покровский собор гатчина официальный сайт
Покровский собор в Гатчине
Гатчинский Покровский собор (также носит название Собор Покрова Пресвятой Богородицы) — действующий православный храм, наряду с Павловским собором входит в число объектов культурного наследия РФ. Он является самым большим храмом в Ленинградской области, освященным в честь Богородицы.
Покровский собор в Гатчине имеет богатую историю: он пережил две войны, тяжелый период гонений в советские годы, закрытие и долгое восстановление.
Сейчас собор представляет собой величественный белоснежный храм с золотыми звездами и синими куполами, который является одной из достопримечательностей Гатчины, полюбившейся как местным жителям, так и туристам.
Внутреннее убранство храма отличается простором, красотой и большим количеством света: в ясную погоду лучи солнца проникают через большие витражные окна и оставляют на полу цветные блики. Среди церковной утвари имеются иконы и ларцы с частичками мощей святых.
По отзывам туристов и прихожан, в храме царит душевная атмосфера, праздничные службы проходят красиво и торжественно, сопровождаются пением хора.
Расписание богослужений в Покровском соборе в Гатчине
Службы в Покровском соборе проходят ежедневно. Стандартное расписание:
Молебны проводятся по воскресеньям и церковным праздничным дням.
Сам Покровский собор работает также ежедневно: с 8:00 до 19:00 по выходным, до 17:00 по понедельникам и вторникам, до 18:00 в остальные дни (среда, четверг, пятница). Для посетителей разрешена фото- и видеосъемка внутри собора.
Книжная лавка при соборе работает все дни, кроме понедельника и вторника, с 11.00 до 16.00.
История
История Покровского храма в Гатчине ведется с 1896 года, когда местный купец Кузьма Карпов отдал для подворья женского Пятогорского монастыря участок земли и двухэтажный деревянный дом: 24 июля в этом доме священником Василием Левитским, настоятелем Покровской церкви в Мариенбурге, была заложена новая временная церковь. Переоборудование помещения заняло около двух недель, после чего, в августе 1896 года, епископ Гдовский Назарий (Кириллов) осветил главный престол церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а боковой придел — во имя святого Александра Невского (в память Императора Александра III). В этом подворье разместилось около 30 сестер.
В начале XX века было принято решение о возведении на подворье новой каменной церкви, и летом 1905 года начались строительные работы. Активное участие в работах принимали жители Гатчины — многие из них помогали необходимыми материалами или денежными средствами, а также сестры Пятогорского Богородицкого монастыря.
Основная часть строительства закончилась в 1914 году, после чего храм был освещен: 8 октября — главный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы — епископом Нарвским Геннадием, 9 октября — южный придел во имя святого Александра Невского — благочинным монастырей архимандритом Макарием (Воскресенским), 7 декабря — северный придел во имя Николая Чудотворца — им же. Согласно архивам храма, осенью 1918 года в его подвале был освящен еще один небольшой придел, четвертый, во имя святого Иоанна Крестителя и мученицы Лидии.
Первоначальное деревянное здание временной церкви было разобрано в 1915 году.
В связи с событиями, развернувшимися в стране — участием в Первой мировой войне и революцией 1917 года, некоторые отделочные работы в храме так и не были закончены, в частности снаружи его стены оставались неоштукатуренными (просто кирпичными) вплоть до 2011 года.
Монашеское подворье было закрыто в 1929 году, однако часть сестер, «сняв монашескую одежду», осталась здесь жить для обслуживания церкви. В 1938 был взят под арест настоятель церкви священник Севастьян Воскресенский (будущий священномученик), через некоторое время расстрелянный вместе с другими гатчинскими священниками. Впоследствии территория и помещения церкви были отданы под склад.
Возвращение храма православной общине состоялось только в 1990 году, на обустройство ушел год, после чего здесь провели первое богослужение. В 1996 году в подвальной части собора был открыт нижний храм, освященный во имя Иоанна Кронштадтского.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы сегодня
На сегодняшний день в Покровском соборе работают:
Покровский собор в Гатчине на панорамах Google Maps
Как добраться до Покровского собора в Гатчине
Покровский собор находится на пересечении улиц Красная и Достоевского. В 100 метрах от собора на улице Чкалова располагается остановка общественного транспорта «Музыкальная школа», на которой останавливаются автобусы № 21, 431, 514, 517, 518, 521, 522, 523, 523а, 524, 525, 526, 527, 529, 530, 533, 536, 537, 539, 540, 542, 543, следующие из соседних городов, поселков и станций, а также маршрутное такси № 631, идущее от остановки «Бульвар Новаторов (Дачный проспект)» на юге Санкт-Петербурга.
Для тех, кто планирует приехать в храм на личном автомобиле, сделать это можно свернув с проспекта 25 Октября на Революционный переулок, а затем на улицу Красная.
Также добраться до Гатчинского Покровского собора можно, воспользовавшись услугами такси, например, одним из приложений таких компаний, как Яндекс. Такси, Uber, Gett.
Видео: Покровский храм, Гатчина
Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Гатчины
Контакты
Расписание богослужений
Богослужения: ежедневно.
Исповедь: 8.30. Литургия: 9.00. Вечерние богослужения: 16.30.
По воскресеньям и праздникам после вечернего богослужения: молебны с акафистом.
Книжная лавка работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 11.00 до 16.00.
Автор проекта: арх. Л. М. Харламов при участии А. А. Барышникова
Иконописная мастерская: Иконописная мастерская Дмитрия Хомякова (Иконостас: Спаситель, Богородица, Св. Василий Великий, Св. Иоанн Златоуст)
Ближайшие места
О храме
М онастырское подворье Пятогорского Богородицкого женского монастыря стало действовать в Гатчине в 1895. Земля и строения подворья были пожертвованы монастырю супругами Карповыми. В мае 1904 на средства Карповых началось строительство собора Покрова Пресвятой Богородицы в Гатчине (арх. Л. М. Харламов при участии А. А. Барышникова). Освящен 13 октября 1914. В начале 1930-х собор закрыт. В 1990 передан православной общине. В 1991 возобновились богослужения и с этого времени не прекращались, несмотря на масштабные восстановительные работы.
Главный престол – Покрова Божией Матери (престольный праздник 14 октября); левый – Свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря); правый – св. блгв. кн. Александра Невского (12 сентября, 6 декабря). Придел нижнего храма – св. прав. Иоанна Кронштадтского (престольный праздник 2 января). Освящен в 1998. Памятник архитектуры. Восстанавливается.
Мариенбургский Покровский храм г.Гатчины
наш приходской сайт
Расписание богослужений
Ноябрь 2021
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
4 ноября, четверг
Казанской иконы Божией Матери
09:30 Исповедь
10:00 Литургия,славление
5 ноября, пятница
17:00 Утреня (парастас)
6 ноября, суббота
Димитриевская родительская суббота
09:30 Исповедь
10:00 Литургия
11:30 Панихида
12:00 Лития на кладбище
17:00 Всенощное бдение, исповедь
7 ноября, воскресенье
09:30 Исповедь
10:00 Литургия
11:30 Молебен
13 ноября, суббота
09:30 Исповедь
10:00 Литургия
11:30 Панихида
17:00 Всенощное бдение, исповедь
14 ноября, воскресенье
09:30 Исповедь
10:00 Литургия
11:30 Молебен
20 ноября, суббота
09:30 Исповедь
10:00 Литургия
11:30 Панихида
17:00 Всенощное бдение, исповедь
21 ноября, воскресенье
Архистратига Михаила
09:30 Исповедь
10:00 Литургия
11:30 Молебен
27 ноября, суббота
09:30 Исповедь
10:00 Литургия
11:30 Панихида
17:00 Всенощное бдение, исповедь
28 ноября, воскресенье
09:30 Исповедь
10:00 Литургия
11:30 Молебен
Требоисполнения совершаются по предварительной договоренности со священником +7(952)2876808
Храм открыт ежедневно :
с 9.00 до 18.00 — в богослужебные дни (в субботу до 19.00),
с 10.00 до 18.00 — в не богослужебные дни.
Исповедь — 9.30 и во время Всенощного бдения (по субботам и праздничным дням)
Покровский собор (Гатчина)
Покро́вский собо́р — храм Гатчинской епархии Русской православной церкви, расположенный в Гатчине. Это самый большой храм в Ленинградской области, освящённый в честь Богородицы.
Содержание
История [ править ]
Первоначально под подворье Пятогорского Богородицкого (бывшего Вохоновского Мариинского) женского монастыря купцом 3-й гильдии Козьмой Карповым был предоставлен деревянный двухэтажный дом, находившийся на углу Госпитальной и Мариинской улиц. 24 июля 1896 года настоятель Покровской церкви в Мариенбурге священник Василий Левитский совершил закладку в этом доме временной церкви (то есть переоборудование под церковь). Спустя две недели работы были закончены, и 6 августа того же года епископ Гдовский Назарий (Кириллов) совершил освящение в ней главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а на следующий день — бокового придела во имя святого Александра Невского. В 1915 году, после освящения каменной подворской церкви, эта временная церковь была упразднена и вскоре разобрана.
Разработкой проекта нового каменного собора занимались архитектор Леонид Харламов и инженер путей сообщения и архитектор Александр Барышников.
Летом 1905 года начались строительные работы, причём многие жители города принимали участие в строительстве — помогали средствами и строительными материалами. Торжественную закладку храма, когда уже был возведён его цокольный этаж, совершил 3 июня 1907 года благочинный монастырей архимандрит Макарий (Воскресенский). Многие отделочные работы выполняли сёстры Пятогорского Богородицкого монастыря, в том числе ими было выполнено золочение церковных крестов, а также дубовых иконостасов и других церковных принадлежностей.
Главный придел храма — во имя Покрова Пресвятой Богородицы был торжественно освящён 8 октября 1914 года епископом Нарвским Геннадием (Туберозовым). Южный придел — во имя святого Александра Невского был освящён 9 октября 1914 года благочинным монастырей архимандритом Макарием (Воскресенским), а северный — во имя Николая Чудотворца был освящён им же 7 декабря 1914 года.
Первая мировая война и революция 1917 года помешали завершить отделку храма — фасад собора оставался не оштукатуренным до 2011 года. Согласно архивным документам, осенью 1918 года в подвале подворской церкви был освящён небольшой придел во имя святого Иоанна Крестителя и мученицы Лидии. С 1911 года и вплоть до своего ареста в 1938 года настоятелем церкви являлся священник (будущий священномученик) Севастьян Воскресенский (1874—1938)
Церковь была закрыта по постановлению президиума Ленинградского областного исполнительного комитета от 11 мая 1939 года. Её помещения были отданы под склад «Гатчинторга».
Православной общине собор вернули только в 1990 году, и в 1991 году в нём состоялось первое богослужение.
В 1996 году в подвальной части собора устроен нижний храм в честь святого Иоанна Кронштадтского.
Покровский собор — самый большой храм в Ленинградской области, освящённый в честь Богородицы.
14 октября 2012 года чин Великого освящения Покровского собора совершил епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии.
Деятельность прихода [ править ]
При соборе действуют:
Мариенбургский Покровский храм г.Гатчины
наш приходской сайт
Святыни нашего храма
Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Икона Божией Матери «Всецарица»
Икона святой великомученицы Екатерины с частицей мощей
Икона святой преподобномученицы Марии Гатчинской с частицей мощей
Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей
Икона святого мученика Трифона с частицей мощей
Икона Божией Матери «Взыскание погибших».
О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Согласно преданиям, эта икона прославилась ещё в 6 веке н.э, в малоазийском городе Адане (территория современной Турции). В России наиболее ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г.Болхова, Орловской губернии, написанный, по некоторым сведениям, в 1707 году.
До настоящего времени сохранились несколько древних списков иконы «Взыскание погибших». Наиболее известные из них находятся в Москве – в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке и в храме Положения Ризы Господней, в Самаре – в Покровском кафедральном соборе, и в Гатчине – в нашем Покровском храме, в Мариенбурге.
Для того, чтобы понять, каким образом икона Божией Матери «Взыскание погибших» появилась в Маринбурге-Гатчине, вернёмся в дореволюционные времена.
17 октября 1888 года близ станции Борки Харьковской губернии произошло крушение царского поезда, в результате которого ни император Александр III, ни его семья не пострадали, выйдя из страшных обломков невредимыми. Хотя всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб. Спасение императорской семьи было объявлено чудесным и вызвало по всей России радостный отклик среди граждан. Государь-император Александр III, будучи очень сильным человеком, лично держал потолок смятого вагона, давая возможность выбраться из-под обломков своим родным, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Царь писал своему брату, Великому князю Сергею Александровичу: «Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и в Его великую милость».
В память чудесного избавления в Свято-Троицком Раковском монастыре была написана копия чудотворной иконы «Взыскание погибших» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы игуменьи Анатолии с сестрами. Копия была поднесена Царской семье, но где икона находилась до 1917 года, неизвестно. На фотографии, сделанной в келье преподобномученицы Марии Гатчинской в 1920-х годах, видна копия с царской иконы в центре домашнего иконостаса. Судя по всему, икона была доступна для поклонения верующих и продолжала источать исцеления.
Со слов многолетней помощницы настоятеля Мариенбургского Покровского храма протоиерея Петра Белавского, алтарницы храма Александры Ивановны Савиной (+2007), икона «Взыскание погибших» была обретена следующим образом. В конце 1950-х годов две женщины шли в храм через речку Колпанку по дощатому мостику и обратили внимание на одну из его досок. Она была широкая, цельная, со шпонками. Когда ее сняли, это оказалась икона Божией Матери «Взыскание погибших». На иконе сохранилась надпись, что она «сооружена» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря игуменьи Анатолии с сестрами в память чудесного избавления Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда». Образ они передали в Мариенбургский храм. К отцу Петру приезжало много творческой интеллигенции, и кто-то из этих людей сделал на иконе венец из посеребренной латуни очень хорошей тонкой работы.
17 февраля 1994 года, во время всенощного бдения накануне дня празднования иконе, на образе выступили маслянистые капельки без запаха. После продолжительного мироточения настоятель храма иеромонах Никита (Марков) доложил об этом митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву), который назначил компетентную комиссию, засвидетельствовавшую мироточение иконы. Мироточение образа «Взыскание погибших» повторялось потом два раза уже в настоятельство протоиерея Анатолия Павленко. Оно не было обильным: на иконе выступало несколько капель, образуя подтеки.
По свидетельству о. Анатолия, однажды после воскресной службы к нему подошла одна женщина с просьбой отслужить три молебна Пресвятой Богородицы перед Ее образом «Взыскание погибших». Батюшка стал расспрашивать подробнее о причине такой просьбы. Выяснилось, что эту женщину благословил так поступить ее духовник, человек высокой духовной жизни. У нее пропал сын. Муж ее был военный, служил на Дальнем Востоке, сын тоже стал военным, пограничником. И вот от сына перестали приходить письма. В это время она с мужем развелась и переехала в Санкт-Петербург, где пришла к вере и воцерковилась. Стала работать уборщицей в Александро-Невской лавре. Когда женщина появилась в Мариенбурге, прошло 11 лет, как от ее сына не было вестей. О. Анатолий отслужил молебны перед иконой два воскресенья подряд. А на третье, подходя к кресту, эта женщина сказала: «У меня такая радость — сын приехал!». Как оказалось, сын попал под артобстрел на границе, был контужен, пролежал 2 года в госпитале. Когда вышел из госпиталя и приехал домой, ему сказали, что родители развелись и уехали в неизвестном направлении. 11 лет мать и сын ничего не знали друг о друге. А тут после второго молебна — звонок в дверь и сын на пороге!
Икона установлена в нашем храме слева от алтаря, и почитается прихожанами. До настоящего времени, икона часто мироточит. На празднование иконы «Взыскание погибших» (18 февраля по новому стилю) каждый год приезжает множество людей. Этот день стал как бы вторым престольным праздником Мариенбургской Покровской церкви.
Икона Божией Матери «Всецарица».
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески – «Пантанасса»), стала известна во всем мире как образ, исцеляющий с верой приходящих к нему людей от тяжелейших онкологических заболеваний. На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех людей. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву. Многие прихожане и гости нашего храма получали исцеление и утешение, по молитвам перед этой иконой. День празднования иконы «Всецарица» – 31 августа по новому стилю.
Икона святой великомученицы Екатерины с частицей мощей.
История святой великомученицы Екатерины, изображённой на этой иконе, начинается в 287 году, когда в семье Александрийского правителя родилась дочь. Повзрослев, наделённая природным умом, красотой и богатством девушка, становится христианкой. Однажды во сне ей явился Господь с Пречистой Девой Марией и передал ей перстень в знак обручения с ней, который всегда оставался на ее руке. Проснувшись и увидев перстень, она исполнилась величайшей радостью и верой в Господа Бога. Впечатленная видением, святая Екатерина даёт обет безбрачия и открыто проповедует христианство. Когда в Александрии императором Максимианом было устроено широкое языческое праздненство, девушка явилась на него и во всеуслышание обличала язычников и исповедовала Христа. Поражённый красотой и речью девушки Максимиан, пробует вначале убедить царевну отречься от Христа, но позже, не добившись ничего, заключает Екатерину в темницу. Туда-то к святой Екатерине и пришла супруга императора, царица Августа. Побеседовав с девушкой, Августа принимает христианство.
Так как святая великомученица Екатерина была канонизирована еще до разделения церквей, то она почитается и католиками, и православными. На иконах великомученицу изображают в царском венце, подчеркивая ее благородное происхождение. Багряный плащ-накидка свидетельствует о мученической кончине святой.
День памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской — 7 декабря по новому стилю.
Икона святой преподобномученицы Марии Гатчинской с частицей мощей.
Подвиг святой преподобномученицы Марии Гатчинской совершился в относительно недавнее для нас время – в первой половине 20 века. Преподобномученица Мария родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье владельца сургучной фабрики. В крещении была наречена Лидией. Переболев энцефалитом, во время учёбы в гимназии, святая Мария оказалась навсегда прикована к постели. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, показывали ее знаменитым отечественным докторам, возили за границу для консультаций с европейскими специалистами, но никто не смог изменить течение болезни.
В 1909 году по совету врачей семья переехала в город Гатчину. В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась; благодаря этим страданиям, она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную. После того как мать и братья скончались и Лидия осталась жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире единомысленные с ними православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах.
Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники, и архиереи. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) благословил постричь подвижницу в монашество. В 1922 году в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро-Невской Лавры Макарий (Воскресенский) постриг ее в мантию с именем Мария.
Каждый день Марию посещало множество народа; люди ожидали очереди в прихожей, многие приносили ей продукты и деньги, которые она в свою очередь раздавала нуждающимся. По воспоминаниям профессора Ивана Михайловича Андреева, монахиня Мария имела огромный дар утешения и исцеления скорбящих душ.
Незадолго перед своим арестом и мученической кончиной у подвижницы побывал митрополит Петроградский Вениамин, который, подарив ей свою фотографию, написал: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».
В начале 1932 года богоборческая власть приступила к арестам монахов и монахинь ранее закрытых монастырей. Монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 года. При аресте двое сотрудников ОГПУ подошли к постели монахини и, ухватив ее за вывернутые руки, поволокли по полу и по земле, а затем, раскачав за руки и за ноги, забросили в кузов грузовика. Однако нахождение монахини Марии в тюрьме из‑за ее болезни было в то время невозможно, и ее поместили в тюремную больницу, здесь следователь и допросил ее. Подтвердив, что она является сторонницей митрополита Иосифа (Петровых), монахиня Мария сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, – ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет… Я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть».
Монахиня Мария скончалась 17 апреля 1932 года в тюремной больнице в Петрограде и была погребена на Смоленском кладбище.
В 1981 году была причислена Русской Зарубежной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских, как новопреподобномученица Мария Гатчинская.
17 июля 2006 года канонизирована Русской православной церковью – включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии.
26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и помещены в Гатчинском Павловском соборе.
В нашем храме Вы можете молитвенно обратиться к святой Марии перед её образом с частицей мощей. День памяти преподобномученицы Марии Гатчинской – 17 апреля по новому стилю.
Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей.
Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим, и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. «В женском естестве мужескую крепость имела еси…» – так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем по просьбе младшего сына Василия перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Почитаемая при жизни за духовную мудрость и щедрые благодеяния, после упадка Кашинского княжества княгиня Анна была забыта до того, что к гробнице ее относились непочтительно, но в Смутное время при опасности разорения города явила себя его защитницей и покровительницей.
В 1611 г. при нападении польско-литовских интервентов на Кашин, она явилась во сне тяжело больному пономарю Герасиму, сказав: «гроб мой народом ни во что вменяется, считаете его обыкновенным, и меня презираете… Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него. И доколе будете вы попирать меня ногами? Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, и сохраняю вас от многих зол и напастей?» После этого сна Герасим был исцелен, и люди стали молиться у забытой ими гробницы. Начались случаи исцелений. Об этом стало известно при дворе. Прославление святой происходило при одобрении и непосредственном участии царя Алексея Михайловича. Сам царь с царицей, сестрами и всем двором приехал на торжества прославления 12 июня 1650 г., привез составленную по его указу знаменитым Епифанием Словинецким службу святой Анне и собственными руками вместе с царедворцами перенес нетленные мощи святой из ветхого Успенского собора в каменный Воскресенский. Несли гроб на особом «деревянном одре» (носилках) на своих плечах сам Царь и прибывшие с ним бояре. Множество народа, стекшегося по этому случаю, придавало большую торжественность величественной церемонии. Еще ни одна святая Русской Церкви не удостаивалась столь пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Этот чуть ли не единственный случай в истории Русской Церкви был вызван острейшей борьбой того времени со старообрядческим расколом. Дело в том, что при освидетельствовании мощей святой было обнаружено, что правая рука ее сложена для крестного знамения двуперстно. В акте освидетельствования особо указывалось, что при попытке разогнуть сложенные для крестного знамения персты святой Анны Кашинской, они снова складывались обратно. Это и послужило основной причиной приостановления ее почитания. Святая Анна и после смерти разделяла со своим народом его беды: трагедию разделения. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, 12/25 июня 1909 года в Кашине прошли торжества восстановления церковного почитания св. Анны Кашинской. Торжества были грандиозны: 120 тысяч паломников прибыло в небольшой Кашин. Многие из них пришли в составе пяти крестных ходов, двигавшихся со всех сторон Тверской губернии. В числе паломников были и члены царской фамилии и двора. Торжества длились два дня и все уходили утешенными, каждый уносил с собой небольшую икону св. Анны Кашинской, освященную на ее мощах. И сегодня эти иконы можно встретить по всей стране, а имя Анны Кашинской до сих пор особенно любимо верующим народом. Торжества не были событием только Тверского края. Уже в апреле 1909 года в области терского казачества в г. Грозном была открыта женская монашеская община в честь св. Анны Кашинской, а в Петербурге на Выборгской стороне 31 декабря 1909 года был освящен первый в России храм в ее честь. Потом и в Москве в Донском монастыре в 1914 году построена кладбищенская церковь в честь Анны Кашинской и Серафима Саровского. Оба эти храма сейчас действующие.
В нашем храме находится икона святой Анны Кашинской с частицей мощей. Дни памяти святой по новому стилю: 25 июня (второе прославление и перенесение мощей), 3 августа (обретение мощей), 15 октября (преставление).
Икона святого мученика Трифона с частицей мощей.
Святой мученик Трифон родился в 3 веке в одной из областей Малой Азии – Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада.
С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238–244).
Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы – веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.
Когда на царский престол вступил император Декий (249–251), жестокий гонитель христиан, эпарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона.
Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божии. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.
Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон в видении повелел перенести его тело на свою родину в селение Кампсаду. Это и было исполнено.
Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю – мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, держащего царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода.
Присутствие иконы святого Трифона, небесного покровителя охотников, в нашем храме, глубоко символично, т.к. население Егерской слободы (а именно так называется эта часть Мариенбурга), во времена дореволюционной России составляли, в основном, егеря, охотники и люди, так или иначе связанные с организацией царской охоты.
День памяти святого мученика Трифона – 14 февраля по новому стилю.