планеты мифы и легенды
Мифы о планетах
Сегодня рассмотрим некоторые мифы о планетах, это формы жизни на Венере, одинаковая яркость планет, Юпитер — это неудавшаяся звезда.
Одинаковая яркость планет
Давайте начнём с самой простой, но, наверное, самой неочевидной историей, что там не так с яркостью планет. Наверное, кому-то вообще, даже сразу не будет понятно в чём здесь вообще проблема. Если вам знаком принцип фотографии, вам это покажется элементарным. Так в чём суть проблемы.
Если планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии от Солнца, то почему на фотографиях, они одной яркости. Логика примерно такая, чем дальше какой-то объект находится от источника света, тем меньше света он получает.
В случае с планетами Солнечной системы можно легко посчитать, насколько меньше свет одна планета получает по сравнению с другой. Например, можно сравнить Землю и Сатурн, среднее расстояние от Земли до Солнца равно одной астрономической единице или примерно 150 миллионов километров, но среднее расстояние от Сатурна до Солнца примерно 1 миллиард 434 миллиона километров, то есть чуть меньше десяти астрономических единиц, а в афелии практически 10. Получается, если округлить, Сатурн примерно в десять раз дальше от Солнца чем наша планета. Ну а количество получаемого солнечного света будет обратно пропорционально квадрату расстояния.
Если Сатурн в 10 раз дальше, то он получает 100 раз меньше света. А потом люди смотрят на такие фотографии и у них возникает вопрос. Почему Сатурн не выглядит в сто раз тусклее.
Мы тут даже не будем говорить о разные отражательные способности объектов, ведь тут дело просто в том, как работают камеры. История очень похожа на заблуждение о том, что на фото дневной стороны Земли и Луны должны быть видны звёзды, о чём уже давно сказано и пересказано.
Камера может накапливать свет долго, собственно тут важен параметр выдержки, как надолго открыть затвор, и матрица или плёнка накапливает свет. Управляя выдержкой и другими параметрами, можно легко сделать тусклый объект более ярким. На этом вообще построена вся астрофотография на долгом накопление света.
В конечном итоге, конечно, учитываются и другие параметры, такие как диафрагма и светочувствительности. За счёт выдержки легко сделал так чтобы разные по освещённости объекты выглядели одинаково. Так что здесь всё просто. Это заблуждение связано лишь с незнанием принципов фотографии.
Формы жизни на Венере
Следующая история мне кажется достаточно странной. Возможно, вы помните, как в СМИ появлялись заголовки. Учёные нашли признаки жизни на Венере, понятно, что само по себе существование таких заголовков не удивляет. Мы и про Нибиру и пришельцев видим каждый день. Но эти новости были в самых разных СМИ. Опять же недавно писали, на первый взгляд, похожую ситуацию, о заголовках про признаки жизни на Марсе, но и здесь есть отличие. В случае с Марсом, в оригинальной статье не шло речи ни о каких признаках жизни, это уже было скажем так, мягкая интерпретация журналистов. Но тут совсем другая история, гипотетические признаки жизни на планете Венера. Да тут про признаки жизни сразу в названии. Хотя, безусловно, присутствуют слова гипотетические. Высказана лишь гипотеза, но нужно посмотреть содержание.
Человек немного знакомый с темой, сразу заметит автора статьи астрофизика Леонида Васильевича Ксанфомалити и для такого человека статья уже не будет столь удивительной. Ведь идеи Леонида Васильевича о гипотетической жизни на Венере были известные ранее. Но кого-то может удивить присутствие среди авторов статьи Льва Матвеевича Зелёного, академика и члена президиума РАН.
Ну а что же у нас в самой статье. Если кратко, суть статьи заключается в следующем. Идея номер один, учёные ищут такую внеземную жизнь, которая нам известна и понятна. Ну, возможно, внеземная жизнь не обязана быть водно-углеродной. Может иметь принципиально иную биохимию. В целом идея не новая и о так называемом углеродном шовинизме говорят нередко.
Следующая мысль вытекает из предыдущей, учёные не рассматривают поверхность Венеры, как место, где может существовать жизнь, так как там условия несовместимые с известной нам жизнью. Температура поверхности свыше 400 градусов Цельсия, атмосферное давление в 92 раза выше земного, а сама атмосфера состоит на 96,5% из углекислого газа. Отсутствие кислорода и воды в жидком состоянии и так далее.
А затем идут рассуждения о том, что гипотетически жизнь на Венере может иметь совсем другую биохимию и быть приспособленным к таким условиям. Ну почему бы не поговорить о таком, как о гипотезе.
Например, в качестве места где гипотетически может существовать жизнь с другой биохимией называют Титан и такой вывод делается на основании измерения химического баланса в атмосфере и того что-то там кто-то, возможно, поглощает водород и ацетилен. Но это, пожалуй, отдельная тема. Ну и, главное, чем подкрепляются рассуждения о гипотетической жизни. В статье рассказывается о советских аппаратах программы Венера, которые пока единственные, спускались на поверхность этой планеты. А конкретнее о снимках аппаратов Венера-9, 10, 13 и 14. И якобы на этих снимках можно разглядеть некоторые объекты, которые отличаются от окружающего ландшафта и похожи на некие организмы, и они даже двигаются. Снимки 40-летней давности обработали с использованием новых методов, что улучшило их детализацию. Попытки найти в статье подробное описание методов обработки или алгоритмов и здесь ещё одна странность. Вот что сказано о методах обработки. При обработке исходных изображений полностью исключались их какие-либо ретуширования, дорисовывание, дополнения и корректировка. Контрастность и яркость корректировались. Если структуры изображения позволяла, то применялась операция повышения резкости, вместе с низким уровнем размытия, стандартных программ microsoft office системы windows. Всего использовались до 16 различных кодов в том числе программы разработанные специально для обработки изображения Меркурия. Про эти 16 различных кодов ничего больше конкретно не говорится, и из того, что нам известно конкретно, снимкам потянули контрастность и чёткость. Можно ли так найти что-то принципиально новое.
Вы можете посмотреть сами (фото ниже), вот сравнение старой версии панорамы и новой. Изменили геометрию панорамы, цветовой тон, ну и видимо упомянутые контраст и резкость.
Как мы видим сложно сказать, что в новой версии какая-то радикально иная детализация. Это я ещё не говорю о том, что, просто вытягивая резкость, если у вас не современный сырой файл с огромным количеством информации, вы можете просто вытянуть шумы и артефакты, а не полезные данные.
Но в этой статье, кроме рассуждения о гипотетической жизни с иной биохимией основная аргументация строится именно на этих методах обработки. Ну и тут начинается самое интересное и показавшаяся мне странным.
Перечисляются 18 объектов, которые предположительно могут быть некими гипотетическими организмами, потому что они внешне похожи на земные организмы и вроде бы немного перемещаются. Им даны кодовые названия — это ящерицы, гриб, цветы, скорпион и тут я даже не знаю, что сказать. Камни похожие на что-то живое, где-то я это уже видел в «трудах» уфологов, которые видят гуманоидов или кого-то ещё в снимках с Марса. В общем, вот такая история.
Статья хоть и с показавшимися мне немного странными некоторыми стилистическими решениями, но всё-таки в научном журнале, правда, только в русскоязычном, «Успехи физических наук». В общем, как бы мне ни хотелось, чтобы учёные нашли внеземную жизнь эта статья меня, не убедила, а история по-прежнему удивляет. Я, конечно, даже близко не рецензент научных статей, но эта история показалась странной не только мне, а ещё и нескольким астрофизиком.
Юпитер — это неудавшаяся звезда
Ну а с Юпитером история известная, достаточно часто можно услышать, как его называют неудавшийся звездой. На это есть некоторые причины, но всё же, почему так говорить не совсем корректно.
Начнём с того, почему так говорят. В первую очередь это, конечно, химический состав. Большая часть массы Юпитера, как и у Солнца, да и в других звёзд это водород и гелий. Ещё я бы отметил тот факт, что наша Солнечная система, имеющая лишь одну звезду, находится скорее в меньшинстве среди звёзд одиночек. А большая часть звёзд нашей галактики находятся в двойных, тройных и системах большей кратности. Ну а так как Юпитер самое массивное тело после Солнца в нашей системе можно подумать, что он больше всего подходит на роль такого компаньона.
Причина, по которой Юпитер не является звездой это недостаточная масса. Да, состав у него такой, будь он во много раз массивнее, в нём теоретически могла бы быть достаточно высокое давление и температура, чтобы запустить термоядерные реакции синтеза водорода в гелий и в классическом смысле стать звездой.
Но насколько массивнее нужно быть Юпитеру. Может быть, в 2 раза, в четыре. Недостаток массы огромен, масса Юпитера всего лишь около одной тысячной массы Солнца, правда, сравнивать нужно не Солнцем, a с наименее массивными звёздами.
Это красные карлики, их масса может варьироваться от 50 до 8 процентов массы Солнца, а в случае со звездой SCR 1845-60 357, возможно, даже до 7 процентов солнечной массы. Считается, что Юпитеру нужно было бы быть, по крайней мере, в 80 раз массивнее, чтобы запустить постоянные термоядерной реакции в ядре. Так что очень уж далеко ему до звезды по массе, но и это ещё не всё.
Кроме, массы у Юпитера ещё и отличается процесс формирования. Звезда появляется, когда часть гигантского молекулярного облака газа и пыли коллапсирует под действием гравитации. В центре образуется протозвезда, запускаются ядерные реакции и возникает звезда. А оставшиеся вещество образует плоский протопланетный диск вокруг звёзды.
Планеты же появляются не из-за коллапса облака, а в этом протопланетном диске. Что же касается газовых гигантов, чем являются Юпитер, мы точно не знаем, как они формируются, но есть две основные версии.
Согласно первой версии, в протопланетном диске из более тяжёлых элементов сначала формируются твёрдое ядро массой в 1020 земных, а потом это ядро притягивает на себя газ из протопланетного диска, многократно увеличивается масса и, таким образом, появляется планета газовый гигант.
Вторая версия, эта модель нестабильности диска, согласно ей, в протопланетном диске под действием гравитации появляются более плотные сгустки, из которых, формируются планеты-гиганты.
Если уж нам так хочется использовать это словосочетание, неудавшиеся звезды, скорее на их роль подойдут коричневые карлики, которые, во-первых, вероятно, образуется подобно звёздам в коллапсе газопылевого облака, а во-вторых, по массе могут быть намного ближе к полноценным звёздам. Например, масса первого подтверждённого коричневого карлика Тейде 1 в районе 55 масс Юпитера. Ну и напоследок, в коричневых карликах даже могут возникать временные термоядерные реакции.
Итоги
Вот и все мифы о планетах, о которых хотелось рассказать. Что, можно сказать, напоследок, в основном все мифы возникают по незнанию и легко опровергаются наукой и здравым смыслом.
Топ астрономических мифов: от марсианского сфинкса до черных дыр-«пылесосов»
«27 августа в 00:30 взгляни на ночное небо. В эту ночь планета Марс пройдет всего лишь в 34,65 тыс. миль от Земли. Невооруженным глазом это будет выглядеть как две Луны над Землей». Вы уже встречали этот текст в социальных сетях? Вот уже более десяти лет он с регулярной периодичностью возникает в интернете и накрывает вирусной волной всех пользователей. Каждое лето куча знакомых звонят автору этих строк с просьбой рассказать, как лучше наблюдать Марс.
Естественно, мало кто из них знает, что это всего лишь распространенный миф и что никакого супер-Марса ожидать не стоит. А какие еще заблуждения и легенды существуют в современной звездной науке?
И на Марсе будут яблони цвести?
Массовые мифы научной тематики возникали и ранее. Один из хороших примеров — марсианские каналы. Еще в 1877 году во время сближения Земли с Марсом знаменитый итальянский астроном Джованни Скиапарелли сообщил об открытии на Красной планете сети образований, напоминающих русла рек или даже водные каналы естественного происхождения. По его оценкам, ширина некоторых каналов могла достигать 100 километров, а их происхождение ученый попытался объяснить необходимостью доставки воды из полярных областей для орошения плодородных земель разумными марсианами.
Столь фантастическая гипотеза, тем не менее, не вызвала больших возражений. В те времена ученые знали, что Марс — это наиболее похожая на Землю планета, что у него имеются полярные ледяные шапки и наблюдаются периодические изменения цвета поверхности, которые приписывали марсианской растительности (на самом деле в изменении цвета были виноваты пылевые бури).
Вслед за авторитетным Скиапарелли каналы начали наблюдать и другие видные ученые того времени. Только вот количество их постоянно росло (до шестисот!), форма стала прямой, а некоторые из них стали двойными. С развитием фотографии с помощью крупнейших телескопов мира удалось получить снимки десятков каналов и составить первые фотокарты.
Столь массовое астрономическое помешательство остановилось только в шестидесятых годах ХХ века, когда Марс сфотографировали с орбиты. Оказалось, что некоторые каналы представляли собой горные системы, разломы, цепочки кратеров, но большинство этих объектов попросту оказались иллюзией. Справедливости ради стоит добавить, что на Красной планете каналы все же нашли: на ее поверхности сохранилось множество высохших русел некогда полноводных рек. Однако с Земли эти структуры ни в один телескоп обнаружить невозможно.
Марсианский сфинкс
В 1976 году межпланетная станция «Викинг-1» вела съемку поверхности Марса с орбиты. Снимки сразу привлекли внимание ученых и общественности, так как на них были запечатлены марсианские объекты с невиданным прежде разрешением. Но одно фото всех особенно удивило: на нем отчетливо было видно рельефное человеческое лицо гигантских размеров. В 15 километрах от него находился небольшой горный массив, отдельные горы которого имели удивительную пирамидальную форму. Вывод напрашивался сам собой: на Марсе обнаружен аналог пирамид в Гизе, а огромное лицо — это марсианский «сфинкс».
Этот необычный объект будоражил умы не только ученых, но и простых смертных вплоть до начала XXI века, когда астрономы смогли сфотографировать сфинкса с бо́льшим разрешением и под разными углами. Новые снимки показали, что это действительно просто небольшая гора сложной формы, при определенном освещении вызывающая необычную иллюзию. Однако за 25 лет марсианский «сфинкс» настолько оброс своей мифологией, что теперь переубедить всех в его искусственном происхождении очень непросто.
Впрочем, если у вас хорошо развита фантазия, то наверняка вам придутся по душе и другие объекты Марса: женщина, ожидающая автобус, оторванный палец, лицо Махатмы Ганди, череп гуманоида и так далее. Благо NASA выкладывает в открытый доступ фотоархивы всех космических миссий, где можно покопаться самому и совершить очередное «открытие».
Темная сторона Луны
С подачи журналистов и группы Pink Floyd с их гениальным одноименным альбомом многие люди уверены, что обратная сторона Луны всегда темная. Однако это не так. Луна вращается вокруг своей оси за 27 с лишним дней, и это приводит к тому, что в любой точке нашего спутника будет происходить смена дня и ночи с периодом в 29,5 земных суток, в том числе и на обратной стороне. Это можно увидеть и по фотографиям невидимой с Земли области. Как бы их получили, если бы там постоянно была тьма? А загадочное обращение всегда одной стороной к Земле объясняется очень просто: приливные силы со стороны нашей планеты давно затормозили вращение Луны до совпадения с орбитальным периодом.
Любопытный факт: в конце альбома The Dark Side of the Moon звучит фраза: «Нет никакой темной стороны Луны. На самом деле она вся темная». Принадлежит она простому швейцару студии звукозаписи на Abbey Road. И в этих словах есть доля истины: лунный грунт очень темный, и если бы вы увидели его в музее на Земле, то описали бы его цвет скорее как черный.
Космическая ручка
Для обывателей космическая отрасль всегда была окутана таинственной дымкой. И за более чем полстолетия космических полетов она успела обрасти своими мифами и легендами. Одна из них — про космическую нуль-гравитационную ручку. Помните, как один российский юморист рассказывал, что NASA потратило миллион долларов на разработку ручки, способной писать в невесомости, тогда как русские просто пользовались карандашами?
Как известно, для функционирования шариковой ручки необходима гравитация: попробуйте что-нибудь написать ей, к примеру, на стене — чернила попросту не будут поступать. Поэтому в космосе столь удобный пишущий инструмент приходится чем-то заменять. Вопреки легенде, советские космонавты никогда не пользовались простыми карандашами: от них остается много графитовой пыли. Поэтому карандаши были восковые. Американцы пользовались фломастерами или очень дорогими механическими карандашами специальной конструкции.
Однако в 1965 году за разработку шариковой ручки Space Pen, способной писать в невесомости, взялся инженер и бизнесмен Пол Фишер. Он использовал витающую в воздухе идею, что чернила из стержня должны всего лишь поступать под давлением. Конечно, это потребовало улучшения механики, применения других чернил, высокой точности изготовления. На разработку и создание производства Фишер действительно потратил миллион долларов, однако цена конечного продукта была совсем невысокой. К примеру, для проекта «Аполлон» стоимость одной ручки составляла всего чуть более двух долларов.
Советское космическое агентство тотчас закупилось такими же ручками и использовало их во всех программах. На станции «Мир» тоже писали с помощью Space Pen. На Международной космической станции, помимо этих ручек, используются маркеры всех цветов и даже механические карандаши (благодаря тому, что их записи легко стираются).
Лавировать между астероидов
В фантастических фильмах и на картинах художников мы видим пояс астероидов как плотное скопление каменных тел, между которыми очень трудно пролететь, не столкнувшись с какой-нибудь глыбой. Тем не менее космос настолько огромен, что, находясь у одного астероида, вы вряд ли увидите рядом хотя бы еще один: расстояния между крупными объектами пояса составляют миллионы километров. Просто по меркам бескрайнего космоса это действительно плотное скопление небесных тел.
Межпланетные станции без проблем преодолевают пояс астероидов, и лишь изредка их траектории необходимо корректировать, чтобы избежать опасного сближения. Если же вы летите в качестве пилота космического корабля и внезапно заметили астероид прямо по курсу, отклониться все равно не удастся: скорости в космосе слишком высоки для резких маневров.
Небесный Армагеддон
Про космические угрозы слышал, наверное, каждый. Особенно подогревают интерес к этой теме фильмы вроде «Армагеддона», где с максимальным драматизмом показаны сцены стирания с лица Земли целых городов. И пресса не отстает — едва ли не каждый месяц нам рассказывают про астероид, который через пару лет устроит на Земле настоящее пекло.
На самом деле эти опасности сильно преувеличены. Даже такие катастрофические события, как падение Тунгусского или Челябинского метеорита, не привели к человеческим жертвам. На сегодня все известные астероиды и кометы имеют класс опасности 0 по 10-балльной Туринской шкале, а слово «опасный» астрономы применяют к астероидам, которые проходят на расстоянии Луны. Почему же в СМИ, особенно в «желтых», такие страхи? Скорее всего, их подпитывают сообщения самих астрономов, которые преподносят информацию об угрозах с преувеличениями. Согласитесь, ведь поиск потенциально опасных объектов все же необходим: вдруг хоть через 1000 лет к нам прилетит космический убийца, а у нас нет способов ни найти его, ни уничтожить? И если каждый год повторять: мы ничего опасного не нашли, но ищем, — то скоро финансирование могут урезать. Вот и приходится порой оформлять пресс-релизы в виде «страшилок».
Полярная звезда — не самая яркая
Очень часто приходится слышать от людей: «Я сегодня вечером видел очень яркую звезду, наверное, это была Полярная». Увы, скорее всего, эти люди видели Венеру или какое-нибудь другое небесное тело. Если взглянуть на рейтинг самых ярких звезд, то Полярная будет лишь на 50-м месте. «Привилегированное» положение эта звезда занимает только за счет близости к Северному полюсу мира, благодаря чему стоит на небе практически неподвижно и может служить указателем на север. Поэтому однозначно следует отыскать эту знаменитую звезду на небе и увидеть ее своими глазами, благо в поисках поможет знаменитая Большая Медведица.
Планеты мифы и легенды
Планета МЕРКУРИЙ.
* * *
В крылатых сандалиях на ногах, с крылатым шлемом на голове и с жезлом в руках носился бог Гермес с быстротой мысли от высот Олимпа до самых отдаленных краев всего мира.
Бог Гермес считался также покровителем путников. На всех дорогах и перекрёстках и даже перед дверями домов в Древней Греции ставили каменные столбы с головой Гермеса. Он был покровителем путешествующих не только при жизни, но даже и после их смерти. Своим жезлом он закрывал людям глаза, и они засыпали глубоким сном. После этого он сопровождал души усопших в мрачное подземное царство Аида.
Будучи покровителем торговли, бог Гермес помогал торговцам получать барыши и собирать богатства.
Гермес создал буквы и числа, научил людей писать, читать, считать и измерять. Гермеса почитали и как бога красноречия. Учил людей красиво говорить. В то же время он был богом лжи, обмана и воровства.
Планета ВЕНЕРА
В мифологии Афродита была дочерью Урана (Неба). Упала капля крови Урана в море, вызвав обильную пену. Из белоснежной пены возникла прекрасная златокудрая Афродита. Лёгкий ветерок, нежно подхвативший только что появившуюся на свет богиню Афродиту, донёс её до острова Кипр. Там молодые Оры одели её венком из свежих цветов.
Эрот ( Эрос) и Гимерот отвели Афродиту на Олимп, и там боги торжественно встретили её. С высот Олимпа вечно молодая и самая красивая богиня Афродита властвует над миром. С тех пор и боги(кроме Афины, Гестии и Артемиды), и смертные подчиняются её власти. Она будит в сердцах у всех страстную любовь с помощью своего сына Эрота. Эрот как посланец Афродиты своими стрелами сеит не только любовь, радость и счастье среди людей, но иногда доставляет им любовные муки и страдания.
Планета МАРС
Согласно другой легенде у Ареса были два сына, которые всюду сопровождали его. Одного звали Фобос (Страх), а другого Деймос (Ужас) и принимали участие во всех его войнах.
У Римлян Марс считался отцом Ромула и Рема, основателей Рима, был покровителем воинственного римского народа. Ему посвящались магические ритуалы и гимны. Перед походами полководец шёл в храм заручиться его поддержкой.
Не один раз бог Арес терпел поражения. А побеждала его воинственная дочь Зевса Афина Паллада, побеждала мудростью и сознанием своей силы. Она спокойно стояла перед свирепым Аресом, укрытая блестящим шлемом и огромным щитом, а своим длинным острым копьём она обращала Ареса в бегство и заставляла бежать в горы. Как только сам бог войны убегал с поля битвы, война заканчивалась и люди снова начинали жить в мире и благоденствии.
Планета ЮПИТЕР
Спокойный и сильный золотистый видимый блеск придает планете ЮПИТЕР величественность и грандиозность, особенно при хороших условиях для наблюдения. Поэтому, видимо, она и получила имя Юпитер — так римляне называли древнегреческого бога Зевса — властелина Неба и Земли, богов и смертных. Своими молниями он уничтожал любого, кто нарушал установленный им порядок и законность в мире. Поэтому древние греки называли его еще громовержцем Зевсом.
Около этой планеты вращаются четырнадцать спутников. Они нумеруются римскими цифрами по порядку их открытия. Только первые пять спутников имеют имена.
Согласно мифологии ценой огромных усилий далась Зевсу победа над титанами. В отместку за расправу с ее сыном Кроносом Гея произвела на свет Тифона – отвратительное порождение мрачных сил Тартара.
Стоголовое чудовище невероятных размеров появилось под Солнцем, и сами боги содрогнулись от его леденящего кровь рева. Пространство охватило пожирающее пламя, и, казалось, только чудо может спасти Землю от неминуемой гибели. Мужественно вступил Зевс в эту жесткую схватку. Его огненные молнии одну за другой разбили головы Тифона, и от громовых раскатов невиданной силы сотрясался небесный свод. Тифон был повергнут. Зевс сбросил в Тартар его Обессиленное тело, и все же угроза не миновала, силы мрака продолжают грозить человечеству.
На священном Олимпе обосновалось новое поколение богов под верховным владычеством Зевса. Им были заложены основы государственности и правопорядка, понятия о стыде, совести и законах общежития. Со временем он стал олицетворением высшей космической энергии, определяющей течение мировых процессов. Блюститель справедливости, Зевс считался защитником обиженных и угнетенных, «Дарителем жизни». Проводниками его воли становились рожденные им герои, сыгравшие важную роль в судьбе человечества.
Зевс – сила не только благостная. Но и карающая. Насылая на землю потоп, он уничтожает греховное людское племя, пощадив лишь праведников, с которых по его замыслу, должен был начаться совершенный человеческий род.
Бог Неба, дневного света, Грозы, Верховное божество Римлян. Царственный, мужской, всеобъемлющий, великодушный, величественный, благородный, справедливый, самоотверженный, религиозный, романтичный, возвышенный, с широким кругозором, барственный, вальяжный, представительный, расточительный, гневливый.
Планета САТУРН
Медленное видимое движение этой планеты на фоне зодиакальных созвездий и спокойный ее желтоватый блеск придают ей некоторую величественность. Поэтому ей дали имя САТУРН — так римляне называли древнегреческого бога Кроноса.
После того как Уран (Небо) стал властелином мира, он взял себе в жены благодатную Гею (Землю). И родилось у них двенадцать детей (шесть сыновей и шесть дочерей) — могучих и свирепых титанов.
Спутники планеты Сатурн
У планеты Сатурн имеется десять спутников, которые можно наблюдать только с помощью мощных телескопов. Эти спутники нумеруются с учетом их удаленности от планеты, а не по порядку их открытия, как, например, спутники Юпитера.
В 1655 г. голландский ученый Христиан Гюйгенс открыл первый спутник Сатурна. Он назвал его Титаном. Первый директор Парижской обсерватории Жан Доминик Кассини открыл четыре следующих спутника — в 1671 г. Япета, в 1672 г. Рею, в 1684 г. Тефию и Диону. Английский астроном Вильям Гершель в 1789 г. открывает еще два спутника — Мимас и Энцелад, а в 1848 г. американский астроном Джордж Бонд открыл еще один и назвал его Гиперионом. В 1898 г. американский астроном Эдуард Пикеринг открыл еще один спутник и дал ему имя Феба, а в 1966 г. известный французский исследователь планет О. Дольфус открывает Янус.
В наименованиях спутников Сатурна в самой большой степени сохраняется традиция названий в астрономии. Большинство из спутников, как это видно, названы именами титанов — братьев и сестер Сатурна (Кроноса), который и сам был титаном. Поэтому первому открытому спутнику Сатурна было присвоено имя Титана — брата Сатурна. Открываемые впоследствии новые спутники Сатурна именовались собственными мифологическими именами титанов и титанид.
Спутник Тефия назван в честь титаниды Тефии, сестры и супруги Океана.
Спутник Диона назван по имени нимфы (океаниды) Дионы. От брака с Зевсом Диона родила богиню любви и красоты Афродиту.
Спутник Рея назван по имени супруги Кроноса (Сатурна) — матери Зевса (Юпитера).
Спутник Гиперион получил свое название по имени титана Гипериона. От брака Гипериона с богиней Тейей родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря).
Спутник Япет назван по имени титана Япета — отца Атланта (Атласа), поддерживавшего на западном краю Земли на своих плечах небесный свод, брата Прометея — благодетеля людей.
Спутник Феба назван по имени титаниды Фебы, дочери одного из титанов.
Спутник Янус получил свое название по имени бога времени Януса. У него было два лица: одно обращено к прошлому, а другое — к будущему. По имени Януса назван и месяц январь, с которого начинается год. Мифология не связывает Сатурна (Кроноса) и Януса. Но так как Янус с самого начала почитался как бог света и Солнца, он имеет право быть в одном ряду со спутниками Сатурна — Гиперионом и Фебой. Янус, будучи богом времени, является родственником Кроноса (Сатурна), т. е. времени.
Планета УРАН невидима невооруженным глазом, поэтому люди ничего не знали о ней почти до конца XVIII в. 13 марта 1781 г. английский астроном Вильям Гершель открыл ее случайно в созвездии Близнецов с помощью своего телескопа, который давал увеличение в 227 раз. Сначала Гершель не предполагал, что это планета. Но вскоре убедился, что открытый им объект является не звездой, а планетой Солнечной системы, потому что, кроме отчетливо видимого диска планеты (в зрительном поле телескопа), он заметил и ее медленное перемещение на звездном фоне.
Воспользовавшись правом открывателей самим называть открытые ими небесные объекты, Гершель назвал новую планету «Звезда Георга» (GEORGIUM SIDUS) и преподнес ее как подарок английскому королю Георгу III. Но это название до такой степени нарушало астрономические традиции, что астрономы во всем мире, несмотря на огромный авторитет своего коллеги Гершеля, не приняли его. Новой планете было дано имя Уран, взятое из древнегреческой мифологии, согласно которой богиня Гея (Земля), мощная и сильная, давшая и дающая жизнь всему, что только растет и живет на свете, родила бескрайнее синее Небо (Урана), распростертое над нею, как крыша.
Спутники планеты Уран✨
У планеты Уран имеется пять спутников, которые пронумерованы в зависимости от их удаления от Урана, а не по порядку их открытия.
В 1787 г. Вильям Гершель открывает два спутника (III и IV). Следующие два спутника открыл английский астроном Вильям Ласселл (I и II) в 1851 г., а в 1948 г. Д. Койпер открывает последний известный на сегодняшний день пятый спутник планеты Уран.
В названиях спутников планеты Уран не только не сохранена астрономическая традиция использования мифологических имен, но она вообще не принята во внимание. В сущности Гершель положил основу новой традиции — называть спутники планеты Уран именами персонажей из известных комедий Шекспира.
Двум открытым им спутникам Урана Гершель дал имена Оберон и Титания, взяв эти имена из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Интересно, что астрономы, которые являются ревнителями традиции в астрономии, приняли эти названия. Почему? Потому что Гершель при именовании этих спутников руководствовался следующими соображениями. Английское название этой комедии Шекспира «Midsummer Night’s Dream» дословно переводится как «Сон ночью посредине лета», т. е. сон в ночь летнего солнцестояния. А по верованиям многих народов, в ночь летнего солнцестояния происходят чудеса в природе и люди могут видеть невидимое.
Согласно мифологии (но не греческой), Оберон был царем эльфов, а Титания была его супругой. Они поссорились, когда обсуждали вопрос, существуют ли верные мужья и жены. Помириться они должны были только в том случае, если бы нашли хоть одну такую образцовую чету.
И такая чета нашлась: это были Реция — дочь багдадского халифа и Хюон — рыцарь Карла Великого. Каждого из них подвергали всяческим любовным соблазнам и испытаниям, но вопреки всему они оставались верны друг другу. Оберон похвалил их за это и помирился с Титанией.
Двум спутникам Урана, открытым Ласселлом, астроном дал имена Ариэль и Умбриэль. Имя Ариэль (дух в скандинавской мифологии) Ласселл взял из комедии Шекспира «Буря». Что же касается имени Умбриэль, то не совсем ясно, откуда оно взято, но его происхождение можно связать со словом umbra — тень.
Пятому спутнику планеты Уран, открытому Койпером, астроном присвоил имя Миранды — героини комедии Шекспира «Буря», дочери миланского герцога. Добрый дух Ариэль служил ему.
Как видно, названия спутников планеты Уран можно считать шекспировскими.✨✨✨
Планета НЕПТУН.
Через некоторое время после открытия планеты Уран и вычисления орбиты ее вращения вокруг Солнца обнаружилось, что различия между предварительно вычисленными и наблюдаемыми положениями Урана растут с течением времени. Это встревожило астрономов, их все больше волновал вопрос о причинах этих различий.
Было выяснено, что движение Урана вокруг Солнца зависит не только от Юпитера и Сатурна, но и еще от какого-то небесного тела, пока неизвестного. Двое ученых — француз Урбен Леверье и англичанин Джон Адамс — занялись изучением возмущений Урана, чтобы вычислить положение в данный момент на небесной сфере неизвестной планеты, не наблюдаемой невооруженным глазом.
По предварительно вычисленному Леверье положению неизвестной планеты она была открыта 23 сентября 1846 г. Иоганном Галле в Берлинской обсерватории. Открытой «на кончике пера» планете присвоили имя Нептун. Так римляне называли древнегреческого бога Посейдона — хозяина морей и морских глубин.
Спутники планеты Нептун
В 1846 г. Вильям Ласселл открыл первый спутник Нептуна, названный им Тритоном. Согласно традиции, это название было самым подходящим для спутника Нептуна.
Тритон был сыном Посейдона (Нептуна). Среди множества богов, окружающих трон Посейдона в его золотом дворце на дне моря, Тритон занимал первое место. В руках он держал огромную раковину. Когда Тритон дул в эту раковину, по всем морям далеко разносился гром и начинала бушевать страшная буря.
В 1949 г. Койпер открыл второй спутник Нептуна и назвал его Нереидой.
Морской бог Нерей имел пятьдесят прекрасных дочерей — нереид. Одна из них — Амфитрита — была похищена Посейдоном (Нептуном) и стала его супругой (см. о созвездии Дельфина). Нептун и Амфитрита жили в сказочно красивом дворце в глубинах моря. Поэтому более правильным было бы назвать второй спутник Нептуна Амфитритой — именем супруги Нептуна.
Планета Плутон.
После открытия планеты Нептун и учета ее гравитационного влияния на движение Урана остались не выясненными некоторые слабые отклонения. Американский астроном Персиваль Ловелл предположил, что эти отклонения вызваны влиянием на Уран еще какой-то одной планеты, более удаленной, чем Нептун. В 1915 г. он осуществил теоретические исследования неизвестной планеты на основании необъясненных отклонений движения Урана по его орбите вокруг Солнца. Эти исследования Ловелла, вероятно, подтолкнули американского астронома Клайда Томбо на более упорные поиски неизвестной планеты в зоне зодиакальных созвездий, и 13 марта 1930 г. на фотографии созвездия Близнецов он обнаружил неизвестный объект пятнадцатой звездной величины. Этот объект оказался новой, не известной до тех пор планетой Солнечной системы.
Двигаясь по своей орбите вокруг Солнца на самом краю Солнечной системы, эта планета как бы плавает в холоде и мраке. Поэтому ее и назвали Плутоном — так римляне именовали древнегреческого бога Аида — властителя мрачного подземного царства теней умерших, куда никогда не проникают лучи Гелиоса.
Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона – Плутон божество олимпийское, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Ему не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену, Персефону, он добыл незаконным путем. Однако Плутон внушает ужас своей неотвратимостью. Все смертные рано или поздно попадают под его власть.
Звезда СОЛНЦЕ
Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря.
Гелиос, Гелий в самом имени которого заключено сияние, блеск, полыхание солнечного огня, принадлежал поколению титанов, считаясь сыном титанов Гипериона и Тейи, братом богини Луны Селены и утренней зари — Эос. Эллинский бог солнца — это древнейшее доолимпийское божество, своей стихийной силой дарующее жизнь и наказывающее слепотой преступников. Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей, чаще всего дурные. Гелиоса «всевидящего» призывают в свидетели и мстители. Это он сообщил Деметре, что Персефону похитил Аид.
Его представляли себе красавцем с могучим телом, облаченным в тонкое, колеблемое ветром одеяние, со сверкающими страшными глазами, с развевающимися волосами, прикрытыми либо лучистой короной, либо сверкающим шлемом. Его облик окружен ослепительным светом и сиянием. Он обитает в великолепном дворце в окружении четырех времен года, на престоле из драгоценных камней.
Каждое утро он появлялся на солнечной колеснице, запряженной четверкой белых, как снег, крылатых и извергающих огонь коней (их имена — Свет, Блеск, Гром и Молния). Днем бог мчится по небу на своей огненной колеснице, а вечером склоняется к западу, опускается в Океан и в золотом челне переплывает море к месту своего восхода. На следующее утро, предвещенный розовоперстой богиней Эос, он вновь появляется на горизонте.
ЛУНА
Имя луны в греческой мифологии – Селена
Имя произошло от греческого слова «селас» – свет, блеск, лучистая.
Ночь сменяла уходящую на покой белолицую Гемеру (День), на радость природе, из-за горизонта выходила величественная колесница, которую влекли неторопливые быки. Ими управляла богиня Луна-Селена, в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу. При появлении Селены море, охваченное беспокойством, с шумом катило волны на берег. И не было на земле смертного, не испытавшего с появлением Селены неясного томления и грусти. Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю свой неверный, мерцающий свет – это юные сыновья богини Зари Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное темное небо. Когда-то давным давно в Греции жил прекрасный юноша, по имени Эндимион. Он был сыном царя Карии (страна в Малой Азии, на побережье Средиземного моря) Эфлия и Калики, дочери бога-повелителя ветра Эола. Но однажды повстречал прекрасный Эндимион богиню Луны, Селену, дочь титанов Гиперриона и Тейи. Селена и Эндимион сильно полюбили друг друга. Каждый день Селена спускалась с неба к своему возлюбленному. Время шло… Богиня Луна знала, что когда-нибудь придет час разлуки и ее возлюбленный должен будет спуститься в царство Аида. Селена не могла представить себе жизни без Эндимиона. И обратилась она к Олимпу и к повелителю молнии Зевсу с просьбой подарить Эндимиону вечную молодость.
Зевс не мог противиться мольбам богини Луны, но не мог он и нарушить установленный в мире порядок. Тогда решил он сохранить Эндимиону вечную молодость, погрузив его в вечную дремоту. И теперь каждую ночь Селена могла видеть своего возлюбленного, не страшась больше о будущем.
Медленно едет по небу в своей колеснице, запряженной черными конями, богиня ночи Нюкта. Вот легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно, величественно едет она по небу в своей длинной белой одежде с серпом луны на головном уборе.
Мирный серебристый свет струится от колесницы и озаряет спящую землю. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий грот горы Латма в Карии. Там лежит погруженный в дремоту Эндимион. И целую ночь она может проводить рядом со своим возлюбленным.
По другой версии, однажды, случайно бросив свои лучи под свод пещеры, увидела Селена прекрасного Эндимиона и, пораженная его умиротворяющей красотой, потеряла покой. С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускалась в грот, нежно склонялась над спящим красавцем, целовала смежившиеся очи и произносила слова любви. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипнозом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть. И печален свет ее, который льет она на землю ночью.