плюсы и минусы интегрированного и дифференцированного обучения
Основные плюсы и минусы дифференцированного обучения
За последние годы все большей популярностью начинает пользоваться дифференцированный метод обучения. Образовательные школы разделяют на обычные, специализированные, а классы делят по определенным умственным и социальным особенностям. Вопрос о целесообразности его введения всегда вызывал много споров и противоречий. Одни считают, что это неотъемлемая часть нормального учебного процесса, другие убеждены в обратном.
Общие сведения о дифференцированном обучении
Представляет собой форму образовательного процесса, при которой происходит разделение детей на группы в соответствии с индивидуальными особенностями развития, их навыками, способностями, состоянием здоровья. По результатам проведённой диагностики происходит распределение по нескольким критериям, включая уровень интеллектуального развития, тип мышления, темперамент, интересы и склонности.
Разделение по умственному развитию осуществляется следующим образом:
Современная образовательная практика выделяет два основных вида дифференциации – внешняя и внутренняя. Первая предполагает создание специальных школ, ориентированных на учащихся, имеющих специальные способности. Сюда относятся гимназии, лицеи, различные коррекционные образовательные учреждения. Внутренняя дифференциация заключается в разделении учащихся на группы внутри класса с целью организации работы с использованием разных методик обучения. Для её осуществления необходима специальная подготовка учителей, небольшая наполняемость класса до 20 человек, тщательно продуманная организация труда и отдыха. Потребуется постоянная связь с родителями.
Преимущества дифференцированного обучения
Рассматриваемый метод не зря набирает популярность, заявив о себе как один из наиболее эффективных и результативных способов обучения. Он имеет немало преимуществ, основными из них являются:
Недостатки дифференцированного обучения
У данного способа обучения нашлись не только сторонники, которые полностью оправдывают его применение, но и те, кто негативно отзывается о целесообразности разделения. Это связано со следующими минусами:
Вывод
Несмотря на имеющиеся негативные стороны, представленный метод обучения все же набирает популярность. Положительных отзывов гораздо больше, чем отрицательных. Большинство преподавателей и родителей отмечают, что после такого разделения замечают значительное повышение мотивации детей, что приводит к улучшению результатов в учебе. Тот, кто не согласится переводить своего ребёнка на дифференцированное обучение, всегда может отказаться, выбрав другой класс или образовательное учреждение с привычным ведением уроков. Только правильный подход к обучающему процессу принесёт положительный, качественный результат без ущемления ребёнка.
Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
Плюсы и минусы интегрированного обучения
Положительные стороны интеграции.
1. Дети с проблемами в развитии воспринимаются как равные с нормальными детьми.
2. Ребенок не отделен от нормальных детей, которые могут способствовать его социальной адаптации.
3. Нет необходимости отрывать ребенка от родителей.
4. Нормальные дети учатся воспринимать «особых» как обычных членов общества.
Отрицательные стороны интеграции.
Ребенок не всегда получает необходимую помощь.
Требует много внимания со стороны учителя, что негативно сказывается на других учащихся.
Ребенок с проблемами может чувствовать себя менее способным по отношению к одноклассникам, трудно найти друзей.
Есть риск дискриминации со стороны учащихся.
Проблема подготовки специалистов.
4. Ненасильственный характер протекания интеграционных процессов (возможность выбора из гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями. Учащиеся и родители сами выбирают ту или иную образовательную возможность, основываясь на рекомендациях специалистов, возможность перехода из специального образовательного учреждения в общеобразовательное и обратно.
В связи со всем выше сказанным, проблемы исследования интегрированного обучения, выделенные Институтом КП РАО, выглядят следующим образом.
1. Изучение зарубежного опыта (Российско-Фламандский проект «Интеграция»).
2. Разработка критериев для отбора детей в интегрированное обучение с учетом их возраста, характера первичного дефекта и особенностей проявления вторичного дефекта, возможностей родителей и педагогов в оказании эффективной коррекционной помощи.
3. Разработка содержания и методов оказания помощи поддержки детям, интегрированным в массовые учреждения.
4. Создание экспериментальных площадок для реализации интегрированного подхода к обучению дошкольников и школьников с проблемами в развитии, где коррекционная помощь оказывается дефектологом.
5. Разработка технологий подготовки кадров для оказания помощи.
Кроме того, в массовой школе существует множество проблем, которые требуют решения. Вряд ли на переходном этапе реформирования системы народного образования школа сумеет адекватно решать вопросы интегрированного обучения детей с УО и нормальным интеллектуальным развитием. Об этом же свидетельствуют сомнения в компетентности современного учителя в области коррекционной педагогики и психологии (фрагментарность курса «Основы дефектологии»). Да и общество не готово понять и признать потенциальные возможности развития умственно отсталых под воздействием коррекционного обучения и воспитания.
Успешной интеграции может способствовать создание служб семейной терапии, служб «транзит» (интеграция выпускников специальных школ), служб социальной защиты.
ИКП планирует доказать, что не исключение и вытеснение специальных учреждений, а взаимодействие и взаимопроникновение структур массового и специального образования лежит в основе прогрессивного развития всей системы государственной помощи детям с особыми нуждами и собственно интегрированного подхода.
Систему специального образования нужно развивать, последовательно реформировать, но не за счет быстрых декларированных изменений и введения новых форм организации (иногда не подкрепленных экспериментальными данными), а за счет внедрения в практику новых подходов к обучению.
Задание
1. Охарактеризовать этапы организации дифференцированного обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
2. Перечислить этапы развития интегрированного обучения детей с проблемами в развитии.
3. Провести сравнительный анализ организации интегрированного обучения в России и за рубежом.
4. Сформулировать актуальные проблемы интеграции детей с нарушением интеллекта.
Самостоятельная работа:
Самостоятельная подготовка и проведение студентами круглого стола на тему: «Интеграция: «за» и «против».
Литература
1. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников. М. 2005.
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1999. – ч. 2.
5. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.
6. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М. 2005.
7. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. 1990.
8. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. М. 2003.
Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Интегрированное обучение: что это, технологии, принципы, модели и формы
Среди современных трендов образования особое место занимают методики, которые позволят людям с инклюзией чувствовать себя полноценными членами общества. Одно из таких решений — интегрированное обучение.
В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:
Хотите получать полезные статьи из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое интегрированное обучение
Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Но в педагогической системе он имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с различными видами инвалидности в общественную жизнь.
Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.
Интегрированное, или инклюзивное обучение — это не только возможность для людей с особенностями развития почувствовать себя частью общества, но и способ развивать толерантность, эмпатию и заботу о других с первых лет жизни.
Саламанкская декларация
В 1994 году в Испании проходила Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В её рамках приняли Саламанкскую декларацию, которая легла в основу концепции интегрированного обучения. Вот её основные положения:
Так начали появляться базовые модели интегрированного обучения, которые позволили детям с особенностями развития получить доступ к полноценному школьному образованию.
В вузе также применяют технологии интегрированного, или интегрального обучения. Но там под этим термином понимают методики, которые предполагают комплексный подход к профессиональному образованию. Это достигается за счёт развития междисциплинарных связей, использования проектной работы, Agile и Scrum-методологий и других инструментов.
Цели и задачи интегрированного обучения
Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.
Цель интегрированного обучения
Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.
Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.
Задачи интегрированного обучения
Интегрированное обучение решает следующие задачи:
Технология интегрированного обучения
Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:
Принципы интегрированного обучения
Интегрированное обучение имеет свои принципы и особенности:
Формы интегрированного обучения
По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Модели интегрированного обучения
Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:
Постоянная полная интеграция
При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:
Постоянная, но неполная интеграция
Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.
Частичная интеграция
В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.
Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации
Временная интеграция
В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.
Эпизодическая интеграция
Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.
Комбинированная интеграция
Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.
Кому подходит интегрированное обучение
Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.
Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.
Внешние условия | Внутренние условия |
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни | степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми |
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения | способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме |
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу | ребёнок психологически готов к школе |
есть условия и среда для интегрированного обучения |
Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.
Интегрированное обучение в России
Современные тенденции становления интегрированного обучения в России имеют свои отличия. В РФ разделяют три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии:
Дифференцированное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с тяжелыми задержками в умственном развитии и сильными нарушениями слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата учатся в специальных коррекционных школах.
Интегрированное обучение
В российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу.
Инклюзивное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками.
Чем инклюзивное обучение отличается от интегрированного? В российской системе образования — это два разных типа организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Также считается, что при инклюзивном обучении делают больший акцент на воспитании человечного и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Плюсы и минусы интегрированного обучения
Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.
Плюсы интегрированного обучения
Минусы интегрированного обучения
Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.
А если будет нужна помощь в написании курсовых или дипломных работ, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты учтут все требования к оформлению и напишут работу в срок.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Способы дифференциации. Положительные и отрицательные стороны дифференцированного обучения в ДО.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Способы дифференциации. Положительные и отрицательные стороны дифференцированного обучения в ДО.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ребенка или отдельных групп воспитанников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально – психологических особенностей.
Способы дифференциации предполагают:
1. Дифференциацию содержания заданий: по уровню трудности, по объему.
2. Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, работа дифференцируется:
– по степени самостоятельности воспитанников;
– по степени и характеру помощи воспитанникам;
— по способу восприятия информации.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаться детям на выбор.
Рассмотрим каждый способ.
Дифференциация заданий по уровню трудности.
В качестве примера можно привести использование развивающих игр во время проведения ОУД в области познания. Для выполнения одного и того же задания в игре «Прогулка по лесу» по теме дикие животные детям с высоким уровнем развития предлагаем посмотреть на карточки и запомнить зверей которые живут в лесу. За тем одну карточку убирают или переворачивают, детям надо вспомнить какой зверь (убежал). Также можно убирать по две или три карточки.
Детям со средним уровнем меняем несколько карточек местами и просим расставить карточки так, как они были расположены сначала.
Для более слабой подгруппы детям предлагаем рассмотреть картинки обитателей леса и назвать их. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.
Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что часть детей выполняет кроме основного задания еще и дополнительные.
В качестве дополнительного обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обычно не успевают полностью выполнить задание к моменту его проверки, поэтому им требуется дополнительное время на выполнение задания. Но это время должно проходить с пользой для остальных воспитанников, которым и дается дополнительное задание. Обычно оно выполняется по желанию детей, но воспитатель специально стимулирует детей, чтобы они захотели делать необязательную для них работу. В качестве стимулов используются различные поощрения.
Как правило, дифференциацию заданий по объему сочетают с другими способами дифференциации. Например, в качестве дополнительных предлагаются творческие упражнения или более трудные.
Дифференциация работы по степени самостоятельности воспитанников.
Дифференциация работы по степени самостоятельности проявляется на организационном, а не на содержательном уровне, то есть не предполагается различий в заданиях для разных групп детей. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством воспитателя, а другие – самостоятельно.
Обычно работа строится следующим образом. Дети знакомятся с заданием, уясняют его смысл и правила выполнения. После этого часть детей, чаще всего это дети с высоким уровнем обучаемости, приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью воспитателя анализируют способ выполнения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы вторая группа детей (со средним уровнем обучаемости) начала работать самостоятельно. Те дети, которые испытывают затруднения, чаще всего это первая группа (с низким уровнем обучаемости), все задание полностью выполняют под руководством воспитателя. Этап проверки может быть проведен фронтально.
Дифференциация работы по степени и характеру помощи воспитанникам.
Такой способ дифференциации, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством воспитателя. Все дети сразу приступают к самостоятельному выполнению задания. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается помощь.
Возможны три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая.
Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ребенок не включился в самостоятельную работу. Воспитатель его ободряет, разъясняет задание, помогает в организации деятельности. Стимулирующая помощь также оказывается ребенку, допустившему ошибку. Воспитатель указывает на ошибку и предлагает выполнить проверку.
Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Воспитаннику указывается путь, который приведет к выполнению задания или исправлению ошибки, то есть дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнить задания.
Обучающая помощь оказывается тогда, когда ребенок не может справиться самостоятельно с выполнением задания даже при направляющей помощи. В этом случае воспитатель раскрывает перед ребенком путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.
Дифференциация по степени помощи позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности.
Таким образом, оказывая ребенку дозированную помощь, уменьшая или увеличивая ее объем и варьируя ее характер, можно учесть темп продвижения каждого ребенка, его собственную траекторию развития и усвоения учебного материала.
Дифференциация работы по способу восприятия информации.
Детям аудиалам мы больше даем информации, которая воспринимается на слух; (рассказы, стихи), также в играх дается больше словесной информации. Детям визуалам информацию даем в виде схем, мнемотаблиц, сюжетных картин.
Детям кинестетикам даем возможность лепить, конструировать, разбирать и собирать, ломать и строить.
Особого внимания требуют и так называемые «тихие дети». В работе с такими детьми создаем такие условия, которые развивают активность детей, укрепляют их веру в свои силы. Способствует этому художественные произведения, сказки, потешки, хороводные игры, где дети могут раскрыть свои творческие способности. Использование различных масок и костюмов заинтересовывает детей, поднимает им настроение, объединяет коллектив. Ребёнку в игре легче запомнить текст потешки, песенки, он не чувствует себя вне коллектива. Обыгрывая сказку, потешку он не только развивает свою речь и память, но и получает навыки общения со сверстниками, взрослым, перестаёт быть замкнутым.
Еще используем в своей работе с капризными или непослушными детьми игровой приём сравнивания их с героем сказки. Например, ребёнок не в настроении, вредничает: «Ты, сегодня такой сердитый как папа Мишутки – Михайло Потапыч, расскажи на кого ты сердишься».
Дифференцированное обучение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Попробуем их определить.
По умственному развитию
1. Появилась возможность использовать дальнюю зону развития.
2. В этих группах создаются равные стартовые возможности по уровню развития детей.
3. Обучение строится с учётом интереса и способностей детей.
4. Используются разные методы и приёмы технологии педагогического процесса
1. Результаты диагностики бывают ошибочны, и дети попадают не в ту группу. Промежуточная диагностика позволяет перевести ребёнка в другую группу в середине года.
2. Занятия по подгруппам увеличили регламентированную деятельность. За счёт этого уменьшилось время прогулок
3. Детям слабой подгруппы не за кем тянуться.
4. Молодым педагогам трудно планировать занятия по подгруппам на одну и ту же тему.
По половому признаку
1. Происходит развитие качеств, присущих своему полу.
2. Происходит подготовка к социальной жизни.
3. Создаются условия для формирования чувства любви, которое воспитывается только женщинами.
1. Отсутствие воспитателей мужского пола для организации педагогической деятельности
2. Воспитатели – женщины не способны правильно обучать мальчиков: учебный материал ими «разжёвывается», а мальчикам надо создавать ситуацию поиска
3. Отсутствие мужчины как примера для подражания.
По физическим способностям
1. Сохраняется здоровье ребёнка.
2. Улучшается качество контроля над активной деятельностью ребёнка.
Дети чувствуют себя ущемлёнными и хотят выполнять упражнения, запрещённые им по состоянию здоровья.
По возрастному составу
1. Объединения постоянные.
2. Облегчает подготовку воспитателя к совместной деятельности.
1. У воспитателя остаётся меньше времени на индивидуальное обучение, если группа одного возраста.
В заключение, нужно отметить, что внедрение дифференцированного подхода в образовательны й процесс невозможно без знания индивидуальности каждого ребенка с присущими только ему личностными особенностями. Знание этих особенностей как раз и обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и построения индивидуальной траектории развития ребенка. Следовательно, исходный пункт в организации системы дифференцированного подхода – раскрытие возможностей каждого воспитанника с целью его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.