покровский мужской монастырь климово
Климовский Покровский мужской монастырь.
Монашество-это блаженство! (Прп. Амвросий Оптинский)
Расписание богослужений
Понедельник — Пятница:
17.30 – 9-й час, вечерня;
Суббота:
09.00 – Часы, Божественная Литургия.
17.00- Великая Вечерня;
Воскресенье:
09.00 – Часы, Божественная Литургия.
Таинство Крещения
Воскресение — 14. 00 (просьба, приходить заблаговременно).
Панихида: — ежедневно в 9:00 по потребности прихожан, за исключением воскресных дней и Великих Праздников.
Братией монастыря принимаются частные требы (причащение и соборование на дому, отпевания, освящение домов, машин и проч.)
Контактные телефоны:
+7 906 502 36 09 — игумен Фотий
+7 961 107 16 69 – послушник Виктор
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Икона дня
Православный календарь
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Внутренний туризм: Климовский Покровский монастырь (с. Покровское)
Климовский Покровский монастырь расположен в центре села на холмистом берегу р. Дожогалка. Основан в 1765 г., после разгрома известного центра старообрядцев в слободе Ветка и массового переселения их на земли Стародубья.
Тогда же здесь поставили вывезенную из Ветки деревянную церковь Покрова, около которой образовался старообрядческий монастырь.
Находясь в окружении раскольничьих слобод, он вскоре завоевал популярность и стал именоваться «всей России Лаврою». В 1847 г. превращен в единоверческий.
|
Все постройки монастыря до 19 в. были деревянными. В центре стоял Покровский храм с пристроенной к нему в 1772 г. теплой Никольской церковью «наподобие трапезной». Рядом находились кельи, дом настоятеля и богадельня, окруженные забором.
Его вертикальной доминантой служила соборная колокольня, достигавшая 67 м в высоту и имевшая большие башенные часы с боем. В ансамбль также входили кельи, гостиница и различные хозяйственные сооружения. К настоящему времени сохранились лишь собор, теплая церковь и ряд сильно перестроенных служебных зданий.
Один из самых значительных по размерам старообрядческих монастырей России, являвшийся центром этого религиозного движения в юго-западных губерниях и сохранивший своеобразные памятники. В центре возвышается большой собор, занимающий главенствующее положение в комплексе и господствующий в окружающем ландшафте.
За годы советской власти часть построек была разрушена или перестроена, ограда разобрана. В постройках располагались детские воспитательные учреждения и совхоз.
К концу XX века сохранились лишь собор, тёплая церковь и ряд перестроенных служебных зданий.
В 2000-х годах на территории бывшего монастыря началось восстановление разрушенных строений. В храме Святителя Николая Чудотворца стали проводить церковные службы.
В 2006 году часть раннее принадлежащих Покровскому монастырю зданий была передана Русской Православной Церкви.
Образовалась монашеская община, монастырь был возрождён как подворье Казанской Площанской Богородицкой пустыни. Проводились ремонтно-восстановительные работы, территория облагораживалась.
С 16 по 18 октября 2013 года здесь побывала специальная комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству для рассмотрения вопроса об открытии мужского монастыря в селе Покровское Климовского района Брянской области.
9 августа 2017 вновь прибыла комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству и дала согласие на открытие монастыря.
8 октября на заседании Священного Синода было принято решение об открытии Климовского Покровского мужского монастыря и назначении на должность игумена монастыря иеромонаха Фотия (Жеребцова).
|
Братия монастыря в настоящее время включает одного иеромонаха и четырех послушников. В отремонтированной Никольской церкви ежедневно совершаются богослужения. Интенсивно ведется ремонт Покровского собора.
Литература и источники информации:
Климовский Покровский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
25 апреля 1765 года было освящено место для церкви в сто квадратных саженей. В двух верстах от Митьковки и в четырех от Климовой слободы, в густом лесу поставлена была церковь, освященная 12 декабря 1765 г. Возведенная Покровская церковь имела громкое имя и в образовавшийся впоследствии монастырь со всей Российской империи стекались и мужчины и женщины как в древний Иерусалим. В Климову слободу бежало множество монахов также из Ветки. Местом жительства для них стала территория возведенной церкви. Из сооруженных в течение нескольких дней келий впоследствии сложился монастырь.
Михаил Калмык оградил монастырь деревянной дощатой оградой, а на сквозном проходе через монастырь сделал двое ворот, с берега от реки несколько калиток. Посредине монастыря была поставлена новая деревянная часовня. Эту часовню в 1787 году Михайло Калмык освятил во имя Казанской Пресвятой Богородицы.
До того, как Покровский монастырь получил официальный статус, слобожане не имели легального права на устройство таких монастырей. Организатором многих старообрядческих учреждений был в то время климовский житель и волостной бурмистр Алексей Васильевич Хрущов. Он пользовался большим почетом и уважением у жителей Климовой слободы. Благодаря Алексею Хрущову и Михаилу Калмыку Климова слобода стала всероссийским старообрядческим центром.
Последним на Ветке и первым (после второй выгонки) игуменом Климовского Покровского монастыря был Тарасий, по его настоянию был устроен и Климовский Казанский женский монастырь в 4 верстах от мужского монастыря.
Михаил Калмык (в миру Матфей Васильев) родился в Астраханской губернии, где поначалу жил с семьей. Сначала был священником Астраханской епархии, Николаевской церкви Преображенского монастыря при реке Чурке. После смерти жены, поступил в Астраханский Преображенский монастырь послушником. Впоследствии жил в Польше, затем в Ветке. В Покровской церкви был иеромонахом. Это был умный, огромной силы воли человек, сумевший подчинить себе старообрядцев и заслужить их глубочайшее уважение. При Михаиле Калмыке Климовский Покровский монастырь сделался «столицей староверства» по словам летописца Беляева. При нем Покровский монастырь в короткое время несказанно обогатился. Обильным потоком лилась старообрядческая милостыня в Климовский Покровский монастырь.
Официально Климовский Покровский монастырь получил свой статус 22 апреля 1768 года. Губернская канцелярия выдала соответствующий ордер.
Историки 19 века писали о монастырях Климова: «Покровский, основанный на Митковских грунтах, в нем было 103 монаха и служек. Девичий (имеется в виду Казанский) с 177 д. монахинь и белиц». «Около Климовой в 1781 году находились следующие раскольничьи монастыри: 1) при небольшой роще девичий Казанский, в нем часовня деревянная одна и прочее строение коего начисляется келий до ста и 2) монастырь мужской Покровский, в нем церковь деревянная одна, а друга теплая часовня келий для монахов сего монастыря до 50-ти».
По свидетельству Т. Верховского с 1766 по 1789 год, т.е. за 23 года в монастыре появилось до 700 человек, всего через Покровский монастырь прошло до шести тысяч душ. Из сочинений М. Лилеева известно, что в Климовский Покровский монастырь в 70-х годах 18 века переселился из Белева старец Пафнотий.
При Михаиле Калмыке был расширен и обустроен Покровский собор, (он достигал высоты 60 метров), а в 1772 году построен теплый придел к Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Во времена Михаила Калмыка монастырь пользовался у старообрядцев глубоким уважением, а настоятель Калмык сохранял свое влияние до самой смерти в 1795 году. К Калмыку с уважением обращались и иногородние поповщинские общества, посылая в его монастырь щедрую милостыню. Многие монастыри (в особенности Климовский Казанский) были в полной от Михаила Калмыка зависимости и даже испытывали перед ним панический страх (по свидетельству Т. Верховского). Покровский монастырь сохранял свое влияние и после смерти Калмыка, постоянно расширяя свои владения. К концу 18 века монастырь владел 600 десятинами земли.
3 января 1848 году Покровский старообрядческий монастырь был обращен в единоверческий и еще очень долго сохранял свое влияние. По высочайшей воле он был возведен в число штатных обителей 1–го класса. Для обращения Покровского монастыря в единоверческий очень много сделал протоиерей Тимофей Верховский во время своего пребывания в Черниговских посадах с 1844 по 1848 год неоднократно посещал Климовский Покровский монастырь. Он был командирован для освящения церквей и образования приходов для жителей Черниговских посадов, желающих перейти в единоверие. Во время своего пребывания в Черниговских посадах, через постоянное общение и многократные собеседования с настоятелем знаменитого монастыря Рафаилом, Верховский успел их подготовить к обращению монастыря в единоверческий.
В 1874 году были напечатаны записки Верховского «Стародубье», где было очень подробно описано посещение протоиереем посада Климов и Покровского монастыря. К приезду Верховского в монастыре собралось множество старообрядцев изо всех посадов, до 100 человек. Встреча началась в четверг 20 сентября 1845 года. Когда протоиерей вошел в церковь, она была полна слобожан, которые благочинно стояли. Гостя они встретили низкими поклонами. Верховский обратился к прихожанам с речью о принятии единоверия. Три дня в Покровском монастыре продолжалось составление и обсуждение прошения на Высочайшее имя, которое подписали представители старообрядческих посадов. Климовские прихожане Троицкой и Покровской церкви обратились к протоиерею с просьбой в воскресенье 23 сентября совершить в Троицкой церкви всенощное бдение и литургию, так как этого хотели все жители посада. Из Покровского монастыря в посад Климов Верховского сопровождал Петр Петрович Давыдов. В его доме протоиерей и остановился. После совершенного богослужения Петр Давыдов угощал прихожан в своем доме. На следующий день 24 сентября Верховский покинул посад.
Только через два с лишним года 3 января 1848 года состоялось торжественное обращение Покровского монастыря в единоверческий. Акт был подписан в присутствии гражданского губернатора, членов ратуши Климовского посада. Акт писал секретарь Климовской посадской ратуши Иван Демьянов. Вот что было написано в документе: «1848 года января 3 дня, Черниговский гражданский губернатор, действительный статский советник Гессе, прибыв в Покровский старообрядческий монастырь, вместе с командированным со стороны св. правительствующего Синода архимандритом Иосифом, и собрав иночествующую братию и проживающих бельцов, с настоятелем их игуменом Рафаилом в главной во имя Покрова Богородицы церкви, объявил Высочайшее Его Императорского Величества повеление и исполнил оное водворением в Покровский монастырь архимандрита Иосифа и открытием в то же время правильного богослужения в церквях монастырских, при бытности всех вышеписанных лиц и в присутствии командированных со стороны духовной, С-Петербургско-единоверческой церкви протоиерея Тимофея Верховского, священников: Новозыбковского Александра Арсеньева и других, прибывших из близлежащих слобод, при членах посадских ратуш-Климовской и Митьковской и нижеподписавшихся лиц».
4 января с особой торжественностью было совершено богослужение, на котором присутствовали жители посада Климов в присутствии гражданского губернатора и прочих чиновников. Все монастырское имущество было сдано бывшим игуменом о. Рафаилом вновь определенному на его место единоверческому архимандриту. Были переданы также три тысячи рублей серебром. Бывший игумен о. Рафаил оставил в дар два личных акта на землю в 20 десятин.
После революции 1917 года у монастыря были отобраны все его владения. В 1922 году произведена конфискация. По сохранившимся воспоминаниям местных жителей государству отошли 24 пуда серебра, 3-4 пуда золота, в том числе золотая чаша весом в 8 фунтов. С 1919 года на территории монастыря располагалась детская колония, а впоследствии стала функционировать Климовская школа-интернат. В 1923 году монастырь окончательно закрылся.
В 2006 году некоторые здания, ранее принадлежащие Покровскому монастырю, были возвращены Церкви. 16-18 октября 2013 года здесь побывала специальная комиссия церковного Синодального отдела по монастырям и монашеству, которая приняла решение снова открыть здесь мужской монастырь.
8 октября 2014 года на заседании Священного Синода было принято решение о открытии Климовского Покровского мужского монастыря.24 декабря 2014 года на должность настоятеля монастыря был назначен иеромонах Фотий (Жеребцов)
Климовский Покровский мужской монастырь.
Монашество-это блаженство! (Прп. Амвросий Оптинский)
Новости
БОГОСЛУЖЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ
В Новогоднюю ночь в монастыре состоится богослужение.
1. Акафист великомученику Вонифатию.
2. Последование ко Святому Причащению.
3. Божественная Литургия.
Поделиться:
Покров Пресвятой Богородицы — престольный праздник
Поделиться:
СВЯТЫЕ ОТЦЫ
Поделиться:
Зима в монастыре
Поделиться:
Введение во храм Пресвятой Богородицы
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество.
«…Мария — есть дщерь Света, потому что чрез Нее озарились светом и мир, и обитатели его, омраченные чрез Еву, виновницу всех зол» (Прп. Ефрем Сирин)
Поделиться:
Воспоминания об игумене Константине — 3
Батюшка Константин — это любовь. А любовь — это все. Никогда не ругался. По головке нас гладил.
Если что-то случалось у нас, то все чувствовал, но внутри себя переживал.
Он — это радость. Никогда не забуду его. И забыть невозможно.
Деточки всегда за ним следом бегали.
Всех батюшка любил.
Изменения во мне произошли благодаря ему. Связываю с ним появление стремления к доброте, терпению, смирению.
Все добродетели у батюшки были.
Кажется, что батюшечка с нами живой и сейчас.
Радуемся, что Господь дал нам встретить батюшку Константина.
Батюшку прошу, чтобы он помолился. За семью.
Внук мой был маленький. На службы со мной ходил.
За батюшкой Константином всегда следом шел. Крестный ход когда ходили, батюшка ему кадило давал подержать, еще что-то помочь.
Бывало так: зову внука на службу. Он отвечает, что не хочет. А как дополню, что батюшка Константин приезжает, то бегом собираться начинал.
Радуемся, что Господь дал нам встретить батюшку Константина!
Поделиться:
Воспоминания об игумене Константине — 2
У батюшки была безграничная любовь ко всем. К нам даже в подворье присылали нарко- и алкозависимых. Со всеми бережно обращался. Никогда не торопился никуда. Суеты не было в нем. Можно сравнить отца Константина с солнышком, которое светит на всех одинаково. Свет его распространялся на всех, равно как на пьяниц, так и на серьезных людей.
Был очень большой приход у нас. Со всего Климовского района люди приезжали. Все старались к батюшке на исповедь попасть.
Подвижнический дух его проявлялся во всем. Вспоминается вот что. Был Великий пост. А отец Константин тогда бывало пил одну воду. Спрашиваю: «Батюшка, неужели кушать не хотите?», а он отвечает: «Нет, нет, не хочу». Я чай пью с хлебом, а он — водичку тепленькую. Такое впечатление создавалось при этом, что он сытый, будто только поел. Даже кашу в пост, без масла, без всего, посыпает сахарком и с большим аппетитом ест.
Все мог батюшка делать. Все у него получалось. В монастыре иногда было мало людей, некому было помогать. А мы держали двух козочек. Нужно их доить. Доил батюшка сам козу. Котики приходили молочком лакомиться. Собачка была у него. Жучка. Баловал ее батюшка тоже.
Ворон подбитый жил при монастыре. Года 3-4. Подлечил отец Константин его, а потом птица улетела. Видно семью создала.
Батюшка никогда не повышал голоса. Если переживал, замыкался в себе. Но не было такого случая, когда он вышел бы из себя или на кого-то накричал.
Очень красиво служил службу. Нараспев читал ектению. На клиросе пел вечернюю службу с особым духом, когда второй священник приезжал.
Потом отца Константина перевели в Площанскую Пустынь. На протяжении следующих 5 лет он продолжал общаться со своими духовными чадами, которые так нуждались в нем.
Еще нужно отметить его нестяжательность. Бывало, идет батюшка с конфетами или еще чем-то в руках, и пока дойдет до порога, ничего у него не остается – все роздано. На предложение оставить что-нибудь себе он отвечал: «Господь пошлет».
Поделиться:
Воспоминания об игумене Константине
Пришел к Богу игумен Константин во времена запустения церковной жизни. Не так было, как сейчас. Как говорится: «Не ради хлеба вкуса, а ради Иисуса». Его отличало искреннее движение к чистоте, искреннее отношение к Богу. Эта искренность распространялась и на окружающих людей, начиная с ребят, воспитывающихся в коррекционной школе-интернате. Эти дети обделены теплом родительской любви. Тепло, исходящее от отца Константина особенно притягивало их. Бывало, что приходили к нему ребята по второму разу креститься.
Играл он в футбол с детьми. Табуном с ним ребята бегали. Повалят его, мячик отберут. Настолько был прост батюшка, что ребенок мог его подойти и обнять без смущения. Спустя время батюшка начал понимать, что дети хитрят. Начали его обманывать. Подарки его стали обменивать на сигареты. Огорчался отец Константин. Однако, были ребята, которые серьезно относились к вере. Влекло их чувство балгодати. Два парня даже ходили алтарничать в церкви.
Не все дети в школе-интернате все-таки умственно отсталые. Есть такая категория, как «социально запущенные». Грань провести порой между ними сложно… И эти «социально запущенные» ребята с благодарностью и ответственностью относились к происходящему чуду приобщения к Богу.
Среди близких людей отца Константина можно отметить игумена Лазаря из Севска, келейницу – Надежду, монахиню Ангелину и студентку Елену, несших послушание на клиросе. О Елене нужно сказать, что на тот момент она жила в Брянске и каждые выходные приезжала на службу. Так притягивал к себе батюшка людей.
На вопросы он обычно не сразу отвечал. Не ссылаясь на занятость, усталость предлагал обсудить трудные ситуации. Советы давал с рассуждением. Не всегда удавалось решить проблему полностью, но вреда от рекомендации батюшки не было. Как духовный врач, он соблюдал постулат медицины: «Не навреди».
Поделиться:
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ИГУМЕНУ КОНСТАНТИНУ
31 августа 2018 года, рано утром, после тяжелой скоротечной болезни на 46-м году жизни отошел ко Господу насельник Богородицкой Площанской пустыни игумен Константин (Булгаков).
Игумен Константин (в миру – Булгаков Сергей Николаевич), 1973 года рождения, уроженец города Железногорска Курской области.
Поступил в монастырь в 1996 году. В том же году игуменом Сергием (Булатниковым) был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым). В 1998 году был рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым) и назначен на должность духовника обители. В 2009 году епископом Феофилактом (Моисеевым) возведен в сан игумена.
В разное время проходил монастырские послушания – служил чередным священником в обители, духовно окормлял и служил в Севском Кресто-Воздвиженском женском монастыре, Покровском мужском монастыре пос. Климово Брянской области. В последнее время нес послушание чередного священника и братского духовника.
Братия обители просит всех молиться об упокоении души усопшего в селениях праведных. Вечная память игумену Константину!
Поделиться:
Успение Пресвятой Богородицы
28 августа в нашей обители состоялось торжественное богослужение: Вечерня и Божественная Литургия. Был совершен молебен перед началом учебного года.
Предлагаем вашему вниманию проповедь Иоанна Крестьянкина в день Успения Пресвятой Богородицы.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие мои, други наши!
«Придите всемирное Успение Всенепорочныя Богородицы празднуем».
Сегодня Пресвятая наша Матерь Царица Небесная созвала нас славить Ее божественное преставление и воспевать Ее, благословенную от всех родов человеческих во веки веков.
День сей особый, ибо только со дня Своего Успения по духу святыни Дева Мария открылась в силе Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Богородицы.
Земная жизнь Божией Матери сокровенна, но беспримерный, неповторимый подвиг Ее жизни обручил творение с Творцом, человека с Богом.
Господь – Сын Божий и Сын человеческий, Ее Сын прошел путь человеческой жизни от рождения до смерти, воскрес и восшел туда, где был первее, возведя Собой в Царство Небесное к Престолу Божию и плоть человеческую. А вслед за Ним, Своим Сыном, взошла к Триипостасному Божеству и тоже с плотию Дщерь человеческая Пресвятая Мария.
Ее Успение явилось вратами, сквозь которые хлынул в мир свет славы безвестной дотоле жизни. И свет этот освятил путь в Царство Небесное всем земнородным.
Воспоминания о Деве Марии в Священном Писании крайне скудны, но таинственная тень Ее жизни высвечивается жизнью тех, с кем рядом идет по ней Она. Ее родители Иоаким и Анна еще вне христианства, еще подзаконные, но они так верили Богу, что это вменилось им в праведность. Они жили верой и молитвой, неся до глубокой старости скорбь о бездетности и боль поруганий. Теперь мы назвали бы это крестоношением. И Божие благословение на рождение дщери, вопреки законам естества, увенчало их подвиг.
Дщерь – плод их молитвы и праведности – унаследовала от родителей их праведность, но и по естеству общий всем земнородным первородный грех. Она вполне и всецело дщерь рода человеческого от зачатия и рождения до смерти. Обет же, данный родителями Богу, привел Ее, трехлетнюю юницу Марию, в храм Божий «воспитатися от Святая святых ». Первосвященник Захария, исполняя таинственное Божие веление, на удивление всех вводит Ее туда, куда и сам то входит лишь единожды в год. И опять покров тайны на время скрывает Деву.
Архангел Гавриил возвещает благую весть о рождении Сына 14-летней отроковице. Минутное смущение и боязнь обольщения сменяются в ней полным доверием к Богу и божественному посланцу. Ее покорное и кроткое «се раба Господня, буди ми по глаголу твоему» – низводит на землю Бога.
Свершилось сверхъестественное, божественное и непостижимое – «Сын Божий, Сын Девы бывает». И никто бы не узнал о свершившемся чуде, если бы Пречистая Дева позднее Сама не приоткрыла эту тайну верующему сердцу апостола Луки. Он единственный пишет об этом в своем Евангелии. Неведомая еще миру Дева Мария пророчески вещает о будущей славе Богородицы, о Своей будущей славе. «Се бо отныне ублажат мя вси роди».
А жизнь Ее скромная и безвестная продолжается. Присутствие же Духа Святого в человеке утаится не может, а в Ней, Пресвятой и Пречистой, произошло вселение Самого Триипостасного Божества в душе, теле и во всем составе человеческом. Но это опять пока тайна, познаваемая лишь верою. Старец-обручник Иосиф Святым Духом проникает в Ее тайну. А мир устами людей говорит о Матери-Деве и о Ее Сыне. «Не плотников ли Он Сын, не Его ли Мать называется Мария и братья Его…, и сестры Его не все ли между нами?». Мир не подозревает о величии дел Божиих, совершаемых в Марии. И останется в таком неведении вплоть до Успения Богородицы, когда слава Ее жизненного подвига откроется в величии дел, явленных миру уже из Царства Небесного.
Богородица же одна молча слагала в сердце Своем чудные пророчества и извещения жизни о божестве Ее Сына. Она не ищет от людей ни понимания, ни известности, ни тем более славы. Она одна благоговеет пред Божеством, Она одна – хранительница Таин Божиих.
Церковь Божия Духом Святым знает глубину терзаний сердца Богоматери и думы Ее ума. Она хотела бы на Голгофе умереть вместе с Сыном. Но в чем воля Божия?
Воля Божия и воля Сына Божия именно у креста – предела страданий, с Креста вручает Богородице Марии сынов и дщерей Божиих всего человечества. «Жжено – се сын Твой» – слышит Она из уст божественного страдальца. И это Его предсмертное завещание усыновляет Ей всех верующих Богу и Сыну Божию. Пресвятая Дева снова утверждается в подвиге материнства. Но здесь на Голгофе пока об этом знают лишь Она и юноша Иоанн. Два человека с сердцами девственными и чистыми, безгранично любящими Христа, с сердцами всецело и беспредельно отданными Богу.
Вера и доверие, чистота и смирение – вот путь Богу в человеческое сердце и путь человека к Богу.
Преданность Богу – это начало и совершение христианства и вечного спасения.
В день Сошествия Святого Духа на апостолов среди них и Пресвятая Богородица, и Она становится соучастницей апостольского служения. Об этом нам повествует Предание.
Еще пятнадцать лет Она разделяет с апостолами труды по созиданию Церкви. С названным Своим сыном апостолом Иоанном Она посетила Малую Азию, Антиохию и остров Кипр, получила в Свой удел полуостров Афон, где прорекла ему будущую славу, обещав Свою помощь и покровительство. В трудах по устроению Церкви на земле при содействии Божией благодати Она достигает вершин совершенства, предела святости, доступного человеку. И великая слава Богоматери уже не может скрываться под покровом Ее глубочайшего смирения. Свет Ее святости становится очевиден. До нас дошли свидетельства самовидцев Пресвятой Богородицы. Святой Дионисий Ареопагит видел Богородицу в Иерусалиме уже в преклонном возрасте, и так пишет об этом в письме апостолу Павлу: «Невероятно казалось мне, исповедую пред Богом, чтобы кроме Самого Высшего Бога был кто-либо преисполнен такой божественной силы и благодати. Никто из людей не может понять, что я увидел и уразумел при посредстве не только душевных, но и телесных очей. Я видел очами моими Богообразную и более всех небесных духов Святейшую Матерь Иисуса Христа Господа нашего. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в чистейшей утробе Девы, что если бы я не содержал в памяти и новопросвещенном уме моем твое божественное учение, то я признал бы Деву за истинного Бога, и воздал бы Ей поклонение, подобающее Единому Истинному Богу, потому что человеческий ум не может представить себе никакой чести и славы для человека, прославленного Богом, которая была бы выше того блаженства, какое я, недостойный, удостоился вкусить. Благодарю Бога моего, благодарю Деву, благодарю великого апостола Иоанна и тебя, милостиво оказавшего мне столь великое благодеяние».
Святые Епифаний и Никифор Калист повествуют о Божией Матери: «на современников Она производила неизгладимое впечатление. Высота святости и величия сияла в Ней сквозь покров глубочайшего смирения и как бы соединяла в Ней естество человеческое с естеством ангельским».
В последние годы Своей земной жизни Богородица пребывает в Иерусалиме, обходит места, освященные стопами Своего божественного Сына, и молится там в уединении. За пятнадцать лет до Своего Успения на горе Елеонской Она получает от Архангела Гавриила благовестие о скором Ее отшествии от земли. Получив это известие, Своей молитвой к Сыну Она чудесно «от конец» собирает апостолов, рассеянных по миру. Собирает их – верховных представителей земной Христовой Церкви во знамение и уверение того, что Ее союз с верующими на земле не только не прерывается с Ее исходом, но становится отселе тще крепче, обширнее и деятельнее.
И этим Дева Богородица засвидетельствовала, что живущая в Ней благодать, столь долго скрываемая от мира, откроется из Ее гроба и наполнит Вселенскую Церковь Ее величием, славой и могуществом; и именно с этого дня ублажат Богородицу вси роды. За три дня до Успения благовестник Гавриил вручает Ей светозарную райскую ветвь. В момент преставления Богоматери слава явившегося Христа озарила собравшихся, и Он принял на Свои божественные руки Ее душу, «честь Ей, как Сын Матери даруя».
Дева Мария – единственное человеческое существо, удостоившееся послужить тайне нашего спасения. В этом Ее неповторимое величие. Она единственная восприяла высочайший дар благодатного обожения, пройдя путь постепенного неуклонного возвышения к Богу. В Пресвятой Деве олицетворилось человечество в истинной своей сущности, каким было замыслено Творцом.
Мария явила красоту Божьего образа в человеке и показала, что «житие наше на небесах есть». Своей совершеннейшей преданностью Богу, примером всей Своей жизни Она учит человечество, как жить с Богом и в Боге на радость жизни. Ее жизнь для нас – свидетельство и удостоверение о спасительном пути в Царство Небесное.
Шестьдесят два года освящала Богородица землю Своим житием на ней. Милостивая же власть Ее, и слава, и сила простирается на вечность, только приди к Ней, припади с молитвой, любовью и покаянием, и Она – Мать всех скорбящих, Нечаянная Радость и Заступница Усердная вразумит, утешит и поможет и нам идти по пути спасения к вечной радости, к Богу.
Дорогие наши, будем же постоянно носить в сердцах своих благоговейную молитвенную память о присутствии в нашей жизни Матери Небесной, совершенно покоясь в Ее материнской любви и заботе. Ежедневно утром и вечером обращаясь к Ней с молитвой благовестия «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария…» и мы, как многие Божии и святые люди почувствуем Ее милость и Ее покров над собой. Почувствуем себя малыми детьми Ее.
«Радуйся обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая».