планирование уроков трудового обучения
ПЛАН–КОНСПЕКТ урока по трудовому обучению
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План-конспект урока трудового обучения
Тема: Моделирование готовых форм природного материала
Форма проведения: творческая мастерская
Расширять представление о многообразии природных материалов, о вариативности их использования, о способах соединения деталей из природного материала;
Продолжить формирование навыков анализа, моделирования и изготовления фигурок;
Способствовать развитию воображения;
Формировать умение работать в паре, взаимопомощь;
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил безопасной работы;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: природный материал, пластилин, подкладная доска, изображения-образцы различных изделий из природного материала.
Организационный этап (1мин)
Организация рабочего места (3 мин)
Сообщение темы (1 мин)
Вводная беседа (6 мин)
Инструктаж по правилам безопасной работы (4 мин)
Создание проблемной ситуации (3 мин)
Составление алгоритма работы (2 мин)
Выполнение работы (20 мин)
Выставка работ в сочетании с рефлексией (3 мин)
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал всех в класс.
Мне скажите, вы готовы
Потрудиться? Труд у нас.
Организация рабочего места
— Давайте проверим, как вы готовы к уроку. Я буду загадывать загадки, а отгадки помогут проверить, все ли необходимое у вас есть.
Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
Нам природа его дала.
Дети отгадывают загадки, проверяя на парте наличие нужных предметов.
— У кого есть пластилин и природный материал, садитесь.
Учитель подсаживает не готовых к уроку учеников к тем, кто готов, чтобы те поделились с товарищем материалом и работали в паре.
— Сегодня на уроке мы с вами будем делать поделки из особого материала. А что это за материал? ( природный материал)
— Посмотрите на рисунки на доске. Вы видите различные изделия. Что у них общее и чем они отличаются?
— Скажите, здесь изображены только объемные поделки или есть плоские?
— Какой природный материал использовался для их изготовления?
— Какие дары природы еще можно использовать? ( дети отвечают по цепочке)
— Да, материал для работы очень разнообразен. И весь он находится у нас практически под ногами. Для поделок могут понадобиться: листочки, семена, веточки, цветы, шишки, орехи, ракушки, травинки, жёлуди и многое-многое другое! (на доску вывешиваются картинки)
— Кто из вас знает, как нужно собирать природный материал? Есть ли секреты?
— Я вам их открою! Послушайте, я вам дам несколько советов по сбору природного материала:
Собирая материал, можно уже заранее представлять, что вы хотите сделать (1). Но очень часто во время работы разыгрывается фантазия. Поэтому лучше собрать побольше разнообразного материала (2). И всё это обязательно потом пригодится! Материал для поделок можно заготавливать круглый год.
Но самое главное – надо помнить о самой природе, которая дает нам такие дары (4). Надо по-хозяйски относиться к природе, оберегать каждый цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения. Нужна веточка – не ломай деревце, а найди ветку сухую. И так во всём.
Собранный материал необходимо правильно хранить (3), чтобы он не сломался и не потерял форму.
— Что можно сделать из природного материала?
— Да, сделать можно все! Потому что наша фантазия безгранична.
Инструктаж по правилам безопасной работы.
— Мы будем соединять детали при помощи пластилина. Давайте вспомним, как мы работаем с пластилином и как следим за своим рабочим местом и за собой.
ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ (по цепочке):
Работай на подкладной доске, если она бумажная, то по мере загрязнения — меняй.
Следи за чистотой рук.
Вытирай влажной тряпочкой руки.
После работы тщательно убери рабочее место, вымой руки.
— Какие правила еще нужно соблюдать?
Будь вежлив с соседом.
Работай тихо, не шуми.
Соблюдай порядок на рабочем месте.
— Прежде, чем приступить к практической работе, давайте разомнемся:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Создание проблемной ситуации.
— На доске собраны изображения очень разных изделий из разных материалов. А какой природный материал есть у вас на партах? Достаточно ли его для поделки? Что еще может понадобиться? А можно ли без этого обойтись?
Составление алгоритма работы
Представить своё изделие.
Выбрать необходимые природные материалы, подготовить их.
Соединить в изделие и украсить.
Выполнение работы (во время выполнения работы – физкультминутка) (после того, как подготовлены все необходимые элементы)
— Вы завершили работу. Все ли этапы работы вы соблюдали?
— Посмотрите внимательно на своё изделие. Может ли оно стать украшением вашей комнаты или подарком?
Выставка работ в сочетании с рефлексией
Показ изделий из каштанов
Показ изделий из желудей
Показ изделий из листьев
Показ изделий из другого природного материала
Рабочая программа по трудовому обучению для 1-4 классов (VIIIв)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 1-4 классов ( VIII в) составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и примерной программы начального общего образования по трудовому обучению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор Н.Н.Павлова). Программа рассчитана на 338 часов.
В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребёнка. Ручной труд является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.
Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребёнка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем, чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность, подобрать эстетически значимые объекты труда, соответствующие возможностям детей с нарушением интеллекта.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
— способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
— ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
— предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
— контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
На занятиях по ручному труду учебные задачи решаются в практической деятельности учащихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, обрывание, сминание, сгибание, скатывание, наматывание, связывание, плетение, лепка и т.д.), затем выполнение работы (лепка, вырезание, конструирование, шитьё и т.д.) с применением инструментов (ножницы, стеки, иголка и т.д.). Учитывая это, учитель поможет детям с нарушением интеллекта постепенно овладеть умением обрабатывать предлагаемые поделочные материалы, при этом рационально используя разнообразные технологические приёмы.
Программой предусмотрены следующие виды труда: работа с бумагой; работа с пластилином, работа с природным материалом, работа с нитками.
Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, рисованием, развитием речи и др.)
В программе представлен обязательный минимум требований к основным знаниям и умениям учащихся.
Основное содержание программы (338ч)
Планирование уроков по техническому труду
Планирование предоставляет в распоряжение учителя технического труда примерное распределение учебного времени по отдельным урокам в плане последовательного изучения определённых вопросов и тем.
Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков по техническому труду»
Планирование предоставляет в распоряжение учителя технического труда примерное распределение учебного времени по отдельным урокам в плане последовательного изучения определённых вопросов и тем. В процессе работы учитель может внести коррективы в планирование в зависимости от субъективных и объективных факторов: уровня способностей учащихся, материальной базы учебных мастерских, особенностей методики преподавания, характера и видов используемых систем, форм, методов и средств обучения техническому труду и др.
В этой связи в учебной программе указывается, что в целях повышения эффективности проведения как теоретических, так и практических занятий по техническому труду в каждом классе учитель может выделить до 15% учебного времени в качестве резервного за счёт частичного изменения количества часов и последовательности изложения материала по определённым темам (в рамках отдельного раздела учебной программы) с учетом местных условий и состояния материально-технической базы школьных мастерских.
При планировании учебных занятий по техническому труду учитель может применять различные системы обучения. Под системой обучения техническому труду понимается установленный порядок разделения содержания учебного процесса на отдельные части, их определённая группировка и последовательное изучение учащимися. К основным составляющим учебного процесса при изготовлении изделий относятся: учебное место, технологический процесс, технологическая операция, рабочий приём, рабочее движение.
Учебное место – пространство учебного помещения, предназначенное для выполнения учебного задания одним учащимся, а также для размещения и использования инструментов, приспособлений и оборудования; материалов заготовок и изделий.
Технологический процесс – деятельность, направленная на разработку графической и технологической документации, с последующим выполнением технологических операций и изготовлением изделий в процессе обработки материалов и заготовок.
Технологическая операция – часть технологического процесса, осуществляемая на одном учебном месте при выполнении рабочих приёмов с использованием определённых инструментов, приспособлений и оборудования.
Рабочий приём – совокупность двух и более рабочих движений, направленных на выполнение определённого вида технологической операции конкретным инструментом (черновое строгание древесины шерхебелем, точение конической поверхности заготовки из металла и др.).
Рабочее движение – однократное действие, часть рабочего приёма, например, перемещение руки (взмах, обхват, поворот и т. п.). Правильно выполненное рабочее движение предполагает:
— соблюдение необходимой рабочей позы (положение тела человека во время работы);
— определённую хватку инструмента (способ держания инструмента);
— точное расположение инструмента по отношению к заготовке.
В зависимости от характера и видов деятельности учащихся учителю рекомендуется использовать следующие системы обучения техническому труду: операционную, операционно-предметную, конструкторско-технологическую. При преподавании разделов “Обработка древесины” и “Обработка металлов” желательно применять операционную систему обучения. В процессе последовательного овладения учащимися технологическими операциями учитель может подготавливать заготовки для изготовления деталей сквозных изделий, которые будут создаваться в дальнейшем при изучении содержательной линии “Техническое и художественное творчество”.
При изучении разделов “Техническое творчество” и “Художественная обработка материалов” первоначально может использоваться операционно-предметная система обучения. Последующее применение конструкторско-технологической системы обучения объединяет репродуктивную и творческую деятельность учащихся, которые перед изготовлением изделия должны под руководством учителя предложить несколько вариантов и выбрать его оптимальную конструкцию и оригинальную композицию; материал, форму, цвет; способы обработки; инструменты, приспособления, оборудование и др.
Операционная система обучения техническому труду ориентирована на последовательное овладение учащимися отдельными технологическими операциями, которые затем используются в процессе изготовления изделий.
Первоначальное овладение технологическими операциями может быть ориентировано учителем на изготовление заготовок для деталей будущих сквозных изделий.
Операционно-предметная система обучения техническому труду реализуется в два этапа: 1 этап – овладение рабочими приёмами отдельных технологических операций, связанных с выполнением части технологического процесса по изготовлению изделий; 2 этап – изготовление изделий в целом, технология которых включает изученные ранее технологические операции.
Процесс овладения отдельными технологическими операциями связан с тем, что учитель подбирает соответствующие программе изделия с таким расчетом, чтобы постепенно увеличивалась сложность их изготовления с появлением новых технологических операций.
Конструкторско-технологическая система обучения техническому труду направлена на деятельность учащихся, которые перед изготовлением изделия должны предложить несколько вариантов его конструкции и композиции, выбрать и разработать оптимальный вариант, определить способы обработки материалов, инструменты, приспособления, оборудование и др. Поэтому, в начале ученики решают ряд технических задач (графических, технологических и конструкторских), а затем переходят к обработке заготовок, изготовлению деталей и их сборке и т. д.
Данная система обучения предопределяет содержание умственной конструкторско-технологической деятельности учащихся, а формирование практических умений и навыков в школьных учебных мастерских может осуществляться при помощи другой системы, например, операционно-предметной.
В представленном примерном тематическом планировании для учителей технического труда в комплексе разработано 2 тематических плана для гимназий (1 ч в неделю – 5-8 кл.) и общеобразовательных школ (1ч в неделю – 5-6, 9 кл.; 2 ч – 7-8 кл.). Материал представлен в форме таблиц, что позволит учителю эффективно осуществлять планирование и подготовку уроков по техническому труду.
Планирование учебной работы – это сложный и ответственный этап в подготовке учителя технического труда. От планирования во многом зависят слаженность и ритмичность данной работы, выполнение программ и, в конечном счёте, качество и глубина знаний, уровень сформированности умений учащихся.
Все подготовительные работы учителя к предстоящим учебным занятиям можно условно разделить на два вида:
— подготовка к учебному году;
— подготовка к отдельному уроку технического труда.
Подготовка учителя к учебному году состоит из нескольких этапов:
1. Анализ учебно-воспитательной работы в прошедшем учебном году.
2. Определение необходимого содержания обучения учащихся техническому труду в учебных программах предмета «Трудовое обучение. Технический труд».
3. Изучение учебного материала учебников и учебных пособий с целью подробного рассмотрения содержания обучения учащихся техническому труду.
4. Ознакомление с актуальной и современной научной и учебно-методической литературой по техническому труду.
5. Определение форм и методов обучения, а также подготовка средств обучения техническому труду.
6. Разработка и утверждение календарно-тематического плана работы учителя технического труда на новый учебный год.
При ознакомлении с учебной программой, научной и учебно-методической литературой учитель технического труда устанавливает, какие основные вопросы должны быть раскрыты в процессе изучения каждой темы, определяет уровень усвоения учащимися теоретического материала и сформированности практических умений, реализацию воспитательных моментов, а также пути реализации межпредметных связей.
В ходе последующей подготовки учитель осуществляет обеспечение уроков с учётом конкретных условий учебно-материальной базы и средств обучения, уровня подготовки учащихся и личных возможностей, определяет эффективные формы и методы обучения, а также вопросы организации занятий по конкретным темам.
Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Основной формой организации обучения техническому труду является урок технического труда.
На уроках технического труда учитель решает комплекс обучающих, развивающих и воспитательных задач; систематически излагает новый учебный материал; организует восприятие этого материала и самостоятельную деятельность учащихся по усвоению, закреплению и применению теоретических знаний, формированию практических умений и навыков в процессе ручной и механической обработки конструкционных и природных материалов, проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.
В традиционной системе обучения техническому труду урок в учебных мастерских состоит из отдельных основных этапов его проведения: организационная часть, проверка изученного материала, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная теоретическая и практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской. Содержание данных этапов представлено в таблице 1.
Таблица 1– Содержание основных этапов урока технического труда
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ УРОКА
Ввод учащихся в мастерскую, проверка присутствия учащихся на уроке, сообщение темы и цели урока и т. п.
Проверка изученного материала
Проверка знания учащимися ранее пройденного материала, полученных на предшествующих занятиях и необходимых для выполнения предстоящего задания
Изложение нового материала
Сообщение новых теоретико-практических сведений
Закрепление нового материала
Проверка новых знаний и умений, полученных на уроке. Ответы на основные вопросы новой темы и т. д.
Объяснение учащимся задания (что делать?); порядка его выполнения (как делать?); показ и объяснение приёмов выполнения, устройства инструментов, приспособлений и оборудования, правил безопасной работы и т. д. и краткое научное обоснование их (почему так делать?); указания по самоконтролю (что, когда и как контролировать?); распределение заданий между учащимися (что каждому в отдельности делать?). Если работа проводится по письменным заданиям, то раскрывается их структура, содержание и правила пользования
Самостоятельная теоретическая и практическая работа
Решение учащимися технических (графических, технологических и конструкторских) задач; выполнение полученного практического задания или продолжение работы, начатой на предыдущем занятии
Обход учебных мест учащихся и контроль за их работой, анализ правильности выполнения рабочих приёмов и др. Осуществление при выполнении практической работы индивидуального или группового инструктажа, остановка работы; демонстрация рабочей позы, приёма и движения, хватки инструмента, расположения инструмента по отношению к заготовке и др. Частичный повтор вводного инструктажа
Подведение итогов занятия, указание ошибок учащихся, рассмотрение недостатков в работе (исправимый и неисправимый брак при изготовлении изделий), демонстрация правильных приёмов работы, указания и разъяснения, объявление оценок
Уборка учебной мастерской
Уборка учебных мест и мастерской, инструментов, приспособлений и оборудования; мытьё рук
К основным типам уроков технического труда относятся: теоретический, практический, лабораторный, проверочный и комбинированный уроки.
Теоретический урок. Они занимают, как правило, не более 45 минут, поэтому в большинстве случаев проводятся в составе двухчасового занятия другого типа. На теоретических уроках учащиеся знакомятся с основами материаловедения (свойствами и способами получения конструкционных и природных материалов и др.), изучают различные технические устройства (инструменты, приспособления, оборудование), овладевают технологиями ручной и механической обработки материалов.
На теоретических уроках учащиеся учатся читать и оформлять графическую документацию, читать и разрабатывать технологическую документацию; решать графические, технологические и конструкторские задач; знакомятся с вопросами организации труда, общими правилами безопасной работы и охраны труда.
Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года, четверти, раздела, темы или при переходе от изучения одной технологии обработки материалов к другой, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.
Структура теоретического урока: организационная часть, изложение нового материала, закрепление нового материала, заключительный инструктаж.
Практический урок ориентирован на выполнение учащимися практических работ, в процессе которых они овладевают технологическими операциями при обработке конструкционных и природных материалов. На проведение данных уроков отводится значительная часть учебного времени в процессе обучения учащихся техническому труду.
Вместе с тем, на практических уроках ученики овладевают умениями и навыками правильной организации учебного места, культуры труда, безопасного использования инструментов, приспособлений и оборудования.
Структура практического урока: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная теоретическая и практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.
Лабораторный урок направлен на выполнение учащимися лабораторных работ по техническому труду, связанных с изучением основных свойств натуральных образцов конструкционных и природных материалов, видов и устройства инструментов, приспособлений и оборудования, моделей и технических устройств и др. Данные работы, проводятся обычно в течение одного академического часа, так как их рекомендуется организовывать с учащимися не на исследовательском, а ознакомительном уровне.
Структура лабораторного урока: организационная часть, изложение нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная теоретическая и практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.
Проверочный урок ориентирован на получение контрольных сведений об уровне подготовки учащихся к трудовой деятельности, о степени прочности усвоения ими знаний, умений и навыков. Данные уроки проводятся обычно в конце тем, разделов, четвертей, учебного года с целью оценки результатов учебной деятельности учащихся. По результатам проверочных работ (тесты, самостоятельные и контрольные работы, графическая и технологическая документация, практические работы и др.) учитель может судить об уровне приобретённых теоретических знаний, сформированных практических умений и навыков у учащихся.
Структура проверочного урока: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная теоретическая и практическая работа, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.
Комбинированный урок. В педагогической практике самыми распространенными являются комбинированные уроки, которые составляют примерно 70-75 % от общего количества уроков по техническому труду. На данном уроке сочетается (комбинируется) решение обучающих, развивающих и воспитательных задач теоретического и практического уроков технического труда.
В практике обучения техническому труду очень часто возникает задача дать учащимся необходимый объем теоретических технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу учащихся по применению новых знаний и формированию практических умений. Различные комбинации этапов урока и переход их друг в друга обеспечивает гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.
Структура комбинированного урока: организационная часть, проверка изученного материала, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная теоретическая и практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.
Основные этапы различных типов уроков технического труда представлены в таблице 2.
Таблица 2– Основные этапы различных типов уроков технического труда