Подвиг юноши кожемяки чему учит сказание
Чему учит сказка «Никита кожемяка»?
Во-вторых, в них пробуждается жалость, потому что змей крал и поедал девушек, и на земле появилось
у которых змей унес матерей. Дети сопереживают.
В-четвертых, дети понимают, что не только силой человек может побеждать, но и умом, хитростью, как Никита Кожемяка победил змея, утопив его в Черном море.
Главный герой сказки «Никита Кожемяка» очень сильный киевский ремесленник. Когда на Киев напал змей, он пленил царевну в свой берлоге, но царевна узнала, что Никита сможет одолеть змея. Тогда царь попросил у него о помощи и Никита не сразу, но согласился. Сначала он одержал победу в бою над змеем, а потом хитростью утопил его. Царевна была возвращена родителям, Никита оказал помощь безвозмездно, не взяв за нее денег. Сказка учит нас тому, что нужно помогать людям и делать это бескорыстно. А так же проявлять хитрость и смекалку, чтобы справиться с трудностями. Быть сильным и не боятся ничего, всегда искать выход из ситуации.
Затем Никита Кожемяка отказался от вознаграждения и вернулся в Киев к своему ремеслу, то есть продолжил мять кожи. Стоит отметить, что в былине главный герой, то есть сам Никита Кожемяка наделён очень большой физической силой, подобно какому-то богатырю, хотя и занимался он исключительно мирным ремеслом.
Теперь касаемо того, чему учит былина.
В русской народной сказке «Никита Кожемяка» главный герой, простой мастер-кожевник Никита Кожемяка славится своей силой и его боится сам Змей. Никита справляется со змеем и освобождает Киев, но не просит никакой награды.
Также эта сказка учит нас хитрости, ведь Кожемяка сделал вид, что согласился с предложением Змея поделить землю, но утопил его.
Сказка «Никита Кожемяка» учит нас тому, что нужно защищать свою землю от врага, Никита Кожемяка не побоялась сильного Змея и благодаря его смелости и отваге народ зажил счастливо.
Также сказка учит быть не только сильным, но еще и хитрым, ведь не всегда смелость помогает, врага можно одолеть и хитростью.
Ну и конечно сказка учит тому, что за доброе дело не нужно требовать денег, а просто делать это ради благодарности других. Никита Кожемяка не ради денег или золота стал сражаться с Змеем, он просто хотел освободить землю от такого врага.
Данная сказка дает возможность узнать, как выглядит мужество согласно с автором и какое оно должно быть в целом. Посмотрев на главного героя можно увидеть то, что он является очень мужественным. А также увидеть то, как он хитер. В этой сказке можно посмотреть на добро, и узнать то, что такое бескорыстие.
Начнем с того, что это не сказка, а былина, созданная народом. Сказка показывает, что добро побеждает зло, что изначально добро является более сильным и мудрым, и легко может дать отпор любому злу. Пусть даже использовав для этого небольшие хитрости.
Что происходило в сказке «Сивка-бурка»?
Иванушка-дурачок поймал на поле замечательного коня, который пообещал во всем помогать ему. И потом на этом коне допрыгнул до окна царевны, поцеловал красавицу и снял у нее перстень с пальца. Ну и конечно царевна потом находит Иванушку и играется веселая свадьба.
Какая в этой сказке может быть мораль?
«Никита Кожемяка» читательский дневник
«Никита Кожемяка» – народная сказка о сильном, отважном богатыре, которому удалось при помощи своей силы и хитрости одолеть страшного змея.
Краткое содержание «Никита Кожемяка» для читательского дневника
ФИО автора: Народная сказка
Название: Никита Кожемяка
Число страниц: 4. «Никита Кожемяка. Русские народные сказки». Издательство «Лабиринт». 2014 год
Жанр: Сказка
Год написания: –
Главные герои
Никита Кожемяка – богатырь, добрый, отзывчивый, широкой души человек.
Змей – душегуб, страшное чудовище, погубившее немало людей.
Царевна – прекрасная девушка, которая попала в плен к Змею.
Царь – правитель Киева, любящий отец, умный, мудрый человек.
Сюжет
Давным-давно повадился страшный змей совершать налёты на славный город Киев. Много людей он погубил. Утащил змей и царскую дочку, но не съел ее, как остальных, а запер в своем убежище. Царевне повезло, что за ней увязалась маленькая собачонка. Когда змей улетал на свой страшный промысел, она писала записочку родителям, привязывала её к собачке. Собачка относила весточку в царские покои, а после возвращалась с ответом.
Царь велел дочери узнать у змея, кто на всём свете сильней его. Царевне хитростью удалось узнать у душегубца, что одолеть его под силу только Никите Кожемяке. Девушка, воспользовавшись отлучкой змея, тут же написала родителям записочку, в которой умоляла отыскать в Киеве Никиту Кожемяку и дать ему задание вызволить её из плена.
Царь с царицей лично отправились к Никите, который в это время мял одновременно двенадцать воловьих кож. Увидев перед собой царя-батюшку, он от неожиданности порвал разом все кожи. Рассердился не на шутку Никита от такого убытка и наотрез отказался идти к змею.
План пересказа
Главная мысль
Настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но также умом и смекалкой.
Чему учит
Сказка учит быть сильным, смелым, никогда не отказывать тем, кто нуждается в помощи. Кроме того, учит проявлять в нужное время хитрость и находчивость.
Отзыв
Никита Кожемяка – настоящий русский богатырь, которого боится даже змей. Ему по плечу справиться с любой работой, с любым заданием, однако он никогда не зазнаётся и просто выполняет свое дело.
Рисунок-иллюстрация к сказке Никита Кожемяка.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как царевна вела переписку с родителями с помощью своей маленькой собачки. Это ещё раз доказывает, что собака, пусть даже самая крошечная – настоящий друг человека.
Урок № 3 по родной русской литературе. Тема: Древнерусская литература. «Подвиг юноши Кожемяки»
Родная литература (русская). 6 кл. Урок 3. Тема: Древнерусская литература. «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Планируемые результаты учебного предмета, курса
.1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
2.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
4. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
6 . Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
8. Смысловое чтение.
резюмировать главную идею текста;
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
12 . Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Индивидуальный опрос: 1. В чём смысл сказки «Два Ивана – солдатских сына». 2.Краткое содержание сказания о юноше Кожемяке» в 5-7 предложениях для читательского дневника. 3. План пересказа рассказа «Сказание о юноше Кожемяке». 4. Какова роль эпизодического персонажа сказания собачонки?5. Какой факт свидетельствует о жестокости змея? (осиротил 5 тыс. малолетних детей). 6. Главная мысль сказания «Подвиг юноши Кожемяки». (Своя земля богатырю сил придает) 7. Чему учит сказание о юноше Кожемяке»? (. не смеяться над врагом прежде времени, не недооценивать противника. Учит любить Родину и вставать на ее защиту. Учит мужеству и отваге). 8. Отзыв на сказание о юноше-кожемяке». 9.Главная мысль рассказа «Сказание о юноше-кожемяке» (Своя земля богатырю сил придает).10. Задание мальчикам по имени НИКИТА: ОПРАВДАЛ ЛИ СВОЁ ИМЯ, ДАННОЕ РОДИТЕЛЯМИ ПРИ РОЖДЕНИИ, НИКИТА КОЖЕМЯКА – герой сказания о юноше Никите Кожемяке? Доказать примерами из текста. ( Никита – с древнегреч. «победитель», «победоносный»).
III >. Новый материал 1.Беседа. Главные герои сказания о юноше Кожемяке и их характеристика .
2.Презентация к уроку (повторение теории лит-ры)
Теория литературы: сказание
3.Конкурс на самого внимательного читателя: продолжите сказку словами
А) Утaщил змeй цapckyю дoчь, нo нe cъeл ee, a. ( kpeпko-нakpeпko зaпep в cвoeй бepлoгe)
Б) Kak yвидeл Ниkитa цapя — иcпyгaлcя: pykи y Ниkиты зaдpoжaли, и. ( paзopвaл oн paзoм вce двeнaдцaть koж).
В) Вoт и пpидyмaл цapь c цapицeй. ( coбpaть пять тыcяч мaлoлeтних cиpoт — ocиpoтил их лютый змeй, — и пocлaли их пpocить Koжeмяky ocвoбoдить вcю pycckyю зemлю oт вeлиkoй бeды)
Г). «Нe бeй мeня, Ниkитyшka, дo cмepти! Cильнee нac c тoбoй ниkoгo нa cвeтe нeт». Что предложил змей? (Paздeлим вecь cвeт пopoвнy: ты бyдeшь влaдeть в oднoй пoлoвинe, a я — в дpyгoй).
Д) Cдeлaл Ниkитa coхy в тpиcтa пyдoв, зaпpяг в нee змeя и cтaл oт Kиeвa мeжy пpokлaдывaть, бopoздy пpoпaхивaть; глyбинoй тa бopoздa. ( двe caжeни c чeтвepтью).
4. Вступительное слово. Работа над текстом с чтением фрагментов произведения.
-Как противопоставлены друг другу главные герои сказания змей и Кожемяка?
— Вновь д елаем вывод: основными признаками, которые отличают положительного героя сказки от отрицательного, являются его поступки.
Какая из пословиц подходит к этому сказанию? Не родом славен богатырь, а подвигом. Богатырская рука один раз бьет. Богатырь умрет, а подвиг его останется. Не дели шкуру неубитого медведя. Поменьше говори, а побольше делай.
V . Д.З. См в Дневнике ру. прочитать к 26 окт. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»)
После этого набеги и военные конфликты возобновляться.
Никита Кожемяка
Никита Кожемяка — герой киевского былинного эпоса, богатырь невероятной силы, способный разорвать несколько бычьих шкур, сложенных вместе. Предания о нем в различных вариациях бродили по России, Украине и Беларуси.
Сюжет о змееборце можно считать классическим для русских преданий. Обычно именно в поединке с огромным ящером богатырь доказывает свою силу, побеждает благодаря хитрости или чужой подсказке. В отличие от иных витязей, Никита демонстрирует свою силу еще до боя со Змеем. Более того, о его мужестве и мощи, видимо, уже было известно. Сам противник говорит о том, что во всем белом свете боится лишь Никиты Кожемяки.
Самая древняя летопись, схожая по сюжету с былинами о Никите Кожемяке, относится еще к концу X в. В ней рассказывается о юном силаче, который в правление Владимира Святого одолел печенежского великана. Якобы во славу этого подвига и был построен город Переяславль. Однако в первоначальной версии предания богатырь был безымянным. Уже в летописном своде Никона его называют Яном Усмошвецом. Длительное время данный персонаж существовал, побеждал печенегов в одиночку и при поддержке именитого богатыря Алёши Поповича.
Одной из наиболее известных была история, в которой рассказывалось, как отец Яна, похвалившись необычайной силой своего сына, пробудил любопытство в князе Владимире. Юношу подвергли испытанию — выпустили против него быка, раздразненного каленым железом. Но молодой богатырь не только не испугался, но и выдрал у бегущего противника кусок мяса вместе с кожей. После этого он был сочтен достойным ратного подвига и одолел печенежского великана.
Со временем сказание утратило свои исторические черты и превратилось в былину. Имя героя изменилось с Яна на Никиту. Побеждал он уже не исконно русского врага печенега, а фантастического Змея. Одним словом, история превратилась в сплошную метафору.
ЗНАМЕНИТЫЙ ПОДВИГ
Змей уносит в полон дочь киевского князя. Девице удается вызнать от него, что боится он только Никиту Кожемяку. И тем же днем к князю улетает голубь с письмом, в котором княжна просит разыскать богатыря и уговорить его на битву.
Прибывшие к Никите посланцы застают силача за обычным делом. От неожиданных вестей Кожемяка разрывает сразу 12 шкур. Но отвечать согласием на просьбу герой не спешит. Не могут уговорить его и посланные Владимиром старцы. Лишь детский плач в конце концов трогает сердце героя. Он создает себе специфический «доспех» из пеньки и смолы, вызывает Змея на поединок и вызволяет княжну.
По одной из версий, поверженный противник предлагает Никите поделить землю пополам. Кожемяка выковывает 300-пудовую соху и на Змее пропахивает борозду от стольного Киева вплоть до черноморского побережья. А как приступает к дележу самого моря, Змей тонет. До сих пор в Украине есть Змиевы валы — якобы следы от Никитиной борозды.
Сказка «Никита Кожемяка» для читательского дневника
Произведение «Никита Кожемяка» — русская народная сказка, в которой повествуется про смелого и сильного богатыря. Главный герой смог одолеть врага благодаря своей смекалке, силе и уму. Краткое содержание «Никиты Кожемяки» для читательского дневника поможет определить главную идею произведения и понять его суть.
Анализ произведения
На примере главного героя показано, что сила в человеке хоть важное качество, но не главное. Должны быть еще ум, сообразительность и находчивость. Но даже имея такие качества, нельзя зазнаваться.
Краткое содержание
С давних пор на прекрасный город Киев совершает налеты страшный Змей. Он загубил много людей, а недавно схватил царскую дочь. Есть ее не стал, а оставил в своем убежище. Девушке повезло, к ней привязалась маленькая собачка, которая в дальнейшем сыграла добрую службу для царевны.
Когда Змей покинул берлогу, девица написала записку своим родителям, привязала ее к собаке. Та отнесла в царские покои весточку и вернулась с ответом. Отец дал наказ дочери, чтобы та узнала у своего похитителя, кто сильнее его на всем белом свете. Девушка хитростью получила информацию. Оказалось, что только Никите Кожемяке под силу справиться со Змеем.
В следующую отлучку похитителя царевна вновь отправила послание с собачкой. Она молила отца найти в городе Никиту Кожемяку, чтобы он вытащил ее из змеиного логова.
Родители лично отправились на поиски силача. Они его застали, когда тот мял одновременно 12 воловьих кож. Никита растерялся при виде царских особ настолько, что порвал разом все изделия. Это рассердило богатыря, он отказался идти к Змею.
Змей молил о пощаде, предложил богатырю разделить пополам всю землю. Никита решил схитрить. Он согласился, а сам тем временем утопил врага в море и спас царевну.
План пересказа
По краткому содержанию можно составить кратко план пересказа. Он включает в себя следующие пункты:
Основная мысль и характеристика героев
В сказке представлены основные и второстепенные персонажи. К ним относятся следующие герои:
Главная мысль «Никиты Кожемяки» в том, что добро всегда побеждает зло.
На примере героя видно, что настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но и умом.
Ему не страшны никакие препятствия, он делает свое дело и сможет справиться с любым заданием.
Произведение учит:
К этой сказке прекрасно подходят пословицы «Не родом славен богатырь, а подвигом» и «Славна богатырями земля русская».
Отзывы читателей
Я люблю рассказы про богатырей, а также истории про Русь, когда добро побеждает зло. В этой сказке главный герой выглядит сильным, благородным и смелым. Змей уступает ему, он слабее. Богатырь олицетворяет добро, а его противник — зло. Главный герой совершил подвиг, спас людей от душегуба, тем самым прославился. В этом произведении показано, что не всегда можно одолеть врага силой, порой необходимы ум и хитрость. Мне понравился эпизод, когда царевна передавала сообщения своим родителям. Девушка тоже оказалась смекалистой.
Я когда-то давно читал былину про богатыря Никиту Кожемяку. Автор — народ. В этом произведении затронута очень важная тема — помощь ближним. Человек должен помогать тем, кому это необходимо. В классе по предмету ОДНКНР мы изучали сказание о Кожемяке. Краткое содержание отличается от былины. Юноша пришел на испытание, где сражался с быком, и победил. В ту же ночь его отправили на бой с печенегом, над которым он одержал победу с помощью смекалки.
По этому произведению в школе делали доклад, писали сочинение и рисовали рисунок. Я очень люблю читать сказания, легенды, былины, биографии. Особенно мне нравится изучать описание героев, интересных людей, поэтому рекомендую, таким же, как я, прочесть сказку «Никита Кожемяка». Она существует в разных интерпретациях, но смысл один: твори добро, помогай людям и будь справедливым человеком.