план тренировок по каратэ
Программа тренировок
Каждая тренировка должна иметь планомерный и поэтапный характер, направленный на непрерывное и разностороннее развитие ученика, посредством физических, технических и духовных практик.
Продолжительность тренировки составляет от 1-го до 2, 5 часов и зависит от уровня тренированности ученика. Количество тренировок должно быть, не менее 3-х раз в неделю (меньшее количество раз не эффективно). Для более эффективной работы на тренировке и существенного прогресса в развитии – необходимо обратить внимание не только на поэтапность и разнообразие тренировочной программы, но также на полноценное питание и отдых.
Основной задачей тренировочного процесса является не столько техническое и физическое развитие ученика, сколько его гармоничное и разностороннее развитие. Необходимо работать над развитием концентрации внимания, реакцией и координацией движений, умением держать низко свой центр тяжести и использовать в каждом движении вес всего тела. Без хорошего знания базовой техники не будет прогресса в ката, без знаний принципов заложенных в ката, а также без проведения методов укрепления физического тела и закалки ударных поверхностей не будет прогресса в кумитэ. Без знания и применения духовных принципов, заложенных в основу Будо — не будет прогресса на этом пути.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНИРОВКИ
1. Лучше каждый день понемногу, чем один день, но до изнеможения.
2. Прежде, чем научиться ходить, – необходимо научиться правильно стоять. Последовательность и постепенность – залог успеха. Каждый элемент должен быть отработан и осознан.
3. Лучше изучить базовую технику хорошо, чем высшую, но поверхностно.
4. Важно не количество изученных приёмов, а принципов заложенных в их основу.
5. Правильная система подготовительных упражнений и хороший разогрев, направленный на максимальную активизацию, как физическую, так и психологическую поможет достичь максимальных результатов.
6. Выполнять правильный расчёт продолжительности тренировки, не должно быть перегорания, ни ощущения оборванности тренировочного процесса.
7. Необходимо учитывать ограниченные физические способности, составлять индивидуальный план для каждого занимающегося.
8. На тренировке не должно возникать ощущение скуки либо чрезмерной усталости.
9. Напряжение и расслабление должно чередоваться.
10. Регулярность и систематичность – залог успеха.
11. Основной тренировочный метод – это метод многократного повторения.
12. Завершив тренировку нельзя сразу же покидать площадку, необходимо остаться, чтобы впитать скопившуюся на ней энергию.
« Мастера уверены в том, что если не пропускать тренировок утром, после подъёма и вечером перед сном, мастерство придёт само собой».
«Не умеющий драться — учится бить людей, умеющий драться — учится их защищать»
«Остановишься на миг, – отстанешь на версту».
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТРЕНИРОВКИ
Каждая тренировка начинается и заканчивается поклоном. Это дань уважения и благодарности Создателю, основателю и руководителю данного стиля каратэ, сэнсэю, сэмпаю и всем присутствующим в зале, а также это создаёт благотворную атмосферу на тренировке и дисциплинирует ученика.
Каждая тренировка должна включать в себя:
1. Ритуал приветствия и очищения.
2. Медитация и внутренний настрой.
3. Дыхательные упражнения.
4. Разминка.
5. Растяжка.
6. Техника каратэ-до: кихон, ката, кумитэ, кобудо (в зависимости от цели данной тренировки).
7. Общие и специальные физические упражнения.
8. Работа на снарядах (лапы, груши, макивары, чиси и др.).
9. Упражнения на расслабление и растяжку.
10. Дыхательные упражнения.
11. Медитация.
12. Ритуал очищения и благодарности.
Нагрузка в процессе тренировки должна плавно возрастать, достигая своего пика в середине тренировки, и также плавно уменьшаться к концу занятий. В конце занятий, также как и в начале, необходимо расслабить и растянуть напряженные мышцы и сухожилия, успокоить организм дыхательными упражнениями, накопить и гармонично распределить по телу энергию посредством медитации.
МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ
Избавится от эго и укрепить свой дух можно только тяжелыми тренировками. Тяжелая тренировка – обычно направлена на укрепление духа и, как правило, в ущерб физическому телу. Совсем не трудно энергично тренироваться каждый день, если вы можете хорошо питаться и отдыхать сколько вам угодно. Попробуйте неделю поголодать, продолжая регулярно тренироваться, или трое суток не поспать, не прекращая своих занятий. Когда тело достигает пределов своих возможностей, в дело вступает дух и начинается его рост. Конечно, такого рода тренировки несут в себе определённую опасность и проводятся под наблюдением опытного учителя.Мастер каратэ Ошима часто проводит для своих учеников специальные, тяжелые тренировки, направленные на развитие терпения и выносливости, воли и силы духа. В процессе тренировки используются простые упражнения, но продолжительность их выполнения очень велика. Например, необходимо без остановки выполнить 1000 ударов ногами, находиться без движения в низкой позиции «всадника» 90 минут, выполнение 100 раз любое ката, либо провести непрерывные поединки с 50, 100, 200 и более партнёрами, длящихся порой несколько часов, дней и неделей. Многие ученики в течении тренировок полностью теряли сознание, но придя в себя снова становились в строй. Подобную проверку для Ильи Йорги устроил мастер Тэйджи Казэ, когда принимал к себе в ученики. Илье нужно было сидеть в позиции «всадника» более 60 минут, выполнять удары ногами маваши-гери, двигаясь в зенкутсу-дачи по кругу стадиона 3 километра, а также другие не менее изощренные испытания. Только после прохождения всех испытаний мастер Казэ принял Илью к себе в ученики.
Тренировки подобного характера регулярно проводятся в летнем тренировочном лагере – центральном додзё клуба «Сакура» в городе Днепрорудном.
« Этот путь к совершенству выбери сам,
— просьбы близких, друзей как осенний туман,
лишь желанье твоё обретает здесь смысл,
— торопись, всё проходит, в том числе твоя жизнь!»
А. Андреев
Поурочная программа от сэнсея Ильмова выведет Вас на новый уровень!
Заслуженный Тренер России,
Мастер спорта, 4 дан киокусинкай;
Обладатель национальной премии «Золотой пояс» (РСБИ) в номинации «Лучший тренер»;
Обладатель премии Superkarate Awards в номинации «Детский тренер»;
Премия правительства Санкт-Петербурга «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Санкт-Петербурга».
Образование:
Закончил Санкт-Петербургский Государственный Университет, биологический факультет, кафедра генетики и
Академию физкультуры им. Лесгафта, тренерский факультет.
Тренерская деятельность началась в Санкт-Петербурге в 1993 году.
Научная, методическая работа:
Создатель авторских поурочных планов 1-2 года обучения;
Создатель системы индивидуализации тренировочного процесса у начинающих;
Соавтор системы видеопособий по подготовке и сдачи КЮ тестов.
6-я тренировка
Девиз: «Жизнь, это как езда на велосипеде. Чтобы сохранить равновесие, нужно продолжать двигаться»
С этой тренировки можно и нужно начинать принимать зачеты. Так как сдача первых зачетов занимает немного времени, то пока не появятся первые ученики, сдавшие 3 зачета, сдачу можно организовать после основной тренировки. В дальнейшем потребуется выделять специальное время отдельно или часть времени во время тренировки.
Подробны план.
1. Разминка.
(смотри разминку предыдущей тренировки)
На этой тренировке уже необходимо выделить ученика, которые более менее правильно выполняет все движения на разминке. Он заменит вас на демонстрации разминки (возможно, кроме сложных моментов, когда вам придется поучаствовать в демонстрации) и позволит зайти в группу и исправлять ошибки
3. ОФП. Руки.
Бег 400 метров, каждые 20 метров остановка и выполнение различных заданий на руки (чередуем: планки, планки с поднятой рукой или ногой (доводим планки до 40 секунд), 1-5 отжиманий ложась на пол, 5-7-10 отжиманий не ложась)
5. Кихон на месте. Ноги.
а) Хидза гери
10 медленно, 20 с киай
б) Хидза гери из дзенкуцу дачи на месте
Показывать и обьяснять, что вес на передней ноге. Что не падаем назад.
10 медленно в каждой стойке. 10 с киай в каждой стойке.
Постоянно продолжать объяснять и показывать, что вес на передней ноге. Что назад не падаем назад. Еще раз показать вращение на опорной ноге во время удара.
6. ОФП. Пресс/кор.
Подъемы ног (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)
7. Идо перемещение.
а) выход в дзенкуцу, дорожка вперёд/назад (без поворота)
выход в другую стойку, дорожка вперед/назад
б) выход в дзенкуцу дачи, дорожка с поворотом
выход в другую стойку, дорожка с поворотом
в) моротэ цуки в перемещении
Повторить и показать основные моменты с прошлой тренировки
3 шага на 3 счета (поворот на 3 счета), обратно 3 шага на 2 счета (поворот на 2 счета), 3 шага на 1 счет (поворот на 1 счет), обратно 3 шага с кимэ (молча) и затем дорожка вперед/поворот/назад с киай.
Так же все уровни (не забываем поменять стойку)
Изучение нового.
г) перемещение в дзенкуцу дачи с ой цуки
8. ОФП. Ноги.
Выпады вперед. 10 на 2 счета. 20 на 1 счет с киай
9. ОФП. Комплекс/Игра.
5 мин как можно больше кругов:
50 метров бег, 1 бурпи
Каждый следующий круг добавляем +1 бурпи
Отмечаем победителей. Игнорируем тех, кто нарушал правила, но обязательно объясняем им почему.
10. Ритуал Окончания тренировки.
15 минут AMRAP (как можно больше кругов)
5 силовых взятий на грудь (60/40)
10 бурпи
20 маваши чудан (по 10 каждой ногой. Любые варианты в зависимости от решаемых технических задач. Например: все время левая стойка и 10 маваши передней левой, 10 маваши задней правой. Или каждый раз разножка и чудан маваши)
Силовое взятие на грудь.
Комплекс этой недели включает в себя упражнения для плеч, квадрицепса, бедер, паха и лодыжек (10 мин)
Поза ребенка с локтями (1 мин), полуседло (1 мин каждая нога), голубь (1 мин каждая нога), седло (1 мин), лягушка (1 мин), еще раз голубь (1 мин каждая нога), расслабление лежа на животе (1 мин)
Фото/видео материал прилагается.
Часто мы склонны слишком быстро заявлять: «Я все уже знаю». В тот самый момент, когда мы выносим заключение «Я это уже знаю», мы прекращаем учиться. Речь идет не только о том, чтобы, научиться новому, но и о том, как применить это в жизни. Поэтому цель этой программы в том, чтобы помочь Вам стать лучшим тренером и полностью раскрыть своей тренерский потенциал.
«Сейчас, оглядываясь назад, я точно знаю, что отдал бы все, чтобы в свое время у меня была такая программа».
Тренировка дома каратэ
Тренировка дома каратэ
Короновис внёс коррективы в нашу относительно спокойную и размеренную жизнь. Сегодня мы живем под лозунгом « не выходим из дома». Мы все, наши дети спортсмены, сидим дома и соблюдаем рекомендации. Отбросив панические мысли, предлагаем заняться физкультурой.
А особенно, действующим спортсменам это необходимое домашнее задание, занятие каратэ на самоизоляции.
Самоизоляция для любого человека, это огромное испытание как для психологического состояния, так и для физического. А что как ни физические нагрузки делают спортсмена сильным, выносливым и волевым.
Привычные ритмы нашей жизни нарушены. В сложившейся ситуации, спортсмены нашего клубы, так же как и все, сидят дома. Мы, в свою очередь, чтобы хоть как-то поддержать физические нагрузки, решили прописать, какие же упражнения принесут пользу спортсмену каратеисту и разнообразят дни в карантине.
Режим дня
Одно из самых важных, что нужно сделать в первую очередь родителям — это составить распорядок дня ребенку.
Прописать во временных промежутках план занятий и отдыха. В противном случае, Вы (родители) получите то, что ребёнок целыми днями на пролет будет сидеть в телефоне, в играх, бесполезных видео. Детям, конечно же, будет трудно придерживаться плана. Будьте уверены в том, что встретите сопротивление. Но на то Вы и взрослые, чтобы организовать собственное чадо.
Тренер нашего клуба проводится ежедневные он-лайн тренировки, это помогает ребятам спортсменам не потерять форму, а так же вырабатывает чувство дисциплины.
Дочитайте статью до конца и вы получите ссылку на он-лайн тренировки нашего клуба.
Тренируемся дома в режиме самоизоляции
Разминка
Как любое тренировочное занятие, нужно начинать с разминки.
1. Поочередные повороты головы в левую и правую сторону. Без резких движений.
2. Наклоны головы, вперед – назад, лево-право.
3. Вращения головой, по часовой стрелке, меняем направление.
4. Вращение плечами.
5. Махи руками.
6. Вращение предплечий.
7. Вращение кистей.
8. Разведение согнутых в локтях, перпендикулярно туловищу на уровне груди, рук в стороны.
9. Повороты туловища. Руки в стороны, делаем повороты туловища вправо, затем в лево.
10. Круговые движения туловищем.
11. Вращение тазом.
12. Наклоны, вперед-назад, лево-право.
13. Круговые движения в коленных суставах.
14. Вращение стоп.
15. Ходьба на месте.
Основная часть тренировки.
Состоит из упражнений на руки и работа на ноги. Комплекс упражнений хорошо демонстрируется на видео нашими спортсменами.
Выполняем упражнения по 10 раз на каждую руку и на каждую ногу.
Заключительная часть тренировки дома.
Заключительная часть тренировки состоит из ОФП и заминки.
1. Разножка – выпрыгивания из положения выпада, стоя на одном колене, в верхней точке смена ног и приземление на другое колено. По 20 раз.
2. Отжимание на кулаках. – 30 раз.
3. Поочередное отжимание – узкий хват – широкий хват. 10 раз.
4. Упражнение на пресс. Подъем туловища, из положения лежа-30 раз. Подъем ног – 30 раз. Подъем ног и рук одновременно – 30 раз.
5. Упражнение «ласточка». Лежа на животе, поднимаем ноги и голову, прокачиваем и укрепляем мышцы спины – 30 раз.
6. Приседания – 30 раз.
7. Подпрыгивания. – 30 раз.
Более подробно данные упражнения разобраны на видео. Смотрите и повторяйте за нашими спортсменами.
Заминка.
Cпециальный комплекс упражнений для плавного перехода организма из состояния напряженной активности в обычное состояние покоя. Состоит из наклонов, растяжки мышц, наклонов.
Он-лайн тренировки начинаются в 11:00 (более подробное время и режим тренировок уточняйте по телефону)
Вы так же можете присоединиться к нашему тренировочному процессу, пройдя по ссылке.
В условиях самоизоляции, когда физическая активность итак сведена к минимуму, занятия спортом как никогда важны.
Самое главное – мотивируйте себя и своих детей тем, что регулярные тренировки позволят поддержать набранную форму. Улучшить, а возможно, в сложившихся условиях, дадут значимые результаты и плоды перед другими спортсменами.
Если вы сможете донести до себя и своего юного каратеки эту мотивацию, то никаких проблем с регулярностью тренировок не возникнет!
Мойте руки, соблюдайте дистанцию, находитесь дома. Берегите себя и своих близких!
Планирование спортивной тренировки по каратэ киокушинкай (тема №8 занятия теоретической подготовки)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Планирование спортивной тренировки по каратэ киокушинкай (тема №8 занятия теоретической подготовки) Тренер-преподаватель МБОУ ДО спортивная школа № 4 МО город Краснодар Казарян Самвел Александрович
Эта модель, основанная на базовых тренировках в Хонбу для всех учеников. Занятия для старших, младших, для физически не очень крепких и для опытных бойцов могут по существу отличаться от основного плана, за исключением правил начала и конца занятий. «Истинная цель искусства каратэ Киокушинкай – это не победа или поражение, а становление характера личности …»
2. НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ Начинается занятие с разогрева тела и растяжки, начиная с нижних конечностей и заканчивая руками. Типичный конец с Маваши-укэ для вращения плеч с ибуки и шотэй для тренировки лёгких и крепости тела.
5. КАТА Выбор ката зависит от квалификации учеников, но в любом случае изучение идёт от простых к сложным. Дыхательные ката делаются последними.
6. ЯКУСОКУ КУМИТЭ Связки в парах прорабатываются очень легко или без контакта.
7. ЛЁГКИЙ СПАРИНГ Чтобы довести до минимума обычные травмы и иметь возможность ежедневно практиковать в Кумитэ, ИКО киокушинкай настоятельно рекомендует использовать щитки на голень и подъём стопы, перчатки, защиту на пах и грудь, капы для спаррингов.
8. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Приседания, отжимания, прыжки и т.п. Упражнения на гибкость.
9. КОНЕЦ ТРЕНИРОВКИ 1). Ученики выстраиваются как в начале тренировки, согласно рангов. 2). Тренер даёт команду «сейдза». 3). По команде «шиндэн ни рэй», все делают поклон и говорят «осу». 4). Тренер, либо кто-то из старших рангов начинает декламировать «Доджо кун» (клятву школы) и все ученики начинают повторять за ним. 5). Тот, кто начал читать клятву, отдаёт команду «мокусо», ученики закрывают глаза для медитации. 6). После 1-2 минут звучит команда «мокусо ямэ», ученики открывают глаза. 7). По команде «Канчо ни рэй» ученики делают поклон и произносят «осу» в знак уважения. 8). Звучит команда «Шихан ни рэй» или «Сэнсэй ни рэй» и ученики делают поклон учителю. 9). Ученик самого высокого ранга произносит команду всей группе «Сэмпай ни Аригато Годзаимашита», что означает «спасибо сэмпаям», а затем «Отагай ни Аригато Годзаимашита», «спасибо друг другу». Ученики должны отвечать на каждую команду поклоном и «Аригато Годзаимашита».
10. УБОРКА ДОДЖО 10). Тренер заканчивает занятия фразой типа «Занятия закончены» и просит всех встать. Каждый должен встать, и выстроиться в линию, чтобы пожать (двумя руками!) руку тренеру. Первыми подходят старшие по рангу. Также тренер может не пожимать руки, а поклониться, когда ученики выстроятся в одну линию. 11). Все ученики обязаны помогать в уборке доджо и тренировочной зоны. Если команды начать уборку не последовало, то ученики обязаны, тем не менее, очистить тренировочную зону от разного мусора и убрать оставленные в зале предметы. Также уборке подлежат раздевалка и душевые.
Особенности организации тренировочного процесса детей 5-6 лет
Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.
Сейчас Александра ведет успешную тренерскую деятельность, а в данном материале делится знаниями и опытом о том, как правильно организовать тренировку детей 5-6 лет.
На сегодняшний день очевидно, что многие виды спорта существенно «помолодели». И каратэ-до в ключе данной тенденции не является исключением: если 15 лет назад 8-летних каратистов можно было встретить далеко не в каждой секции, то сегодня на татами можно увидеть и шестилетнего бойца. Процесс это предсказуемый, ожидаемый и имеющий вполне закономерные объективные причины. В первую очередь, это приобретающее все более массовый характер стремление к здоровому образу жизни. Кроме того, чрезвычайно высокий уровень детской заболеваемости и поголовная компьютеризация подрастающего поколения заставляет родителей задуматься об укреплении физического здоровья своих чад, что само по себе невозможно без адекватной физической нагрузки. Также в геометрической прогрессии растет количество малышей с синдромом гиперактивности. Немало родителей готовы отдать в спортивную секцию уже трехлетнего малыша. Все эти обстоятельства обусловили приток в спортивные секции деток дошкольного возраста.
На мой взгляд, это положительная тенденция: тренер получает возможность более широкого выбора талантливых ребят, да и задача воспитания здорового поколения становится более реальной. Вместе с этим, перед тренером, работающим с дошкольниками, встает архисложная задача: научиться работе с маленькими детьми, суметь привить им любовь к спорту и труду над собой, суметь поддержать ее в течение многих лет и вырастить из «желторотиков» взрослых спортсменов.
У многих тренеров возникают сложности в работе с малышами. Основными из них являются непослушание и, как следствие, низкий уровень овладения навыками боевого искусства. Обычно, на начальном тренировочном этапе такая возрастная группа напоминает собой наглядную модель броуновского движения. Выполнение простого упражнения всей группой одновременно порой кажется невозможным, не считая бесконечно болящих голов, животов, и просто плохого настроения, потому что «у меня ничего не получится» или «я вчера в садике разбил тарелку, и воспитатель отругала». Зачастую, отлаженная система работы с более взрослыми воспитанниками здесь практически не работает. Таким образом, возникает насущная необходимость коррекции, казалось бы, уже налаженной системы тренировок, разработка новых ее форм и методов, адаптированных к работе с дошкольниками. В первые же недели работы с детками 5-6 лет становится очевидным, что это другая, инопланетная цивилизация, и чтобы иметь возможность ее тренировать необходимо научиться ее понимать.
В основе физического воспитания лежит главный принцип: физическая нагрузка должна приносить радость. И особенно это важно в нежном детском возрасте. Поэтому ее характер и объем должны соответствовать возрастным психологическим и физиологическим особенностям деток, а также особенностям современного воспитания.
Почему, собственно говоря, речь идет именно о пяти-шести летних ребятах, а как же дети более младшего возраста?
Набирать деток младше 5 лет (особенно в «смешанные» разновозрастные группы) по большому счету не имеет смысла. Достаточная физическая нагрузка для трех-четырехлеток имеет простой незамысловатый характер. Младшие дошкольники как физически, так и психологически не готовы к специальной деятельности. В этом возрасте детки только начинают воспринимать себя как отдельного человека, а не как конструкцию «я и мама», учатся осознавать свои и чужие границы, общаться со сверстниками и взрослыми, понимать свои эмоции и эмоции других людей. В этом возрасте часто возникает реакция отрицания всего и вся. При этом негативная реакция следует не на действие как таковое, а на сам факт требования или просьбы взрослого. Физические способности тоже пока не велики: многие детки только учатся прыгать, играть с мячом, стоять на одной ноге, не различают право и лево, не могут сосредоточить внимание на выполняемом деле более 5 минут. Для правильного физического развития в этом возрасте достаточно домашнего физкультурного уголка и веселого активного времяпрепровождения.
Ребятишки же пяти-шестилетнего возраста вполне адекватно способны усваивать не только упражнения общей физической подготовки, но также и успешно обучаться специальной технике каратэ. Именно поэтому стоит рассматривать 5-6 лет как первую возрастную ступень для начала обучения каратэ.
В первую очередь тренер, начиная работу с маленькими детьми, должен запастись огромным терпением, быть готовым ко множеству неожиданностей и к постоянному контакту с родителями.
Но будем разбираться во всем по порядку.
Спортивный отбор
Каратэ-до относится к тем счастливым видам спорта, для которых практически не существует каких бы то ни было особенных критериев отбора. Однако, принимая в секцию юных воспитанников, следует обратить внимание на некоторые моменты.
Первое, что должен сделать тренер, это отправить новоиспеченных учеников в поликлинику за справкой о состоянии здоровья. Не стоит недооценивать значение этой, казалось бы, прозаичной формальности. Как показывает мой опыт, некоторые родители даже не догадываются о наличии у собственных детей патологий в первую очередь сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем. Некоторые из них оказываются прямыми противопоказаниями к занятиям единоборствами, некоторые не являются противопоказанием, но требуют коррекции, а также индивидуального дозирования тренировочной нагрузки. Думаю, очевидным является дальнейший систематический контроль состояния здоровья воспитанников. Спортивная медицина рекомендует проходить диспансеризацию 2 раза в год.
В процессе занятий могут выявиться индивидуальные особенности детей, не являющиеся медицинским противопоказанием, но требующие особого внимания: синдром гиперактивности, задержки физического и психического развития и т.д. В этом случае особенно важно тесное общение с родителями малыша. Зачастую, родители деток с особенностями не готовы признать это перед тренером. Однако тут необходимо принятие совместного решения. Большинство родителей гиперактивных деток приводят их в спортивную секцию, чтобы чадо наконец «выбегалось». Однако, при некоторых видах гиперакативности занятия в секции каратэ усугубляют и без того непростое состояние ребенка. Обычно, такие ребятки не в состоянии более 3-5 минут заниматься упорядоченной деятельностью, а устав выполнять упражнения начинают активно отвлекать остальных участников группы. При этом любые попытки тренера прекратить хаотичное поведение ребенка приводит к его усилению и вспышкам агрессии. Такая особенность психики малыша требует индивидуальной специальной коррекционной работы, одним из важнейших условий которой является строжайшее соблюдение режима дня и специфическое дозирование физической и умственной нагрузки. Тренер не имеет возможности обеспечить такую коррекционную работу в условиях групповой тренировки.
Что касается задержек психического развития, если поведение ребенка не представляет угрозы для его собственной жизни и жизни других воспитанников, он может заниматься в секции каратэ, но главнейшей задачей в этом случае будет скорее социализация, чем достижение высоких спортивных результатов.
5-6 лет – возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка. Дети начинают осознавать широту собственных физических возможностей, стремятся к развитию ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, хорошо переносят нагрузку, быстро восстанавливаются. В этом возрасте существенно улучшается координация движений, дети способны быстро усваивать суть и особенности разучиваемых упражнений и самостоятельно воспроизводить идеальный образ движения. К 6 годам дети способны осваивать достаточно сложные специализированные движения: технику кихон и ката, основы элементов кумитэ.
Итак, определим основные принципы тренировочного процесса детей 5-6 лет с учетом особенностей физического развития:
Оцениваем ЧСС сразу после нагрузки: если она систематически попадает в IV зону, значит необходимо снизить нагрузку для отдельных ребят или для группы в целом; попадание во II и III зоны является нормой и свидетельствует о эффективном развитии тренированности; ЧСС, соответствующие I зоне характерно для сердечно-сосудистой системы с высокой выносливостью; ЧСС, ниже 20 уд/10 сек – повод насторожиться. Это может быть свидетельством нарушения сердечного ритма и развития брадикардии. Такого воспитанника необходимо отправить на дополнительное обследование к кардиологу.
Многие тренеры наверняка сталкивались с головными болями, возникающими у детей в процессе тренировки. Основной причиной такого явления является углеводная недостаточность. Нередко сопутствующие ей явления – темные круги под глазами и бледный носогубный треугольник. Чаще всего она возникает, когда ребенок пришел на тренировку голодный. В этом случае нужно угостить страдальца конфетой или кусочком шоколада и дать возможность отдохнуть пока голова не перестанет болеть. Совет родителям: обеспечить легкий углеводный перекус (хлебцы, бутерброды) минимум за 40 минут до тренировки. Безусловно, о каждом приступе головной боли сообщаем родителям.
Также индикатором физического состояния является дыхание: дыхание через рот при выполнении упражнений свидетельствует о превышении мощности нагрузки.
Учет физических особенностей развития безусловно является важным моментом, однако, корректно построить тренировочный процесс не представляется возможным без понимания психологических особенностей 5-6 летних ребят.
Важнейшие особенности психики детей 5-6 лет, которые тренер должен учитывать и в соответствии с которыми строить тренировочный и воспитательный процесс, следующие:
Далее выделим принципы тренировочного процесса с учетом психологического развития детей 5-6 лет:
Работа с маленькими детьми требует безграничного терпения, творческого подхода и постоянной работы над собой. Каждому из нас хочется учить ребят технике каратэ, передавать свое мастерство, однако при этом необходимо проявить выдержку и немало времени посвятить воспитанию дисциплины и психологической адаптации ребят. Прежде всего, привить им любовь к спорту, научить их трудиться и добиваться результата, проявлять взаимовыручку, быть отзывчивыми к товарищам по команде, радоваться победам и переживать неудачи. Быть для них и мамой, и папой, и бабушкой, как говорил небезызвестный герой мультфильма Зинзиля. Безусловно, вырастить из малыша спортсмена и человека с большой буквы это нелегкий, кропотливый труд, но не в этом ли и заключается настоящее тренерское счастье?
Уважаемые коллеги, желаю всем удачи и буду рада если эта статья окажется для вас полезной!
Александра Нечай (Кишкина)
тренер каратэ-клуба «Колизей», г. Волгоград
Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.