почему учителя так мало зарабатывают
Почему отечественные педагоги зарабатывают мало
Российские учителя поражают своей преданностью профессии и бескорыстием
В среднем нагрузка на учителя в отечественных школах на восемь часов в неделю больше, чем у иностранных коллег. Фото РИА Новости
До 1 марта 2021 года в правительстве РФ ждут предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогов. Поручения были сформированы по итогам ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина. В ходе этого мероприятия неожиданно выяснилось, что зарплата учителя оказалась равной зарплате уборщицы.
Ситуация, когда зарплата учителя высшей категории оказалась равной зарплате уборщицы, сложилась из-за того, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был поднят до уровня прожиточного минимума. После этого у некоторых категорий работников, уборщиц в том числе, зарплата выросла, а у учителей из-за другой методики расчета осталась на прежнем уровне.
Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, по которому вводятся новые выплаты для отдельной категории граждан. Этот документ опубликован на официальном портале правовой информации. Законопроект о повышении зарплат педагогам внесли на рассмотрение и депутаты Госдумы. Об этом заявил депутат КПРФ, первый зампредседателя комитета Думы по образованию и науке Олег Смолин. «Многие учителя получают такую зарплату, на которую нельзя прожить реально», – отметил он. Депутат заявил, что сегодня бюджет страны испытывает ограничения, тем не менее деньги в нем на нормализацию оплаты труда учителей есть. «Они специально копились на случай кризиса», – подчеркнул Смолин. Также, по его словам, разброс в зарплатах учителей по стране достигает 5 раз – если в Москве учитель может получать больше 100 тыс. руб., то в регионах чаще всего 15–20 тыс. Но так как ликвидировать эту разницу невозможно, Смолин предлагает ее хотя бы уменьшить.
Если зарплата учителя такая мизерная, а вопрос ее повышения решается долго и со скрипом, хочется понять, почему учителя массово не бегут из профессии. Отставим в стороне вариант, что им просто некуда идти. Обратимся к фактам. Прояснить ситуацию помогает «Международное исследование по вопросам преподавания и обучения» (TALIS, Teaching and Learning International Survey), наиболее масштабное и авторитетное в мире. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) проводит его для сбора и сопоставления информации об учителях и директорах школ разных стран.
Судя по последним опросам TALIS, учителя РФ очень преданы своей профессии. Они работают по зову сердца, потому что знают, что заняты в профессии, которая не ценится в обществе. Кстати, большинство учителей из Сингапура, наоборот, считают, что профессия учителя высоко котируется в их обществе.
Как еще выглядит российский учитель относительно зарубежного коллеги? Российские учителя считаются наиболее опытными. Согласно данным того же опроса, стаж работы российского учителя составляет в среднем 21 год. Это на пять лет больше среднего показателя по всем странам. И здесь нужно отметить, что чем дольше учителя находятся в профессии, тем чаще они заявляют об удовлетворенности своей работой.
В целом учителя всех стран – участниц исследования TALIS демонстрируют удовлетворенность своей работой. Однако именно в России одна из самых низких долей учителей, желающих сменить школу, если бы это было возможно. То есть российские учителя показывают очень высокую удовлетворенность своей работой, что можно подтвердить и низким показателем желающих сменить ее при условии наличия такой возможности (12% в России, 21% в среднем по TALIS, 39% в Сингапуре).
При этом нагрузка учителя в России существенно больше, чем у его зарубежных коллег. В среднем этот показатель составляет 46 часов в неделю против 38 часов для европейских педагогов. Недавно в ходе исследования на платформе «Яндекс» было обнаружено, что 74% наших учителей ежедневно испытывает хроническую усталость.
Согласно данным, представленным в исследовании TALIS, по профессиональному уровню педагогов Россия занимает лидирующее место. Анализ проводился по следующим позициям: знания, автономия, партнерское взаимодействие с коллегами. По первому критерию Россия вышла на твердое первое место, по последнему – показала высокий уровень, сравнимый с уровнем стран с самыми успешными образовательными системами – Англией и Сингапуром. А вот уровень автономии у российских учителей низок, их деятельность слишком регламентирована и не дает возможности выбирать или разрабатывать самостоятельно программы подготовки и системы оценочных инструментов.
И как оплачивается этот нелегкий учительский труд? На основе анализа, проведенного ОЭСР, была составлена своеобразная таблица – доход учителя в фастфудовских биг-маках. Получилось наглядно и образно. Зарплата учителя в среднем по России – это 10 биг-маков в день, в Германии – 44, в Испании – 30, в Японии – 25. Любопытная информация для размышления.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Российские учителя — о низких зарплатах, бесконечных отчетах и недостатках системы образования
Почему у учителей по-прежнему низкие зарплаты, зачем нужны новые предметы «родной русский язык» и «родная литература» и что еще не устраивает педагогов в их ежедневной работе? В рамках специального проекта Znak.com в социальной сети «Одноклассники» мы узнали мнения учителей о существующей системе образования и выяснил, что бы они хотели в ней изменить.
Опрос учителей из разных городов России проводился на странице Znak.com в соцсети в течение прошлой недели. За это время преподаватели оставили более 500 комментариев. Мы проанализировали их и рассказываем, что беспокоит педагогов больше всего.
«Пройдет еще десять лет, и образованию конец»
Многие учителя настроены пессимистично и обращают внимание не нехватку кадров, в том числе из-за низкой зарплаты. «А где достойные [учителя]? Потихоньку уходят, кто за лучшей долей и достойной зарплатой, кто на пенсию… Молодежь если и приходит, то ненадолго, да и подготовка их оставляет желать лучшего… Пройдет еще 10 лет, и образованию конец… Может быть, это и является целью нашей власти? Не нужны образованные и думающие люди, нужна тупая бессловесная масса, всегда довольная жизнью после бутылки водки и просмотра похабных передач по ТВ… Грустно», — пишет Татьяна Тихомирова из Конаково (Тверская область).
«По большому счету наше мнение никто не учитывает, всем на все плевать. Уничтожили нормальное образование, учителей и не спросили», — считает Ольга Кашина, работающая в одной из омских школ.
«Если бы сейчас встал вопрос о получении образования, ни за что не стала бы получать профессию учителя. Наступило такое время, когда нас обвиняют во всех смертных грехах.
Папа с мамой головы сковородками в пьяном угаре поразбивали — виноват учитель. Деньги пропили, детям есть нечего — опять учитель виноват. Снегом замело дворы селянам — иди, учитель, неси им хлеба, оставив своих детей дома. В ДТП ребенок попал во внеучебное время — чья, думаете, вина? Верно, учителя! Одни отписки, отчеты, проценты… С детьми работать некогда!» — говорит Татьяна Хохлова, педагог с 30-летним стажем из станицы Новолеушковской (Краснодарский край).
«Забавно, что родительская аудитория не бьет тревогу по поводу того, что теперь в школе (с легкой руки Минобра) могут работать студенты или вовсе люди без профильного образования. То-то будет весело! Прямо грибоедовское: „Числом поболее, ценою подешевле“. Так закроют дефицит кадров. И школа перестанет существовать — будет бесплатная передержка», — уверена Оксана Хаустова из Иркутска.
«Учитель отдавал знания детям, а не мертвым бумагам»
По мнению учителей, административной работы могло бы быть меньше. «90% рабочего времени учителя составляют всевозможные отчеты. В этом году их стало еще в разы больше. Дайте работать с детьми! Понятно, что чиновники должны как-то оправдывать свое существование», — рассуждает Ольга Галкина из Березняков (Пермский край).
«Сейчас хороший учитель — тот, кто вовремя сдал программы (никому не нужные), кто не спорит с некомпетентным завучем по своему предмету, сидит на бесконечных совещаниях, не видит собственных детей и так далее. Может, это ирония? Нет, это опыт 38-летнего труда в школе. Это счастье, что ты на пенсии. Свобода от разных дурацких указов сверху, тотального контроля», — говорит Галина Макарова из поселка Маловский (Бурятия).
Галина Слуцкая поддерживает эту точку зрения. Она обращает внимание, что в советское время, в частности, «не было этого бестолкового обилия бумаг: учитель приходил в класс с одним журналом под мышкой и все» «У учителя было много времени отдавать свои знания и душу детям, а не мертвым бумагам», — отметила она.
«Хочется поменьше работать с бумагами, отчетами, а больше с детьми. Аттестация унижает учителя, забирает много времени на оформление документов», — считает Елена Кузнецова из Богучара (Воронежская область).
«Меня вдохновляет работа с детьми, но учителей лишили всех прав. Нас действительно не ценят, а только гнобят родители и дети. Руки опускаются, работать невозможно, а бумажной работы сколько?! У бухгалтера столько отчетов нет, как у нас!» — возмущена Ольга Шнар из Магнитогорска.
«Сколько бы ни кричали с трибун о разгрузке учителя от ненужных отчетов, ничего не меняется. А электронный журнал только добавил работу вдвойне, и он очень неудобный в пользовании. Для проверяющих — удобно и легко, а для учителя — нет. В школе скоро некому будет работать», — считает Светлана Хаматгалиева из Тобольска (Тюменская область).
«Седьмой год не повышают зарплату»
Многие учителя обращали внимание на низкие зарплаты. «Правительство нашей страны плевало на учителей. Седьмой год не повышают зарплату», — заявила Елена Кудинова из Переславля-Залесского (Ярославская область).
«Очень хочется, чтобы учитель действительно получал достойную зарплату за ставку, а не за две. Тогда больше времени и желания останется на работу с детьми. Аттестация не стала механизмом повышения качества образования и квалификации учителя, ее надо менять», — говорит Нина Сергеева из Читы.
«Один вопрос! Почему зарплата 16 тыс. рублей?» — обратилась к коллегам Наталия Валент из деревни Гуренки (Кировская область).
«Потому что наше правительство определило оклад за ставку преподавания 18 часов при наличии высшего образования — 6967 рублей, при наличии среднего педагогического образования — 6115 рублей. Добавьте проверку тетрадей, стаж, категорию, северный и районный коэффициент, вот и получается 16 000. Вот такая арифметика», — ответила ей Наталья Кусакина из поселка Новочернореченский (Красноярский край).
«Программы и учебники не совершенны, финансирование школ скудное, зарплаты учителей — низкие, много ненужных обязанностей вменяют учителям, много бумаготворчества и бумагомарания. Не улучшили дела в образовании ФГОСы. Подушенная (подушевая) оплата труда, стимулирующие [выплаты] тоже не пополнили бюджет учителя. Чиновники от Минпросвещения, услышьте наконец глас учителя. Может случиться так, что слышать скоро будет некого. Ныне единицы идут в педвузы, а вы все трудитесь над разработкой критериев оценки труда педагогов и новыми методиками аттестации учителей», — обращает внимание Александра Ханина из поселка Заволжский (Саратовская область).
«Многочасовая очередь учителей к компьютеру»
Сами школы не отвечают современным образовательным стандартам. «Если посмотреть на большинство школ маленьких городов, то там все тот же мел и доска! И десять компьютеров на всю школу, и те же две смены, и детей более 30 в классе, да и учебники только ухудшаются», — говорит Ольга Хан из Калининграда.
«Ох, уж этот пресловутый электронный дневник! Я еще понимаю в городской школе при хорошей скорости интернета, да у каждого учителя свой компьютер… А представьте нашу деревенскую школу с одним компьютером с выходом в интернет. И очередь из учителей многочасовая к этому компьютеру… А деревня официально включена в перечень местностей труднодоступных и удаленных от сетей связи интернет…», — пишет Наталия Валент из деревни Гуренки (Кировская область).
«О новых предметах мы узнали из расписания»
Некоторые учителя поделились своим удивлением по поводу решения ввести в школах с этого учебного года новые предметы — родной русский язык и родную литературу — в дополнение к существующим предметам.
«37-й год в школе. Вызывают недоумение, возмущение нововведения в учебном плане: второй иностранный язык, родной язык и родная литература. Не могу понять, зачем в небольшой сельской школе ещё один иностранный, когда и первому-то учить некому. По поводу родного языка и литературы. Это актуально в бывших союзных республиках и там, где обучение ведётся не на родном языке. У нас же с первого класса обучение на родном русском языке. И учим именно русский язык и русскую литературу. Других родных языков у нас нет. Зачем эти часы? Кому эта уникальная идея в голову пришла?» — пишет Наталья Воробьева из села Шубенка (Алтайский край).
«В этом учебном году у нас ввели новые учебные предметы: родной язык и родная литература. Узнали мы о них из расписания. То есть не было никакой информации, что за уроки… Нет ни программ, ни планов, ни учебников, а в расписании стоят… Что преподавать? Чему и как учить? Это хорошо, что у нас дети все русскоязычные, а если школа многонациональная? Что понимается под „родным языком“?» — недоумевает Елена Полушкина из поселка Солнечный (Сургутский район).
«А у нас родной язык ввели, отобрав один час у второго иностранного… Как за один час в неделю научить детей иностранному языку? Идиотизм просто», — поделилась Наталья Баталина из Невинномысска (Ставропольский край).
«Из программы русского языка в „родной русский“ темы перебросили — класс! Теперь у нас одни темы к русскому, а другие — к русскому родному, из литературы — к родной литературе. И это в русскоязычной школе! До такого маразма раньше не додумывались. Хоть бы уж часы на этих „родных“ дали, а то пришлось выкраивать из того, что было. Да, все меняется, но в образовании, к сожалению, не в лучшую сторону», — рассказала Лариса Вьюнова из Нижнего Новгорода.
«Чтобы наша профессия считалась творчеством, а не услугой»
И все же, несмотря на большое количество недостатков, учителя говорили и о том, что их вдохновляет. «Стаж работы — 34 года. Я ни разу не пожалела о том, что пришла в школу. В любой профессии есть свои плюсы и минусы, мой девиз: „Не умеешь организовать — работай сам!“ Поэтому, уважаемые коллеги, работайте сообща, организовывайте родителей, детей, и тогда, поверьте, будет время на все, а ныть и искать недостатки можно везде. Ведь хорошо там, где нас нет! Хочу добавить, что очень рада тому, что дочь тоже выбрала эту профессию!» — написала Виктория Чередниченко из города Валуйки (Белгородская область).
«Я работаю в школе не так давно (меньше полугода). Но за это время я уже успела влюбиться всей душой в это место, в свой класс и в коллектив. Если честно, то перед выбором места работы были опасения и страхи, навеянные обществом и стереотипами о том, что заработная плата не соответствует нагрузке, отдачи никакой, занятость максимальная и даже выходные не кажутся выходными, так как постоянно в бумагах и в бумагах. […]
Каждый день я вижу „своих детей“, коллег, эти горы тетрадей, планы, отчеты, бумаги, бумаги и еще раз бумаги, но в конце рабочего дня, когда я остаюсь в классе совсем одна, я понимаю: „Счастье — вот оно, здесь и сейчас!“
А когда я вижу, что кто-то из учеников делает успехи, чья-то отметка повысилась или просто кто-то рад меня видеть и бежит скорее обниматься, я понимаю, зачем и для чего я работаю там, где работаю, и именно тем, кем работаю!» — добавила оптимизма Наталья Рябова из Барнаула.
«Очень нравится работать с детьми! Мы учим их, а они нас. Этот диалог, именно диалог, заставляет жить, познавать, открывать, делиться… […] Только печально, что значение учителя в России свели практически к нулю» — говорит Степан Ахметов из Саратова.
«Ответственных учеников нам всем, родителей в помощь нам, и чиновников, у которых на первом месте люди (дети и учителя), а не бумажки для проверяющих. Чтобы наша благородная профессия считалась всеми творчеством, а не услугой. И, конечно, чтобы желание учителя работать в нашей сверхзаэкспериментированной школе оплачивалось достойно. Ну, что-то близкое к депутатской зарплате», — пожелал всем Виктор Богданцев из рабочего поселка Сузун (Новосибирская область).
«Вслух было сказано — денег нет»: почему зарплата учителей ниже прожиточного минимума
Преподаватели из Алтайского края и Владивостока жалуются на отсутствие выплаты за классное руководство, доплат за консультации, а еще на низкие зарплаты младшего персонала. Учитель русского языка и литературы из Березников Пермского края Евгений Хан записывает вирусное видео, в котором рассказывает, что работает более чем на две ставки за 22 000 рублей. Что вообще происходит в регионах с зарплатами педагогов? Разбираемся вместе с преподавателями и профсоюзом «Учитель».
Учитель истории и обществознания школы города Меленки Владимирской области Григорий Фоменков преподает 24 года и получает зарплату по МРОТ: 12 130 рублей — из них 10 613 рублей на руки.
В мае прошлого года Григорий Борисович не стал подтверждать высшую квалификационную категорию, потому что лишние эмоциональные нагрузки нежелательны для его здоровья: в 2011 году преподаватель перенес обширный инфаркт. Хотя подтверждение категории позволило бы Григорию Борисовичу получать на 3000 рублей в месяц больше:
— В этом году в нашей школе убрали стимулирующие. Мне выплачивали 451 рубль в месяц за подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. В прошлом году я готовил девятые и одиннадцатые классы, в этом году остались только одиннадцатые, но надбавку убрали вообще. Раз мне за это не платят, то я, конечно, не провожу дополнительные занятия. Детям на уроках всё равно не откажешь, я всё объясняю. И, разумеется, мы продолжаем консультировать по ЕГЭ. Преподаватели — те, кому убрали выплаты — обратились в школьный профсоюз, подписали бумагу с указаниями, у кого и на сколько упала зарплата, однако судьба этой бумаги осталась неизвестна. А вслух было сказано — денег нет».
Из чего складывается зарплата учителей
О том, как в школах устроена подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, рассказывает оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова:
— У школы нет обязанности специально готовить к государственной аттестации. Но поскольку школа и учителя заинтересованы в хороших результатах, в большей или меньшей степени проводятся внеурочные занятия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Поскольку это все равно занятия, они должны фиксироваться и оплачиваться, но иногда учителя проводят дополнительные занятия по подготовке к экзаменам бесплатно, поскольку рассчитывают получить стимулирующие за высокие результаты учеников по ЕГЭ или потому что директор оказывает моральное давление.
Надежда получить стимулирующие — не алчность отдельных педагогов, а вынужденная необходимость. Как мы уже говорили выше, в регионах учителя часто получают зарплату в рамках МРОТ. Работая на полной ставке, 18 часов в неделю, учитель не может зарабатывать меньше этого уровня, иначе это будет нарушением законодательства. Другое дело, что МРОТ — это характеристика для неквалифицированного труда. Но даже такой базовый оклад для многих школьных учителей скорее мечта.
12 правовых вопросов, которые нужно учитывать учителям
Ольга Мирясова объясняет механику:
— Распространена практика, когда у преподавателей маленький базовый оклад, а за счёт надбавок его повышают до МРОТ. Проблема в том, что, когда преподаватель хочет работать только на ставку без дополнительных нагрузок, ему говорят, что так нельзя, потому что он будет зарабатывать меньше МРОТ. Тогда ему предлагают взять больше рабочих часов или классное руководство, чтобы дотянуть зарплату до 15–20 тысяч рублей в месяц.
Собеседник «Мела», классный руководитель начальной школы из Новосибирска, пожелавший высказаться анонимно, зарабатывает 19 000 рублей в месяц чистыми с учётом надбавки за классное руководство, которая составляет 5000 рублей.
В их школе стимулирующие, которые составляли 2–3 тысячи рублей в месяц, перестали выплачивать с сентября
Если до пандемии удавалось получать баллы за вывоз детей на экскурсии и проведение классных мероприятий, то теперь такой возможности нет:
— В прошлом году открылась новая школа, куда перешли дети. Если раньше у меня в классе было 36 человек, то в этом году осталось 19. Нам постоянно требуются кадры, но работать никто не идёт. Недавно пригласили педагога в начальную школу, но она не устроилась из-за того, что в другой школе платят больше. Я думаю, дело как раз в стимулирующих.
Что такое стимулирующие и компенсационные выплаты
Согласно Постановлению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, учитель имеет право получать заработную плату, компенсационные и стимулирующие выплаты. Компенсационные могут выплачиваться, если педагог работает в условиях, отклоняющихся от нормы, например сверхурочно. Стимулирующие же выплаты можно получить за интенсивность, качество и высокие результаты работы. Правда, стимулирующие выплачиваются не всегда, так как они не являются обязательными. Ольга Мирясова разъясняет детали:
— Школа находится в зависимости от выделенного на нее бюджета. Может быть, директор и не против выплатить хорошие стимулирующие, но если денег на школу выделили мало, то таких выплат может не быть вообще. Остается только фонд экономии оплаты труда (незакрытые ставки, невыплаченная зарплата за тот период, когда учителя были на больничном), но он может быть совсем небольшим. Часто учителя получают зарплату, состоящую только из базового оклада и компенсационных выплат.
Еще одна наша анонимная собеседница, школьный учитель из Архангельска, объясняет эту механику на собственном примере:
— У нас в школе стимулирующие составляли 7–8 тысяч рублей к окладу, в этом году их отменили вообще. Для того чтобы их получить, нужно было из кожи вон лезть — расхвалить себя так, чтобы получить 100 баллов. Причем стоимость одного балла зависела от общей суммы стимулирующих и общего количества баллов всех педагогов, которые подали заявление на получение этих выплат. То есть общую сумму делили на общее количество баллов и получали стоимость одного балла. Чем больше мы старались, тем меньше стоил балл.
Как живут и сколько зарабатывают школьные учителя в разных странах мира
По словам Ольги Мирясовой, параметры, по которым выплачиваются стимулирующие, в каждой школе свои и одна из задач профсоюза — выработать справедливые критерии. При выплате стимулирующих часто учитывается успеваемость учеников, их победы в конкурсах, количество проведенных классных мероприятий и многое другое:
— Проблема в том, что не так просто придумать критерии, которые будут устраивать всех учителей. Допустим, преподаватель физкультуры не занимается с детьми подготовкой к ЕГЭ, у него меньше возможностей заработать стимулирующие баллы, и он начинает требовать их у администрации. Такие вопросы должны решаться коллективом совместно с профсоюзом и администрацией. Профсоюз имеет право включать в комиссию по стимулированию своего представителя.
Сегодня администрации школ часто сами формируют критерии, распределяют стимулирующий фонд без какого-либо контроля со стороны профсоюза. Из-за этого внутри школ мы видим большой разброс зарплат: кто-то получает 20 000 рублей, а кто-то — 50. Власть отчитывается, что зарплаты учителей в среднем по региону не ниже средней по экономике, но никто не гарантирует учителю, что он будет получать среднюю зарплату.
О том, как повышают зарплаты учителям в регионах, рассказывает преподаватель начальных классов из Кемерово, который тоже попросил скрыть свое имя:
— Нам третий раз повысили базовую часть за счёт уменьшения стимулирующих. В итоге к базовой части зарплаты добавляется 2000, а общая сумма дохода при этом падает на 3–7 тысяч. При этом те, кто не работал на стимулирующие, по сути, получили деньги тех, для кого они были важным источником дохода.
Что будет дальше
В 2021–2025 годах правительство собирается ввести новую систему оплаты труда бюджетников. Согласно новому закону, зарплаты будут рассчитывать по единым требованиям, которые вместо региональных властей установит кабмин. Правительство разработает дифференциацию окладов и ставок, где оклады будут определяться на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также единые перечни стимулирующих и компенсационных выплат. Ольга Мирясова объясняет, как можно было бы сделать это справедливо:
— Новая единая система оплаты труда учителей, которую планируют разработать в Министерстве просвещения, должна включать минимальный размер оплаты труда за ставку 18 часов. Наш профсоюз считает, что он должен быть не менее двух региональных МРОТ. А уже сверху должны начисляться компенсационные и стимулирующие выплаты. Но для этого необходимо увеличить и бюджет на образование.
Иллюстрация: Shutterstock / GoodStudio