под обучением основанном на компетенциях понимается обучение которое строится на
Статья на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И РАБОЧИХ КАДРОВ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Шевчук Ирина Васильевна
«Саранский политехнический техникум»
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И РАБОЧИХ КАДРОВ
Переход на инновационные факторы развития затрагивает все элементы экономической системы. Инновационная экономика нуждается в высококвалифицированной рабочей силе. Модернизация производственных технологий и принципов организации производства изменяет требования к профессиональным компетенциям и уровню квалификации специалистов среднего звена и рабочих, возрастает роль аналитической функции, увеличивается доля труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий, повышаются требования к уровню самостоятельности [1,с.24].
Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта и запросов современной экономики показал, что студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями.
Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов, практические работы, деловые игры, разбор и проигрывание практических ситуаций, создание моделей производственных ситуаций), причем эти технологии должны широко применяться не только на профессиональных дисциплинах.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности или профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания [3, с. 85].
Компетентностно-ориентированное профессиональное образование невозможно без практико-ориентированного обучения. Приобретение опыта ранее осуществлялось в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у студентов практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Студентам должны предоставляться широкие возможности обучаться на рабочем месте или в ситуации, максимально приближенной к производственной деятельности. Профессиональная деятельность техника сварочного производства, как и любого специалиста, носит интегрированный характер, ибо предусматривает знание им разнообразных наук и включает в себя различные виды профессиональной деятельности. Поэтому при разработке учебных планов и рабочих программ отводится достаточный объем часов для практических занятий. Уже начиная со второго курса прослеживается тесная связь изучаемых дисциплин, которая особенно необходима при выполнении курсовых проектов. При разработке курсовых проектов студент использует знания и умения, полученные при изучении других дисциплин и междисциплинарных курсов (ИКТ, материаловедение, охрана труда, основное оборудование для сварочного производства).
Типовым задачам должны соответствовать ситуационные учебно-производственные задачи. Имитация производственной деятельности будущих техников осуществляется на лабораторно-практических занятиях, которые можно проводить как в учебно-производственных мастерских техникума, так и на предприятиях социальных партнеров (АО «РУЗХИММАШ», ЗАО НПО «НефтеГазМаш»). В ходе практических работ студенты осмысливают, закрепляют и расширяют имеющиеся у них знания, учатся их применять, что крайне необходимо для приобретения профессиональных компетенций.
Таким образом, при реализации компетентностного и практико-ориентированного подходов в профессиональном образовании необходимо учитывать комплекс междисциплинарных знаний, умений и навыков, что положительно сказывается на выработке профессиональных компетенций и повышении квалификации выпускников.
2. Князева О.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 236–237.
Под обучением основанном на компетенциях понимается обучение которое строится на
Важным фактом составляющим новую модель образования и обучения, формируемую в рамках Болонского процесса является обучение основанное на компетенциях.
Анализ показывает, что любая профессия состоит из набора функций и задач, требующих определенного набора компетенций, позволяющих адекватно осуществлять деятельность в рамках этой профессии. Чем сложнее профессия, тем больше она предполагает интегрированных функций и задач.
Тем не менее, возможно выделить отдельные единицы компетенции. Эти единицы компетенции сами по себе являются значимыми, и они часто могут взаимозаменять друг друга и использоваться в целом ряде различных трудовых ситуаций. Единицы компетенции могут осваиваться по отдельности, и тогда они называются модулями.
Хорошо разработанная модульная образовательная программа. Она должна быть гибкой и отвечать требованиям рынка труда. Модульное обучение также может быть гибким и с точки зрения обучающегося, поскольку программа обучения может состоять из обязательных и факультативных модулей. Она должна быть прозрачной, и обучающиеся должны понимать, что они достигли по завершению того или иного модуля.
Однако при недостаточно тщательном подходе модульное обучение может иметь и ряд недостатков. Модульный подход был разработан в период господства тейлористской модели труда, когда было необходимо подготовить «адекватно» обученных и одновременно заменяемых работников для быстро развивающейся экономики.
В этой связи модульное обучение вполне обоснованно критиковали за узость подхода и игнорирование холистических аспектов компетенции.
В настоящее время содержание модулей часто имеет ориентацию на расширенную профессиональную область, и вводятся специальные модули, охватывающие общую компетенцию и базовые умения.
Основной путь избежать слишком узкую направленность модульного обучения лежит в реализации самого процесса обучения.
В соответствие с классификацией поведения обучающегося, предложенной Блоком, проиллюстрированной на рис. 1, важно, чтобы программы обучения включали в себя все четыре уровня поведения. Обучающийся должен иметь возможность применять освоенные компетенции на практике.
Все четыре уровня обучения, проиллюстрированные ниже, могут использоваться в процессе обучения как в рамках практического обучения, так и обучения, ориентированного на проектную деятельность или решение проблем, которые предполагают интеграцию умений из различных областей в холистическом единстве компетенции.
Рисунок 1. Классификация поведения обучающегося
Начальное и продолженное профессиональное образование и обучение
Описанный выше подход применим как к начальному, так и к продолженному ПОО, хотя для различных типов обучения будут важны различные его аспекты.
Непрерывное ПОО
Непрерывное ПОО должно быть прозрачным как для обучающегося, который должен иметь право знать, чем закончится обучение, так и для работодателя, который должен знать, какую компетенцию будут иметь выпускники, а не просто, какой курс обучения они прошли.
Среднее профессиональное образование (СПО), которое, как правило, в большей мере регулируется национальными законами и стандартами, должно учитывать иные факторы и предпосылки. Важным аспектом СПО является формирование граждан демократического общества, способных найти свое место в сложных перипетиях трудовой жизни. СПО должно готовить студентов к непрерывному и высшему образованию. Оно должно соответствовать требованиям рынка труда, способствовать экономическому развитию и уменьшению безработицы. В этой связи можно предположить, что наиболее подходящей моделью системы СПО будет полимодульная модель. В рамках такой модели преподавание общеобразовательных предметов осуществляется традиционным способом, а профессиональные дисциплины осваиваются в рамках модулей.
01. Соблюдать правила техники безопасности,
02. Создавать комфортные условия работы,
03. Соблюдать экологические требования,
являются общими для многих профессий, поэтому их можно назвать сквозными.
Так же можно внести ряд функций, которые отражают общепрофессиональные и общеобразовательные знания и умения, т.е. предзнания, если в этом есть необходимость или в том случае если обучаемые должны получить полное общее образование.
Исходя их функциональной карты разрабатывается профиль компетенции. (Приложение 3).
По сути это то, что должен знать и уметь обучающийся после овладения каждой компетенцией, он должн соответствовать функциональной карте или в более широком виде.
Список модулей (приложение 4) разрабатывается с учетом времени на учебный процесс, т.е. модули профессиональные преобразуются в модули учебные.
На каждый модуль разрабатывается план изучения (аналогично поурочному плану преподавателя) (приложение 5), где ставится цель, которую обучаемые должны достигнуть после изучения данного модуля, содержание материала, какие предварительные знания должен иметь обучаемый и рекомендованное время изучения данного модуля.
Затем разрабатывается путеводитель к модулю (приложение 6), где расписываются методы изучения материала, техническое, дидактическое обеспечение при изучении модуля, определяется каким образом проводится оценка качества усвоенного модуля и время отводимое на аттестацию материала модуля.
На завершающем этапе разрабатывается (приложение 7), где материал модуля разделяется на практические навыки и теоретические знания.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Междисциплинарный уровень интеграции современных научных исследований», г. Анталия, Турция, 17-24 августа 2004 г.
Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании Российской Федерации
Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. Динамичное и интенсивное развитие техники, технологий, в том числе информационных и нанотехнологий, привели к увеличению значимости формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении специалистов.
Процессы становления новой экономики и производства привели к росту потребности общества в специалистах средней квалификации и вызвали изменение требований, предъявляемых обществом к качеству профессионального обучения. В этих условиях создаются предпосылки совершенствования содержания образовательных программ, организации учебного процесса, технологий обучения и др. Необходимость преобразований диктует поиск новых подходов к проектированию методической системы обучения, один из которых связан с применением инновационных образовательных технологий. Слово «инновация» обозначает такое новшество и/или нововведение, которое, во-первых, делает соответствующую систему существенно более эффективной, и, во-вторых, как следствие, имеет положительную оценку»
Инновации условно делятся на базисные (принципиально новая продукция или технология) и улучшающие (продукция или технология с улучшенными параметрами).
Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что инновацией применительно к сфере образования можно считать изменения и нововведения в содержании и технологии обучения и воспитания, с целью повышения их эффективности.
Итак, инновации в профессиональном образовании на всех уровнях должны:
Наиболее эффективным при выборе технологий является модульно- компетентностный подход в среднем профессиональном образовании, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия. Совмещение различных приемов способствует лучшему усваиванию учебного материала.
Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.
В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.
Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:
Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).
В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов.
Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:
1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;
2) учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;
3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.
Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля.
Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму.
Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов СПО характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО. модульная система обучения дает преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и методов обучения, позволяет снизить затраты времени на практическую подготовку.
Материалы конференций
УДК 377.1
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
В.Е. Сахарова, преподаватель,
Мценский филиал ПГУ, г. Мценск,
Аннотация. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся. В статье рассмотрен модульно-компетентосный подход в обучении.
Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.
Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями.
В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.
В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.
Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:
— предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин;
— установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля;
— разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения;
— повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;
— ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.
Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).
Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:
1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;
2) учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;
3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.
Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля.
Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму.
Следует особо подчеркнуть при модульно-компетентностном подходе важность тщательного планирования и организации производственной практики. Обучающимся должны предоставляться широкие возможности обучаться на рабочем месте или в ситуации, максимально имитирующей трудовую среду. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.
Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.
Для успешного внедрения и реализации профессиональных и образовательных стандартов нового поколения при модульно-компетентностном подходе необходимо тесное сотрудничество между образовательным учреждением и работодателем. В итоге учреждения будут выпускать востребованных специалистов, а работодатель предоставит им рабочее место, зная, что они обладают необходимыми ему компетенциями.
Модульно – компетентностное обучение имеет личностную направленность.Осуществляется в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия, анализируются их результаты и вводятся коррективы. Осуществляется на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций.
Цель обучения – подготовка специалиста к эффективной профессиональной деятельности. Результат зависит от эффективности четырёх составляющих (рис.1):
Рисунок 1- Структура модульной программы
В профессиональном учебном заведении практическая деятельность в основном основывается на выполнении практических заданий. В модульно – компетентностном обучении выполнение практических заданий преследует две цели:
2.Стратегическая – освоение компетенций на профессиональном уровне.
Результат зависит от следующих факторов:
1.Глубины проработки материала при составлении практических заданий.
2.Уровня креативности практических заданий.
4.Уровня соответствия сложности практических заданий требуемой квалификации специалиста.
5.Подготовленности среды обучения. Создание условий для максимальной реализации возможностей в процессе обучения.
6.Эффективности организации и методики обучения.
7. Эффективности организации и методики проведения оценки.
8.Глубины осмысления и степени освоения нового опыта.
9.Уровня интеграции теории и практики.