подворье троицкого зеленецкого монастыря

Подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря.
Фото Как добраться

Адрес: проспект Обуховской Обороны, 24, Санкт-Петербург

Подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. Описание:

23 июля 1888 во время страшной грозы, молния ударила в деревянную Тихвинскую часовню, стоявшую здесь, спалив все иконы, находившиеся в ней. Невредимой осталась только икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» суздальской работы, в которую впаялись во время удара молнии мелкие медные копейки из расположенной рядом с ней кружки для сбора пожертвований прихожан. Император Александр III после этого почтил своим посещением окраину и повелел возвести здесь храм для сохранения иконы рядом с местом, где находилась Тихвинская часовня.

Архитекторы А. И. фон Гоген и А. В. Иванов создали живописную церковь в стиле «узорочной» архитектуры Москвы XVII века. Храм был поставлен на высокий гранитный подклет, имел пирамидальный нарастающий силуэт. Его главки, шатер, звонницы и малые шатры пониженных боковых объемов, украшенных в основании килевидными кокошниками, были увенчаны золочеными крестами со вставками в виде стеклянных призм зеленого цвета. Пластическая выразительность силуэта усиливалась обилием каменного декора. Живописная выразительность достигалась за счет цветового решения: сочетание основного кирпичного цвета с выступающими белыми деталями. Интерьер церкви поражал обилием росписей в духе Большого Успенского московского собора. Большой пятикупольный каменный храм с многоярусной колокольней был торжественно освящен 2 августа 1898 года.

Изящная церковь с легкой шатровой колокольней, нарядными галереями и декоративным пятиглавием на поясах кокошников варварски снесена 26 ноября 1932 года.

На фасадах, облицованных светлой кирпичной плиткой, сохранились мозаики работы В. А. Фролова.
Уже со второй половины XVIII века в селении Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте стояла деревянная Тихвинская часовня с иконой Тихвинской Б.М. Икона этой часовни по преданию была обретена в водах Невы. Часовня была поставлена возле перевоза к дер. Клочки.

Во время наводнения 1824 г. часовню унесло на противоположный берег в деревню Клочки. Часовню было решено оставить там.
Для возвращенной жителями Клочков иконы на прежнем месте Д. Туляковым была возведена новая деревянная часовня.

С тех пор возле иконы стали происходить случаи исцеления. Молва быстро прославила икону, поток народа стал столь велик, что стали задумываться о строительстве церкви.

Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная. Позже образ был перенесен в Преображенский собор, где пребывает и поныне.
С иконы делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых и прославилась в 1888 г. в часовне на Стеклянном заводе.

Историческую деревянную часовню разместили внутри новой, в ее правой части.
В 1911 г. возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова).

Источник

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками (Санкт-Петербург)

подворье троицкого зеленецкого монастыря. 300px %D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5 %D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE %D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F (%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82 %D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3). подворье троицкого зеленецкого монастыря фото. подворье троицкого зеленецкого монастыря-300px %D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5 %D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE %D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F (%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82 %D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3). картинка подворье троицкого зеленецкого монастыря. картинка 300px %D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5 %D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE %D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F (%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82 %D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3).

Подворье Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря известно иконой «Всех Скорбящих Радосте» и могилой старицы Матроны Босоножки.

Содержание

История [ править ]

Вот как описывает саму икону протоиерей С.С. Наркевич: «Икона эта в высоту имеет 9 5/8 вершков и в ширину 7 1/2 вершков. Написана она далеко не художником, простого суздальского письма, но глаза изображены до того прекрасно, что кажутся живыми.

На темно-зеленом фоне иконы Богоматерь изображена во весь рост, стоящею на круглом коврике, со склоненною в левую сторону главою.

Необычное явление получило огласку. К иконе стали приходить люди, известны случаи исцеления после молебна перед иконой. Почитание её быстро распространилось за пределы Санкт Петербурга.

В 1906-1909 годы для Чудотворного образа по проекту архитектора А.И. фон Гогена также в «русском стиле» была построена большая каменная часовня, включившая в себя как в футляр обгоревшую историческую. За образец для постройки архитектор А.И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века. Это была самая большая в России часовня: она могла вмещать до 800 человек.

В 1911 году возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матронушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова).

Скорбященская церковь была закрыта в ноябре 1932 года. По первоначальному плану здание храма должны были передать под общежитие завода «Большевик», но позднее, в 1933 году храм взорвали, якобы для расширения территории речного порта.

После закрытия Скорбященской церкви, в 1932-1938 годах часовня действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО. Чудотворный образ Скорбященской Божией Матери с грошиками был спасён прихожанами и в конце 40-х годов он был передан в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха», где и находится и в настоящее время.

Современное состояние [ править ]

В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся (без шатровых завершений) часовней передана С.-Петербургской епархии. Здесь разместилось подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. В 1996 году получено благословение правящего архиерея на восстановление храма, произведена расчистка и консервация его фундамента. Ведутся работы по восстановлению прежнего облика часовни, действующей в качестве подворского храма. Сейчас здесь находится список с чудотворной иконы.

Источник

Подворье Зеленецкого монастыря в г. Санкт-Петербург

Часовня, где помещалась чудотворная икона Скорбящей Божией матери, была простым деревянным сооружением небольших размеров.

В августе 1888 года прихожане церкви св. Бориса и Глеба, которая находилась на противоположном берегу Невы (Калашниковская наб., совр. Синопская) просили у духовных властей разрешения вместо существующей деревянной часовни в селении Стеклянного завода построить каменную, а впоследствии храм. Прошение тогда было отклонено.

Спустя пять месяцев со времени события 23 июля 1888 года купец Орлов на свои средства построил новую более просторную часовню. Прежняя часовенка осталась в неприкосновенности как памятник. Новая часовня была устроена как бы навесом над старой, находившейся за иконостасом. Но, чудесные знамения, продолжавшие совершаться у иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, вложили во многие души мысль построить храм в честь Пресвятой Богородицы (Русский паломник. 1894. №31. С.193). Стали поступать пожертвования на сооружение храма.

Место прославления иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость находится недалеко от Александро-Невской лавры. В 70-х годах 18 века эти земли принадлежали светлейшему князю Г.А.Потемкину, любимцу императрицы Екатерины. Здесь располагались его дачные угодья. В лесу имелись два озера, от которых и вся мыза получила название «Озерки». По распоряжению князя здесь были построены два стеклянных завода: для изготовления аптекарской посуды, для отливки хрустальных вещей и зеркальный завод. После смерти Г.А.Потемкина заводы были взяты в казну и в 1792 году преобразованы в Императорский Стеклянный завод.

К 1888 году поселение Стеклянного завода простиралось от истока из Невы Обводного канала до селения Смоленского, в котором проживало около 4-х тысяч человек, а во время навигации и до 5-ти тысяч, почти исключительно рабочего люда.

Практический план столицы Санкт-Петербург. 1894год. Фрагмент.

По существовавшим в 19 веке преданиям в том месте, где была поставлена Тихвинская часовня, прежде был перевоз от Стеклянного завода с левого берега Невы на правый. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет икона. Подплыв к плоту, где причаливают лодки, она остановилась. Вынув икону из воды, лодочники увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Увидев в этом особую милость Божию, местные жители близ этого места, где явилась и была обретена икона, построили часовню в честь Пресвятой Богородицы Тихвинской (Лавры, монастыри, храмы. 1908. вып.3. с.59). По легенде произошло это событие в царствование Екатерины Второй.

До 1882 года Тихвинская часовня принадлежала к приходской Скорбященской церкви, надвратной Александро-Невской лавры.

С 1882 года по 1898 год она была приписана к Борисоглебской Калашниковой церкви. 12 марта 1893 года Духовная Консистория приняла решение: «. находящуюся в селении часовню с чудотворною иконой Скорбященской Божией Матери обратить во временный храм, приписанный к Борисоглебской церкви». Для временного храма назначался особый причт. Данное распоряжение Духовной Консистории было связано с разрешением вопроса о строительстве нового храма.

В 1888 году ходатайство прихожан Борисоглебской церкви «об уширении находящегося под часовнею участка земли до 100 кв.сажен», необходимых для построения каменной часовни, не было удовлетворено по причине отсутствия свободного участка для приобретения земли под новую часовню.

По контракту, заключенному с Кабинетом Его Императорского Величества 29 июля 1882 года Главное Общество Российских дорог «приняло в аренду весь берег реки Невы в селении Императорского Стеклянного завода на 36 лет, по 10-е августа 1916 года».

К 1891 году дело о новом каменном строительстве на месте прославления иконы Скорбящей Божией Матери приняло более реальные очертания: состоялась Строительная комиссия из почетных прихожан и священников Борисоглебской церкви для заведования предстоящей постройкой, продолжали поступать многочисленные подношения и пожертвования, которые позволили думать о приобретении более значительного по площади участка земли мерою в 583 кв.сажен.

В апреле 1891 года церковный староста и прихожане Борисоглебской церкви обратились в Санкт-Петербургское Епархиальное управление с прошением о разрешении построить подле часовни в честь иконы Скорбящей Божией Матери каменный храм и представили план местности, назначенный под постройку. В свою очередь Духовная Консистория послала запрос в Городскую Думу о том, нет ли каких препятствий для строительства храма. Выписка из журнала заседания Городской Управы от 2-го мая 1891 года, подписанная членом Управы Н.Бенуа, гласила: «. возражений нет, с тем, чтобы своевременно были представлены чертежи до начала постройки». После длительной переписки между заинтересованными светскими и духовными управлениями в марте 1892 года с Советом Управления Главного Общества Российских железных дорог была достигнута договоренность об отводе из состава арендуемой Обществом у Кабинета Его Императорского Величества береговой полосы по Шлиссельбургскому проспекту «для сооружения храма в ознаменование десятилетнего благополучного царствования государя императора Александра Александровича». Под строительство церкви был выделен участок мерою в 580 кв.сажен, длина его по проспекту составляла 29 сажен, а в глубину от проспекта к берегу 20 сажен. Были определены формальные и финансовые условия передачи участка береговой полосы «к отчуждению в собственность Борисоглебской церкви участка земли в количестве 580 кв.сажен».

В июле 1892 года Государь император «. Высочайше соизволил разрешить из состава принадлежащей Кабинету Его Императорского Величества береговой полосы в селении Стеклянного завода, арендуемой Главным Обществом Российских железных дорог, выделить на условиях, какие будут определены по взаимному соглашению, участок в 580 кв. сажен для сооружения православной церкви, предоставив это участок в пользование сей церкви на все время ее существования».

19 ноября 1892 года означенный участок был принят в ведение Строительной Комиссии по построению храма. Акт с ее стороны был подписан настоятелем Борисоглебской церкви Павлом Космодемьянским, председателем Комиссии А.Д. Подкованцевым, церковным старостой А. Голуновым, план сверял с натурою архитектор А.Иванов.

Проект нового храма в русском стиле, представленный Александру Третьему, был удостоен Высочайшего утверждения 11 августа 1893 года.

В 1894 году Александр Третий «тихо в бозе почил». Известный архитектор второй половины 19 века Л.Бенуа, характеризуя зодчество в царствование Александра Третьего, писал: «Ощупью, осторожно, шаг за шагом вырабатывался русский стиль, применительно к новым требованиям строительства и достиг мощного и всемирно признанного развития только под высоким покровительством Императора Александра Третьего, столь чутко относившегося ко всему русскому». Особо он отмечал, что в минувшее царствование было построено много утилитарных сооружений: институты, клиники и т.д. Не возводились дворцы и театры, они только капитально ремонтировались и поддерживались, зато «возникали в изобилии храмы Божии, особенно на окраинах».

Весной 1891 года в Городскую Управу было отправлено отношение Санкт-Петербургской Духовной Консистории с планом предполагаемой постройки церкви, выполненным фон Гогеном и А.Ивановым. 2 мая 1891 года Городская Управа утвердила представленный план. Этот же план послужил обоснованием для отвода земли, состоявшегося по акту 19 ноября 1892 года.

Генеральный план храма, выполненный архитекторами А.И. фон Гогеном и А.В.Ивановым, представлял собой удлиненную в плане композицию, с колокольней, проектировавшейся с трехсторонними всходами. У южного фасада намечен отдельный объем с двумя всходами. Как сообщалось в печати, «По плану фон-Гогена и Иванова Скорбященская церковь представляет собой одноэтажное каменное здание в 16 саженей длины, 10 саженей ширины и соответственной высоты. Церковь предполагается выстроить в византийско-русском стиле, она имеет вид корабля, над нею возвышается три купола и колокольня, причем главный купол будет выше колокольни».

Строительство церкви по смете архитекторов должно обойтись в 150.000 рублей.

3 мая 1893 года в Городскую Управу за подписью Председателя Строительной Комиссии было подано Прошение «..разрешить по представляемому здесь проекту постройку церкви (приписной к Борисоглебской) в селении Стеклянного завода Александро-Невской части 1-го участка на берегу реки Большой Невы и Шлиссельбургскому проспекту во имя Скорбящей Божией Матери и десятилетнего царствования императора Александра Александровича. Чертежи были одобрены и представлены на утверждение Градоначальника, но «ввиду представления проекта на Высочайшее воззрение следует чертежи исправить строго», чтобы «несогласия» между планами, развертками и фасадами были поправлены. В мае этого же года Строительная Комиссия получила разрешение на укрепление береговой части земли забивкою шпунтовой перемычки («сваями с анкерами»)

11 августа 1893 года проект А.И. фон Гогена и А.В. Иванова был удостоен Высочайшего утверждения Александра Третьего.
Главный фасад храма. Проект. А.И.фон Гоген, А.В.Иванов. Утвержден в августе 1893 года.

Главный фасад храма. Проект. А.И.фон Гоген, А.В.Иванов. Утвержден в августе 1893 года.

1 июля 1893 года духовенством Борисоглебской церкви был совершен молебен и окроплено святой водой место, где будет воздвигнут храм Пресвятой Богородицы. После чего начались работы по укреплению береговой части и грунта участка, выделенного под строительство церкви, а уже 3 августа 1893 года был заложен первый камень фундамента нового храма. В этом же году было полностью выведено подвальное помещение из красного гранита и начата кладка кирпичных стен. Подвальное помещение под алтарем имеет высоту 4арш. 4 вершка, в остальных местах его высота равна 3арш. 4 вершка.

Стоимость новопостроенного храма, по сравнению с первоначальной сметой, выросла до 200.000 рублей.

Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости. 1900-е гг.

Невысокий иконостас дает возможность богомольцам видеть в верхнем алтарном окне прозрачное из цветных стекол изображение Спасителя и кругом Его стенные изображения парящих серафимов.

На ближайших к алтарю столбах помещены в дубовых киотах иконы святого пророка Ильи и святителя Николая. На столбах западной части храма изображены во весь рост ангелы со свитками в руках.

В северо-западной части храма располагается «удобная лестница с красивой металлической решеткой, которая ведет на довольно поместительные хоры». На плафоне арки над хорами изображены святители Российской Церкви: Стефан Пермский, Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский и Феодосий Углицкий.

Кроме священных изображений и орнаментов, на арках в разных частях храма написаны десять заповедей блаженства и шесть евангельских изречений. На одной из арок написана песнь Богородице.

По правую сторону главного алтаря, в соответствии с левым приделом, устроен большой дубовый киот с сенью для помещения чудотворного образа Божией Матери Всех Скорбящих Радость, который переносится в храм из часовни к богослужению по праздникам.

В отсутствие чудотворного образа здесь помещается копия его. По сторонам киота находятся иконы святых и праведных родителей Богоматери Иоакима и Анны. Перед святынею сделана возвышенная площадка с балюстрадой и поставлен массивный металлический позлащенный подсвечник «со множеством свечей, возженных любовью и благодарностью к Царице Небесной». На плафоне арки изображены святые благоверные князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский и Александр Невский. «В настоящем виде своем новоустроенный на берегу Невы, в селении Стеклянного завода, храм во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость, по наружной красоте своей, по благолепию внутреннему и обилию света принадлежат к лучшим храмам северной столицы России. Молящийся в ней преисполняется чувствами живейшей радости и благоговейного страха, при мысли о том, что здесь, на этом самом месте, совершилось явление силы Господней, столь очевидное для всех, и открылся в честном образе Царицы небесной и в этом прекрасном доме Божием новый не иссякающий источник благодатных утешений для всех удрученных скорбями и болезнями, с верою и любовью притекающих к нему».

Освещение нового храма происходило в два этапа: главный придел во имя Скорбящей Божией Матери был освящен 2 августа 1898 года епископом Ямбургским Вениамином, а малый придел во имя св. Николая и пророка Илии освятил 3 декабря того же года о. Иоанн Кронштадтский. «Прекрасная погода благоприятствовала торжеству и тысяча народа, пришедшего посмотреть редкий обряд освящения церкви, наполняли не только храм, но и на далекое расстояние окружности его во все время продолжавшегося богослужения».

С 1899 года Скорбященская церковь стала самостоятельной в управлении своими доходами. В 1910 году при осмотре строений для страховой оценки зданий, принадлежащих Скорбященской церкви, «. оказалось, что церкви принадлежат нижеследующие строения:

— ЧАСОВНЯ во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Шлиссельбургский проспект, №60б), в трех сажен на юг от церкви. Часовня построена в1909 году. Оценка 38500 рублей.

— ЧАСОВНЯ вторая (Шлиссельбургский проспект у Обводного канала) во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Построена в 1867 году, сохранилась хорошо. Оценка 2400 рублей.

— ЛЕДНИК при церковно-причтовом доме. Построен в 1904 году. Оценка 360 рублей.

— ЦЕРКОВНЫЙ ДОМ по Глазурной улице, №42, занимаемый церковно-приходской школой, деревянный, двухэтажный. Построен в 1904 году. Оценка 8100 рублей.

— При нем ЦЕРКОВНЫЙ ДОМИК-ФЛИГЕЛЬ, занимаемый лечебницей для приходящих бедных больных, деревянный, двухэтажный. Построен в 1904 году. Оценка 3450 рублей.

— Здесь же ФЛИГЕЛЬ для дворника и церковного сторожа, деревянный. Построен в 1904 году. Оценка 800 рублей.

— ДЕРЕВЯННЫЙ ФЛИГЕЛЬ в церковной ограде для сторожей и дворников. Построен в 1893 году. Оценка 700 рублей.

— ЛАВКА в церковной ограде для торговли образами и книгами религиозно-нравственного содержания. Оценка 150 рублей.

К 1912 году при церкви уже были построены богадельня для престарелых, приют для калек. Судя по архивным материалам, Скорбященская церковь практически через четыре года после получения самостоятельного прихода смогла построить несколько благотворительно-просветительных учреждений.

23 июня 1913 года исполнилось 25 лет со дня чудесного прославления иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

К празднованию этого события в Скорбященской церкви и часовне были проведены большие живописные работы. Первоначальная роспись, выполненная С.И. Садиковым, сразу же вызвавшая нарекания за несоответствие ее художественного стиля архитектурному облику храма, была заменена новой. Работу исполнял художник С.Т. Шелков по эскизам и под наблюдением епархиального архитектора А.П. Аплаксина. В состав комиссии по росписи храма входили: директор Санкт-Петербургского Археологического института, профессор Н.В. Покровский, академик архитектуры В.В.Суслов и др. Роспись храма и часовни обошлась в 16500 рублей.

Весь храм в 1913 году был «расписан в стиле 17 века, а роспись орнаментов выполнена в духе московских кремлевских палат царя Алексея Михайловича; иконография в духе Большого Успенского Московского собора. На горнем месте написана «Тайная вечеря», выше ее коленопреклоненные ангелы с рипидами. В полукуполе алтаря прекрасно написан Господь Саваоф. Средняя часть храма заполнена четырьмя картинами: Скорбящей Божией Матери, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Успения Божией Матери; ниже их четыре евангелиста. Между окон изображены святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга; в орнаментном поясе изображены святые Георгий Победоносный, великомученик Пантелеймон и великомученицы Варвара и Екатерина. В трех центровых арках помещены изображения Рождества Богородицы, Благовещенья и Введения во храм. По аркам в узорных орнаментах изображены разные святые».

Судя по описанию, система росписи практически не изменилась, но с тиль ее стал «Рублевским», что больше соответствовало внешнему виду храма, выдержанного в красочном стиле 17 века.

После 1917 года Скорбященская церковь просуществовала до начала 1930-х гг. После национализации церковного имущества, завершенного в городе к 1919 году, в ходе нового наступления на храмы в 1922 году с чудотворной иконы «при изъятии церковных ценностей» была снята украшавшая ее драгоценная риза.

Церковь была закрыта 26 ноября 1932 года (Н.Ю. Черепенина, М.В. Шкаровский. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945гг., СПб., 1999., ч.2., с.25-26). Вероятно, к этому времени относится план подвального этажа церкви со следами его нового «приспособления».

Такая же участь постигла в эти годы в Ленинграде большинство церквей, выстроенных в «русском стиле», находившихся не только на рабочих окраинах города.

Чудотворная икона, сохраненная прихожанами, в конце 1940-х годов была передана ими в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха» (Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., 1994, с.178).

В 1999 году часовня была возвращена верующим. Она является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, расположенного недалеко от города Волхова Ленинградской области. И на современные карты города, на место прославления чудотворного образа, вернулось его духовное обозначение.

Источник

Подворье троицкого зеленецкого монастыря

подворье троицкого зеленецкого монастыря. none. подворье троицкого зеленецкого монастыря фото. подворье троицкого зеленецкого монастыря-none. картинка подворье троицкого зеленецкого монастыря. картинка none.

Описание Подворья Зеленецкого монастыря в г. Санкт-Петербург

Часовня, где помещалась чудотворная икона Скорбящей Божией матери, была простым деревянным сооружением небольших размеров.

В августе 1888 года прихожане церкви св. Бориса и Глеба, которая находилась на противоположном берегу Невы (Калашниковская наб., совр. Синопская) просили у духовных властей разрешения вместо существующей деревянной часовни в селении Стеклянного завода построить каменную, а впоследствии храм. Прошение тогда было отклонено.

Спустя пять месяцев со времени события 23 июля 1888 года купец Орлов на свои средства построил новую более просторную часовню. Прежняя часовенка осталась в неприкосновенности как памятник. Новая часовня была устроена как бы навесом над старой, находившейся за иконостасом. Но, чудесные знамения, продолжавшие совершаться у иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, вложили во многие души мысль построить храм в честь Пресвятой Богородицы (Русский паломник. 1894. №31. С.193). Стали поступать пожертвования на сооружение храма.

Место прославления иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость находится недалеко от Александро-Невской лавры. В 70-х годах 18 века эти земли принадлежали светлейшему князю Г.А.Потемкину, любимцу императрицы Екатерины. Здесь располагались его дачные угодья. В лесу имелись два озера, от которых и вся мыза получила название «Озерки». По распоряжению князя здесь были построены два стеклянных завода: для изготовления аптекарской посуды, для отливки хрустальных вещей и зеркальный завод. После смерти Г.А.Потемкина заводы были взяты в казну и в 1792 году преобразованы в Императорский Стеклянный завод.

К 1888 году поселение Стеклянного завода простиралось от истока из Невы Обводного канала до селения Смоленского, в котором проживало около 4-х тысяч человек, а во время навигации и до 5-ти тысяч, почти исключительно рабочего люда.

Практический план столицы Санкт-Петербург. 1894год. Фрагмент.

По существовавшим в 19 веке преданиям в том месте, где была поставлена Тихвинская часовня, прежде был перевоз от Стеклянного завода с левого берега Невы на правый. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет икона. Подплыв к плоту, где причаливают лодки, она остановилась. Вынув икону из воды, лодочники увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Увидев в этом особую милость Божию, местные жители близ этого места, где явилась и была обретена икона, построили часовню в честь Пресвятой Богородицы Тихвинской (Лавры, монастыри, храмы. 1908. вып.3. с.59). По легенде произошло это событие в царствование Екатерины Второй.

До 1882 года Тихвинская часовня принадлежала к приходской Скорбященской церкви, надвратной Александро-Невской лавры.

С 1882 года по 1898 год она была приписана к Борисоглебской Калашниковой церкви. 12 марта 1893 года Духовная Консистория приняла решение: «. находящуюся в селении часовню с чудотворною иконой Скорбященской Божией Матери обратить во временный храм, приписанный к Борисоглебской церкви». Для временного храма назначался особый причт. Данное распоряжение Духовной Консистории было связано с разрешением вопроса о строительстве нового храма.

В 1888 году ходатайство прихожан Борисоглебской церкви «об уширении находящегося под часовнею участка земли до 100 кв.сажен», необходимых для построения каменной часовни, не было удовлетворено по причине отсутствия свободного участка для приобретения земли под новую часовню.

По контракту, заключенному с Кабинетом Его Императорского Величества 29 июля 1882 года Главное Общество Российских дорог «приняло в аренду весь берег реки Невы в селении Императорского Стеклянного завода на 36 лет, по 10-е августа 1916 года».

К 1891 году дело о новом каменном строительстве на месте прославления иконы Скорбящей Божией Матери приняло более реальные очертания: состоялась Строительная комиссия из почетных прихожан и священников Борисоглебской церкви для заведования предстоящей постройкой, продолжали поступать многочисленные подношения и пожертвования, которые позволили думать о приобретении более значительного по площади участка земли мерою в 583 кв.сажен.

В апреле 1891 года церковный староста и прихожане Борисоглебской церкви обратились в Санкт-Петербургское Епархиальное управление с прошением о разрешении построить подле часовни в честь иконы Скорбящей Божией Матери каменный храм и представили план местности, назначенный под постройку. В свою очередь Духовная Консистория послала запрос в Городскую Думу о том, нет ли каких препятствий для строительства храма. Выписка из журнала заседания Городской Управы от 2-го мая 1891 года, подписанная членом Управы Н.Бенуа, гласила: «. возражений нет, с тем, чтобы своевременно были представлены чертежи до начала постройки». После длительной переписки между заинтересованными светскими и духовными управлениями в марте 1892 года с Советом Управления Главного Общества Российских железных дорог была достигнута договоренность об отводе из состава арендуемой Обществом у Кабинета Его Императорского Величества береговой полосы по Шлиссельбургскому проспекту «для сооружения храма в ознаменование десятилетнего благополучного царствования государя императора Александра Александровича». Под строительство церкви был выделен участок мерою в 580 кв.сажен, длина его по проспекту составляла 29 сажен, а в глубину от проспекта к берегу 20 сажен. Были определены формальные и финансовые условия передачи участка береговой полосы «к отчуждению в собственность Борисоглебской церкви участка земли в количестве 580 кв.сажен».

В июле 1892 года Государь император «. Высочайше соизволил разрешить из состава принадлежащей Кабинету Его Императорского Величества береговой полосы в селении Стеклянного завода, арендуемой Главным Обществом Российских железных дорог, выделить на условиях, какие будут определены по взаимному соглашению, участок в 580 кв. сажен для сооружения православной церкви, предоставив это участок в пользование сей церкви на все время ее существования».

19 ноября 1892 года означенный участок был принят в ведение Строительной Комиссии по построению храма. Акт с ее стороны был подписан настоятелем Борисоглебской церкви Павлом Космодемьянским, председателем Комиссии А.Д. Подкованцевым, церковным старостой А. Голуновым, план сверял с натурою архитектор А.Иванов.

Проект нового храма в русском стиле, представленный Александру Третьему, был удостоен Высочайшего утверждения 11 августа 1893 года.

В 1894 году Александр Третий «тихо в бозе почил». Известный архитектор второй половины 19 века Л.Бенуа, характеризуя зодчество в царствование Александра Третьего, писал: «Ощупью, осторожно, шаг за шагом вырабатывался русский стиль, применительно к новым требованиям строительства и достиг мощного и всемирно признанного развития только под высоким покровительством Императора Александра Третьего, столь чутко относившегося ко всему русскому». Особо он отмечал, что в минувшее царствование было построено много утилитарных сооружений: институты, клиники и т.д. Не возводились дворцы и театры, они только капитально ремонтировались и поддерживались, зато «возникали в изобилии храмы Божии, особенно на окраинах».

Весной 1891 года в Городскую Управу было отправлено отношение Санкт-Петербургской Духовной Консистории с планом предполагаемой постройки церкви, выполненным фон Гогеном и А.Ивановым. 2 мая 1891 года Городская Управа утвердила представленный план. Этот же план послужил обоснованием для отвода земли, состоявшегося по акту 19 ноября 1892 года.

Генеральный план храма, выполненный архитекторами А.И. фон Гогеном и А.В.Ивановым, представлял собой удлиненную в плане композицию, с колокольней, проектировавшейся с трехсторонними всходами. У южного фасада намечен отдельный объем с двумя всходами. Как сообщалось в печати, «По плану фон-Гогена и Иванова Скорбященская церковь представляет собой одноэтажное каменное здание в 16 саженей длины, 10 саженей ширины и соответственной высоты. Церковь предполагается выстроить в византийско-русском стиле, она имеет вид корабля, над нею возвышается три купола и колокольня, причем главный купол будет выше колокольни».

Строительство церкви по смете архитекторов должно обойтись в 150.000 рублей.

3 мая 1893 года в Городскую Управу за подписью Председателя Строительной Комиссии было подано Прошение «..разрешить по представляемому здесь проекту постройку церкви (приписной к Борисоглебской) в селении Стеклянного завода Александро-Невской части 1-го участка на берегу реки Большой Невы и Шлиссельбургскому проспекту во имя Скорбящей Божией Матери и десятилетнего царствования императора Александра Александровича. Чертежи были одобрены и представлены на утверждение Градоначальника, но «ввиду представления проекта на Высочайшее воззрение следует чертежи исправить строго», чтобы «несогласия» между планами, развертками и фасадами были поправлены. В мае этого же года Строительная Комиссия получила разрешение на укрепление береговой части земли забивкою шпунтовой перемычки («сваями с анкерами»)

11 августа 1893 года проект А.И. фон Гогена и А.В. Иванова был удостоен Высочайшего утверждения Александра Третьего.
Главный фасад храма. Проект. А.И.фон Гоген, А.В.Иванов. Утвержден в августе 1893 года.

Главный фасад храма. Проект. А.И.фон Гоген, А.В.Иванов. Утвержден в августе 1893 года.

1 июля 1893 года духовенством Борисоглебской церкви был совершен молебен и окроплено святой водой место, где будет воздвигнут храм Пресвятой Богородицы. После чего начались работы по укреплению береговой части и грунта участка, выделенного под строительство церкви, а уже 3 августа 1893 года был заложен первый камень фундамента нового храма. В этом же году было полностью выведено подвальное помещение из красного гранита и начата кладка кирпичных стен. Подвальное помещение под алтарем имеет высоту 4арш. 4 вершка, в остальных местах его высота равна 3арш. 4 вершка.

Стоимость новопостроенного храма, по сравнению с первоначальной сметой, выросла до 200.000 рублей.

Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости. 1900-е гг.

Невысокий иконостас дает возможность богомольцам видеть в верхнем алтарном окне прозрачное из цветных стекол изображение Спасителя и кругом Его стенные изображения парящих серафимов.

На ближайших к алтарю столбах помещены в дубовых киотах иконы святого пророка Ильи и святителя Николая. На столбах западной части храма изображены во весь рост ангелы со свитками в руках.

В северо-западной части храма располагается «удобная лестница с красивой металлической решеткой, которая ведет на довольно поместительные хоры». На плафоне арки над хорами изображены святители Российской Церкви: Стефан Пермский, Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский и Феодосий Углицкий.

Кроме священных изображений и орнаментов, на арках в разных частях храма написаны десять заповедей блаженства и шесть евангельских изречений. На одной из арок написана песнь Богородице.

По правую сторону главного алтаря, в соответствии с левым приделом, устроен большой дубовый киот с сенью для помещения чудотворного образа Божией Матери Всех Скорбящих Радость, который переносится в храм из часовни к богослужению по праздникам.

В отсутствие чудотворного образа здесь помещается копия его. По сторонам киота находятся иконы святых и праведных родителей Богоматери Иоакима и Анны. Перед святынею сделана возвышенная площадка с балюстрадой и поставлен массивный металлический позлащенный подсвечник «со множеством свечей, возженных любовью и благодарностью к Царице Небесной». На плафоне арки изображены святые благоверные князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский и Александр Невский. «В настоящем виде своем новоустроенный на берегу Невы, в селении Стеклянного завода, храм во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость, по наружной красоте своей, по благолепию внутреннему и обилию света принадлежат к лучшим храмам северной столицы России. Молящийся в ней преисполняется чувствами живейшей радости и благоговейного страха, при мысли о том, что здесь, на этом самом месте, совершилось явление силы Господней, столь очевидное для всех, и открылся в честном образе Царицы небесной и в этом прекрасном доме Божием новый не иссякающий источник благодатных утешений для всех удрученных скорбями и болезнями, с верою и любовью притекающих к нему».

Освещение нового храма происходило в два этапа: главный придел во имя Скорбящей Божией Матери был освящен 2 августа 1898 года епископом Ямбургским Вениамином, а малый придел во имя св. Николая и пророка Илии освятил 3 декабря того же года о. Иоанн Кронштадтский. «Прекрасная погода благоприятствовала торжеству и тысяча народа, пришедшего посмотреть редкий обряд освящения церкви, наполняли не только храм, но и на далекое расстояние окружности его во все время продолжавшегося богослужения».

С 1899 года Скорбященская церковь стала самостоятельной в управлении своими доходами. В 1910 году при осмотре строений для страховой оценки зданий, принадлежащих Скорбященской церкви, «. оказалось, что церкви принадлежат нижеследующие строения:

— ЧАСОВНЯ во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Шлиссельбургский проспект, №60б), в трех сажен на юг от церкви. Часовня построена в1909 году. Оценка 38500 рублей.

— ЧАСОВНЯ вторая (Шлиссельбургский проспект у Обводного канала) во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Построена в 1867 году, сохранилась хорошо. Оценка 2400 рублей.

— ЛЕДНИК при церковно-причтовом доме. Построен в 1904 году. Оценка 360 рублей.

— ЦЕРКОВНЫЙ ДОМ по Глазурной улице, №42, занимаемый церковно-приходской школой, деревянный, двухэтажный. Построен в 1904 году. Оценка 8100 рублей.

— При нем ЦЕРКОВНЫЙ ДОМИК-ФЛИГЕЛЬ, занимаемый лечебницей для приходящих бедных больных, деревянный, двухэтажный. Построен в 1904 году. Оценка 3450 рублей.

— Здесь же ФЛИГЕЛЬ для дворника и церковного сторожа, деревянный. Построен в 1904 году. Оценка 800 рублей.

— ДЕРЕВЯННЫЙ ФЛИГЕЛЬ в церковной ограде для сторожей и дворников. Построен в 1893 году. Оценка 700 рублей.

— ЛАВКА в церковной ограде для торговли образами и книгами религиозно-нравственного содержания. Оценка 150 рублей.

К 1912 году при церкви уже были построены богадельня для престарелых, приют для калек. Судя по архивным материалам, Скорбященская церковь практически через четыре года после получения самостоятельного прихода смогла построить несколько благотворительно-просветительных учреждений.

23 июня 1913 года исполнилось 25 лет со дня чудесного прославления иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

К празднованию этого события в Скорбященской церкви и часовне были проведены большие живописные работы. Первоначальная роспись, выполненная С.И. Садиковым, сразу же вызвавшая нарекания за несоответствие ее художественного стиля архитектурному облику храма, была заменена новой. Работу исполнял художник С.Т. Шелков по эскизам и под наблюдением епархиального архитектора А.П. Аплаксина. В состав комиссии по росписи храма входили: директор Санкт-Петербургского Археологического института, профессор Н.В. Покровский, академик архитектуры В.В.Суслов и др. Роспись храма и часовни обошлась в 16500 рублей.

Весь храм в 1913 году был «расписан в стиле 17 века, а роспись орнаментов выполнена в духе московских кремлевских палат царя Алексея Михайловича; иконография в духе Большого Успенского Московского собора. На горнем месте написана «Тайная вечеря», выше ее коленопреклоненные ангелы с рипидами. В полукуполе алтаря прекрасно написан Господь Саваоф. Средняя часть храма заполнена четырьмя картинами: Скорбящей Божией Матери, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Успения Божией Матери; ниже их четыре евангелиста. Между окон изображены святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга; в орнаментном поясе изображены святые Георгий Победоносный, великомученик Пантелеймон и великомученицы Варвара и Екатерина. В трех центровых арках помещены изображения Рождества Богородицы, Благовещенья и Введения во храм. По аркам в узорных орнаментах изображены разные святые».

Судя по описанию, система росписи практически не изменилась, но с тиль ее стал «Рублевским», что больше соответствовало внешнему виду храма, выдержанного в красочном стиле 17 века.

После 1917 года Скорбященская церковь просуществовала до начала 1930-х гг. После национализации церковного имущества, завершенного в городе к 1919 году, в ходе нового наступления на храмы в 1922 году с чудотворной иконы «при изъятии церковных ценностей» была снята украшавшая ее драгоценная риза.

Церковь была закрыта 26 ноября 1932 года (Н.Ю. Черепенина, М.В. Шкаровский. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945гг., СПб., 1999., ч.2., с.25-26). Вероятно, к этому времени относится план подвального этажа церкви со следами его нового «приспособления».

Такая же участь постигла в эти годы в Ленинграде большинство церквей, выстроенных в «русском стиле», находившихся не только на рабочих окраинах города.

Чудотворная икона, сохраненная прихожанами, в конце 1940-х годов была передана ими в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха» (Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., 1994, с.178).

В 1999 году часовня была возвращена верующим. Она является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, расположенного недалеко от города Волхова Ленинградской области. И на современные карты города, на место прославления чудотворного образа, вернулось его духовное обозначение.

Паломнические поездки к Подворью Зеленецкого монастыря в г. Санкт-Петербург

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *