.

Без знания соответствующих методов, приемов, правил и форм обучения невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации. Поэтому в педагогической науке нет единого подхода к выделению методов обучения

Дидактические методы можно разделить на три составляющие: педагогические и ученические, методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников. Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками. Методы обучения имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона отражает общую базовую сущность метода, а субъективная – проявление мастерства и творческого подхода педагога в рамках метода и в соответствии с его основными принципами.

1.2.Варианты классификации методов обучения.

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Приведем примеры классификации методов обучения, предложенные разными учеными:

— по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский);

— на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном

— по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.;

— по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);

— по сочетанию методов преподавания и соответствующих им методов учения или бинарные (М.И. Махмутов);

— по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский);

— по единству сочетания источников знаний, уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логического пути учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук);

Все классификации не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей степени другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач.

1.3.Классификация методов обучения по источнику получения знаний.

— словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

— наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

— практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Более подробно остановимся на этой классификации.

Словесные методы обучения занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Наглядные методы обучения. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

1.4. Активные и интенсивные методы обучения.

В настоящее время педагоги в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»).

Таким образом, методы обучения направлены на организацию тесного взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся в целостном педагогическом процессе.

2.1. Определение понятия «прием обучения».

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения. Приём – это ещё не метод, а его составная часть или отдельная сторона метода обучения, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода. Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой.

Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т.д.

А в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков.

Один и тот же прием может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый материал).

Приём обучения (обучающий приём) могут определять и как кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка

2.2.Виды педагогических приемов в обучении.

Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные педагогические приемы обучения предусматривают:

— свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);

— открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);

— деятельность (предусматривает применение знаний на практике);

— высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);

— обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).

В роли педагогического приема могут выступать занимательные аналогии, сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Большую пользу приносит использование приемов художественности, образности, яркости, занимательности, удивления.

К педагогическим приемам можно также отнести и создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

3.1.Понятие «правила обучения».

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации,

В классической теории обучения наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, воспитывающего обучения, личностного подхода, связи теории с практикой.

Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения, ориентируют на соблюдение определенных требований. Правила — переходное звено от теории к практике. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила

3.2.Правила, раскрывающие применение педагогических принципов.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение педагогических принципов. Рассмотрим некоторые из них.

Например, для реализации требований принципа научности следует придерживаться следующих правил:

— использование логики и языка изучаемой науки;

— изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов наукой;

— использование методов конкретной науки;

— изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений и формирование диалектического склада мышления;

-использование в обучении научных методов познания природных и общественных явлений и др.

— объяснять простым, доступным языком;

— управлять познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения;

— учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников;

— в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому и др.

Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо выполнять ряд правил:

— добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;

— использовать увлекательные факты, сведения, примеры;

— вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:

— наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;

— не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление;

— наглядность использовать не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;

Принцип систематичности и последовательности в обучении требуй соблюдения ряда дидактических правил:

— деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;

— использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;

— формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;

— координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.

Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:

— обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность;

— подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся;

— новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счет новых обогащаются и углубляются);

Реализации данного принципа связи теории с практикой способствуют правила:

— опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;

— показ области применения теоретических знаний;

— применение знаний на практике;

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Существуют два основных пути учета индивидуальных особенностей:

— индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым);

— дифференциация (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).

4.1.Понятие «формы обучения»

Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия методов, приёмов и средств обучения. Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса. Форма способствует реализации не одной цели (как метод), а комплекса дидактических целей.

Формы обучения в школе отражают внешнюю организацию взаимодействия педагога и обучающихся и осуществляются в определенном порядке и режиме.

Передовая педагогическая практика накопила огромный арсенал организационных форм обучения. Попытки классифицировать формы обучения позволяют исследователям выделять более десяти классификаций по различным параметрам.

4.2. Классификация форм обучения по способу получения образования

Так, способ получения образования предполагает несколько форм: очную, заочную, вечернюю, экстернат.

4.3.Классификация форм обучения по системе обучения.

Наиболее обширной является классификация, в основе которой лежит система обучения. Различают индивидуализированные и коллективные системы обучения. Одни из них были популярны в свое время, другие стали традиционными и считаются основными.

Классно-урочная система, теоретически обоснованная Я.А.Коменским, общепризнана во всем мире и лидирует в организации школьного образования на протяжении нескольких веков. Она предполагает постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовки, обучение которых происходит в соответствии с распределенным по годам и урокам учебным материалом по отдельному предмету. Уроки по школьным предметам чередуются в соответствии с расписанием. Достоинством классно-урочной системы является четкая структура, экономичность, возможность организации учебно-воспитательного процесса в постоянном коллективе учащихся. Недостатками системы считаются малая индивидуализированность образования, замкнутость в определенном организационном пространтсве.

Формы обучения постоянно становились объектом экспериментов и исследований педагогов-реформаторов, которые стремились повысить эффективность классно-урочной системы.

Например, в основе белланкастерской системы (Англия) лежит идея взаимного обучения учеников.

А мангеймская система, сложившаяся в Европе в 20 годы ХХ века, ориентировалась на дифференциацию по способностям школьников (классы формировались на основании экзаменов и сильным, средним, слабым достижениям учеников).

Батавия-план – система организации обучения, при которой с классом работали два преподавателя, распределявшие между собой фронтальную и индивидуальную работу с учениками.

В дальнейшем популярность приобретали активные формы обучения. Так, Дальтон-план (США) был направлен на активное самостоятельное освоение учащимися школьной программы по заданиям учителя, используя работу в мастерских, лабораториях. Бригадно-лабораторное обучение в отечественной педагогике в 20 годы ХХ века до 1932 года стало своего рода модификацией Дальтон – плана.

Идеи гибкого распределения учебного времени и выбора индивидуальной формы обучения легли в снову плана Трампа (50-е годы 20 века). Эта система включает огранизацию лекций в больших группах учащихся (100 человек, 40% учебного времени), огранизацию работы в малых группах (10-15 человек, 20% времени), индивидуальной работы учащихся в школьных кабинетах (40% времени).

Стоит отметить современную форму обучения, получившую развитие в последние годы. Это дистанционное обучение, в основе которого используются компьютерные телекоммуникации. Процесс обучения происходит самостоятельно под руководством тьютора (педагога-наставника). Формы обучения постоянно развиваются в соответствии с передовыми педагогическими концепциями и современными требованиями к школьному образованию.

4.4.Классификация форм организации учебного процесса.

Он характеризуется следующими признаками:

а) постоянным составом педагогов, работающих с данным классом;

б) предметной системой обучения (на уроке изучается определённый учебный предмет);

в) относительной структурной завершённостью (урок представляет собой законченный отрезок преподавания и учения, в его структуре легко выделяются начало и конец).

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

— освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

— выдача домашнего задания.

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует учащихся на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания, полученные в результате самостоятельной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой. Дидактические цели семинарских занятий состоят в углублении, систематизации, закреплении знаний, превращении их в убеждения; в проверке знаний; привитии умений и навыков самостоятельной работы с книгой; в развитии культуры речи, формировании умения аргументирование отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы.

Ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

Внеклассная работа : олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

4.5. Классификация форм организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

Разнообразие форм обучения является одним из важнейших требований к современному уроку. По охвату учащихся выделяются фронтальные, индивидуальные и групповые формы обучения.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы.

При групповой работе учебная группа разделяется на несколько коллективов (бригад или звеньев), которые выполняют одинаковые или различные задания.

При индивидуальной работе каждый учащийся получает свое задание, которое выполняет независимо от других. Индивидуальная форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятельности, применяется с целью углубления знаний и восполнение пробелов в изучении материала у учащихся.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся используется в различных организационных формах обучения, поскольку создает разные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета содержанием учебного материала, особенностями учебной группы.

Не меньшее значение в педагогической деятельности играет знание преподавателем приемов и правил обучения, а так же форм организации учебного процесса.

При выборе и сочетании методов, приемов и правил форм обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

-соответствие принципам обучения;

— соответствие целям и задачам обучения;

— соответствие содержанию данной темы;

— соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития);

— соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения;

— соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Таким образом, знание и умение использовать методы, приемы, правила и формы организации учебного процесса помогут педагогу достичь высоких результатов.

1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.-128с.

3. Лысых Н.В. Педагогика: Общие основы педагогики. Теория обучения: учебно-методическое пособие /Н.В.Лысых – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 60с.

5. Сластение В.А. и др. Педагогика:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 576с.

6. Сластенин В.А. С47 Психология и педагогика: учеб. пособие для стед. высш. учеб. заведений /В.А.Сластенин, В.П.Кашарин.- 4-е изд.,спереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 480с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *