почему иудеи не отмечают рождество
А разве есть для евреев проблема отмечать Рождество?
Мы живем в Америке, дети ходят в обычную американскую школу и чувствуют себя полноправными гражданами страны, их уже не отличишь от американцев. В доме мы стараемся соблюдать еврейские традиции, зажигали ханукальные свечи. А сейчас наступила пора Рождества, здесь, как и во всем мире это очень радостный семейный праздник, подарки, песни, многие наши знакомые и соседи отмечают его. А разве есть для евреев проблема отмечать Рождество?
Отвечает рав Яков Шуб
Большое спасибо за интересный вопрос. Разумеется, с точки зрения еврейского Закона для еврея неприемлемо это праздновать. Но давайте все-таки попробуем разобраться, а что же вообще отмечается 25 декабря (дата рождества в Европе и Америке, в России отмечается 7 января).
25 декабря — день рождения Иисуса?
Популярный миф гласит, что 25 декабря 1 г. н.э. — это день, когда родился Иисус. Стоит отметить, что по данным католической церкви эта дата, мягко говоря, неточна — и год, и число. По мнению Джозефа Фицмайера, профессора Католического университета Америки, традиция о том, что Иисус родился именно в этом году, появилась в 533 г. н. э. в результате ошибки в подсчетах сирийского монаха Дионисия Эксигуса.
Более того, нигде в христианском «Новом завете» не упоминается дата рождения Иисуса, что свидетельствует: этому дню никогда не предавалось особого значения.
Почему рождество стало отмечаться именно 25 декабря?
С давних времен у романских языческих племен существовал праздник Сатурналии, который праздновался в течение недели и заканчивался 25 декабря. На эту неделю местные суды уходили на каникулы, поскольку в них не было никакой надобности: сутью праздника была абсолютная анархия и никто не нес ответственности за причинённый ущерб.
В начале праздника выбиралась жертва, которая представляла силы тьмы, приносящие невзгоды римлянам. В конце праздника жертву подвергали мучительной казни. Не стоит долго гадать, кого в большинстве случаев выбирали жертвой.
В четвертом столетии новой эры христиане, чтобы привлечь в свои ряды римских язычников, договорились с ними: те принимают христианство, при этом не отказываясь от традиций своего любимого праздника. Чтобы придать празднику христианскую окраску, было принято решение «назначить» на этот день рождение Иисуса.
Подобным образом частью празднования Рождества стали и другие языческие традиции, например, елка, пряничный человечек и венок из омелы (Mistletoe).
Празднование Рождества в христианском Риме и Европе
До конца 19 века в лучших традициях языческих Сатурналий неотъемлемой частью празднования Рождества в Риме были всевозможные издевательство над евреями. На потеху публики евреев собирали вместе, плотно кормили, а затем заставляли голыми бежать по улицам Рима, в то время как духовенство с радостью наблюдало это зрелище с трибуны.
Еще одной забавой публики было шествие раввинов римской общины, которых насильно переодевали в клоунские одеяния.
Когда в 1836 году римский папа Григорий 16 получил прошение от еврейской общины Рима положить конец рождественским издевательствам над евреями, он вежливо отказал, ссылаясь на то, что сейчас — неподходящее время для нововведений.
В Восточной Европе Рождество также традиционно отмечалось еврейскими погромами.
Добрый Санта-Клаус
Отдельно стоит сказать несколько слов о Санта-Клаусе. «Санта-Клаус» — это «Святой Николай» по-голландски. Николай, родившийся в 270 г. н. э. в Турции, по многим мнениям был одним из активных участников Никейского собора, который в 325 г. н. э. канонизировал «Новый завет» и прочно утвердил образ евреев как детей дьявола, казнивших Иисуса.
После того, как в 1087 г. останки Николая были перевезены в Италию, его образ слился с образом местного божества Бабушки Епифании (Pasqua Epiphania): согласно местным верованиям, она разносила детям подарки, кладя их в носки.
Позднее образ Санта-Клауса «обогатился» чертами кельтского божества Вудена (Одина), который носил длинную бороду и ездил на колеснице по небу.
Позднее, чтобы сделать Санта-Клауса «участником» Рождества, годовщину его смерти (6 декабря) перенесли на 25 декабря.
В 1809 и 1822 Вашингтон Ирвинг и Клемент Мур сделали Санта-Клауса сказочным персонажем.
А современный облик доброго белобородого дедушки в красной шубке Санта-Клаус приобрел в 1931 г., когда компания Кока-Кола сделало его неотъемлемой частью своей зимней рекламной компании.
В заключение стоит вспомнить слова ближайшего сподвижника Гитлера — Юлиуса Штрайхера, который 25 декабря 1941 г. в рождественском поздравлении немецкому народу, опубликованном в газете «Дер Штюрмер», призвал немцев положить конец процветанию небесного проклятия под названием «еврейская кровь» и стереть с лица Земли память об этом исчадии Сатаны — еврейском народе.
Полагаю, что данная информация поможет Вам выработать подобающее отношение к этому празднику.
Рождество у евреев: отмечают ли?
В Израиле проживают представители множества народностей и национальностей, поэтому вопрос о том, отмечают ли Рождество евреи, не совсем корректен. Приезжие празднуют согласно традициям страны, из которой они приехали, и религии, к которой принадлежат.
Коренные жители – истинные иудеи, а официальная религия – иудаизм, в котором не принято чествовать Христа. Однако, в декабре, приблизительно в одно время с католическим Рождеством, иудеи отмечают Ханука, известный как «праздник свечей».
Ханука или Рождество
Верующие христиане со всего мира в зимние праздники пользуются возможностью посетить святые места и отметить рождение Христа в Вифлееме и Иерусалиме на церковной службе. Особо религиозные люди могут посетить всенощные службы в многочисленных церквях и храмах.
Гостям показывают разнообразные достопримечательности, упомянутые в Библии, и устраивают концерты духовной музыки.
Из-за обилия туристов и не-иудеев по Израилю почти не заметно, что Рождество – не государственный праздник: улицы городов наряжают праздничной мишурой и устанавливают елки на площадях.
В Сочельник, Рождество и Новый год на улицах остаются лишь приезжие и торговцы, ведь местные предпочитают в пик посещаемости святынь поменьше выходить из дома, и побольше времени проводить с семьей.
Инфраструктура страны очень зависит от денег, потраченных верующими, поэтому для них создаются максимально комфортные условия.
С каждым годом все больше молодежи под влиянием западной культуры отмечают Рождественские дни и Новый год вместе с европейцами, немного отрываясь от родных обычаев.
В 2018 году на 2 декабря, а в 2022 году на 22 декабря выпадает начало иудейского праздника свечей – Хануки, посвященного чуду на Храмовой горе в 164 г. до н. э. Именно из-за него появилось заблуждение, что у истинных евреев есть традиция празднования Рождества.
У этой даты очень серьезная историческая подоплека: повстанцы-евреи под предводительство Маккавеев спрятались от греков в священном храме, но у них оставалось очень мало масла для освещения и обогрева. Но случилось чудо, и огонь не гас целых 8 дней.
Традиции и обычаи
Старшее поколение отказывается от празднования Рождества на пользу восьмидневного праздника радости, света и веселья – Хануки. Отмечать начинают 25 кислева по еврейскому календарю.
25-го числа после захода солнца зажигают 1 свечу, затем 2, затем 3 – и так до 8. Причем, используют особый ритуальный подсвечник. Он называется ханукия и в него можно установить одновременно до 8 свечей.
Израильтяне очень любят покушать, а Ханука – отличный повод для кулинарных изысков. Традиционное блюдо этого периода – жирные пончики, жаренные в масле и обсыпанные сахарной пудрой или окунутые в шоколад.
Кушают также блюдо, известное нам как картофельные драники – пышные оладушки из тертого картофеля.
Вообще в Хануку евреи съедают центнеры жареного хлеба с чесноком, намасленных бобов и т.д. в память о масле, спасшем жизнь их предкам и очистившем своим огнем Храм.
Женщин на целых 8 дней освобождают от любой работы, а вот мужчины наоборот, должны работать еще усерднее.
Дети со средины декабря и до начала января радуются зимним новогодним каникулам. Точно так же, как в Европе, в конце декабря им готовят небольшие подарки.
На первый в жизни праздник свечей старший в семье дарит ребенку четырехугольный волчок с сокращенной надписью «Великое чудо здесь свершилось». Потерять эту игрушку – сквернейший проступок, за который грозит строгое наказание.
В честь Рождества и как символ мирного сосуществования на территории государства христианства, ислама и иудаизма в конце декабря в Хайфе проводят «Праздник праздников» – уникальное мероприятие, призванное показать все разнообразие культур.
Кроме торжественных парадов, концертов и выставок проводят ярмарки, на которых представители каждой религии угощают посетителей своими традиционными вкусностями.
Евреи и рождество
Е сли Новый Год – праздник, безусловно, светский, то про Рождество этого никак не скажешь. И хотя в наше времени празднование Рождества чем дальше, тем больше приобретает светский характер, для большинства американцев и европейцев 25 декабря по-прежнему является праздником в честь дня рождения Иисуса.
Поэтому неудивительно, что значительная часть евреев имеет и не хочет иметь с Рождеством ничего общего. Однако, как убедительно показал американский историк и антрополог Джошуа Плаут (Joshua Eli Plaut), этот подход является далеко не единственным. Более того, современные рождественские традиции оказали несомненное влияние на характер другого, чисто еврейского праздника Ханука.
Рождество в Европе
На протяжение веков евреи Центральной и Восточной Европы относились к Рождеству с опасением. В этот день даже не учили Тору, но сидели дома, развлекаясь игрой в карты или в шахматы.
Однако в Западной Европе ситуация была совершенно иной. Для представителей еврейской элиты символы праздника, прежде всего рождественская елка, олицетворяли, что они стали частью окружающего светского общества. Богатые немецкие евреи нередко делали семейные фотографии на фоне наряженной рождественской елки.
Хозяйка популярного салона Фанни фон Арнштейн (1758-1818), одна из создательниц Австрийского музыкального общества, стала одной из первых евреек, поставивших рождественскую елку в своем доме. Впоследствии так же поступал не кто иной, как отец Теодора Герцля, основоположника современного сионизма. Более того, после того, как в 1895 году Герцль написал свое «Государство евреев», его посетил главный раввин Вены рабби Морис (Моше) Гюдеман. Историческая встреча состоялась в декабре, около рождественской елки.
Гершом Шолем, будущий знаменитый исследователь еврейской мистики, вырос в доме, где рождество отмечали «с жареным гусем или кроликом, с украшенной рождественской елкой, которую моя мать покупала на рынке около церкви св. Петра, и большой раздачей подарков слугам, родственникам и друзьям. Тетя играла на пианино, а наш повар и горничные пели «Тихая ночь, святая ночь». Как полагал Шолем, его родители считали, что рождество является «немецким национальным праздником, и мы празднуем его не как евреи, а как немцы». Став подростком, Шолем отказался участвовать в семейном праздники, и вместо этого пошел на Маккавейский бал, организованный в Берлине для неженатых/незамужних юношей и девушек.
Молодой Гершом Шолем
В Америке
Не позднее 1870-х годов Рождество в Америке начало превращаться из исключительно религиозного в светский национальный праздник – процесс, ускорившийся благодаря коммерциализации традиции рождественских подарков.
В результате в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Бостоне, Балтиморе, Новом Орлеане, Толедо и других городах некоторые еврейские семьи стали устраивать 24 декабря свой собственный праздник, сочетающий рождественские и ханукальные символы (независимо от того, на какие даты выпадала Ханука). Они украшали елку, обменивались подарки, вешали на входные двери венки и носки в камине. Кроме того, начиная с 1880-х и до начала II Мировой войны американские евреи немецкого происхождения устраивали рождественские балы для друзей, с ужином, танцами и концертом.
Евреи, отмечавшие Рождество, игнорировали религиозные элементы праздника. Параллельно они придавали рождественский колорит празднованию Хануки, украшая помещения гирляндами, венками и вечнозелеными кустами. Вот, к примеру, репортаж о праздновании Хануки чикагской общиной «Синай», опубликованный 27 декабря 1878 в газете Chicago’s Jewish Advance:
Красивая синагога была заполнена взрослыми и детьми. Ханукальное дерево было красиво иллюминировано восковыми свечами. Богослужение закончилось пением первой строфы ханукального гимна, исполненной хором учеников воскресной школы.
Ханукальное дерево (Hanukkah bush) в современном американском еврейском доме
Sabbath Visitor, популярный еврейский детский журнал того времени, так же призывал использовать вечнозеленые растения для украшения помещений в праздник Огней (Хануку). Рассказ «Последнее Рождество», опубликованный в 1880 году, посвящен еврейской семье, отмечающей Хануку. Их квартира украшена портретами Моше и Джорджа Вашингтона, убранной цветами менорой, а так же венками и вечнозелеными растениями.
Возможно, самым популярным рождественским обычаем, перенятым евреями, стал обмен подарками. К примеру, классический сборник «Что должна знать каждая еврейская женщина» (What Every Jewish Woman Should Know), изданный в 1931 году, включал такой совет:
Существует освященный временем еврейский обычай, дарить подарки в честь праздника Ханука. Если расточительность, связанная с подарками, в принципе допустима, то именно в Хануку. Еврейских детей следует завалить подарками, ханукальными подарками, поскольку это, возможно, является пусть примитивным, но наиболее действенным средством, чтобы они не завидовали христианским детям с их рождеством.
Социологическое значение
Какие последствия имело перенимание рождественских обычаев для тех евреев, которые это делали? Начиная с пятидесятых годов, американские еврейские социологи провели несколько исследований на эту тему. К примеру, в 1958 году, изучая второе поколение евреев-реформистов Чикаго, рабби Милтон Мац обнаружил, что родители-представители второго поколения нередко признают, что еврейским детям нужна рождественская елка, чтобы «сгладить противоречие между американизмом и их еврейским этническим происхождением». Исследование Маца так же показало, что представители третьего поколения чаще всего признают наличие неизбежных противоречий, связанных с адаптацией религиозных символов других групп. Поэтому постепенно они откажутся от елки и найдут другой способ продемонстрировать, что являются частью американского общества.
И действительно, исследование, предпринятое в 1993 году проф. Арнольдом Эйзеном из Стэнфорда, подтвердило прогноз Маца, показав, что большинство американских евреев больше не ставит рождественскую елку. В 82% семей, где оба супруга еврея, елку никогда не ставят. В то же время исследование, предпринятое в пятидесятые-шестидесятые годы социологом Маршаллом Скляром, посвященное евреям второго-третьего поколения, показало, что Ханука, прежде считавшаяся «второстепенным праздником» – приобрела гораздо большее значение, когда стала еврейской альтернативой Рождеству.
«Вместо того, чтобы способствовать отчуждению евреев от общей культуры, Ханука позволяет им почувствовать себя участниками этой культуры. Проще говоря, Ханука стала еврейским Рождеством», – писал Шкляр.
Рождество как время заповедей. Еврейские Санта-Клаусы
Одним из главных способов публично заявить о своем еврействе в качестве «нашего ответа» рождеству стал освященный векам обычай «творить заповеди», т.е. делать добрые дела, которых ждут на Рождество от всех «добрых христиан».
Этот феномен был описан в газете American Israelite от 8 января 1886 года:
Здесь, в Цинциннати, а так же в других городах существует обычай: устраивать на Рождество обильную трапезу для всех окрестных бедных детей, а кроме того, дарить всем детям подарки: игрушки, сладости, книжки и т.д. Несколько наиболее уважаемых граждан создали своего рода клуб, чтобы руководить этим начинанием…Многие еврейские семьи, осознав, что это делает детей счастливыми, отложили в сторону все вопросы веры и религии, и щедро жертвуют на это деньги и вещи. Они подписывались так щедро, что публика заметила, что ни в одном квартале нельзя было собрать больше подарков.
Реформистская синагога в Цинциннати, начало XX века
На протяжении десятилетий волонтерство позволяло евреям почувствовать дух рождества, оставив христианам отмечать свой праздник. Таким образом евреи по-новому ответили на рождественский вызов, гордо заявив о своем еврействе, ежегодно сталкиваясь с ощущением собственной маргинальности.
Наиболее курьезным проявлением этого феномена являются, видимо, еврейские волонтеры в роли Санта-Клаусов. К примеру, адвокат из Коннектикута Харви Кац, прихожанин синагоги «Коль Хаверим», вот уже двадцать с лишним лет развлекает детишек в своем родном городе Гластонбери.
Джей Франкстон впервые примерил костюм Санты в 1960 году, первоначально – чтобы повеселить своих детей. Позже, узнав, что на третьем этаже городского почтамта хранятся письма, которые дети пишут Санте, он получил к ним доступ, и решил, что пошлет восьмерым ребятам телеграмму «Санта уже в пути». После этого, облачившись в соответствующий костюм, Франкстон выполнил свое обещание и вручил довольным детям подарки. В 1972 году Франкстон доставил подарки уже 150 детям. Когда о деятельности Франкстона стало известно, он начал получать пожертвования – которые, в свою очередь, передал благотворительным организациям. «Раньше Рождество не было моим, теперь оно мое», – сказал Франкстон.
Сегодня тысячи американских евреев вовлечены в рождество посредством благотворительной деятельности и волонтерства: дежурят в бесплатных столовых, навещают тех, кто не может выйти из дома, покупают подарки беднякам, подменяют коллег на работе… Подобное волонтерство превратилось в общепринятое сочетания еврейского идеала тикун олам («исправление мира») и христианской идеи нести людям радость.
Мог ли кто-нибудь представить, что нелюбимый в прошлом праздник станет для многих американских евреев поводом гордо заявить, что они одновременно являются и американцами, и евреями?
Рождество: праздновать или нет? Позиция мессианских раввинов
Праздновать ли еврею Рождество Иешуа? Библейский ли это праздник? В какую дату родился Мессия на самом деле? Раввины Борис Грисенко и Михаил Самсонов поделились своими соображениями на этот счет:
Почему дат празднования Рождества несколько, и что нам, верующим в Иешуа, с этим делать?
Среди ученых в наше время существует теория о том, что на самом деле Иешуа родился на праздник Суккот (праздник Кущей). Но в какую бы из дат не родился Сын Божий, нет закона, заповеди Божьей праздновать или не праздновать Его рождение. И никто не должен осуждать других за празднование или не празднование Рождества.
И вот несколько причин почему:
— Выбор даты 25 декабря не случаен: во времена раннего христианства в эту дату – день зимнего солнцестояния — праздновали популярный языческий праздник, который церковь хотела заменить христианским, чтобы «переориентировать» новообращенных язычников в этот день на Христа, — добавил Михаил Самсонов.
Что делать с непониманием и противостоянием в современной церкви еврейству и, в частности, еврейским библейским датам и праздникам?
— Многие христиане сейчас высказывают мнение, что верующим Нового Завета ни к чему праздновать еврейские праздники, не нужно выделять еврейство. Тем более, что в Писании сказано, что праздновать праздники еврейского народа сегодня уже не нужно. В доказательство приводят как ключевое место Писания — Послание к Коллоссянам 2 главу. Но если мы внимательно посмотрим на Коллосянам 2, начиная с 8 стиха, то увидим кое-что другое. Кстати, вот этот переход «вам – нам» подчеркивает в посланиях Павла, что он не отделяет верующих евреев от верующих язычников и объединяет их в одно Тело Мессии.
Итак, 14 стих сознательно неправильно переведен синодальными переводчиками: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Здесь на самом деле, в оригинале написано не «учением истребил рукописание», а «учение вместе с рукописанием были истреблены голгофской жертвой Мессии».
И вот на основании этого места Писания современная церковь говорит, что нельзя верующим Нового Завета праздновать еврейские праздники. Но это как раз третья причина, по которой никто не должен заставлять кого-то праздновать Рождество и осуждать тех, кто не празднует его». – пояснил Борис Саулович.
У этого места Писания есть и второе значение. А именно: если мы празднуем праздник, отмечаем какой-либо день или дату, то нас также никто не имеет права осуждать. Тем более за библейские праздники, коим Рождество не является.
— Часто из среды мессианских верующих звучит примерно следующее: «Праздновать еврейские библейские праздники – это не заповедь и не жесткий закон, а особенное благословение. Не нужно бояться — мы не теряем спасение, если не празднуем их. Но наоборот, празднуя, получаем дополнительные благословения от Отца». При такой подаче отношения к библейским праздникам наше мнение могут не принимать. И вполне обоснованно. Причем, как представители христианского мира, так и представители синагоги. Те же братья из христианских церквей говорят: «вы приписываете себе некие дополнительные благословения, а как же мы? Мы что, «не доблагословлены» Богом? Разве нашей веры в Иешуа недостаточно?»
Удивительно, что люди видят пророчества в Писании избирательно. Например, в Исаии 53 видят прямые указания на Мессию, и это место Писания с радостью часто цитируется во всех христианских церквях на протяжении года. При этом, странным образом не замечают пророчества о Мессии в сути каждого из праздников Торы, даже в том порядке, в котором они следуют один за другим в календаре. Нужно более тщательно подходить к разъяснению важности изучения и празднования библейских праздников, когда мы делимся этими познаниями с нашими братьями из церквей, — добавил Михаил Самсонов.
Почему Рождество — не библейский праздник?
Так что, на самом деле, Рождество можно праздновать и можно не праздновать.
Но если такое количество христиан празднует праздник, который по благородным и хорошим причинам придуман руководством церкви из язычников в III веке, и все этому радуются, и даже атеисты уже не осуждают, и даже премьер-министр Израиля поздравил христиан с этим праздником, то тем более никто не имеет права осуждать верующих, за то, что они празднуют праздники, которые были заповеданы Богом и многократно упомянуты в Библии, — сказал раввин КЕМО.
Обязательно ли праздновать библейские праздники?
Возвращаясь к Посланию к Коллоссянам 2:17 «ведь это всё только тень грядущего, а настоящее принадлежит Христу», мы можем видеть, что все библейские праздники указывают на пришествие Мессии, его жизнь, его служение, его жертву и воскрешение.
Если толковать это место Писания так, что нам празднование еврейских библейских праздников не нужно потому, что у нас уже есть сам Мессия, а то, что указывало на Него в Ветхом Завете – нужно отбросить; то тогда нужно отбросить и все пророчества о Мессии! Потому что у нас есть Евангелие, Новый Завет и Сам Машиях.
Но на самом деле пророчества о Мессии часто и разнообразно читаются и разбираются абсолютно во всех конфессиях, деноминациях и церквах. И нет ни одной конфессии, которая бы в канун Рождества не читает ветхозаветные пророчества о рождении Мессии.
Итак, как же нам быть? Послание к Римлянам 14 и Коллосянам 2 и другие места Нового Завета, которые говорят о том, что для нас праздники уже не являются заповедью. Но нигде в этих местах Писания не запрещается праздновать эти праздники. Даже намеком.
Простая проверка – Римлянам 14:5-10: «Кто-то считает, что один день важнее другого, а другой, что все дни одинаково важны. Каждый пусть поступает в соответствии со своим убеждением.Кто считает какой-то день особенным, делает это, почитая Господа, и тот, кто принимает какую-либо пищу, делает это во имя Господа, ибо благодарит Бога. И тот, кто не принимает какую-либо пищу, делает это во имя Господа, потому что также возносит благодарность Богу. Ибо никто из нас не живёт сам по себе и не умирает сам по себе, так как, если мы живём, то живём ради Господа, и если умираем, то умираем также ради Господа. И значит, живём или умираем — мы принадлежим Господу.
Вот почему Христос умер и воскрес, чтобы мог Он стать Господом и для тех, кто уже мёртв, и для тех, кто ещё жив. Почему же ты осуждаешь своего брата? И почему думаешь, что ты лучше брата? Ведь мы все предстанем перед судом Божьим».
Очень важно нам понять, что если мы осуждаем или уничижаем наших братьев за то что они празднуют или не празднуют праздники или какие-то дни – мы поступаем против Его любви, Его воли, Его Слова. И мы имеем право это говорить всем нашим дорогим братьям, которые осуждают кого-то по поводу празднования или не празднования праздников.
Если в вашей церкви считается, что не нужно праздновать еврейские праздники – не нужно настаивать на этом и создавать конфликты. Ради сохранения единства и мира можно праздновать дома праздники библейские, а в церкви – церковные, не противопоставляя себя своей церкви.
Мы в мессианских общинах празднуем праздники Божьи, сознавая, что все ритуальные заповеди потеряли свою силу еще до разрушения Храма — после того, как жертва Иешуа была принесена и Он вознесся. Сами же праздники остаются свободным благословением для всех верующих Нового Завета и, в первую очередь, для еврейских мессианских общин.
Последнее: 06.11. Спасибо!