подземные монастыри воронежской области
Пещерный монастырь в Костомарово (Воронежская область)
На 200 км к югу от Воронежа, на правом берегу Дона раскинулось Белогорье – холмистая местность, сложенная меловыми породами. Край этот известен пещерными монастырями: Дивногорский, Костомаровский, Белогорский. Их подземные храмы, переходы, кельи хранят неразгаданные тайны и привлекают тысячи путешественников.
Самая таинственная среди пещерных обителей Дона находится в селе Костомарово, Подгоренского района Воронежской области.
Аскетический ландшафт окрестностей здешнего монастыря совсем не похож мягкое и задумчивое русское раздолье. Он напоминает, скорее, безлесные пейзажи Иудеи – родины Христа. Вот как выглядят окрестности Костомарово на карте Гугл:
Северная часть села лежит на берегу Дона, а Спасский монастырь на юге отдален от реки на расстояние 2 км. Он раскинулся на дне обширной балки, меловые склоны которой таят в своих недрах знаменитые пещеры Костомарово – неизвестно когда и кем вырытые.
Доехать сюда можно как на своем, так и на общественном транспорте. Паломники могут остановиться в гостинице Костомарово, проникнуться особой атмосферой Спасского женского монастыря — «обители покаяния и гонений». Ниже мы подробно расскажем о монастыре и его истории.
1. Костомарово на карте
В село Костомарово Воронежской области Подгоренского района люди едут отовсюду.
Вот расстояния от некоторых городов:
2. Костомарово: историческая справка
Письменная история села Костомарово берет начало в 1734 году – в разгар бироновщины и гонений на российских дворян. В это нелегкое для российских дворян время императрица Анна Иоановна пожаловала помещику С.М. Костомарову земли на Дону с государственными крестьянами.
К началу XIX века вотчина Костомаровых опять перешла в государственную казну, стала называться слободой. Сегодня в скромном по размерам селе проживает на более 300 жителей, есть основная школа, фельдшерский пункт, почтовое отделение. В районе Спасского монастыря, в местности, окружённой пустынными меловыми холмами, практически нет мобильной связи.
Славу селу принесли вырытые в холмах пещеры, которые до сих пор считаются исторической загадкой. Ни об одном из пещерных объектов Костомарово нет достоверных письменных свидетельств – даже в источниках XIX-начала XX века, во времена Духовной консистории, когда на учет ставились все церковные постройки и малые приходы.
Многие исследователи сходятся во мнении, что пещерным храмам на берегах Придонья больше 1000 лет.
Возрождение началось в 1993 году с раскопок заваленных пещерных ходов. В 1997 г. здесь появились первые насельницы во главе с игуменьей Серафимой. Сегодня в Спасском монастыре живет постоянно 36 сестер, действует три храма, есть жилые постройки и гостиница для паломников. Обитель «покаяния и гонений» посещают ежегодно до 40 тыс. человек.
3. Спасский монастырь: описание
Наземные постройки Костомаровского Спасского монастыря расположены в широкой балке, окруженной «лысыми» холмами с проплешинами скудной растительности. Палестинский пейзаж дополняет гора Фавор, у подножия которой находится село. Гора Голгофа, увенчанная деревянным крестом, господствует над монастырем. Возле Креста происходит поразительное явление – многие ощущают себя сопричастниками Распятия, начинают вдруг реально осознавать цену спасительной жертвы Христа. Кстати, Голгофский Крест над Спасским женским монастырем не совпадает по долготе с «Лысой горой» в Иерусалиме – он лежит на 4,5° восточнее. Но это не мешает паломникам ощущать космический характер события, которое символизирует Голгофа.
Основной достопримечательностью Костомаровского Спасского женского монастыря являются пещерные храмы.
Совет: в пещерных храмах монастыря нет электричества, для их осмотра понадобится много свечей.
Спасский собор
Спасский пещерный комплекс венчают две меловые скалы – дивы, сложенные из твердых пород. Между дивами висят колокола, а стены украшены мозаичными иконами. Все это придает старейшему храму пещерного монастыря праздничный вид.
Помещение храма начинается сразу у входа, своды держатся на 12 меловых колоннах, которые делят огромный зал на 3 части. Здесь царит сумрак, слабо мерцают лампады, и стоит звенящая тишина. В стенах храма высечены кельи для отшельников, которые вели затворническую жизнь и общались с верующими через окна. Отдельный вход в храме служил для того, чтобы затворники могли слушать Литургию, оставаясь невидимыми для прихожан. Алтарь храма освящен во имя Спаса Нерукотворного, престольный праздник обители – 29 августа по н. ст.
Расписание богослужений в Спасском соборе:
Налево от главного храма расположен придел – во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Он создан стараниями молитвенников в 40-е годы XX века, во время недолгой оттепели. Инициатором придела был блаженный Андрей — юродивый и затворник. Осмотр придела возможен только в свете мерцающих свечей, которые выхватывают из тьмы лики икон и филигранную отделку алтаря резьбой по мелу.
Храм Серафима Саровского
По преданию храм в честь преподобного Серафима в Костомарово стали создавать в год прославления святого – 1903 г. Но записи об этом строительстве нет ни в одном источнике. В 1993 году началась расчистка Костомаровского комплекса. Рабочие, открыв однажды утром эту пещеру, ясно увидели беловолосого старца, молящегося на коленях перед алтарем. Позже по иконе они узнали в нем Серафима Саровского. Вновь отделанную церковь венчает стилизация под «диву» — башня, сложенная меловыми глыбами. Внутри, словно в сказке, стены отделаны ажурной разбой по мелу в исполнении белгородских художников.
Богослужения в храме проходят в дни памяти святого Серафима: 15 января и 1 августа по новому стилю.
Храм Взыскание погибших
Единственный наземный храм Спасского монастыря построен в 2000 году и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь проходят богослужения в зимнее время, а во время паломничества можно заказать требы: молебен, сорокоуст, панихиду, неусыпаемую псалтирь.
Пещеры затворников
Пещеры в Костомарово – это место затворничества безвестных подвижников. Они совершали свой подвиг в тайне, поэтому о них так мало письменных свидетельств. На меловых склонах Спасского монастыря сохранились 3 кельи затворников, доступные для посещения. Здесь и зимой, и летом температура держится на уровне 13-14°, влажность такая, что стены сплошь покрыты зеленой плесенью. В одном из затворов жил столпник – молитвенник, никогда не позволявший себе сесть или лечь.
Самая знаменитая из затворнических келий – Пещера покаяния. Узкий абсолютно темный извилистый коридор вел человека в неизвестность. Изредка стены подземного хода светились мерцающими лампадами возле икон. Перед ними грешники изливали просьбы о прощении и заступничестве – и двигались дальше. Потолок становился все ниже, буквально пригибая кающегося человека к земле. В келью к старцу, принимавшему исповедь, он входил в глубоком поклоне. Последним обитателем Пещеры покаяния был отшельник Петр, его расстреляли у этой пещеры в 1937 году. Сегодня, пройдя с зажженной свечой коридор покаяния, можно обнаружить на аналое листок и прочитать покаянную молитву. Но это ни в коей мере не заменяет таинства исповеди живому священнику, которое проходит в любом храме во время богослужения.
Святыни
В Спасском женском монастыре особо почитаются две иконы.
К святыням монастыря относится также источник Тихвинской Божией Матери, он находится при дороге на расстоянии 3,5 км от монастыря. Место оборудовано срубом, каменная кладка защищает склоны от осыпания. В праздник Тихвинской Божией Матери из Спасского монастыря к источнику идет крестный ход с освящением воды. В меловом склоне неподалеку устраивается пещера-часовня в честь этого образа.
Особо строгих правил поведения в Костомаровском монастыре нет, но надо выполнять несложные требования:
4. Прогноз погоды в Костомарово
Планируя поездку, поинтересуйтесь погодой. Дождь и слякоть затруднят езду по проселочным дорогам, а скользкие склоны Костомаровской Голгофы сделают подъем на гору невозможным для нетренированных людей.
Погода в Костомарово сегодня:
Кликните на ссылку, чтобы увидеть подробный прогноз погоды в Костомарово на 10 дней.
5. Экскурсии
В первый раз приехать в Костомарово лучше всего с экскурсией или с паломнической поездкой. Экскурсии в Костомарово из Воронежа в основном однодневные, отличаются количеством объектов посещения. Паломнические поездки ограничиваются одним монастырем, туристические поездки включают в программу помимо Спасского монастыря еще Дивногорье.
Название | Фирма | Программа | Цена |
Групповая экскурсия из Воронежа в Костомарово | Weatlas | Посещение Костомаровского Спасского монастыря | 2596 |
Костомарово. Паломничество | Воронежский паломник | Посещение храмов и святынь Спасского монастыря Трапеза | 1200 |
Спасский женский монастырь | Терра Воронеж | Целый день в Костомарово | 1800 |
Тайны пещерных храмов Костомарово-Дивногорье | Федерация туризма | Святыни Спасского монастыря Музей-заповедник в Дивногорье | 2877 |
Костомарово, Русская Палестина | МариНика-тур | Целый день в Костомарово | |
Пещерные храмы Дивногорья | Экстрагид | Малые Дивы + Спасский монастырь | 3500 |
Воронеж – Костомарово – Дивногорье 2 день. «Дворцы Воронежского края» + «Символы столицы Черноземья» |
6. Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря
Никаким транспортом, кроме как на автомобиле, до Костомарово добраться нельзя. Поездка в Костомарово на собственном авто не будет проблемной ни из Воронежа, ни по маршруту Россошь – Костомарово. Зато вопрос, как добраться на общественном транспорте, требует проштудировать расписание. См. ниже.
Как добраться на общественном транспорте
Регулярное автобусное сообщение есть только между Костомарово и районным центром Подгоренский. В расписании на Костомарово из Подгоренского стоит всего два рейса в 6:00 и 13:00.
Как добраться на собственном автомобиле
На машине из Воронежа можно доехать до Костомарово двумя маршрутам – оба протяженностью 170 км, время в пути – 2,5 часа.
Из Россоши маршрут короче – всего 67 км, 1 час в пути. Дорога идет на север, через населенные пункты: Поповка – Подгоренский – Сагуны – Юдино – Костомарово.
7. Гостиница Спасского монастыря
8. Контактная информация
Всю информацию о Спасском монастыре в Костомарово можно найти на официальном сайте обители https://www.kostomarovo.ru/
Почтовый адрес: Воронежская обл. Подгоренский р-н, ул. Монастырская — 1.
Заказывать групповые экскурсии следует заранее по телефону: +7(951)-865-74-89
Режим проведения экскурсий по пещерному комплексу:
Если у вас есть возможность, обязательно посетите Костомарово. Это уникальное место. Независимо от того, верующий вы или нет и какую религию вы исповедуете, стоит все увидеть своими глазами, окунуться в живую древность и ощутить кожей и ветерок донских просторов, и холод подземелий.
Читайте также статьи про подземные монастыри Дивногорья и Белогорья.
Уникальные меловые церкви в Воронежской области или Русская Палестина
Монастыри являются меловыми отложениями на плато, которое выдается на равнинной местности Центрального региона России. Помимо храмов также интересны памятники природы – меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами» (от «диво» — чудо).
Всего в Воронежской области насчитывается около 50 подземных сооружений, из которых около 40 относятся к храмам и местам жития монахов. К сожалению, большинство из монастырей находятся в заброшенном состоянии.
Мы выбрали для посещения музей-заповедник «Дивногорье», Костомаровский и Белогорский монастыри.
На поездку вполне хватит трех дней. Несмотря на то что расстояние от Москвы до Воронежской области более 700 км, большая часть пути проходит по скоростной трассе М4 «Дон».
Осмотр пещерных храмов мы начали с заповедника «Дивногорье», который находится в 130 км от Воронежа и в 650 км от Москвы. Посещение пещерного комплекса в Больших Дивах входит в 2-х часовую экскурсию, которая проводится историком и стоит на человека 250 р. Можно ее и не брать, но в церковь Сицилийской иконы Божией Матери пускают только организованные группы. Икона является копией оригинала, к сожалению, подлинник утерян. Внутри монастыря пусто, зябко и темно. Церковная служба проводится раз в год.
До памятника «Маяцкий археологический комплекс» можно добраться выше по меловой горе, правда, от него остались только картинки, местность заросла травой.
С каждым шагом вверх взору открывается все более красивая панорама.
После экскурсии можно прогуляться 3 км до пещерного комплекса в Малых Дивах, расположенного на территории Дивногорского мужского Свято-Успенского монастыря. В комплекс входит пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Организацией экскурсий в Малые Дивы занимается братия монастыря.
Будьте готовы к тому, что на изучение музея-заповедника «Дивногорье» понадобится целый день. На его территории есть кафе. Будьте, пожалуйста, аккуратны во время прогулки, мы видели пару степных гадюк.
Переночевать можно в 50 км от Дивногорья, в городе Лиски.
В 75 км от Лисок находится Костомаровский Спасский монастырь с подземным храмом Спаса Нерукотворного образа, пещерой Покаяния и храмом Серафима Саровского.
На территории монастыря, на местной Голгофе, возвышается часовня Распятия Господня. Если пройдете еще выше, то там Вас ждет обзор всей чарующей местности.
Воскресенский Белогорский мужской монастырь, также известный своими пещерами, располагается в 62 км от Костомарово, на высоком берегу Дона. Чтобы в них войти, нужно сопровождение братии или можно присоединиться к экскурсии. Сейчас там идет реконструкция фасада.
Хочется отметить, что в области живет много украинцев. По сути это одна земля, где живет единый народ, разделенный историей.
Ночевку можно сделать в Воронеже, в 170 км от Белогорья. Исторических достопримечательностей в городе нет, т.к. город был полностью разрушен в Великую Отечественную войну. В целом, он производит приятное впечатление большим количеством прогулочных зон, отреставрированными фасадами, чистотой и красотой.
Воронежский Синай, или пещерная обитель
Палящее солнце, сухая трава, редкий низкорослый кустарник… Захватывающее сочетание небесной сини с ослепительной белизной меловых склонов, великолепное в своей предельной простоте. Путники, медленно поднимающиеся по избитой тропинке к кресту, установленному на вершине холма… Такое ощущение, что ты перенесся во времени назад, в библейские века.
Нет, мы не в Египте или Палестине. Это русская земля, придонские степи, воронежское Белогорье, местечко Костомарово, Спасский женский монастырь. Его уникальность заключается в том, что храмы и кельи расположены в белоснежных меловых пещерах, которых так много по берегам Дона.
Создание пещерных храмов и монастырей началось в глубокой древности. На заре христианства верующие в Древнем Риме, скрываясь от гонений и преследований властей, совершали богослужения и совместные молитвы в подземных катакомбах. На Востоке пещеры использовали монахи-отшельники, стремившиеся уйти от внешнего мира ради благодати молитвенного уединения. А первые пещерные монастыри, по мнению историков, возникли в IV веке в Палестине.
Появление подобных обителей на русской земле, ставшее продолжением восточных традиций, началось со времени Крещения Руси и длилось до XIX века. В IX веке возник самый известный на Руси Киево-Печерский пещерный монастырь. Его основатель, отец русского монашества преподобный Антоний, принес сюда со Святой Горы Афон традицию пещерного уединения. Атмосфера подземных келий с их невероятной тишиной и отгороженностью от внешнего мира очень соответствовала духу христианских подвижников, стремившихся всю свою жизнь посвятить служению Господу. Потому таким большим уважением и почетом у русских людей всегда пользовались и сами пещерные монастыри, и тяжелая, самоотверженная жизнь их обитателей. Среди наиболее известных подобных сооружений Подмосковья – Талицкие пещеры в Пушкинском районе и Гефсиманский скит в Сергиевом Посаде.
Появлению же пещерно-храмовых строений в Воронежской области способствовало наличие в земной коре мощных меловых отложений.
Исторически Придонье находилось на перекрестке торговых путей, важнейшим из которых была река Дон. В разное время эти места заселяли самые разные, ныне исчезнувшие народы и племена: скифы, сарматы, аланы… С X по XVII век (почти семь столетий) эти земли регулярно страдали от набегов кочевников: печенегов, половцев, крымских и монгольских татар. Дикое поле, вытоптанное копытами лошадей, заброшенные монастыри и храмы, – вот во что превратили кочевники здешнюю землю.
Возможно, именно этим можно объяснить отсутствие подлинных исторических сведений о времени возникновения Костомаровской пещерной обители. Хотя существует несколько версий.
Так, в конце XIX века археолог и краевед Д.М. Струков выдвинул гипотезу, согласно которой пещерные обители возникли здесь очень давно, в первые века христианства. Его предположения основывались на наличии архитектурных признаков, придающих им схожесть с пещерными храмами в горной Каппадокии (север современной Турции), появление которых историки относят к I тысячелетию до Рождества Христова.
Ряд исследователей полагают, что время появления Белогорских пещерно-храмовых сооружений совпадает с периодом иконоборческой ереси (с VIII по X век), когда иконопочитатели, скрываясь от преследований, бежали из Византии на север через Кавказ, Крым и Придонье, создавая в этих местах пещерные храмы.
Мне же очень нравится предание о том, что 2000 лет назад сюда с миссией отправился святой апостол Андрей Первозванный, который проповедовал Евангелие скифским народам. «У этих народов зерно христианства в свое время даст росток», – писал святой апостол о русичах, которые пришлись ему «более всего по душе». Согласно этому преданию, верный ученик Христа основал здесь первую христианскую общину, не сомневаясь в том, что вера в единого Бога заполнит сердца людей, поклонявшихся до этого разным богам, и останется с ними на века. Именно святому апостолу Андрею многие сказания приписывают основание здесь первых пещерных храмов.
Первые же письменные упоминания о здешних пещерных строениях появились уже в середине XVII века. Согласно этим сведениям, на территории современного Спасского женского монастыря в то время находилась Дивногорская мужская обитель. Опираясь на эти данные, исследователи П.В. Никольский и В.Н. Тевяшов в конце XIX века предположили, что монастырь в Костомарове создали иноки из Малороссии, бежавшие сюда от унии и жестокости польской шляхты. Храня память о киевских пещерах, они начали создавать храмы в здешних меловых породах. Правда, Никольский допускает, что монахи могли найти уже готовые и заброшенные строения и обосноваться в них. В пользу данной гипотезы говорит тот факт, что внутреннее устройство пещер более напоминает стиль древневизантийский, нежели киевский.
Строительство пещерных галерей продолжилось в XIX веке, и, по воспоминаниям старожилов, здесь продолжала существовать Дивногорская мужская обитель. У местных жителей и паломников особым почетом пользовалась пещера Покаяний, в которой верующих исповедовал святой старец.
С началом советского периода печальная участь православных святынь Руси, к сожалению, постигла и монастырь в Белогорье. Начались религиозные гонения, а пещерные обители были закрыты и разорены. Но многие монахи, скрываясь в самых удаленных келиях подземных лабиринтов, продолжали тайно нести свой молитвенный подвиг. Зная об этом, жители окрестных сел поддерживали подвижников, собирая и передавая им в подземелье пищу и одежду.
Особо почитаемым в этих местах в те годы был блаженный старец Петр, обладавший даром прозорливости и врачевания. Его родственник, местный старожил Павел Никифорович Еремеенкo рассказывал, что Петр вырубил в Костомаровских меловых холмах небольшую пещеру, в которой и жил. Принимал отец Петр и непосредственное участие в строительстве Спасского храма. Интересно, что свои наставления верующим он излагал в форме мудрых притч и иносказаний, постижение смысла которых требовало глубокого размышления.
В конце 30-х годов XX века старец Петр Еремеенко был подвергнут религиозным гонениям, схвачен и отправлен в Острогожскую тюрьму. По официальным данным, там он и умер, хотя до сих пор существует предание, что старец исчез из закрытой тюремной камеры. Тюремные власти, чтобы опровергнуть слухи, велели вынести тело умершего из тюрьмы и предъявили толпе… правда, с закрытым лицом. В память о старце Петре на территории монастыря была построена часовня, внутри которой воздвигнут крест. Паломники и сегодня продолжают обращаться к старцу Петру с просьбами о помощи.
Перед арестом отец Петр предсказал появление в обители еще одного пламенного подвижника: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Действительно, после войны появился здесь юродивый Андрей: «В первые годы после открытия пещерной церкви в ней подвизался юродивый по имени “Андрюшка”», – так писали о нем представители властей.
Отец Андрей, в миру Андрей Васильевич Попов, был родом из местной деревни Клеповка. В 12 лет он остался без родителей и познал тяжкую долю сироты. А на путь веры встал уже после того, как во время Великой Отечественной войны чудом выжил в страшном бою. С ужасом наблюдая, как вокруг него гибнут люди, Андрей, не переставая молиться о спасении, укрылся в небольшой воронке. Вот здесь и произошло чудо: немецкий танк, проползший над его головой, даже не задел Андрея. Тогда-то он и дал себе обещание до конца дней служить Господу.
Вернувшись с войны, Андрей Попов стал посещать дома, где собирались верующие для совместной молитвы (тогда в селе не было церкви), а позже оставил свой дом, отправился в пещеры и организовал там православную общину.
В общине Андрей был очень почитаемым старцем, к нему всякий раз обращались прихожане за советом и молитвенной помощью. Как когда-то старец Петр, словесную помощь верующим отец Андрей оказывал в иносказательной, не всякому понятной, форме.
В 1959 году, в период хрущевский антирелигиозной кампании, Спасская церковь была окончательно закрыта, а деятельность православной общины прекращена. Незадолго до этого представители сельской управы жестоко избили отца Андрея, они издевались над ним и собирались арестовать. Тогда старец решил оставить мир людей и стать затворником. Он скрылся в одной из самых дальних подземных пещер и в уединении и молитве провел долгие 13 лет.
Дошедшие до нас его записи рассказывают о том, что отец Андрей преодолел самые суровые монастырские испытания: он молился в столпнике так, «что одежда ветшала от пота». Стоял он, привязав себя к стене, чтобы не упасть от бессилия: «….и стану я в столпе на молитву, с горячей слезой молиться за весь православный мир…» Затворничество – невероятно тяжелая миссия, и в особо трудные дни отец Андрей обращался к Божией Матери с просьбой о помощи. Выйдя из затвора по истечении 13 лет, он отправился в странствие по святым местам. Люди отмечали, что в исходящей от отца Андрея благодати и в невероятной белизне его лица было что-то поистине неземное.
Умер отец Андрей в 1982 году. Его похоронили на одном из деревенских кладбищ, и с этих пор его могила является местом почитания и паломничества. В свое время отец Андрей предсказал возрождение Костомаровской обители, назвав ее Новым Иерусалимом: «…И потекут сюда со всех сторон народы послушать слова Господа Христа и получить благодать». Предсказание сбылось, началось восстановление древней монастырской земли! В 1993 году приступили к расчистке пещер, а в 1997 году открыли теперь уже женский Спасский епархиальный монастырь.
Сначала у подножия меловых холмов среди полуразрушенных заброшенных пещерных сооружений поселились всего три монахини. Одна из них, игумения Серафима стала первой настоятельницей обители. В настоящее время все пещерные храмы полностью восстановлены и даже построен новый – в честь Божией Матери «Взыскание погибших»; отстроены также сестринские корпуса и хозяйственные помещения, действует гостиница для паломников.
Невероятное внешнее сходство монастырских пейзажей со Святой Землей дополнено и схожими названиями: гора Фавор, поток Кедрон, поклонный крест на горе Голгофа… Меловые холмы огибает извилистая дорога, на которую выходят входы в восемь основных пещер.
Самым древним из монастырских строений является Спасский собор. Его рукотворные части очень органично сочетаются с каменной кладкой, созданной самой природой. Звонница, сверкающие купола, увенчанные крестами, будто опираются на две меловые скалы, которые здесь называются «дивы». Поистине дивное создание! Храмовая пещера представляет собой целый комплекс: кельи, усыпальницы, храм с главным алтарем и приделом Веры, Надежды, Любови и Софии. Своды храма лежат на больших меловых колоннах, в стенах прорублены келии с крошечными оконцами. В затворнических пещерах встречаются и специальные углубления – столпники, в которых монахи молились стоя, привязывая себя к стене.
Традиционно иконы для пещерных храмов писались на цинковых листах, так как из-за высокой влажности деревянные иконы быстро ветшали. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, написанная на листе цинка, пользуется особым почитанием паломников. На ней сохранились следы от пуль, когда в святые образы стреляли большевики. Еще одна особо почитаемая икона пещерной обители – «Святое Семейство», – перед этим образом молятся о благополучии и мире в семье. В одной из пещер храма, по свидетельствам старожилов, большевики расстреливали монахов и верующих. На стенах до сих пор сохранились следы крови погибших священников.
В 1903 году в обители начали возводить еще один храм монастыря, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, но после революции строительство остановилось и завершилось лишь недавно. Храм был освящен 15 января 2005 года, уже после основания здесь женского Спасского монастыря. Уникальные иконы, вырезанные прямо в меловой толще стен храма, поражают утонченностью и одновременно скромностью и великолепием! Они аскетичны, как и все убранство пещер и помогают посетителям настроиться на главное: на веру, живущую в их сердцах, на постижение внутреннего, духовного состояния!
Не прекращается поток паломников в самую удаленную обитель монастыря – пещеру Покаяния. Продвигаясь по пещерным коридорам, освещаемым тусклым светом лампад и свечей, погружаясь в покой и безмолвие, верующие будто следуют «из времени в вечность», совершая путь в глубину своей души. По мере удаления от входа всё внешнее отступает, и путник остается наедине с собой и с теми самыми главными вещами, которые есть в его жизни.
Раньше сюда приходили на таинство исповеди. Низкий потолок, очень узкие проходы невольно заставляют посетителей продвигаться по лабиринту в позе смирения, впитывая дух древности, сложных человеческих судеб, исторических загадок и тайн, которым наполнена атмосфера обители. Для многих здесь наступает момент истины.
Новый XXI век стал началом эпохи возрождения пещерных храмов, переданных Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни здесь проходят службы: летом – в Спасском соборе, зимой – в храме «Взыскание погибших».
Постоянно растет количество сестер, желающих нести в монастыре молитвенную и трудовую службу. С каждым годом увеличивается и число паломников, приезжающих в Костомарово из самых разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них возвращаются сюда вновь и вновь. Проникаясь необыкновенной красотой этих мест, они снова и снова вдохновляются невероятной силой духа, преданностью вере, – всем тем, что навеки хранят для потомков своды, галереи и самые удаленные уголки величественных пещерных сооружений Костомаровской Спасской обители!