подходящий храм для буддиста
Буддийские монастыри в России: что это и как устроены
Б уддизм — одна из самых распространённых религий на территории нашей страны. Вопреки распространённому заблуждению, буддизм вовсе не является чуждой для нас культурой и религией. Так, даже тибетские ламы подтверждают тот факт, что род Будды Шакьямуни когда-то обитал в районе современного города Запорожье и лишь потом в силу социально-экономических потрясений переместился в Индию.
Философия Будды остаётся актуальной даже спустя 2500 лет после того, как Будда дал миру своё учение. Это вполне простое и практичное учение о том, что в жизни есть страдание, но самое главное — это набор рекомендаций о том, как этих страданий можно избежать и достичь состояния свободы от страданий — нирваны. Поэтому для того чтобы быть буддистом, необязательно жить в Индии или Тибете. И сегодня в нашей стране есть множество буддийских храмов, в которых последователи Учения могут прикоснуться к великой тайне самого Будды. Попробуем рассмотреть особенности буддийских храмов, а также узнаем о наиболее известных монастырях буддизма на территории нашей страны. Узнаем о том, как правильно называются буддийские храмы и где их можно найти.
Краткое описание буддийского храма
Буддийский храм называется «дацан». Архитектура буддийского храма представлена следующим образом: это единый комплекс, который обнесён высоким забором, ворота в храм традиционно располагаются с южной стороны. Чаще всего ворота украшены различными божествами и воинами, именуемыми «дхармапалами», которые призваны защищать храм от различных посягательств недоброжелательных существ — духов, зверей и людей.
Краткое описание буддийского храма: внутри храмового комплекса, как правило, располагается несколько построек, чаще всего — в два или три этажа. Классические храмовые постройки стараются делать невысокими, чтобы не нарушалась гармония окружающего мира — постройки не должны выделяться на фоне общего пейзажа. Сверху постройки покрыты скошенными крышами с украшенными росписью карнизами. Карнизы у буддийских храмов весьма своеобразные — они загнуты так, что располагаются практически горизонтально. Внешний вид храмового комплекса чаще всего представлен жёлтыми и красными цветами.
Над входом в храм часто располагается так называемая «дхармачакра» — колесо учения и две газели по обеим сторонам. Этот символ давней легенды о том, что на первую проповедь Будды, помимо пяти его друзей-аскетов, пришли также две газели, которые слушали Будду. «Колесо учения» состоит из восьми спиц, которые символизируют так называемый Восьмеричный путь — восемь наставлений, следуя которым можно достичь совершенства.
Внутреннее убранство буддийского храма
Внутри храма располагаются так называемые молитвенные барабаны. Буддисты, проходя мимо них, касаются их рукой, в результате чего барабан начинает вращаться. В чём тут смысл? Смысл в том, что внутри барабана на тончайшей бумаге написаны мантры либо сутры, и считается, что во время вращения священная энергия мантры или сутры спирально закручивается и действует во благо всех живых существ. И так буддисты могут часами ходить и вращать барабаны, тем самым меняя вибрации в пространстве на более благостные.
Напротив входа обычно располагается алтарь. В центре, конечно же, располагается образ Будды, сидящего в Позе лотоса. Чаще всего образ Будды окружён изображениями или статуями бодхисаттв — просветлённых существ, которые распространяют Учение Будды и помогают живым существам вырваться из оков Сансары.
Помимо центрального зала, также есть лекционный, в котором монахи и прихожане собираются для того, чтобы читать и слушать лекции, проповеди, сутры, медитативную музыку. Здесь же могут проводиться и сами медитации, либо же для этого есть другие помещения. Также внутри храма есть библиотека, жилые помещения для монахов, столовая и подсобные помещения.
При входе в храм принято здороваться с образами Будд, божеств и бодхисаттв. Традиционно буддист подходит к образу, складывает руки в молитвенном приветствии и подносит их сначала ко лбу, приветствуя образ от ума, затем ко рту, приветствуя образ речью, и к груди, приветствуя образ от сердца.
Вот такое примерное описание буддийского храма. Разумеется, особенности архитектуры и внутреннего убранства могут отличаться в зависимости от направления учения и особенности самого строения: это может быть буддийский университет, храм или монастырь.
О дацанах
Как мы уже выяснили, правильное название буддийского храма — «дацан». Изначально так называли буддийские монастыри-университеты, а в тибетском буддизме дацанами называют отдельные факультеты таких университетов. Обычно в классическом дацане было три факультета: один был посвящён изучению философии, второй — изучению медицины, а третий — тантрическому направлению в буддизме. Дацаны были особенно распространены на территории Бурятии.
До Октябрьской революции в Российской Империи насчитывалось 35 дацанов, практически все из них — в Забайкальской области и только один — в Санкт-Петербурге. Не все из храмов пережили суровые годы революции и гражданской войны, поэтому на сегодняшний день их осталось не более тридцати.
История буддийского храма в России
История становления буддизма в России уходит своими корнями ещё в VIII век. Но первое распространение в нашей стране буддизм получил в XVII веке, благодаря калмыцким племенам. Далее буддизм как полноценная религия стал распространяться в Бурятии благодаря монгольским и тибетским ламам, которые укрывались на этих территориях от политических гонений. Официальным признанием буддизма мы обязаны императрице Екатерине Алексеевне II, которая в 1764 году учредила пост ламы Восточной Сибири и Забайкалья. Это можно считать точкой отсчёта для развития буддизма в России. Интересно, что в ответ на этот жест ламы Бурятии признали императрицу воплощением так называемой Белой Тары — женской ипостаси бодхисаттвы Авалокитешвары.
На пороге революционных потрясений 1917 года буддизм уже стал едва ли не главной религией в Забайкалье. Но в советские годы после ряда восстаний было принято решение закрыть все действующие храмы. И уже к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе не осталось ни одного официально действующего буддийского монастыря или храма. Официальной версией такого поступка были утверждения о том, что буддийская религиозная община тесно сотрудничает с японской разведкой, о чём даже было написано в газете «Правда». На период военных лет буддизм фактически был вне закона. Лишь после войны был открыт Иволгинский дацан, а спустя год он стал фактически центром буддизма в СССР.
Оттепель в религиозной политике СССР позволила полностью выйти на официальный уровень буддийскому духовенству лишь к концу 80-х, а в 1990 году в стране сразу были открыты десять дацанов. В 1996 году была образована Буддийская традиционная Сангха России. На состояние 2005 года в России насчитывается не менее 1 % населения, исповедующего буддизм. Эти цифры указаны в социологическом исследовании Филатова и Лункина «Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность». Однако, что касается тех, кто непосредственно практикует, то их количество не превышает полумиллиона человек.
Буддийские монастыри в России
На сегодняшний день буддийские храмы в России есть в Москве (Тупден Шедублинг, Легшед Даржалинг), Московской области (Кунпанлинг, Тубтен Линг), в Санкт-Петербурге (Буддийский храм в Санкт-Петербурге), а также в Республике Калмыкия, Республике Бурятия (в том числе тот самый Иволгинский дацан, который стал первым в России после Второй Мировой войны), Республике Тыва, Республике Алтай, в Астраханской области, Омской области, Иркутской области, Свердловской области и Забайкальском крае.
Сегодня буддизм является одной из распространённых и официально признанных религий, поэтому возможность исповедовать и практиковать буддизм сегодня предоставлена даже в местах лишения свободы. Так, в Федеральной службе исполнения наказаний зарегистрированы девять дуганов и несколько буддийских молитвенных комнат, расположенных в исправительно-трудовых учреждениях и учреждениях исполнения наказаний по всей стране.
Буддийский храм Санкт-Петербурга
Среди всех буддийских храмов особенно выделяется Буддийский храм в Санкт-Петербурге, или по-другому — Гунзэчойнэй. Это практически целый буддийский город в России. Храм был основан ещё в 1909 году, но с 1916-го вынужден был фактически прекратить своё существование по причине отсутствия финансирования. А уже спустя три года, в ходе Гражданской войны, храм и вовсе был разграблен. Во время пожара была уничтожена бесценная библиотека храма.
Лишь в 1921 году храм снова стал действующим, но уже в 1937-м для храма вновь наступили непростые времена. По версии следователей НКВД, монахи храма были причастны к диверсионно-разведывательной деятельности в пользу Японии. Монахи были арестованы, некоторые расстреляны. Дацан вновь был закрыт, до войны в нём проводили спортивные мероприятия, а во время войны там была развёрнута мощная радиостанция. В 1968 году здание признали памятником архитектуры, и только в 1990-м оно вновь было передано буддийской общине.
На сегодняшний день храм Гунзэчойнэй — это один из главных культурно-просветительских центров буддийской общины в России. Помимо совершения молебнов, медитаций и практик, там также регулярно читаются лекций по философии, астрологии и тибетской медицине.
Буддизм в наши дни является одним из самых популярных религиозно-философских течений в мире. Его исповедуют как умудренные опытом люди, так и молодежь, привлекаемая невероятной эстетикой и возможностью прикоснуться к сакральным знаниям, передающимся из поколения в поколение многие сотни лет. Буддизм зародился в 5 веке до н.э. на территории современной Индии. Учение, основанное Сиддхартхой Гаутамой, более известным под именем Будда, предлагает своим последователям достичь нирваны, оставив страдания и цикл перерождения. По некоторым подсчетам, число буддистов во всем мире достигает 500 миллионов. Естественно, что для такого количества верующих необходимо соответствующее количество храмов. Некоторые из них более популярны, чем другие. Мы собрали подборку самых известных буддийских храмов.
Храм Хэинса, Южная Корея
Храм отражения в спокойном море (вдумайтесь, какое прекрасное название!) является одной из важнейших святынь Южной Кореи. Здесь хранится интересный артефакт — Трипитака Кореана. Это 80 табличек, содержащих мудрость буддизма. Храм построен в 802 году, но до наших дней дошла его реконструкция, созданная в 19-м веке, так как ему пришлось пережить масштабный пожар.
Ват Арун, Таиланд
Расположенный на западной стороне реки Чапхрая, храмовый комплекс входит в число архитектурных жемчужин Сиама. Центральным зданием Храма Солнечного Восхода является 79-метровая пагода, искрящаяся на солнце разными цветами. Несмотря на свое название, Ват Арун лучше всего наблюдать в лучах заходящего солнца. Храм является архитектурным представлением горы Меру, считающейся центром Вселенной в буддийской космологии.
Пха Это Луанг, Лаос
Смотрите также: ТОП-10 триумфальных арок
Джокханг, Тибет
Говоря о буддизме, нельзя не вспомнить Тибет — страну, пронизанную духовной мудростью этого учения. Лхаса — центр не только Тибета, но и всего тибетского буддизма, привлекающий ежегодно тысячи паломников со всего мира. Храм был построен королем Сонгцэн Гампо в 7-м веке. Монголы, напавшие на Лхасу, разоряли его несколько раз, но оставили здание не тронутым. Сегодня храмовый комплекс занимает территорию более 25 000 кв. метров.
Храм Тодай дзи, Япония
«Великий восточный храм» в Нара — это один из самых необычных буддийских храмов Японии и самый крупный храм в мире, состоящий из дерева. Он построен в 8-м веке императором Сёму в качестве главного храма, однако с тех времен сохранилось мало что. Он состоит из комплекса пагод и различных построек и окружен парком, в котором живут священные олени, не боящиеся людей. Здесь также находится одна из самых больших статуи Будды в Японии.
Боднатх, Непал
Расположенный в пригороде Катманду храм Боднатх известен во всем мире тем, что является самой большой ступой. Его окружают монастыри различных школ и течений буддизма, и все, кто в них проживает, приходят на поклонение в Боднатх. Ступа построена в 6-м веке (первая версия разрушена монголами и восстановлена в 14-м веке) и с тех пор занимает место главной святыни Непала. Глаз Будды, расположенный на ступе, является одним из самых известных изображений подобного рода. Ступа даже «засветилась» в фильме европейского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда».
Храм Махабодхи, Индия
Храм Махабодхи (Великого Просвещения) представляет собой буддийскую ступу, расположенную в Бодхгае. В главном комплексе находится редчайшая святыня — дерево Бодхи, выросшее от того самого дерева, под которым Гаутама Будда достиг просветления. Считается, что храм был заложен через 250 лет после того, как Будда достиг просветления. Храм датируется 5-6 веками и восстановлен в 19 веке англичанами, действующими от имени Британского археологического сообщества.
Пагода Шведагон, Мьянма
Позолоченная ступа высотой 98 метров расположена в Янгоне, бывшей столице Мьянмы. С чего началась история храма практически неизвестно. Считается, что пагода построена в период Баган, в период 6-10 веков. Помимо основной ступы здесь расположены ступы поменьше, а также храм является местом хранения 4-х артефактов: волос Гаутамы Будды, кусочка ткани из туники Кассапы, посоха Какусандхи и водяного фильтра Конагаманы.
Паган, Мьянма
Древний город Паган — столица царства, располагавшегося здесь задолго до Мьянмы. Царство было разрушено монголами в 1287 году, однако от него остались бесчисленные руины и прекрасные храмы, которые сейчас являются популярным местом паломничества верующих со всей Азии. Удивительные храмы содержат статуи Будд, пещеры, фрески. В самых значимых из них, Швезигон и Локананда Чаун, хранятся зубы Будды.
Боробудур, Индонезия
Громадная ступа Боробудур и храмовый комплекс находятся на острове Ява, в 40 км к северо-западу от Джокьякарты. Это самый крупный из известных буддийский храм в мире. Он строился около 75 лет, в 8-м и 9-м веках царства Сайлендра. Громадная ступа темно-серого цвета состоит из 2 миллионов каменных блоков. Храм был оставлен в 14-м веке по загадочным причинам. Сотни лет он был покрыт вулканическим пеплом и прятался в джунглях. Сейчас это популярный туристический объект.
Четыре самых священных места буддизма
Четыре самых священных места буддизма находится в Индии и Непале. Они связаны с рождением, жизнью и смертью основателя буддизма — Будды Гаутамы (563 г. до н.э. — 483 г. до н.э.). Они включают место рождения Будды (Лумбини, Непал), место просветления Будды (Бодхгая, Индия), место первых проповедей Будды после достижения им нирваны (Сарнатх, Индия), место смерти Будды (Кушинагар, Индия). Прочитав статью, вы узнаете больше про эти священные места буддизма.
1. Лумбини (Непал) — место рождения Будды
Лумбини — это место рождения Господа Будды или Сиддхартхи Гаутамы Будды. Многие люди думают, что Лумбини является частью Индии, но это святое место буддизма на самом деле находится в западном регионе Непала, в 322 км от Катманду, столицы страны.
Храм Майя Деви — это место, где родился Будда. Святыня Майя Деви расположена в деревне Лумбини, которая находится в западном регионе Непала. Она является одним их главнейших святых мест буддизма и датируется 2200 годами. Определено, что в этом храме в саду Лумбини находится место, где появился на свет Будда. Археологами был обнаружен «маркерный камень», достоверно указывающий на место рождения будущего Господа Будды.
В Золотом храме не разрешается ходить в обуви. Её оставляют на обувном стенде снаружи. Сам храм довольно скромный снаружи. Что это такое, можно понять лишь при попадании внутрь.
А там находятся руины старого дворца, построенного царём Ашокой вокруг места рождения Будды.
Колонна снаружи также относится к временам Ашоки. Она была обнаружена в 1896 году вместе с руинами дворца на этом месте. Храм Майа Деви находится рядом со священным бассейном и садом.
Рождение произошло в красивой роще Сал, которая теперь является центром сада Лумбини. Царица Шакьи Царь Суддходхана из Капилвасту, проходя через сад, в день Байшаха Пурнима (день полнолуния мая в 623 году до н. э.) приняла ванну в Пушкарини (священный пруд) и вскоре после этого родила принца Сиддхартху, который стал Буддой.
Говорят, что новорождённый принц Сиддхартха (позже ставший Буддой) здесь сделал свои первые семь шагов и передал свое послание мира человечеству. В этом месте можно прогуляться по саду и найти тихое место для созерцания.
Одной из достопримечательностей также является колонна Ашока. Она была построена буддийским новообращённым, великим индийским императором Ашокой во время посещения места рождения Будды еще в 249 году до нашей эры.
Храм Майя Деви является самым священным местом для буддистов со всего мира. Это также считается лучшим местом в мире для медитации.
Являясь объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, Лумбини имеет множество древних ступ, датируемых 2000 годами, и монастырей, построенных отдаленными общинами со всего мира. Люди приезжают сюда со всего мира, приезжают в эту обитель буддизма, чтобы изучать священные писания, медитировать, практиковать йогу, путешествовать, узнать больше о буддизме и обрести внутренний покой. «Лумбини» буквально означает «прекрасный» на санскрите, и он верен своему названию! Лумбини — одно из важных мест в буддизме.
Читайте подробнее здесь:
2. Бодхгая (Индия) — место достижения Буддой просветления
Бодхгая — это важное священное буддийское место (одно из трёх) в Индии. На берегу реки Неранджана (индийский штат Бихар) находится городок Бодхгая или Будда-Гая с населением около 30000 человек. Этот город является священным местом для буддистов всего мира. Именно здесь принц Сиддхартха стал Буддой, просветлённым.
Этот город назывался Самбодхи, когда император Ашока совершил паломничество к этому месту в 260 году до нашей эры, на 10-м году своего правления. Он решил построить храм в память о «просветлении Будды». Первое храмовое сооружение представляло собой открытый павильон, поддерживаемый колоннами, а посередине находился трон Ваджрасаны, изначальное место, на котором, как считается, сидел и медитировал Будда.
На протяжении многих лет храм неоднократно перестраивался, и нынешняя структура относится к периоду Гупты в 6 веке нашей эры. Говорят, что китайский путешественник Хиун Цан, посетивший город в 7 веке, записал о существовании храма.
Однако к 13 веку буддизм начал приходить в упадок, интерес к городу угас, а храм затерялся в руинах. В конце 19-го века город Бодхгая был вновь открыт благодаря масштабным раскопкам и реконструкциям, проведенным Александром Каннингемом, отставным инженером британской армии, интересующимся археологией и древностью. На этот раз город был назван Будда-Гая или Бодхгая.
В музее, открытым здесь в 2010 году, хранятся артефакты, найденные во время обширных раскопок в этом районе.
Бодхгая славится главным образом храмом и комплексом Махабодхи, о котором подробнее будет дальше…
Бодхгая изобилует монастырями и храмами, построенными почти каждой буддийской страной, чтобы отметить своё присутствие здесь.
Монастыри, сооружённые здесь различными буддийскими странами, каждый из которых пытается превзойти друг друга, являются большой достопримечательностью во всем Бодхгае. Из многих известных мест здесь выделяются тайский и бутанский монастыри. Тайский монастырь, построенный в 1956 году, известен своей золотой статуей Будды, в то время как бутанский монастырь известен своей сложной резьбой. Тибетский монастырь известен своим гигантским молитвенным колесом.
В Бодхгае находится статуя великого Будды. Известная, как «24-метровый Будда, сидящий в медитации на лотосе», она является самой большой статуей Будды в Индии. Построенная в течение семи лет с помощью 12 000 каменщиков, она была открыта Далай-ламой в 1989 году. Расположенная рядом с храмовым комплексом Махабодхи, эта статуя заставляет вас чувствовать себя «пятнышком в пространстве».
Бодхгая так же важен для буддизма, как Иерусалим и Мекка для других великих религий мира. Из четырёх самых известных мест буддийского паломничества Бодхгая является самым посещаемым.
Потомки дерева Бодхи, под которым Будда достиг просветления, всё ещё можно увидеть здесь.
Здесь есть некоторые организации, предлагающие программы и дисциплины по буддийской философии. Центр Дхаммы Бодхи Випассаны, расположенный в этом районе, также предоставляет 10-дневные курсы по медитации Випассаны, начиная с 1-го и 16-го числа каждого месяца, и может иметь 80 студентов одновременно. Это один из самых известных объектов буддийского наследия Индии.
Читайте подробнее здесь:
3. Сарнатх (штат Уттар-Прадеш) — место первых проповедей Будды
Сарнатх — священное место для буддистов всего мира. Оно расположено в Варанаси (штат Уттар-Прадеш, Индия). Здесь Буддой впервые была произнесена проповедь после достижения им просветления в возрасте 35 лет. Тем самым была заложена основа для одной из величайших религий мира — буддизма.
История Сарнатха началась с прибытия Гаутамы Будды в это место в 528 году до н. э. после того, как он достиг просветления в Бодхгае в возрасте 35 лет. Здесь, в Парке оленей, он произнес свою первую речь перед пятью бывшими товарищами. Это событие описывается в буддийских текстах как «дхармачакра-правартана», что означает «поворот колеса закона». Будда учил их всему, что он узнал, и, таким образом, они также стали просветлёнными.
Последователи, присутствующие там, впервые узнали о пути, который «заканчивается печалью, ведет к внутреннему миру и окончательному погружению в нирвану». Господом Буддой в его первой проповеди были изложены Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь.
Истины заключались в том, что «страдание имеет причины, начало, конец, а также восьмикратный (восьмеричный) путь к его прекращению». Восьмеричный путь состоит из «правильного взгляда, правильного намерения, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильного усилия, правильной внимательности и правильного сосредоточения».
Эта проповедь знаменовала основание первой буддийской общины (Сангхи), или общины монахов.
Китайский путешественник Хиуэн Тхсанг упоминал, что Парк оленей в Сарнатхе был лесом, который королём Бенареса Джатака был объявлен местом, где олени могли бродить целыми и невредимыми.
История Сарнатха Индии также упоминает, что первая проповедь, произнесенная Буддой в Сарнатхе, известна как Дхаммаккхапаватхана сутта (сутта — свод высказываний). Другие сутты в этом месте включают Анатталакхана сутту и Саккавибханга сутту. После первой проповеди в Сарнатхе Будда провёл следующий сезон дождей в Мулагандхакути Вихара в Сарнатхе. К тому времени число буддийских общин (Сангх) возросло до 60. Затем Будда послал членов Сангхи проповедовать его учение повсюду.
Таким образом Сарнатх является одним из четырех священных буддийских мест в Индии с такими сооружениями, как ступа Дхамех и ступа Чаукханди, которые отмечают его историческое значение.
Читайте подробнее здесь:
4. Кушинагар (штат Уттар-Прадеш) — место смерти Будды
Кушинагар — одно из священных буддийских мест в Индии. Именно здесь в возрасте 80 лет скончался Будда. Это также место его последней проповеди перед учениками… Здесь Господь Будда решил «провести свою последнюю проповедь и, конечно, свою смерть». Говорят, что причиной смерти Будды было то, что он заболел, съев неизвестный вид грибов.
Примерно за 3 месяца до паринирваны, Господь Будда сказал своему ближайшему помощнику Анандхе, что его светлость встретится с паринирваной (согласно буддизма конечной стадии бессмертия). Господь Будда ждал, что Ананда скажет остаться ещё на несколько лет. Но из-за того, что Ананда на тот момент ещё не достиг всех четырёх стадий просветления (Сотапанны, Сакадагами, Анагами и Архатства), Дьявол (Мара Дхивья Путра) не позволил ему понять то, что говорил Господь Будда.
Через некоторое время Ананда попросил Господа Будду остаться ещё на несколько лет, но Господь Будда сказал, что уже слишком поздно. Так в империи маллов Кусинар (Кушинагар) Господь Будда столкнулся с паринирваной (освобождение духа от земного тела).
События происходили следующим образом. В день своего 80-летия Будда присутствовал на празднике в свою честь, где ему дали большое блюдо с едой… В одних источниках говорится, что это был рис с мясом, в других речь шла о рисе с грибами. Будде не очень нравилось то, что ему только что подали. Однако он всё равно ел, чтобы не позорить мужчину, чьим гостем он был.
Через пару часов, во время праздника, Будда начал чувствовать себя плохо. Вскоре он уже не мог ходить, и его усадили на стул. Он обильно потел и постепенно слабел.
Его отвели на кровать, куда он позвал своих учеников. Будда спросил, есть ли у них какие-либо вопросы относительно природы Дхармы (высшей истины) и пути избежать колеса перевоплощения. Вопросов не было. Затем он попросил привести кузнеца Кунда. Это человек, который дал ему «отравленное блюдо». Будда благословил его, сказав, что «это великое дело — дать джняни (запредельному мудрецу) его последнюю вечерю».
Затем Будда снова собрал монахов, пересказал Основы буддийской доктрины и дал свой последний совет: «Всё должно пройти. Разложение присуще всем вещам.». Затем он упал, а через несколько минут умер или, согласно буддизму, достиг паринирваны. Паринирвана — это состояние «окончательной нирваны после смерти физического тела человека, достигшего при жизни просветления».
Большинство аналитиков считают, что возможно Будда умер от несварения желудка. В последнем его блюде было мясо, которое было слишком слизистым для его постаревшего тела. До этого момента Будда не ел мяса уже 60 лет. Не исключается версия, что в еде оказался ядовитый гриб. Будде, на самом деле, было уже всё равно, так как он уже был отделён от тела в любом случае. Он «оставил своё тело в совершенной медитации, оно сияло более ярко, чем золотые одежды, которые он носил».
После паринирваны, когда цветы ближайших деревьев падали на неподвижного Будду, Малла-Короли империи Кусинар (Индия) кремировали его тело. Останки вместе с тем немногим, что у него было, были разделены на 8 частей и помещены в ступы. Некоторые из них, как полагают, сохранились до настоящего времени.
В этом районе находится ступа Рамбхар, которая, как говорят, была построена на том же месте, где был кремирован Будда. Существует также храм Махапаринирваны, в котором находится великолепная статуя Будды в полулежачем положении. Кроме них, здесь есть несколько храмов, ступ, святилищ и музей. Это одно из самых важных буддийских мест в Индии.
Читайте подробнее здесь:
Вот такие четыре самых священных места буддизма находятся в Индии и Непале! Читайте также:
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте про «святыни разных религий» на страницах сайта «Мир увлечений»!