поминовение усопших после пасхи

Поминовение усопших в дни Пасхи

Поминовение усопших в дни Пасхи — как оно осуществляется? Одобряется ли это Православной Церковью? На эти вопросы ответит протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших на Пасху

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта «Православие и мир» :

Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

поминовение усопших после пасхи. pic 2005 02 12 173908. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-pic 2005 02 12 173908. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка pic 2005 02 12 173908.

Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Как поминают усопших в дни Пасхи?

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших?

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Источник

Радоница: 15 частых вопросов о поминовении усопших

поминовение усопших после пасхи. zA 1lFVcbE. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-zA 1lFVcbE. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка zA 1lFVcbE.

Можно ли беременным посещать кладбище на Пасху?

На Пасху никому не желательно посещать кладбище (эта ошибочная традиция возникла в советское время), а вот Радоница – подходящий для этого день. Возможно, этот вопрос происходит от смутного знания о том, что женщине в определенные дни по церковным правилам не полагается приступать к Таинствам. Беременность к таким состояниям не относится – будущие мамы могут причащаться и, наоборот, Церковь призывает их причащаться чаще. И, к тому же, посещение кладбища и молитва на кладбище не являются Таинством, поэтому никаких ограничений тут нет.

А Радоница – это что такое?

Это вторник второй, Фоминой, недели после Пасхи – первый день после Пасхи, когда на Литургии совершается заупокойная служба, возглашается ектенья об усопших. В этот день принято ездить на кладбище – убираться на могилках, молиться за своих усопших родных.

поминовение усопших после пасхи. xOONDJxj2zI. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-xOONDJxj2zI. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка xOONDJxj2zI.

Фото: VK/Татарстанская митрополия

Это будний день, я не могу отпроситься с работы, что же мне делать?

Действительно, поскольку это будний день, не все имеют возможность посетить могилы родных. К этому надо отнестись спокойно, ведь поехать на кладбище можно и в выходные после Пасхи, а на Радоницу – помолиться о родных там, где есть возможность: в храме или дома.

А почему на Пасху и в Светлую неделю – нельзя?

Если боль потери свежа и есть такая сильная потребность, человек может своими словами молиться дома о своих усопших родных и на Светлой седмице. Но общецерковного поминовения в дни Светлой седмицы нет. В эти дни даже в домашнем молитвенном правиле нет молитв об усопших, а читаются или поются радостные Часы Пасхи.

Потому что Пасха – самый радостный и торжественный праздник для христианина, он вытесняет собой всякую скорбь. Святитель Афанасий (Сахаров) в книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» объясняет это так:

«О смерти и о мертвых в этот день вспоминается часто, притом даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие, праздники. Но в Пасху – это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех. Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых. Но это не значит, что память об усопших совсем изгоняется на это время из Церкви. Просто она приобретает несколько иную окраску».

Значит, если человек умер накануне Пасхи, его неделю нельзя отпеть?

Казалось бы, действительно – неужели нужно изображать радость только потому, что радуются все христиане, тогда как у нас личное горе? Разве горе может подождать?

На Светлой седмице, к примеру, отпевали в 1993 году в Оптиной пустыни убитых на Пасху монахов – иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. Вот как об этом вспоминает Нина Павлова, автор книги об убиенных оптинских монахах «Пасха Красная»:

«На погребении храм был переполнен, и люди с ослепшими от слез глазами шли прощаться с братьями последним целованием. По монашескому обычаю их лица были закрыты черной тканью наличников. Земная скорбь переполняла сердце, но душа уже чувствовала дыхание святости. В пасхальные дни чин отпевания праздничный – пели Пасху. И как на Пасху – опять воссияло солнце и было чувство пасхальной радости».

Можно ли устраивать поминки на Светлой седмице?

Поминки священники все-таки советуют перенести на Радоницу.

Как поминать в церкви некрещеного?

Никак. Но о нем можно и нужно молиться дома и творить дела милосердия в его память.

поминовение усопших после пасхи. Bk. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-Bk. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка Bk.

Фото: VK/Татарстанская митрополия

А это правда, что алкоголь запрещен Церковью на поминках?

Какого-то официального запрета на употребление алкоголя на поминках в Церкви нет. Но надо понимать, что на поминальную трапезу нередко собираются люди широкого круга, дальние родственники, и мы часто сами не знаем, во что выльется лишняя рюмка – в какие «откровения» об усопшем, в какие разборки, а бывает, и богохульства.

Вообще издревле поминки были не только способом собраться в семейном кругу, чтобы вспомнить умершего, вместе оплакать его и поддержать друг друга. Был обычай устраивать пир для нищих, малоимущих. Писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господне» так рассказывает о поминках в дореволюционной России:

«…В кухне, подо мной, стучат ножами. Это повара готовят для поминок, завтра.

– Парадные поминки будут. Дядя Егор, как папашенька покойный, любит, чтобы все первый сорт… да и не за свои денежки. Гор-рдый человек. Говорит теперь все: «Уж раз я взялся… какой человек-то был. » Теперь проникся, какой человек ушел. И меня, слышь, жаловать стал… все меня так — «золото ненаходное»! Со мной советуется. Папашенька так внушил. «Вы, говорит, с Сережей нищую братию жаловали, да-к я такие ей поминки закажу, будут помнить!» Каждому чтоб по два блина, больших, «в солнце», говорит, чтоб… и помаслить! и киселю там, и по бутылке меду. меду, косатик, слышь. ме-ду, говорит… «услажу им память Сережи. »

То есть акт милосердия – накормить нищих – совершался в память об усопшем и как бы от его лица, чтоб люди поминали его добрым словом и молились об упокоении его души.

Сохранился обычай готовить кутью (коливо) на поминки и в особые дни поминовения усопших (в том числе на 40-й день после смерти, в годовщину смерти). Иногда эту кутью после богослужения раздают людям в храме. Иногда можно встретить обычай раздавать и другое угощение, например, конфеты, в кругу прихода с просьбой молиться об усопшем родственнике.

А гадать на кутье – грех, причем тяжкий грех, впрочем, как и любое гадание.

Что значит, когда просят дать денег «на помин души»?

Это и есть как раз отражение древнего обычая – творить милостыню ради усопшего. Правда, сегодня эта фраза чаще звучит формально, не всегда просящие «на помин души» спрашивают даже имя умершего.

Святитель Иоанн Златоуст так писал о смысле милостыни ради усопшего:

«Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями (…). Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться, ты собери вдовиц – вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим (…) Будем помнить, какие утешения мы можем доставить умершим, – вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников – милостыни, молитвы, приношения, – чтобы и им, и нам сподобиться обещанных благ, по благодати и человеколюбию Единородного Сына, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

На Радоницу надо положить на могилу освященное пасхальное яйцо, да?

Нет. Ничего общего с христианством не имеют представления о том, что пасхальное яйцо способно как-то помочь душам умерших или исцелить живых от болезней, хотя в интернете можно найти массу таких поверий, горе-советов похристосоваться с покойником через фото на могиле и прочих неполезных россказней.

Подобные магические обряды, несомненно, являются грехом. Христиане верят в Бога как Личность, всеблагого и любящего, а значит, и отношения с этой Личностью должны быть открытые и основываться на вере и доверии, а не на механическом совершении того или иного «обряда»: «задабривание», подношение еды и т.п. – отражают языческое, на современный лад, представление о Боге.

А на канон в церковь ведь тоже приносят еду – какая разница, еда на кладбище или в церкви?

Еда, приносимая на канон, раздается потом нуждающимся, малоимущим и т.д. Это тоже род милостыни ради умершего и отражение древнего обычая – устраивать тризну по усопшему, пир, на который приглашались и где кормились все, в том числе и нищие. Еда, приносимая на кладбище – стопка водки, хлеб и пр. – уже отражение языческого обычая и ничего общего с христианством не имеет: покойному еда не нужна, он нуждается в молитве живых, подкрепленной их богобоязненной жизнью.

поминовение усопших после пасхи. hcYBdKf0Bo. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-hcYBdKf0Bo. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка hcYBdKf0Bo.

Фото: VK/ Симбирская митрополия

Если человек был кремирован, его нельзя поминать?

Нет, можно. Поминовение усопших не зависит от способа погребения. Однако нормой Церковь считает все-таки обычное погребение, поскольку к телу усопшего относится с благоговением. Обычно считается, что в христианстве отношение к человеческому телу пренебрежительное – как к оболочке, «кожаным ризам», которые человек сбросит после смерти, как ненужную ветхую одежду. Но это не совсем так.

Дело в том, что Церковь верит в телесное воскресение. В Великую Пятницу – на Страстной неделе – как раз читалось пророчество Иезекииля о том, как будет это воскресение. Вот отрывок оттуда:

«…И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «Кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. (…) И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иез.37:3-8, 10).

Отношение Церкви к кремации можно уложить в два предложения – в церковном документе «О христианском погребении усопших» об этом говорится так:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле», – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Поэтому и при таком способе погребения совершается отпевание, и за усопшего можно молиться обычным порядком в храме и дома.

А какая разница между отпеванием, панихидой и литией?

Отпевание совершается однажды над умершим человеком на третий день по его смерти, перед погребением. Панихида – заупокойная служба в память усопших христиан (совершается как до погребения человека, так и после, на 3-й, 6-й, 9-й и 40-й день смерти, в годовщину, дни рождения и тезоименитства). В особые дни поминовения усопших (Родительские субботы, на Радоницу) служатся панихиды за всех христиан, отошедших в мир иной. Лития – краткое заупокойное моление, которое может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином.

поминовение усопших после пасхи. ScF0dwpTznM. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-ScF0dwpTznM. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка ScF0dwpTznM.

Фото: VK/Татарстанская митрополия

Можно ли говорить с усопшими, слышат ли они нас?

Естественно желание сохранить хоть какую-то связь с родным человеком, перешедшим в мир иной, желание высказать не высказанное при жизни. У Бога все живы! Однако Церковь не советует стремиться к получению «ответов» из загробного мира, запрещает христианам участие в разного рода спиритических сеансах и призывает с осторожностью и рассуждением относиться даже к снам.

Святитель Феофан Затворник пишет об этом так:

«Что отшедшие живы, только другою жизнию, живут сознательно, пребывают в общении между собою по тамошним условиям и порядкам и на нас посматривают и к нам приходят, слышат наши молитвы о них и о нас молятся, и делают нам внушения (все по тамошним законам и порядкам, а не как вздумается) – это должно считать положительно верным, хотя ничего определенного по всем этим пунктам сказать нельзя».

Я боюсь кладбища, покойников и смерти. Что мне делать?

Известно такое высказывание митрополита Сурожского Антония (Блума): «Кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения».

«Гроб прежде был страшен, – пишет преподобный Анатолий Оптинский (1824-1894), – а как полежал во гробе Христос, он стал Чертогом Царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны, а как вечная Любовь испила до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца. Потому что ими украшался Сам Бог богов, Сам Царь царей».

Источник

Радоница 11 мая: как помянуть усопших и почему нельзя приходить на кладбище сразу после Пасхи

Первый после Великого поста Родительский день в 2021 году будет 11 мая. Помянуть усопших так же можно 9 мая, если они погибли на полях сражения. А вот приходить на кладбище в первую неделю после Пасхи, до 9 мая, нежелательно.

поминовение усопших после пасхи. 068e7963b9ee2b95b08395bd78167f7c. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-068e7963b9ee2b95b08395bd78167f7c. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка 068e7963b9ee2b95b08395bd78167f7c.

Фото со страницы «Похоронный дом Некрополь» ВКонтакте

Начиная со Страстной седмицы, которая посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Христа, в праздник Пасхи и на Светлой седмице (первой неделе после Пасхи), церковь не совершает панихиды по усопшим.

Дело в том, что Страстная Седмица – время скорби о страданиях и крестной смерти Христа, а потом Пасха и Светлая седмица соответственно, — время великого торжества и радости. Горевать и посещать кладбища в этот период не уместно.

Усопших в мае принято поминать на 9 мая, в День Победы, и 11 мая, на Радоницу. Радоница отмечается на 9 день после Пасхи и называется так неслучайно. Смысл праздника в том, чтобы поделиться радостью от воскрешения Иисуса Христа с умершими родственниками. Радоница – это также надежда на жизнь духовную и вечную, после смерти, ведь Христос воскрес из мертвых.

Как правильно отметить Радоницу? Верующим в этот день нужно обязательно побывать в церкви. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. На службе можно поставить свечку за упокой души умершего человека и подать записку о поминовении усопшего.

Также в родительский день принято посещать кладбища и приводить могилки умерших в порядок – подкрашивать оградки, убирать прошлогоднюю листву и мусор. Оставлять еду или алкоголь на могилках – не церковная традиция. Но угостить конфетами или другим лакомством окружающих, чтобы помянуть ушедшего в мир иной можно, так же как и собраться с родственниками дома на поминальный обед и вспомнить за общим столом умершего человека, поделиться хорошими воспоминаниями о нем. Но алкоголя на столе быть не должно.

Не стоит на Радоницу планировать развлекательных мероприятий, устраивать ссоры и выполнять тяжелую работу по дому.

Напомним, на 40 день после Пасхи отмечается еще один большой праздник – Вознесение Господне.

Источник

Радоница – когда и как поминают усопших?

В церковном православном календаре есть масса праздников, о которых прекрасно осведомлены люди, что регулярно посещают церковь и относятся к вере по-особенному. Многие из таких праздничных ней как-либо “привязаны” к одному из самых знаменательных торжеств – Пасхе. Пример тому – Радоница, о которой и пойдёт речь.

Этот праздник существует в традиции восточных славян, он является первым после Пасхи днём поминовения усопших. Обывателю покажется странным сочетание названия праздника (в нём явно заметно слово “радость”) и печаль о тех, кого уже нет с нами. Однако Радоница имеет глубокое духовное значение. С чем связана история праздника?

История Радоницы

Как и многие другие праздники христианского календаря, Радоница имеет языческие корни. В далёком прошлом этот день не был официальным церковным торжеством, а принадлежал к дохристианским празднествам восточных славян.

Древние племена, проживающие на территории Руси, почитали самых разных божеств и верили, что после смерти душа человека отправляется в загробный мир. Многие славянские народы рассказывали об Ирие, чудесном крае, где усопшие обретали покой и радость. При этом усопшие предки обладали огромными силами. Они становились покровителями рода, могли управлять природными явлениями, защищали своих близких.

поминовение усопших после пасхи. Radonitsa nepsite.ru. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-Radonitsa nepsite.ru. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка Radonitsa nepsite.ru.Радоница – день почитания предков / nepsite.ru

Приход христианства внёс значительные изменения в верования славян, однако изменить их не смог. Радоница, древний праздник поминовения умерших, так и остался среди торжеств народа. Однако теперь он был связан с Пасхой. Что интересно, на такую взаимосвязь указывает и название праздника.

Слово “Радоница” (иногда называют радуницей) происходит от “радости”, и это неслучайно. На протяжении девяти дней после Пасхи, согласно православной традиции, весь мир празднует чудесное воскрешение Христово.

В трудах Святого Афанасия Сахарова значится, что в Светлую неделю нельзя проводить обряды поминовения усопших. Первым днём “общения” с ушедшими в иной мир предками становится второй вторник после Пасхи.

В работах Иоанна Златоуста отмечается, что уже в III веке на Руси наблюдалось поминовение умерших весной, а распространение христианства не повлияло на установившиеся традиции.

поминовение усопших после пасхи. slavyane ritualy. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-slavyane ritualy. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка slavyane ritualy.Славянские ритуалы на Радоницу

Традиции Радоницы

Сегодня значительная часть людей отправляется на кладбища поминать умерших родных в праздник Пасхи. Церковь отмечает, что это – нарушение старинных верований и обычаев. В день Воскресения Христова стоит изгонять из мыслей печаль и скорбь.

Более того, специально отведенным днём для посещения могил умерших родственников и друзей является Радоница. В наши дни не стоит воспринимать визит на кладбище как некий языческий обряд. Сегодня это – дань уважения и памяти тем, кто остаётся дорог и после смерти.

Как и любой праздник, Радоница имеет немало традиций и даже правил, устанавливающих принцип поминовения. Приход на погост и совершение подношений делается ради души усопшего.

Так человек отдаёт дань уважение своим предкам. Поскольку сам умерший уже не может пойти в церковь и помолиться Богу, это можно сделать за него. Самый ценный дар для тех, кого нет с нами – помолиться за их души.

поминовение усопших после пасхи. Radonitsa v tserkvi. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-Radonitsa v tserkvi. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка Radonitsa v tserkvi.Радоница в церкви

На Радоницу принято приносить в храм подношения для нуждающихся, раздавать хлеб, куличи, пасхальные яйца нищим. Можно заказать панихиду по умершим, стоит посетить церковь и помолиться за усопших родных. Сегодня распространено убеждение, что на Радоницу принято устраивать целое пиршество на погостах, причём нередко можно заметить невоздержанность людей в возлияниях.

Церковь осуждает подобные действия, называя их язычеством. На могилы умерших нельзя приносить или оставлять водку, там не устраиваются трапезы, а на могильных холмиках не оставляют обеды.

поминовение усопших после пасхи. Kladbishe na Radonitsu. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-Kladbishe na Radonitsu. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка Kladbishe na Radonitsu.Кладбище на Радоницу

Интересные обычаи праздника

У разных восточнославянских народов традиции празднования Радоницы значительно различаются между собой. Различается и дата праздника. Кто-то отмечает Радоницу в первое воскресенье после Пасхи, кто-то – в понедельник. Однако “официально” утверждённым православной церковью днём считается второй вторник после Пасхи.

Смешение языческих и христианских обычаев особенно ярко заметно именно на этом празднике. К примеру, у белорусов издавна существовал обычай закапывать одно яйцо в землю на могиле, а затем накрывать холмик рушниками. Поверх них ставили поминальную еду, причём блюд должно было оставаться нечётное количество. К умершим уважительно обращались, прося не гневаться за скромный обед.

поминовение усопших после пасхи. Bitki traditsaya hrestian. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-Bitki traditsaya hrestian. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка Bitki traditsaya hrestian.Битки – традиция христиан

После посещения кладбища народ собирался в домах и устраивал традиционные игры. Одним из самых популярных развлечений становились “битки”, которое также называют “христосованием”. Эта игра распространена и в праздник Пасхи, а заключается в пробе яичной скорлупы на прочность при соприкосновении кончиками.

В старину на значительной территории Руси не было принято на Радоницу ходить на кладбище. Народ отправлялся в церковь помолиться за души усопших родных, приносил подношения в виде куличей и яиц. У славян существовало поверье, что раньше Радоницы нельзя поминать умерших, поскольку это первый день, когда души разговляются.

поминовение усопших после пасхи. Radonitsa. поминовение усопших после пасхи фото. поминовение усопших после пасхи-Radonitsa. картинка поминовение усопших после пасхи. картинка Radonitsa.Радоница – это день памяти умерших

Одним из самых древних обычаев было окликание дождя, чем занимались самые маленькие жители селения. Дети призывали пойти весенний дождь, который был необходим полям. Если природа “отвечала” им, посылая долгожданный дождь, это сулило богатый урожай.

Как видите, в традициях Радоницы действительно присутствует смешение языческих обрядов и христианских принципов. Но даже в таком сложном варианте праздник оставляет свой поистине глубокий смысл, заключающийся в поминовении умерших и вечной связи с душами тех, кто был нам дорог и остаётся частью нашей памяти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *