почему учиться так скучно
Как заставить себя учиться
Что делать, если нет вдохновения
Когда учебный предмет в меру сложен и интересен, учиться легко. Когда слишком трудно, нужна помощь преподавателя. Если же задания посильны, но выполнять их не хочется, приходится заставлять себя. Рассказываем о способах побудить себя сделать скучную работу.
Оценить упущенную выгоду
К большой цели трудно подступиться из-за страха провала. Воображение рисует высоты, к которым нужно стремиться, и школьнику становится страшно не достичь их. Если готовиться к ОГЭ, то сдать на «отлично», пробовать силы в олимпиаде — чтобы непременно стать призёром или победителем. Чтобы начать подготовку и не откладывать всё на последний момент, полезно реально оценивать, что вы теряете.
Для этого нужно сразу ставить чёткую цель, например, «прочитаю один учебник, чтобы написать тест по географии на четвёрку» или «прорешаю десять вариантов задания № 13 профильного ЕГЭ по математике, чтобы на экзамене справиться с такими уравнениями». Важно понять, что ученик теряет, откладывая занятия на потом. Что будет, если вообще не приступить к учёбе? — Тройка по предмету. А что будет, если отложить ещё на месяц или не начать сегодня же? — Либо тройка, либо четвёрка, но ценой бессонных ночей и сильного стресса. Когда ясно, чем плоха отсрочка, легче начать работу не ради выдающихся результатов, а чтобы решить свою конкретную задачу.
Усилить самоконтроль
«Прокачать» внимание
Чтобы не отвлекаться и начать решать варианты экзамена или читать учебник, нужно направить на это занятие своё внимание. Внимание бывает неустойчивым от природы или по физиологическим причинам. С природными данными — особенностями нервных процессов — ничего не поделаешь, но стимулировать внимание можно.
Исследования показывают, что сразу после физической нагрузки концентрация внимания повышается. Чтобы существенно повысить внимательность, тренироваться нужно каждый день. Ученику легче сосредоточиться на задании сразу после прогулки или гимнастики.
Избавиться от информационного шума
Соцсети, уведомления о новых публикациях, сообщения в мессенджерах приходят постоянно. Рука непроизвольно тянется к телефону, и минута за минутой несколько часов в день тратится на развлечения в интернете. На время работы телефон нужно поставить на беззвучный режим, а ещё лучше использовать на всех устройствах блокировщик сайтов и приложений. Пусть программа не даёт отвлекаться на общение и юмор в течение хотя бы нескольких минут, отведённых на работу.
Интернет не единственный источник развлекательного контента. Когда занятие скучное, приятно отвлечься на собственные мысли и фантазии. В голову блокировщик не поставишь, так что придётся осознанно возвращать себя к работе.
Не ждать вдохновения
Часто не хочется браться за неинтересное дело без вдохновения, но нужно честно ответить на вопрос «А придёт ли вообще вдохновение разгрести ящик со старыми тетрадками, черновиками и непонятными блокнотами или решить КИМ ЕГЭ по русскому?». Нет. Вдохновение сделать скучное или нужное дело не придёт никогда. Есть только один способ покончить с подобной задачей: начать и довести до конца. Необязательно делать всё сразу, но в один день нужно начать.
Следовать плану
Следовать намеченному плану проще, чем решиться на неинтересное дело внезапно. Стоит заранее решить, в какой день выполнять свою часть домашних обязанностей, а когда учить неправильные глаголы по английскому. Полезно вести ежедневник, чтобы с вечера просматривать список дел на завтра и быть морально готовым.
Когда «завтра» наступает, проще взяться за работу, насчёт которой всё уже решено и определено. Остаётся только начать делать.
Дать себе 2 минуты
Мы уже писали о философии кайдзен, согласно которой сегодня достаточно делать чуть больше, чем вчера. Если в понедельник школьник вообще не брался за сочинение, то открыть и пролистать темы во вторник — уже шаг вперёд.
Договоритесь с собой начать неприятное дело и выполнять его хотя бы 2 минуты. Важно пообещать себе прекратить работу по истечении этого времени, если будет совсем невыносимо. Скорее всего, вы успеете втянуться и не захотите бросить начатое.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как сделать обучение не таким скучным
Одна из главных причин, по которой люди не любят учиться – скука. Этот процесс кажется им каким-то очень нудным и неинтересным. Но мы хотим развеять этот миф: если учеба кажется скучной и вам, просто попробуйте следовать советам из нашей статьи.
Ищите интерес в теме
Интерес является ключевым моментом. Чтобы очень сильно захотеть погрузиться в более подробные и глубокие аспекты любой темы, в первую очередь вы должны быть заинтересованы в этом. Обычно люди сначала читают «Властелина Колец», прежде чем взяться за изучение истории Средиземья, и никто не изучает программирование на Python, если ему не хочется создать что-то на этом языке.
Лучшие педагоги в мире отлично понимают это. Вот почему популяризатор науки и телеведущий Билл Най красочно показывал, как ведет себя электричество, а не погружался в детали закона Ома. Точно так же поступал и натуралист Дэвид Аттенборо в своих программах, посвященных дикой природе. Он объяснял, как акулы охотятся на свою добычу, не концентрируясь на гемодинамике плавников.
Примите «мышление роста»
В своей книге «Мышление: Новая психология успеха» профессор психологии Кэрол Двэк приводит в пример результаты исследования различных подходов к обучению у студентов.
Часть из них придерживалась фиксированного стиля мышления – они считали, что интеллект и способности заложены генетически и не меняются. Если они встречались с какой-то трудной математической задачей, они обычно быстро сдавались, объясняя это тем, что «видимо, я не математик».
В отличие от этого, студенты с менталитетом развития верили, что они могут меняться и улучшать себя в каждой области жизни. Если им попадалась трудная задача, они думали: «Я могу стать лучше в этом, если я преодолею это».
Приверженность к определенному стилю также играет большую роль в заинтересованности к обучению. Вот как Кэрол Двэк описывает поведение студентов с фиксированным стилем:
«Студенты с фиксированным мышлением интересовались предметом только тогда, когда они сразу преуспевали. Если же у них что-то не получилось, они показывали резкое падение интереса и удовольствия от учебы. Если это не было свидетельством их интеллекта, они не могли наслаждаться этим».
Иначе вели себя студенты с мышлением роста:
«Они демонстрируют тот же высокий уровень интереса, даже если находят предмет очень сложным. Вызов и интерес идут рука об руку».
Итак, если вы хотите добиться успеха и получать удовольствие от учебы, переосмыслите свое отношение к ней. Вместо того чтобы думать о занятиях, как о серии тестов, которые показывают, насколько вы умны (или нет), думайте о них как о постоянных возможностях учиться и расти.
Найдите партнера по обучению
Наличие партнера – это отличный способ добавить у процессу мотивации и контроля, интереса и продвинутых техник обучения, таких как метод Фейнмана. Объяснить что-то своими словами другому человеку – один из лучших способов понять это самому и запомнить. И, согласитесь, это именно то, чего мы добиваемся, – учиться с напарником намного веселей.
Однако в таком подходе есть две опасности, которые могут свести ваши усилия на нет.
Во-первых, наличие партнера помогает мотивировать друг друга. Однако точно так же вы можете отвлекаться, становясь чемпионами по прокрастинации. Во-вторых, можно иметь суперумного приятеля, которому будет неинтересно с вами, а вы просто не будете поспевать за его темпом. Выход один – подбирать друга по обучению очень тщательно.
Найдите нескучное место
Наличие среды, благоприятной для фокусировки и глубокой концентрации, важно для наслаждения вашей работой. К примеру, вместо того, чтобы учиться в шумной комнате, где ваш сосед играет в видеоигры, отправьтесь в библиотеку или кафе. Найдите то место, которое будет вдохновлять вас и создавать максимально приятную, но вместе с тем рабочую атмосферу.
Еще один способ – добавьте себе правильной музыки, которая улучшает концентрацию внимания. Согласно исследованиям [Anneli B. Haake, 2011], такая музыка должна быть простой по структуре и не содержать слов. Примером может послужить этот плейлист, созданный специально для обучения.
Используйте креативные техники обучения
Возможно, вам просто надоело сидеть на скучных лекциях, писать скучные конспекты и заучивать массу скучных определений. Тогда стоит попробовать некоторые инновационные методики обучения. Они не только повысят вашу продуктивность, но и придадут вам больше интереса и веселья. Мы уже упоминали метод Фейнмана, а вот еще несколько таких техник:
Создайте систему мини-наград
Ваша мотивация для работы над задачей частично зависит от награды, которую вы получите за ее выполнение. Обучаясь, вы рассчитываете на относительно долгосрочные награды, такие как оценки, диплом и вообще возможность работать в будущем на интересной и высокооплачиваемой работе. Но зачастую столь отдаленных перспектив не хватает, чтобы получить мотивацию прямо сейчас, но вы можете создать ее сами.
К примеру, наградите себя шоколадным батончиком за изученный раздел книги или посмотрите любимый сериал вечером, после того как хорошо потрудитесь над своими заданиями.
Важно заранее планировать свои награды. Как отмечает психолог Пирс Стил в своей книге «Уравнение прокрастинации», так вы получите больше мотивации, потому что такие запланированные награды строят определенные ожидания. Зная в глубине души, что впереди вас ждет что-то веселое и приятное, вы будете с большим усердием продвигаться в своих делах.
Резюме
Чтобы сделать процесс обучения не таким скучным, придать ему игрового элемента и поднять свою мотивацию, нужно выполнять следующие рекомендации:
Однако главным ключом в успехе здесь являются вовсе не рекомендации, а ваше желание сделать из учебы увлекательное мероприятие. Если оно имеется, добиться этого будет очень просто, но если его нет, есть вероятность, что вы занимаетесь не тем, чем вам действительно хочется. Подумайте об этом тоже. Желаем вам успехов!
Старомодно и скучно: школа не выдерживает темпа нашей жизни
Из раза в раз мы пытаемся понять, почему детям становится скучно, пропадает мотивация, а мнение педагогов подростки часто едва ли не презирают. Наш блогер, учитель английского языка Ирина Носова, предлагает посмотреть на эту проблемы с нескольких сторон. Потому что устарело примерно все.
Вроде бы стандарты новые придумали, предметы переименовали, но по определенным причинам школа остается несовременной сегодня, и ученикам в ней скучно. Мы запрягаем телегу, когда давно уже изобрели автомобиль. Так в чем же, собственно, дело?
Я начинаю сталкиваться со старомодностью школы в самом начале, когда, листая учебник английского во втором классе, мы изучаем тему игрушки и не находим лексики на эту тему. Вернее, мы не находим современности в этой теме.
Мне с трудом приходится пояснять, что jack-in-the-box — это игрушка, которая выскакивает из коробочки, как только ее открываешь. Готовя проект на эту тему, ребята меня спрашивают: «А как сказать — лего? Плейстейшн? Слайм?» Все потому, что они не играют в те игрушки, которые изображены в учебнике.
В третьей версии переизданного учебника четвертого класса наконец-то появляется картинка со смартфоном вместо кнопочного телефона. Но на этом осовременивание заканчивается.
В 7 классе мне приходится долго объяснять, кто такой инспектор Морс. Я и сама его помню с трудом. В моем детстве этот сериал смотрела моя бабушка, поэтому можно представить, насколько он неактуален для современных детей.
Но если содержание обновляется (отставая при этом от ритма жизни шага на три-четыре), то само устройство школьной жизни насквозь пропитано идеями и духом пятидесятых. Из года в год мы устраиваем смотр марша учеников под распевание военных песен. Конечно, в поствоенные годы от подобного действия слезы сами наворачивались на глаза, но сейчас это событие растеряло свое смысловое наполнение. Осталась только внешняя атрибутика.
Спросите второклашек, зачем они идут маршируя, и, скорее всего, они не ответят. И у вас они не спросят, зачем они маршируют
Идут, потому что сказали. Стоит ли говорить об актуальности школьных линеек, на которых раньше повязывали галстуки и выносили знамя под звук горна. Сейчас линейки не поняты никем — ни администрацией, которой не о чем во время этих линеек говорить, ни детьми, которые искренне не понимают, для чего стоять двадцать минут ради объявления, которое можно отправить в вотсап.
А вот педагоги советских времен мне искреннее нравятся. Есть в них советская выправка, верно воспитанные ценности и взгляды на устройство мира. Но для детей они все равно далеки и непонятны, слишком правильные, без возможной лояльности во мнениях.
11 фраз, без которых невозможно представить нашу школу
Подросткам сложно вместе с ними делить все вокруг на «хорошо» и «плохо». Современный мир уже давно не делится на черное и белое, в нем целый спектр полутонов. Ребятам нравится высказывать свое мнение открыто, спорить, ставить под сомнение истину, но с «возрастными» педагогами у них мало точек соприкосновения, а дискутировать о романах Гоголя уже не интересно. Они живо интересуются политикой, глобальными проблемами, а педагоги советских времен отвечают уклончиво, как привыкли, поэтому и здесь есть пропасть.
Традиционный урок постепенно, как туман, поглощают инновации
Ситуация, в которой учитель приходит, открывает конспект и зачитывает под диктовку тему урока, страшна, но при этом остается максимально реальна. Любой школьник за полторы минуты найдет в интернете и ваш конспект, и вашу презентацию. А это его сильно огорчит — он не увидит там ничего нового, а новое поколение нужно именно удивлять. Каких-то лет тридцать назад вы могли удивить ребенка своими глубокими знаниями предмета, но сейчас он вас удивит и сам, был бы под рукой был девайс с доступом к интернету.
«Звонок для учителя» и ещё 5 знаменитых фраз, которые не говорит современный учитель
Ориентиры урока постепенно смещаются к нестандартной форме, поскольку сегодня именно форма определяет содержание. Их уже называют screenagers, то есть поколение с экранами\гаджетами, а министерство вдруг на законодательном уровне запрещает использование мобильных на уроках — даже в рамках учебной деятельности. Самостоятельные на двойных листочках уже изжили себя, пора уже вместо оценок клеить наклейки с мемами и двигаться из 1950 в 2030.
И это не говоря о внеурочной деятельности, которая просто должна стать творческими лабораториями, мастерскими с мастер-классами по созданию роботов, написанию программ, изготовлению слаймов, сведению битов и социально-активному блогерству. А пока мы пытаемся сделать из них юных экологов и правоведов, мы не получаем ничего кроме отрицания и неприятия. Отмахиваясь при утверждении кружков от мнения детей, ты теряем очень важное — возможности нащупать актуальный вектор, который зададут сами дети.
Прикрывая старомодное «традициями», мы опасаемся нового, неизведанного пути. Страшно ли проводить уроки нестандартной формы? Волнительно, трудоемко, но в то же время жутко интересно.
Можно ли перевести воспитательную работу на новые рельсы? Вполне, но это потребует выбросить пожелтевшие планы и тщательно проработать новые.
Реально ли увлечь современных подростков школой? Да, если она будет идти с ними в ногу, а лучше чуть быстрее них. Если школьная форма будет красивой, меню в столовой вариативно, а мероприятия обновлены согласно времени. Если их мнение будут не просто спрашивать, но и учитывать. Ну а дорогу, как известно, осилит идущий.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Everett Collection
Дети так устали от домашних заданий, что хотят только есть и спать. Почему такая учеба неэффективна
Давным-давно профсоюзы боролись за восьмичасовой рабочий день. Изобретенное ими правило гласило: «Восемь часов — труд. Восемь часов — отдых. Восемь часов — сон».
И постепенно развитые страны закрепили его в своем законодательстве. И не только потому, что боялись мировой революции (хотя и ее тоже). Просто при длительной работе снижается эффективность. Человек работает все дольше, а толку от этого все меньше. В итоге оказывается выгоднее работать меньше.
Да, можно работать на выходных и в отпуске, брать работу на дом. Но толку от этого будет мало. Вспомните историю про отца ядерной физики Эрнеста Резерфорда. Когда Резерфорд увидел своего аспиранта поздно вечером в лаборатории, он сделал ему выговор. «Когда же вы думаете?» — возмутился Резерфорд. Если человек постоянно работает, то у него просто нет времени осмыслить происходящее.
К сожалению, на российскую школу не достижения профсоюзов не распространяются. Даже формальный запрет на домашние задания в первом классе не останавливает родителей и учителей.
Многие считают, что чем больше ребенок учится, тем больше он будет знать к концу школы. Однако это не так.
Больше учатся, но не лучше знают
Большие домашние задания помогают лучше учиться?
Ученые исследуют этот вопрос много лет. Одно из таких исследований проводилось в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В ее рамках по всему миру проверяют знания 15-летних школьников. В 2012 году школьников спрашивали, сколько времени в неделю они посвящают выполнению домашних заданий. И в этом соревновании российские школьники победили другие страны.
Наши дети в среднем тратят на домашнюю работу 9,7 часов в неделю, за нами идут итальянцы (8,7 часов). В других странах школьники делают дома существенно меньше. Например, молодые англичане посвящают домашней работе 4,9 часов в неделю, немецкие — 4,7, финские — 2,8.
Впрочем, шанхайские подростки обошли даже наших. Они делают домашнее задание в среднем 14 часов в неделю. Но во всем Китае исследование не проводилось, поэтому Шанхай шел вне рейтинга.
Можно предположить, что российские школьники вдвое лучше умеют применять полученные в школе знания, чем европейские. Но нет.
Наш уровень образования оказался весьма средним. Даже в умении применять математику в жизни мы оказались десятке, где-то между Испанией и Словакией. В то же время финские школьники стабильно входят в первую десятку рейтинга PISA, хотя им практически не задают домашних заданий.
На следующем тестировании PISA в 2015 году анализировали общую продолжительность учебы. Всего в распоряжении школьников 80 часов в неделю: пять будней, в каждом — минус восемь часов на сон. Сколько школьники тратят на учебу?
Лидерами здесь оказались школьники из ОАЭ, Туниса, Таиланда и крупных городов Китая (весь Китай опять не участвовал). Они тратят на учебу 70% доступного времени или около 55 часов в неделю. Российские дети не сильно отстают от них и посвящают учебе почти 50 часов в неделю.
В другом конце списка мы видим детей из Финляндии, Германии и Швейцарии. Они занимаются менее 40 часов в неделю. Учеба занимает чуть меньше половины их доступного времени, им удается выстроить баланс между учебой и жизнью. Дети из этих стран стабильно показывают высокие результаты. В то же время школьникам из Сингапура или Китая для достижения тех же результатов требуется заниматься больше.
Страны в исследовании разделились на несколько групп. Есть те, кто учится много и достигает высоких результатов. Это в основном школьники из азиатских стран.
Есть страны, где результаты столь же хорошие, но учатся подростки существенно меньше. Лидеры в эффективности использования школьного времени — Финляндия и Германия и другие европейские страны.
Самое грустное, что есть группа, в которой школьники учатся много, а результаты оказываются ниже среднего. Абсолютный лидер здесь ОАЭ, где учатся даже больше китайцев, а результаты хуже, чем в Чили. Россия тоже находится в этой группе, окруженная Испанией, Грецией и США.
Наши подростки тратят на учебу 48 часов в неделю. Это кстати больше, чем продолжительность рабочей недели у взрослых.
Ее Трудовой кодекс ограничивает 40 часами.
Многие дети по всему миру посвящают слишком много времени учебе после школы. Но это не улучшает их результаты. Зато лишает возможности вести сбалансированный образ жизни. У них нет времени на прогулки, хобби, общение с друзьями.
Правило 10 минут для домашнего задания
Дебаты о домашних заданиях среди ученых идут уже не одно десятилетие. Результаты, полученные в конкретном исследовании, зависят от того, как был построен эксперимент. Именно поэтому разные авторы могут приходить к противоречащим друг другу выводам.
Тем не менее, среди этого многообразия можно выделить общие для всех результаты. Это сделала американский педагог Кэтти Ваттеротт ( Cathy Vatterott. Rethinking Homework: Best Practices That Support Diverse Needs. ASCD, 2018) :
1. Домашние задания приносят пользу. Школьники, получавшие домашние задания, показывали результаты лучше, чем те, кто не получал их вообще. Полностью отказываться от домашней работы не нужно.
2. В начальной школе домашние задания не влияют на успеваемость. Даже в среднем звене они влияют на успеваемость слабо (коэффициент корреляции был 0,07 при максимальном 1,00). Только к старшим классам домашние задания дают значимый эффект (коэффициент корреляции 0,25).
3. Если учитывать другие факторы (мотивация учеников, качество объяснений преподавателя, проработанность курса), то домашние задания практически перестают влиять на результат. Например, мотивированные ученики лучше учатся и при этом лучше делают домашние задания. Их максимальная успеваемость связана с мотивацией, а не с домашними заданиями. В группах с равной мотивацией домашние задания практически не влияют на результат.
4. В каждом классе есть оптимальный размер домашних заданий. В средней школе один час домашней работы в день немного улучшает результаты школьника. Второй час может сделать их еще немного лучше. Но больше двух часов в день делать домашнюю работу бесполезно. Успеваемость это не улучшит. Даже в старшеклассникам нет смысла заниматься дома больше двух часов в день. Мозгу нужно успевать не только учиться, но и отдыхать. Дальнейшая работа становится непродуктивной и результаты не растут, а иногда даже снижаются.
Все эти выводы Кэтти Ваттеротт объединяет в «правила 10 минут». Их придерживается Национальная Ассоциация образования в США и другие педагогические ассоциации мира.
Правило 10 минут очень простое: длительность домашней работы в день не должна превышать 10 минут, умноженных на номер класса.
Первокласснику хватит 10 минут, шестикласснику — одного часа. Это тот объем работы, который школьник сможет сделать самостоятельно и при этом что-то запомнить. Большие нагрузки не приводят к улучшению результата. Это показывают и данные научных работ, и результаты международного исследования PISA.
Увы, по всему миру образовательные системы инертны и не спешат реагировать на данные исследований. Россия — не исключение. Санитарные нормы ограничивают домашнее задание для второклассников полутора часами в день вместо эффективных 20 минут. Шестиклассникам, вместо эффективного часа, разрешается заниматься 2,5 часа. И даже эти завышенные нормы не соблюдаются в наших школах.
Битва с домашним заданием
У меня четверо дочерей. И я не знаю, что делать с домашними заданиями в школе.
Первый класс пройти несложно: домашние задания и оценки запрещены законодательно. Даже если учителя их задают, выполнение их остается добровольным. Но когда начинается второй класс, мы встречаемся бесконечными заданиями.
Со старшей дочерью мы не были готовы к такой учебной нагрузке. По старинке думали, что дети ходят в школу учиться. Оказалось, что там просто проверяют то, как их научили дома.
Мы не догадывались, что к началу второго класса английский уже надо знать. Я приезжал с работы и в девятом часу сменял уставшую супругу в битве с домашним заданием. Ведь это так «просто» — выучить за неделю восемь букв, их произношение и слова, начинающееся с этой буквы.
Во втором классе мы дважды в неделю по часу учили написание слов к словарному диктанту. С такими затратами времени можно было бы к концу школы научить ребенка свободно разговаривать на английском. Но мы тратили время и силы на навык, который уже устарел после появления автоматической проверки правописания. К тому же, тратили бессмысленно, ведь выученные слова школьники забывают вскоре после диктанта.
Но если я все равно занимаюсь с ребенком дважды в неделю по часу, то зачем ходить на уроки английского? Чтобы вместо интереса к языку вырабатывался страх получить двойку?
Со второй дочерью мы начали заранее готовиться ко второму классу и учить английские слова. Но даже этих знаний не хватало, чтобы выдержать школьную нагрузку.
Сейчас второй класс проходит третья дочь. И опять большую часть школьной программы она знает. Но этого недостаточно, чтобы школьник справился со школьной нагрузкой. Весь день семьи выстраивается вокруг учебы и отслеживания домашних заданий. И это, повторюсь, с девочками, хорошо подготовленными и знающими программу.
На выполнение домашних заданий мы тратили полтора-два часа в день. Причем именно родители, а не ребенок. Но простая арифметика показывает, что примерно столько же дети учатся в школе. В лучшем случае 15–20 минут от урока они занимаются. Итого около часа на русский, математику и английский. Мы дома занимаемся в два-три раза больше.
Как решить эту проблему в рамках обычной школы, я так и не придумал. Ведь не могу же я прийти в школу и потребовать привести объем домашних заданий в соответствие с научными данными. С другой стороны, если все обучение идет дома, то зачем тогда ребенку полдня сидеть в школе? Это отнимает силы, время, но не сильно влияет на полученный уровень образования.
Почему мы перевели детей на семейное обучение
В середине второго класса мы перевели дочерей на семейное обучение. В школу они уже походили, этот опыт есть в их жизни. У них есть свой класс, первая учительница, одноклассницы. Общаться с другими детьми можно на кружках и секциях. Для проверки тестов, написания слов, арифметики живой учитель не нужен. С этим справляются и роботы.
Сегодня даже проверку домашних заданий можно поручить специализированным дистанционным школам. Школьные учителя проверят домашнюю работу, поставят оценки — все, как в обычной школе. Только не нужно никуда ходить и срочно доделывать уроки на завтра. Все задания на четверть уже расписаны и можно выполнять их в удобное для родителей и ребенка время.
Когда мы перевели детей на семейное обучение, все спрашивали где мы находим столько времени заниматься с детьми. Но на уроки у нас уходит даже меньше времени, чем в обычной школе. Не надо каждый вечер вталкивать знания в головы уставших детей. Можно учиться в своем темпе. А инфографика легко объясняет большинство правил. Для оставшихся есть видеолекции. Получить знания сегодня не проблема.
Главная проблема семейного обучения вовсе не в том, что там много учебы. Школьную программу за целый класс можно освоить за два-три месяца. Проблема обратная: у детей появляется много свободного времени, которое раньше они просто высиживали. Когда ребенок не копает «от забора и до обеда» каждый день, то у него появляются силы и их нужно направлять в развитие: и интеллектуальное, и физическое, и социальное.
Пока дети перегружены учебой у них остаются только простые человеческие желания: есть и спать. На остальное сил уже не остается.
Я не призываю всех переводить детей на семейное обучение. Этот путь подходит не всем. Но мне грустно видеть наших подростков в воскресной школе. Они постоянно уставшие и им ежедневно нужно делать домашние задания.
Я бы мог это принять, если бы в этой учебе был смысл. Если бы большая нагрузка давала результат. Пусть бы дети тратили силы, нервы, здоровье, но получали бы отличное образование. Но даже этого не происходит.
Силы тратятся, а результатов нет. «Можно делать и отсутствие дела», как пел Вячеслав Бутусов.