по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это

Лекция №10

Тема: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

10.1 Общая характеристика и система форм обучения биологии.

10.3. Экскурсия как важная форма обучения биологии.

10.4. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии.

10.5. Домашняя работа учащихся.

10.6. Внеклассные занятия по биологии.

10.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СИСТЕМА ФОРМ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Обучение — процесс взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием учебного материала в це­лях его усвоения и овладения способами познавательной деятель­ности. Чтобы осуществлять процесс обучения, не9бходимо его орга­низовать.

По определению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской, форма организации обучения — это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям ее проведения (в классе, экскурсия в природу и т. п.), используемым учи­телем в процессе воспитывающего обучения.

Урок, экскурсия, внеурочная и домашняя работы, внеклас­сные занятия — все они решают определенные задачи: постанов­ку цели, усвоение учебного содержания, подведение итогов обу­чения и пр. Каждая организационная форма решает в образовательном 1 процессе как общие, так и специфические задачи обучения. Общие — это те, на решение которых направлен весь про­цесс биологического образования. Специфические — те, которые преобладают в данной конкретной форме образовательного про­цесса. Все формы обучения биологии взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга.

На выбор формы обучения биологии влияет также оснащен­ность учебного процесса, оборудование кабинета натуральными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения. Это особенно сказывается на разнообразии видов урока. Так, доста­точное количество натуральных наглядных средств обучения спо­собствует проведению на уроке лабораторных и самостоятельных

Содержание образования, цели, задачи и методы обучения реа­лизуются в разных организационных формах учебных занятий. Их выбор не является случайным, он обусловлен влиянием многих факторов, важнейшим из которых являются учебно-воспитатель­ные задачи обучения биологии, реализуемые конкретным содер­жанием.

Таким образом, выбор форм организации обучения биологии обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по биологии, специфи­кой условий учебного процесса, спецификой контингента уча­щихся Однако решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит содержанию учебного материала, очень важен так­же творческий подход учителя к своей работе.

Многообразие форм организации учебной деятельности позво­ляет сделать учебный процесс богаче, глубже познать живую природу.

Урок — основная форма обучения биологии. Урок, его постро­ение и методы проведения — главнейшая проблема методики обу­чения биологии»

Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

Урок — это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся — по определенной программе био­логии, твердому расписанию и в школьном помещении.

Проведение уроков биологии возможно и «под открытым не­бом» — на школьном опытном участке, на территории около шко­лы или в краеведческом музее и зоомузее.

Каждый урок представляет собой целостную и сложную систе­му, включающую приобретение учащимися знаний, умений, раз­витие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных ка­честв, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности.

Воспитательные требования к уроку:

четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечива­ющих на основе приобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира, эстетического вкуса, тру­долюбия и экологической культуры;

формирование и развитие у учащихся познавательных инте­ресов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;

соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные; требования к уроку:

—наличие продуманного плана проведения урока на Основе
тематического планирования;

—четкая организация урока на всех этапах его проведения;

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, в том числе урока по биологии. Учитель биологии должен хорошо знать эти требования, обеспе­чивать: их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

Структура урока зависит от поставленных целей, его содержа­ния, методов и методических приемов, от используемых средств наглядности, а также от уровня подготовки и развития учащихся, от места урока в образовательном процессе.

10.3. ЭКСКУРСИЯ КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Биология как предмет призвана вооружить учащихся система­тизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомле­ния учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса — экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школь­ной, обстановке ив процессе необычной познавательной дея­тельности.

Практическое и методическое обоснование экскурсий по био­логии разработал А.Я.Герд. Он указывал на необходимость взаи­мосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть воз­можность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А. Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учены­ми В.В.Половцовым, Б.Е.Райковым, Н.М.Верзилиным, Н.А.Ры­ковым, В.М.Корсунской, Ю.И.Полянским, И.Н.Пономаревой, И. Т. Суравегиной и др.

Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познаватель­ной целью при передвижении от объекта к объекту в их естествен­ной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя ипо темам, связанным с программой. Это определение, данное Н. М. Верзилиным и В. М. Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обу­чения.

10.4. ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Внеурочная работа по биологии обязательна для всех учащих­ся, выполняется по заданию учителя. Ее содержание тесно связа­но с уроками, результаты оценивает учитель.

Внеурочная работа — это форма организации учащихся для вы­полнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса прак­тических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя,

В процессе изучения биологии преподаватель учит детей само­стоятельно работать, ставить опыты с растениями и животными, вести наблюдения за ростом и развитием организмов.

10.5. ДОМАШНЯЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

В связи с ограничением времени, отведенного на занятия не­посредственно в классе, необходимо давать дополнительные за­дания на дом. Их методическая ценность объясняется возможнос­тью закрепить знания и умения.

Домашняя работа — это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучае­мой темой.

Как бы ни был эффективен урок, работа дома с книгой и дру­гими источниками информации остается существенной формой обучения биологии. Она имеет большое развивающее и воспита­тельное значение. В процессе ее выполнения у учащихся фор­мируются такие важные качества, как ответственность, трудолю­бие, настойчивость, стремление довести начатую работу до конца. На это направлено все многообразие домашних работ:

—работа с учебником (ответы на вопросы, овладение учебны­ми умениями, выполнение заданий);

—чтение научно-популярной литературы, журналов и спра­вочной литературы о природе;

— использование энциклопедий, определителей;

—подготовка рефератов и иллюстраций по заданным темам;

—практическая работа с натуральными объектами (наблюде­ния, экспериментирование, оформление результатов работы);

–моделирование природных процессов и явлений;

— изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.) к уроку по заданию учителя и собственной инициативе.

10.6. ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ

Значение внеклассных занятий. Деятельность учащихся в шко­ле не ограничивается выполнением обязательной для всех учеб­ной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, зна­чительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его — задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сде­лать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологическая работа, которая является добровольной. Цель ее — удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией. Н. М. Верзилин и В.М.Корсунская (1983) так определяют эту форму обучения биологии: «Внеклассные занятия есть форма раз­личной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познава­тельных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии»

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 59 | Нарушение авторских прав

Источник

Тесты для учителяОБЖ «Готовимся к курсовой подготовке»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО ОБЖ

Если методика обучения безопасности жизнедеятельности способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира, то она тесно взаимосвязана с …

Выберите один ответ:

a. педагогическими науками

e. биологическими науками

Объектом исследования методики обучения безопасности жизнедеятельности являются:

Выберите один ответ:

a. учебно-воспитательный (образовательный) процесс, связанный с данным предметом

b. методы, основанные на опыте и эксперименте

c. содержание учебно-воспитательного процесса, связанное с учебным предметом

d. цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся

e. зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта

Методика обучения безопасности жизнедеятельности как учебный предмет в отличие от науки выполняет такую функцию, как:

Выберите один ответ:

Предметом исследования методики обучения безопасности жизнедеятельности являются:

Выберите один ответ:

a. методы, основанные на опыте и эксперименте

b. учебно-воспитательный (образовательный) процесс, связанный с предметом безопасности жизнедеятельности

c. содержание учебно-воспитательного процесса, связанное с предметом «Основы безопасности жизнедеятельности»

d. цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся

e. зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта

Если методика обучения основам безопасности жизнедеятельности является педагогической наукой, то она неразрывно связана с

Выберите один ответ:

d. биологическими науками

Методика обучения безопасности жизнедеятельности, как любая наука, познает

Выберите один ответ:

a. уровень образованности школьников

b. задачи развивающего и догматического обучения

c. уровень развития ученика, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств

d. нет правильного ответа

e. объективные законы процессов и явлений, которые она изучает. Выявление их общих закономерностей позволяет ей объяснить и предсказать ход событий и действовать целенаправленно

К внешним закономерностям обучения ОБЖ относится:

Выберите один ответ:

a. зависимость движения и развития процесса обучения от степени овладения знаниями и умениями учащимися, их умственного развития и формирования отношений

b. содержание школьного предмета и его обусловленность уровнем развития безопасности жизнедеятельности человека и ее востребованностью в современном обществе

c. выбор методов и типов обучения основам безопасности жизнедеятельности

d. взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе

e. зависимость результативности обучения учеников от методов и средств преподавания основам безопасности жизнедеятельности

Выберите один ответ:

a. догматическое обучение

b. программированное обучение

c. развивающее обучение

d. проблемное обучение

e. модульное обучение

Выберите одну из основных учебно-воспитательных задач, которая реализуется в ходе изучения школьниками учебной дисциплины «ОБЖ»:

Выберите один ответ:

a. ориентирует учителя на использование разнообразных способов подачи учебного материала

b. ориентирует учителя на повышение уровня своей профессиональной деятельности

c. самостоятельное освоение учебного материала школьниками

d. ориентирует школьника на развитие

e. изучение в комплексе современных проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, которые формируют у школьников адекватную современному уровню знаний картину мира, целостное миропонимание и научное мировоззрение, ценностную ориентацию личности

Механическое запоминание со слов учителя или из книги и дословное воспроизведение услышанного или прочитанного из текста называется:

Выберите один ответ:

a. объяснительно-иллюстративным обучением

b. догматическим обучением

c. проблемным обучением

d. программированным обучением

e. развивающим обучением

Вид обучения, при котором осуществляется передача, усвоение знаний учащимися и применение их на практике. При этом деятельность учителя заключается в изложении учебного содержания с применением наглядных и иллюстративных материалов и обеспечении его усвоения на уровне воспроизведения и применения при решении практических задач, это называется:

Выберите один ответ:

a. программированным обучением

b. проблемным обучением

c. объяснительно-иллюстративным обучением

d. развивающим обучением

e. догматическим обучением

Вид обучения, в основу которого положена идея известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, называется:

Выберите один ответ:

a. программированным обучением

b. догматическим обучением

c. проблемным обучением

d. развивающим обучением

e. объяснительно-иллюстративным обучением

К внутренним закономерностям обучения основам безопасности жизнедеятельности относится:

Выберите один ответ:

a. степень подготовленности выпускников школы к участию в жизни общества

c. социальная обусловленность целей, задач обучения ОБЖ в школе

d. выбор методов, средств, форм и типов обучения по ОБЖ

e. содержание школьного предмета и его обусловленность уровнем развития безопасности жизнедеятельности и ее востребованностью в современном обществе

Выберите пример урока, раскрывающего содержание темы по основам безопасности жизнедеятельности:

Выберите один ответ:

a. контрольно-проверяющий урок

c. урок-ролевая игра

По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской, форма организации обучения – это:

Выберите один ответ:

a. нет правильного ответа

b. организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям ее проведения (в классе, экскурсия в природу и т.п.), используемым учителем в процессе воспитывающего обучения

c. процесс усвоения определенной системы знаний и умений, воспитания и развития учащихся

d. внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме

e. процесс взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием учебного материала в целях его усвоения и овладения способами познавательной деятельности

Элемент (этап) урока, цель которого заключается в том, что учитель обязан на уроке получить информацию и выяснить степень усвоения учебного материала учащимися. Такой этап урока называется:

Выберите один ответ:

a. проверка домашнего задания

b. закрепление нового учебного материала

c. изучение нового материала

d. организационный момент

e. формирование новых знаний, умений и навыков

Выберите один ответ:

a. внеклассные занятия

e. внеурочная работа

Внеурочные работы имеют большое значение для формирования и развития личности учащихся, так как они:

Выберите один ответ:

a. формируют умения делать выводы

b. формируют умения анализировать

c. способствуют формированию у школьников исследовательских умений, а также вырабатывают у них волевые качества личности

d. способствуют повторению пройденного учебного материала

e. формируют умения синтезировать

Форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса «ОБЖ» практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя – это:

Выберите один ответ:

a. внеурочная работа

b. внеклассная работа

Экскурсии, которые проводятся учителем по теме и обычно осенью с целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом, по местоположению в темах учебных разделов (курсов) ОБЖ, называются:

Выберите один ответ:

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. placeholder. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-placeholder. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. placeholder. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-placeholder. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. placeholder. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-placeholder. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка placeholder.

Курс профессиональной переподготовки

Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. a loader. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-a loader. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка a loader.

Материал будет полезен учителям ОБЖ. Если ты готовишься к прохождению курсов по ОБЖ, этот материал поможет подготовится к итоговому тесту. Тесты по теме «Методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности» и «Новые формы преподавания на уроках ОБЖ»

Если методика обучения основам безопасности жизнедеятельности является педагогической наукой, то она неразрывно связана с дидактикой.

Номер материала: ДБ-381702

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. 12ca 000988a9 e32712b1. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-12ca 000988a9 e32712b1. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. placeholder. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-placeholder. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка placeholder.

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. placeholder. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-placeholder. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка placeholder.

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. placeholder. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-placeholder. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка placeholder.

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. placeholder. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-placeholder. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка placeholder.

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. placeholder. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-placeholder. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка placeholder.

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. placeholder. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это фото. по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это-placeholder. картинка по определению н м верзилина и в м корсунской форма организации обучения это. картинка placeholder.

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Домашнее задание как форма организации обучения биологии

НазваниеДомашнее задание как форма организации обучения биологии
АнкорДомашнее задание как форма организации обучения биологии.docx
Дата20.09.2017
Размер230.15 Kb.
Формат файла
Имя файлаДомашнее задание как форма организации обучения биологии.docx
ТипРеферат
#20692

Тема: Домашнее задание как форма организации обучения биологии
Содержание

Глава 1. Содержание и структура школьного биологического образования

1.2. Организация обучения биологии. Формы и приемы при обучении биологии

Глава 2. Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями

2.1. Домашняя работа как обязательная форма обучения биологии

2.2. Практическая направленность домашних работ в образовательном процессе по биологии

2.3. Исследование на выявление роли домашних работ в процессе обучения биологии

Активность и самостоятельность учащихся в учебно-познавательной деятельности возможны только при организации тесного сотрудничества учителя и ученика. Механизмом таких отношений в процессе обучения биологии могут являться различные виды деятельности, участвуя в которых школьники реализуют свои склонности и интересы. [3, 28]. К таким видам деятельности мы относим одну из обязательных форм обучения биологии – домашние работы.

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета, накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся. Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе. Большие домашние задания ведут к снижению успеваемости. Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника, каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого обучающегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий. Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо организованной учебной работой дома.

Целью работы является исследование обязательной формы обучения биологии – домашней работы теоретического и практического характера.

Объект исследования – домашняя работа как эффективная форма обучения биологии.

Цель, объект, предмет исследования определила следующие задачи:

— изучить принципы построения курса биологии, методы и методические приемы при обучении биологии,

— рассмотреть сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями,

— выявить практическую направленность домашних работ в образовательном процессе по биологии,

— провести исследование, целью которого является выявление роли домашних работ в процессе обучения биологии и сделать выводы.

В качестве методического инструментария, адекватного целям и задачам исследования, были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение, классификация.

Глава 1. Содержание и структура школьного биологического образования

1.1.История развития методики преподавания естественных наук

Содержание биологии изменяется в соответствии с развитием науки и запросов общества. Первоначальные представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. В школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви. Преподавание естествознания в русских школах было введено в конце XVIII века. История развития методики преподавания есте­ствознания подразделяется на два основных периода: дореволю­ционный, а затем коммунистический.

В XVIII веке для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища и учи­тельскую семинарию. Для составления учебника по естествознанию был привлечен В.Ф. Зуев. В 1786 г., им был напечатан учебник в двух книгах «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». В учебнике устанавливается последовательность изучения естествознания: ископаемое царство (неживая природа); прозябаемое царство (ботаника); животное царство (зоология). Зуев издает атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части учебника.[16,32]

В XIX веке учреждается министерст­во народного просвещения и губернские народные учи­лища преобразуются в гимназии. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преемником идей В. Ф. Зуева стал его ученик А. М. Теряев, который способствовал распространению на­глядных пособий в школе.[7,95] В биологической науке процветает систематика, широкую известность получает «Система природы» К. Линнея. В гимназиях по естествознанию была довольно обшир­ная программа: общие сведения о природе; зоология; ботаника; минералогия; анатомия и физиология человека. Хорошо была принята книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». [9,189]

Первая методика естествознания была написана в 40-х. гг. в Германии учителем Августом Любеном. Он считал, что изучение естествознания долж­но идти от простого к сложно­му, от известного к неизвест­ному. В своей методике он рекомендует обращать особое внимание на следующее: познание разнообразия растительных форм; познание единства, лежащего в основе этого разнообразия; познание жизни растений; познание веществ и сил, вызывающих жизнь и разнообразие растительных форм. Работами Герда было положено начало научной методике преподавания естествознания. Он считал, что содержание обуче­ния должно соответствовать современному научному уровню и воспитывать научное мировоззрение. [11,61]

Подводя итог сказанному, отметим, история развития методики преподавания естественных наук берет свое начало еще с XVIII века. Главным в методике преподавания биологии становится про­блема научности содержания учебного предмета. Были созданы учебники для учащихся и первые частные методики по отдельным курсам для учителей. Модернизация системы биологического образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, накопленного опыта в методике преподавания. Школьная биология на современном этапе не только структурно ориентированный предмет, но и смысло- и позиционо-ориентированный.
1.2. Организация обучения биологии. Формы и приемы при обучении биологии

Современная биология находится на этапе теоретического развития, поэтому логическая структура науки включает законы, основные понятия, идеи и принципы. Законы служат исходными положениями для построения теории, а с другой стороны являются принципами, когда осуществляется систематизация знаний. Современный урок биологии строится с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий.

Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием учебного материала в целях его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс обучения, необходимо его организовать. Такими частями или звеньями учебно-воспитательного процесса выступают различные формы организации обучения. Они представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. [11,45]

По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской, форма организации обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям её проведения (в классе, экскурсия в природу, и т.п.), используемым учителем в процессе воспитывающего обучения.

В обучении биологии установились такие формы: [12,51]

1) уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, внеурочные работы;

2) необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, групповые или кружковые и массовые).

Урок – основная форма обучения, решает определенные задачи: постановку цели; усвоение учебного содержания; подведение итогов обучения и пр.

Каждая организационная форма решает в образовательном процессе как общие, так и специфические задачи обучения. Общие – это те, на решение которых направлен весь процесс биологического образования. Специфические – те, которые преобладают в данной конкретной форме образовательного процесса.

Рис. 1. Система форм организации обучения биологии (по Н.М. Верзилину, В.М. Корсунской)

Все формы обучения биологии взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга.

Рис.2. Формы организации обучения биологии
На выбор форм оказывает влияние: производственное и природное окружение; оснащенность учебного процесса, оборудование кабинета натуральными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения; типовых авторских программ; выбор формы организации обучения определяется спецификой контингента учащихся конкретного класса. Решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит содержанию учебного материала, очень важен также творческий подход учителя к своей работе. [10,11-15]

Важнейшей организационной формой обучения является урок, так как большая часть учебного материала изучается на уроках. Наиболее тесно урок связан с домашней работой. Она является логическим продолжением изучения пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности. Учащиеся выполняют задания, связанные с разными видами деятельности. Прежде всего, они заканчивают работу, начатую в классе, ставят несложные новые опыты или повторяют те, которые были проделаны в классе, проводят наблюдения в природе, знакомятся с дополнительной литературой, подготавливая доклады и выступления.[15,38]

Подводя итог сказанному, отметим, выбор форм организации обучения биологии обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по биологии, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся. Домашняя работа, как форма обучения, является важным продолжением урока.
Глава 2. Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями

2.1. Домашняя работа как обязательная форма обучения биологии
Домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения. Основная деятельность по усвоению и закреплению учебных умений и навыков, а также повторение и частичный разбор нового материала приходятся на домашнюю работу школьника.

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания обучающихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.

Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

Домашняя учебная работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. [7,28]

Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками – наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой обучающихся по его выполнению.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:[5,12]

а) усвоение изучаемого материала по учебнику;

б) выполнение устных упражнений;

в) выполнение письменных упражнений;

г) выполнение творческих работ;

д) подготовку докладов по изучаемому материалу;

е) проведение наблюдений;

ж) выполнение практических и лабораторных работ;

з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

Наряду с общими для всех обучающихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях школьников по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

Рассмотрим основные недостатки домашней учебной работы школьников. Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе обучающихся имеются существенные недостатки.[3,81]

* Во-первых, многие школьники при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.

* Во-вторых, недочетом домашней работы многих обучающихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.

* В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого обучающиеся допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях.

Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой обучающихся на уроке к его выполнению.

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.[2,39]

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный. Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы.[7,19]

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании.

Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

* одна на весь класс;

* составление домашней работы для соседа по парте.

Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока. В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку, в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие обучающиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем в своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.

Домашнее задание должно отвечать ряду требований: [11,44]

1) быть конкретными и целенаправленными;

2) обеспечивать подход ученика к содержанию материала;

3) вызывать познавательный интерес и активность учащегося;

4) развивать самостоятельность и творчество ученика;

5) способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.

Подводя итог сказанному, отметим, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Важное значение домашняя работа имеет для воспитания обучающихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания. Домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого обучающегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.
2.2. Практическая направленность домашних работ в образовательном процессе по биологии

Домашние задания по биологии весьма разнообразны. Большинство учителей дают учащимся задания прочитать дома параграф учебника и ответить на вопросы в конце его. Однако в качестве домашней работы могут быть, и практические задания по наблюдению за живыми объектами, закладке опытов, зарисовке опытов и фотографированию, написанию рефератов, подготовке докладов и прочие.

Практические домашние работы – это вид деятельности учащихся, при котором можно выполнять практические задания по биологии в домашних условиях. Такие работы пробуждают и развивают у школьников познавательный интерес к предмету, активизируют процесс обучения, включая школьников в деятельность. К домашним работам практического характера относятся: наблюдения, самонаблюдения, физиологические тесты, функциональные пробы, эксперимент. Практические домашние работы активно организуются учителями при изучении разделов «Растения», «Человек», реже в разделах «Животные», «Общая биология».

Мы подобрали примеры по каждому виду работ (раздел «Человек») и апробировали их в ходе педагогической практики. [6, 170-183]

Практическое домашнее задание выглядит примерно следующим образом:

Тема: Тест на гибкость различных отделов скелета.

Цель: выявить степень гибкости различных отделов скелета.

Объект исследования: человек.

Гибкость шейного отдела.

— Наклон вперед, подбородок упирается в грудь

— Наклон назад, взгляд при этом направлен точно вверх или назад.

— Наклон влево, вправо; ухо при этом находится параллельно линии плеча.

— Поворот головы вправо и влево, нос при этом направлен строго на намеченный ориентир сбоку.

— Сделать на стене метку на уровне своих плеч. Встать к стене спиной

на расстоянии одного шага. Наклониться назад так, чтобы увидеть метку.

— Встать к стене правым (потом левым) боком и попытаться достать

метку на стене противоположной рукой.

— Встать на возвышенность (30 см), достать носки ног пальцами рук,

стоять так в течение 5 секунд. Результат считается лучшим, если ладони положить рядом со ступнями.

— Встать прямо, руки вперед ладонями вниз. Согнуть кисти внутрь так, чтобы пальцы смотрели друг на друга (кисти располагаются перпендикулярно предплечью). Локти при этом не сгибать.

— Вытянуть руки вперед, локти вместе, ладонями вверх. Положить на ладони какой-либо предмет и удерживать его, раздвигая локти до тех пор, пока предплечья не образуют прямую линию.

— Переплести пальцы рук в замок. Сделать вращательные движения без хруста в суставах.

2.Локтевой. Встать прямо, руки в стороны. Руки согнуть и коснуться плеча кистью. (Если только пальцами, то это плохой результат).

— Правую руку завести за спину снизу, а левую сверху. Зацепиться пальцами рук. Поменять положение рук. Облегченный вариант – передать за спиной какой-либо предмет из одной руки в другую.

— Встать к стене спиной на расстоянии ступни. Медленно поднять руки вверх, отвести их назад, коснуться стены. Туловище при этом не сгибать.

4.Тазобедренный. Встать к стене спиной. Поднять одну ногу под углом 70-90 градусов и держать 5 секунд.

5.Коленный. Стоя на одной ноге, другую согнуть и положить ступней на бедро стоящей ноги. Поменять ноги местами.

6.Голеностопный. Сесть на колени так, чтобы ягодицы касались пяток. Затем сесть ягодицами на пол, ступни при этом развести: пятки касаются бедер, носки в стороны.

Выявление нарушений осанки.

— Встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались ее. Между стеной и поясницей должна проходить ладонь, но не кулак.

— Отойдите от стены в принятом положении. Запомните свои ощущения, такой должна быть ваша осанка.

— Положите на темя книгу, встаньте и пройдите немного с книгой на голове. Если осанка правильная, книга не упадет.

Тест оценивается с помощью бальной системы по следующей шкале: 0 баллов – получается плохо; 1 балл – получается с трудом; 2 балла – получается хорошо.

Рассмотрим психолого-педагогические основы организации практических домашних работ по биологии, в их основе лежит ряд дидактических принципов.

1. Принцип доступности. Данный принцип предполагает тщательный отбор содержания домашних работ для учащихся, учет их возможностей, психологических и возрастных особенностей, учет времени на выполнение домашней работы. Мера доступности зависит не только от объема заданий, но и от способов его выполнения, причем для каждого возраста. Доступность не должна сводиться к упрощению, т.к. это не будет вызывать умственных усилий учащихся. Требования принципа: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, опора на сформированные умения и навыки, опыт и применение учителем соответствующих способов организации домашних заданий, облегчающих их выполнение школьниками (инструкции, таблицы и т.п.).

2. Принцип систематичности и последовательности. Предполагает логическое формирование знаний и последовательность развития понятий в сознании учащихся в процессе выполнения домашних работ. Систематичность отражается в регулярной даче домашних заданий, причем не только по пройденной теме, но и повторение ранее изученного материала. Если ученики не справились с домашним заданием и получили плохие отметки, нельзя двигаться дальше в процессе изучения темы. Тем самым, реализуется систематическое повторение материала темы. Требование принципа: регулярность домашних заданий, система повторения ранее изученного материала, учет возможностей учащихся.

3. Принцип связи теории и практики. Данный принцип реализуется в предметно-практической деятельности учащихся и выражается в проведении домашних лабораторных работ, экспериментов, наблюдений и любой исследовательской деятельности по предмету.

Принцип связи теории и практики выражает необходимость подведения учащихся к пониманию значения теории в жизни, на практике. Поэтому необходимо давать такие домашние задания, которые ориентировали бы школьника на применение получаемых знаний в быту и, тем самым, способствовали бы повышению интереса к предмету.

Требование принципа: организация предметно-практической деятельности по биологии, выбор практических домашних заданий, которые предполагают применение знаний и умений по предмету, вооружение учащихся политехническими знаниями, умениями, навыками.

4. Принципы сознательности и активности в обучении. Показателем сознательности учащихся в обучении является их активность, стремление к творчеству. По мнению Ю.К. Бабанского, активность проявляется в самом процессе энергичного добывания знаний, когда ученик про себя может сказать: сам усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю доступные выводы и обобщения, сам контролирую свои знания, выявляю и исправляю ошибки, неточности, намечаю план новых действий по овладению знаниями [1,192].

Активная позиция ученика в отношении к предмету вырабатывается учителем, именно он может заинтересовать ученика выполнением работы. Причем важно опираться не только на социально-значимые мотивы (желание получить хорошую оценку, отличиться перед учителем или классом, заслужить похвалу), важно формировать внутреннюю мотивацию, т.е. познавательные мотивы, связанные с содержанием изучаемого материала и самим процессом деятельности. На фоне познавательного интереса формируется познавательная активность школьника, его деятельностная позиция. Этому способствуют домашние задания практической направленности.[1,181]

Требование принципа: использование разнообразных способов, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, вовлечение их в различные виды деятельности, организация практической деятельности.

5. Принцип коллективного характера и индивидуализации обучения. Этот принцип базируется на возрастных особенностях учащихся и решает проблему индивидуальной и коллективной форм организации учебных занятий. Индивидуальный подход при организации домашних заданий необходим, т.к. умственные возможности детей неодинаковы. Поэтому важно определить способности каждого ученика и наметить пути их развития при выполнении домашнего задания, давать посильные задания для слабых детей, постараться ликвидировать препятствия, мешающие индивидуальному развитию того или иного ученика. Возможно выполнение домашних заданий по биологии небольшими группами учащихся, особенно, если это практическое задание Сотрудничество и взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, которая влияет на развитие интереса и продуктивность учебного процесса.

Требования принципа: учет индивидуальных особенностей школьников при выборе для них индивидуальных домашних заданий, выявление возможностей для организации коллективного выполнения домашней работы.

6. Принцип взаимосвязи деятельности учителя и ученика. Он вытекает из взаимосвязи двух сторон учебной деятельности: передающая – деятельность учителя и воспринимающая – деятельность ученика. Принцип предполагает взаимодействие способов деятельности учителя и способов деятельности учащихся. При пассивном восприятии материала ученик выступает в качестве объекта деятельности учителя. При активном участии в процессе познания (в нашем случае, при выполнении домашних работ) ученик является субъектом собственной учебной деятельности. Этот принцип имеет значение не только для становления субъектно-субъектных отношений, но и для управления деятельностью учащихся.

Требование принципа: вовлечение учащихся в различные виды деятельности при выполнении домашних заданий с целью становления субъектно-субъектных отношений, контроль за деятельностью на промежуточном и конечном этапах.

7. Принцип самостоятельности. Домашняя работа – это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя. [13, 226]

Требование принципа: обеспечение сочетания разнообразных видов самостоятельных работ в соответствии с видом деятельности, познавательными интересами и творческими способностями школьников, осуществление самоконтроля и контроля со стороны учителя,

8. Принцип саморегуляции. Успешное выполнение домашних работ зависит от способности учеников к саморегуляции, которая предполагает оценку своих возможностей при выполнении домашнего задания, анализ своих действий, предъявление требований к самому себе, организацию собственного труда, контроль своей деятельности. Учителю, вовлекающему ученика в тот или иной вид деятельности по выполнению домашнего задания, необходимо учитывать наличие и степень сформированности у него организационных умений: планирования предстоящей работы, правильной организации своей работы, осуществления самоконтроля и т.п.

Требование принципа: необходимость формирования умений саморегуляции своей деятельности, контроль сначала со стороны учителя за этим процессом, а в дальнейшем – самоконтроль деятельности по выполнению домашних заданий.

9. Исследовательский принцип. Он предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся знакомятся с основными методами исследования изучаемой науки; усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладеваю умением самостоятельно добывать новые знания. Школьники, изучающие биологию, вполне могут вести простейшие исследования экологического, физиологического характера и т.п.

Выполнение школьниками домашних работ практического характера способствует не только овладению исследовательскими умениями, но и развитию их познавательных способностей, активности и самостоятельности; повышает интерес к овладению научными знаниями.

Требование принципа: поиск возможностей для включения в учебный процесс исследовательской деятельности, формировании у школьников познавательных и практических умений, приемов мыслительной деятельности при выполнении практических домашних работ.
2.3. Исследование на выявление роли домашних работ в процессе обучения биологии

Нами было проведено исследование, целью которого было выявление роли домашних работ в процессе обучения биологии. Нами было опрошено 30 учителей биологии. Учителям была предложена анкета, состоящая из 6 вопросов.

На вопрос «Как вы относитесь к организации домашних работ по биологии?» ответы учителей распределились так, как показано на рисунке 3.

Рис. 3. Значение домашней работы как формы обучения биологии.
Из рисунка 3 видно, что ответы распределились почти поровну. Это означает, что домашняя работа остается важной формой обучения биологии, которая успешно используется в учебном процессе. Учителям были предложены другие варианты ответа, такие как «Не уделяю должного внимания» и «Часто забываю проверять», но эти варианты ответа никто не выбрал.

Нас также интересовал вопрос: «Какие виды домашних заданий по биологии Вы практикуете?» Ответы учителей представлены на рисунке 4.

Рис.4. Виды домашних работ по биологии

1 – чтение параграфа. 2 – выполнение задания в рабочей тетради. 3 –

подготовка сообщения. 4 – подготовка презентации. 5 – написание конспекта. 6 – проведение наблюдения. 7 – постановка опыта.

Из рисунка 4 видно, что чаще всего учителя задают задание «прочитать параграф» и «подготовить презентацию» (по 19 % соответственно), часто используют выполнение заданий в рабочих тетрадях (16 % ответов) и подготовить сообщение (16 % ответов). Остальные виды работ используются учителями не так часто. Проведение наблюдения и постановку опыта практикуют только 15 % и 9 % учителей биологии соответственно.

Нас интересовало, какие формы организации домашних работ по биологии практикуются. Ответы распределились, как показано на рисунке 5.

Рис.5.Формы организации домашних работ по биологии
Мы видим, что чаще всего учителя практикуют индивидуальные домашние работы (63 % опрошенных выбрали это). Это объяснимо, так как школьники выполняют домашнее задание дома, очень редко в школе.

Индивидуальную и групповую формы организации выбрали 37 % учителей. Очевидно, что некоторые учителя практикуют совместные отчеты учащихся или совместную подготовку презентаций. Групповые домашние работы не применяет никто из опрошенных учителей.

Учителям был предложен вопрос: «Организуете ли Вы домашние работы практического характера?» Ответы показаны на рисунке 6.

Рис.6. Организация практических домашних работ
Практические домашние работы играют огромную роль в процессе обучения биологии. Из рисунка 6 видно, что практические домашние работы используются многими учителями (93 %).

Мы попросили учителей попросили ответить на вопрос о том, в каком разделе школьной биологии домашние задания практического характера наиболее эффективны. Ответы представлены на рисунке 7.

Рис 7. Эффективность биологии в разных разделах биологии

Из рисунка 7 видно, что учителя отдали предпочтение разделам «Растения» и «Человек». Данный выбор объясняется тем, что в этих разделах действительно легко организовать наблюдения (самонаблюдения) или постановку несложных опытов. Объекты для подобных работ доступны, в разделе «Человек» объектом может быть сам организм человека.

Ответы на вопрос: «Какие виды домашних заданий в разделе «Человек» Вы задаете?» представлены на рисунке 8.

Из рисунка 8 видно, что домашние работы практического характера в разделе практикуются нечасто: наблюдения проводят 9% опрошенных учителей, столько же учителей организуют функциональные пробы, 15 % организуют для выполнения дома самонаблюдения и 8 % опрошенных отмечают, что дают для выполнения физиологические тесты. Из видов домашних заданий доминируют: заполнение таблиц и подготовка сообщений (16 и 13 % ответов соответственно).

Рис. 8. Виды домашних работ в разделе «Человек»

Таким образом, мы видим, что проблема организации домашних работ по биологии актуальна. Домашние работы практической направленности мотивируют процесс обучения и позволяют вывести знания предмета на новый, более качественный уровень.

Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение доступного материал и дополнительной информации; выполнение практических и творческих работ.

Для учителя важно не то, что все должны сделать одинаковое задание, а достижение поставленной учебной задач, формирование положительного отношения к выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Особое внимание уделяется контролю за выполнением домашнего задания.

Домашнее задание – это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой. Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в своем темпе, использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую степень самостоятельности. В процессе выполнения домашнего задания у учащихся формируются такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести начатую работу до конца.

Домашнее задание должно отвечать ряду требований: 1) быть конкретными и целенаправленными; 2) обеспечивать подход ученика к содержанию материала; 3) вызывать познавательный интерес и активность учащегося; 4) развивать самостоятельность и творчество ученика; 5) способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *