По щучьему велению чему учит эта сказка

Смысл сказки «По щучьему велению». Уроки в сказке про Емелю

Откуда пошла сказка

Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.

Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).

Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Емеля-простак

Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина.

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой.

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста». Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Выводы

Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Сказка «По щучьему велению» Читательский дневник, краткое содержание

Сказка «По щучьему велению» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Народ

Название: «По щучьему велению»

Жанр: Русская народная сказка

Тема произведения: Чудеса

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Щука исполняет все желания Емели, помогает ему выбираться из трудных ситуаций.

Сюжет — краткое содержание:

Невестки заставили ленивого Емелю пойти за водой. Внезапно он поймал щуку, которая обещала исполнить его желания, если тот ее отпустит. С тех пор Емеля только приказывал, и все его поручения выполнялись. Поехал он за дровами и подавил народ. За это на героя прогневался царь. Емеля пожелал, чтобы царевна в него влюбилась. Через время они оказались в бочке посреди водоёма. Юноша пожелал выйти на берег, построить замок. Он помирился с царём и женился на Марье.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился разговор Емели с щукой. Мне кажется, героя никак не удивило, что рыба умеет разговаривать, да ещё и исполнять желания. Чудеса!

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Нужно бороться за своё счастье и верить в чудеса.

Чему учит этот рассказ:

В любой ситуации оставаться честным и добрым, не лениться, помогать родным.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Главный герой Емеля мне не очень понравился. Он всё время ленился и не думал о других. А благодаря щуке Емеля стал править царством. Надеюсь, что он измениться и станет добрым и трудолюбивым правителем!

Новые слова и выражения:

Невежа – грубый, невоспитанный человек

Вельможа – знатный и богатый сановник

Пословицы к произведению:

На печи по дрова поехал.

У лодыря что ни день, то лень.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Источник

Детский час

для детей и родителей

По щучьему велению чему учит эта сказка. newyear. По щучьему велению чему учит эта сказка фото. По щучьему велению чему учит эта сказка-newyear. картинка По щучьему велению чему учит эта сказка. картинка newyear.

Чему учит сказка «По щучьему велению»?

По щучьему велению чему учит эта сказка. analiz po shhuchyemu velenyu. По щучьему велению чему учит эта сказка фото. По щучьему велению чему учит эта сказка-analiz po shhuchyemu velenyu. картинка По щучьему велению чему учит эта сказка. картинка analiz po shhuchyemu velenyu.В русской народной сказке «По щучьему велению» рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля. В семье своей Емеля считался человеком недалеким, да и к физическому труду у него тяги особой не было. Больше всего любил Емеля на печи полежать. Больших трудов стоило уговорить Емелю что-то сделать по дому. Дело делать он соглашался, только если гостинец ему пообещают.

Как-то раз удалось поднять Емелю с печи и отправить его на речку за водой. Дело зимой было. Взял Емеля ведра и топор и пошел к реке. На реке он не только прорубь вырубил и воды набрал, но и сумел голыми руками щуку поймать. Щука оказалась не простой, а волшебной. Сказала она Емеле заветные слова, которые любое желание выполняют. Емеля тут же загадал, чтобы ведра с водой сами домой пошли.

Потом волшебные слова помогли дров наколоть. А когда дрова закончились, Емеля на одних только санях, без лошадей, съездил в лес. В лесу топор сам дрова нарубил, дрова сами в сани сложились и Емеля домой вернулся.

Про необычные дела Емели узнал сам царь. Приказал он Емелю к нему во дворец доставить. Емеля и тут смекалку проявил. С помощью волшебных слов отправился он к царю прямо лежа на печи. Во дворце Емеле царевна понравилась, и он опять слова волшебные использовал, чтобы царскую дочь в себя влюбить. Царю такой кандидат в женихи не понравился. Емелю обманом усыпили и вместе с царевной в бочке по морю отправили.

Когда проснулся Емеля в бочке, то не растерялся, а попросил волны и ветер его на берег выбросить, да освободить из бочки. По просьбе царевны Емеля загадал построить на том берегу богатый дворец, да и сам красавцем сделался.

Мимо дворца как-то царь проезжал. Емеля его в гости пригласил и царь увидел, каким тот стал богатым и сильным. Испугался царь, попросил у Емели прощения и отдал Емеле царство, и свою дочь за него замуж выдал.

Таково краткое содержание сказки «По щучьему велению».

Герой сказки, простой крестьянский сын Емеля, оказался не таким уж и глупым человеком. Став обладателем волшебных слов, он проявил недюжинную фантазию, придумывая, как можно облегчить тяжелый крестьянский труд.

Чему учит сказка «По щучьему велению»?

В первую очередь, сказка учит нас внимательности. Если бы Емеля не был внимательным человеком, он не заметил бы в проруби щуку. Сказка учит нас также быть ловкими и находчивыми. Емеля, заметив щуку, не растерялся и поймал ее голыми руками. Можно сказать, что он в буквальном смысле «поймал удачу за хвост» и, в результате, получил возможность творить чудеса. Следует отметить, что в этой сказке щука символизирует собой окружающую нас природу. Внимательно наблюдая за явлениями природы, люди постепенно узнавали ее секреты, и придумали множество полезных вещей – колесо, самодвижущиеся повозки, многие другие полезные вещи, и даже научились летать в небе, подобно птицам.

Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье человека зависит от него самого. Если не знаешь, чего желать, то ничего и не будет. Емеля, хоть и представленный нам как неумный простачок, на самом-то деле счастья хотел, и он его получил. А обо всём судим, как говорится, по конечному результату.

Конечно же, в реальной жизни мы не поймаем волшебную щуку, но для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо представлять себе, к чему необходимо стремиться. Емеля знал, чего он хочет, и сумел правильно воспользоваться новыми возможностями, которыми его одарила щука.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Русская народная сказка «По щучьему велению»

Читательский дневник по русской народной сказке «По щучьему велению»

Название: «По щучьему велению, по моему хотению».

Жанр произведения: волшебная сказка.

Главные герои: Емеля, Царь, Царевна.

Второстепенные герои: щука, невестки, офицер, вельможа.

Характеристика главных героев:

Емеля — простой парень.

Пощадил щуку и выпустил её в реку.

Царь — требовательный и капризный.

Хотел сжить со свету родную дочь и Емелю.

Вовремя признал свою неправоту.

Марья-царевна — красивая и верная девушка.

Вместе с Емелей осталась жить и строить новое царство.

Характеристика второстепенных героев:

Щука — добрая и благодарная.

Невестки — посылали парня работать.

Офицер, вельможа — приглашали Емелю к царю.

Краткое содержание сказки «По щучьему велению»

Послали невестки Емелю за водой, а тот щуку в проруби поймал.

Щука пообещала парню исполнять его желания, и дурачок отпустил её.

Теперь вёдра сами шли за водой, а дрова рубились.

Однажды поехали сани в лес и подвали много народу.

Послал царь офицера привести дурачка.

Но офицера дубинка побила.

Послал царь вельможу и тот гостинцами сманил дурачка.

Пожелал Емеля, чтобы царевна в него влюбилась.

Осерчал царь, велел молодых в бочку бросить.

Но дурачок пожелал на берег, а потом дворец, да и сам красавцем стал.

Начал Емеля царю войной грозить, тот испугался и дал согласие на брак.

План сказки:

Детский рисунок-иллюстрация

По щучьему велению чему учит эта сказка. russkaja narodnaja skazka po shhuchemu veleniju chitatelskij dnevnik 1 klass gdz gramota 7f70f95. По щучьему велению чему учит эта сказка фото. По щучьему велению чему учит эта сказка-russkaja narodnaja skazka po shhuchemu veleniju chitatelskij dnevnik 1 klass gdz gramota 7f70f95. картинка По щучьему велению чему учит эта сказка. картинка russkaja narodnaja skazka po shhuchemu veleniju chitatelskij dnevnik 1 klass gdz gramota 7f70f95.

Основная мысль сказки «По щучьему велению»

Главная мысль сказки заключается в том, что человек — сам кузнец своего счастья.

Основная идея сказки в том, что нужно уметь оказаться в правильном месте и использовать свой шанс.

Чему учит сказка

Сказка учит быть внимательным и добрым.

Учит слушаться старших и не лениться выполнять их просьбы.

Учит верить в чудеса и в мечты, но и самому делать что-то для их осуществления.

Краткий отзыв о сказке «По щучьему велению» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что дуракам часто везёт совершенно незаслуженно.

Герой сказки получил всё, не сделав для этого почти ничего. Он просто отпустил рыбу.

Это интересная и смешная сказка.

В ней говорится о том, что надо уметь воспользоваться случаем.

Мне понравился Емеля, который хоть и был дурак, но свою выгоду видел сразу.

Я всем советую прочитать эту сказку и не ждать удачи, а самим что-то делать.

Пословицы к сказке

Словарь неизвестных слов

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

— Кто же ты такой, добрый молодец?

— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить?

Я — тот самый Емеля.

Захочу — всё твоё царство пожгу и разорю.

Источник

Философский смысл сказки «По щучьему веленью»

Сказка «По щучьему веленью» содержит в себе глубокие философские мысли. Считается, что смысл сказки «По щучьему веленью» заключается в констатации русской лени. Каким образом Емеля просто так получает все блага, которые только могут быть, в полном объёме?

Емеля женится на царевне. Все его желания исполняет волшебная щука. Целыми днями он просто лежит, ему всё делать неохота, когда ему что-то предлагают сделать. Получается какая-то несправедливость: не может же народная мудрость одобрять лень?

В этой сказке показано, что Емеля не просто был ленив. Он обладал мудрой ленью. Он не делал того, чего делать не следует.

Когда ему говорят «сходи за водой», он говорит ему неохота. Значит надо работать только с охотой, с радостью и любовью, чтобы труд был в радость.

Ему говорят: «хорошо, не придёшь, отец не привезёт красного кафтана». Не привезёт? Ну и ладно. Когда стимул есть (а в этом случае стимул – это красота, т. к. кафтан символизирует в данном аспекте красоту), то ради красоты можно и потрудиться. Например, когда мы делаем фото красивое в свой инстаграм, то мы можем залезть и на гору, и на определённую глубину озера.

Ради блага он трудиться не хотел. Нужно трудиться так, чтобы другому хорошо было. Вот если вы будете стараться хорошо сделать другому, то и сами будете сыты.

Емеля вовсе был не ленив, но он хотел работать только ради стимула. Просто так работать он не будет. Как говорится в другой народной мудрости «работа любит дураков».

Емеля – мечтатель, в отличие от рыбака, который словил рыбу и был испуган говорящей щуки. А когда Емеля поймал её, то для него данное чудо было как обычное дело.

Емеля требовательный к себе и требовательный к другим. Когда ему говорят «сходи за дровами», он говорит: «Всё Емеля да Емеля, а вы то на что?». Ему сёстры говорят: «разве наше это дело?», снова заводя разговор про кафтан. И Емеля снова соглашается, ведь есть стимул.

Только помогает он не сам, а с помощью рыбки. Так и человек в реальной жизни, если у него есть возможность более рационально, быстрее и легче что-то сделать, а человек делает это долго, тяжело и нерационально, то его справедливо называют дураком. Этому соответствует ещё одна народная мудрость: «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт».

Благодаря этим трём качествам (практичности, разумности и требовательности) народная мудрость Емелю превозносит как победителя.

В сказке «По щучьему велению» смысл заключается также в символах. Если рассмотреть символы, то печь является символом пространства сознания, из которого Емеля выбираться не хотел. Но чтобы достичь гармонии, внутреннему миру человека необходимо взаимодействовать с внешним миром.

Емеля познакомился со щукой и узнав о её способностях, он осознал свои истинные желания. Он проявил к щуке, которая в свою очередь символизирует природу, внимательность. Емели доверился ей и она (природа) дала ему возможности реализовать своё намерение: «По щучьему веленью, по моему хотению».

Речка – это некий канал энергии и информации, в который проникнуть можно только в том случае, если получается достичь гармонии двух миров. Становление Емели принцем – это проявление его красоты во внешнем плане.

По щучьему велению чему учит эта сказка. professionaly ru soczialnaya set. По щучьему велению чему учит эта сказка фото. По щучьему велению чему учит эта сказка-professionaly ru soczialnaya set. картинка По щучьему велению чему учит эта сказка. картинка professionaly ru soczialnaya set.

Можно рассмотреть всё и с политического аспекта. Емеля – это народ. Он забирает царевну (в данном случае Россию) в жёны. При этом Емеля (народ) оставляет Царя ни с чем (то есть власть имущих). Так он восстанавливает социальную справедливость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *