под какой иконой нужно проползти для исцеления
В Тутаеве на Крестный ход вышел весь город. Фотоистория Владимира Ештокина
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В минувшее воскресенье в Тутаеве прошел крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого. Это самая большая икона в России.
Спас Всемилостивый, или как ее еще называют, Спас Борисоглебский, — уникальная икона, известная с середины XV века. Размеры иконы — 2.8 метра в ширину и 3.2 метра в высоту. Большой размер иконы обычно связывают с её первоначальным назначением. Считается, что она располагалась в куполе деревянного Борисоглебского храма и была частью его «небес».
Обычно икона находится в Воскресенском соборе города, но иногда она покидает свое место и «обходит» город — с иконой совершают крестный ход.
Тутаев до 1918 года носил название Романов-Борисоглебск и возник из слияния двух самостоятельных городков — Романова на левом берегу Волги и Борисоглебска на правом берегу. Сообщение между частями города, расположенными на разных берегах, осуществляется с помощью паромной переправы, так как моста в городе нет.
Тутаевский крестный ход совершается дважды за лето. Первый крестный ход проходит в десятое воскресенье после Пасхи. С иконой проходят по правой, Борисоглебской стороне. Второй, или как его еще называют большой, крестный ход был учрежден в 1888 г. в ознаменование 900-летия Крещения Руси. Он проходит в конце июля, в последнее воскресенье перед праздником Ильи Пророка. Тогда икону на пароме перевозят на левую, Романовскую сторону и обходят все храмы. Вместе с иконой обычно плывут и многочисленные паломники.
В этом году случилось так, что паром не смог вместить всех желающих, которых становится с каждым годом все больше, так что многочисленным паломникам пришлось самостоятельно перебираться на лодках — своеобразное водное такси работает в городе практически всю навигацию. Лодочники исправно трудились весь день, перевозя всех желающих с одного берега на другой.
При большом стечении народа образ устанавливается на носилках, которые, сменяя друг друга, несут мужчины, обычно 30–40 человек. Берега Волги в этих местах довольно круты, и требуется немало усилий, чтобы нести чудотворный образ.
С иконой обходят все храмы, расположенные на романовской стороне — Крестовоздвиженский собор, Вознесенскую церковь, другие храмы. В Вознесенском храме до своего ареста подвизался в качестве певчего и пономаря архимандрит Павел (Груздев). Его могила на Леонтьевском кладбище — так же одна из остановок на пути крестного хода. Традиция крестных ходов с образом «Всемилостивого Спаса» прервалась в советское время и была возобновлена в 1989 году.
На улицы города в этот день высыпают все жители. Многие совершают путешествие с иконой от самого Воскресенского собора, плывут на пароме или на лодках, идут от храма к храму.
Другие присоединяются к процессии по дороге. Крестный ход продолжается практически весь день. Уже поздно вечером чудотворный образ возвращается на свое постоянное место в Воскресенском соборе, где он и будет находиться до следующего лета.
Икона Всемилостивого Спаса
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Икона Спаса в Тутаеве Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы.
Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню. Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения.
В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход.
Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей. Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой.
Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз.
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА» В ТУТАЕВЕ
В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.
Воскресенский собор.Тутаев
Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.
Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.
На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.
За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.
Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.
Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.
Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.
Икона Спас Всемилостивый
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Икона Спаса в Тутаеве
Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.
Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.
Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.
Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого
К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.
Икона, под которой пролезают
«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
Святыня города Тутаева
О городе Тутаеве мы не слышали никогда, да и жителям нашей огромной
страны он вряд ли известен. А посетить этот небольшой городок полезно
каждому верующему человеку, если он будет на ярославской земле или
специально совершит паломническую поездку.
В один из дней нашего пребывания в Ярославле мы совершили пешую и
очень увлекательную экскурсию по историческому центру этого старейшего
города России. Сейчас даже трудно себе представить, что он основан в 1010
году князем Ярославом Мудрым. Это ведь на 137 (!) лет раньше основания
Москвы. В этом старинном русском городе Золотого кольца России почти 800
(!) архитектурных памятников, охраняемых государством. Ярославль – один
из самых популярных центров культурного туризма в России.
В запасе (обратные билеты были куплены заранее) у нас оставалось всего
два дня, и мы ясно представили, что такого короткого времени нам не
хватит, чтобы осмотреть всё великолепие этого прекрасного уголка России. К
тому же экскурсия по его историческому центру дала нам возможность
увидеть его истоки, первозданную красоту и, главное, изобилие церквей,
говорящее о духовности города. Ограниченные во времени, мы попросили
моего племянника Сергея показать нам самые главные духовные центры
земли ярославской. В субботу, 21 сентября, в день рождения Пресвятой
Богородицы, в сопровождении Сергея совершили поездку в одно из таких
духовных мест. Расположено оно всего в сорока километрах от Ярославля.
Тутаев, относящийся к Ярославской области, входит в число городов
Золотого кольца России. Уникален и удивителен он тем, что расположен на
двух берегах Волги, не имея при этом моста между этими берегами. Есть две
стороны, Романовская и Борисоглебская, которые разделяет широкая река, а
соединяет их лишь паромная переправа. Город не всегда так назывался.
Изначально здесь развивались два самостоятельных города: Романов на
левом, восточном берегу Волги, и Борисоглебск на правом, западном берегу.
Город Романов был основан угличским князем Романом Васильевичем в XIII
веке как крепость. Примерно в XV веке на противоположном берегу Волги
возникает Борисоглебская рыболовецкая слобода. В 1822 году два города
были объединены в один: Романов-Борисоглебск. Было это сделано по указу
Александра I и объяснялось целями экономии.
В 1918 году новые власти переименовали город и дали ему название –
Тутаев, в честь рядового красноармейца И.П. Тутаева (1897—1918),
погибшего во время подавления ярославского мятежа.
Главным и самым красивым храмом города является Воскресенский
собор, построенный в 17 веке.
Со времен советской власти собор ни разу не закрывался и не был разорён,
поэтому в нем сохранилось все убранство, вся его внутренняя красота,
иконостас, росписи и иконы. Особенностью храма являются богатые росписи
наружных стен. Позолоченный иконостас собора был выполнен в ХVIII веке,
но он отличен от иконостасов этой эпохи.
Войдя внутрь храма, мы были поражены его какой-то необыкновенной
благодатью. Здесь во всём чувствовалась связь с древностью.
Одной из наиболее почитаемых икон в соборе является трехметровый
поясной образ Всемилостивого Спаса, созданный, по преданию, Дионисием
Глушицким. Долгое время икона хранилась в покоях митрополита
Ростовского кремля, но в 1798 году её вернули в Воскресенский собор. Люди
несли икону на руках, по дороге решили её отмыть в реке Ковать, и на том
месте забил родник, поэтому с тех пор она стала считаться святой, так как
обладает целебной силой. С иконой Спасителя дважды в год совершается
крестный ход. Образ Всемилостивого Спаса является самой почитаемой
иконой для всей ярославской епархии. Под иконой есть лаз, где нужно
проползти на коленях (рекомендуют 3 раза) и поцеловать стоящий за ней
крест, чтобы Бог услышал твои молитвы. Люди, приходящие с истинной
верой в душе и просящие что-то, проползая под этой чудотворной иконой,
получат по вере своей. Не знаю, сбудутся ли наши с женой просьбы к
Спасителю, но мы без колебаний опустились перед лазом на колени и
проползли по дощатому, до блеска вытершемуся полу метра три – четыре и
вышли как будто из рая небесного. Также поразила нас имеющаяся в храме
икона Николая Угодника, относящаяся к 19 веку. До нашего времени
сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от
праздника цвета ризы и шитые бисером тапочки. В старину их жертвовали по
обещанию скорому в помощи «Николе угоднику». На главе святителя одета
шитая золотыми нитями митра конца XIX — начала XX века.
Поклонились мы и иконе Божьей Матери «Нечаянная радость», которая
увешана приношениями людей, получивших от неё помощь. Побывали мы
во многих церквях и соборах, но этот храм поразил нас своей красотой и
благостной атмосферой.
Думаю, что даже одного этого собора хватит, чтобы посетить Тутаев и
прикоснуться к нашей истории, христианским святыням. Именно здесь вы
почувствуете Благодать Господнюю, чистоту мыслей и спокойствие.