погодин послевоенный суп чему учит рассказ

Сценарий к уроку родной литературы (русской) в 6 классе «Образ времени в рассказе Радия Погодина «Послевоенный суп» как ключ к пониманию рассказа»

Сценарий к уроку по рассказу Р. Погодина «Послевоенный суп» может быть использован как один из способов анализа текста на уроке литературы.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий к уроку родной литературы (русской) в 6 классе «Образ времени в рассказе Радия Погодина «Послевоенный суп» как ключ к пониманию рассказа»»

Тема урока: Образ времени в рассказе Радия Погодина «Послевоенный суп» как ключ к пониманию рассказа

Предмет: родная литература

Тип урока: открытие нового знания

— сформировать навыки анализа художественного текста;

— развивать умение критически мыслить, делать выводы

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

— К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Радия Погодина «Послевоенный суп». Какое впечатление оставил рассказ? Какие чувства вызвал у вас?

— Назовите героев рассказа

— Что показалось странным в рассказе? (акцентирует внимание на названии рассказа, на доске фиксирует название

-Как вы думаете, о чём рассказ? (Л)

Итак, рассказ о военном времени, о разговоре танкиста с мальчиком.

-Отражает ли название тему рассказа?

— Тогда, наверное, автор в названии хотел выразить идею рассказа? Можем мы её сейчас определить?

Как вы думаете, какая основная мысль рассказа?

-Итак, для понимания идеи и смысла рассказа нам потребуется его тщательное изучение, исследование

-Попробуем определить сначала тему нашего урока.

На слайде появляется высказывание: «Прошлое – забыто, грядущее- закрыто, настоящее даровано».

— О каком понятии идёт речь?

На слайде появляется изображение песочных часов.

-Что символизируют эти часы?

— О каком времени говорится в рассказе? (О будущем)

— Вернёмся к высказыванию. Что здесь говорится о будущем?

— Правильно: оно закрыто.

— С помощью какой детали можно открыть то, что закрыто? (После правильного ответа на слайде появляется изображение ключа)

— Какой синоним подберём к фразе «основная мысль» рассказа?

-Запишите тему урока.

— А теперь сформулируем цель и задачи урока.

Учащиеся делятся впечатлениями о рассказе. Кому-то могло показаться странным название рассказа.

— Танкист, мальчик, петух…

Высказавают разные версии

Учащиеся вспоминают, что понятие тема подразумевает то, о чём говорится в рассказе и приходят к выводу, что тема не отражена в названии.

Учащиеся в затруднении

Учащиеся подбирают ключевое слово «время»

Формулируют тему урока: «Образ времени в рассказе Радия Погодина «Послевоенный суп» как ключ к пониманию рассказа», записывают в тетради..

— Цель: определение идеи и основной мысли рассказа.

Задачи: исследовать рассказ;

понять смысл названия и основную мысль;

объяснить своё понимание рассказа

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

— Повторим, что вам известно о рассказе.

— Что отличает рассказ от других эпических жанров?

— Каковы особенности композиции рассказа?

На доске появляется слайд с описанием жанровых признаков рассказа.

— Какие признаки вам знакомы?

-О каких вы раньше не знали? Как вы понимаете слово «поворотными»?

— Кого бы вы назвали главным героем рассказа?

— С кем, по-вашему, связано название рассказа? Обратимся к тексту.

-Фраза «послевоенный суп» встречается всего один раз и относится она не к мальчику, а к танкисту, которому послевоенный суп «пригрезился» Вам предстоит выяснить, случайно ли это.

— Какое время отражено в рассказе? А в названии?

-Как еще представлено время в рассказе?

Ваши ассоциации со словом «весна»?

— А со словом « война»?

Вспоминают о том, что рассказ меньше по объёму,

что в основе его, как правило, одно-два события, ограниченные во времени и пространстве.

Повторяют композиционнные компоненты рассказа (завязку, кульминацию, развязку)

— «События в рассказе являются поворотными для героя рассказа».

— «Момент испытания для героя проявляется через конфликт между начальным и конечным событием».

— «Умение автора сконцетрировать в одном событии множество смыслов»…

Главным героем называют мальчика

Обращаются к тексту, зачитывают последнее предложение

Вспоминают понятие «конфликт», обращают внимание на образ танкиста.

Говорят о войне, о весне как времени года…

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…………..

Чтобы глубже понять смысл рассказа, вам предстоит детально изучить текст.

При совместном анализе обратить внимание на мотив пробуждения, выйдя на духовное пробуждение героя(танкиста). Подвести к выводу, что мальчик, слабый физически, обладает духовной силой, которая потрясает взрослого танкиста, совершая в нём тот самый духовный переворот.

— Как меняются глаза мальчика?

-Какая деталь передаёт волнение танкиста, когда он слушает мальчика?(« мял мыло в кулаке, мял долго, пока между пальцами не поползло»)

— Случаен ли образ петуха в рассказе? С чьим состоянием перекликаются изменения, происходящие в петухе?

— попробуйте теперь прокомментировать фразу:

— А ты, чертов дурак, куда прешь? — закричал на него танкист.

— Итак, в финале мы видим растерянного взрослого, который пережил эволюцию от человека, желающего «укрепить свое взрослое положение над этим жидконогим шкетом» до болезненного состояния нравственного перерождения.

Работают в группах, делая записи в тетрадях, учатся самостоятельно анализировать наблюдения, делать выводы.

Затем каждая группа делится своими наблюдениями, выводами. В обсуждении принимает участие весь класс.

3 группа сравнивают внутреннее состояние танкиста до разговора с мальчиком и после. Зачитывают эмоционально-оценочные слова, эпитеты и метафоры, относящиеся к мальчику. Делают выводы о мудрости ребёнка. Далее зачитывает и сравнивает свои записи о петухе от слов «Хвост он потерял в недавнем бою, потому злобно сверкал неостывшим глазом и тут же, опечаленный и сконфуженный, стыдливо приседал перед курицами, что-то доказывая и обещая» до «закричал диким криком, лежа на крыле, — крик этот был то ли исступленным рыданием, то ли кому-то грозил петух, то ли обещал»

Приходят к выводу, что образ петуха не случаен, он отражает внутреннее состояние танкиста.

Высказывают свои гипотезы, делают выводы и записывают в тетради.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Акцентировать внимание на отрывке (вывести на слайд): « В оставленные немцем окопы струйками натекает песок, он чудесно звенит, и в нем семена трав: черненькие, серенькие, рыжие, с хвостиками, с парашютами, с крючочками. И просто так, в глянцевитой кожуре. Воронки на теле своем земля залила водой. И от влажного бока земли уже отделилось нечто такое, что само оживет и даст жизнь быстро сменяющимся поколениям.»

-Есть ли тут образ времени?( можно вернуть к картинке песочных часов, если не догадаются сразу)

— Какие детали в пейзаже ещё цепляют ваше внимание? Попробуйте сделать вывод о значении этой картины в рассказе.

Привести к мысли о том, что, несмотря на страшные следы, оставленные войной, жизнь все-таки торжествует над смертью. Таким образом, плавно подвести к идее рассказа, в которой воплощена вера в то, что жизнь непременно восторжествует над смертью, голодом и разрухой.

— А теперь подумаем, почему пригрезившийся танкисту послевоенный суп становится названием рассказа?

-Что символизируют собой картина, представленная в последнем абзаце?

-Почему автор придаёт ей такое значение?

— Запишите свои мысли в тетради.

-Как вы думаете, как связан образ времени с названием рассказа?

Подвести к основной мысли рассказа. Послевоенная картина сытой и благополучной жизни – это картина времени, отнятого войной у обоих героев. Пока она только «пригрезилась» танкисту. Но уже должна стать мечтой, которую он обязан воплотить в реальность( «то ли обещал… то ли кому-то грозил»- крик души, символично выраженный в крике петуха).

Образ ребёнка становится знаковым в судьбе танкиста, пробуждающим к осмысленной жизни. Никогда он теперь не сможет забыть, как «в мальчишкиных глазах, потемневших от долгой тоски, светилась надежда.»

Высказывают свои гипотезы, делают выводы и записывают в тетради.

Источник

Презентация по литературе на тему «Р.Погодин «Послевоенный суп»

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. presentation bg. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-presentation bg. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

70-летию Великой Победы посвящается … Презентация рассказа Радия Погодина «Послевоенный суп»

Танки-«тридцатьчетверки» оттянулись с фронта в деревушку, только вчера ставшую тылом. ˂…˃

˂…˃ Ковыляют танкисты к колодцу: кожа у них зудится, требует мыла… Облепили … колодец – ведра не вытащишь… ˂…˃ Одному танкисту невтерпеж дожидаться своей очереди на мытье …, плюнул он … и отправился искать ручей.

… Мальчишка сидел у ручья. Возле него копошили землю две сухогрудые курицы. Неподалеку кормился бесхвостый петух. ˂…˃

— У меня мыло солдатское, серое, оно лучше духовитого трет. Мальчишка вздохнул… У духовитого цвет вкусный. Я раз целую печатку украл у одного немца. Не развернутую еще. Отворотил бумажку – лизнул даже: вдруг сладко? ˂…˃

˂…˃ Наверно, только в эту минуту понял танкист, что еще и не жил еще, что жизни как таковой не знает и где ему, скороспелому, объяснить жизнь другим людям так, чтобы ему поверили…

Возле танков пригрезился танкисту дом сытый, с занавесками кружевными, веселая краснощекая девушка и послевоенный суп с курятиной.

Над презентацией работали: Арсланова Венера Бобровская Оксана Бурковский Руслан Бухарметов Денис Разномасцева Снежана Самойлова Настя Сатюков Даниил Устинов Андрей Ткаченко Е.А.

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. placeholder. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-placeholder. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. placeholder. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-placeholder. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. placeholder. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-placeholder. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка placeholder.

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. a loader. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-a loader. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-018515

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. 12ca 000988a9 e32712b1. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-12ca 000988a9 e32712b1. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. placeholder. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-placeholder. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка placeholder.

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. placeholder. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-placeholder. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка placeholder.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. placeholder. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-placeholder. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка placeholder.

Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. placeholder. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-placeholder. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка placeholder.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. placeholder. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-placeholder. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка placeholder.

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

погодин послевоенный суп чему учит рассказ. placeholder. погодин послевоенный суп чему учит рассказ фото. погодин послевоенный суп чему учит рассказ-placeholder. картинка погодин послевоенный суп чему учит рассказ. картинка placeholder.

Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сценарий урока литературы «Проблематика и жанровые особенности рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп»

Проблематика и жанровые особенности рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп».

— познакомить учащихся сжанровыми особенностями и проблематиков рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп», воссоздать картины эпохи войны.

— развивать творческие способности учащихся,

— формировать навыки выразительного чтения, внимательного отношения к слову.

— воспитывать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

— воспитывать ценностное отношение, уважение к людям и событиям Великой Отечественной войны.

Актуализация знаний(5 минут).

Раздаточный материал «Роды и жанры литературы» (разрезанная таблица)

Задание: собрать таблицу. Взаимопроверка по эталону(слайд) Самооценка. Выставление отметок в оценочные листы.

Самоопределение к деятельности, мотивационный этап.

На слайде записана дата: 9 Мая 1945 года.

-Что это за дата? Какое значение она имеет для нашего народа? Какое важное событие мы будем отмечать в этом году?

-Посмотрите на слайд и прочитайте три высказывания. Какая мысль содержится в них? Как соотносятся с произведением, прочитанным вами дома? Одно из высказываний принадлежит автору произведения, которое вы прочитали.

Люди встречаются и расходятся. К счастью, уходят не насовсем. Хорошие люди живут в памяти, даже говорят иногда, словно идут с тобой рядом. (Р. Погодин)

Военное время всякого военным делает. (Ф. Глинка)

Хотят ли русские войны?(Е.Евтушенко)

-О чем пойдет речь на уроке? (формулировка темы и целей)

Прежде чем начнем беседовать, предлагаю вашему вниманию небольшие сообщения ваших одноклассников.

Выступление заранее подготовленных учащихся с сообщениями(по 2 минуты на каждое) Выступают участники проекта «Дети войны»(сообщение о танке «Т-34», и о том, как жилось детям во время оккупации(сообщения подкреплены фотографиями)

Детство

Радий Петрович родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво Бологовского района Новгородской, тогда, области в крестьянской семье.
В 1927 году семья переехала в Ленинград. Родители вскоре разошлись. Сыновья остались с матерью. До войны Радий Петрович окончил восемь классов. Старший брат служил на границе и погиб в первые дни войны. Летом 1941 года мать отправила Радия Петровича в деревню. Когда немецкая армия стала подходить к Ленинграду, Радий Петрович решил вернуться в город. Ему пришлось дважды перейти линию фронта.

Фронтовые годы

6 января 1943 года его призвали в армию и направили в пехотное училище. После окончания училища в августе 1943 года направили в действующую армию. Воевал солдатом в пехоте. Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. Награжден двумя орденами Славы и двумя орденами Красной Звезды, медалями. В октябре 1945 года в звании сержанта был уволен в запас.

-Определите жанр произведения «Послевоенный суп» (рассказ) Докажите свое мнение.(Карточки-помощники с определениями рассказа и романа, их жанровыми особенностями, жанры не указаны)

-Вспомним элементы композиции рассказа.

1)-Прочитайте заглавие. Что необычного заметили? На какое слово или его часть делается смысловой акцент (ПОСЛЕ военный) Что это за суп такой? Разве речь идет о еде в произведении? К этому вопросу мы еще вернемся.

2)-Какую информацию мы узнаем из экспозиции?( деревня только вчера стала тылом, танкисты отдыхают и приводят себя в порядок после боя)

-Что значит фраза «деревня только вчера стала тылом»? (жители находились в оккупации и были недавно освобождены после танкового боя)

-Каково настроение? (радостное, приподнятое)

-Но какие чувства примешиваются к этой радости и почему? Перечитайте пейзажную зарисовку. С какой целью автор ввел это описание? Какой изображена природа(израненное живое существо, которое «зализывает» свои раны- залитые водой воронки от немецких снарядов, песок звенит, засыпает окопы.)

Давайте подробнее познакомимся с героями рассказа. Кто эти герои?(мальчишка и танкист)

4)Встреча двух героев-танкиста и мальчишки. Анализ образов героев.

Заполнение таблицы(сам. работа в минигруппах) (7минут)

-Что заметили? Подробнее всего описан мальчишка. Почему? (вероятно, автор делает акцент именно на детском образе, на том, что пришлось пережить населению и детям во время оккупации)

-Какова кульминация? (эпизод с горячей картошкой за пазухой)

-Какие чувства вызвал этот эпизод у танкиста? («Ты что, сдурел? Картошка-то с пылу»)

-А если она с маслом?

-Можно ли этот поступок мальчика назвать подвигом? Почему?(Чтобы накормить голодных ребят, воровал еду у фашистов, ему пришлось пройти почти всю деревню пешком с горячей картошкой за пазухой, иначе еду отобрали бы фашисты и избили, младшие могли погибнуть от голода. Это единственный его подвиг?(Нет, потому что фашисты били его и очень часто за украденную еду) Фактически, он спасал ребятишек от голодной смерти.

-Какие качества характера проявил Сенька? Кто его воспитал? Почему автор говорит о семье героя? С какой целью? Что говорится о семье героя(отец воюет, мать –председатель колхоза) Что за люди его родители, если смогли воспитать достойного человека?(тоже высоконравственные люди, ответственные, отдают свои силы во благо Родины)

-Какие детали в рассказе указывают на дикий голод, царивший в деревне?( мальчик рассказывает о «рецептах» приготовления еды из лопуха и солодового корня)

Почему закашлялся мальчик?(его тоже одолевают смешанные чувства, горе прорывается наружу) Позволяет ли он себе пожаловаться, почему?(он так же, как и танкист, пытается совладать со своими эмоциями)

-Когда в глазах мальчика засветилась надежда? (Когда танкист сказал, что фронт отодвинется, т.е., армия продолжит наступать. )

-О чем просил мальчик, когда сказал: «Вы только побыстрее воюйте, чтобы те коровы и хлеб к нам успели» Речь здесь о чем идет? О еде? И почему танкист засмеялся натянутым, невеселым смехом?(речь о том, чтобы война быстрее закончилась, чтобы не умереть раньше Победы)

Почему мальчик отказывается от помощи солдат? Чем мотивирует этот отказ(танкистам тоже нужна пища, чтобы были силы воевать)

-Можем ли мы сказать, что мальчик преподал танкисту жизненный урок? Найдите и прочитайте (только в эту минуту понял..)Что понял для себя танкист? (что не знал жизни до встречи с мальчиком, что мало пережил)

Если схематично изобразить взаимоотношения героев, то какую картину можно наблюдать?

( в начале встречи танкист чувствует свое превосходство, во время беседы, когда лучше узнают друг друга, общаются на равных, в конце беседы танкист понимает, что обладает малым жизненным опытом по сравнению с мальчиком)

5)Давайте вернемся к одной из цитат урока : «Люди встречаются и расходятся. К счастью, уходят не насовсем. Хорошие люди живут в памяти, даже говорят иногда, словно идут с тобой рядом». (Р. Погодин)

Можно ли предположить, что встреча с мальчиком навсегда останется в памяти танкиста, и станет его девизом в битве с врагом? Ведь он не может нарушить свое обещание, что Победа будет за нами.

-Какова развязка? Перечитаем. Причем здесь петух, который попался под ноги танкисту? Зачем автор ввел этот фрагмент в текст? Чье это исступленное рыдание? Кому угроза? Кому обещание?

Какая интонация в конце рассказа и почему? Каковы особенности финала? Почему автор не ставит точку в судьбе своих героев? Какое время в рассказе?(война еще не закончилась, можем предположить, что время действия-примерно 1943 год, перелом войны, наши войска постепенно освобождают землю от врага, до Победы еще далеко)

-Возьмите карточки с жанровыми особенностями рассказа и романа. Посмотрите, какие особенности произведения можно отметить? Определим тему и временной охват событий. Автор говорит только о двух героях, или подразумевает весь народ? А время, изображенное в рассказе равно мимолетной встрече и разговору, или гораздо шире?( в тексте есть указания на время, и можно догадаться, что до полного освобождения далеко, автор задумывается о том, что Победа еще далеко, и мечтает вместе со своими героями о мирной жизни)

6.Рефлексия. Выставление отметок. Работа с листами самооценки.

Оцените свою активность на уроке:

Произведение вызвало у меня …чувства, потому что…

7. Домашнее задание(разноуровневое)

1 уровень(сложный) Напишите небольшое сочинение-рассуждение по рассказу, взяв за основу одну или несколько цитат урока.

2. Напишите о ваших впечатлениях о рассказе.

3. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи(сочинение)

Самоанализ урока литературы Каныгиной Н.В.

Данный урок проводился в 6 классе. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывались возможности каждого ученика. Тема урока- «Проблематика и жанровые особенности рассказа Р.Погодина «Послевоенный суп»(урок внеклассного чтения) Текст рассказа прочитан заранее дома, также даны опережающие задания для трех человек(подготовить фоторяд «Дети войны»(выборка из презентации проекта), сообщение о танках, краткая биографическая справка о писателе.)

Задачи урока реализовались через следующие аспекты:

Образовательный: закрепление теоретических сведений о родах и жанрах литературы, жанровых особенностях рассказа и романа, композиции.

Воспитательный: воспитание чувства патриотизма и гражданского самосознания;

ценностного отношения, уважения к людям и событиям Великой Отечественной войны.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для каждого ученика индивидуально(разрезанная таблица «Роды и жанры литературы», карточки «Жанровые особенности романа и рассказа», листы самооценки)

Тип урока : комбинированный

Осуществлялись данные подходы:

Текстоориентированный (выбор из текста выразительных средств, художественных деталей).

Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи).

Интегрированный (связь с историей).

Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей ).

На этапе актуализации знаний проводилась взаимопроверка знаний в парах, оценка после проверки по эталону.

Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с документальными фотографиями времен ВОВ. Проводилась групповая работа, как важный аспект развития коммуникативных УУД, самостоятельная работа.

При работе с произведением предусматривались следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск средств выразительности, анализ деталей.

На заключительном этапе урока письменный вывод (5-6 предложений) способствовал развитию личностных и коммуникативных УУД..

Оптимальная смена видов деятельности позволила сделать урок динамичным. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся смело высказывали свои мысли, развивали умение строить монологический ответ(устный и письменный).

Домашнее задание было разноуровневым, чтобы была возможность выбрать себе работу «по плечу», по возможностям.

На этапе рефлексии были подведены итоги урока, выставлены оценки за работу, оценено эмоциональное воздействие рассказа на читателя.

Урок достиг целей. Методы и подходы, использовавшиеся на уроке, были подсказаны логикой текста, его воспитательными возможностями, и были традиционными, но оправданными, на мой взгляд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *