плавск храм сергия радонежского
Храм Сергия Радонежского (Плавск)
Храм Сергия Радонежского построен в 1777 году, реконструирован в 1870-е годы. Сохранился уникальный иконостас из белого уральского камня.
Содержание
История [ править ]
В 1774 году каменный Сергиевский храм с деревянным куполом был заложен у входа в усадьбу князей Гагариных со стороны торговой площади. При его освящении в 1777 году были перенесены реликвии, хранившиеся в старом храме, в том числе и антиминс, освященный еще в XVII веке. В таком виде храм просуществовал до 1860 года.
Позже переделана западная часть храма и устроена колокольня.
После устройства трапезной части храма в 1868 году приступили к реконструкции центрального основного объема, который был освящен 20 июля 1876 года.
Вся реконструкция храма середины XIX века была произведена на средства князя С.С. Гагарина, купцов Черемушкина, Сазонова, а также на средства прихожан.
В 1938 году храм был закрыт.
Возвращен верующим в 1948 году.
Интерьеры пострадали отчасти, иконостас остался цел, во время войны погибла большая часть икон XVII-XVIII веков.
В 2014 году рядом в сквере рядом с храмом установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому и проведена крупная реконструкция здания.
Современное состояние [ править ]
Действует воскресная школа.
Приход окормляет заключенных в исправительной колонии.
Описание [ править ]
Главный иконостас выточен из белого уральского камня сергиевскими мастерами, композиционно подобен иконостасу главного храма Троице-Сергиевой лавры.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тульская область, г. Плавск, ул. Коммунаров, д.48.
Проезд: от Тулы электропоездом на Чернь, Скуратово или Орел до станции Плавск.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Большевики закрыли храм, а немцы создали в нём концлагерь
Многие источники по истории религии на территории СССР противоречат друг другу, согласно одному из них — из насчитывавшихся в 1914 году 67 108 церквей и часовен действующими в 1941 году на территории СССР оставались около 350. Не стал исключением Свято-Сергиевский храм в Плавске, его закрыли еще до войны.
Когда Германия напала на СССР, то учитывая роль православия, мероприятиям в отношении Русской православной церкви на оккупированных территориях уделялось особое внимание. Хотя в своих стратегических замыслах руководство Третьего рейха ориентировалось на уничтожение Русской православной церкви как исторического и национально-культурного феномена русского и других православных народов СССР, но во время войны требовалась другая тактика. На захваченных землях немецкие оккупанты проводили продуманную религиозную политику, открывая храмы и проводя на этом фоне успешную антисоветскую пропаганду.
При этом обнародованные после окончания войны документы вермахта свидетельствуют, что большая часть открытых церквей подлежала закрытию после окончания русской кампании.
Всего за три года оккупации было восстановлено более 40% от дореволюционного количества церквей. В советской литературе говорится о 10 тысячах храмов. По отчету Совета по делам Русской православной церкви на 1 января 1948 года число открытых немцами храмов на временно оккупированных территориях СССР составляло 7547, из которых к концу 1947 года осталось действующими не более 1300 (из-за нехватки священников и из-за изъятия у религиозных общин занятых ими храмов, выполнявших до войны роль общественных зданий).
Но встречались исключения из правил. Когда я побывал в Спасском-Лутовиново, то узнал, что в местной церкви немцы устроили конюшню.
Надо учесть, что военнопленных сначала было около 5 000 человек.
Бывшими военнопленными был составлен акт, нём в частности говорилось, что «В Плавске фашисты устроили лагерь военнопленных в центре посёлка, в церкви, и содержали там людей в ужаснейших условиях. Пленным совершенно не давали пищи, избивали их и расстреливали. Для того, чтобы не умереть от голода, красноармейцы были вынуждены разматывать с ног обмотки, опускать на них через решётку окон на улицу котелки или жестяные банки и просить у прохожих пищи».
Поэтому, когда люди проезжают или проходят мимо храма, им надо помнить, что здесь творилось поздней осенью и в начале зимы 1941 года.
Плавск. Церковь Сергия Радонежского.
Сергиевская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1938 году храм был закрыт. С этого времени теряется след механизмов и деталей уникальнейших часов; интерьеры же церкви пострадали отчасти, иконостас остался цел, но во время войны погибла большая часть икон XVII-XVIII веков. Сейчас Богослужения совершаются ежедневно.
Подробности: http://www.plawsk.narod.ru/ http://www.plavsktown.narod.ru/ http://sergey-daev.narod.ru/
С уважением, Владимир Д., уроженец Плавского района, drve@list.ru
Село Сергиевское отстоит от Тулы в 57 верстах и от г. Крапивны в 30 верстах. Весь приход расположен во обеим сторонам реки Плавы и её притока Локны и находится при Старой Киевской и Московско-Курской железной дорогах. Приход составляет самое село и сельцо Юрьево, отстоящее от храма по реке Плаве в 3 верстах. Число душ прихода простирается до 1658 человек муж. пола с почти таким же количеством жен. пола. Время образовании прихода с точностью определить нельзя, но на основании сенатского указа от 3 мая 1767 года, церковного синодика и древнего, времени дара Алексея Михайловича и патриарха Иоакима, св. Антиминса, можно с достоверностью сказать, что Сергиевский приход существовал ранее 18 столетия, потому что в 1774 г. бывшего деревянного храма уже не существовало, вместо него уже выстроен был новый каменный, с деревянным куполом храм при усадьбе князя Гагарина. По всей вероятности, и самое село получило свое название по храму, освященному во имя препод. Сергия Радонежского Чудотворца. Приходский храм во имя препод. Сергия Радонежского Чудотворца до 1771 года был деревянный и находился на старом кладбище, на берегу реки Плавы; но когда и кем он был построен, неизвестно.
По преданию, за ветхостью деревянного храм владельцем села князем Гагариным выстроен был новый храм, каменный, холодный, с деревянным куполом, вблизи его усадьбы и на более возвышенном месте. Этот храм существовал до 1860 года. В этом и следующих за ним годах переделана была западная часть храма с колокольнею и таким образом была устроена двухпридельная, теплая трапезная церковь с новою, более высокой колокольнею, на которой были поставлены часы, приобретенные купцом Черемушкиным в Страсбурге и стоящие 3500 руб. После устройства трапезной церкви приступлено было с 1868 года к перестройке настоящей церкви, которая и была освящена в 1876 году 20 июля. Приделы в трапезной церкви освящены во имя Казанской иконы Божией Матери и Святителя и Чудотворца Николая. Все поправки этого храма произведены были на средства князя Сергия Сергиевича Гагарина и купцов Бор. Фил. Черемушкина, Сазанова и др. прихожан. Из достопримечальных священных предметом, хранящихся в храме, обращает на себя внимание св. Антиминс, найденный во время перестройки настоящего храма под св. престолом, Этот Антиминс сделан из холста и освящен при царе Алексие Михайловиче и патриархе всероссийском Иоакиме. Существовавшая на месте бывшего Сергиевского храма часовня в настоящее время перестраивается.
Капитала на содержание церкви пожертвовано купцами: Черемушкиным 20 тысяч руб., Ив. Созоновым 4500 руб., братьями Солоповыми 500 р., Соломиным 50 руб. и неизвестным государств. билет в 250 руб. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Капитал в пользу причта 8840 руб. Земли усадебной и полевой 36 дес. Церковно-приходское попечительство существует с 1873 г. Богадельни еще не устроено, хотя на устройство её и содержание в ней призреваемых существует пожертвованный купцом Черемушкиным капитал, простирающийся в 25 тыс. руб., и сверх сего завещанный купцом Солоповым, но еще не полученный капитал в 25 тыс. руб. Больница устроена и открыта в 1873 г. князем Сер. Сер. Гагариным на его собственные средства. С 1868 г. в приходе существует двухклассное министерское училище для мальчиков; кроме того, в 1893 г. открыта церковно-приходская школа: наконец, в том же году в сельце Юрьеве открыта школа грамоты. Современная представительница рода кн. Гагариных, зараженная пашковскою сектою, имеет в с. Сергиевском только летнее местопребывание.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 511
Комментарии и обсуждение
C храмом связаны трагические события немецкой окупации в 1941 году. «. Гитлеровцы устроили в церкви лагерь для военнопленных. Красноармейцев в этом лагере было немного. Фашисты загнали сюда главным образом жителей города и соседних районов. Пища заключённых на день состояла из двух картофелин. Воды в лагере не было. Заключённым предлагалось утолять жажду снегом. От голода, холода, побоев и пыток ежедневно умирало 25—30 человек. Больных и обессилевших, неспособных выполнять тяжёлую работу, фашисты расстреливали. «
Сводка Совинформбюро от 1 января 1942 года
Свято-Сергиевский храм в Плавске
Где находится
Тульская область, г. Плавск, ул. Коммунаров, 48
Описание
Плавск известен с 1540 г. как село Сергиевское, названное по церкви во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. С 18 в. принадлежало князьям Гагариным. В 19 в. крупное торговое село. В середине XVIII века старый деревянный храм на Крапивенском погосте пришел в полную негодность и Сенатским Указом от 3 мая 1767 года князьям Гагариным разрешается постройка нового храма близ усадьбы.
В 1774 году каменный, холодный, с деревянным куполом храм во имя преподобного Сергия закладывается у входа в усадьбу со стороны торговой площади. При его освящении были перенесены вся церковная утварь и реликвии, хранившиеся в старом храме, в том числе и антиминс, освященный еще в XVII веке. В таком виде храм просуществовал до 1860 года.
В этом и последующих годах переделана была западная часть храма и устроена колокольня. Таким образом, в середине 1860-х была устроена двухпридельная теплая трапезная церковь с колокольней, для которой купцом Б.Ф.Черемушкиным в 1845 году за 3,5 тысячи рублей в Страсбурге были куплены часы, которые отбивали время до 1938 года. Наконец, после устройства трапезной части храма в 1868 году приступили к реконструкции центрального основного объема, который был освящен 20 июля 1876 года. Приделы трапезной были освящены во имя иконы Казанской Божьей Матери и Святителя и Чудотворца Николая. Вся реконструкция храма середины XIX века была произведена на средства князя С. С. Гагарина, сергиевских купцов Черемушкина, Сазонова, а также на средства прихожан.
Именно в таком виде храм Сергия Радонежского Чудотворца дошел до наших дней. Обращают на себя внимание и поражают его размеры, диаметр барабана и купола основного объема. Они по истине столичные: редко в каком городе можно найти храмы подобных габаритов.
Изюминка церкви — ее главный иконостас. Он выточен из прекрасного сероватого, матового, белого уральского камня Сергиевскими мастерами – каменотесами и имеет композицию, подобную иконостасу главного храма Троице-Сергиевой лавры. Белокаменные иконостасы – также большая редкость, на территории Тульской губернии это, пожалуй, единственный пример.
В 1938 году храм был закрыт. С этого времени теряется след механизмов и деталей уникальнейших часов; интерьеры же церкви пострадали отчасти, иконостас остался цел, но во время войны погибла большая часть икон XVII-XVIII веков.
Сейчас Богослужения совершаются ежедневно утром и вечером. В штате храма три священника. Регулярно священник посещает для духовного окормления заключенных в тюрьме. При храме имеется Воскресная школа для детей. В 2014 по федеральной программе посвященной 700-ти летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского, храм был отреставрирован, и преображен.
Плавское чудо Сергия Радонежского
Не самый большой районный город Плавск имеет несколько доставшихся нам от предыдущих поколений памятников архитектуры, которые поражают воображение. Например, больница князей Гагариных, или ими же заново выстроенный в середине 19 века храм Сергия Радонежского Чудотворца. Такими габоритами, фундаментальностью, строгостью и лаконичностью форм могут похвастаться далеко не все столичные храмы. А тут. Смотришь и удивляешься душевной щедрости предыдущих поколений, той уверенности, с которой они смотрели в будущее — ведь только прозревая на века вперед можно оставить потомкам такую глобальную постройку.
Обращают на себя внимание его размеры, диаметр барабана и купола основного объема.
Изюминка церкви — ее главный иконостас. Он выточен из прекрасного сероватого, матового, белого уральского мрамора Сергиевскими мастерами — каменотесами и имеет композицию, подобную иконостасу главного храма Троице — Сергиевой лавры.
Белокаменные иконостасы — также большая редкость, на территории Тульской губернии это единственный.
На колокольне были некогда гигантские часы, купленные одним из местных купцов.
Но в 1936-1938 годы храм был, к сожалению, закрыт. С этого времени теряется след механизмов и деталей уникального часового механизма, интерьеры же церкви пострадали отчасти, иконостас остался цел, правда, во время войны были сожжены иконы, но некоторые сохранились до сих пор. Во время войны в храме немцы организовали лагерь для военнопленных красноармейцев, которых содержали в ужасных условиях.
В 1956 году храм Сергия Радонежского пережил втрое рождение – его вернули церкви.
Три года назад в честь 700-летия Преподобного Сергия Радонежского храм был отреставрирован и рядом с храмом установлен памятник Преподобному Сергию. Когда я здесь снимал, мне казалось, что старец-чудотворец приложил руку к тому, чтобы в этом городке появилось такое чудо, как этот храм, иначе и быть не может