плащаница в свирском монастыре

Освященная копия Туринской плащаницы

плащаница в свирском монастыре. l. плащаница в свирском монастыре фото. плащаница в свирском монастыре-l. картинка плащаница в свирском монастыре. картинка l.

В 1978г. Были разрешены прямые научные исследования Туринской плащаницы. Группой ученых руководил профессор Академии ВВС – США, специалист по спутниковой съемке и лазерному оружию Джон Джексон. Ученые сделали такие выводы:

Изображение не является рукотворным. Изображение появилось на полотне как следствие химического изменения молекул ткани.
Пятна крови появились на плащанице до возникновения над ней образа. Кровь человеческая группа АБ (4). Тело очень свободно отделилось от кровяных сгустков плащаницы. Этот факт необъясним. Тело как будто прошло сквозь ткань.

Российские ученые сделали заключение, что тело Иисуса Христа вышло сквозь ткань с помощью сильного потока света и необъяснимой энергии.

По обе стороны плащаницы выделяются темные стороны: это следы обгоревшей ткани при пожаре XVI века.

Впервые фотоснимок с Туринской плащаницы сделал итальянский фотограф Секондо Пиа в 1898г. Пиа обнаружил на фотопленке удивительное четкое изображение лика Иисуса Христа, неземной красоты и благородства. Свой восторг Пиа зафиксировал в воспоминаниях, из которых ясно: он не на минуту не сомневался, что на этом полотне образ Христа.

В ХХ веке Туринскую плащаницу открывали для всеобщего обозрения 4 раза. Она была открыта в 2001г. В 2010г. католики снова открыли плащаницу. Это связано с тем, что этот год посвятили «созерцанию страстей Христовых». За 40 дней (с 10 апреля по 23 мая) перед ней смогли поклониться 2,5 млн. паломников со всего мира

Теперь плащаницу предполагается открыть в 2025г. Но сейчас ученые с помощью современных высоких технологий научились делать копии с Туринской плащаницы.

Одна из таких копий находится в обители. Ее доставили в монастырь в 2006г., когда праздновали 500-летие со дня основания обители. На тот момент это была шестая копия в мире. Митрополит Санкт Петербургский и Ладожский Владимир освятил копию плащаницы. Спустя некоторое время она обильно замироточила. Сейчас можно увидеть следы мироточения.

Источник

Освященная копия Туринской плащаницы

Туринская плащаница – погребальные пелены Господа нашего Иисуса Христа. Ее называют «Пятым Евангелием». Известно четыре описания земной жизни Иисуса Христа: от Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Современному человеку дано еще одно «Евангелие» — Туринская плащаница. Это та самая плащаница, которая покрывала многострадальное тело нашего Искупителя, оставившего на ней свое изображение.

Невероятно как сохранилась материя Туринской плащаницы, хотя прошло 2000 лет. Сейчас к плащанице приковано внимание не только верующих людей, но и аналитиков – людей науки.

В мире создан центр Туринской плащаницы, где при помощи современной аппаратуры ведется ее исследование. За это время миллионы людей открыли для себя тайну христианства, тайну Воскресения Христова.

В 1978г. Были разрешены прямые научные исследования Туринской плащаницы. Группой ученых руководил профессор Академии ВВС – США, специалист по спутниковой съемке и лазерному оружию Джон Джексон. Ученые сделали такие выводы:

Российские ученые сделали заключение, что тело Иисуса Христа вышло сквозь ткань с помощью сильного потока света и необъяснимой энергии.

По обе стороны плащаницы выделяются темные стороны: это следы обгоревшей ткани при пожаре XVI века.

Впервые фотоснимок с Туринской плащаницы сделал итальянский фотограф Секондо Пиа в 1898г. Пиа обнаружил на фотопленке удивительное четкое изображение лика Иисуса Христа, неземной красоты и благородства. Свой восторг Пиа зафиксировал в воспоминаниях, из которых ясно: он не на минуту не сомневался, что на этом полотне образ Христа.

В ХХ веке Туринскую плащаницу открывали для всеобщего обозрения 4 раза. Она была открыта в 2001г. В 2010г. католики снова открыли плащаницу. Это связано с тем, что этот год посвятили «созерцанию страстей Христовых». За 40 дней (с 10 апреля по 23 мая) перед ней смогли поклониться 2,5 млн. паломников со всего мира.

Теперь плащаницу предполагается открыть в 2025г. Но сейчас ученые с помощью современных высоких технологий научились делать копии с Туринской плащаницы.

Одна из таких копий находится в нашей обители.

Ее доставили в монастырь в 2006г., когда праздновали 500-летие со дня основания обители. На тот момент это была шестая копия в мире. Митрополит Санкт Петербургский и Ладожский Владимир освятил копию плащаницы.

Спустя некоторое время она обильно замироточила. Сейчас можно увидеть следы мироточения.

Тысячи паломников и гостей приезжают в наш монастырь, чтобы поклониться преподобному Александру Свирскому, попросить его молитвенной помощи, а также приложиться к копии Туринской плащаницы, которая стала святыней Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

Источник

1. Тайны и загадки мощей чудотворца А. Свирского

ЧУДОТВОРЕЦ ВСЕЯ РУСИ

На северо-востоке Санкт-Петербургской епархии, вблизи от самой границы с Ка-релией, среди дивных лесов и озер располагается обитель, созданная 500 лет назад по благословению Святой Троицы великим угодником Божиим преподобным Александром Свирским.
Такую любовь к Богу и людям носил в своем сердце этот праведник, живший во второй половине XV – начале XVI веков, что он – единственный из всех святых земли русской – был удостоен великого откровения Святой Троицы в виде трех Ангелов. Сам Господь указал «новозаветному Аврааму» место строительства собора в честь Святой Троицы, а затем и Свято-Троицкого монастыря, грандиозные здания которого состоят из двух частей: Троицкой и Преображенской, каждая со своим уникальным архитектурным ансамблем.

Чудесная святыня находится в Преображенской части обители: мощи, которые за 470 с лишним лет не только совершенно не тронуло тление, но они полностью сохрани-лась – в том же объеме и виде, каким было тело чудотворца при жизни.

В материалах пресс-службы Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря под названием «Необыкновенное состояние мощей преподобного Александра Свирского» приводятся такие свидетельства:

«С тех пор как мощи преподобного Александра Свирского вернулись в родную оби-тель, мы получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Ук-раины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению ми-трополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. “Я ожидал увидеть плотную спрессован-ную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань”, – сказал отец игу-мен

Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кан-дидат биологических наук, гистолог:

“При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние пло-ти прп. Александра – его святых мощей – находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма, описанных в трудах таких ученых с мировым именем, как Максимов, Заварзин, Хлопин и другие. Им было из-вестно многое: различные пути гибели клеток и тканей человеческого организма, лизис, расщепление, аутолиз тканевых волокон, нарушение законов клеточной корреляции, воз-можности клеточной трансформации и т.п.; но то, что произошло с мощами преподоб-ного Александра, не может быть описано обычными процессами на уровне клетки и ткани”.

Необходимо признать, что подобная степень сохранности просто уникальна да-же по отношению к другим нетленным мощам, например святого Иоасафа Белгородско-го. По свидетельству Е. Р. Борисова (сотрудник СМЭС – судмедэкспертизы, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа Белгородского), у святого Иоасафа, по сравнению со святым Александром, мягкие ткани лица более хрупкие, не эластичные, значительно вы-сохшие, с шероховато-блеклой поверхностью и бурого цвета. У святого Александра, на-против, лицо сохранилось почти как живое».

Какая великая тайна скрывается за этим чудом, аналогов которому нет на земле (и это документально подтвердили ученые)?

Удивительно, но мы до сих пор мало знаем о «всея России дивном чудотворце» (так называли преподобного Александра, начиная с XVI века), чья жизнь, необычная судьба мощей и чудесная помощь людям во многом превосходят наши обычные пред-ставления о святости.

В монастыре собран огромный, поистине поразительный материал о посмертном мученичестве святого, о небывалых гонениях, обрушившихся на его мощи, о чудесных открытиях, происшедших во время поиска, казалось бы, навсегда утраченного нетленного тела. Столько посмертных гонений, обвинений, оскорблений и клеветы, пожалуй, не пре-терпели никакие другие мощи русских подвижников. Ведь именно в Александро-Свирском монастыре началась дьявольская кампания вскрытия мощей большевиками, в течение которой были осквернены 63 раки с мощами угодников Божиих. И после чуда второго обретения мощи «новозаветного Авраама», прежде, чем выйти к людям, претер-пели немало непонимания и сопротивления даже от некоторых церковных людей. Врагу рода человеческого столь невыносимо животворное воздействие святыни на человеческие сердца и души, что на каждом шагу воздвигались лукавые препятствия и искушения. Преодолевать такие противодействия довелось даже автору этого скромного повествования перед поездкой к мощам и во время работы над книгой.

Стараясь быть максимально объективными и бесстрастными, мы хотим передать читателям атмосферу духовной борьбы и подвига многих людей, соприкоснувшихся с великой святыней…
Стены Александро-Свирской обители помнят, как в большие праздники сюда при-езжало до 40000 человек народа. В день Святой Троицы мощи преподобного Александра переносили крестным ходом из Преображенского в Троицкий собор, а на Духов день не-сли назад – так вся Россия почитала и любила святого! Но безбожники постарались с кор-нем вырвать память о чудотворце всея Руси, стереть ее до основания. Хотя местный крае-ведческий музей Лодейного Поля проводил экскурсии для туристов, в 80-е годы велась реставрация Троицкого и Преображенского соборов, здесь работали известные в городе реставраторы и архитекторы, но святыня в сознании многих перестала быть святыней: монастырское кладбище без стеснения увечили тракторами кладоискатели. И когда в 1997 году монастырь возвратили Церкви, везде царила мерзость запустения. Сказать, что обитель досталась монахам разоренной, – значит, ничего не сказать! В дивных корпусах Троицкой части, овеянных молитвами, находилась (и до сих пор находится!) областная психиатрическая больница – как и положено по «доброй советской традиции». О преподобном же Александре не знали даже местные жители, кроме разве одной старушки 103-х лет, которая рассказала, как была исцелена у мощей от слепоты…

Сейчас в «Северную Лавру» стекаются многочисленные ручейки паломничества. Кто-то хочет выплакать здесь всю свою греховную жизнь. Кто-то хочет въявь прикос-нуться к тайне необыкновенной жизни святого, открыть для себя новые свидетельства об Истине. Кто-то нуждается в помазании миром, источающимся из ног и рук чудотворца во время молебнов, чтобы просветиться частичкой нетварного Света, незримо присутствую-щего здесь. Кто-то из страждущих собирается взять песок из часовни на месте явления Пресвятой Троицы – полежав здесь, песок этот приобретает благодатные свойства.

Здесь происходят удивительные вещи. Рассказов об исцелениях у мощей по молит-вам преподобного так много, что они стали делом вроде даже привычным, хотя к чуду Божьему привыкнуть невозможно. Приезжала в монастырь пожилая женщина из Выборга – благодарила Господа и преподобного за исцеление внучки Юли от тяжелейшей болезни легких (10-летней девочке ставили диагноз: либо туберкулез, либо врожденные патологи-ческие изменения в легких). Бабушка, прослышав про мощи преподобного Александра, которые находились тогда в Петербурге, в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, поехала к святыне, хотя сама была в тот момент не очень церковной, – обращение к преподобному было ее последней надеждой. Она приложила внучку к мощам, а когда девочку вернули в больницу и провели обследование – то врачи ничего не могли понять: исчезли патологические изменения, легкие стали совершенно чистыми, хотя никакого особого лечения девочка не получала.

Автор этих строк может засвидетельствовать, что на одном из снимков, где в полу-темном храме во время молебна преподобному запечатлена рака с мощами, сфотографи-рованная лишь при горящих свечах, проявился необыкновенно яркий золотистый свет, льющийся от мощей и от алтаря и освещающий все пространство храма.

Известно, что вся жизнь преподобного Александра, а также чудесные, полные дра-матизма обретения мощей сопровождалась великими знамениями и многочисленными чудотворениями. Но только ли ради чудес едут сюда православные люди?

Паломники рассказывали, какое потрясение переживали они, когда устами и всем существом прикасались к легкой, теплой, можно сказать, неземной плоти тайнозрителя Святой Троицы, хранящей тайную жизнь, одетой в белые ризы преображения. И когда грешные люди ощущали живое воздействие святого, к которому они обращались с ис-кренней молитвой, – это потом приводило к изменению их сердца, к переосмыслению всей жизни. Такое доводилось слышать и от мирян, и от священников…

И это неудивительно. Какой молитвенный огонь до сих пор поднимается к небу с этой благодатной земли! Отсюда, как из великого источника, истекают ручейки святости. В начале XIX века в этой обители нашли себе пристанище основатели оптинского старчества схимонах Феодор (он провел здесь пять последних лет своей жизни и был погребен на монастырском кладбище), а также его ученик преподобный Лев Оптинский, подвизавшийся здесь около десяти лет. Оба они – ученики Паисия Величковского. За время служения в Свирском монастыре к ним приходил нескончаемый поток народа за наставлением и советом. Здесь же в течение года проходил послушание Игнатий Брянчанинов. Известно, что однажды, стоя на молитве перед ракой преподобного Александра Свирского, он получил наставление от самого святого Александра – перейти в другую обитель, где будет место его спасения и подвигов.

Все здесь пропитано молитвами подвижников. Когда в обители проводят земель-ные работы и находят косточки монахов – самое удивительное, что не попадается ни од-ной гнилой или даже почерневшей, кости бывают только белого и янтарного цвета. По афонским же традициям считается, что белые косточки бывают у монахов-молитвенников, а желтые – у подвижников более высокого уровня.

Вот такие дивные здесь места… Побывав здесь, невозможно остаться прежним, не-возможно не вдохновиться всем сердцем на преображение своей жизни, извлечь свои уроки из великой жизни великого святого, всея России чудотворца.

Источник

«Северная Лавра»: монастырь преподобного Александра Свирского

Фотопутешествие Владимира Ештокина

Приблизительное время чтения: 6 мин.

плащаница в свирском монастыре. IMG 8006. плащаница в свирском монастыре фото. плащаница в свирском монастыре-IMG 8006. картинка плащаница в свирском монастыре. картинка IMG 8006.

Преподобный

Преподобный Александр Свирский родился в середине XV века в семье вепсских крестьян и в девятнадцать лет тайком ушел на Валаам. Через семь лет он принял там монашеский постриг, потом ушел на уединенный остров Валаамского архипелага и прожил там отшельником в пещере еще лет десять. А потом получил откровение и вернулся в родные места, на берег Рощинского озера. Молва о подвижнике, подвизавшемся в глухих лесах, быстро разошлась по окрестным селам, и вскоре здесь уже был монастырь.

А в 1508 году, на двадцать третьем году жизни преподобного на Рощинском озере ему во время ночной молитвы было явление Живоначальной Троицы. И в том же году в обители была построена деревянная Троицкая церковь, а Александр стал игуменом.

Преподобный Александр Свирский прожил 85 лет, прославился праведной жизнью и многими чудесами, воспитал много учеников-иноков и привёл к вере многих мирян, какое-то время провел в полном уединении и суровом воздержании. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела выполнить его волю и похоронила его в Отходной пустыньке рядом с Преображенской церковью.

Нетленные мощи Александра Свирского были обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового Преображенского собора. Когда стали служить молебен, тело преподобного, пролежавшее в земле 108 лет, покрылось каплями благоуханного мира. И с 1644 года вплоть до революции нетленные мощи преподобного хранились в серебряной раке в Преображенском соборе монастыря.

Северная лавра

За долгие годы обитель знала расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления. В лучшие времена в монастыре были восемь храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, большое книгохранилище. В XIX веке его называли Северной Лаврой. Но были годы, когда в нем после очередного разгрома оставались лишь несколько монахов и главная святыня — мощи преподобного Александра Свирского.

Еще при жизни святого великий князь Василий III посылал к нему каменных дел мастеров, строительные материалы, делал щедрые пожертвования на монастырь. Тогда были построены каменная Троицкая церковь, новые кельи, трапезная, хозяйственные постройки. А еще «две малые, деревянные церкви, одна во имя Преображения Господня, другая во имя святителя и чудотворца Николая» в Отходной пустыни. Тогда же было начато строительство каменной Покровской церкви.

Не забывал обитель и Иван Грозный, считавший Александра Свирского великим чудотворцем и молившийся ему накануне похода на Казань в 1552 году. Он присылал сюда иконы, большой серебряный крест и колокола. К началу XVII века Свирская обитель благодаря щедрым пожертвованиям, превратилась в один из богатейших монастырей северо-запада Руси.

плащаница в свирском монастыре. IMG 7669. плащаница в свирском монастыре фото. плащаница в свирском монастыре-IMG 7669. картинка плащаница в свирском монастыре. картинка IMG 7669.

В 1917 году, перед революцией, в монастыре жило более 200 человек, было 40 лошадей, около 100 коров. Монахи занимались хлебопашеством, а овощей с монастырского огорода хватало не только для братии и богомольцев, но и для продажи. На воспитании в обители было 40 сирот. А бедным жителям окрестных деревень в ней бесплатно отпускали лекарства и оказывали медицинскую помощь.

Русская Голгофа

В феврале 1918 года в монастырь вошел отряд Олонецкой ВЧК. Начался самый трагичный период истории обители. Обитель разграбили, а мощи преподобного увезли, как тогда казалось, навсегда: 5 ноября 1918 года, когда во дворе Олонецкой тюрьмы расстреливали монахов Александро-Свирской обители, святыню должны были уничтожить. К счастью, этого не случилось, мощи передали в анатомический музей Военно-медицинской академии в Петрограде.

При советской власти в монастыре был сначала исправительно-трудовой лагерь, потом детский дом, интернат для инвалидов, техникум, психиатрическая больница. Среди узников Свирьлага были архиепископы Августин (Беляев) и архиепископ Феодор (Поздеевский), княжна Кира Оболенская, сын московского старца Алексея Мечева священник Сергей Мечев, монахиня Вероника, духовная дочь старца Серафима Вырицкого и философ Алексей Лосев.

Возрождение

Когда осенью 1998 года во вновь открытый монастырь пришли первые насельники, казалось, понадобится не один десяток лет, чтобы его восстановить. В Троицкой его части еще оставалась психиатрическая больница.

23 ноября из Санкт-Петербурга привезли мощи преподобного. Поместили их в маленькой церковке Захарии и Елисаветы – она пострадала меньше других, ее проще было привести в порядок.

В 2002 году начали работу мастерские: иконописная, швейная, керамическая, резьбы по дереву. А в 2006 году, к пятисотлетию обители обрели прежнее благолепие фасады и внутреннее убранство храмов, возродились из руин братские корпуса и монастырские звонницы.

Наконец 29 июля 2009 года состоялась передача Церкви Троицкой части монастыря, и сегодня там идут ремонтно-восстановительные работы.

Паломникам

Монастырский ансамбль сложился в XVI — XVII столетиях и состоит из двух самостоятельных частей — Троицкой и Преображенской, в нем два соборных храма. В Преображенском, в приделе Александра Свирского, хранятся мощи преподобного.

Нынешний Троицкий собор, освященный в 1698 году, — уже четвертый, выстроенный на этом месте. Сегодня он смотрится аскетично, но в XVII веке его стены были украшены яркими изразцами.

А фрески, которые довольно хорошо сохранились, в 1709 году выполнила артель новгородских и костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова.

К северу от Троицкого собора расположена церковь преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная». Построили ее 1716 году, а в конце XIX века после реконструкции стены украсили росписью. Сейчас в ней идут восстановительные работы.

Преображенская часть обители образовалась на месте Отходной пустыньки, в которой жил преподобный. В XIX веке стоявшую там на месте явления ему Пресвятой Троицы деревянную часовню заменили на каменную.

А мощи святого, как и прежде, покоятся в пятиглавом Преображенском соборе XVII века, в специально устроенном для этого в 1716 году приделе Александра Свирского.

А в 1903-1904 годах собор был расписан изнутри.

Особую нарядность придают собору соединенные с ним колокольня и церковь Захарии и Елисаветы, построенная в 1668 году.

Главная святыня монастыря, мощи преподобного Александра Свирского, покоятся в серебряной раке, изготовленной к 500-летию монастыря. Ежегодно в день Пресвятой Троицы их выносят из собора и крестным ходом переносят в Троицкий собор, где они пребывают несколько дней, а потом возвращаются обратно.

Как добраться до монастыря:

Из Москвы поездом до станции Лодейное поле, далее маршрутным транспортом до поселка Свирское. Из Санкт-Петербурга поездом либо электричкой до Лодейного поля, далее также. На автомобиле по трассе Москва-Санкт-Петербург-Петрозаводск около восьми часов. Остановиться на ночлег можно либо в паломнической гостинице монастыря, либо в паломническом центре в поселке Свирский.

Благодарим Санкт-Петербургскую митрополию, Тихвинскую епархию и братию монастыря за помощь в подготовке материала

Источник

Подарок от преподобного

В августе 2014 года автор побывал в паломнической поездке в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре в Санкт-Петербургской митрополии. Во время пребывания в монастыре произошла необычная встреча, связанная с памятью преподобного Александра, оставившая глубокое впечатление, о чем и повествуется в рассказе «Подарок от преподобного».

Говорят, если человек особенно почитает какого-либо святого, то через некоторое время обязательно замечает, что и святой этот начинает о нем заботиться, опекать, участвовать в его жизни. Это не удивительно: ведь святые – это наши помощники и проводники на пути к Богу. Убедиться в этом просто: достаточно вместо заграничного курорта, вместо клуба или дискотеки поехать куда-нибудь за тридевять земель, возможно, в глушь, по бездорожью – к святыням и к святым, оставившим наш мир века назад. А потом еще раз, и еще… И ведь ездят люди, колесят по Святой Руси большими группами и в одиночку, на автобусах, в поездах, на своих машинах, а где и пешком. Едут как раз за этим – за указанием пути в Царство Небесное. Надо полагать, получают искомое, иначе зачем бы собирались снова и снова в эти непростые путешествия?

Приходит месяц август, и вот, как уже много лет в это время, мы собираемся в паломничество к древней святыне Русской Православной Церкви – в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, посещая по пути соседние с ним обители и скиты Русского Севера. И каждый раз эта поездка сопровождается необычными (хочется даже сказать: чудесными) событиями. Свирский монастырь для нас давно стал родным местом; мы приезжаем туда, как приезжают к родителям взрослые дети, уже живущие своей самостоятельной жизнью: там их дом, там всегда ждут и всегда рады, всегда поймут, простят, помогут и утешат. Останавливаемся в гостинице неподалеку и первым делом торопимся поклониться великому святому, мощи которого почивают в Преображенском соборе. Сколько же теплой радости и необычных переживаний у нас было связано с этими путешествиями, и несомненными были радушие, помощь, забота; а однажды, возвращаясь домой, по молитвам преподобного Александра (мы верим в это!) чудом избежали на дороге большой беды; но это уже другой рассказ.

В этом году начало августа испытывало нас необычной жарой и сушью, поездка по северным святыням была нелегкой, к тому же дали себя знать проблемы со здоровьем, в связи с чем программу паломничества пришлось заметно сократить. Но тот, кто хоть немного знаком с законами духовной жизни, знает: ничто не происходит без воли Божией; что бы ни случилось, не стоит роптать и унывать, и Он с лихвой возместит потери, вознаградит за терпение и труды. Так было с нами и на этот раз. Во второй день пребывания в монастыре Господь послал нам удивительную встречу, память о ней как драгоценная жемчужина, из которых и составляется небесное сокровище человеческой души.

Вечером мы с сестрой вышли немного прогуляться, подышать прохладным воздухом. Времени было уже около одиннадцати, жара спала, в низинках кое-где даже начинал собираться туман; предполагали, как обычно, пойти ненадолго, минут на десять. Мы всегда гуляли по дороге вдоль нашей гостиницы, а тут будто что-то потянуло нас в другую сторону, к монастырю. Он располагается на окраине поселка, занимает большую территорию и состоит из двух частей: сначала Троицкая, в своей ограде, от нее дорога, метров триста, ко второй части, Преображенской. Обе стоят на высоком берегу Рощинского озера, которое обычно называют Святым. А перед ними, еще ближе к поселку, подворье Покрово-Тервенического монастыря, несколько новых деревянных построек.

Мы дошли до подворья и, глядя на купола монастырских церквей, четко очерченные на фоне угасающего неба, пожалели о том, что сегодня не удалось попасть в Троицкую часть. А сейчас уже поздно, одиннадцать часов, в монастыре, вроде бы, всё в девять закрывается… И всё же решили просто пройти туда, хотя бы постоять рядом на берегу озера. Вот так, не спеша, беседуя о том о сем, доходим до ворот Троицкой части монастыря и видим, что они открыты нараспашку. Мы тихонечко зашли внутрь, постояли, посмотрели; там тишина полнейшая, никого не видно и не слышно, древние могучие стены, звонница, Троицкий собор и церковь Покрова Божией Матери, которая еще не восстановлена внутри, пока не действует. На всем печать величия и вековой святости (монастырь недавно отметил свое 500-летие). Мы притихли; сестра шепотом в который раз вспомнила, как они были здесь еще в 1980-х годах, случайно совершенно: ездили на машинах за грибами (там, вблизи берегов Ладожского озера, потрясающие грибные и ягодные места) и набрели на развалины монастыря, зашли как раз сюда – здесь была тогда психиатрическая больница для буйных (окончательно ее перевели в другое место только пару лет назад, я еще застал это) – и даже поднялись на полуразрушенную звонницу. Тогда, конечно, ни колоколов, ни крестов, ни монахов не было, одни руины да вопли больных.

плащаница в свирском монастыре. 185637.p. плащаница в свирском монастыре фото. плащаница в свирском монастыре-185637.p. картинка плащаница в свирском монастыре. картинка 185637.p.

И вот мы робко постояли-постояли, да и вышли за ворота, остановились рядом, на высоком берегу. Смотрим на озеро: картина, просто требующая кисти Архипа Ивановича Куинджи. Представьте себе: плотные сумерки; берега, поросшие лесом, едва угадываются в них, а на горизонте, над водой – яркое багровое закатное зарево! Я чуть не заплакал с досады – ну почему я не взял с собой фотоаппарат! Такая бы фотография была… Но – чего нет того нет. Погоревали немного и собрались возвращаться.

Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура.

Чудо пришло, как и положено, неожиданно. Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура. Идет быстро, но как-то не по-земному, шагая, а будто бы плывет над дорогой. И направляется прямо к нам. Я почувствовал странную неловкость: двенадцатый час ночи, почти полная темнота, мы у ворот монастыря, и тут – это видение; как будто я нахожусь… не то чтобы там, где нельзя, а как бы – не по чину быть рядом с тем, кто сюда идет. Подходит: женщина, высокая, очень стройная, в темноте не угадать, молодая или старая, лица не видно. И сразу спрашивает:

– Вы были в келье преподобного?

А голос – ровный, четкий, совершенно не окрашенный эмоциями; спросила, как будто продолжая давно начатый разговор. Я растерялся: десять лет мы ездим в Свирский монастырь, и я никогда не слышал ни о какой келье. Что-то бормочу в ответ: как это, где… А она тем же ровным голосом просто говорит:

– Идите за мной, – и направляется к воротам, даже не пытаясь посмотреть, идем ли мы следом.

Мы, конечно, устремляемся за ней, хоть мной и владеет какое-то мистическое ощущение нереальности, нездешности, что ли, происходящего: ночь, темнота, полная тишина, ни души, звезды на небе, неизвестно откуда появившаяся женщина, куда-то нас зовущая, этот ровный, приветливый и в то же время повелительный голос… И тут я вспоминаю, даже не то чтобы вспоминаю, а меня буквально осеняет (именно осеняет – как окутывает облаком!) евангельское: «…и дивился народ словам Его, ибо говорил Он не как книжники и фарисеи, а как имеющий власть…» Именно такое впечатление было от этих нескольких слов.

Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим…

И вот мы идем за ней в ворота, и опять я удивляюсь: мы с сестрой люди не мелкие и достаточно энергичные, спешим чуть ли не вприпрыжку, но едва поспеваем за ней, даже отстаем, хотя она, кажется, и не торопится вовсе, но идет, как парит над землей. И идет она в сторону Покровской церкви, белокаменной, самой древней в монастыре, большой, с мощными стенами; огибает ее слева… И тут я вижу в стене черный проем, как бы небольшую арку, высотой ниже моего плеча. И она, пригнувшись, ныряет в эту темноту. Я, преодолевая трепет, – за ней, сестра следом. Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. В левом углу чуть теплится огонек лампадки. Женщина зажигает от нее две свечи, и я вижу, что мы находимся в маленькой келье, размером, может быть, метра два с половиной на полтора. Каменные пол, стены и потолок, всё беленое. Слева у короткой стены невысокий церковный подсвечник с лампадой и только что зажженными свечами; они освещают вделанную в стену икону, изображающую молящегося на коленях старца – преподобного Александра Свирского. Мы замираем в благоговении. Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим, это как вода в сравнении с воздухом, ее можно пить, в ней можно плыть, и, подумалось мне под перезвон колотящегося сердца, ее можно не выдержать…

Женщина прикладывается к иконе и пропускает нас. Потом буквально в нескольких словах – ничего лишнего – рассказывает об этом месте. Меня переполняет радость, совершенно детская, абсолютно совершенная (!), когда уже больше нечего желать и представить большее невозможно; это ощущение неожиданного, драгоценного и при этом вовсе не заслуженного подарка, который, однако же, не отберут назад. Мы сбивчиво пытаемся благодарить нашу проводницу, выразить радость и признательность, говорим, что это чудо для нас – попасть в такое святое место, как здорово, что она нас сюда привела… А она тем же спокойным и величественным голосом говорит:

– Это преподобный вас водит. Вы ведь приехали к нему? Вот он вас встретил и привел сюда.

Затем нагибается и выходит из кельи, и мы за ней, переполненные своей радостью. Но бывает так, что если уж Господь дает, то дает не одной рукой, но сразу двумя. Уже на улице мы слышим:

Мы с сестрой переглядываемся: кажется, это уже невозможно вместить! А женщина тем же летящим шагом обходит следующий угол церкви, и там в стене открывается еще один темный проем, несколько больше первого. Мы снова проходим через толщу стены и попадаем в довольно большое и высокое помещение, наподобие шатра, из-за темноты пока разглядеть его невозможно, но справа тоже угадывается слабый свет лампады. Следуя за нашей провожатой, оказываемся возле небольшой ниши – углубления в стене высотой в мой рост; на подсвечнике теплится лампадка. Женщина зажигает неизвестно откуда взявшиеся две свечи, ставит их на подсвечник, две другие дает нам и еще одну берет сама. Всё пространство вокруг заливает теплый церковный свет. В стене ниши прямо в камень врезана икона явления Пресвятой Богородицы преподобному Александру, внизу наклонная мраморная плита с надписью, говорящей об этом чуде. Мне наконец удается на мгновение увидеть лицо нашей незнакомки: совсем молодая, точеный безупречный профиль, сама прямая как свеча. Мы, будто сущие дети, в восторге и благодарности лепечем, что никак не ожидали такого чуда и такой милости, вот, просто вышли погулять перед сном… А она своим удивительным голосом, в котором нет ни превосходства, ни снисходительности, ни поучения, коротко отвечает:

– Это невозможно запрограммировать или предугадать. Господь один знает, когда послать это.

Мы прикладываемся к мраморной плите, а женщина со свечой выходит на середину большой шатровой залы и вдруг начинает петь «Достойно есть…» Боже, я никогда не слышал такого пения! Ни в церковном хоре; ни в академическом театре; ни у монахов, которые здесь же, в соседнем Троицком соборе восхитительно поют божественные песнопения. Я слышал голос неземной: сильный как ветер, чистый как родник, ясный как небо в горах. Мотив был мне совершенно незнаком, и я не мог угадать следующей ноты, поэтому, чтобы не нарушить восхитительной стройности этой молитвенной песни, я тихонечко подпевал просто словами.

Вдруг она остановилась у стены церкви, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли…

Мы вышли в темноту уже совсем сошедшей на землю ночи. Наша провожатая снова полетела вперед, сразу оставив нас позади, и вдруг остановилась у стены церкви, очевидно, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли.

– Здесь иногда находят камешки в форме сердца. Это вам подарок от преподобного и Божией Матери, – и протянула нам два небольших камешка, действительно напоминающих сердечко.

Поспешая, мы вышли за ней из ворот монастыря. Она перекрестилась трижды на церковные купола.

– Доброй ночи, храни вас Господь, – и своим поразительно неспешным и стремительно-летящим шагом удалилась в сторону Преображенской части монастыря, исчезнув через несколько секунд в темноте.

Я посмотрел на сестру: она светилась от счастья и не могла сдержать радости. Неужели и я выглядел так же?

Это было чудо; кто понимает – тот поймет. Даже не пытаюсь рассуждать об этом, не стараюсь объяснить: как, почему, за что? Была ли это просто женщина, служащая в монастыре? Но как она не боялась ходить там одна в ночи, какую веру должна была иметь, какой силой духа обладать, чтобы так говорить в темноте с незнакомыми людьми? Или был это Ангел Божий, посланный нам для укрепления и утешения? Но чем я это заслужил и чем должен ответить на этот дар? Не приснился ли мне сон? Почти невозможно поверить в реальность этого видения, но свеча и камешек в форме сердца со мной, и мое маловерие согревается этими материальными свидетелями случившегося.

Это было просто. Просто как премудрость, как чудо Божие. Многословие и восторг не помогут достойно описать это переживание. И я желал бы уметь говорить, как эта женщина: просто, ясно, ни одного лишнего слова. Но как передать дивную атмосферу этой встречи тому, кто не был там? А мне так хотелось поделиться этим чудным подарком!

Ведь каждый дающий знает: кто делится, у того обязательно прибавляется…

Геннадий Дорофеев
редактор образовательного портала

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *