плохой учитель преподносит истину хороший учит ее находить а дистервег
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить (А.В. Дистервег)
В этом высказывании известный немецкий педагог и либеральный политик рассуждает о сущности работы учителя; о том, в чём именно состоит качество этой работы. Основная идея, выраженная в данном изречении, заключается в том, что учитель должен не просто передавать знания ученикам. Его главная задача – направлять своих подопечных на самостоятельный поиск истины, стимулировать их к таким действиям.
Я полностью согласен с данным утверждением Адольфа Вильгельма Дистервега. Действительно, основной целью преподавателя является именно мотивация учеников или студентов к самопознанию и самообразованию, к самостоятельной исследовательской работе. Только такая деятельность педагога будет наиболее эффективной.
Обратимся к теоретическим аспектам этого высказывания. Обучением называется целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками; процесс развития их творческих способностей и нравственно-этических взглядов.
В процессе обучения очень значительна роль преподавателя. Он создаёт условия, которые необходимы для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет их творчество. Педагог задаёт направление, в рамках которого учащийся ведёт работу по усвоению учебного материала; формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.
Примером хорошего учителя может послужить сам автор цитаты – немецкий педагог Адольф Дистервег, который преподавал математику и физику. Он всегда старался сделать процесс обучения увлекательным; вызвать у учеников влечение к постижению истины, благодаря которому можно охотно заниматься сложными предметами. Дистервег стремился найти побольше способов закрепить пройденный материал на практике; поощрял даже слабые попытки учеников получить знания самостоятельно. То есть, на собственном опыте он старался доказать, что деятельность педагога заключается не только в простой передаче знаний, но и в пробуждении в учениках интерес к познавательной деятельности.
Второй пример я приведу из личного социального опыта. Таким примером может послужить деятельность нашего тренера по шахматам Михаила Фёдоровича. Каждый раз после завершения теоретической части занятия, он в практических целях всегда даёт позиции для разыгрывания, помогавшие закрепить пройденную тему. После этого – организовывает анализ ошибок, совершённых в партии, то есть на практике. Потом Михаил Фёдорович даёт шахматные задачи для самостоятельного решения, с учётом индивидуальных особенностей ребят. Как хороший педагог, он знает, что для эффективности процесса обучения важно не только рассказать своему ученику, как делать что-либо правильно, но и научить его самому находить истину.
Таким образом, подытожить свои рассуждения мне хотелось бы следующим выводом. Главная и первостепенная задача учителя действительно состоит не в простой передаче ученикам определённого объёма знаний, а в их направлении на самостоятельное приобретение этих знаний, в их стимулировании к поиску истины. Педагог должен давать детям не просто знания, а прививать умение новые знания добывать самим.
Цитата Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» (ЕГЭ обществознание)
В данном высказывании Адольф Дистервег рассуждает на тему образования и роли учителя в нем. Автор считает, что главной задачей обучения является не формирование знаний, а развитие умственных способностей, которые применимы далее в действительности. Учитель должен лишь подтолкнуть подопечного, направить в нужную сторону, где в дальнейшем подопечный самостоятельно приобретает знания, которые соответствуют действительности, т. е. «находит истину». Я полностью согласна с точкой зрения автора, и, в подтверждении моих слов, хочу привести рассуждение.
Прежде всего, познание — это сложный процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом- получение нового знания об окружающем мире.
Главной целью познавательной деятельности является получение не просто знаний об объекте деятельности, а получение, прежде всего, истинных знаний. В свою очередь, истина — это соответствие полученных знаний действительности. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать как самостоятельные истины. Существует несколько возможных критериев истины: практика, соответствие ранее открытым законам той или иной науки, соответствие фундаментальным законам, парадоксальность идеи и простота, экономичность формы. Вопросами познания и истины занимается философия, а именно отрасль философии-гносеология, вопросами образования, где частично изучаются вопросы познания и истины, занимается такая отрасль науки, как педагогика. Педагогика- это отрасль науки, раскрывающая сущность и закономерности образования, роль образовательного процесса в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения результативности. Всю нужную информацию, готовые знания можно прочитать в текстовых источниках: книги, статьи, интернет. Но важно научится мыслить критически ко всему изложенному материалу, выискивать истины. Поэтому главной задачей обучения, в первую очередь, является развитие умственных способностей. «Учится не для школы, а для жизни». Так сказал римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека и был совершенно прав. Роль же педагога в образовательном процессе подопечного состоит в том, чтобы направить его в «нужное русло», помочь с преодоление каких-либо трудностей, замотивировать, вызвать интерес к объекту познавательной деятельности. Только с помощью таких методов подопечный сможет достичь желаемого результата-цели познавательной деятельности самостоятельно, что и позволяет подопечному «найти истину». Преподаватель, который не «преподносит истину», а «учит её находить», безусловно, вызывает больший интерес как к собственной персоне, так и к самому предмету.
Так, например, в кинофильме «Доживём до понедельника» учитель истории Илья Семенович Мельников не только дает учебный материал, он даёт ученикам свободу мышления, даже в тех случаях, когда придумывать уже нечего, когда история не терпит сословного наклонения, он дает ученикам возможность вообразить себя месте исторической личности, принять какие-либо важные решения, которые смогут изменить ход истории. Он позволяет развить мышление, пытливый ум, посмотреть на ситуацию под другим углом. Он высказывает своё мнение и учит других высказывать его. А также своим примером, своим поведением влияет на учеников. Ученикам очень нравятся такие уроки, они с удовольствием «грызут гранит науки», т. к. знают, что учитель никогда не осудит, поможет, даст возможность развить умственные способности. Илья Семёнович учит ребят для дальнейшей взрослой жизни, ведь научившись таким способностям, они смогут применять их в действительности. Оценка забудется, а навыки и умения останутся.
Таким образом, хороший учитель, который задумывается о дальнейшей жизни подопечного, в процессе познания лишь направляет, мотивирует и показывает какими средствами можно достичь поставленную цель. Только так и не иначе подопечный получит проверенные на практике знания, который он смог добыть самостоятельно. Самостоятельно осознанная и воспринимаемая информация становится знанием.
Плохой учитель преподносит истину хороший учит ее находить а дистервег
Догматический октроированный метод имеет аристократическую природу, развивающий метод Песталоцци — демократическую. Первый пригоден для самодержавных стран, последний — для будущих граждан конституционных государств. После этого нет никакого сомнения, каким способом должен пользоваться учитель, конечно, если его мысль и образ действий находятся друг с другом в гармонии. Но, к сожалению, часто замечается большое противоречие между ними: учителя, которые, согласно их словам и убеждениям, воспринимают все демократически, преподают при этом по старому, аристократическому, самодержавному, октроированному способу. Такие учителя на словах хотят примкнуть к народному движению, но всем своим поведением отрекаются от своего стремления. Бесполезное, напрасное старание! Наоборот, кто преподает народным, элементарным способом, тому совеем не нужно говорить о народности: все его поведение народно. Отсюда следует: последовательный сторонник абсолютизма, учитель откровения божия, ультрамонтан, низкопоклонник и т.п. должен ненавидеть и отвергать развивающий метод обучения; этот развивающий метод является продуктом свободомыслящего, воспитанного в духе свободы и борющегося за свободную жизнь человека. Теперь больше не сомневаются в том, что лучше: предписывать ли сверху политическое положение, или дать ему развиться снизу вверх и изнутри наружу. Но так же не сомневаются и в том, набивать ли молодого человека готовыми истинами сверху вниз и снаружи внутрь или дать им свободно расти снизу вверх и развиваться изнутри наружу.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» (А. Дистервег) (ЕГЭ обществознание)
Для продолжения раскрытия идеи, поднятой автором, необходимо обратиться к теории.
Обучение — это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. В процессе обучения значительна роль преподавателя. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество. Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы. Примером хорошего учителя может служить сам автор цитаты — немецкий педагог Адольф Дистервег, преподававший математику и физику. Обучая учеников, Адольф Дистервег придерживался некоторых педагогических принципов. Эти принципы были зафиксированы в одной из главных его работ — «Руководстве к образованию немецких учителей». В своём труде Дистервег говорит о том, как важно сделать процесс обучения увлекательным, потому как только в этом случае у ученика возникает свободное влечение к истине, благодаря которому он охотно занимается сложными предметами. При этом, по мнению А. Дистервега, педагог должен любить свой предмет, для того чтобы эта любовь передалась и его ученику. Педагог должен поощрять даже слабые попытки учеников получить знания, заставляя их тем самым ощутить живительное чувство приобретения новой силы, которое способно побудить их работать дальше. То есть деятельность педагога заключается не только в простой передаче опыта, но и в организации процесса обучения таким образом, которым удастся пробудить в ученике интерес к познавательной деятельности, стремление к истине и любовь к изучаемому предмету. Помимо прочего, А. Дистервег говорил о важности умения учителя закреплять пройденный учениками материал на практике.
Практика — это целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте. Практика является основным и универсальным критерием истины. Являясь критерием истины, практика в то же время является и основой познания, и потому практика есть необходимое условие познавательной деятельности. Приведу пример из личного социального опыта, подтверждающий важность умения учителя организовать практическую деятельность учеников. Таким примером может служить деятельность моего тренера по шахматам Василия Фёдоровича. Каждый раз после окончания теоретической части занятия, он в практических целях давал позиции для разыгрывания, помогающие закрепить пройденную тему. После чего следовал анализ ошибок, совершённых в партии, то есть на практике. Также он давал шахматные задачи для самостоятельного решения, учитывая индивидуальные особенности учеников, необходимость практического усвоения ими определённого знания. Он был хорошим учителем и знал, что для эффективности процесса обучения важно не только рассказать своему ученику как делать правильно, преподнося ему истину, но и научить его самому находить истину.
Таким образом, главная и первостепенная задача учителя — это не передать свои знания ученикам, а направить их на самостоятельное приобретение этих знаний, дать им стимул, мотивацию к поиску истины.
Эссе «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»
Наталья Павлова
Эссе «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Факультет дошкольной педагогики и психологии
Выполнила: Павлова Наталья Сергеевна
Профиль: «Дополнительное образование (раннее творческое развитие)»
Форма обучения: очно-заочная
Учебный год: 2015-2016, семестр 2
«Моя педагогическая философия» (Эссе на конкурс «Учитель года») «Моя педагогическая философия» «…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость» Крэттен Когда я думаю.
Эссе «Учитель-логопед — это звучит гордо!» И для меня это действительно так. Еще будучи ребенком, учась в школе я мечтала стать ведущим или актером, и конечно, в каждой из этих профессий.
Эссе «Я — учитель» Эссе «Я – учитель» Рано или поздно перед каждым человеком встает вопрос: Кем быть? Вспоминаю сочинение в 3-м классе на тему «Кем я хочу.
Эссе «Я — учитель-логопед» В детстве я воспитывала и учила кукол, мечтала стать учителем и быть детям не только педагогом, но и наставником и другом. Часто я играла.
Эссе «Моя профессия — учитель-логопед» Эссе «Моя профессия – учитель-логопед» Современный логопед – это прежде всего педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний.
Эссе «Учитель-логопед — это моя профессия, мой духовный путь, мое служение» На свете так много различных профессий И в каждой есть прелесть своя, Но нет благородней, нужней и чудесней, Чем та, кем работаю я! С.
Эссе «Особый ребенок, особый учитель» Эссе «Особый ребенок, особый учитель» Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Во время игры они постоянно изучают и исследуют.