политические учения xix века

Основные направления общественно-политической мысли XIX века

Возникшее в XIX веке индустриальное общество подняло острейшие проблемы социального бытия. Ни просветители, ни революционные потрясения предыдущего века, не сумели разрешить противоречия в обществе, углубившиеся на заре индустриальной эры. В новых условиях свои способы решения проблемы предложили сформировавшиеся в разных слоях общества течения, воплощенные в общественно-политической мысли.

Радикальная эволюция общественно-политической мысли

Таким образом, на протяжении всего XIX века в российском общественно-политическом движении происходила поляризация сил. Правительство, проводя реформы в социально-экономической сфере, уходило от преобразования средневекового самодержавия в феодальную монархию. Слабая и неоформленная либеральная оппозиция не была востребована властью, что дало возможность революционным элементам овладеть сознанием масс.

Революционное народничество, перейдя к тактике террора, спровоцировали контрреформы, покончившие с народничеством. Царское правительство, само того не желая расчистило путь марксистам, которые вначале следующего века поставили на дыбы Российскую империю.

Социально-политические движения продукт промышленной революции

В Западноевропейских странах сложился запрос от социальных групп на воплощение своих чаяний в конкретные программы преобразования государства и общества. Откликнувшиеся на запрос мыслители развили общественно-политические учения по пяти основным направлениям. Каждое из этих течений имело особый взгляд на пути общественного развития и обеспечение личности правами.

Способы добиться целей

Бёрк, Гоббс, де Местр

Аристократии и духовенства

Отстаивание традиционных ценностей и порядков. Верность социальным или религиозным доктринам. Главная ценность — сохранение традиций социума, его институтов и ценностей

Локк, Юм, Кант, Руссо

Права и свободы любого человека – это высшая ценность, государственные и церковные средства влияния на жизнь граждан и социума ограничиваются конституцией.

Принципы — незыблемость частной собственности, свободные торговля и предпринимательство.

Сен-Симон, Фурье, Оуэн

буржуазии, наемных рабочих, крестьян

Социальная справедливость, свобода и равенство. Общественная собственность или всеобщий контроль над природными ресурсами.

Природный выбор граждан, выборы, реформы.

Рабочего класса (пролетариата)

Неотвратимость борьбы между классами и социалистической революции. Главная роль пролетариата в революции. Удаление товарного производства и ликвидация частной собственности. Коммунистическое общество всестороннее развивает каждого социального индивида.

Прудон, Кропоткин, Бакунин

Уничтожение обязывающего управления и власти человека над человеком, социальные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого.

Глубинная трансформация мировоззрения европейцев стала следствием промышленной революции XIX века. Все оформившиеся в этот период направления общественно-политической мысли отражали существенные изменения во взглядах на государство, политику и роль личности в истории.

Особенности развития социально-политической мысли в России

На протяжении XIX века в Российской империи предпринимались попытки сначала подправить, а потом и полноценно реформировать социальный порядок и вековые устои общества. В первую четверть столетия зародились общественные движения и начали формироваться главные направления отечественной общественно-политической мысли.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРОПЫ»

В ходе революций и реформ в XIX веке стали возникать общественно-политические учения, отражающие интересы разных сословий.

«Стремящийся к свободе».

«Товарищеский, союзный».

Жозеф де Местр, Томас Карлейль, Эдмунд Бёрк

Бенджамин Констан, Джон Стюарт Милль

Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн

Карл МАРКС, Фридрих Энгельс

Человек не может быть свободным; незыблемое сохранение обычаев и традиций; сохранение сословных границ; большая роль религии; интересы государства над интересами человека.

Свобода личности, слова, собственности, печати, собраний; участие в управлении (имущественный и образовательный ценз); экономика саморегулируется конкуренцией; государство следит за порядком.

Построение общества социальной справедливости; уничтожение частной собственности; уравнительное распределение общественных богатств;

Уничтожение классовых противоречий; построение бесклассового общества; крупная промышленность; единая обществен­ная собственность

За реформы без кардинальных изменений

За реформы, категорически против революции

Убеждение, реформы (против насилия)

Революция, диктатура пролетариата

АРИСТОКРАТЫ, ДВОРЯНСТВО, КРУПНАЯ БУРЖУАЗИЯ

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

политические учения xix века. a loader. политические учения xix века фото. политические учения xix века-a loader. картинка политические учения xix века. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-894641

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

политические учения xix века. 12ca 000988a9 e32712b1. политические учения xix века фото. политические учения xix века-12ca 000988a9 e32712b1. картинка политические учения xix века. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

В Ульяновской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по истории на тему «Общественно-политические учения XIX века» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

политические учения xix века. presentation bg. политические учения xix века фото. политические учения xix века-presentation bg. картинка политические учения xix века. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Общественно – политические учения

Промышленная революция 19 века и развитие индустриального общества внесли глубокие изменения в мировоззрение населения стран Западной Европы и США.

Философы и мыслители размышляли о том, какими должны быть отношения между государством и личностью, между личностью и церковью, между новыми классами буржуазии и пролетариата и т.п. В годы индустриализации в обществе обострились социальные противоречия.

В 19 веке в Западной Европе оформились три основных учения: 1. Либерализм 2. Консерватизм 3. Социализм И каждое из этих учений имело свой взгляд на пути развития общества и права личности.

Сравнительная таблица Основные вопросы Либерализм Консерватизм Социализм Роль государства Пути решения проблем Свободаличности

Либерализм в переводе обозначает «свободу». Главным принципом либералов было право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом, свобода слова, печати, собраний, право на участие в решении государственных дел.

В Декларации прав человека и гражданина либералы подчеркивали, что «разрешено всё, что не запрещено законом».

Путь преобразований для либералов – это путь реформ, а ни в коем случае не революций.

В экономической области либерализм выступает за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями. А государство должно обеспечивать свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения.

В последней трети 19 века появляется так называемый новый либерализм, подчеркивающий, что государство должно проводить реформы, способные защитить наиболее обеспеченные слои населения и предотвратить революционные взрывы; уничтожить вражду между классами и добиваться достижения всеобщего благосостояния.

Новые либералы также предлагали ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.

Сравнительная таблица Основные вопросы Либерализм Консерватизм Социализм Роль государства Обеспечивать свободу предпринимательства, проводить реформы Пути решения проблем Проведениереформ Свободаличности Свобода слова, печати, собраний

Однако, почти всё социальное законодательство 19 века было принято по инициативе консерваторов. Консерватизм переводится как «сохранять». И это учение стремилось сохранить старые порядки и традиционные ценности.

Главными принципами консерватизма были сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка.

Консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, а также право регулирования экономики.

Так как общество испытало много революционных потрясений, консерваторы всё же признавали возможность проведения социальных реформ, но только как самое крайнее средство. Они не верили в возможность социального равенства всех людей и выступали сторонниками сохранения классовых и сословных различий.

Сравнительная таблица Основные вопросы Либерализм Консерватизм Социализм Роль государства Обеспечивать свободу предпринимательства, проводить реформы Сильная власть, полное регулированиеэкономики Пути решения проблем Проведениереформ Сохранение прежних порядков, реформы– крайняя мера Свободаличности Свобода слова, печати, собраний Полное подчинение государству

В 19 веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности, а также идеи уравнительного коммунизма – полного экономического и социального равенства путём строго подчинения жизни определённым нормам

Мыслители пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, нищеты и вражды, и каждый человек будет защищен и уважаем. Их идеи пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, которые теряли работу.

Анри Сен-Симон предлагал создать такое общество, где совпадут интересы рабочих и предпринимателей. Он считал, что всё общество состоит из двух основных классов:

1. Праздные собственники – крупные землевладельцы и капиталисты, которые сами не участвуют в производственном процессе

2. Трудящие – все люди, занимающиеся полезной деятельностью – крестьяне, наемные рабочие, ремесленники, учёные, художники

Сен-Симон считал возможным установить над частной собственностью контроль со стороны общества, т.е. убедить собственников честно делиться своими доходами с рабочими.

Шарль Фурье предлагал создать объединения тружеников – фаланги, где сочетались бы промышленное и сельскохозяйственное производство.

В фалангах не будет наемного труда и заработной платы. А всё доходы будут распределяться в соответствии со вложенным трудом.

Роберт Оуен предлагал заменить частную собственность общественной и отменить деньги.

В целом, социалисты считали, что все преобразования общества должны проходить мирным путём на основе религиозных убеждений и проявления доброй воли людей.

Но, в то же время, они считали возможным полностью регламентировать жизнь человека, диктовать ему обязательный образ действий и поведения.

Сравнительная таблица Основные вопросы Либерализм Консерватизм Социализм Роль государства Обеспечивать свободу предпринимательства, проводить реформы Сильная власть, полное регулированиеэкономики Уравнениев правах, социальном положении Пути решения проблем Проведениереформ Сохранение прежних порядков, реформы– крайняя мера Мирный путь, основанный на религиозной морали Свободаличности Свобода слова, печати, собраний Полное подчинение государству Подчинение определённому стандарту жизни

Карл Маркс родился в семье адвоката. Он получил прекрасное образование и диплом доктора философии. Потом стал редактором «Рейнской газеты», в которой выступал против абсолютизма, цензуры, помещичьей собственности, защищал интересы рабочих, выдвигал идею создания демократической республики.

Прусское правительство закрыло газету, и Маркс уехал в Париж. А в 1949г. За участие в революционной деятельности его выслали из Парижа, и он навсегда поселился в Лондоне.

Фридрих Энгельс родился в семье фабричного рабочего. Жил и работал в Англии и лично убедился в тяжелых условиях жизни наемных работников. Написал свою работу «Положение рабочего класса в Англии», где проанализировал причины бедственного положения рабочих.

В 1844г. Маркс и Энгельс познакомились и позже создали учение об устройстве и развитии общества, получившее название марксизм

Идея марксизма заключалась в том, что со временем обнищание народных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать. Это приведет к обострению классовой борьбы, которая закончится социалистической революцией. Установится власть пролетариата, а частная собственность исчезнет.

Главными принципами нового общества считались политические свободы, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, обязанность государства регулировать экономику с целью обеспечения социальных прав всех граждан.

При участии Маркса был создан Первый Интернационал – Международное товарищество рабочих, главная задача которого заключалась в сплочении международного рабочего класса.

Сравнительная таблица Основные вопросы Марксизм Роль государства Регулирование экономики с целью обеспеченияравных социальных прав Пути решения проблем Социалистическая революция Свободаличности Политические свободы,равенство в правах

Эдуард Бернштейн считал, что социалистическая революция – не единственный метод переустройства общества. А социализм может быть достигнут путём экономических и социальных реформ и за счёт расширения избирательных прав.

Одной из разновидностей социализма был анархизм (в переводе «безвластие»). Анархисты, с одной стороны, верили в хорошие стороны человеческой природы и возможность свободного и полюбовного общения между людьми. С другой стороны, они стремились уничтожить государственную власть, как источник насилия.

Сравнительная таблица Основные вопросы Марксизм Анархизм Роль государства Регулирование экономики с целью обеспеченияравных социальных прав ___ Пути решения проблем Социалистическая революция Ликвидация государственной власти Свободаличности Политические свободы,равенство в правах Свободные взаимоотношения

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

политические учения xix века. a loader. политические учения xix века фото. политические учения xix века-a loader. картинка политические учения xix века. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-045308

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

политические учения xix века. 12ca 000988a9 e32712b1. политические учения xix века фото. политические учения xix века-12ca 000988a9 e32712b1. картинка политические учения xix века. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

политические учения xix века. placeholder. политические учения xix века фото. политические учения xix века-placeholder. картинка политические учения xix века. картинка placeholder.

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема 12. Либеральные и социальные политические и правовые учения в Западной Европе первой половины XIX в.

© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

План

1. Французский либерализм. Б. Констан

Развитие политико-правовой мысли Франции во многом было предопределено Великой Французской революцией. Ведущим течением французской общественно-политической мысли стал либерализм. Экономический подъем, который переживала в те годы Франция, способствовал укреплению политических позиций буржуазии. И либеральная теория полностью отвечала ее интересам.

Наиболее известным идеологом либерализма являлся Б. Констан.

Основные произведения: Роман «Адольф», «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов», «Курс конституционной политики» (4 т.).

Либерализм. Констан уделял особое внимание обоснованию личной свободы, понимаемой им как свобода совести, слова, свобода предпринимательства и частной инициативы. Он различает свободу политическую и свободу личную.

Государство. Государство, по его мнению, не должно вмешиваться в предпринимательскую деятельность, ибо оно ведет коммерческие дела «хуже и дороже, чем мы сами». Цель государства есть свобода личности. Средством для достижения этой цели служат конституционные гарантии: свобода печати, поставленной под контроль только суда присяжных; ответственность министров; многочисленное и независимое народное представительство в лице двух палат – выборной палаты представителей и наследственной палаты пэров.

Форма правления. Констан осуждает любую форму государства, где существует «чрезмерная степень власти» и отсутствуют гарантии индивидуальной свободы. Такими гарантиями являются общественное мнение, а также разделение власти и равновесие ее ветвей. Это разделение Констан изображает следующим образом.

Нейтральная власть в лице главы государства (монарха), который принимает участие во всех ветвях власти и предупреждает конфликты между ними. Ему принадлежит право вето. Кроме того, он назначает членов палаты пэров.

Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат – выборной палаты представителей и наследственной палаты пэров. Констан уделял большое внимание принципам формирования палаты представителей, настойчиво отстаивая необходимость высокого имущественного ценза для депутатов. Его доводы таковы: только собственность делает человека способным пользоваться политическими правами, а если предоставить эти права беднякам, то они попытаются использовать их для посягательств на собственность. Так же Констан был против выплаты депутатам вознаграждения.

Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом.

Муниципальная власть самостоятельна и обладает широкими правами.

Идеалом государства Б. Констан считал конституционную монархию по английскому образцу.

Право. Право, по его мнению, является гарантом индивидуальной свободы. Право – это способ бытия социума, регулятор общественных отношений, на страже которого должно стоять государство. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может обеспечить личную свободу. Соблюдение права трактовалось Констаном в качестве центральной, узловой задачи всех политических институтов.

2. Английский либерализм. И. Бентам

Английский либерализм имел своеобразную окраску, значительно отличавшую его от французского. Классическим представителем английского либерализма является И.Бентам.

Бентам Иеремия (1748-1832 гг.) родился в семье адвоката. Учился в Вестминстерской школе, окончил Оксфордский университет (1763 г.) и по настоянию отца продолжил учение в Лондонской адвокатской школе. Отказался от престижной карьеры адвоката, сочтя себя неспособным к компромиссам, и в дальнейшем занимался вопросами, связанными с реформой права. В 1785. отправился в Россию к брату, служившему инженером в российской армии. Возвратился в 1788 г. в Англию. Занимался уголовным, гражданским правом, затем конституционным. В 1818 г. он приступил к разработке «Конституционного кодекса». Первый том вышел в 1830, однако через два года Бентам умер, так и не успев завершить этот труд.

Основные произведения: «Теория законодательства», «Фрагмент о правительстве», «Анархические заблуждения», «Введение в основания нравственности и законодательства». Трактат «Конституционный кодекс». «Деонтология или наука о морали».

Некоторые проекты И. Бентама:

По признанию Бентама, наибольшее влияние на его взгляды оказали Ш. Монтескьё, Ч. Беккариа и особенно К. Гельвеций[2].

Бентам являлся основателем научного направления, которое назвал утилитаризм. В 1823 г. возникло Утилитаристское общество, а в 1824 г. оно даже издавало свой печатный орган «Вестминстерское обозрение».

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – политико-правовое учение, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

И.Бентам не принял понятие «свобода». Он выделяет понятие польза. В основе действий человека лежит принцип пользы, позволяющий оценивать всякое действие в соответствии с тем, способствует ли оно увеличению или уменьшению счастья лиц, которых оно затрагивает. Философско-этическое «ядро» утилитаризма можно выразить в нескольких основополагающих тезисах:

Государство. Исходя из того, что люди всегда жили в обществе, Бентам считал такие понятия, как естественное право, естественное состояние и общественный договор, несостоятельными. Теория общественного договора, исходившая из наличия у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, по мнению Бентама, лишена исторических оснований: ведь правление (а значит, и государство) устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы.

Форма правления. Взгляды Бентама на наилучшую форму правления менялись: вначале он одобрял конституционную монархию и отвергал демократию как один из видов анархии. Затем поменял свои взгляды и выступал с резкой критикой монархии, утверждая, что учредительная власть (право учреждать основные законы государства) должна принадлежать народу.

Разделение власти у Бентама практически традиционно:

Существовавшие в его время проекты коммунистического преобразования И. Бентам оценивал отрицательно, считая, что реализация таких замыслов человечеству ничего хорошего не принесет.

Право. Бентам отвергал теорию естественного права, т.к. считал, что содержание его неопределенно и всеми толкуется по-разному. Поведение людей может регламентироваться различными санкциями, в том числе политическими (наказание и награда), моральными (общественное мнение), религиозными. Наказание применяется не для исправления правонарушителя, а для вразумления других, т.е. имеет общественное значение. Бентам был противником смертной казни, утверждая, что неотвратимость наказания важнее его жестокости.

Ученый считал, что есть лишь волеустановленное право, т.е. то, которое установлено государством. Применяя утилитаризм к вопросам права, Бентам приходит к выводам, что права могут быть только конкретными, они должны существовать до тех пор, пока полезны обществу, и упраздняться в случае их бесполезности, а также, что закон сам по себе – зло, поскольку связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его применении возможны ошибки. Тем не менее, закон – зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность.

Главным предметом законов Бентам называет частную собственность. Отсюда следовал вывод, что законы не должны вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими. По теории утилитаризма стороны сами определяют условия договора, исходя из «собственной пользы».

Бентам уделял внимание и вопросам эффективности применения права. Он считал, что законы должны быть известны каждому адресату (это достигается, прежде всего, тем, если все правовые нормы являются писаными), они должны быть просты настолько, чтобы каждый мог пользоваться ими, не прибегая к постороннему толкованию.

Разработанные им принципы кодификации законодательства использовались в законодательстве многих стран (Франции, Германии, Греции, Индии, Австралии, Канады и др.).

В начале XIX в. развитие промышленности, и торговли в Западной Европе шагнуло далеко вперед: возросло количество крупных предприятий и резко повысилось число рабочих, занятых на фабриках и заводах, хотя внедрение машин в производство происходило значительно медленнее. Однако буржуазия значительно окрепла: за время революции сложился значительный слой богатых людей, нажившихся на спекуляции «национальными» имуществами, на военных поставках и ссудах правительству.

Буржуазия приступила к истолкованию в своих интересах лозунгов равенства и свободы, которые переполняли собою трактаты XVIII в. Она перешла к разъяснению всех конкретных особенностей обещанного революцией царства разума и справедливости, которое на деле должно было стать и стало «царством буржуазии».

3. Немецкий либерализм. Л. Штейн

С развитием капитализма и ростом пролетариата идеи социализма и коммунизма, особенно неизбежности пролетарской революции получили все большее распространение. С их критикой выступил Л.Штейн.

Лоренц фон Штейн (1815-1890) – немецкий философ, историк и экономист родом из Шлезвига (Германия). Изучал философию и юриспруденцию в Кильском и Йенском университетах. В начале 1840-х гг. направился в Париж для изучения социалистического движения. В 1846 Штейн стал профессором в Кильском университете, но в 1851 лишен кафедры за то, что по шлезвиг-голштинскому вопросу[3] (вместе с другими 9 профессорами) высказался против Дании. В 1855 был приглашен в Венский университет, где и преподавал в течение 30-ти лет. И в 1885, когда ему минуло 70 лет – предельный профессорский возраст в Австрии – вышел в отставку.

Основные произведения: «Социализм и коммунизм в современной Франции», «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии» и др.

Штейн понимал, что социалистическое движение связано с развитием класса наемных рабочих и имеет интернациональное значение. Более того, он предсказывал неизбежность социальных революций. Чтобы избежать этих социальных потрясений, Штейн разработал проект реформирования государства и права.

Форма государства. Рассуждая о формах правления, наиболее подходящих на роль социального арбитра, Штейн полагал, что ни абсолютная монархия (поскольку она основана на произволе одного лица), ни демократическая республика (в ней власть недостаточно сильна и подотчетна обществу) неспособны стать орудием «общей пользы». Единственной формой государства, независимой от классов, он считал конституционную монархию, особенно наследственную. Наследственная королевская власть должна стоять над схваткой отдельных групп общества, свято охраняя свободу всех и каждого. Штейн утверждал, что стоящий выше всяких частных интересов монарх уже благодаря своему положению будет защищать притесненных от чрезмерного угнетения.

Разделение власти. Штейн различает в государстве законодательную, исполнительную и княжескую (монархическую) власти. Однако монарх возвышается над всеми ветвями власти и является гарантом соблюдения законов.

Право. Исходя из разделения государственной власти на ветви, Штейн полагал, что закон есть выражение государственной воли, распоряжение – выражение воли исполнительной власти. Закон, считал Штейн, есть выражение воли законодательного органа, но только при согласии монарха (или другого главы государства) воля законодательного органа становится волею государства. Под правом он понимал равные возможности людей для улучшения своего положения.

Социальное государство. Если говорить об идейной основе социального государства, то изначально она восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан.

Впервые же понятие и термин «социальное государство» в четко определенном юридическом смысле появилось в середине XIX в. в трудах Л. Штейна. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства свободы, защите всех обездоленных; государство должно осуществлять общественный и экономический прогресс всех его членов. В работе «Настоящее и будущее правовой научно-государственной Германии» он писал, что социальное государство должно поддерживать абсолютное равенство в правах для всех классов, оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо развитие одного является условием развития другого, и именно в этом смысле нужно говорить о социальном государстве.

В 70-х годах XIX в. идеи «надклассовой монархии» Л.Штейна в виде социального государства были использованы рейхсканцлером О.фон Бисмарком как обоснования существования в Германии «социальной монархии».

4.Политические взгляды О. Конта

Ярко отразила дух времени философская система позитивизма, которую создал французский философ и математик Огюст Конт.

В теории права выделяют юридический и социологический позитивизм.

Юридический позитивизм– направление правовой мысли, господствовавшее в европейской правовой культуре по 2-й половине XIX – 1-й половине XX в., отождествляющее право с законом независимо от содержания последнего. Юридический позитивизм исходит из того, что предметом юридической науки являются нормы права, их толкование и соотношение, т.е. сводит право исключительно к текстам источников права, отказывается от теоретического объяснения и оценки правовых явлений, ограничиваясь их описанием, систематизацией и классификацией.

Огюст Конт (1798-1857 гг.) родился в Монпелье в семье чиновника, сборщика податей. Учился в лицее, затем Высшей Политехнической школе. С 1817 по 1824 был секретарем Сен-Симона, у которого и заимствовал часть своего учения. Разрыв между ними произошел из-за разногласий по поводу авторства третьей части книги «Катехизис промышленников» В 1826 г. Конт приступил к чтению платных лекций по позитивной философии, однако вскоре они были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания. После выздоровления в 1828 возобновил чтение лекций и частные уроки. И получил должность экзаменатора в Политехнической школе. Конт преподавал математику, астрономию, физику, механику. В 1842 г. из-за противостояний с коллегами он был уволен, жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами. В 1857 г. заболел и вскоре скончался.

Основные произведения: «Курс позитивной философии» (в 6-ти томах), «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (в 4-х томах).

Развивая учение Сен-Симона и его взгляды на эволюцию общества, Конт устанавливает три стадии развития общества (теологический, метафизический и позитивный):

Государство. Конт был против теории общественного договора. Он считал, что, так как люди живут в обществе, то они изначально социальны и поэтому нет никакой нужды в «общественном заговоре», о котором писал Руссо.

Основной задачей своей философии Конт считал переустройство общества на основе позитивизма и разработал «План реорганизации социальной жизни», по которому «ретроградная аристократия» и «анархическая республика» будут заменены социократией.

В социократии сохраняется класс капиталистов (патрициат) и пролетариев в соотношении 1 к 33. Светская власть должна принадлежать промышленникам (банкирам, купцам, фабрикантам, землевладельца). Патрициат под руководством главных банкиров управляет социократией. Духовную власть осуществляют «жрецы позитивистской церкви» (философы, ученые, поэты, врачи), воспитывающие оба класса в духе солидарности.

Идея солидарности является основной в контовской социологии и позитивной политике. Конт предлагает рассматривать общество как единое органическое целое, в котором взаимосвязь людей и социальных групп понимается как солидарность и каждый индивид как составная часть целого должен выполнять свою основную функцию.

В итоге Конт представлял, что человечество объединится в 500 социократий (размер каждой не более Бельгии, т.к. в большом государстве невозможен ни порядок, ни прогресс), возглавляемых Общим советом.

Право. Исходя из идеи солидарности, Конт считает, что каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав. Само слово «право» должно быть исключено из политической лексики. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанном на представлении о богоустановленности власти. В социократии не должно быть ни права, ни прав личности.

Однако замена права позитивной политикой и религией, а прав личности обязанностями не означает каких-либо посягательств на капиталистическую собственность, которой Конт дал новое позитивистское обоснование: собственность выполняет необходимую социальную функцию – создает и управляет капиталами, при помощи которых каждое новое поколение подготовляет работу для следующего за ним.

Таким образом, социократия изображается Контом как сотрудничество классов, но при этом сохраняется в полной неприкосновенности частная собственность и капиталистическая эксплуатация.

Учебно-методическая литература

Рекомендуемая литература:

Рекомендуемая дополнительная литература:

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

[1] Это проект тюрьмы, который предусматривал, что один стражник может наблюдать за всеми заключенными одновременно. Тюрьма представляет собой строение со стеклянными внутренними перегородками. Стражник находится в центре, но невидим для заключенных. Узники не знают, в какой именно момент за ними наблюдают, и у них создается впечатление постоянного контроля. Таким образом, они становятся идеальными заключенными.

[2] Чезаре Беккария (1738-1794) – итальянский просветитель, юрист. Автор всемирно известного труда «О преступлениях и наказаниях».

К. Гельвеций (1715-1771) – французский философ, заложивший основание целостной системы утилитаризма.

[3] Шлезвиг-Гольштейн – часть Пруссии, с 1773 входила в состав Дании. В середине 19 в. здесь развернулось национально-освободительное движение немецкого населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *