показательные уравнения примеры с ответами для тренировки
Показательные уравнения — 32 примера (ЕГЭ 2022)
Сегодня мы будем заниматься показательными уравнениями.
Как элементарными, так и такими, которые обычно дают в ЕГЭ «на засыпку». Прямо с прошлых вариантов ЕГЭ.
Впрочем, после прочтения этой статьи все они станут для тебя элементарными.
Потому что ты сможешь проследить шаг за шагом, как я думаю, когда я их решаю, и научиться решать их сам! И потому что мы разберем в этой статье целых 32 примера!
Показательные уравнения — коротко о главном
Показательное уравнение:
1\) называется простейшим показательным уравнением.
Свойства степеней:
Произведение степеней | \( <^ \( <^ |
Деление степеней | \( \frac<<^ \( \frac<<^ |
Возведение степени в степень | \( <<\left( <^ |
Подходы к решению:
Что такое показательные уравнения
Если ты забыл следующие темы, то для получения наилучшего результата, пожалуйста, повтори:
Тогда тебе не составит труда заметить, что корнем уравнения \( 3x+5=2
Ты точно понял, как я это сделал? Правда? Тогда продолжаем. Теперь ответь мне на вопрос, чему равно \( 5\) в третьей степени? Ты абсолютно прав:
А восьмерка – это какая степень двойки? Правильно – третья! Потому что:
Ну вот, теперь давай попробуем решить следующую задачку: Пусть я \( x\) раз умножаю само на себя число \( 2\) и получаю в результате \( 16\).
Спрашивается, сколько раз я умножил \( 2\) само на себя? Ты, конечно, можешь проверить это непосредственно:
\( \begin
Тогда ты можешь сделать вывод, что \( 2\) само на себя я умножал \( \displaystyle 4\) раза.
Как еще это можно проверить?
А вот как: непосредственно по определению степени: \( \displaystyle <<2>^<4>>=16\).
Но, согласись, если бы я спрашивал, сколько раз два нужно умножить само на себя, чтобы получить, скажем \( \displaystyle 1024\), ты бы сказал мне: я не буду морочить себе голову и умножать \( \displaystyle 2\) само на себя до посинения.
И был бы абсолютно прав. Потому как ты можешь записать все действия кратко (а краткость – сестра таланта)
где \( \displaystyle x\) – это и есть те самые «разы», когда ты умножаешь \( \displaystyle 2\) само на себя.
Я думаю, что ты знаешь ( а если не знаешь, срочно, очень срочно повторяй степени!), что \( \displaystyle 1024=<<2>^<10>>\), тогда моя задачка запишется в виде:
\( \displaystyle <<2>^
Вот так вот незаметно я записал простейшее показательное уравнение:
И даже нашел его корень \( x=10\). Тебе не кажется, что все совсем тривиально? Вот и я думаю именно так же.
Вот тебе еще один пример:
Ведь \( 100\) нельзя записать в виде степени (разумной) числа \( 1000\).
Давай не будем отчаиваться и заметим, что оба этих числа прекрасно выражаются через степень одного и того же числа.
Тогда исходное уравнение преобразуется к виду:
откуда, как ты уже понял, \( 3x=2,
Давай более не будем тянуть и запишем определение:
Показательные уравнения — уравнения, которые содержат неизвестное в показателе степени.
1\) называется простейшим показательным уравнением.
В нашем с тобой случае: \( \displaystyle <<1000>^
Решаются эти уравнения сведением их к виду:
\)c последующим решением уравнения \( f(x)=g(x).\)
Мы, собственно, в предыдущем примере это и делали: у нас получилось, что \( C=10,
И мы решали с тобой простейшее уравнение \( 3x=2\).
Вроде бы ничего сложного, правда? Давай вначале потренируемся на самых простых примерах.
Тренировка на простых примерах
Мы опять видим, что правую и левую часть уравнения нужно представить в виде степени одного числа.
Правда слева это уже сделано, а вот справа стоит число \( 81\).
Но ничего страшного, ведь \( 81=<<3>^<4>>\), и мое уравнение чудесным образом преобразится вот в такое:
Чем мне пришлось здесь воспользоваться? Каким правилом?
Правило «степени в степени», которое гласит:
Теперь все в порядке, можно переходить к равносильному уравнению:
Теперь у меня есть глупый вопрос, как нам быть, например, с таким уравнением?
Конечно, ты верно заметил, что ничего пугаться тут не стоит, ведь:
для любого положительного числа \( \displaystyle a\) выполняется:
поэтому уравнение \( <<2>^
Прежде чем ответить на этот вопрос, давай мы с тобой заполним вот такую табличку:
Нам не представляет труда заметить, что чем меньше \( x\), тем меньше значение \( <<2>^
И ТАК БУДЕТ ВСЕГДА.
Это же свойство справедливо ДЛЯ ЛЮБОГО ОСНОВАНИЯ С ЛЮБЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ!! \( <^<(x)>>>0\) (для любых \( a>0\ \) и \( x\)).
Тогда какой мы можем сделать вывод об уравнении \( <<2>^
А вот какой: оно корней не имеет! Как не имеет корней и любое уравнение \( <^
Теперь давай потренируемся и еще порешаем простые примерчики:
Давай сверяться:
1. Здесь от тебя ничего не потребуется, кроме знания свойств степеней (которые, кстати, я просил тебя повторить!)
Тогда исходное уравнение будет равносильно следующему: \( \frac<<<3>^<2x+1>><<3>^<2(x+2)>>><<<3>^<3x>>>=<<3>^<5>>.\)
Все, что мне нужно – это воспользоваться свойствами степеней:
При умножении чисел с одинаковыми основаниями степени складываются, а при делении – вычитаются.
Ну а теперь со спокойной совестью перейду от показательного уравнения к линейному:
2. Во втором примере надо быть внимательнее: беда вся в том, что в левой части у нас ну никак не получится представить \( <<4>^<(3x+1)>>\) и \( <<625>^<(x/2)>>\) в виде степени одного и того же числа.
В таком случае иногда полезно представлять числа в виде произведения степеней с разными основаниями, но одинаковыми показателями:
Левая часть уравнения примет вид: \( 4\cdot <<64>^
Что же нам это дало? А вот что:
Числа с разными основаниями, но одинаковыми показателями можно перемножать. При этом основания перемножаются, а показатель не меняется:
Применительно к моей ситуации это даст:
3. Я не люблю, когда у меня без особой нужды с одной стороны уравнения стоят два слагаемых, а с другой – ни одного (иногда, конечно, это оправданно, но сейчас не такой случай).
Перенесу слагаемое с минусом вправо:
Теперь, как и раньше, запишу все через степени тройки:
Сложу степени слева и получу равносильное уравнение
Ты без труда найдешь его корень:
4. Как и в примере три, слагаемому с минусом – место в правой части!
Слева у меня почти что все хорошо, кроме чего?
Да, мне мешает «неправильная степень» у двойки. Но я могу без труда это исправить, записав:
Эврика – слева все основания разные, но все степени – одинаковые! Срочно перемножаем!
Показательные уравнения и неравенства с примерами решения
Содержание:
Рассмотрим уравнения, в которых переменная (неизвестное) находится в показателе степени. Например:
Уравнения такого вида принято называть показательными.
Решении показательных уравнений
При решении показательных уравнений нам будет полезно следствие из теоремы о свойствах показательной функции.
Пусть
Каждому значению показательной функции соответствует единственный показатель s.
Пример:
Решение:
Согласно следствию из равенства двух степеней с одинаковым основанием 3 следует равенство их показателей. Таким образом, данное уравнение равносильно уравнению
Пример:
Решение:
а) Данное уравнение равносильно (поясните почему) уравнению
Если степени с основанием 3 равны, то равны и их показатели:
Решив это уравнение, получим
Ответ:
При решении каждого уравнения из примера 2 сначала обе части уравнения представили в виде степени с одним и тем же основанием, а затем записали равенство показателей этих степеней.
Пример:
Решение:
а) Данное уравнение равносильно уравнению
Решая его, получаем:
Так как две степени с одинаковым основанием 2 равны, то равны и их показатели, т. е. откуда находим
б) Разделив обе части уравнения на получим уравнение
равносильное данному. Решив его, получим
Ответ:
При решении примера 3 а) левую часть уравнения разложили на множители. Причем за скобку вынесли такой множитель, что в скобках осталось числовое выражение, не содержащее переменной.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Обозначим тогда
Таким образом, из данного уравнения получаем
откуда находим:
Итак, с учетом обозначения имеем:
При решении примера 4 был использован метод введения новой переменной, который позволил свести данное уравнение к квадратному относительно этой переменной.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Можно заметить, что 2 — корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как функция, стоящая в левой части уравнения, возрастающая, а функция, стоящая в правой части уравнения, убывающая. Поэтому уравнение имеет не более одного корня (см. теорему из п. 1.14).
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Пример:
При каком значении а корнем уравнения является число, равное 2?
Решение:
Поскольку х = 2 — корень, то верно равенство
Решив это уравнение, найдем
Ответ: при
Показательные уравнения и их системы
Показательным уравнением называется уравнение, в ко тором неизвестное входит в показатель степени. При решении показательных уравнений полезно использовать следующие тождества:
Приведем методы решения некоторых типов показательных уравнений.
1 Приведение к одному основанию.
Метод основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели, т.е. уравнения надо попытаться привести к виду . Отсюда
Пример №1
Решите уравнение
Решение:
Заметим, что и перепишем наше уравнение в виде
Пример №2
Решить уравнение
Решение:
Переходя к основанию степени 2, получим:
Согласно тождеству (2), имеем
Последнее уравнение равносильно уравнению 4х-19 = 2,5х.
2 Введение новой переменной.
Пример №3
Решить уравнение
Решение:
Применив тождество 2, перепишем уравнение как
Введем новую переменную: Получим уравнение
которое имеет корни Однако корень
не удовлетворяет условию
Значит,
Пример №4
Решить уравнение
Решение:
Разделив обе части уравнения на получим:
последнее уравнение запишется так:
Решая уравнение, найдем
Значение не удовлетворяет условию
Следовательно,
Пример №5
Решить уравнение
Решение:
Заметим что Значит
Перепишем уравнение в виде
Обозначим Получим
Получим
Корнями данного уравнения будут
Следовательно,
III Вынесение общего множителя за скобку.
Пример №6
Решить уравнение
Решение:
После вынесения за скобку в левой части , а в правой
, получим
Разделим обе части уравнения на
получим
Системы простейших показательных уравнений
Пример №7
Решите систему уравнений:
Решение:
По свойству степеней система уравнений равносильна следующей
системе :Отсюда получим систему
Очевидно, что последняя система имеет решение
Пример №8
Решите систему уравнений:
Решение:
По свойству степеней система уравнений равносильна следующей системе: Последняя система, в свою очередь, равносильна системе:
Умножив второе уравнение этой системы на (-2) и сложив с первым, получим уравнение —9х=-4. Отсюда, найдем Подставив полученное значение во второе уравнение, получим
Пример №9
Решите систему уравнений:
Решение:
Сделаем замену: Тогда наша система примет вид:
Очевидно, что эта система уравнений имеет решение
Тогда получим уравнения
Приближенное решение уравнений
Пусть многочлен f(х) на концах отрезка [a,b] принимает значения разных знаков, то есть . Тогда внутри этого отрезка существует хотя бы одно решение уравнения Дх)=0. Это означает, что существует такое
(читается как «кси»), что
Это утверждение проиллюстрировано на следующем чертеже.
Метод последовательного деления отрезка пополам заключается в последовательном разделении отрезка [a, b] пополам до тех пор, пока длина полученного отрезка не будет меньше заданной точности
Метод последовательного деления пополам проиллюстрирован на этом чертеже:
Для нахождения интервала, содержащего корень уравнения вычисляются значения
Пример №10
Найдите интервал, содержащий корень уравнения
Решение:
Так как, для нового уравнения
Значит, в интервале, уравнение имеет хотя бы один корень. В то же время уравнение при
не имеет ни одного корня, так как,
выполняется. Значит, корень уравнения лежит в (-2,5; 0). Для уточнения этого интервала положим
Для
проверим выполнение условия
Значит, уравнение имеет корень, принадлежащий интервалу (-1; 0).
Нахождение приближенного корня с заданной точностью
Исходя из вышесказанного, заключаем, что если выполнено неравенство корень уравнения принадлежит интервалу
Пусть
Если
приближенный
корень уравнения с точностью . Если
то корень лежит в интервале
если
то корень лежит в интервале
. Продолжим процесс до нахождения приближенного значения корня с заданной точностью.
Пример №11
Найдите приближенное значение корня уравнения с заданной точностью
Решение:
Из предыдущего примера нам известно, что корень лежит в интервале
(-1; 0). Из того, что заключаем, что корень лежит в интервале (-0,5; 0).
Так как, |(-0,25)41,5(-0,25)2+2,5(-0,25)+0,5| = |-0,046| 1. Если
Пусть
Изображения графиков показательной функции подсказывают это свойство. На рисунке 27 видно, что при а > 1 большему значению функции соответствует большее значение аргумента. А на рисунке 30 видно, что при 0
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.