Подснежник бунин чему учит
Анализ рассказа Подснежник Бунина
Заканчивает произведение Иван Бунин словами отца: «До свидания, Сашенька, Христос с тобой». Этим он выражает следующую мудрую мысль: родители часто ненароком губят своих детей, своей холодностью по отношению к ним обрекая на одиночество, пустоту и грусть. Именно потому, утверждает автор, шире становится пропасть меж поколениями.
Помимо этих тем Иван Бунин обращает внимание читателя на проблему опошленной мещанской натуры. Она также дополняет и обостряет конфликт поколений, который задает тон всему произведению.
Таким образом, «Подснежникам» необходимо быть сильными, самодостаточными, храбрыми и независимыми, утверждает автор. Именно тогда «новый мир» сможет «сбросить» с себя снег «старого».
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Подснежник
Популярные сегодня темы
Первоначальный замысел написания произведения возникает у писателя в период его нахождения в лагерной колонии, расположенной в северном Казахстане, где и зарождается мысль о создании рассказа
Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко
Красно солнышко над землей взошло. Озарило страну родимую. Край широкий наш, нашу сторону
Гончаров вводит в свое произведение Обломов образ Захара не напрасно. Это не только верный слуга, который приносит барину одежду по утрам, укоряет за непомерные траты и осведомляется
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
09.10.2019
Бунин И. «Подснежник»
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Подснежник» и их характеристика
Отзыв на рассказ «Подснежник»
Это одновременно светлый и грустный рассказ. Мальчик Саша бывал счастлив, когда к нему приезжал отец, он тянулся к родителю. Но тот все больше пил в трактире и мало уделял внимания сыну. Но для Саши даже такие встречи оставались самой большой радостью.
Пословицы к рассказу «Подснежник»
Яблоко от яблони недалеко падает.
Бывает добрая овца и от беспутного отца.
Каков отец, таков и молодец.
У доброго батюшки, добры и детки.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Подснежник»
Тетка Варя называла маленького гимназиста Сашу подснежником.
Десятилетний Саша был милым мальчиком, с белокурыми волосами и нежным личиком. Он наивно и восторженно смотрел на окружающий мир. Саша жил «на хлебах».
На масленицу приехал его отец и остановился в номерах Елецкого подворья. Отец был большой и пожилой, но еще моложавый. Его возбуждал город и он все время был во хмелю.
Когда приезжает отец, Саша переселяется к нему в номера. Рано утром отец наполняет номер табачным дымом, требует самовар, но Саша не спешит вставать, пока отец шутя не стаскивает с него одеяло. Потом мальчик рассказывает свои сны, пьет чай с сахаром и съедает калач.
Он сыт, но отец уже ведет его в трактир. Впереди долгий и прекрасный день.
Отец заказывает много еды, пьет. В трактире грязно и шумно, много разного люда, но мальчик смотрит на все восторженными глазами. День пролетает незаметно.
В понедельник все это счастье кончается. Отец просыпается озабоченным, ему подают лошадей. Он садится на дорожку и уезжает, прощаясь с сыном.
Бунин «Подснежник»: чему учит рассказ?
Чему учит рассказ Ивана Бунина «Подснежник»?
На что хотел обратить наше внимание автор рассказа?
Оканчивается рассказ грустно: отец уезжает, а мальчик остается один. Впереди у него длинные серые будни, и он снова будет мечтать о будущей встрече с отцом.
Рассказ учит нас ценить родных людей, которые рядом с нами. Даже если у них есть недостатки, нужно их любить. Автор призывает нас проявлять внимание и заботиться о близких, а также ценить каждую минутку, проведенную вместе с ними.
Фабула рассказа банальна. Встретились двое уже немолодых людей, когда-то горячо любивших друг друга. Но богатый красавец-помещик обольстил, а затем бросил горничную. И вот эта нечаянная встреча дарит мгновенную вспышку воспоминаний об отгоревшей любви. Писателю удается передать в этой незамысловатой последовательности событий целую гамму чувств.
Композиционно рассказ делится на три части: 1) на постоялом дворе проездом остановился убеленный сединами военный; неожиданно он встретился с бывшей возлюбленной, которую даже не сразу узнал; после недолгого разговора, уже в пути, он размышляет о прожитой жизни.
Воспоминания о пылкой любви возникают на фоне картин унылой повседневности, изображенных в начале рассказа. В хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает горничную Надежду, которую тридцать лет назад предал:
С той поры прошла жизнь, у каждого своя. А сейчас оба героя одиноки. Он имеет социальный вес и устроенность, но все равно несчастен: жена
, а сын вырос негодяем,
Надежда, когда-то крепостная, теперь владелица «частной горницы» при почтовой станции:
но так и не вышла замуж.
Но простить Николая Алексеевича она не может. Хотя и не опускается до обвинений и слезных обид.
Речь в рассказе И.А. Бунина «Лапти» идёт о больном ребёнке, который в бреду просит красные лапти. Дед Нефед отправляется в соседнюю деревню за такими лаптями, чтобы как-то помочь больному справиться с недугом.
На обратном пути дед замёрз во время пурги. Деревенские мужики привезли остывшее тело, а за пазухой его лежали красные лапти.
И ещё один отзыв к рассказу Лапти читайте ниже:
Автор рассказа «Лапти» Бунин рассказывает о мальчике, который очень сильно болел.
Мальчик очень часто плакал и просил красные лапти. Мать была дома одна с больным ребёнком, из-за непогоды на улице врач не сможет добраться до них.
Мать очень сильно переживает и не находит себе место.
Помощь соглашается оказать простой деревенский мужик, которого зовут Нефед. Нефёд, несмотря на вьюгу, которая кружит за окном и сильный снегопад решается идти по большим сугробам отправился за мечтой маленького, умирающего мальчика.
Нефёд, смог добраться до города и купить лапти, а так же красную краску для того, чтобы их выкрасить в красный цвет. Но этот поступок стоил ему собственной жизни.
Анализируя рассказ можно только восхищаться мужеством простого сельского мужика, который не побоялся непогоды и отправился в соседний город за мечтой больного мальчика. Его желание помочь оказалось сильнее страха и дороже собственной жизни.
Автор заставляет нас задуматься над тем, что в трудной ситуации нужно слушать своё сердце, нужно помогать близким и доставлять радость больным.
Эта история, которую нам поведал автор о граче, который по непонятным причинам остался зимовать и дети спасли его, взяв собой в дом.
Грач, подружился с сорокой и даже весной, когда прилетели его сородичи, он так и остался с сорокой.
Этот рассказ о дружбе и мы видим, что не только могут дружить люди, но и птицы, даже принадлежащие к разным видам. Поэтому главная мысль рассказа как раз об этом.
Этот рассказ учит нас доброте, заботе, ведь если бы не помощь детей, птица бы погибла и от холода, и от голода. Нужно быть внимательным к тому, что нас окружает и стремиться помочь тем птицам или животным, которые оказались в сложной ситуации, да и не только к ним.
Анализ рассказа «Подснежник» (И. Бунин)
Автор: Guru · 14.09.2018
Иван Алексеевич Бунин по праву считается выдающимся деятелем русской литературы, его произведения отличаются тонким психологизмом и вниманием к деталям. В таких небольших работах, как «Подснежник», в полной мере раскрывается его писательский талант — литератор заставляет читателя увидеть в рассказе нечто большее, чем сам текст.
История создания
«Подснежник» был написан в 1927 году, в это время писатель жил в Париже. Лишь через шесть лет Иван Алексеевич получил свою знаменитую Нобелевскую премию, но уже на тот момент Бунин написал многие из своих знаменитых произведений. В том же году автор приступил к своему роману «Жизнь Арсеньева» — литератор считал, что именно за это произведение он получил Нобелевскую премию.
В двадцатые годы Бунин писал очень мало, это были его первые годы жизни во Франции, мысли писателя были заняты размышлениями о тяжелой судьбе послереволюционной России. О написании самого «Подснежника» известно крайне мало; обычно такие рассказы пишутся быстро, по зову сердца, и выходят короткими и зачастую очень меткими. Они не входят в список лучших произведений автора, но порой трогают до глубины души.
Жанр, направление
Как и большинство произведений Бунина, этот рассказ относится к реалистическому направлению литературы. Писатель правдиво и точно воспроизводит действительность, жизнь настоящих людей, показывает читателю реальные переживания, в которых отражается подлинная суть человеческой души.
Жанр рассказа позволяет Бунину сосредоточиться в произведении на главном, это лучшая форма для донесения нескольких важных мыслей; читатель сосредотачивается на повествовании и не упускает важных деталей. За свою писательскую карьеру он мастерски овладел умением писать в сложном и непопулярном нынче жанре рассказа.
Саша — десятилетний мальчик, он живёт с тётей Варей, которая заменяет ребёнку мать. Основные события из книги — это встреча ребенка с отцом, тот работал на усадьбе и приезжал лишь изредка. В этот раз мужчина приехал на масленицу, и для Саши это праздник вдвойне — ведь мальчик каждый раз с нетерпением ждет приезда папы.
Ребенок проводит выходные с отцом, он в это время живёт на подворье, в номере отца всегда душно и накурено. По утрам они отправляются в трактир завтракать. Но наступает понедельник: «До свиданья, Сашенька, Христос с тобой», — говорит отец и снова уезжает. Более подробно сюжет рассказа описывается в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Рассказ не зря назван «Подснежник». Это простая метафора, раскрывающая отношение автора к главному герою. Саша чист душой, он открыт миру. Хотя ему и приходится жить с чужими людьми, он искренне любит отца. Он, как прекрасный цветок, должен вырасти и пробиться сквозь снег – холодность родителя по отношению к нему.
Отец явственно контрастирует с образом Саши, его окружает гомон, сигаретный дым и духота. На его фоне ещё отчетливее видна невинность и чистота мальчика. Отец груб и не отесан, его времяпровождение нельзя назвать осознанным, он, как и все люди в трактире, медленно плывет по течению жизни без единой мысли. Отец и весь взрослый мещанский мир выступает в рассказе в виде того самого «снега», через который Саша должен пробиться, не потеряв своей природной красоты.
Темы и проблемы
Главная мысль
Именно в Саше, в этом прелестном «подснежнике», заложена основная идея автора. В этом случае события, происходящие в самом рассказе, отходят на второй план. С помощью простого сюжета Бунин словно требует от читателя, чтобы тот заглянул в глаза светлому и умному мальчику по имени Саша.
Писатель возлагает надежды на новое поколение, которое должно вознестись над прежним миром и наконец — расцвести. Автор верит, что черствый мир не сломает этот прекрасный и хрупкий цветок. Бунин указывает на трагическую разность поколений, младшее из которых задыхается в дыме, изнывает в духоте огромного трактира. В этом символизме – смысл книги. Когда-нибудь новые люди стряхнут с себя снежный покров и выпрямятся во весь свой рост, чтобы сделать мир лучше.
Чему учит?
Иван Алексеевич Бунин в своем коротком рассказе учит читателя ценить и подмечать красоту зарождающегося ума. Это призыв к «подснежникам» — им нужно вырваться и воспрянуть. В первую очередь это рассказ о любви, об искренней любви к человеку как к существу.
Из этого произведения неимоверно важно почерпнуть своеобразное авторское напутствие — Бунин желает, чтобы настал мир новых людей. Это поколение должно вытеснить все отжившее и тщетное, только новые люди смогут осветить мир своими сердцами.
Анализ рассказа «подснежник» (и. бунин)
Иван Алексеевич Бунин по праву считается выдающимся деятелем русской литературы, его произведения отличаются тонким психологизмом и вниманием к деталям. В таких небольших работах, как «Подснежник», в полной мере раскрывается его писательский талант — литератор заставляет читателя увидеть в рассказе нечто большее, чем сам текст.
История создания
«Подснежник» был написан в 1927 году, в это время писатель жил в Париже. Лишь через шесть лет Иван Алексеевич получил свою знаменитую Нобелевскую премию, но уже на тот момент Бунин написал многие из своих знаменитых произведений. В том же году автор приступил к своему роману «Жизнь Арсеньева» — литератор считал, что именно за это произведение он получил Нобелевскую премию.
В двадцатые годы Бунин писал очень мало, это были его первые годы жизни во Франции, мысли писателя были заняты размышлениями о тяжелой судьбе послереволюционной России.
О написании самого «Подснежника» известно крайне мало; обычно такие рассказы пишутся быстро, по зову сердца, и выходят короткими и зачастую очень меткими.
Они не входят в список лучших произведений автора, но порой трогают до глубины души.
Жанр, направление
Как и большинство произведений Бунина, этот рассказ относится к реалистическому направлению литературы. Писатель правдиво и точно воспроизводит действительность, жизнь настоящих людей, показывает читателю реальные переживания, в которых отражается подлинная суть человеческой души.
Жанр рассказа позволяет Бунину сосредоточиться в произведении на главном, это лучшая форма для донесения нескольких важных мыслей; читатель сосредотачивается на повествовании и не упускает важных деталей. За свою писательскую карьеру он мастерски овладел умением писать в сложном и непопулярном нынче жанре рассказа.
Саша — десятилетний мальчик, он живёт с тётей Варей, которая заменяет ребёнку мать. Основные события из книги — это встреча ребенка с отцом, тот работал на усадьбе и приезжал лишь изредка. В этот раз мужчина приехал на масленицу, и для Саши это праздник вдвойне — ведь мальчик каждый раз с нетерпением ждет приезда папы.
Ребенок проводит выходные с отцом, он в это время живёт на подворье, в номере отца всегда душно и накурено. По утрам они отправляются в трактир завтракать. Но наступает понедельник: «До свиданья, Сашенька, Христос с тобой», — говорит отец и снова уезжает. Более подробно сюжет рассказа описывается в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Рассказ не зря назван «Подснежник». Это простая метафора, раскрывающая отношение автора к главному герою. Саша чист душой, он открыт миру. Хотя ему и приходится жить с чужими людьми, он искренне любит отца. Он, как прекрасный цветок, должен вырасти и пробиться сквозь снег – холодность родителя по отношению к нему.
Отец явственно контрастирует с образом Саши, его окружает гомон, сигаретный дым и духота. На его фоне ещё отчетливее видна невинность и чистота мальчика.
Отец груб и не отесан, его времяпровождение нельзя назвать осознанным, он, как и все люди в трактире, медленно плывет по течению жизни без единой мысли.
Отец и весь взрослый мещанский мир выступает в рассказе в виде того самого «снега», через который Саша должен пробиться, не потеряв своей природной красоты.
Темы и проблемы
Ребенок угнетен этой атмосферой, но чувствует он только одно — любовь к своему отцу. Он с трепетом ожидает его приезда и необыкновенно расстраивается, когда тот уезжает.
Главная мысль
Именно в Саше, в этом прелестном «подснежнике», заложена основная идея автора. В этом случае события, происходящие в самом рассказе, отходят на второй план. С помощью простого сюжета Бунин словно требует от читателя, чтобы тот заглянул в глаза светлому и умному мальчику по имени Саша.
Писатель возлагает надежды на новое поколение, которое должно вознестись над прежним миром и наконец — расцвести. Автор верит, что черствый мир не сломает этот прекрасный и хрупкий цветок.
Бунин указывает на трагическую разность поколений, младшее из которых задыхается в дыме, изнывает в духоте огромного трактира. В этом символизме – смысл книги.
Когда-нибудь новые люди стряхнут с себя снежный покров и выпрямятся во весь свой рост, чтобы сделать мир лучше.
Чему учит?
Иван Алексеевич Бунин в своем коротком рассказе учит читателя ценить и подмечать красоту зарождающегося ума. Это призыв к «подснежникам» — им нужно вырваться и воспрянуть. В первую очередь это рассказ о любви, об искренней любви к человеку как к существу.
Из этого произведения неимоверно важно почерпнуть своеобразное авторское напутствие — Бунин желает, чтобы настал мир новых людей. Это поколение должно вытеснить все отжившее и тщетное, только новые люди смогут осветить мир своими сердцами.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ рассказа Подснежник Бунина
В своем рассказе “Подснежник” великий русский писатель Иван Бунин метафорически обрисовывает сущность детства и показывает свое отношение к происходящему и к главному герою произведения.
Автор создает образ “гимназистика Саши”, десятилетнего мальчика, живущего у мещан и уже в полной мере испытавшего многие тяготы жизни – одиночество, грубость, жестокость, предательство со стороны близких.
Однако рассказчик концентрирует внимание читателя на том, что несмотря на свой столь юный возраст и большое количество пройденных испытаний, Саша остается “чистым”, добрым, открытым прекрасному, не замыкается в себе и не трусит перед трудностями.
Он по-прежнему способен любить: ведь ради времени, проведенного с отцом, он готов идти с ним в прокуренный трактир и жить в “мерзких Елецких номерах”.
Сюжет произведения автор строит на контрасте – “мир добра” в лице детства (Саши) противопоставляется “миру зла” (отец, приехавший к мальчику на Масленицу, и мещане).
Описывая трактир и Елецкие номера, читатель может видеть явственную антитезу образов: мальчик с “небесно-чистыми, лазоревыми глазами” и “нежным, свежим личиком” окружен горячим угаром, пьяным жаром, воплями, царящими в обществе, в котором проводит время его отец.
Автор поднимает проблему “отцов и детей” в своем рассказе “Подснежник”, которая раскрывается и в символическом названии произведения.
Писатель указывает, насколько глубок конфликт поколений, скорбит об этом, но не призывает “сглаживать” его; напротив, он призывает новое поколение прорваться сквозь “снег” – старое, опошленное, тупое – и воспрянуть, расцвести, стряхнуть “вечную мерзлоту”, принести с собой красоту в новый мир. Также слышен вызов автора отцам: “взглянуть в глаза” своим детям, увидеть и принять их.
Заканчивает произведение Иван Бунин словами отца: “До свидания, Сашенька, Христос с тобой”. Этим он выражает следующую мудрую мысль: родители часто ненароком губят своих детей, своей холодностью по отношению к ним обрекая на одиночество, пустоту и грусть. Именно потому, утверждает автор, шире становится пропасть меж поколениями.
Помимо этих тем Иван Бунин обращает внимание читателя на проблему опошленной мещанской натуры. Она также дополняет и обостряет конфликт поколений, который задает тон всему произведению.
Таким образом, “Подснежникам” необходимо быть сильными, самодостаточными, храбрыми и независимыми, утверждает автор. Именно тогда “новый мир” сможет “сбросить” с себя снег “старого”.
← План рассказа Лапти
← План рассказа Кукушка↑ БунинАнализ рассказа Митина любовь →
Анализ рассказа Сверчок →
Анализ рассказа Подснежник Бунина – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
В своем рассказе «Подснежник» великий русский писатель Иван Бунин метафорически обрисовывает сущность детства и показывает свое отношение к происходящему и к главному герою произведения.
Автор создает образ «гимназистика Саши», десятилетнего мальчика, живущего у мещан и уже в полной мере испытавшего многие тяготы жизни — одиночество, грубость, жестокость, предательство со стороны близких.
Однако рассказчик концентрирует внимание читателя на том, что несмотря на свой столь юный возраст и большое количество пройденных испытаний, Саша остается «чистым», добрым, открытым прекрасному, не замыкается в себе и не трусит перед трудностями.
Он по-прежнему способен любить: ведь ради времени, проведенного с отцом, он готов идти с ним в прокуренный трактир и жить в «мерзких Елецких номерах».
Сюжет произведения автор строит на контрасте — «мир добра» в лице детства (Саши) противопоставляется «миру зла» (отец, приехавший к мальчику на Масленицу, и мещане).
Описывая трактир и Елецкие номера, читатель может видеть явственную антитезу образов: мальчик с «небесно-чистыми, лазоревыми глазами» и «нежным, свежим личиком» окружен горячим угаром, пьяным жаром, воплями, царящими в обществе, в котором проводит время его отец.
Автор поднимает проблему «отцов и детей» в своем рассказе «Подснежник», которая раскрывается и в символическом названии произведения.
Писатель указывает, насколько глубок конфликт поколений, скорбит об этом, но не призывает «сглаживать» его; напротив, он призывает новое поколение прорваться сквозь «снег» — старое, опошленное, тупое — и воспрянуть, расцвести, стряхнуть «вечную мерзлоту», принести с собой красоту в новый мир. Также слышен вызов автора отцам: «взглянуть в глаза» своим детям, увидеть и принять их.
Заканчивает произведение Иван Бунин словами отца: «До свидания, Сашенька, Христос с тобой». Этим он выражает следующую мудрую мысль: родители часто ненароком губят своих детей, своей холодностью по отношению к ним обрекая на одиночество, пустоту и грусть. Именно потому, утверждает автор, шире становится пропасть меж поколениями.
Помимо этих тем Иван Бунин обращает внимание читателя на проблему опошленной мещанской натуры. Она также дополняет и обостряет конфликт поколений, который задает тон всему произведению.
Таким образом, «Подснежникам» необходимо быть сильными, самодостаточными, храбрыми и независимыми, утверждает автор. Именно тогда «новый мир» сможет «сбросить» с себя снег «старого».
Картинка к сочинению Анализ рассказа Подснежник
Конспект урока литературы в 5 классе по произведению И.А.Бунина «Подснежник» (УМК Меркина Г.С.)
Тема: И.А.Бунин «Подснежник»
2.Проверка домашнего задания.
3.Стадия психологического настроя.
В чудетство откроешь окошки-Счастливень стучит по дорожке,Цветет веселютик у речки,И звонко поют соловечки.А где-то по дальним дорогамБредут носомот с бегерогом…Мы с ними в чудетство скорее пойдем-
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть – заглядеться:Что там за окошком?
4.Определение темы, цели урока.
Загадки про подснежник (слайды1,2)
Первым вылез из землицыНа проталинке.Он мороза не боится,Хоть и маленький. У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. Из-под снега расцветает, Раньше всех Весну встречает.
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации.
– Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ?
-Что вы знаете об этом цветке?
– Скажите, удачно ли такое название для рассказа? Почему?
-Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием (место, время, сюжет)?
-Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник» (запись в тетради и на доске темы урока). (слайды 3,4)
5. Стадия осмысления. Чтение с остановками.
-В чём особенность выделенных слов? С какой целью автр их употребляет? (слайд 14)
-Предположите, о чём дальше расскажет нам автор?
Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.
-Каким вы представляете отца Саши? Опишите.
Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах.
Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.
Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.
-Совпали ли ваши предположения об отце Саши с авторским описанием?
-Назовите художественное средство, которое использовано автором в выделенном словосочетании (слайд 15)
А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?
На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, – к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!
Живет Саша “на хлебах”, в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.
Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику небесно-голубым. У него ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса.
Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.
Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.
Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо.
Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло.
Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.
Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:
Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, – завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!
В трактире “чистая” половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду.
И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, – селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, – требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках…
– Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему?
6.Физминутка «Весенняя природа» ( видеоролик на музыку Чайковского «Подснежник»).
– О чем дальше расскажет И.А. Бунин?
Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!
-На какую деталь портрета мальчика обращает внимание автор, когда отец с сыном оказываются в трактире? (слайд 23 )
А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь – и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.
Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:
И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам…
А лошади уже стоят у крыльца.
Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто – боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках… Еще минута – и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля – и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!
– До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.
-Как вы думаете, о каких днях масленичной недели идет речь в произведении? Почему именно в эти дни приехал отец?
-Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?
-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов?
-Ребята, этот рассказ биографичен. Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней.
Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и 4-ёх лет.
Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».
7. Стадия рефлексии:
-Вот и закончился рассказ «Подснежник». Интересно ли вам было его читать?
-Чему вы удивлялись, слушая рассказ?
– Оправдались ли ваши предположения? Что оказалось ожиданным, а что неожиданным?
-Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа? Почему писатель называет своё произведение так?
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
Меркин Г.С. Литература: учебник для 5 класса в 2 ч.(И.А.Бунин «Подснежник») –М., ООО «Русское слово – учебник», 2014
Мною показана стадия вызова: мотивационная функция (побуждение к работе), информационная(вызов на поверхность имеющихся знаний), коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Стадия осмысления: функция получения новой информации, мотивационная(сохранение интереса) Стадия осмысления.
Методический приём – чтение с остановками дает возможность ученику получить опыт работы с художественным текстом, ученик выступает в роли активного и думающего читателя. Текст не должен быть знаком детям, он делится на части(не более 5 ост.
),к тексту формулируются вопросы разных уровней: простые, уточняющие, творческие, интерпретационные, оценочные, практические.
Рефлексия: функция коммуникационная, информационная, мотивационная, оценочная(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
«Подснежник», анализ рассказа Бунина, сочинение
Особенностью любого мастера, главной чертой его “почерка”, является умение передать очень многое, без слов. Да, вот оно – повествование. Но смысл идет между строк, тонкий и вполне определенный. Таким является рассказ Ивана Алексеевича Бунина – “Подснежник”. Чтобы понять его суть, анализ его конструкции не нужен. Важно просто идти вслед за мыслью автора и ПОЧУВСТВОВАТЬ смысл.
Рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. “Была Россия, городишко уездный и масленица”. Жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. Пронзить насквозь.
Безмолвная грусть о судьбе России, о состоянии общества и “болезни” сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. Такова самая основная тема в творчестве Бунина. Он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве.
Эта тема задумчивой грустью звучит в “Подснежнике”. Озвученная за пределом слов.
Незамысловатая сюжетная линия – к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Композиция рассказа тоже проста – последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. Но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.
Для маленького гимназиста приезд отца – долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его “подснежником”. За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.
Отец мальчика – обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. Его окружают такие же люди. Бунин ни слова не говорит об этом прямо. Лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.
Образ голубоглазого “подснежника” на фоне тяжелой и смрадной действительности – как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая – как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает – суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.
Еще одна основная тема – подлинной Любви. Маленькому Саше тяжела вся эта атмосфера – мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. Все это угнетает его в повседневной жизни. Но сейчас все НЕВАЖНО. Он ЛЮБИТ своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.
Среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим очень символичное напутствие автора – его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть “болотного существования”. И настанет новая эпоха “подснежников”, и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.
Также помимо анализа «Подснежник» доступны другие сочинения:
Анализ рассказа «Легкое дыхание»
«Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
«Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
«Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
«Вечер», анализ стихотворения Бунина
«Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
«Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
«Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
«Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
«Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
«Деревня», анализ повести Бунина
«Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение
«Листопад», анализ стихотворения Бунина
«Сверчок», анализ рассказа Бунина
По писателю: Бунин Иван
2395. Анализ рассказа Бунина Подснежник 5, 6 класс Русский язык
Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Подснежник». Анализ данного произведения представлен в этой статье.
Одна из особенностей художественного почерка Ивана Алексеевича Бунина – это умение доносить до читателя все просто, четко, ясно, раскладывать по полочкам. Для того, чтобы понять данное произведение, необязательно быть великим и одаренным литературным критиком и уметь проводить полный анализ. Для понимания достаточно внимательно следить за повествованием автора.
Произведение создано в 1927 году. Его жанр определяется как рассказ с элементами лиро-прозаической миниатюрной зарисовки. В то время данный жанр был по-особому близок Бунину. Он считал, что это дает возможность просто и емко сказать о насущном и при всем этом попасть в самое сердце.
Бессловесная печаль о том, что суждено пережить России, о ее обществе, людях и их бессмысленном образе жизни и стремлений. Именно это является фундаментальной темой в творчестве автора. Он до самых костей переживает в своем внутреннем мире и вымещает на бумагу.
Это задумчиво и грустно передается в «Подснежнике».
Простая, незамутнённая фабульная линия. К мальчику, что является учеником гимназии, едет в гости отец из деревни. Композиция также простенькая. Последовательно описывается встреча, что состоялась в один из жизненных дней персонажей. Но самый глубокий посыл скрыт именно в этой простой обыденности.
Для мальчика приезд папы – это событие, которое он долго ожидал. Александр – так зовут героя – проживает в населенном пункте в окружении чуждых для него людей. Это дается достаточно не легко. Мальчика определяет его десятилетний возраст.
Тетя, которая очень любит малыша говорит про него как о подснежнике. Это из-за того, что у него нежные голубые глаза, природная душевная чистота, которая так юна и открыта свету.
В мальчике есть эта самая жажда получить новые знания, предчувствовать что-то неизведанное.
А вот отец героя представлен перед читателем самым обыкновенным мужиком, что даже не задумывается о каких-то возвышенных вещах. Его представления о бытии весьма мещанские. Он окружен такими же людьми. Бунин не пишет об этом так просто.
Но передает это через описание провождения свободного времени этих людей. Одним словом, мальчик-подснежник – это своего рода признание и вызов обыденности общественности.
Он призывает быть возвышенной личность и стремиться к саморазвитию, причем непрерывному.
Еще Бунин передает мысль, что дети не всегда похожи на своих родителей.
Открытый урок литературы в 7 классе по теме «И.А.Бунин «Подснежник»
– Для того чтобы узнать, насколько вы подробно ознакомились с делом, проведём мозговой штурм по восстановлению текста.
… когда-то Россия, … снежный уездный городишко, … масленица – и … гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником. … оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких … уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.
-Почему И.А.Бунин повторяет именно глагол «быть» в прошедшем времени?
– Слово предоставляется представителям аналитического отдела.
(И.А. Бунин написал рассказ «Подснежник» в эмиграции, возможно, его одолела тоска по родине, и он хотел вернуться.
– Обратимся к глоссарию. («Повтор – это родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: П. звуковые (аллитерация, ассонанс и др.), синтаксические (синтаксический параллелизм и др.), фразовые (рефрен, припев), лексические (анафора, эпифора и др.) и образные (П. мотивов, ситуаций)
– Докажите, что это лексический (оправданный) повтор, необходимый автору для выражения какой-то важной мысли. Какой?
– В чём особенность выделенных слов? С какой целью автор их употребляет? (Городишко – суффикс –ишк- со значением пренебрежительности, уничижительности, гимназистик – суффикс –ик- имена существительные мужского рода со значением уменьшительности, которое обычно сопровождается экспрессией ласкательности )
– В рассказе упоминается один из любимейших праздников как древних славян, так и современных россиян. Какой это праздник? (Масленица)
– Как связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа?
– Информационный отдел предоставит рапорт о Масленице. Итак, почему масленичные дни так называются?
Первый день назывался Чистая масленица — широкая боярыня. Прообразом Масленицы была никто иная, как Снегурочка во всех своих видах и со всеми качествами — забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. В этот день начинали наряжать чучело, строили снежные городки, качели, горы, начинали печь блины.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В этот день зять приходил «к тёще на блины». В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями.
Четверг — широкий разгул, перелом
Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес и спуск их по склонам оврагов.
Пятница — тёщины вечёрки
Зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота — золовкины посиделки
Золовкой называют сестру мужа. Этот день считался всегда семейным. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью, и кормили родных блинами, и поили чаем.
Воскресенье — целовальник, прощёное воскресенье
Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощеный день». Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения.
Если в течение года чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». В этот день сжигалась соломенная Масленица.
Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Масленица называлась еще и Сырной седмицей, и была последней неделей перед Великим постом.
– Как связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа?
– 1-е предложение также объясняет смысл названия рассказа. Предположите, кто главный герой рассказа? (Саша)
– Эксперты, найдите и зачитайте портрет Саши.
А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?
На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, – к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!
– Такой портрет в литературе называют психологическим. Предположите, что значит это слово? (Психологический портрет помогает понять характер героя, его психологию).
– Саша – особенный мальчик? Что пишет по этому поводу автор? (Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?)
– Саша действительно похож на подснежник? Только ли цветом одежды и глаз?
– Какие средства художественной выразительности использует автор для создания портрета мальчика? Назовите их.
– Почему взгляд назван «доверчивым»? Можно ли то же самое сказать про «взгляд» подснежника?
– Давайте проверим наше предположение: может быть, в жизни Саши вокруг него тоже холодно и «лежит снег»? Найдите в тексте предложение, в котором говорится, как и где мальчик живёт.
(Живет Саша “на хлебах”, в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье).
– Что значит жить «на хлебах»? Предоставьте данные отдел информации.
Жить на хлебах — у кого. Разг. 1. Устар. Получать в качестве оплаты жильё и стол в чужой семье. 2. Быть на чьём л. иждивении, содержании. ФСРЯ, 507; ФСС, 72 … Большой словарь русских поговорок.
– А где Саша жил до этого? (В деревне).
– Как вы это узнали? (Из деревни к нему приезжает отец, которого, скорее всего, Саша давно не видел).
– Прочитайте описание отца. Это психологический портрет? Какого он цвета? Что узнаёте об отце из этого портрета?
(Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах.
Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.
Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами).
– Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? Запишите это в таблицу.