покрестить ребенка без обучения
Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы
Как крестить ребенка? Какие существуют правила обряда крещения? Сколько это стоит? На эти и другие вопросы Вам ответит редакция портала «Православие и мир».
Крещение ребенка
Если жизнь ребенка в опасности
Крестить ли зимой
Сколько платить? И зачем платить?
Обязательно ли называть по святцам
Где крестить?
Фотографирование на крещение
Если Вы решите нанять на крестины фотографа, обязательно узнайте заранее разрешат ли ему снимать, использовать вспышку. Некоторые батюшки очень негативно относятся к съемкам Таинств и вас может ждать неприятный сюрприз.
Как правило, нигде фото и видео-съемку не запрещают. Фотографии с крещения — большая радость на долгие годы для всей семьи, так что если в храме снимать нельзя, то надо поискать храм, где снимать можно (но даже в старообрядческих храмах разрешают снимать на крестинах)
В некоторых случаях ребенка можно крестить и дома. Главное договориться об этом с батюшкой.
Крестные
Кто может и не может быть крестным — это самый частый вопрос. Можно ли беременной/незамужней/неверующей/бездетной крестить девочку и т.д. — количество вариаций бесконечно.
Ответ простой: крестный должны быть человеком
— православным и церковным (ОН отвечает за воспитание ребенка в вере);
— не родителем ребенка (крестные должны в случае чего родителей заменить);
— нельзя быть мужу и жене крестными одного малыша (или тем, кто собирается пожениться);
— крестным не может быть монашествующий.
Вопреки распространенному мнению, совсем не обязательно, чтоб крестных было двое. Достаточно и одного: женщины — для девочек и мужчины — для мальчиков. Подробнее про крестных, их права-обязанности итд можно прочитать тут.
Беседа перед крещением
На беседу прийти надо, это не экзамен. обычно священник рассказывает о Христе, Евангелии, напоминает, что Евангелие надо прочитать самостоятельно Выглядит это как-то вот так.
Зачастую необходимость беседы вызывает негодование у родственников и многие пытаются их «обойти». Кто-то, жалуясь на недостаток времени, а то и просто желания, ищет священников, которые могут пренебречь этим правилом. Но в первую очередь эта информация нужна самим крестным, ведь предлагая им стать крестными своего ребенка вы налагаете на них большую ответственность и неплохо бы было им об этом узнать. Если крестные не хотят тратить на это время, то это повод для вас задуматься, а нужны ли ребенку восприемники, которое не могут пожертвовать ради него всего парой своих вечеров.
Если крестные живут в другом городе и могут приехать только в день таинства, то беседы они могут пройти в любом храме, в котором удобно. По окончании им дадут справку с которой они смогут участвовать в таинстве где угодно.
Очень хорошо крестным, если они еще не знают, выучить Символ Веры — эта молитва трижды читается во время крещения и, вполне вероятно, что и крестных попросят ее прочитать.
Что купить?
Для крещения ребенку нужна новая крестильная рубашка, крестик и полотенце. Все это можно купить в любой церковной лавке и, как правило, это задача крестных. Крестильная рубашечка потом хранится вместе с другими памятными вещами малыша. В зарубежных магазинах есть целая линия потрясающе красивой одежды для крещения, можно использовать и какой-то красивый комплект на выписку.
Имя при крещении
Мы приехали в храм, что дальше?
В церковной лавке Вас попросят оплатить пожертвование за крещение. Перед таинством ребеночка лучше покормить, чтоб ему было комфортнее и спокойнее.
Кормить в храме МОЖНО, хорошо для этого быть в кормительной одежде или иметь с собой фартук. Если нужно уединение — можно попросить кого-то из сотрудниц храма подыскать укромное место.
Единственное — если малыш кормится долго, лучше иметь с собой бутылочку-поильник-шприц с едой, чтобы не получилось так, что малыш проголодался в середине службы и надо или ждать полчаса, пока он поест или он будет плакать от голода.
Во время таинства ребенка держат на руках крестные, родители могут только наблюдать. Продолжительность Крещения обычно около часа.
Полезно заранее ознакомиться с тем, что будет происходить на службе, чтобы понимать смысл происходящего. Вот схема богослужения святого Крещения.
А вот мам на крещение пускают не везде — лучше тогда этот вопрос заранее уточнить.
Холодная вода?
В купели вода ТЕПЛАЯ. Сначала туда обычно заливается горячая вода, перед Таинством ее разбавляют холодной. Но вода в купели теплая 🙂
Должен ли ребенок носить крестик постоянно?
Часто родителей волнует вопрос безопасности ношения ребенком крестика. Кто-то боится что ребенок может пострадать от верёвки или ленточки, на которой крестик висит. Многие волнуются, что ребенок крестик может потерять или его могут украсть, например, в саду. Как правило крестик носят на недлинной тесемочке, которая нигде не может запутаться. А для детского сада можно заготовить специальной недорогой крестик.
А говорят, что….
Крещение, как и многое другое в нашей жизни окружено множеством глупых суеверий и предрассудков. Старшие родственники могут добавить забот и волнений рассказами о плохих приметах и запретах. Любые сомнительные вопросы лучше прояснять со священником, не доверяя, пусть даже очень опытным, бабушкам.
Можно ли отмечать крещение?
Вполне логично, что родственникам, которые соберутся на Крещение, захочется продолжить праздник дома или в ресторане. Главное, чтоб во время праздника не забыли повод из-за которого все собрались.
Хотим покрестить ребёнка без собеседования
Крестить, чтобы… было
Причины, по которым люди решают крестить детей, оказываются порой весьма оригинальны в том смысле, что не имеют отношения к Церкви.
Крещение может восприниматься как следование семейному укладу:
«В нашей семье придерживаются традиции крестить детей. И я не хочу от нее отступать», — заявляет один из пользователей.
Иногда крещение воспринимается как традиция национальная:
«Не назову себя воцерковленным человеком, для меня это скорее вопрос преемственности и некой идентификации: русский человек — православный христианин».
К этому утверждению прилагается и пространное обоснование:
«Люди (в массе своей) исповедуют (ощущают принадлежность) ту религию, которая исторически сложилась на территории их государства. Индусы не переходят в христианство, японцы не стремятся к иудаизму, а иранцы равнодушны к дзену. Все занимаются своими делами».
Таких нецерковных людей, «православных по культуре», социологические опросы выявляют в российском обществе от двух третей до 80%. К этому числу у нас при случае даже любят апеллировать. Но, похоже, именно с этими людьми, когда они обращаются в церковь, желая окрестить детей, происходит наибольшее количество недоразумений, грустных и комичных ситуаций, суть которых одна: они не очень представляют, за чем обращаются, но требуют непременно выполнить просимое.
Крёстные без «фанатичной набожности»
Иногда в Сети можно прочитать записи вроде:
«Я крестила двух своих ребятишек и старшего родственницы, и всё было легко, душевно и празднично…
Теперь же батюшка строго спросил меня, когда исповедовалась и причащалась в последний раз, как часто хожу в храм и в какой, какие молитвы знаю. Я не отличаюсь от многих соотечественников чрезмерно фанатичной набожностью, поэтому честно ответила, что всё это делаю по велению души, не редко, но и не каждый день. Получила ответ: «Я устал крестить безбожников!»
Комментаторша обиделась. Но как ей объяснить, что крещение – это не просто «праздник», а христианство – не только «Богвдуше»?
«Крёстный у нас был родной брат родственницы. Он вообще парень работящий, из деревни, там все тётки к нему за помощью идут, и он ни с кого ни копейки не берёт, всегда рад помочь. Тоже недостоин оказался».
Крёстный и «хороший человек» — это одно и то же?
«Подруга попросила быть крестной у ее малыша. Я подготовилась основательно — купила все необходимое в магазине Крещение, настроилась морально, а теперь прочитала про собеседование и расстроилась. Я не особо соблюдаю православные обычаи, а вдруг батюшка меня не допустит до этого таинства».
Очевидно, в представлении подобных людей крещение – это просто красивый обряд. Вот и несутся по Сети жалобы на отказ «провести ритуал». Или на то, что «ритуал» почему-то провели не индивидуально или не в основном храме (который был выбран соискателями за то, что красивый и старинный), а в маленьком крестильном храмике (или вообще в отдельной комнате-крестильне), где не могли нормально развернуться фотограф и оператор с камерой.
Церковь – это просто красиво?
Крестить… без собеседования
Однако основную волну возмущения вызывает требование к родителям и крёстным пройти огласительные беседы. Как основной аргумент против них участники сетевых обсуждений приводят практику, существовавшую в Церкви в 1990-е, когда всех приходящих крестили по первому обращению.
Однако разберёмся с тем, что вообще такое огласительные беседы и для чего они возникли.
Введение в церковную практику подготовительных бесед для самих крещаемых (в случае, если крестятся взрослые), а также для родителей и крёстных родителей (в случае крещения младенца) регулируется документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», который вступил в силу ещё 28 декабря 2011 года.
В нём, в частности, сказано:
«Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».
«Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам».
То есть основная цель предваряющих крещение бесед – вовсе не провести «тест на хорошего человека», как посчитали авторы некоторых приведённых выше записей. Их цель – разъяснить человеку основы религии, в которую он обращается сам или обращает ребёнка.
По нашей просьбе ситуацию комментирует клирик храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки священник Димитрий Туркин:
Священник Димитрий Туркин
Многие годы священникам приходилось крестить почти всех, кто просил этого. Очень малое число крещеных становилось прихожанами. В члены Церкви принимались порой люди, очень далекие от истинной веры и не стремившиеся эту веру познать. Есть надежда, что такое положение навсегда прошло.
Итак, надо приучить себя к мысли, что к крещению надо готовиться, и если такой готовности объективно нет, то и крещения не будет.
В настоящее время подготовка к крещению представляет собой прослушивание лекций в основном будущими крестными. Конечно, как всякое новое дело, оно не лишено недостатков. По сути, мы пытаемся возродить практику оглашения перед крещением. Это очевидное благо для Церкви, поэтому мир не хочет принимать его.
Ошибка тех, кто критично оценивает наши попытки противостоять формальному отношению к Таинству, заключается в том, что им кажется: мы пытаемся насильно кого-то чему-то научить. На самом деле мы пока пытаемся, простите за грубость, просто отфильтровать тех, кто не хочет сам ничему учиться. Им, поверьте, не нужны ни Христос ни Его Церковь.
Очень хорошо, что кто-то заявляет: «крещение ребёнка – это и есть повод начать ходить в храм». Посещение подготовительных лекций как раз и есть начало хождения в храм. К тому же это еще и способ начать что-то понимать в церковной жизни. Но мы больше не можем рассчитывать на «вдруг начнут».
Представьте себе чувства священника, вынужденного годами крестить всех приходящих. Поверьте, это очень трудно и больно для души молиться с теми и за тех, кто сам ничего не хочет и просто равнодушно отстаивает время совершения Таинства.
На самом деле мы не отказываем никому. Если человек прошел подготовку, то его допускают к крещению. Просто те, кто для себя решил, что им ничего от Церкви кроме факта крещения не нужно, не приходят на наши беседы и поэтому не приходят креститься и крестить детей.
Случаев с крещением было много и разных, но не помню ни одного, когда прихожанином стал человек, вначале проявивший равнодушие.
В целом за время, прошедшее с внедрения огласительных бесед в церковную практику, отношение к ним стало спокойнее. Однако фраза, вынесенная в заголовок этого раздела, всё ещё занимает лидирующее место в списке поисковых запросов.
Преткновения собеседования
Помимо самого факта их проведения, огласительные беседы вызывают ещё целый ряд вопросов.
Во-первых, в самом начале беседы, по-видимому, проводили, что называется, «с усердием не по разуму». Корреспонденту известен случай, когда несколько лет назад летом православная пара из Москвы пыталась крестить своего третьего ребёнка в Вологде у родителей.
Отсидев двухчасовую лекцию с тремя детьми от нуля до четырёх лет на руках, мама тогда попыталась поговорить со священником о «смягчении процедуры». На что получила ответ: «Либо досиживайте ещё две встречи, либо езжайте креститься по месту жительства».
В Москве, задав той же паре несколько вопросов, священник велел родителям готовиться к причастию. Ребёнок же был крещён в ближайший удобный для них день.
Комментирует иерей Димитрий Туркин:
Участие (NB, а не присутствие) крестных и (или) родителей обязательно в случаях, когда они не воцерковлены или не являются прихожанами данного храма. Если о крещении просят прихожане, исповедующиеся и причащающиеся в храме, то они получают разрешение без подготовки.
Если это люди из другого прихода, то они должны в краткой беседе показать свою степень воцерковления и, тогда по результатам или получат разрешение на крещение, или им предложат пройти подготовительные беседы.
Случаи дежурного отношения к катехизации (как со стороны участников, так и со стороны организаторов) отмечены и в сетевых записях:
«Это просто что-то типа лекций. Три субботы ходила. С малышом папа сидел. Не жалею. Хоть вздремнула немного».
В других случаях вызвало вопросы само содержание беседы. Положение «О религиозно-образовательном и катехизическом служении» предусматривает:
«Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви».
Официальный документ предписывает: когда они необходимы, бесед должно быть как минимум две, но их содержание и продолжительность определяется катехизатором «с любовью и рассудительностью». Однако жизненная практика нередко может значительно отличаться:
«Я в прошлом году ходила, так мне на ноутбуке давали ролики посмотреть с выступлениями священнослужителей о пользе той самой беседы, на которую я пришла».
Иногда смысл беседы, по свидетельствам оглашаемых, сводился к поддержанию суеверий, связанных с крещением:
«Собеседование больше походило на беседу за жизнь. Главное, что их волновало — не встречаемся ли мы с крестным, не живем ли вместе как мужчина и женщина или брак у нас…»
В других случаях содержание самой беседы понять вообще сложно:
«Неадекватная дама, которая вела данное собеседование, взяла на себя смелость рассказать, почему детки умирают маленькие, вот только логики в этом никакой не было».
Иногда пришедшие явно были не готовы к тому, что поучение перейдёт «в практическую плоскость». Хотя, возможно, и тон разговора был избран не вполне верный:
«Настоятельница церкви (могу ошибаться) вела монолог о том какие мы все безответственные, грешные, низкие люди.
Много было крёстных и родителей, некоторые пытались задавать вопросы, на что получали короткие ответы в стиле: «Вон книга, там всё написано, чего неясно-то?»
Правда, наш крёстный, обличённый в блуде на всю толпу, (он тогда уже долгое время жил с девушкой), женился. Возможно, мы неправильные православные и не должны креститься, но не таким способом это надо доносить».
Комментирует иерей Димитрий Туркин:
Количество и содержание бесед пока очень разнятся. Мы в самом начале пути и вырабатываем подходы к этому делу. Надеюсь, в дальнейшем мы придем к общим правилам. Думаю, что отдельные «перегибы» — нечастое явление.
Катехизаторами могут быть, помимо священства, и миряне, главное, чтобы они были специально для этого подготовлены. Пока таких немного. Сейчас катехизаторов готовят на специальных курсах высших церковных учебных заведений.
Действующих выпускников этих курсов я ещё не видел, но надеюсь, скоро они будут надежными помощниками священства в деле воцерковления нашего народа.
Ещё одна проблема, которую часто отмечают интернет-комментаторы – крёстные из других городов на подготовительных беседах в назначенное время быть могут не всегда. Однако теперь эта проблема вполне решаема.
Невоцерковлённый человек, выбранный в крёстные, участвует в подготовительных беседах у себя в храме и приносит об этом справку. Воцерковлённому христианину, постоянному прихожанину какого-либо храма предварительно проходить специальную подготовку не нужно вовсе.
Цена вопроса
Ещё один момент, вокруг которого сломано больше всего копий, — размер пожертвования за крещение. Большинство комментаторов возмущает сам факт «платы за Таинство». Ещё часть не устраивают конкретные цифры или обстоятельства, при которых они были озвучены:
«В тех храмах, куда я заходил, какие то «бабушки — помогалы» мне показывали некий прейскурант…цены от 2000 до 8500 рублей».
«Когда я узнавала о крещении, в церкви мне выставили счет: Крещение + крестик+свидетельство+свечки. Пытались впарить еще и платье крестильное, несмотря на то, что десять раз им сказала: «Платье у нас уже есть!» Так неприятно, как на рынке».
В «денежном вопросе» необходимо уяснить несколько моментов. Во-первых, независимо от озвученной цифры, «платой за Таинство» передача денег не будет. Как в случае с «ценой на свечи», приход таким образом собирает деньги на поддержание своего существования – освещение, отопление, ремонт, зарплату священникам и певчим.
Кому-то удобно при этом обозначить конкретные цифры, в других приходах скажут «дайте, сколько не жалко».
Комментирует иерей Димитрий Туркин:
Размер пожертвования за Таинства определяет настоятель храма, сообразуясь с потребностью приходской жизни и, конечно, с возможностями людей платить. Если человек не может платить за крещение, его покрестят бесплатно. Так, я думаю, будет во всех храмах города Москвы.
Критерий «когда человек не может платить за крещение», конечно, субъективный. Но корреспонденту известны случаи, когда в московских приходах безвозмездно крестят детей многодетных постоянных прихожан.
Ещё в ряде мест сумма пожертвования составляет порядка одной-трёх тысяч рублей.
Для того, чтобы окончательно определиться «в денежном вопросе», корреспондент позвонил в Храм Христа Спасителя, о котором по Сети ходили наиболее фантастические рассказы.
«Крёстным нужно заранее подъехать на беседу с батюшкой в субботу в 14 часов. А пожертвование – одна тысяча рублей», — прозвучало в трубке.
Меня пригласили стать крестным ребенка, а в храме отправляют на какие-то беседы. Чего от меня хотят?
Все правильно, если вы хотите стать крестным ребенка, то вас направят на подготовительные беседы в храме. Понимаем, возникает много вопросов: обязательно ли это? что на этих беседах будет? и зачем вообще все это нужно? Давайте разбираться.
Скажите сразу, можно без этих бесед, если я и так крещеный?
Нельзя. Без них вас попросту не допустят до участия в Крещении в качестве крестного. Это требование появилось в современной Русской Православной Церкви в 2013 году по инициативе Патриарха. Оно распространяется и на взрослых людей, которые решили креститься, и на тех, кто хочет стать крестным ребенка.
С чего вдруг решили ввести такие правила?
С ростом числа желающих креститься и стать крестными становилось все более очевидно: некоторые люди вообще не понимают смысл таинства и тех обязательств, которые берут на себя во время Крещения. Они ошибочно воспринимают его как некий ритуал, устанавливающий магическую защиту, или же исходят из установки «все же крестятся, и нам надо», а потом надолго или навсегда из храма исчезают.
Стоп, какие еще обязательства берет на себя крестный? Это же просто как свидетель на свадьбе.
В том и дело, что это не какой-то почетный титул, который ни к чему не обязывает. Крестный дает обеты верности Христу за своего крестника на всю оставшуюся жизнь. Он должен не просто любить крестника и дарить ему подарки по праздникам, он отвечает за то, чтобы помочь человеку утвердиться в вере, разобраться в церковной жизни, поддержать на духовном пути и быть ему на этом пути примером.
Ого! А если я не уверен, что готов к этому?
Вот для этого и существуют подготовительные беседы. Там вам подробнее расскажут о том, в чем суть Крещения, роли крестного, во что верят православные вообще, как и почему должна быть устроена их духовная жизнь. А потом узнают, насколько все это совпадает с Вашим видением, возможностями и стремлениями.
Получается беседы — это как экзамен, который можно провалить?
Какой-то проверки знаний не предусмотрено, однако в процессе бесед может стать очевидно, что мировоззрение слушателя абсолютно не стыкуется с православной верой и он не готов креститься или быть крестным. Например, человек ведет распутную жизнь и совершенно не намерен исправляться либо отвергает какие-то элементы вероучения, полагая, скажем, что между Буддой, Аллахом и Христом нет никакой разницы. Если подобное выясняется — это сигнал, что необходимо более детально разобраться в православной вере, изменить свои взгляды на принципиально важные вопросы и только после этого решаться креститься или стать крестным.
Так сколько бесед надо пройти и кто их ведет?
Количество бесед зависит от храма, в среднем две-три, но бывает и больше. Проводить их может как священник, так и приходской катехизатор — своего рода церковный консультант, который не имеет священного сана, но обладает необходимым образованием и опытом церковной жизни. По окончании бесед, если никаких препятствий к участию в таинстве не выявилось, слушатель получает свидетельство об их прохождении.
Так мало бесед? Разве этого достаточно, чтобы все объяснить?
Задачи все рассказать о вере за пару встреч и не стоит. Если ваше решение стать крестным действительно осознанное, то воспринимайте беседы как вводный курс, после которого вы уже самостоятельно продолжите изучать свою веру, участвовать в церковной жизни и помогать это делать крестнику. Используйте беседы как возможность задать катехизатору все вопросы о том, как и что делать после Крещения.
А все-таки интересно, почему раньше без такой подготовки к Крещению обходились?
Ошибаетесь. Уже в первые века существования Церкви оглашение (так называлась подготовка людей ко Крещению) могло занимать несколько лет. Позже, когда христианство стало официальной религией во многих странах, от таких «суровых» правил ушли. Но при этом человек с малых лет, как правило, погружался в церковную среду и познавал веру. Например, в Российской империи Закон Божий был обязательным предметом, катехизация была вписана в систему и семейного воспитания, и школьного обучения. Последствия разрушения этой системы в XX веке и призваны компенсировать в том числе подготовительные беседы.
Знакомая история. Мне лет десять-двенадцать назад одна женщина бальзаковского возраста — бабушка крещаемого младенца натуральную истерику в храме устроила: — Нам, батюшка, ничего этого, что Вы говорите, не надо! Какая-то Вечная Жизнь, души спасение, церковь, молитвы-заповеди, Евангелие. Оставьте при себе Ваши проповеди! Нам надо ПРОСТО покрестить нашего внучка!
Мои внуки так и останутся без крещегия, потому что ни кто не хочет ходить на эти беседы. Люди работают сейчас по 12 часов и один единственный выходной посвещают своим проблемам. И еще, нет гарантии, что крестный будет обшаться, может он уедит, может крестник с родителями переедут. Мой сын к примеру и не знает куда уехали его крестные, а вот крещение по моему опыту необходимо, будучи неверущей я крестилась в 1982г в возрасте 26 лет после содеянного греха, я как заново родилась, слава Богу.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!