почему в россии рождество 7 января а в европе 25 декабря
25 декабря или 7 января? Когда отмечать Рождество – краткое объяснение
Почему часть христиан празднует Рождество 25 декабря, а а часть ‒ 7 января? Попробуем объяснить кратко и быстро.
На самом деле, все христиане: и православные, и католики, и протестанты празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.
25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «День Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.
Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков, православных и протестантов осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, часть православных и протестантов ‒ по Новоюлианскому, а, например, большинство в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.
Что же разделило христиан?
Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.
На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.
«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.
Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие високосными, «считать» невисокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.
Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в составе Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.
Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, жестко придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.
Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).
Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.
Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.
А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!
По каким календарям празднуют Рождество в мире?
Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).
Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.
Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская (Вселенский патриархат), Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.
Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.
Радіо Свобода
Оригинал публикации – на сайте Радіо Свобода
Почему весь мир празднует Рождество 25 декабря, а Россия – 7 января
Как так получилось, что в нашем, таком небольшом мире, существует сразу два Рождества? Одно празднуют в ночь с 24 на 25 декабря, а другое – в ночь с 6 на 7 января.
Что необычного происходит 25 декабря
В ночь с 21 на 22 декабря случается Зимнее Солнцестояние – это самый короткий световой день в году и самая длинная ночь. А праздник Рождества (ночь с 24 на 25) происходит спустя 3 дня после этого знаменательного события. И это именно та точка, после которой световой день начинает увеличиваться, планета начинает движение в сторону нового цикла, нового рождения Солнца. Древние славяне и другие народы придавали большое значение этой дате, и Рождество пришло на смену старым праздникам.
Как же 25 декабря превратилось в 7 января
Изначально в России его праздновали так же, как и во всем мире – 25 числа. С одной лишь разницей: с 1582 года Европа жила по своему календарю (григорианскому), а Россия – по более старому (юлианскому). Иными словами, 25 декабря в Европе и 25 декабря в России – это разные дни. И к 1918 году разница эта составляла целых 13 дней! После революции было принято решение все же прейти на григорианский календарь, но Русская православная церковь отказалась осуществлять этот переход, и Рождество продолжили отмечать 25 декабря с уточнением «по старому стилю», что соответствовало 7 января «по новому стилю».
Только ли в России придерживаются такой традиции
Нет, так же Рождество празднуют в Грузии, Сербии, Иерусалиме и Афоне. Поэтому встречать праздник по «домашней» традиции можно в разных уголках мира. А можно, наоборот, отпраздновать Рождество дважды!
Несмотря на то, какую дату мы выбираем, важно в этот день сохранить добрый настрой и веру в Чудо, обновление, приход в этот мир Божественного начала и Света. И тогда любая дата будет для нас наполнена смыслом и радостью – а без этих составляющих праздник не может быть полным!
Почему католическое Рождество 25 декабря, а православное – 7 января
Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы. В чем причина этих различий, читайте в материале EG.ru.
Опаздывающий календарь
Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили именно этот праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.
Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше и больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский Григорий XIII решил: пора что-то менять.
Папа Римский Григорий XIII. wikimedia
В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию.
Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.
Русская рождественская открытка (начало XX века). wikimedia
Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась, несмотря на сильнейшее давление со стороны светского мира. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.
История раскола
Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.
Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.
Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.
Константинополь. wikimedia
Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.
Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.
Разница в традициях
Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.
Рождественская месса в Вифлеемской церкви Рождества Христова, 1992 год. wikimedia
Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.
В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.
За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.
Кстати: Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.
Монополия Запада: почему православные празднуют Рождество 25 декабря
МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Антон Скрипунов. Украшенная елка, румяная индейка и нарядные коробки с подарками — эта голливудская атрибутика ассоциируется с Рождеством даже у россиян, которые отмечают его вовсе не 25 декабря. В то же время в массовом сознании этот праздник уже давно раздвоился на католическое и православное Рождество. Так ли это на самом деле и будут ли христиане всего мира когда-нибудь отмечать его в один день — в материале РИА Новости.
Двойное Рождество
По своей архитектуре и атмосфере исторический центр Львова — типичный западноевропейский город: те же узкие улочки, прямоугольные башни с часами и плотно прижатые друг к другу дома. А в декабре этот центр Римско-католической церкви на Украине неторопливо обрастает рождественскими огнями.
Треть населения Львова — грекокатолики (униаты). Каково же было удивление прихожан одного из униатских храмов, когда 24 декабря я спросил: «А во сколько у вас завтра начнется рождественская служба?» Оказалось, грекокатолики отмечают Рождество в один день с православными — 7 января.
Наверное, именно поэтому далеко не все на Украине поняли смысл принятого в ноябре закона, по которому Рождество 25 декабря стало выходным днем. Согласно официальным данным, католицизм и протестантизм исповедует лишь чуть более 10% населения — явно не «значительное большинство страны», вопреки заявлениям депутатов Рады.
«Согласно всем социологическим опросам, подавляющее большинство украинцев празднуют Рождество 7 января. Так было до избрания этих народных депутатов, так будет и после них», — заявил в интервью изданию «Вести» глава информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Ирпенский Климент.
«Один из компромиссов»
Между тем 25 декабря рождественские богослужения проходят в храмах 10 из 15 поместных православных церквей мира. Впрочем, такой порядок вещей установился, по меркам церковной истории, сравнительно недавно и имел вовсе не религиозные причины.
«Это произошло в XX столетии. Инициатором перехода на новый западный стиль был патриарх Константинопольский Мелетий II (Метаксакис), который, находясь в тяжелой общественно-политической ситуации нового турецкого государства, искал помощи и поддержки христиан Запада. Одним из компромиссов и взаимных жестов стал и этот переход на западный календарь. За ним последовали так или иначе ориентированные на Константинопольский патриархат другие поместные церкви», — рассказывает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
А чтобы как-то погасить недовольство простых верующих, было решено составить новоюлианский календарь. Дело в том, что православные не хотели перенимать католическое летоисчисление, разработанное в XVI веке папой римским Григорием XIII с целью скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным. Возмущение греческой паствы «западными нововведениями» привело даже к тому, что одно из них — обычай ставить рождественскую ель — приживалось в Греции необычайно долго, по сравнению с другими православными странами.
Почему Рождество 7 января, а не 25 декабря?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Меня давно волнует вопрос по поводу даты празднования замечательного праздника Рождества. У нас его отмечают 7 января, после Нового года. Я прочитала в статье «История одного дня рождения», опубликованной в журнале Фома № 6 2004 г, что «для удобства верующих на григорианский календарь перешли также и Поместные Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана, Египта. Разрешение на празднование Рождества по григорианскому календарю, то есть вместе со своими народами, имеют также приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе.»
И у меня такой вопрос: возможно ли у нас перенесение даты празднования Рождества на 25 декабря? Помимо удобства для верующих, на мой взгляд, есть еще такой момент: в католических странах и верующие, и неверующие вместе отмечают и празднуют Рождество как основной праздник, а Новый год для них имеет гораздо меньшее значение. И в России раньше так было. В Советской России празднование Рождества заменили на празднование Нового года. И сейчас для большинства населения основным праздником остается Новый год. Мне кажется, если Рождество будут отмечать перед Новым годом, оно снова сможет стать основным праздником, которому будут радоваться и верующие, и неверующие люди вместе. И кто знает, может быть, для многих неверующих это будет толчком к вере. Скажите, пожалуйста, возможно ли это?
Отвечает иерей Евгений Чебыкин:
Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем пишет, что, рассуждая о смысле и значении различных богослужебных церковных установлений, «… надобно из всего внешнего в Церкви выделять и ставить в особый, высший всего, разряд семь Божественных Таинств, Господом Спасителем учрежденных для сообщения верующим Божественной благодати, без коей нет спасения. В Церкви Божией слово Божие, содержащее богооткровенную истину, и Божественные Таинства, благодать сообщающие, суть то же, что зеницы очес … Все же другие чины Церкви, хотя тоже священны и должны быть благоговейно чтимы, но не могут идти в сравнение с семью Святыми Таинствами. Эти Таинства, хотя видимы, но содержат и сообщают Божественную благодать, — и помимо их Божественной благодати получить нельзя; следовательно, и спасение улучить. Все же другие чины Церкви только способствуют к возгреванию благодати, а сообщать ее не сообщают».
Думаю, опираясь на это определение, мы можем позволить себе предположить, что богослужебный календарь относится к тем литургическим церковным установлениям, которые хотя и являются священными и благоговейно почитаемыми, но все же по важности своей они не могут быть уподоблены Священному Писанию и Церковным Таинствам. Следовательно, нам стоит благоговейно относится к нашему богослужебному календарю, но помнить при этом, что он не имеет такого же решающего значения для нашего спасения, как, например, Таинство Крещения. Вы сами в своём вопросе привели прекрасный пример, который подтверждает последнее утверждение: богослужебный календарь некоторых Поместных православных Церквей, а также приходов Русской Православной Церкви в Западной Европе, действительно отличается от нашего. Данное обстоятельство, тем не менее, не дает никому из нас повода усомниться в действенности Таинств, совершаемых в этих Церквях.
Теперь, чтобы ответить на заданный Вами вопрос (возможно ли изменение богослужебный календарь Русской Православной Церкви), необходимо обратиться к пятому пункту второй главы Устава Русской Православной Церкви, в котором говорится, что решение по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, принимаются (по предложению Архиерейского Собора) Поместным Собором Русской Православной Церкви.
Предварительным изучением вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовкой проектов решений по этим вопросам, занимается специальный совещательный орган — Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви.
На сайте патриархии размещен список тем к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия по состоянию на 29 июля 2017 года. При внимательном изучении данного документа мы можем увидеть, что вопроса, касающегося изменения богослужебного календаря Русской Православной Церкви, в этом списке нет. В связи с этим, вынужден констатировать, что на данный момент мы с Вами не имеем возможности получить исчерпывающий ответ на Ваш вопрос.
Теоретически, это возможно, но практически — очень маловероятно.
Одна из сложностей в данном случае состоит в том, что для многих верных чад Русской Православной Церкви в России внешняя сторона церковной жизни важна почти также, как и ее внутреннее содержание, и потому существует опасность, что любые попытки изменить первое могут быть быть расценены как посягательство на второе. Это обстоятельство подвигает наше священноначалие очень деликатно и трепетно относиться к подобного рода вопросам и избегать принятия необдуманных и поспешных решений.