почему учителя такие вредные
Токсичный учитель: 5 реальных историй и комментарий психолога
Негативные отношения в школе, к сожалению, нередкое явление. Заниженные оценки и пренебрежение со стороны учителя, это далеко не полный перечень. Стоит выделить наиболее часто повторяющиеся истории о токсичных учителях.
Как вести себя, если у вашего ребенка такой педагог?
Лето, ах, лето! Время безудержной радости от общения с друзьями. Эмоции и переживания через край. Хочется, чтобы лето не кончалось. Взрослые люди отдыхают менее эмоционально.
И вот на пороге начало учебного года. Учителя и их ученики скоро окунутся в повседневные заботы. Смешные истории и перемены. Одни дети хотят поскорее начать учебу в школе, другие, наоборот, боятся злого учителя и не спешат на занятия. Не секрет, встречаются такие учителя, которые являются большой неудачей для детей. К таким недобрым наставникам дети идут с неохотой. Как же справиться с этим ребенку?
История 1
Бывает, ходит в школу обычный мальчик, но болеет чаще других детей. Приносит справки от врача, но не успевает по программе. И учитель начинает подозревать его в прогулах без уважительной причины. Родители безуспешно пытаются говорить с учителем на эту тему. Но «приговор» учителя таков: «Ваш сын прогульщик, и притворяется заболевшим».
После подобного обвинения мальчику вовсе не хочется ходить в школу, он опозорен перед одноклассниками и боится отвечать урок. Итог: родители перевели его на обучение дома.
История 2
Однажды был случай в немецкой школе. Особенность немецких школ – это суровые учителя. Так вот, одной девочке мама захотела организовать дополнительные занятия, чтобы подтянуть произношение. Девочка была старательной и доброй. А вот с внешним видом имелась небольшая проблема. Поскольку к успехам придраться было не за что, учительница решила отчитать ее за внешний вид. Некорректные замечания так и сыпались на бедную девочку: «А голову свою ты не забыла дома?» В очередном порыве гнева учительница швырнула ее портфель на пол. Тем самым показав свою неприязнь к внешнему виду ребенка. Она желала, как можно больнее задеть и унизить девочку… Такие уроки немецкого языка навсегда останутся в памяти ребенка. Конечно, зная об этом, родители незамедлительно перевели дочку в другую школу.
История 3
Порой, происходят весьма банальные случаи. Вам приходилось наблюдать картину, когда учитель выбирает себе в «любимчики» одного ученика? Даже если есть симпатия, это не повод игнорировать весь класс. Но на деле доходит до абсурда. К примеру, ваши дети ходят на уроки русского языка и литературы, проявляют старание и прилежность, пытаясь заработать высший балл. Но учитель постоянно твердит: «Я не знаю на 5, а вы тем более». Что этим хочет сказать педагог? Ведь оценка пять баллов применима ко всем предметам одинаково строго. Несмотря на это, «любимчик» получает 5 баллов за любые, даже незначительные успехи (а грамматические ошибки ему как-то прощаются). После такой несправедливости, у всех остальных детей пропадает интерес и мотивация к обучению. Они понимают, что их старания не оценят по достоинству. Интерес утрачен, желание ходить на такие уроки пропало.
История 4
Даже в лучших школах района могу работать не самые лучшие учителя. Учительница средних лет по русскому языку оказалась весьма равнодушной к результатам ОГЭ своих подопечных. Ей совершенно не хотелось прилагать усилия, чтобы ученики успешно сдали экзамен. Более того, она даже не пыталась скрывать этого. Принято давать дополнительные задания и проверять их выполнение, чтобы быть готовым к любым испытаниям. Дети самостоятельно пытались получать дополнительные знания.
Однако, педагог с безразличием сообщила детям: «Кому сдавать ОГЭ? Мне или вам?»!
Такой поступок обескураживает. Кроме этого, удивительным образом в классных дневниках оказывались оценки, которые ученики не получали. Родители и ученики удивлены таким непедагогичным подходом. Школьники любого уровня знаний страдали от этой учительницы. Какое впечатление оставит она о себе? По этой причине многие дети отказались переходить в следующий десятый класс. Они твердо решили, что не желают общаться с таким педагогом, а лучше пойдут в колледж. Только так можно прервать общение с токсичным учителем.
История 5
Однажды ученикам пятого класса было дано задание по физкультуре. Суть в том, что родители должны всем купить к уроку скакалки. Кто-то успел, а кто-то и нет. Пришло время урока. Заметив, что не все держат в руках заветные скакалки, горе-учитель заявила: «Кому родители не купили скакалку, значит, они вас не любят!» Неудивительно, что дети очень обиделись за такие слова.
Подобных историй, к сожалению, множество.
Ясно одно — токсичные учителя несут опасность нашим детям. Они губят интерес к обучению. А ведь дети по природе своей любознательны. Недопустимо такое отрицательное давление на маленькую личность. При плохом отношении падает самооценка ребенка. Последствия негативного влияния, это нервозность, психосоматика, синдром раздраженного кишечника.
Особые признаки негативного учителя
Какие действия родителей?
Интересуйтесь, как прошел день, какие новости в школе. Детям до пятнадцати лет приятно делиться с родными людьми своими мыслями. А когда становятся постарше, могут замкнуться. Чтобы не доводить ситуацию до депрессии, задача родителей, при необходимости, обратиться к психологу. Школа должна быть радостным событием в жизни детей.
Пусть с вами никогда не будет токсичных учителей, а ваши дети с удовольствием ходят в школу!
Берегись! Особые приметы токсичного учителя
Обесценивание, необоснованные придирки, заниженные оценки — это только некоторые проявления токсичных отношений в школе. Наш блогер, педагог и мама Анастасия Дурягина, рассказывает пять историй о токсичных учителях и о том, как себя вести, если у ребёнка преподаёт такой педагог.
Лето — это маленькая жизнь для детей. Летом они набираются эмоций, переживают радостные и грустные события, беззаботно проводят время с друзьями, им хочется, чтобы это время не кончалось. Взрослым тоже, ведь лето у взрослого работающего человека — всего две недели отпуска, у учителя чуть побольше. Скоро наступит 1 сентября, и дети с учителями окунутся в рой событий, смешных случаев, переменок. Кто-то хочет в школу, чтобы увидеть друзей, а кто-то совсем не хочет, потому что именно там будет злая и недобрая Марьиванна.
К моему сожалению, в школе есть учителя, к которым совершенно не хочется возвращаться после летних каникул. Это токсичные учителя. У каждого второго моего частного ученика есть такой учитель в школе. Для детей это становится проблемой, с которой они не могут справиться. Я собрала истории детей и вспомнила что-то из своей школьной жизни.
История 1
Ученик, обычный мальчик, ходил в школу, учился, но часто болел. Потом приносил справки и, конечно, не успевал по программе. Это не нравилось его учителю, который стал подозревать, что справки — фикция, а мальчик — лентяй и попросту прогульщик.
Разговоры родителей с таким учителем ни к чему хорошему не приводили. Учитель был твёрдо уверен, что мальчик слабо знал материал, и выше тройки никогда не ставил. Нередки были фразочки: «А это наш прогульщик, ну, заходи-заходи…» или «На этот раз ты чем болел?»
После такого поведения педагога мальчик замкнулся и уже не хотел работать на уроке, боялся выйти к доске и боялся быть опозоренным на весь класс, поэтому перешёл на домашнее обучение.
История 2
Моя родственница, мама троих детей, доктор филологических наук, рассказала, что учительница физкультуры в пятом классе дала задание на дом, чтобы на следующий урок родители купили всем скакалки. Не успели они подготовиться, занятия разные: музыка, спорт, уроки.
Наступает момент икс, учитель в зале на следующий день обходит шеренгу детей и видит, что у некоторых из них нет спортивного снаряда. Учитель заявил: «Кому родители не купили скакалку, значит, они вас не любят!»
От такой фразы я даже на месте подскочила. Родственница терпеть не стала, пришла разговаривать с учителем. Но детям было очень обидно такое слышать.
История 3
Однажды мне написала мама девочки на известном родительском сайте. Её приёмная дочка училась в немецкой школе. Она очень хотела, чтобы с ней дополнительно занимались немецким дома, разбирали правила, тренировали произношение. Учителя в немецких школах суровы, если вы не знали. Мне кажется, это особенность всех немецких школ, видела это на практике.
«Учитель всегда прав» и ещё 7 стереотипов о российской школе, которые её портят
Так вот, девочка хорошая, добрая, старательная, но были у неё проблемы с внешним видом. Учительница постоянно делала ей замечания не по учёбе. Например, если она забывала тетрадь или ручку, то учительница могла отчитывать её десять минут перед всем классом, теряя драгоценное время от урока, могла поставить в угол и сказать что-то вроде «А голову ты не забыла?», доводила ребёнка до слёз. В очередном эмоциональном приступе учительница вышвырнула портфель девочки из класса. Было понятно, что учителю сам ребёнок не нравился, всё остальное было причиной зацепить, задеть.
Поговорив с мамой, девочку перевели в другую школу, сменив район. Такие уроки немецкого могут присниться только в страшном сне, но они реально бывают…
История 4
Сын маминой подруги стал моим учеником в девятом классе. В лучшей школе района, как мне казалось, должны были готовить к ОГЭ, но на самом деле этого не делали. Учительница средних лет вела русский язык и по совместительству являлась классным руководителем, не проявляла интереса к работе, детей не готовила совсем, складывалось впечатление, что ей всё равно.
Меня, как и тех, кто слышал об этом, такое поведение педагога удивляло, поэтому мы не теряли ни минуты и с сентября усиленно занимались — надо было разговорить парня к устной части по русскому и освежить его знания к письменному экзамену.
Учительница часто говорила в классе: «Это не мне надо, мне ж не сдавать ОГЭ, вот и готовьтесь! А мне-то что?»
Мой ученик и его одноклассники бегали за учителем, пытаясь исправить оценки, которые появлялись в электронном дневнике без причин довольно часто. Это был стресс для них и изумление для родителей. Это касалось и тех, кто хорошо учился, и тех, кто средненько.
Из-за такого педагога ученик отказался идти в старшую школу, сказав: «Ни за что в десятый не пойду. Я не выживу с таким учителем». Поступил в колледж.
История 5
Из моей школьной жизни вспомнилась учительница по русскому языку и литературе. Дама средних лет. Она выбрала себе в любимчики только одну девочку из всего класса. Девочка Н. шла на золотую медаль, и ей прощались любые ошибки, даже грамматические. Других детей для учительницы не существовало: все были разные, а медалистка — одна. Многие не могли претендовать на высший балл, потому что только отличнице было позволено его получить.
«Школа отвечает за психологическую сохранность ребёнка». Наталья Цымбаленко — о том, как остановить буллинг
После года обучения дети утратили интерес, не хотели отвечать и не понимали, зачем стараться, если это будет оценено как обычно или вовсе не оценено. Её стандартная фраза «Я не знаю на 5, а вы тем более», но это фразочка не касалась девочки Н.
Таких историй множество. Можно писать бесконечно долго. За 12 лет работы учителем я поняла одно — токсичные учителя опасны для детей. Они на корню губят интерес к обучению, после таких учителей у детей падает самооценка. Отдалённые последствия эмоционального давления такого учителя — это депрессия, соматические заболевания, психологическая травма, посттравматический синдром. Не думаю, что самим учителям радостно от своего поведения, и, возможно, в конце рабочего дня, уже дома или в транспорте по пути домой, они всё же анализируют события.
Можно сказать, что токсичный учитель держит в страхе ребёнка. Крики, сарказм, унизительные комментарии — это всё признаки токсичности и эмоционального насилия. Да, это присутствует в школе — отрицать бесполезно.
Особые приметы токсичного учителя:
Как действовать родителям?
Пусть рядом с вами не будет токсичных учителей, которые портят жизнь детям!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Maja Argakijeva)
6 самых вредных учительских привычек
Глазами самих учителей.
Если скучно на уроке,
Делать нечего совсем,
Попиши-ка ты на парте,
Иль цветочек нарисуй.
Вдруг в тебе талант проснется,
Ты рисуешь впрямь как Репин!
И учителя гордиться
Будут надписью твоей!
Совсем недавно образовательный проект TutorOnline провёл внутреннее «расследование». Репетиторов проекта попросили честно рассказать о самых вредных привычках, которые свойственны учителям. В процессе обработки полученных ответов выяснилось, что далеко не все педагоги готовы откровенно говорить о своих недостатках, и даже непредвзято взглянуть на коллег получается далеко не всегда. Однако честных мнений оказалось больше. Самыми важными, на наш взгляд, откровениями мы и делимся здесь с читателями.
Читайте также :
Привычка №1. Учись на отлично!
— Установка на «Получай только отличные отметки!» — бич постсоветской школы и самый вредный профессиональный принцип, который, к сожалению, разделяют многие педагоги. Конечно, каждый родитель и учитель хочет, чтобы дети старались, хорошо учились и вели себя примерно, но внушать ребенку, что нужно быть отличником во что бы то ни стало — нельзя. Пятёрка никогда не была главным свидетельством высокого уровня интеллектуального развития, и гарантом счастливого будущего отличные отметки также не являются.
Дело даже не в том, что согласно многим «исследованиям» (околоакадемическим и публицистическим), троечники большего добиваются в жизни. Это уже какая-то другая крайность, о которой сегодня стало модно писать. Пожалуй, не стоит программировать детей на отметки в принципе. Ученики должны понимать, что отметка и оценка — понятия разные. Двойка, тройка, пятёрка — это всего лишь формализация промежуточного результата труда, но ни в коем случае не главная цель учебного процесса.
Не стоит давать ученикам установку «учись на пять» или «учись на три».
Учись осознанно, занимайся тем, что тебе интересно, старайся, преодолевай трудности, прилагай усилия, постоянно останавливайся, чтобы ответить на вопрос — зачем тебе это нужно и к чему ты хочешь прийти.
Конечно, в случае со студентом или старшеклассником, способным к рефлексии, этот совет будет работать. Если же мы говорим о младшем школьнике, то здесь крайне важную роль играет окружение. Учителя и родители должны думать о том, какие мысли вкладывают в голову своих детей: прежде, чем они на своем опыте смогут проверить правильность внушенных им принципов и норм поведения, может пройти немало лет. Именно по этой причине необходимо очень аккуратно ориентировать ребенка на успех, предоставляя ему пространство для маневра, давая возможность определить этот «успех» самостоятельно.
Читайте также :
Привычка №2. Будь как Маша, Петя, Толик…!
— В каждом классе есть один или несколько учеников, которые, по мнению педагогов и большинства родителей, — настоящие образцы для подражания. Эти дети спокойны, неконфликтны, учатся на пятерки, всегда тянут руку и с удовольствием дежурят в классе. Таких учеников часто ставят в пример, призывая всех остальных быть такими же прилежными, усердными и т. д. Привычка равнять весь класс на единодушно выбранных педагогическим составом лидеров — одна из самых вредных привычек учителей.
Подобный метод — не самый лучший способ помочь ученику сформировать свою самость. Во-первых, ребенок может закрыться. Он увидит, что на самом деле совсем не похож на всеми обожаемую Машу и просто не захочет проявить своё «Я», в котором, вполне вероятно, скрывается множество талантов. Во-вторых, ребенок может озлобиться, направив свою энергию не в мирное русло, а в конфликт, противопоставляя себя и Маше, и учителю, и всему классу. В-третьих, самой Маше может быть ой как несладко. Быть любимицей учителей и любимицей среди одноклассников — не одно и то же. В итоге такая установка на подражание одному примерному ученику может сделать несчастным весь класс.
Конечно, учителю так проще: «сотворить» по образу и подобию одного образцового ученика весь класс.
Найти индивидуальный подход к ребенку, когда в классе 30 человек, а ты ещё и учитель-предметник, и таких классов у тебя несколько, — почти невозможно. Но это не значит, что не нужно стараться.
— Можно сказать: «Какая Маша молодец! Старайтесь быть как Маша». В этом случае литературных чтений, скорее всего, не выйдет. А можно предложить: «Как Маша прекрасно декламирует стихи, с чувством и выражением. А давайте теперь каждый попробует прочитать стихотворение так, чтобы все остальные поняли, какие эмоции именно вы хотите передать». Вот пример ситуации, когда и Маша довольна, и класс не обижен.
Привычка №3. Нос ещё не дорос своё мнение высказывать!
— Наверное, самая вредная привычка учителя — недооценивать ученика, считать, что он недостаточно взрослый для общения на равных. Из своего собственного детства я очень ярко помню одну историю. Тогда я была в 4 классе, ещё совсем ребенок, но уже с большим чувством ответственности и не менее большим желанием всем помогать и быть полезной. Хороший, старательный, незлой ребенок, в общем. И вот подхожу я однажды к классному руководителю. Она меня просит поучаствовать в школьном спектакле. Я вся такая восторженная: наконец, вот он, мой звездный час. Я начинаю излагать свои мысли: как всё лучше сделать, чем я могу помочь, кроме непосредственного участия… уже почти сценарий на ходу сочиняю. А она мне так: «Не перебивай меня! Что за мода пошла учителя перебивать?!». В спектакле я, конечно, участвовала, но в школу ходила с большой неохотой до тех пор, пока не сменился классный руководитель.
С детьми нужно разговаривать уважительно. В том возрасте, когда формируется их самость, когда они уже мыслят себя почти-почти взрослыми, они наиболее ранимы. Если учитель видит, что ребенок искренне хочет чем-то поделиться, пусть и чрезмерно эмоционально, педагог должен уважать этот порыв.
Читайте также :
Привычка №4. Раз никто слушать не хочет, пишем контрольную
Для многих детей, особенно тех, кто привык всё делать на отлично, даже самая обычная контрольная работа — огромный стресс. В принципе, все ученики, даже мальчишки, старательно носящие маску «пофигизма», боятся таких испытаний.
— Многие учителя любят «запугивать». Педагог, который не может справиться с классом, часто угрожает детям контрольной. На мой взгляд, такие методы подогревают зависимость детей от отметок и вызывают невротические реакции. Здесь же отдельно хочется отметить и привычку перед всем классом озвучивать отметки. Для многих детей это испытание посерьёзнее самой проверочной работы. Особенно если ты знаешь, что мог допустить ошибку, но имеешь в классе авторитет безусловного отличника. Можете представить, какой это стресс для ребенка? Такие публичные оглашения часто напоминают изощренную экзекуцию. Я вполне допускаю, что нежелание учиться и ходить в школу может быть порождено одним только этим способом «предавать остракизму» нерадивых учеников.
Привычка №5. Мы такими не были!
— Учителя и преподаватели часто сравнивают классы или группы. Кто из нас не грешил фразами: «Вот ваши предшественники соображали быстрее». И это самая позитивная история. Иногда учителя позволяют себе открыто конфликтовать с учениками, обвиняя их в попрании всех возможных нравственных законов. Вообще, тема деградации молодого поколения сегодня становится просто вопиюще популярной. Мы почему-то уверены, что дети не читают, сутками сидят в телефонах, смотрят дурацкие сериалы и не знают элементарных вещей. Но очень странно, когда подобные дискуссии ведут учителя, которые, собственно, и должны детей научить, показать им альтернативу этим самым сериалам, интернет-играм и прочим неполезным развлечениям.
За последние двадцать лет мир изменился кардинально. Тотальная информатизация жизненного и образовательного пространства — это наша реальность, которую невозможно отрицать и с которой вряд ли стоит бороться. Педагогам и в целом людям старшего поколения необходимо приспособиться, признать, что молодой человек, родившийся в 2000-х годах, будет кардинально отличаться по своим навыкам, интересам, образу жизни и образу мысли от детей не то что 1950-х, но и 1990-х годов. Но это вовсе не означает, что общепризнанные ценности, духовные и интеллектуальные, чужды так называемому поколению Z.
Привычка №6. Это нужно по программе!
Для многих педагогов список литературы, заданный детям на лето, — это почти священный манускрипт. Правки и сомнения здесь недопустимы. На следующий год, когда выясняется, что большая часть класса не прочла и трех книг, начинаются сетования «Нынешняя молодёжь совсем не читает».
Привычка полагать, что объективные, с точки зрения педагога со стажем, ценности и шедевры мировой культуры и литературы должны признаваться таковыми всеми без исключения учениками в классе — свидетельство догматизма мышления. К сожалению, учитель редко говорит о том, почему и зачем, всё больше глаголов в повелительном наклонении и угроз в виде неуда. И здесь совершенно неважно, насколько школа современная, насколько активно педагоги используют информационные технологии, сколько наград и дипломов имеют.
Хотя это и очень непростая задача, но учитель должен объяснять, в чём ценность того или иного произведения, почему ученики должны потратить свое время и прочесть книгу. Фразы вроде «Это шедевр мировой литературы» или «Только попробуйте не прочесть все книги из списка литературы на лето» даже в самом заядлом книголюбе породят желание сжечь этот лист на ритуальном костре.
— Молодые люди стремятся открывать новые имена и тех авторов, которых через 100 лет будут считать образцами классической литературы начала XXI века. Тот факт, что психотип Раскольникова интересует современных школьников в меньшей степени, чем подвиги Гарри Поттера, беспокоит многих педагогов. Однако навязывать «объективные» ценности — тупиковая стратегия не только в контексте образовательного процесса, но и в целом по жизни. Видеть смысл в произведениях литературы и искусства, ценить красоту и величие изящной русской словесности, интересоваться культурным наследием — интенции, которые не противоречат желанию быть современным, включенным в тотальный медиаконтекст.
В классе на уроке либо во время индивидуального занятия всегда присутствуют живые люди, а не министерство образования, учебные планы и инновационные стратегии развития.
Учитель должен нести ответственность: возможно, тогда и статус, и роль учителя в современном обществе изменится к лучшему. Современные дети — не «деграданты»! До тех пор, пока мы (родители и педагоги) не относимся к ним с уважением, никакие инновации и революции в области образования не помогут.
23 мая 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Почему учителя такие вредные
Профессиональные заболевания российских педагогов
Почему учителя такие вредные? Думаете, это оттого, что у них нет велосипедов? Увы, двухколесный «конь» вряд ли компенсирует вредные факторы, которые сопутствуют отечественным педагогам в их нелегкой работе, а существующие компенсации работников образования не удовлетворяют.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ «ХРОНИКА»
Педагог — одна из самых «болеющих» профессий. Пожалуй, нет такого недуга, который не испытал бы на себе учитель со стажем. И почти у каждого есть какая-нибудь «хроника». Голос на уроках сорвать — да хоть каждый день. Увы, домашнее лечение молоком и медом — то еще лекарство, если «горланить» приходится по несколько часов ежедневно. Отсюда и острый ларингит (воспаление слизистой оболочки гортани), с годами переходящий в хронический. Кроме того, большая нагрузка на речевой аппарат, необходимость подолгу находиться на ногах в сочетании с гиподинамией неблагоприятно влияют на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. По врачебной статистике, хронические заболевания при медицинских осмотрах обнаруживают у каждого второго педагога.
Периодически переходит на фальцет каждый десятый учитель. У половины профессионалов охриплость, слабость голоса возникает изредка.
Больше всех страдает горло учителей начальных классов (72,2%). Чтобы научить малолетних чад читать, писать и считать, нужны не только крепкие нервы, но и поистине стальной голос. При этом профессиональные методики профилактики горлового перенапряжения использует лишь каждый пятый педагог. Как правило — математики, физики и химики! А любители российской словесности, видимо, надеются на свое крепкое здоровье либо на живительную силу слова. а, точнее, непрекращающегося потока слов.
Провел восемь уроков, «ответил» за кружок авиамоделирования, подхалтурил репетитором — получи повышенное давление и бессонницу. А там, глядишь, заработаешь ишемию — нарушение кровоснабжения сердца. И далее по списку. Близорукость вообще вне конкуренции среди профзаболеваний учителей. Сказывается тяжкая зрительная работа по разбиранию корявых детских почерков.
БРЕВНО В ГЛАЗУ
А лидеры в списке учительских болезней — это всевозможные психические расстройства, от нервных «тиков» до серьезных депрессий. Вывести учителя из душевного равновесия — раз плюнуть.
Учитель русского языка и литературы столичного УВК Марина Анатольевна пятнадцать минут плакала в учительской из-за. бигуди. Накручивая волосы перед работой, она забыла снять одну штуку с затылка, да так и пришла в школу. Вместо того, чтобы деликатно указать бедной женщине на «лишнюю деталь», ученики предпочли от души «приколоться» и весь первый урок покатывались от хохота.
Еще одна психоэмоциональная проблема — после нескольких лет стажа учитель начинает сомневаться в пользе своей работы. Педагог-преподаватель автономной некоммерческой организации Мария СОКОЛОВА видит истинные причины повсеместных психозов учителей в том, что далеко не все люди имеют способности к этой профессии: «В школы — не элитные, не гимназии — идут часто те, кто не смог пристроиться как-то лучше. Отсюда грустное явление — учителя нередко срываются на учеников. Даже у хороших учителей бывает состояние тотальной неуверенности в себе — знаете, такие вечные вопросы: а есть ли польза от моей работы, а стоит ли распинаться перед этими малолетними преступниками, которым наплевать на мой предмет, и т.д.».
ЗАКОН СУРОВ
Казалось бы, столь внушительный список «последствий» должен иметь хотя бы свой денежный эквивалент. Но в настоящее время педагоги могут расчитывать лишь на несколько сокращенный рабочий день: для них законодательно предусмотрена максимальная продолжительность рабочей недели — не более 36 часов (ст. 333 ТК РФ). Это следует понимать так, что все перечисленные выше «особенности труда» учителей, их интенсивную интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, наш Закон оценивает в 4 дополнительных часа отдыха в неделю (которые, надо сказать, наши педагоги используют вовсе не во благо своему здоровью, а на подработку).
Через 10-15 лет непрерывной работы в школе у многих учителей возникают так называемые «педагогические кризы», выражающиеся в тяжелой неудовлетворенности своим трудом. Признаки психоэмоционального перенапряжения чаще всего встречаются у преподавателей точных и гуманитарных дисциплин, реже всего — у преподавателей физической культуры.