почему так мало учителей мужчин
Однополое образование, или Учителя-мужчины как вымирающий вид
Можно ли с этим согласиться? Ну, как минимум стоит констатировать, что заявление президента весьма спорное. Ведь авторитет педагога и престиж его работы – вещь такая, которая зависит не только от такого фактора как то, «кто находится в учебной аудитории за партами». За партами могут сидеть более чем уважительные обучающиеся, но вряд ли в конечном итоге это каким-то образом добавляет престижа самой педагогической деятельности. Дети прекрасно видят, что учитель, при всём их (в основной своей массе) к нему уважении, вынужден уделять бумагомаранию как минимум не меньше времени, чем общению непосредственно с учащимися. Дети ещё и чувствуют то, что уважение к учителю с их стороны вовсе не является гарантией уважения к нему со стороны различного рода «мониторинговых» инстанций.
Эта проблема продолжает нарастать как снежный ком. Педагоги, простите, воют от того, что отчётная деятельность переходит все границы адекватности. Объёмов рабочего времени, которое определено, так сказать, официально, учителю не хватает катастрофически. Бумажная волокита не менее катастрофически пожирает как сам учебный процесс, так и, элементарно, личное время учителя, который (может быть, проверяющие инстанции об этом забыли) – тоже обычный человек, и после рабочего дня как бы ещё и отдохнуть право имеет.
Сама профессия всё больше превращается в откровенно женскую. Не подумайте, что это какой-то сексистский выпад в отношении прекрасного пола. Вовсе нет. Тут дело в другом: большинство мужчин попросту не видят в себе потенциалов для «гиперусидчивости», чтобы «радовать» бесконечные проверки бесчисленным числом макулатуры о проделанной работе. Есть, безусловно, исключения, но в том и дело, что это только исключения.
Если сравнивать по временным периодам, то последние четверть века стали временем, когда по числу учителей-мужчин в России наблюдается явный антирекорд. Официальной статистики по этим цифрам нет, но можно с уверенностью говорить, что мужчины жалуют педагогическую деятельность всё меньше.
Для примера.
Открытые данные о новой школе Воронежа (102-я) – та самая, в которую для записи ребёнка жители близлежащих многоэтажек стояли ночами, согреваясь горячим чаем и обсуждением того, почему «именно мой, а не ваш, ребёнок должен попасть в эту школу»:
из 60 представителей педагогического и административного состава мужчин – 12. Это 20 процентов.
И это ещё существенные цифры «мужского присутствия».
В других школах по стране процент педагогов-мужчин чаще ниже.
Вот, к примеру, фотография с сайта 25-й саратовской школы.
Что называется, без комментариев.
Пермская школа №16. Из 81 представителя педагогического коллектива мужчин – 10.
Ростовская школа №55. 31 педагог. Мужчин – четверо.
Есть немало школ, где мужского «личного состава» в педагогическом коллективе нет вообще.
С одной стороны, мастерство педагога, как, в принципе, и любого другого специалиста, не определяется его полом. Однако в педагогике есть нюанс, который нельзя упускать. Речь о системе воспитания, которая, как в полной семье, определяется наличием обоих родителей и наличием их общего воспитательного вклада в своих чад. С этим можно спорить, но есть определённые цифры, говорящие сами за себя. В прошлом году число заключенных браков в России составило около 1,1 млн, и в том же году более 610 тыс. пар распались, оформив развод. Появились новые десятки (а то и сотни тысяч) семей, в которых воспитание детей становится постоянным процессом со стороны лишь одного из родителей. В подавляющем большинстве случаев – со стороны матери.
С точки зрения воспитания будущих мужчин, защитников Отечества, это реальная проблема, которая может быть решена, если государству действительно интересен подход к хранению традиций и тех самых «скреп», о которых часто слышится с трибун.
Бюрократы, буквоеды и бумагомараки в целях представить «наверх» отчёт попрезентабельнее делают российское образование фактически однополым. Это одна из составляющих того, что по выпуску из школы нередко формируется такой, простите, конечный продукт, который сам никоим образом не виноват, что никакого мужского харАктерного начала в него не заложено. Что потом – проблемы социализации, бытовая неудовлетворённость, разрыв в том, что хочет и на что способен.
На днях на глаза попалась статья учителя года (2017) Псковской области Наталии Яниковой. Статья носит название «Какой я вижу школу через 10 лет». В ней представлены 12 тезисов педагога о новой школе.
Вот один из них:
Тезис 1. В будущем понятие профессии размывается. Это коснется и профессии учителя. Многим учителям нужно будет переучиться, превратить хобби в возможность дополнительного заработка.
То есть учитель года Псковской области откровенно говорит о том, что и через 10 лет школьному учителю придётся искать финансовой удачи где-то на стороне, чтобы попросту удовлетворить потребности своей семьи. Из серии (после вчерашнего выдвижения известной кандидатуры вновь актуально): «Идите в бизнес».
Тезис 9. Учителя в школе всё также будут время от времени погружаться в отчётность. Ведь именно эта отчетность позволит выстраивать гибкое управление учебным процессом. И мы станем операторами баз данных.
«Погружаться». Подобрано точное определение этого процесса.
Интересно, кому из педагогов отчётность, которой всё активнее пытаются подменять непосредственный педагогический живой процесс, помогла им «гибко управлять»? Скорее сам процесс посредством часто нелепейшего погружения в документацию научился «гибко управлять» учителем – под нужды проверяющего состава, но не под нужды подрастающего поколения и интересов страны.
Почему-то после этих двух тезисов рисуется пессимистическая картина того, как несколько педагогов-мужчин (и не только мужчин) написали заявления об уходе из профессии по той простой причине, что им коллега объясняет: с бюрократией ничего не изменится, как и с заработной платой, а потому ищите доходы в другом месте или. А государство в итоге всё спишет на призвание – мол, ушли, потому что «у них его не было». «Ничего – придут другие: молодые, амбициозные». А там и захочется себя проявить, но в итоге часто получается как намедни в Кургане – патриотический посыл плакатов к 9 мая съели умопомрачительные ошибки из серии «и так сойдёт – зато у дизайнера две вышки». А школе, судя по вектору работы чиновников от образования, должно «традиционно» хватать и трудовика с физруком, остальное сделают «продвинутые инновации» и «эффективные менеджеры». А этих «эффективных» к образованию, будь возможность, не подпускать бы на пушечный выстрел.
Учитель-мужчина. Редкая птица в наших широтах
Светлана Лаврентьева
15 сентября 2017 • 20:03
Мы недавно узнали, что сейчас в России учителей мужского пола только 15 %. Хотя еще несколько лет назад их было и того меньше. Сегодня на Педсовете учителя-мужчины рассказывают о том, как они чувствуют себя в профессии, в школе, в женском коллективе.
И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?
Игорь Сергеевич, учитель технологии, 58 лет: «Я работаю в школе всю жизнь. После окончания школы отучился в техникуме, и меня взяли в школу работать электриком. А потом как-то так получилось, что стал вести уроки труда у мальчиков. Потом, конечно, заочно отучился в институте, получил педагогический диплом, но это была пустая формальность: ничему толковому меня там не научили, только бумажку дали. В следующем году отмечу 40 лет педагогического стажа.
Конечно, в женском коллективе непросто. Хоть коллеги у меня и хорошие, и люблю я их, а все равно частенько не понимаю. То скандал, то обиды какие-то, то сегодня они вместе чай пьют, а завтра смотреть друг на друга не могут. Я не могу соответствовать этому уровню накала эмоций. Поэтому держусь стороной, стараюсь ни в какие распри не влезать, ничью сторону не принимать. И еще очень непросто подчиняться женщинам. Во всех школах, в которых я работал, директорами и завучами были женщины. И иногда серьезно приходилось через себя переступать, чтобы, услышав приказ из женских уст, брать под козырек и идти выполнять.
С деньгами тоже беда, конечно. Я больше тридцати лет совмещал в своих школах должности учителя и электрика, сантехника, даже дворником пару лет в школе работал. Вставал в пять утра, в 6 уже был в школе, приводил в порядок территорию, потом переодевался, бежал на уроки, а вечером снова к метле, лопате и граблям. Тяжело давалось, не скрою. Но зато и денег домой приносил. Сейчас такое совместительство запрещено. Так я по вечерам в мастерской подрабатываю. У меня около дома есть мастерская по починке всего на свете. Вот я там вечерами и работаю то паяльником, то отверткой. На одну учительскую зарплату, может, в одиночку и проживешь, но семьей – уже нет.
А в целом я не жалею, что всю жизнь в школе провел. Интересно наблюдать, как дети растут, взрослеют. Интересно видеть, как меняется представления о допустимом. Это лучше всего именно в школе видно. Раньше ученик и помыслить не мог, чтобы на учителя голос повысить, а сейчас чего они только себе не позволяют, а у учителей отняли все инструменты воздействия: исключить из школы нельзя, затрещину отвесить нельзя, «дураком» назвать нельзя, ничего нельзя. А что учителю остается? Только взгляд. Я себе свой фирменный взгляд долго тренировал. Зато сейчас часто коллеги прибегают: «Игорь Сергеевич, сходи, посмотри на них. Сил уже нет!» Ну я и иду. Войду в класс, встану в дверях (а во мне роста под 2 метра и плечами я как раз в проем еле умещаюсь) и смотрю. Молчу и смотрю. И затихают. Так и бегаю из кабинета в кабинет. И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?»
Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю
Артем Алексеевич, учитель информатики, 30 лет: «Я в школу пришел не так давно, пять лет назад. Образование-то у меня педагогическое, но после института ушел в частную фирму сайты делать. А потом жена уговорила, она сама – учитель, вот и капала на мозги: «Иди в нашу школу. Нам мужчины нужны. И на работу будешь на машине возить, надоело мне на автобусах мотаться». Так я оказался в школе. Могу сказать, что пока не пожалел.
Правда, вкалывать приходится существенно больше, чем раньше работал. Чтобы зарплата была более-менее, я и уроки веду, и кружок, и за электронный журнал всей школы отвечаю, и сайт администрирую. Иногда рабочий день начинается в 8 утра, а заканчивается в 11 вечера. Но зато:
— делаю нужное дело, есть ощущение, что не зря небо копчу;
— весь день жена рядом, а мы пока друг другу не надоели, нам вместе лучше, чем врозь;
— коллектив у нас хороший, все примерно одного возраста, что называется «одни и те же книжки в детстве читали», поэтому общий язык легко находим;
— отпуск длинный и всегда летом.
Ну и с детьми мне интересно. Нет, не со всеми, есть такие, которых глаза бы мои не видели, но в целом дети хорошие. И учимся друг у друга, они мне все время новые классные приложения советуют, всякие онлайн-сервисы полезные, а я их программировать учу. На уроках проблемы крайне редко случаются. Им интересно, мне интересно, так чего проблемы создавать?
Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю. Думаю, надоест рано или поздно. Ну надоест – уйду. Хотя жалеть немножко, наверное, буду».
Я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы
Никита Данилович, учитель математики, 24 года: «Если честно, после школы я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы. Я считаю, что каждый мужчина создан для того, чтобы быть руководителем. Во власть и в чиновники не пробиться, в бизнес идти – очень рискованно, а куда еще? А в школе любят, когда директор – мужчина. И я считаю, что директор –мужчина более эффективен и результативен. Почему? Потому что спокойствия больше, рассудочности, трезвости мысли, аналитических способностей, ну и коллектив иначе относится. Вы когда-нибудь слышали, чтобы школьного директора-мужчину не уважали? Я не слышал.
Я планирую через 2 года получить высшую категорию и пойти на учебу директоров. Думаю, в школе мне рекомендацию дадут. А пока работаю учителем, нарабатываю опыт, изучаю всю школьную кухню. В конкурсах участвую, чтобы меня на уровне района заметили. Цинично? Наверное. Но зато честно. Я могу, конечно, сейчас задвинуть речь о том, как в детстве зачитывался «Педагогической поэмой» и мечтал сеять доброе, разумное и вечное. Но вам такое каждый второй расскажет. Хотя правда это только для единиц. Я в институте насмотрелся и наслушался, поэтому розовые очки давно снял. Мало кто идет в пед, чтобы потом положить себя на алтарь воспитания и обучения подрастающего поколения. В массе выбирают эту профессию, чтобы гарантированно была работа, зарплата и возможность в середине дня уже быть свободным. Поверьте, именно так и есть. Ну а меня другое интересует. Вот как старуха у Пушкина хотела быть владычицей морскою, так я хочу быть директором. И обещаю – у разбитого корыта не останусь».
Хорошая у меня работа
Алексей Дмитриевич, учитель физкультуры, 38 лет: «А что говорить? Работа как работа. Легче, чем вагоны разгружать, но сложнее, чем в офисе бумажки перекладывать. Главное – отдача есть. Когда твои парни после урока не спешат в раздевалку, а остаются в спортзале, чтобы мячик погонять или на турнике повисеть, понимаешь, что ты снова победил и показал, что бывает что-то, более интересное, чем гаджеты. Я считаю, что, если что и может сегодняшних детей и подростков оторвать от телефонов, то только спорт. Поэтому зал никогда не закрываю. Все в школе знают, что на перемене или после уроков можно прийти и поработать. И приходят! Кто на тренажеры, кто мячик в кольцо покидать. Так что хорошая у меня работа. Нужная и полезная».
Мужчина в образовании: герой, необходимый современной России
Почему исконно мужская профессия учителя теперь стала женской, каковы проблемы современных учителей-мужчин и почему гендерное равенство так важно для будущего российского образования?
Учителей-женщин сегодня настолько больше, чем их коллег-мужчин, что уже сама профессия учителя считается женской. Но во все времена именно мужчины учили детей, например, в дореволюционной России большинство учителей были именно мужского пола. Со временем ситуация изменилась. Почему так получилось, что теперь детей в школах учат преимущественно женщины, в педвузы поступает больше девушек, и профессия учителя для мужчины считается не самой подходящей?
Исторически этот вопрос можно объяснить тем, что период интенсивного развития советского образования пришёлся на послереволюционное, послевоенное время, когда миллионы мужчин погибли, а подавляющая часть оставшихся была занята в других сферах – в армии, органах правопорядка, в промышленности… Тогда-то и пришли в просвещение женщины.
К нашему времени количество мужчин и женщин в стране относительно равное, но в педагогике в подавляющем большинстве заняты женщины. И это имеет своё влияние на развитие будущих поколений.
Почему в системе образования нужны учителя-мужчины?
Изначально ребёнок растёт в условиях присутствия людей разного пола – матери и отца. Мальчик или девочка видит перед глазами взаимодополняющие линии поведения, социальные роли и взаимосвязи, он развивается гармонично. В условиях школы ребёнок находится под влиянием исключительно женской модели поведения, фактически он на долгие годы лишается естественного двуполого общества. Результаты таких условий воспитания уже прослеживаются в обществе и со временем ситуация будет усугубляться. Поэтому возвращение мужчин в педагогику, создание гармоничной среды развития для детей сегодня как никогда актуально.
Что делать?
Один из самых простых, но эффективных путей в педагогику – прохождение курса профессиональной переподготовки. Сегодня это можно сделать дистанционно в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки. Наиболее интересными для мужчин курсами являются:
Почему педагогов-мужчин становится все меньше?
Аристотель, Платон, Жан-Жак Руссо, Конфуций, Песталоцци, Константин Ушинский, Лев Выготский, Януш Корчак, Джон Дьюи, Шалва Амонашвили. Пусть женщины не обижаются, но, говоря о великих учителях, вспоминают преимущественно педагогов-мужчин. Для Яна Амоса Коменского профессия учителя была «лучшая, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, который любовно выращивает растения в саду, с архитектором, который заботливо заполняет знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, что тщательно отесывает и шлифует умы и души людей, с полководцем, который энергично ведет наступление против варварства и невежества. Ян Амос Коменский написал десятки учебников для школы и более 260 педагогических произведений. Слова «урок», «класс», «каникулы», «обучение» вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. Между прочим, «педагог» и «учитель» — тоже слова мужского рода.
Но как так случилось, что наши школы постепенно превратились в сплошное женское царство и попасть к педагогу-мужчине считается сейчас большой удачей? Сказывается ли на учениках недостаток мужского воспитания и как вернуть в педагогический процесс представителей сильной половины человечества? Эти вопросы оказались в центре внимания участников научно-практической конференции «Мужчины в системе образования», которая прошла на базе Белорусского государственного педагогического университета.
Непрестижная профессия?
Как следует из статистического обзора, подготовленного ко Дню учителя, в общей численности педагогов, которые преподают в школе отдельные предметы, представители сильного пола на начало 2018/2019 учебного года составляли 18,2 процента.
В топ-5 предметов, где число учителей-мужчин была самым высоким, вошли «физическая культура» (63,7 процента от общего количества), «допризывная и медицинская подготовка» (60,7 процента), «трудовое обучение» (43 процента), «физика» (35,5 процента), «история и обществоведение» (28,9 процента).
А вот среди учителей белорусского языка и литературы и русского языка и литературы мужчин-педагогов почти нет (всего 2,5 и 2 процента соответственно). Среди учителей иностранного языка их только 5 процентов, биологии — 8 процентов, химии — 9 процентов. Среди директоров учреждений образования и их заместителей — также только 14 процентов мужчин.
— Исторически воспитание и обучение было мужской территорией, но сегодня мы все наблюдаем отток из образования мужчин. Можно ли его остановить? Полагаю, что ключевым вопросом является престиж учительской профессии в обществе и уровень оплаты труда в этой сфере, — поделился своими рассуждениями директор студии польского языка Pan Profesor, магистр исторических наук Александр ПРУДНИКОВ. — Если начинающий учитель зарабатывает приблизительно 200 долларов, то может ли он позволить себе снимать жилье, содержать семью, путешествовать и так далее? Вопрос риторический. Поэтому даже при всей любви к избранной профессии мужчина будет искать способы, как и где ему заработать. Причем не только школа, но и сфера образования могут им вообще не рассматриваться в качестве варианта. Мужчина должен быть успешным, а успешность в обществе, особенно в последнее время, определяется количеством денег, которые ты зарабатываешь.
Есть еще одна серьезная проблема, свойственная нашей действительности, — большой объем в школе бумажной работы, которую приходится выполнять учителям. Она мужчинам вообще непонятна. О которой элитарности профессии может идти речь?
Разная философия
Между прочим, проблема феминизации школьной педагогики актуальна абсолютно для всех европейских стран. Исследователи отмечают, что общественный престиж профессии нередко снижается, если в ней увеличивается количество женщин. Чем больше женщин в индустрии, тем выше вероятность того, что эта сфера будет плохо оплачиваться.
При этом в частных школах Великобритании ситуация радикально отличается от государственных, и нередко процент мужчин-педагогов там втрое выше. Кроме престижа и размера зарплат, это объясняется также историческими причинами и большим значением в частных школах внеклассных занятий. Чем престижнее учреждение, тем больше будет там спорта: крикета, регби, гребли и так далее, что также привлекает мужчин. Пока никто не доказал, что успешность ребенка связана с тем, миссис или мистер стоит около доски, но если вы выбираете школу в Великобритании, то количество мужчин-учителей может быть неформальным индикатором ее высокого рейтинга.
В феминизации образования хватает отрицательных сторон. Для воспитания полноценной личности требуется как женская, так и мужская философия жизни. У педагогов-мужчин и педагогов-женщин ролевое поведение существенно отличается. Мужское воспитание ориентировано на достижение результата, оно подталкивает ребенка к познанию границ своих возможностей, открытия новых сфер жизни, экспериментов, ориентации на собственное будущее.
Феминизация школы неизбежно ведет к так называемой гуманизации образования: женщины, ставшие ведущей педагогической силой, привносят в систему образования свое понимание мира, свои методики и подходы. Все естественные проявления постижения границ (шумные игры, бег, физическое противоборство на определение самого сильного), воспринимаются ими как разрушительные факторы.
При отсутствии «живого примера» в лице учителя у большинства современных школьников формируется очень абстрактное понимание так называемых маскулинных (мужских) качеств и их значения в современном обществе. А если принять во внимание большое количество детей, растущих в неполных семьях с одной матерью, масштаб проблемы приобретает размеры катастрофы.
В «женском» царстве
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Академии последипломного образования Валерий ПАРХОМОВИЧ считает, что в учебном процессе и при создании учебников природные нужды и интересы мальчиков не учитываются.
— Учебные пособия по русскому языку для пятого класса ориентированы на девушек, — приводит он конкретный пример. — С первой до двадцать седьмой странички школьникам предлагаются упражнения преимущественно описательного характера. А давайте вспомним, что нас интересовало в этом возрасте. Неужели описание природы? А могут ли такие задания заинтересовать детей с клиповым сознанием?
Так уж сложилось, что мужчины редко говорят о своих проблемах вслух, в том числе и о проблемах в профессиональной сфере. Мужчина должен быть сильным, терпеливым, стойким, не должен жаловаться. Но психологическое выгорание актуально не только для педагогов-женщин. Учителя-мужчины могут от него страдать даже в большей степени.
— Психологическое выгорание — это потеря интереса человека к профессиональной деятельности вследствие каких-то деструктивных обстоятельств, невозможности отреагировать или преодолеть определенные психологические барьеры, — объясняет Валерий Пархомович. — На что жалуются мужчины, работающие в школе? На отсутствие концепции развития системы образования, проще говоря, они не знают, куда нужно двигаться и каким должен быть результат на выходе. С одной стороны, задача педагога — обеспечить индивидуальный подход к ученику, а с другой, наша система образования ориентирована преимущественно на количественные показатели. Приблизительно 80 процентов мужчин не знают, как разрешить этот конфликт, поэтому жертвуют своей профессиональной совестью, предпочитая количественные показатели. «Вместо взаимодействия с ребенком и его родителями я заполняю тысячи бумажек», — возмущаются они. Проблемой для педагогов-мужчин появляется множество противоречивых требований со стороны руководства школы и контролирующих органов. «Мы живем в состоянии постоянной неопределенности. Я ложусь спать и не знаю, что меня ждет завтра. Какую задачу передо мной поставят?» — жалуются они.
Отдельная тема — это работа в окружении женщин. Если ориентироваться на социально-психологические исследования, то женские коллективы в большей степени склонны к скрытым манипуляционным типам взаимодействия. Там нет физической агрессии, зато есть интриги, большое количество страхов, подозрительность, недоверие, интерпретация каких-то фактов. Мужская психология восприятия мира может вступать в конфликт с женской, и хотя есть мнение, что представители сильного пола купаются во внимании женщин, на самом деле в школьном коллективе им приходится подстраиваться под своих коллег, лавировать между чужими конфликтами, что только добавляет напряжения.
Карьера? По деловым качествам!
Одна из секций на конференции была посвящена взгляду студентов на профессию педагога. Печальный факт, но в современном обществе к парню, который после школы решил поступить на педагогическую специальность, относятся как к неудачнику и отговаривают его это делать. Понемногу ситуация начала меняться. В БГПУ констатируют, что в последние годы сюда стало приходить больше юношей. В этом учебном году их среди первокурсников почти 60 процентов на факультете физического воспитания, 40 процентов — на физико-математическом. Рекордсменом стал исторический факультет — на первый курс сюда поступило более 60 процентов юношей.
Довольно редко ребята выбирают факультеты начального, дошкольного образования, социально-педагогических технологий. Тем не менее, и там они есть. Студент второго курса Даниил Журавлев — будущий социальный педагог. Он утверждает, что к выбору профессии подходил сознательно. Еще в 13 лет он вместе с представителями Белорусской православной церкви посещал социально-педагогический центр, где находились дети из неблагополучных семей. Потом организовывал кукольный театр «Батлейка», куда привлекались трудные подростки из приюта. А в 10-м классе решил поближе познакомиться с работой социального педагога в своей школе: был вместе с ним в рейдах, помогал в организации школьных мероприятий. Вот такая оказалась у него ранняя профориентация. «Конечно, было бы здорово, если бы все будущие педагоги имели возможность присмотреться к выбранной профессии ближе еще до момента поступления, чтобы потом не было разочарования», — соглашается он. Парень уверен, что мужчине проще найти подход к трудным подросткам. И в этом его преимущество. Возможностей для продвижения по карьерной лестнице у мужчин-педагогов также больше вследствие их «эксклюзивности» в школе.
Татьяна Шинкевич, студентка третьего курса факультета социально-педагогических технологий (тоже будущий социальный педагог) радуется, что мужчины нашли в социальной педагогике что-то интересное для себя, что все больше парней учатся на учителей физики и математики.
— Они по природе своей стремятся лидировать. А в образовании у них есть хорошие шансы выстроить педагогическую карьеру, — рассуждает Татьяна.
На вопрос, а как она отреагирует, если, выбирая между ней и педагогам-мужчиной, предпочтение отдадут ему и опираться будут не на деловые и профессиональные качества, а исходя из того, что представители сильного пола в образовании на вес золота, девушка задумалась и ответила : «Надеюсь, что руководствоваться будут не гендерными стереотипами, а оценят мои способности. »