почему чем больше учишь тем выше успеваемость
Почему чем больше учишь тем выше успеваемость
Здравствуйте, обращаюсь с вопросом к мамам, у кого уже взрослые дети и к самим родителям!
Есть здесь те, у кого дети в 7-8 классе( может чуть раньше или чуть позже) резко съехали в учебе?
Или кто то сам таким был?
Брались потом за ум в более старших классах или скатывались все ниже?
Куда поступили, как сложилась жизнь?
Винили ли родителей, что не приложили может быть максимум усилий, когда случился этот » провал знаний» или признаете то, что сами виноваты?
В нашей семье у моего брата такое было. Сьехал в 6-7 классе примерно, потом а старших взялся резко за ум. 2 ВО, работает на хорошей работе.
Я всегда хорошо училась. в мое время и в моем окружении стыдно было учиться плохо.
Дочь тоже всегда хорошо училась. Несмотря на то, что с 13 лет получала образование на малознакомом ей языке.
Сын хорошо учился в начальной школе, потом в гимназии. Билингв, да еще два языка к ним. Сладкий сон еврейской мамы!)))
Ровно до 12,5 лет.)))
В 7 классе кукушка слетела полностью. Оценки не поползли, а обрушились.
Как сложится жизнь (с) пока не знаю
Наняла кучу репетиторов. пинаю..давлю. договариваюсь..зужу. тяну. В общем, выполняю кучу несносных для себя действий.
Тьфу три раза и шепотом. полгода был вообще атас. сейчас чуть-чуть вроде получше. даже дошло предназначение учебника по истории)))
Я так красилась. Меня пару раз даже директриса тихо на физике просила выйти и умыться.
У меня не было троек, вообще. Даже не знаю, что это за оценка такая. До самого окончания школы.
И кипа «олимпиадных наградных» листов по основным предметам. Хотела и красилась. Монахини меня в принципе мало интересовали, как и теперь, правда, одной помогаю сейчас, удаленно, релизами на продукцию монастыря.
Меня всегда умиляла манера связывать несвязанное..
человек слаб в причинно следственных связях просто
да, плохоучащиеся оторвы чаще злоупотребляют макияжем чем прилежные домашние девочки
но прилежными домашними хорошоучащимися девочками они все равно не станут, даже если их наголо обрить..не то что тушь забрать)))
это примерно как те огурцы..которые ядовиты. потому что все, кто едят огурцы рано или поздно умрут))
Меня классуха тоже гоняла умываться..и вообще не жаловала
но что она могла со мной сделать, если мое сочинение к годовщине Победы на тему » никто не забыт, ничто не забыто» вслух читалось на линейке всхлипывающей русачкой в присутствии какого то там секретаря горкома!?))))
Нет, она забила с 7 класса, просто перестала ходить в школу. Мне пришлось уволиться и за шкирку таскать в школу и догонять пропущенное. Наверстали, передохнули. Перешли в 8 класс, в другое здание, и она опять не хотела ходить в школу, но уроки хотя бы делала. А вот в 10 во втором полугодии забила и на посещение, и на уроки. Школа пошла навстречу, ожидали что в 11 хотя бы очухается, т.к. она всегда имела хорошие оценки. Но все продолжилось в том же духе, и чтобы не было проблем, предложили очно-заочное. Она обрадовалась, обещала что теперь она будет сама делать уроки и сдавать, но фиг вам. При этом внутри переживает, что вот так все, но все равно ничего не делает. Самое обидное, что девочка очень умная(не только мое мнение, интеллект выше среднего), при небольших усилиях могла бы отличные результаты показать. Я ей предлагала уйти после 9 в колледж, но нет, позор. Только институт, только хардкор. Счас надумала за границу ехать.
Проблемы и причины снижения успеваемости учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.
Всем хорошо известна проблема, с которой встречаются все школы нашей страны:резкое снижения успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. Не один педагогический совет школы при подведении итогов не обходится без обвинений в адрес учителей начальных классов: что не научили, оценки начальной школы не подтверждаются и т.д. Всё это каждый раз приходится выслушивать учителям начальных классов, возможно где – то и оправданно, а в большинстве случаев всё- таки не обоснованно. К сожалению,эта проблема не локальная, она носит распространённый, постоянный и повсеместный характер, а, следовательно, причины этого явления заключаются в объективных, не всегда зависящих от учителей начальных классов, а также физиологических и психологических особенностях детей этого возраста.
Давайте попытаемся понять, почему ученики 5 – х классов не всё и не всегда помнят из программы начальной школы. Рассмотрим,как работает наша память,и какие психические процессы происходят с ребёнком в одном из самых ответственных моментов его жизни.
А теперь давайте более детально рассмотрим, что происходит с памятью ребёнка и теми знаниями, полученными в начальной школе, которые они не всегда могут воспроизвести. Самый важный период школьной жизни – переход из начальной в среднюю школу. Переход в среднюю школу – это иногда в прямом смысле «новые стены». Происходит «смена статуса»: в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких. Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать: то, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо, больших усилий. Родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. Родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.
Чем отличается обучение при переходе в среднее звено от начальной школы?
Ребята становятся пассивными, чувствуют себя растерянными в изменившихся условиях обучения:
Чему учили в начальной школе, в начальной школе и остаётся:
В психологическом представлении ребят при переходе из начальной школы в среднее звено то, чему их учили в начальной, остаётся в начальной. И потому они приходят в 5-ый класс как в 1-ый. Они «забывают» основные правила самоорганизации:
1.Самостоятельный сбор портфеля: часто «как попало» собирают портфель, «по памяти», не проверяя по тому же дневнику, всё ли взяли с собой, необходимое на завтра, а если чего-то нет в наличие, то и нет.
2.Самостоятельное ведение дневника: перестают вести дневник, который уже ни так часто проверяется, забывают без напоминания учителя открыть и записать домашнее задание, а если не записали, то и не узнают/не уточняют у одноклассников.
4.Эффект: Так начинается «участие» ребят в техническом снижении своей успеваемости. Дело часто ни в том, что у ребят падает вдруг интеллект, или они не тянут новую школьную программу, а в том, что они сами саботируют своё успешное усвоение знаний и получение высоких отметок. Падение начинается с неготовности к завтрашнему уроку, и эта неготовность аккумулируется в академическую задолженность, потом в углубление пробела в знаниях, и формируется «педагогическая запущенность» и «выученная (привычная) не успешность».
Родительское «Ты уже взрослый, сам должен. «:
По вере и доверию к своим детям, резко снижается контроль родителей:
Портфель: проверять его сбор считается уже «несерьёзным», ведь «он уже взрослый».
Домашние задания: больше не просят показать дневник, показать тетрадки с выполненным, пересказать прочитанное.
Связь с классным руководителем: регулярные звонки классному руководителю с вопросом «Ну, как там наши дела?» становятся всё менее регулярными и быстро сходят на нет.
Участие в школьной жизни: если раньше ребятам поручались такие домашние задания и подготовка к мероприятиям, в которых дети не могли справляться самостоятельно, им требовалась помощь и присутствие родителей, то теперь родители самоустраняются в бытовые дела, семейные проблемы и трудности на работе, личные переживания, оставляя 5-классника один на один с его делами. Всё реже посещают родительские собрания.
Эффект: У ребят формируется чувство, что они занимаются делом (учёбой), которое не ценно, неважно, это какая-то формальность, за которую взрослые ругают от случая к случаю, потому что надо приносить какие-то цифры домой, и чем цифра выше, тем взрослые меньше «достают». Но к этому вырабатывается вскоре стойкий психоэмоциональный иммунитет.
А уже за спиной 4 напряжённых года, в течение которых был более или менее жёсткий контроль, родители знали всё или многое, были в курсе всех двоек, провальных контрольных, конфликтов с учителями и одноклассниками. И в учебных делах, в которых они не могли справиться, родители им помогали.
Ребята откликались на хмурое настроение и порицание родителей ощущением личного дискомфорта и дискомфорта в психологической атмосфере дома. Но главное, они если и не знали, зачем учёба лично им, то знали и чувствовали, что то, что они делают очень важно, ценно, и это даже влияет на отношения родителей к ним, работает на «ослабевание» тёплых отношений, усиление тревожности.
В 5-ом классе эта «магия важности» развеивается.
Классный руководитель больше не «мамочка-наседка»:
Учебные трудности и оценки: новый классный руководитель физически не может оперативно собирать всю информацию обо всех учащихся своего класса за сегодняшний учебный день: были ли опоздания, кто не готов к уроку, кто завалил контрольную, и т.д.
Если раньше классный руководитель вёл все уроки, то он и знал обо всех трудностях и долгах ребят, вся картинка сегодняшней готовности учащегося была у учителя перед глазами, а в 5-ом классе классным руководителем становится учитель, который ведёт 1-2 предмета у своего класса, и видит их 1-2 раза в неделю общей массой для «воспитательных» бесед и объявлений. Он может только по готовности на своём уроке оперативно что-то сигнализировать родителям.
Отношения с одноклассниками: ребята больше не находятся «круглоурочно» на глазах классного руководителя, и он не может вовремя развести их по углам, когда случается драка, пресечь какие-то насмешки, если начинается какая-то травля, и не имеет возможности по горячим следам разобрать «что случилось, кто виноват, что делать». И в основном классные руководители имеют слабые или даже ложные представления о том, какие группировки образуются в его классе, какие между ними и внутри них отношения, кто лидер, кто изгой, и когда будет «стрелка» за гаражами.
Связь с родителями: периодичность контактов школы с родителями резко сокращается по сравнению с начальной школой, потому что в основном вся нагрузка на связь ложится на личный счёт сотового телефона классного руководителя, потому что родители больше не заходят в школу, чтобы привести/забрать ребёнка, заплатить за питание/билеты в театр и попутно спросить о своём ребёнке. А так как классный руководитель должен ещё подготовиться к встрече с родителем (навести справки об успеваемости), то этот разговор откладывается на следующую неделю или до самого родительского собрания.
Эффект: Родители теряют реальную картинку о происходящем с его ребёнком в школе, и узнают о каких-то проблемах несвоевременно, когда «момент уже не актуален». Основными источниками (дез)информации становятся сами ребята, которым, конечно, выгодно что-то умолчать, что-то приукрасить, а также другие родители, находящиеся в таком же неведении и заблуждениях.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Совет родителям, который должны давать классные руководители пятиклассников.
Представьте, что ваш ребёнок в свои 10-11 пошёл ни в 5-ый класс, а 1-ый, только ходить туда и оттуда домой может сам, сам может читать и писать.
Портфель:
Хотя бы раз в неделю, в две недели просите вам показать наличие канцелярии, учебников, контурных карт, рабочих тетрадей и прочего. Чего-то может не быть, и пытающийся адаптироваться 5-классник может спекулировать на том, что у него чего-то нет, и это повод для невыполнения домашних заданий и неучастия в работе на уроках.
Так вы не дадите возможность ему схитрить и будете уверены, что как родитель вы обеспечили его всем необходимым.
Дневник:
Каждый день просматривайте дневник и ставьте роспись.
Смотрите оценки и замечания от учителей, проводите по ним разъяснительные беседы.
Домашние задания:
Если видите пустые графы с домашним заданием, проверяйте и уточняйте через его одноклассников (звоните ребятам или их родителям) или проверяйте группы в социальных сетях, куда это могут выкладывать, если у вас такая группа есть, или электронный дневник на школьном сайте.
Просите показать вам сделанные письменные задания, погоняйте по вопросам в конце параграфа устных предметов или спросите наизусть определения, которые есть в параграфе.
И отправляйте доделывать и дочитывать с подтверждением, что оно таки доделано.
Помните, домашние задания задаются всегда! Проверяйте любую информацию, что «не задано». Успеваемость вашего ребёнка может падать из-за не выполнения домашнего задания или плохой подготовки.
Связь с классным руководителем:
Хотя бы раз в неделю, в удобный вам день, звоните сами классному руководителю поинтересоваться, как дела вашего ребёнка в школе, есть ли к нему замечания.
Или поддерживайте связь в социальных сетях.
Учебные дела:
И по возможности хотя бы раз в две недели или раз в месяц проводите дежурный рейд по учителям, на предметах которых у вашего ребёнка особо низкие или нестабильные оценки.
Спросите общее впечатление о вашем ребёнке.
Попросите посмотреть его работы и попросите посмотреть 5 работ на оценку «5» и на оценку «2», чтобы сравнить, что с «вашим ребёнком ни так».
В заключение хочется сказать, что причины снижения успеваемости у пятиклассников заключаются вовсе не в низком качестве обучения или не профессионализме педагогов, а в целом комплексе разных объективных причин, а самое главное – в неправильной организации вовлечения самого пятиклассника в учебный процесс. Все дети разные и попытки школьных учителей подвести их под общий знаменатель довольно часто оканчиваются неудачей. Именно поэтому то, что ребенок плохо учится, еще не является свидетельством отсутствия у него способностей и талантов, а говорит всего лишь о том, что ему трудно справляться со школьной программой. Причем, довольно часто сложности заключаются не только в неспособности ребенка учиться, как все, но и в качестве преподавания самих учителей средней школы, умении педагогов заинтересовать школьника, вызвать интерес к преподаваемому предмету.
Какие личные качества и софт-скиллы школьников влияют на их учёбу
Результаты международного исследования ОЭСР, в котором Россия тоже участвовала.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) недавно опубликовала результаты исследования, посвящённого влиянию социальных и эмоциональных навыков школьников на обучение. В докладе «За пределами академического обучения» исследователи рассказали:
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Что это за исследование
Опрос о социальных и эмоциональных навыках (Survey on Social and Emotional Skills или SSES) — первый этап большого международного опроса, который проводился в 2019 году в рамках многопланового исследования ОЭСР «Образование с первого взгляда — 2021» (Education at a Glance 2021), посвящённого образованию во всём мире.
Участие в опросе про навыки принимали школьники из 11 городов в девяти странах:
Исследователи случайным образом подбирали в столицах или крупных городах учебные заведения, а в самих школах — учеников. Всего в каждом городе к опросу привлекли по три тысячи 10-летних детей и по три тысячи 15-летних подростков. Их ответы сравнивали с данными, полученными от учителей, администрации школ и родителей, чтобы составить полное представление о ситуации.
Исследователи изучали, как социальные и эмоциональные навыки школьников различаются в зависимости от пола, социально-экономических условий и возраста и как они влияют, например, на учебную успеваемость, высокий уровень тревоги из-за контрольных или взаимоотношения с учителями.
Для систематизации навыков использовали адаптированную модель «большой пятёрки» индивидуальных черт:
Исследователи также оценивали два дополнительных навыка: уверенность в себе (self-efficacy) и мотивацию к достижениям (achievement motivation).
Переходный возраст характеризуется уменьшением некоторых навыков
Когда исследователи провели параллель между возрастом, полом и социально-экономическим статусом школьников, оказалось, что 15-летние подростки менее склонны к оптимизму и доверию, а также менее энергичны, чем десятилетние дети. Причём эта тенденция наблюдалась во всех городах, где проводилось исследование.
Но есть и навыки, уровень которых у подростков оказался, наоборот, выше, — это эмпатия, толерантность и настойчивость. Такое различие наблюдалось в большинстве городов, в том числе и в Москве. Правда, по уровню развития этих трёх навыков наши столичные подростки — «середнячки»: судя по опросу, самыми толерантными и эмпатичными чувствуют себя их сверстники из Стамбула, а самыми настойчивыми — школьники из Хельсинки.
Результаты опроса ОЭСР подтвердили уже существующие гипотезы: переход к подростковому возрасту может характеризоваться уменьшением социальных и эмоциональных личных качеств и навыков, особенно это относится к покладистости, сознательности и открытости новому опыту. Однако авторы доклада отмечают, что, согласно исследованиям, уровень этих качеств и навыков снова растёт, когда подростки постепенно переходят ко взрослой жизни.
Ещё одной общей тенденцией для всех стран оказался гендерный разрыв. Так, данные показали, что мальчики-подростки ощущают себя более стрессоустойчивыми, оптимистичными и способными контролировать эмоции, чем девочки. Зато последние оказались более ответственными, терпимыми и эмпатичными.
Исследователи также выяснили, что:
Какая связь между социально-экономическим статусом и навыками
В рамках опроса также выяснилось, какое влияние оказывает социально-экономический статус учащихся на развитие их навыков.
«Как для пятнадцатилетних, так и для десятилетних школьников высокий социально-экономический статус связан с более высоким уровнем социальных и эмоциональных навыков, которые измерялись в опросе. Разница между учащимися с низким и высоким социально-экономическим статусом особенно ярко проявляется в навыках, относящихся к области непредвзятости, таких как терпимость, любознательность и креативность, а также сочувствие, напористость и самоэффективность», — говорится в докладе.
Учёные также выяснили, что:
Влияют ли школы на развитие социальных и эмоциональных навыков детей? Исследователи утверждают, что уровень навыков различается и в зависимости от типа школ, и даже от обстановки в отдельном классе.
«Школьники при оценке собственных компетенций ориентируются на свою среду обучения. Например, ученики высокоэффективных школ обычно имеют более низкую академическую самооценку по сравнению с учениками с аналогичными способностями, которые посещают школы попроще, а это означает, что быть „большой рыбой в маленьком пруду“ полезно для академической самооценки», — говорится в докладе.
Авторы исследования отмечают, что потенциально разница в уровне навыков может зависеть и от разных педагогов внутри одной школы, и от отсутствия системного подхода к развитию этих навыков.
Какие личные качества и навыки связаны с успеваемостью
Исследователи изучили оценки школьников по математике, литературе и художественным дисциплинам. Оказалось, что наибольшее влияние на успеваемость оказывают такие навыки, как любознательность и настойчивость (persistence). Чуть меньше, но всё равно значительно влияют на оценки упорство и ответственность.
В рамках опроса также выяснилось, что:
Исследователи также оценили, как социальные и эмоциональные навыки влияют на успеваемость школьников в отдельных городах. Вот что оказалось характерным для Москвы:
Как мы видим, любознательность, настойчивость и уверенность в себе оказались значимым для успехов по всем трём предметам, но для успеваемости по математике и художественным дисциплинам также важна ответственность, а ещё для математики имеет значение уровень доверия.
Школьники с какими качествами меньше тревожатся из-за контрольных и тестов
Один из разделов опроса также касался общего благополучия школьников. В его рамках исследователи оценили, как взаимосвязана с личными качествами тревожность из-за проверочных работ (тестов и контрольных). Кстати, оказалось, что и с возрастом тревога тоже связана: подростки тревожатся традиционно чаще, чем десятилетние. Исключение составила только Москва — здесь младшие ребята больше переживали за результаты контрольных, чем старшие школьники.
В остальном результаты оказались вполне очевидными: меньше тревожатся ребята с высокой стрессоустойчивостью — это характерно для обеих возрастных групп во всех городах. От тревоги спасает ещё и оптимизм, но если у подростков такая связь выявилась в большинстве городов, то у десятилетних детей — только в четырёх городах из десяти.
Любопытно, что высокий уровень тревожности показали те ребята, которые любят взаимодействовать с другими, — это, отметили авторы доклада, подтверждается и результатом другого исследования, проведённого в США и Великобритании в 2008 году. Тогда учёные обнаружили, что стрессоустойчивые и независимые ученики испытывают меньше тревоги на проверочных работах. Возможно, это связано с тем, что более общительные «заражают» друг друга тревогой, а самодостаточные интроверты этому эффекту подвержены меньше.
«Когда конкурентная учебная среда и высокие внешние ожидания не сопровождаются адекватной социальной и эмоциональной поддержкой и обучением стратегиям, позволяющими справиться с тревогой во время проверочных, школьники могут чувствовать подавленность и неспособность противостоять трудностям. Это может привести к тому, что они будут браться только за те задачи, с которыми, по их мнению, хорошо справятся, а не за те, которые им больше всего интересны, что ограничит их в возможности совершать ошибки, учиться и расти», — заключили исследователи.
Что влияет на желание продолжать учёбу
Исследование вполне предсказуемо показало, что чем выше социально-экономический статус школьников, тем выше их амбиции. А вот среди учащихся с одинаковым бэкграундом желанное будущее зависит от различий именно в навыках — и особенно значима тут интеллектуальная любознательность. Чем её больше, тем больше надежд возлагали школьники на своё дальнейшее образование. Такая характерная тенденция была особенно заметна в пяти городах — Хьюстоне, Стамбуле, Москве, Оттаве и Синтре. Кстати, в Москве на перспективы продолжить образование сильно повлиял ещё и уровень самоуверенности — схожая ситуация наблюдалась ещё в Хьюстоне.
Исследователи при этом не нашли взаимосвязи между желанием продолжить обучение и такими навыками, как настойчивость и самоконтроль. Связи между креативностью и планами получить высшее образование тоже в большинстве городов не выявили (кроме Москвы и Синтры — у школьников из этих городов такая связь есть).
«Вызывает беспокойство тот факт, что в некоторых городах — с учётом любознательности и других навыков — пятнадцатилетние, считающие себя наиболее креативными, с меньшей вероятностью планируют получить высшее образование. Для этих студентов долгое и формальное образование может показаться слишком заурядным», — отмечается в докладе.
Что имеет значение для любознательности и креативности
Креативность и любознательность особенно заинтересовали авторов исследования — ведь именно от этих навыков зависит будущее благосостояние школьников и необходимое сегодня умение обучаться на протяжении всей жизни.
В результате опроса выяснилось, прежде всего, что креативность снижается во время переходного возраста: у десятилетних во всех городах уровень был выше, чем у подростков. Интересно, что данные, полученные от самих ребят и полученные от взрослых (родителей и учителей), могли значительно различаться. Например, хельсинкские школьники этих двух возрастных групп оценили свою креативность на схожем уровне, а вот учителя посчитали, что пятнадцатилетние значительно менее креативные и любознательные, чем младшие школьники.
На любознательность и креативность, как оказалось, влияет социально-экономический статус.
Учащиеся с самым высоким социально-экономическим статусом чаще считали себя любознательными и креативными, чем ребята с самым низким статусом. Особенно ярко это было заметно в оценке любознательности: значительный разрыв среди подростков был заметен в пяти городах, в том числе и в Москве.
Исследователи также решили выяснить, как уровень креативности и любознательности влияет на восприятие школы самими школьниками. Им предложили оценить чувство принадлежности к школе, опыт буллинга и отношения между учениками и учителями.
Вот что выяснилось:
Отношения с учителями и навыки школьников: как это связано
Исследователи также решили изучить внутришкольные взаимоотношения, в том числе между учениками и преподавателями. Школьникам дали три утверждения:
Респондентам нужно было оценить, как часто за последний год эти утверждения были для них верными (и были ли вообще). Оценка делалась по шкале от «никогда или почти никогда» до «один раз в неделю или чаще».
Вот какие получились результаты:
«Восприятие учащимися своих отношений с учителями меняется по мере того, как они взрослеют и достигают зрелости. В большинстве городов подростки чаще сообщали, что они хорошо ладят с большинством своих учителей, тогда как младшие ученики чаще сообщали, что большинство их учителей заинтересованы в их благополучии. Это говорит о том, что отношения развиваются, переходя от более заботливых с десятилетними к равным отношениям между учителями и пятнадцатилетними», — отметили авторы исследования.
Социально-экономический статус ученика тоже сказывается на его отношениях с учителями. Школьники из благополучной социальной среды чаще отмечали, что учителя справедливы к ним и интересуются их благополучием.
Что касается навыков, то ключевыми во взаимоотношениях учеников и педагогов оказались оптимизм, любознательность и мотивация к успеху. Ребята, которые ладили с учителями, выше оценивали в себе эти качества. Также выяснилось, что школьники, у которых были хорошие отношения с учителями, чаще испытывали эмпатию. У десятилетних участников исследования эта связь заметнее, чем у подростков.