почитаемые списки казанской иконы божией матери
Живое Предание
Семь известных списков Казанской иконы
Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».
Почти в каждом храме и домашнем иконостасе можно увидеть икону Божией Матери, явленную в городе Казани в 1579 году. Этот образ прославился многочисленными чудесами, через него Пресвятая Богородица не раз защищала нашу землю от бед и врагов. Оригинал иконы утерян в начале XX века, однако существует множество ее списков. Расскажем о самых известных.
Московская Казанская икона Божией Матери
Это полковой образ ополчения Минина и Пожарского, принесенный в 1611 году под занятую поляками Москву казанским отрядом. Именно через эту икону после трехдневной молитвы и поста всего войска Пресвятая Богородица помогла освободить Москву от польских интервентов осенью 1612 года. После освобождения столицы Дмитрий Иванович Пожарский поставил икону в своей приходской Введенской церкви на Лубянке, а затем образ перенесли в специально построенный Казанский собор. Его вы и сейчас можете увидеть на Красной площади в Москве.
Московский список датировался рубежом XVI–XVII вв. Он был небольшим, примерно 27 × 24 см, дважды поновлялся в ХVII–ХVIII вв. Первый раз икону реставрировал ученик Симона Ушакова иконописец Михаил Милютин, писавший в «живоподобной» манере. В Казанском соборе образ стоял слева от царских врат в окладе с драгоценными камнями и в раме с двенадцатью Богородичными праздниками. Этим богатым убранством икону украсил князь Дмитрий Пожарский. В 1812 г. французы сняли драгоценный оклад, но сам образ удалось спасти. Позже его украсили новым окладом и венцами. В 1918 г. московский список был украден из Казанского собора. Сейчас его местонахождение неизвестно.
Самый близкий сохранившийся список московского образа — наиболее почитаемая в Москве Казанская икона Божией Матери в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. Предполагают, что она тоже стояла в Казанском соборе на Красной площади до его закрытия в 1930 году. Во время Великой Отечественной войны эта Казанская икона находилась в кафедральном Богоявленском Елоховском соборе, куда ее принес настоятель протопресвитер Николай Колчицкий. К открытию Поместного Собора 1945 года для иконы сделали ныне существующий серебряный оклад с камнями и жемчугом. Икона написана на рубеже XVII–XVIII вв. в «живоподобной» традиции по образцу отреставрированной Михаилом Милютиным Московской Казанской иконы Божией Матери.
Сейчас образ находится в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове: Москва, ул. Спартаковская, 15.
Санкт-Петербургская Казанская икона Божией Матери
Список принадлежал царице Прасковье Федоровне, вдове Иоанна V. По повелению Петра I икона в числе других святынь была перенесена в Санкт-Петербург. Царь считал ее особой покровительницей новой столицы. Он верил, что благодаря молитве перед этим чудотворным образом победил шведов под Полтавой в 1709 году. Сначала икона находилась в деревянной церкви Рождества Богородицы на Петербургской стороне, прихожанкой которой была царица Прасковья Федоровна. Затем образ перенесли в каменную церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте, а в 1811 году — в построенный в честь этой иконы по повелению Павла I Казанский кафедральный собор.
В 1812 году главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов молился перед Петербургским списком Казанской иконы и через нее получил благословение Божией Матери на борьбу с французскими захватчиками. Полководец был похоронен под сводами Казанского собора рядом с чтимым образом Богородицы, даровавшей под его началом победу русскому войску.
Петербургский список гораздо больше по размеру, чем явленная Казанская икона, — примерно 60 × 53 см. Лики написаны в «живоподобной» традиции мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Исследователи датируют икону началом XVIII века. Икону украшали золотые оклады и другие драгоценные пожертвования, до наших дней не сохранившиеся. Сейчас мы видим на ней шитый оклад XIX века с полудрагоценными камнями. По проекту архитектора К. А. Тона в тридцатых годах XIX века образ поместили в прямоугольную раму, в которой вокруг иконы расположены десять сюжетов из истории явленной Казанской иконы.
В настоящее время образ находится в иконостасе Казанского собора, слева от царских врат: Санкт-Петербург, Казанская пл., 2.
Ватиканский список
Свое название икона получила по последнему месту нахождения — в покоях папы Иоанна-Павла II в Ватикане.
После революции 1917 года из России за границу были вывезены многие произведения искусства, в их числе и этот список Казанской иконы Божией Матери. В середине XX века его купил английский коллекционер и путешественник Фредерик Митчелл-Хеджес, который считал его подлинником образа, явленного в Казани. Позже он предлагал купить икону архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому), но цена была слишком высокой.
В 1964 г. образ был выставлен как святыня на Всемирной выставке в Нью-Йорке в павильоне-часовне, построенной по модели первого православного храма в Америке — в Форт-Росс в Калифорнии. Два года павильон был символом христианской веры и свидетельством о жизни Православия в Америке. Казанская икона Божией Матери стала святыней для христиан всего мира. Ее изображение можно встретить не только в России, но и в США, Ватикане, Португалии, Италии.
В судьбе Казанской иконы приняло участие множество людей, православных и католиков. Русские эмигранты так и не смогли собрать деньги на покупку иконы. Чтобы сохранить и со временем вернуть ее в Россию, с согласия архиепископа Иоанна Сан-Францисского икону приобрела католическая организация Blue Army (Голубая армия Фатимской Божией Матери). Католики должны была оставить образ у себя, в храме Девы Марии в Фатиме (Португалия), охраняя его как святыню до того времени, когда появится возможность передать его Русской Церкви. В 1993 году икону увезли в Лиссабон, а затем подарили Рапе Римскому Иоанну Павлу II, у которого она хранилась в личных покоях 11 лет. В 2004 году он вернул икону в Россию. В праздник Успения Пресвятой Богородицы делегация из Ватикана передала ее Патриарху Алексию II, а он в следующем году привез икону в Казань.
Точная дата написания образа неизвестна. Российско-ватиканская комиссия признала икону чудотворным списком с первообраза Казанской иконы, датируемым периодом не позднее начала XVIII века. Об особом почитании ватиканского списка в дореволюционной России свидетельствует драгоценный оклад конца XVIII — начала XIX в.
Сейчас икона находится в Крестовоздвиженском храме казанского Богородицкого мужского монастыря: г. Казань, ул. Большая Красная, д. 5.
Казанская Вышенская икона Божией Матери
Получила свое название по месту пребывания — в Шацкой Вышенской Успенской мужской пустыни Тамбовской губернии. Сейчас это Свято-Успенский Вышенский женский монастырь (Рязанская область).
Через некоторое время, в 1827 году, по велению Божией Матери монахиня передала чудотворный образ в Шацкую Вышенскую пустынь «на вечное пребывание». Икона стала главной святыней Вышенского монастыря и прославилась многочисленными чудесами. Весть о ней распространилась далеко за пределы Вышенской обители. Паломников стало так много, что Успенский храм не мог вместить всех прибывавших в пустынь. В 1844 году был построен большой летний Казанский собор, в который икона Божией Матери переносилась в теплое время года.
В благодарность за чудеса Вышенская икона была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и серебряным киотом. Перед ней всегда горела лампада.
Согласно описанию XIX века, Вышенская икона «есть точная копия с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе Казани. Кем и когда сделана сия копия, неизвестно. Несомненно только, что происхождение ея древнее. Лик Богоматери на чудотворной иконе Вышенской прекрасного греческого письма. Он темного колорита».
После революции 1917 года икона была конфискована, с нее сняли золотую ризу, украшенную драгоценными камнями, а «доска» была брошена. Образ хранился у верующих до 1947 года, когда священник Василий Яковлев перенес икону в открывшийся храм преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. Там она находилась до 2014 года. Вызолоченная риза и киот были созданы в Москве в пятидесятых годах XX века. С 1999 года в открывшемся Вышенском женском монастыре находилась дореволюционная копия Вышенской иконы Божией Матери.
20 июля 2014 года чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери был торжественно перенесен крестным ходом из храма преподобного Сергия в Вышенский монастырь, где сейчас и находится: Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20.
Казанская Богородско-Уфимская икона Божией Матери
Была обретена около 1621 года недалеко от Уфы близ села Кадомцева, позже переименованного в честь этого события в Богородское. Эту икону почитали не только христиане, но и мусульмане и язычники. По иконографии и размеру она представляла собой точный список Казанской иконы Божией Матери, но чуть более темных тонов.
Сохранилось два предания о явлении иконы. Согласно первому, девице, жительнице села Кадомцева во сне явилась Дева неземной красоты и велела идти к пеньку дерева, находившемуся среди болота. Она пошла в указанное место, где обрела икону Божией Матери, по изображению сходную с Казанской. В честь явленной иконы Божией Матери был построен храм.
Согласно другому преданию, крестьянина по имени Стефан по ложному доносу приговорили к телесному наказанию. Не имея сил перенести позор, он решил покончить жизнь самоубийством, взял крепкую веревку и пошел в лес за селом. В лесу его остановил голос, обратившийся к нему с вопросом: «Куда ты идешь? Воротись и скажи священнику и народу, чтобы взяли меня отсюда». Удивленный Стефан, не видя говорившего, хотел идти дальше, но снова услышал голос, говоривший те же слова. Он вернулся в село, рассказал священнику и народу об услышанном, но ему не поверили. На следующий день рано утром Стефан снова отправился исполнить свое намерение, но на том же месте в третий раз услышал голос, который произнес: «Иди, Стефан, скажи священнику и народу, что если не возьмут меня сейчас, то село сгорит». Крестьянин взглянул вверх и увидел икону Божией Матери. Он немедленно рассказал о чуде священнику и жителям. Они пошли за Стефаном и увидели в воздухе икону. Тогда народ из храма с крестным ходом пришел к месту явления образа. Стефан взял икону и поставил ее в храме. Вскоре в селе построили для явленной иконы деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
На месте обретения иконы из земли забил родник с целебной водой. Жители села построили там деревянный сруб. Позже, в XIX веке, была построена деревянная часовня, а в 1901 году — каменная.
Икона прославилась многочисленными чудесами. Исцелялись больные, люди получали помощь в трудных житейских ситуациях. В 1773–1774 годах Уфа была спасена от захвата отрядами Емельяна Пугачева.
Во время восстаний местных племен и бунтов, когда летом 1684 года восставшие пошли против Уфы, жители Богородского, видя разорение соседних христианских селений, дали обет: если предстательством Божией Матери они будут избавлены от бедствия, то перенесут явленную икону в Уфимский кафедральный собор. Их молитвы были услышаны. И вскоре Богородско-Уфимская икона была перенесена в Смоленский собор Уфы. Был установлен ежегодный крестный ход с иконой в Богородское.
В начале XVIII века икона была отправлена в Казань, где для нее изготовили оклад с клеймами о явлении иконы Божией Матери в Казани. По благословению митрополита был написан точный список Богородско-Уфимской иконы. По возвращении из Казани одна из икон была поставлена в Смоленском соборе Уфы, другая — в Казанском храме села Богородское. Обе были чудотворными, и многие терялись в догадках, где находится явленная икона, а где ее список.
Пожар 9 мая 1873 года в Богородском уничтожил деревянную Казанскую церковь. Но храмовый образ — точный список Богородско-Уфимской иконы — сохранился невредимым, сгорел лишь киот.
В советское время были конфискованы драгоценные ризы иконы и ее чтимого списка. А после закрытия и разрушения кафедрального собора и храма в Богородском обе иконы были утрачены. Богородская надкладезная часовня была взорвана, но святой колодец сохранился и оставался местом паломничества верующих до 60-х годов. В период очередной антирелигиозной кампании Богородский родник и остатки фундамента часовни были залиты бетоном и засыпаны трехметровым слоем песка.
В 1990-х годах Казанская церковь бывшего села Богородского была восстановлена, источник на месте обретения иконы расчищен и освящен.
По образцу сохранившихся в Казани списков Богородско-Уфимской иконы Божией Матери уроженец Уфы В. Кощеев написал список, ставший чтимой храмовой иконой Богородской церкви в Уфе (ул. Ферина, 15). К архитектурному комплексу Богородско-Уфимского храма также относится часовня на святом источнике по адресу: бульвар Тухвата Янаби, 53/2, к. 1.
Казанская Ярославская икона Божией Матери
Прославилась в 1588 году в городе Романове на Волге (нынешний Тутаев Ярославской области).
Одному христианину Герасиму явилась Богородица и повелела принести из Казани в Романов список явленной в 1579 г. чудотворной иконы, который он должен взять у юноши в лавке. Герасим сделал всё, как было указано, принес икону в Романов. От образа начали происходить многочисленные чудеса исцелений, особенно от слепоты. Первое чудо совершилось с самим Герасимом еще в Казани: как только он коснулся образа, исцелилась его правая рука. К почитаемой иконе приходило множество людей. Казанская Ярославская икона пребывала в Романове до событий Смутного времени.
В 1609 года во время осады Романова литовский офицер Яков Любский забрал из Никольской церкви чудотворную икону и привез ее в Ярославль. Он отдал образ Василию Лыткину, земскому старосте города, который поставил ее в загородном храме Похвалы Пресвятой Богородицы. Когда на город напали поляки, икону перенесли внутрь города в церковь Рождества Христова на берегу Волги. Пресвятая Богородица дважды являлась диакону Елеазару с повелением воздвигнуть для Ее иконы новый храм, который и был построен после победы над польско-литовскими интервентами в Ярославле в 1609 году. Через год при новом храме построили женский монастырь, в который пришли 72 сестры из разоренной поляками обители Рождества Пресвятой Богородицы.
Романовцы жалели об утрате святыни и просили вернуть ее в Романов, но Патриарх Ермоген принял решение оставить икону в Ярославле, а в Романов сделать точный список, украсить его таким же окладом и поставить список там, где прежде стоял чудотворный образ.
Казанская Ярославская икона была небольшой и являлась ранним списком 80-х годов XVI века явленного в 1579 г. в Казани образа. В соборе ярославского Казанского монастыря она стояла в местном ряду иконостаса, слева от царских врат, в раме с клеймами. На иконе были драгоценный оклад и рама 90-х годов XVII века с 16 клеймами «Повести митрополита Ермогена» и «Сказания о Казанской Ярославской иконе».
Деревянный храм в честь Казанской иконы в ярославском Казанском монастыре по благословению митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама в 1649 году был заменен каменным. В середине XIX века на его месте был построен нынешний Казанский собор. В 1918 году монастырь был упразднен, а ярославский список в 1921 г. перенесли в Крестовоздвиженскую церковь Ярославля, откуда ее похитили в 1925 году. Судьба ярославского списка неизвестна.
После открытия Казанского монастыря в обители особо почитается список Казанской Ярославской иконы, написанный сестрами монастыря в конце XIX века. Икона имеет оклад из золота и серебра с драгоценными камнями, изготовленный в 2009–2010 гг. Валерием Созиновым из приношений к иконе в благодарность за многочисленные чудеса, которые продолжают происходить до сих пор.
Вязниковская Казанская икона Божией Матери
Этот чудотворный образ получил свое название по месту явления около 1623 года в Вязниковской слободе Владимирского уезда. Икона была написана старцем Иоакимом, местночтимым в Суздале и Шуе иноком Николо-Шартомского монастыря. Подвижник был известен не только как искусный изограф, но и как иконописец, иконы которого славились чудесами.
Вязниковский образ признали чудотворным по указу царя Михаила Феодоровича, по благословению патриарха Филарета в 1623 году. Были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся. Всего до июня 1703 года было зафиксировано почти 270 исцелений.
Уже с первой половины XVII века Вязниковская икона стала известна по всей Русской земле. В 1640 году к ней совершил паломническую поездку царь Михаил Феодорович. На средства царя Алексея Михайловича, церковной казны и пожертвований мирян в 1670–1674 годах была построена каменная соборная церковь. А в 1892 году вокруг города Вязники был учрежден крестный ход с иконой в память избавления от эпидемии холеры.
Икона находилась в створчатом киоте, была украшена драгоценным окладом с изображением четырех евангелистов по углам. К образу был приложен золотой крест с алмазом — вклад царя Феодора Алексеевича. В XIX веке икона была помещена «под зеркальное стекло», вставлена в серебряную позолоченную раму, на широких полях которой в 11 клеймах были изображены святой Иоанн Предтеча, два архангела, святители и преподобные. Над иконой располагалась жемчужная корона, поддерживаемая двумя ангелами, выше — изображение Пресвятой Троицы. Внизу в клейме помещены изображения исцелений, бывших от Вязниковской иконы.
Икона оставалась в Казанском соборе до 1929 года, когда храм в Вязниках по указу большевиков был закрыт. Его внутреннее убранство пошло на лом, иконы продавались на дрова, некоторые предметы попали в краеведческий музей. Чудотворный образ сохранила одна из прихожанок храма. А общине верующих и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме. Она помещена в раме и киоте справа перед алтарем, закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом XIX века работы московских серебряников (мастера И. В. Захаров и Н. Свечин).
Известно несколько чудотворных списков Вязниковской иконы. Среди них Калужский образ XVII века и список 1-й половины XVIII века. Именно он участвовал в крестных ходах по городу и окрестным селениям.
Вязниковский образ сейчас находится в Крестовоздвиженском храме в Вязниках: Владимирская область, г. Вязники, ул. Горького, 10.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Чтимые списки иконы Божией Матери Казанская
Тобольская икона Божией Матери
Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8-го июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.
Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: «Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу — приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя?» – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся» чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, — встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».
Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я, пришел в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу — в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха Пал на землю и вот уже теперь повествую вам». Народ, Узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным Ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает Повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.
Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», – прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал с шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись с своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80-ти верстах от Харькова.
Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.
Эта икона находится в Курском Зибиченском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.
Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.
Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19-го июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.
Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и — совершенно выздоровел.
Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освященияпосевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.
Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.
Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2-го июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.
Казанская, находящаяся в московском Симоновом Монастыре
Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.
Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни
Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.
Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре
Так названа обитель по иконе, а икона — по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время полтавской битвы подарил землю с лесом — бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.
Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе
Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6-го декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.
Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе
Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.
Казанская, находящаяся в городе Вязниках
Стоит юна в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.
Казанская, находящаяся в Суздале
Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.
«Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901