Информация для паломников Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.
Добраться до монастыря от авто- и ж/д вокзалов можно на автобусе № 4 или маршрутным такси с тем же номером. Ехать следует до остановки «Лесной техникум».
По поводу экскурсий обращаться в экскурсионное бюро.
Паломническим группам необходимо заранее предупредить по телефону (+375214-42-14-29) о своем приезде и дать информацию о количестве человек, необходимости ночлега, трапезы, экскурсии.
Расписание богослужений
29/11 ноября, четверг
Прмц. Анастасии Римляныни.
Прп. Авраамия затворника и блж. Марии, племянницы его.
5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.
7.15 Часы. Божественная Литургия.
16.45 Вечернее богослужение.
Частица св. мощей прп. Аврамия, архим. Ростовского, имеется в мощевике обители.
Православный календарь
29/11 ноября, четверг
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
История Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря
Спасо-Евфросиниевский женский монастырь от древности до 1910 года
История ходатайств о перенесении святых мощей преподобной Евфросинии
Хроника Свято-Евфросиниевских Торжеств 1910 года
Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года
Спасо-Евфросиниевская обитель. 1910–2010
Расписание богослужений
29/11 ноября, четверг
Прмц. Анастасии Римляныни.
Прп. Авраамия затворника и блж. Марии, племянницы его.
5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.
7.15 Часы. Божественная Литургия.
16.45 Вечернее богослужение.
Частица св. мощей прп. Аврамия, архим. Ростовского, имеется в мощевике обители.
Православный календарь
29/11 ноября, четверг
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Если служба не полиелейная, в воскресные дни совершается акафист Иисусу Сладчайшему.
Исповедь совершается перед началом Божественной Литургии, а также во время вечернего богослужения в том храме, где не совершается богослужение (Кресто-Воздвиженский собор или Свято-Евфросиниевский храм).
Ежедневно в монастыре совершаются уставные богослужения, панихиды, читается Неусыпаемая Псалтирь. В обители можно подать поминальные записки о здравии и об упокоении.
Кроме уставных богослужений, ежедневно совершаются молебны с акафистом у мощей преподобной Евфросинии:
понедельник – пятница – в 10.00, 12.00, 14.00;
суббота – в 12.00, 14.00;
воскресенье – в 14.00.
Все желающие могут принять участие в общей молитве и пении акафиста.
Спасо-Евфросиниевский монастырь от древности до наших дней
Совершая паломничество по православным святыням Белой Руси, нельзя не посетить древний Полоцк! Некогда могущественный и именитый, Полоцк занимал одно из первых мест в иерархии древнерусских городов и был славен своими храмами, обителями, самобытной школой зодчества, ремеслами. Уже в 992 году, всего через четыре года после Крещения Руси, в земле Полоцкой была учреждена епископская кафедра. А спустя несколько десятилетий, во время правления князя Всеслава Брячиславича, на высоком холме Полоцкого детинца был возведен величественный собор Святой Софии «о семи верхах» – символ духовной мощи и политической независимости молодого княжества. XII столетие стало для Полотчины золотой порой расцвета иноческой жизни. В это Богом благословенное время здесь просияла великая угодница Божия преподобная Евфросиния, прославившая Полоцк в веках.
Преподобная Евфросиния, основательница Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, родилась в начале XII века в семье Полоцкого князя Георгия Всеславича и княгини Софии. (Точная дата рождения святой не установлена. Большинство современных исследователей относят рождение преподобной к 1101–1108 годам.) Она являлась прапраправнучкой святого равноапостольного князя Владимира. До принятия иноческого пострига княжна носила имя Предслава. С ранних лет святая полюбила молитву, чтение духовных книг и учение. Была она прекрасна лицом и многие славные князья желали взять ее в жены своим сыновьям. Когда Предславе исполнилось 12 лет (этот возраст считался возрастом совершеннолетия), родители решили выдать ее замуж. Но отроковица, чувствуя в душе горячее желание всецело посвятить себя на служение Господу, тайно покинула родительский дом и пришла в монастырь, где в то время игуменией была ее тетя, вдова князя Романа. Увидев красоту и юность своей племянницы, а также опасаясь гнева ее отца в случае пострижения, игумения стала уговаривать Предславу отказаться от своего намерения. Но святая княжна ни во что вменяла «славу мира сего», не устрашалась трудностью монашеской жизни, оставаясь непреклонной в своем решении идти вслед за Христом. Удивилась игумения разуму отроковицы и любви ее к Богу и повелела исполнить волю ее. Предслава приняла постриг с именем Евфросиния, в честь преподобной Евфросинии Александрийской, подвизавшейся в V веке в Египте. Некоторое время святая пребывала в этом монастыре, повинуясь игумении и сестрам. Затем по благословению Полоцкого епископа Илии преподобная Евфросиния поселилась в келии-голубце Полоцкого Софийского собора. Кроме молитвы и духовного чтения Полоцкая княжна занималась переписыванием Божественных книг. Плату, получаемую от продажи этих книг, святая отдавала нуждающимся.
Однажды ночью в сонном видении преподобной явился Ангел Божий, который повел ее к месту, называвшемуся в народе Сельцо. Там находились храм-усыпальница полоцких епископов и деревянная Спасская церковь. Ангел Божий сказал святой: «Евфросиния, здесь тебе подобает быть». В ту же ночь Ангел Господень явился епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного. Словно миро благовонное восходит ее молитва к Богу, и как венец на главе царской лежит, так почивает Дух Святой на ней, и как солнце сияет по всей земле, так житие ее просияет пред Ангелами Божиими». Епископ Илия благословил преподобную Евфросинию перейти на Сельцо, и святая вместе с одной инокиней вскоре пришла туда, взяв с собой только три хлеба и книги. Произошло это около 1125 года. По прошествии некоторого времени стали приходить на Сельцо девицы, желавшие посвятить свою жизнь Богу. Так образовалась иноческая обитель. В Спасском монастыре приняли постриг четыре родственницы преподобной Евфросинии: родная сестра княжна Градислава, двоюродная – княжна Звенислава, племянницы-княжны Кирианна и Ольга.
Преподобная Евфросиния, заботясь о благоустройстве монастыря, пожелала возвести на месте ветхого деревянного Спасского храма каменный. На это святое дело Господь призвал зодчего Иоанна. Не раз на рассвете зодчий слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Иоанн пришел к святой Евфросинии и спросил ее: «Ты ли, госпожа, посылаешь меня на это дело?» Она же ответила: «Нет. Если и не я тебя посылаю, то Того, Кто тебя призывает на такое дело, – Того послушай прилежно и с усердием». Спасский храм был построен всего лишь за 30 недель. Когда постройка церкви была уже почти закончена, строители обнаружили, что на завершение ее не хватает кирпича (плинфы). Святая Евфросиния с горячей молитвой обратилась к Богу, и утром в печи были найдены плинфы. В тот же день было завершено строительство Спасской церкви. Стены храма расписали лучшие мастера того времени.
В 1161 году в Спасский храм был принесен на «вечное хранение» воздвизальный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой игумении мастером-ювелиром Лазарем Богшей в древневизантийской технике перегородчатой эмали. В нем находились великие христианские святыни.
Около 1155 года преподобная Евфросиния неподалеку от Спасской обители воздвигла церковь Пресвятой Богородицы и устроила при ней мужской монастырь. Сюда по просьбе святой была принесена Эфесская икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой.
Будучи уже в преклонном возрасте, преподобная Евфросиния пожелала посетить Святую Землю. Поручив управление полоцкими монастырями родной сестре монахине Евдокии, в 1173 году она отправилась в путь, взяв с собой брата своего Давида и двоюродную сестру монахиню Евпраксию. На пути в Иерусалим святая встретила Византийского императора Мануила Комнина, шедшего войной на венгров. Император с честью послал ее в Царьград (Константинополь). Там преподобная купила различные фимиамы и золотую кадильницу.
В Святом Граде преподобная Евфросиния просила Иерусалимского Патриарха отворить ей врата Гроба Господня, что и было исполнено. Святая три дня подряд приходила поклониться Гробу Господню, куда она пожертвовала золотую кадильницу с фимиамами и много золота. Преподобная молилась Богу, чтобы Он принял дух ее в Иерусалиме. Молитва святой была услышана. Она мирно отошла ко Господу 23 мая / 5 июня 1173 года, пролежав на одре болезни 24 дня. Перед кончиной ей явился Ангел и сказал: «Блаженна ты в женах, благословен труд твой. Вот уже отверсты тебе двери райские, и все Ангелы собрались, держа свечи, ожидая встречи с тобою». Угодница Божия была похоронена в монастыре преподобного Феодосия Великого при паперти церкви Пресвятой Богородицы, недалеко от Иерусалима.
Для многих преподобная Евфросиния стала духовной наставницей. От Бога она была наделена даром «прозрения сердец», примиряла враждующих, являлась для всех примером смирения, кротости, милосердия и любви к ближним. Святая игумения, заботилась о спасении сестер, подвизавшихся в Спасской обители. «Старых учила терпению и воздержанию, юных же учила душевной чистоте и бесстрастию телесному, говению усердному, поступи кроткой, гласу смиренному, слову благочинному, ядению и питию безмолвному, при старейших молчать, мудрейших слушаться, к старейшим повиновение, к равным и меньшим любовь нелицемерную иметь, мало говорить, а больше разуметь».
В 1187 году Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин. Покидая город, христиане не захотели оставить в руках мусульман мощи угодницы Божией. Унося из Иерусалима святыню, они намеревались перенести ее на место земных подвигов преподобной – в Полоцк. Путь на родину оказался невозможным из-за враждебных отношений между Полоцким и Киевским княжествами. Промыслом Божиим мощи святой игумении были принесены в Киев и положены в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.
После кончины преподобной в течение нескольких столетий основанные ею обители процветали и благоустраивались, впоследствии же на их долю выпали многовековые тяжелые испытания. Богородицкий мужской монастырь не сохранился до наших дней. С XVI века для Спасской обители начался долгий период запустения. В 1579 году король Речи Посполитой Стефан Баторий завоевал Полоцк. В 1580 году он учредил в городе иезуитский коллегиум – первое учебное заведение иезуитов на территории Беларуси. В 1582 году король Стефан Баторий передал Спасский монастырь со всеми угодьями католическому ордену иезуитов. В 1654 году, когда войска русского царя Алексея Михайловича заняли Полоцк, монастырь был временно возвращен православным, но уже в 1667 году вновь оказался во владении иезуитов, так как белорусские земли по Андрусовскому договору вошли в состав Речи Посполитой. Иезуиты были изгнаны из пределов Российской Империи только в 1820 году. Тогда же обитель перешла в ведение католического ордена пиаров. Спасо-Преображенский храм был возвращен православным только в 1832 году, а сам монастырь возрожден в 1841 году.
После кончины преподобной полочане стали почитать ее как святую и ожидать скорейшего возвращения нетленных мощей. В период с 1580 по 1820 год желание полочан не могло осуществиться, так как многие монастыри Полоцка, в том числе и Спасо-Евфросиниевский, находились в ведении иезуитов. Ходатайства полоцких архиереев о перенесении святых мощей начались в 1832 году и продолжались в течение 77 лет. Святейший Синод не давал разрешения на перенесение мощей угодницы Божией, главным образом, из-за господствовавшего иноверия в Полоцке.
Только 3 июля 1909 года Государь Император Николай II подписал резолюцию, в которой выразил свое согласие на удовлетворение ходатайства о возвращении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк. А 29 января 1910 года был издан Указ Его Императорского Величества, утверждавший порядок торжественного перенесения мощей святой из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.
Святыню перевозили от Киева до Орши по Днепру на пароходе «Головачев» 737 км. От Орши до Полоцка через Витебск окружным путем раку с мощами несли священнослужители, монахини и простые богомольцы 201 км. Это памятное событие вошло в историю под названием Свято-Евфросиниевских Торжеств, которые проходили с 19 апреля по 23 мая 1910 года.
Так, спустя более семи веков после своей праведной кончины преподобная вернулась в родную обитель, чтобы до конца времен ходатайствовать пред Господом за всех живущих в ней. 23 мая 1910 года мощи святой княжны были положены в новую, изготовленную на пожертвования верующих, серебряную раку и помещены в Спасском храме. Однако обитель, переживавшую период благоденствия, с началом Первой мировой войны постигли тяжелые испытания и бедствия. В 1915 году немецкие войска приблизились к Полоцку, и город оказался в прифронтовом положении. В связи с этим из Спасо-Евфросиниевского монастыря в Ростовский Авраамиев монастырь были эвакуированы святые мощи преподобной Евфросинии и сестры обители. Предположительно, только в 1921 году мощи святой и сестры вернулись в Полоцкую обитель.
В 1921–1922 годах советской властью повсеместно проводилась кампания по изъятию церковных ценностей. В это время из монастыря были реквизированы серебряная рака, множество икон, драгоценные ризы и оклады. Документально известно, что Крест преподобной Евфросинии был изъят из Полоцкой обители не ранее 1925 года. Мощи преподобной Евфросинии вскрывали трижды: в Ростове Великом (1920), в Полоцке (1922) и в Витебском губернском историко-археологическом музее, куда святыня была доставлена в 1922 году. В губернском историко-археологическом музее Витебска святыня находилась до 1940 года. Затем, до начала Великой Отечественной войны, – в антирелигиозном музее Витебска (бывший костел святого Антония). С 1941 по 1943 год мощи преподобной пребывали в Витебской Свято-Покровской церкви.
В 1925 (по другим источникам – в 1924) году монастырь был закрыт, и все здания, принадлежавшие ему, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестер. Изгнанным из монастыря монахиням пришлось поселиться в Полоцке в домах родственников и прихожан. Некоторые насельницы Спасской обители переехали на отведенный им участок из-под вырубленного леса, называвшийся Пеньки. Здесь была организована сельскохозяйственная артель, которая жила по монастырскому уставу. После закрытия артели (предположительно, в 1928 году) сестры продолжали нести монашеский подвиг в миру.
Во время Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован немецкими войсками. Несмотря на то, что в одном из корпусов Спасо-Евфросиниевского монастыря размещалось немецкое командование, а в Кресто-Воздвиженском соборе содержались военнопленные, оккупационными властями в 1943 году было дано разрешение на открытие монастыря. Сестры стали возвращаться в свою обитель. В том же году, 23 октября, с разрешения немецких властей мощи преподобной Евфросинии были перевезены из Витебска в Полоцк.
В 1960 году, в период возобновившихся гонений на Православную Церковь, Спасо-Евфросиниевскую обитель закрыли еще раз, насельниц переместили в Жировицкий Свято-Успенский мужской монастырь. Спасо-Преображенская церковь была передана приходской общине и являлась единственной действующей в Полоцке. Только в 1989 году, 6 июля, последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Полоцкой обители. В 1990–1991 годах в монастырь вернулись сестры из Жировиц. В храмах и корпусах открывшейся обители начались ремонтно-реставрационные работы. Менее чем за два года монастырь преобразился. В 1989 году был восстановлен Свято-Евфросиниевский храм. В 1992 году была произведена реконструкция колокольни, построенной над святыми вратами обители. В 1993 году завершились реставрационные работы в Кресто-Воздвиженском соборе.
Святые мощи преподобной Евфросинии с 1943 по 2007 год почивали в Спасском храме. Дважды, в 1998 и 2006 годах, совершалось их переоблачение и освидетельствование. В этом принимали участие епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко), игумен Агапит (Юрков), насельник Одесского Свято-Успенского мужского монастыря, имеющий квалификацию врача-эксперта высшей категории, игумения Спасо-Евфросиниевской обители, а также несколько монахинь. В результате медицинской экспертизы был установлен факт сохранения священных останков в нетленном виде без всяких средств консервации, несмотря на то, что мощи неоднократно переносились с места на место и пребывали в самых различных климатических условиях. Сохранились не только кости, но и мягкие ткани, и кожа.
Сейчас к святым мощам преподобной приходят тысячи людей. Они получают от них благодатную помощь и исцеление от недугов. Некоторые чудесные исцеления от святых мощей записаны в летописи монастыря для будущих поколений.
В 2004 году в Полоцкой епархии был открыт Березвечский Михаило-Архангельский монастырь, находящийся в городе Глубокое Витебской области. Для несения иноческого подвига в возрождающуюся обитель из Спасо-Евфросиниевского монастыря перевели семь сестер во главе с игуменией Анфисой (Шевердяевой).
В 2006 году решением Синода Белорусской Православной Церкви в городе Браславе Витебской области был открыт скит Спасо-Евфросиниевской обители в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. На послушание в новоустроенную обитель из Полоцкого монастыря были направлены шесть насельниц. 21 февраля 2008 года Свято-Пантелеимонов скит получил статус самостоятельного монастыря.
В 2007 году совершилось знаменательное событие в истории обители. В канун празднования памяти преподобной Евфросинии в монастырь была доставлена драгоценная серебряная рака, изготовленная брестским художником-ювелиром Н. П. Кузьмичом по образцу изъятой властями в годы советской власти. В новую раку, установленную в Кресто-Воздвиженском соборе, в дни торжеств были переложены святые мощи великой Полоцкой княжны. Спустя два года раку с мощами угодницы Божией украсила сень, изготовленная по образцу сени 1910 года, которая была утрачена в годы гонений и разорений православных святынь. Кроме того, 2007 год памятен обновлением купола древней церкви Святого Спаса: попечением архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия храм был увенчан позолоченным куполом с шестиконечным крестом.
26–27 сентября 2009 года были ознаменованы приездом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в град Полоцк и монастырь преподобной Евфросинии. Посетив святую обитель в престольный праздник, Его Святейшество на торжественном всенощном бдении совершил чин Воздвижения Евфросиниевского Креста, а на следующий день – Божественную Литургию в сослужении митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха Всея Беларуси, епископата Белорусской Православной Церкви и духовенства Полоцкой епархии.
4–6 июня 2010 года Спасо-Евфросиниевский монастырь отпраздновал 100-летие перенесения мощей своей небесной покровительницы из Киева в Полоцк. Эти торжества собрали в обители многих гостей и паломников из ближнего и дальнего зарубежья. Празднику предшествовал ряд подготовительных мероприятий, конференций, выставок. К этому событию был также приурочен крестный ход с Крестом преподобной Евфросинии, который прошел по городам Беларуси с 24 апреля по 4 июня. Спасо-Евфросиниевский монастырь выпустил новые издания, посвященные Торжествам 1910 года. По случаю 100-летнего юбилея в Духовно-просветительском центре монастыря состоялся Священный Синод БПЦ.
По милости Царицы Небесной, 26 мая 2010 года в Спасо-Евфросиниевскую обитель был привезен список с древнего Эфесского образа Божией Матери, которым в XII веке преподобная Евфросиния украсила основанный ею Богородицкий мужской монастырь. Список создан торопчанами в XVI веке, опасавшимися безвозвратно потерять свою святыню из-за предполагавшегося приезда царя Иоанна Грозного в их город. Икона передана в дар обители митрополитом Минским и Слуцким Филаретом к славному 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Эфесский образ ныне украшен серебряной басмой и установлен в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря под дубовой резной сенью.
В настоящее время в стенах обители, под молитвенным покровом преподобной, подвизается 80 сестер. Управляет монастырем игумения Евдокия (Левшук). Каждый наступающий день освящается молитвой. Ежедневно в монастыре совершаются уставные богослужения. Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря трудятся в церкви, трапезной, библиотеке, архиве, на просфорне, кухне, подсобном хозяйстве и других послушаниях. В рукодельной мастерской насельницы изготавливают монашескую одежду, облачения для священнослужителей, вышивают золотом, серебром и жемчугом митры, пелены и различные предметы церковного обихода. При монастыре действует воскресная школа, которую посещают и взрослые и дети. Спасо-Евфросиниевская обитель чтит добрую традицию странноприимства. В монастырь можно приехать помолиться, потрудиться, отдохнуть душой, почерпнуть благодатные силы для несения своего жизненного креста.
Экскурсионная служба Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря
Экскурсионное бюро при Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, по благословению Высокопреосвященного Феодосия, архиепископа Полоцкого и Глубокского, было открыто в 1998 году. До этого времени насельницами обители экскурсии проводились только для приезжавших богомольцев, туристов же знакомили с его историей местные полоцкие экскурсоводы, сотрудники Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
В настоящее время Спасо-Евфросиниевскую обитель ежегодно посещает множество паломнических и туристических групп. Поклониться мощам преподобной Евфросинии приезжают христиане из разных стран мира: России, Украины, Молдавии, Литвы, Латвии, Великобритании, Франции, Швеции… Экскурсии для всех гостей обители проводятся монастырскими экскурсоводами: как сестрами, так и православными мирянами. Для приезжающих иностранных групп проводятся экскурсии на английском и французском языках.
Поскольку монастырь является, прежде всего, домом молитвы, в котором все посвящено Богу, все напоминает о вечности, о высшей цели человеческой жизни, посещение святой обители, благодаря знакомству с ее историей, храмами и святынями, может принести каждому, даже невоцерковленному человеку, немалую духовную пользу, может стать благодатной, незабываемой встречей с Господом. Цель проведения экскурсий в монастыре, прежде всего, – духовная. Важно, чтобы люди, приезжающие во святую обитель, не только почерпнули здесь некоторые новые для них церковно-исторические сведения, но прикоснулись к святыне, получили благодатный опыт молитвы. Издревле христиан, совершавших путешествия по святым местам с целью молитвенного поклонения им, именовали паломниками.
Слово «паломник» происходит от латинского palma, то есть пальма. Оно возникло еще в первые века бытия Церкви Христовой, когда среди христиан появилась традиция приносить с собой на родину пальмовые ветви из Святой Земли. На Русь традиция совершать паломничества к святыням веры пришла также вместе с христианством. Уже в XI–XII веках большой популярностью на Руси пользовались «Хождения» – описания паломничеств в Иерусалим, Вифлеем, Царьград, составленные духовными лицами, князьями, а порой и простыми людьми. Паломничество во Святую Землю, ко Гробу Господню, совершила уже на склоне своих лет и преподобная Евфросиния Полоцкая, о чем рассказывается в древнем ее житии. Согласно церковно-историческим источникам, в XIX веке Спасскую обитель в день памяти Преподобной посещали тысячи паломников из разных уголков России. После того, как мощи святой Евфросинии в 1910 году были перенесены из Киева в Полоцк, количество богомольцев, притекавших в обитель, еще увеличилось. Для того, чтобы испросить молитв угодницы Божией, люди совершали паломничества пешком с берегов Волги, из Твери и из других более отдаленных мест.
Желание видеть и осязать то, что составляет неотъемлемую часть преображенного, обоженного мира, является одной из существенных потребностей человеческого духа. Непосредственное соприкосновение с благодатью, животворящей и спасающей, действующей через святые мощи, чудотворные иконы, может ободрить сердце и укрепить дух усталого земного путника. Главная цель всякого истинного христианского паломничества та же, что и цель человеческой жизни вообще – духовное обновление благодатью Святого Духа, приближение в молитве к Богу.