план мифы древних славян

Образовательный проект «Мифы и предания древних славян»

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку

раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

Тип проекта: комбинированный.

Срок реализации: 6 месяцев.

Условия реализации: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность, материальное обеспечение.

Актуальность

Народное искусство – фольклор, деревянное и каменное зодчество, вышивки и кружева, разнообразные изделия народного быта – весь этот многокрасочный мир творчества людей исторических обстоятельств стал для большинства русских людей «преданьем старины глубокой». А ведь в фольклоре, народных ремеслах зашифрованы архетипические особенности нации, то, что определяет поведение народа и остается с ним, пока существует этот народ.

В те, не очень далекие, но отдаленные от нас великими потрясениями времена и крестьяне, и интеллигенция были в курсе самих истоков народной культуры. Теперь, к сожалению, эти связи во многом утеряны, и интерес к данному вопросу необходимо возрождать. Начинать это благородное дело нужно с приобщения детей к народной культуре, что, возможно, лучше усилий в других направлениях послужит национальной идее, так как принадлежность к большой народной культуре лучше, чем военные или хозяйственные успехи, способствует национальному самоуважению.

Итак, учитывая комплексные нарушения речи, несовершенство высших психических функций, эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи, считаем проект по формирование импрессивной речи дошкольников с ОНР посредством знакомства с мифами и преданиями древних славян актуальным и необходимым в коррекционном процессе.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: формирование импрессивной речи посредством знакомства дошкольников с мифами и преданиями древних славян.

Проблемные вопросы.

• Как заинтересовать детей и родителей в совместной работе над изучением мифов и преданий древних славян как средства развития нравственно-патриотических чувств?

• Какие мероприятия, проводимые в рамках ДОУ, способствуют активизации работы с детьми в данном направлении?

• Как научно и доступно рассказать и правильно объяснить детям о

некоторых исторических событиях, традициях, фактах русского народа?

Цель проекта:

формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного (коррекционного) педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.

Задачи проекта

• Расширять знания детей о мифах и преданиях древних славян, их

• Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки

(звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность речи). Формировать импрессивную речь и словарь детей по теме. Обучать детей пересказу знакомых сказок с опорой на зрительные образы. Формировать способность передавать содержание без пропусков и искажений. Формировать представления о главном в характере героев. Совершенствовать грамматический строй речи.

• Развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, координацию

• Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,

инициативности, ответственности, самостоятельности, соревновательные качества, чувства взаимовыручки и поддержки. Формировать интерес к чтению художественной литературы.

• Воспитывать интерес к истории Родины, чувства гордости за

• разработать цикл НОД по теме;

• разработать цикл игровых и интерактивных заданий и упражнений на основе развивающих игр;

• разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме «Мифы и предания древних славян»;

• разработать конспект итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

• привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по формированию импрессивной речи у ребёнка;

• оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям по формированию грамматически правильной связной речи у детей с ОНР;

• показать родителям значимость своевременного формирования импрессивной речи у детей дошкольного возраста.

• форма проведения итогового мероприятия проекта: видеопоказ итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

Новизна

• Применение систематизированного материала.

• Удачная комбинация элементов опубликованных методик.

• Обеспечение мотивации к процессу обучения.

• Интеграция образовательных областей и чередование различных видов деятельности.

• Использование цифровых образовательных ресурсов.

Для реализации проекта материал подобран в соответствии с возрастом

и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, разработан методический план работы.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

• Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

• Распределение заданий между участниками проекта.

• Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

• Разработка методических пособий, итоговой непосредственно образовательной деятельности по проекту.

2. Практический этап:

Реализация задач проекта «Мифы и предания древних славян» предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.

Интеграция образовательных областей

проекта «Мифы и предания древних славян»

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Чтение и анализ сказок «Новогодняя елка», «Морозко», «Два мороза», «Мороз Иванович», «Белый снег», «Двенадцать месяцев».

Чтение и анализ сказок «Крылатый, мохнатый да масленный», «Два мороза», «Мороз Иванович».

Чтение и анализ серии сказок «Домовенок Кузька и друзья спасают Новый Год». Т. Александрова.

«Чем любят полакомиться домовые?»

«Помоги пройти ледяной лабиринт и не попасть в ловушку»

«Соедини одинаковые снежинки – помоги Снежевиночке добраться до Волшебных Ворот»

«Найди путь к ледяной долине»

«Чего не хватает у предмета?»

«Найди две одинаковые снежинки (свистульки)»

«Определи зимнюю и летнюю одежду»

«Определи лиственные и хвойные деревья»

«Помоги Бабе-Яге найти нужное зелье»

«Какой цвет получится, если смешать разноцветные зелья?»

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

«Напиши пропущенные цифры»

«Реши сказочные задачи»

«Нарисуй по точкам рисунок»

«Нарисуй по точкам рисунок»

«Обведи и раскрась заданные фигуры»

«Дорисуй снежинку по клеточкам»

«Дорисуй снежки, чтобы равенство или неравенство было верным»

Подбор дидактического материала и оборудования для реализации проекта

Дидактические и интерактивные игры:

«Сколько букв нарисовано?»

«Впиши недостающие буквы»

«Найди имена героев сказки в таблице»

Пересказ детьми сказок по плану, рисуночному плану, по вопросам.

Составление творческих рассказов.

Чтение русских народных сказок, былин.

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Раскрашивание и штриховка картинок по мотивам литературных произведений.

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики по мотивам сказок.

Конструирование из кубиков «Сложи картинку» по мотивам сказок.

Соблюдение режима применения ИКТ в работе с детьми в соответствии с нормами СанПиН.

Раскрашивание картинок по сказкам (мелкая мускулатура рук).

Настольно-печатные и интерактивные игры по мотивам сказок.

Русские народные игры:

• Флюгеры – 22 (бог ветров, направление сторон света)

• Мышка и четыре угла (3-5 человек)

• Обезьяны (бег с препятствиями)

• Здравствуй, сосед! (прыжки на одной ноге)

• Погоня слепых друг за другом (забава)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Консультации для родителей в уголке для родителей «Речецветик»:

1. Мифы и предания древних славян.

2. Сказочный мир русского народного искусства.

3. Прочтите детям о мифических существах: Домовой.

4. Прочтите детям о мифических существах: Леший.

Заключительный этап.

• Обработка и оформление материалов проекта;

• Оценка результатов работы всех участников проекта;

• Проведение открытого итогового мероприятия на РМО учителей-логопедов по проекту «Мифы и предания древних славян» в форме занятия типа «Следствие ведут знатоки» «Этнокарты».

• Мультемедийная презентация проекта на районном методическом объединении учителей-логопедов и родительском собрании в ДОУ.

Выводы:

Реализация данного проекта будет способствовать развитию партнерских отношений ДОУ и семьи в воспитании патриотизма у дошкольников, повысить уровень формирования импрессивной и грамматически правильной связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Проект обогатит восприятие самооценки каждого субъекта образовательного процесса и роли каждого в историческом развитии.

Проект можно рекомендовать для использования в других дошкольных образовательных организациях (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Итоговое мероприятие по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки») Цель: формирование импрессивной речи посредством знакомства с мифами и преданиями древних славян Задачи. • Расширять знания детей о мифах.

Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа» Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №160 «комбинированного вида Приволжского района г. Казани Литературно-музыкальная.

Работа с интерактивной выставкой «Мифы и легенды Самарской Луки» Подготовила воспитатель ГБОУ СОШ №16 СПДС «Красная шапочка» Меркулова Ирина Александровна Тема «Мифы и легенды Самарской Луки» Цель: вызвать.

Мифы логопедии (лекция для родителей с использованием мультимедиа) Цель лекции : знакомство с профессией логопеда. Задачи: в доступной форме исправить общераспространенные представления, возможные заблуждения.

план мифы древних славян. detsad 68743 1457687617. план мифы древних славян фото. план мифы древних славян-detsad 68743 1457687617. картинка план мифы древних славян. картинка detsad 68743 1457687617.Научная конференция «По следам древних животных. Мамонт» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: научная конференция «По следам древних животных. Мамонт». Образовательная.

Образовательный проект «Дорога и мы!» Образовательный проект «Дорога и мы!» Актуальность проекта: Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

Образовательный проект «Моя малая Родина» Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень.

Образовательный проект на тему: «Мир природы» Информационная карта проекта МКДОУ д/с №18 «Веснянка» Полное название проекта: «Времена года» Автор проекта: Капитоненко Р. И. Кадры воспитатель.

Беседа «Передача информации письмом с древних времен» Презентация на тему: «Передача информации письмом с древних времен» Выполнила воспитатель МКДОУ Большенагаткинского детского сада общеразвивающего.

Источник

Конспект урока по литературе на тему: «Славянские мифы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

I . Проверка домашнего задания.

II. Вступительное слово учителя.

Литература — это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» — вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество — это тоже религия. Дословно язычество — от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?

Миф — это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782—1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.

II I . Эвристическая беседа.

2. Почему люди складывали мифы?

3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5. Можно ли миф назвать «фантастическим рассказом»? Почему?

I V . Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

Чуть ниже другие боги — Сварог и Дажбог. Сварог — бог неба, Дажбог — бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, — Род, Гур.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.

Наряду со всем сказанным, миф описывался системой двоичных представлений (доля — недоля, весна — зима, счастье — несчастье, чет — нечет, правый — неправый, небо — земля, Солнце — луна, белый — черный, старый — молодой, близкий — дальний).

Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.

V . Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги; обсуждение и анализ её содержания.

В те времена был Богумир — муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.

И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».

Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят И поехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра: и увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях.

— Здрав будь! Что ищешь ты?

И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя — Древа, а другая — Скрева, а третья — Полева.

Сыновья же Богумира имели имена: Сена и младший — Рус. От них идут северяне и русы.

Три же мужа были, все три — Утренник, Полуденник и Вечерник.

Вопросы для обсуждения:

1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?

2. О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древних знаний?

3. Сколько детей произошло от детей Богумира и Славы? Назовите их.

4. Какие боги для этих героев являлись главными?

5. Какие стояли на самом низком уровне?

6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?

7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов?

(В ХIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)

VI . Творческая работа.

Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.

(На доске вывешиваются рисунки детей, создается своеобразная галерея образов.)

1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки?

2. Подумайте, что такое сказка?

3. Чем отличается миф от сказки?

(Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)

Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.

Источник

Конспект урока литературного чтения «Славянские мифы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Славянские мифы»

Цель : Сформировать у учащихся представление о славянской мифологии и показать её образность

Будут развивать воображение, логическое мышление

Обогатят словарный запас

Будут воспитывать в себе интерес к русской культуре и истории

Учащиеся отрабатывают навык слушания с пониманием, поэтому могут составлять вопросы и затем задать их учителю

Проявят чувство патриотизма

Выберут слова из текста для характеристики персонажа, авторского отношения

Научатся различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка — миф)

Будут работать в группе

Смогут устанавливать причинно-следственные связи

Смогут анализировать прочитанный текст

Оборудование : видеофрагмент «Боги древних славян», карточки «Сравнительная таблица».

Литература : Рабочая программа УМК «Планета знаний» учебного курса «Литературное чтение» 4 класс

— Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку, садитесь!

— настраиваются на урок.

— На прошлом уроке вы говорили о мифах Древней Греции, давайте вспомним, что же такое «МИФ»?

— Какие вопросы существования могли, прежде всего, интересовать человека древности?

— Как древние люди разных культур представляли себе сотворение мира?

— Как появился мир? Как и почему появился он сам?

— Не знаем, наверное, они описывали это в мифах.

Будут развивать воображение, логическое мышление

Определение темы урока

Подготовка к первичному восприятию

— Тема нашего урока «Славянские мифы».

— Древние славяне – далекие предки русских, белорусов и украинцев.

Славян принято делить на три группы: восточные славяне, западные и южные.

По версии западных и южных славян прорисовывается такая картина сотворения мира:

— Поначалу не было ничего, кроме неба и моря, по которому плыл в лодке Бог. Из морской пены взялся дьявол и подсел в лодку к Богу. Сам он сотворить землю не мог, поэтому подговорил на это Бога. И когда Бог согласился, дьявол нырнул на морское дно, достав оттуда горсть песку. Бог бросил песок на воды, и получилась земля, но такая маленькая, что они еле-еле помещались на ней вдвоем. Когда Бог заснул, дьявол хотел столкнуть его в воду, но едва он начал толкать Бога, земля начала расширяться, пока не стала такой, как есть. Проснувшийся Бог рассердился, сбросил дьявола в приисподню, а сам отправился жить на небеса.

— Так появились три мира, где обитали боги и духи древних славян. Назовите их?

— Подземельный мир, небесный мир и (затрудняются ответить).

Будут воспитывать в себе интерес к русской культуре и истории

Учащиеся отрабатывают навык слушания с пониманием, поэтому могут составлять вопросы и затем задать их учителю

Проявят чувство патриотизма

Проверка первичного восприятия

— Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 12.

— В какие три мира верили славяне?

— А каких еще богов вы можете назвать?

— Обратите внимание на слайд, я покажу вам небольшой фрагмент о богах древних славян.(04:43).

(читают весь текст в учебнике)

— На небе жили высшие боги, на земле – духи природы, под землей – злые демоны.

Обогатят словарный запас

Будут воспитывать в себе интерес к русской культуре и истории

Смогут анализировать прочитанный текст

— Какому числу славяне придавали особое значение? Почему?

— А с каким литературным жанром можно сравнить миф?

— Почему? Что такое сказка? В чем сходство с мифом?

— Какие сказки бывают? Какая сказка более схож с мифом?

— Верно. Вспомните сказки, в которых часто встречается число три? Расскажите, что в ним повторяется трижды?

— На странице 13 нам предлагают узнать в богах древних славян знакомых нам персонажей.

— три. Потому что верили в три мира.

— Сказка – это вымышленная история о борьбе добра и зла, где обычно побеждает добро. Сходство в том, что в мифах также вымышленные персонажи и они борются между собой.

— Бытовые, волшебные, о животных. Волшебные сказки схожи.

— Например «Гуси – лебеди». Три волшебных помощника: яблоня, печка и молочная река. (другие варианты заслушиваются).

Научатся различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка — миф)

Смогут устанавливать причинно-следственные связи

— У каждого из вас на столе лежат сравнительные таблицы, которые мы будем заполнять в процессе чтения текста. Давайте начнем читать текст.

— чтение текста и заполнение таблицы.

Будут работать в группе

Выберут слова из текста для характеристики персонажа, авторского отношения

— Как вы поняли, что такое славянские мифы?

— Славянские мифы – это повествование, не основанное на реальных фактах о выдуманных богах древних славян;

— Люди хотели узнать как появился мир и придумали эти мифы. Благодаря им еще можно понять местные обычаи или явления природы.

Смогут устанавливать причинно-следственные связи

— Как мы, современные люди, узнали имена богов, обряды, произведения народного творчества?

— Как вы думаете, как помогают нам славянские мифы в том, чтобы мы ощутили себя частицей своего народа?

— Из поколения в поколение.

— Мифы дают нам ощущение родины, предоставляют нам возможность почувствовать свою самобытность.

Смогут устанавливать причинно-следственные связи

— Прочитать про Ярило и Буян. По желанию, нарисовать понравившегося бога древних славян.

план мифы древних славян. hello html 531d481b. план мифы древних славян фото. план мифы древних славян-hello html 531d481b. картинка план мифы древних славян. картинка hello html 531d481b.план мифы древних славян. hello html 17bf011a. план мифы древних славян фото. план мифы древних славян-hello html 17bf011a. картинка план мифы древних славян. картинка hello html 17bf011a.план мифы древних славян. hello html m7d9934d4. план мифы древних славян фото. план мифы древних славян-hello html m7d9934d4. картинка план мифы древних славян. картинка hello html m7d9934d4. план мифы древних славян. hello html m10fb4d48. план мифы древних славян фото. план мифы древних славян-hello html m10fb4d48. картинка план мифы древних славян. картинка hello html m10fb4d48.Сравнительная таблица

Образец карточки для выполнения задания учащимися: Примерное правильно выполненное задание ученика

Какими качествами обладает в мифах

В каких сказках встречается, какими качествами обладает.

Источник

Конспект урока литературы на тему:СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок 2. СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

I . Проверка домашнего задания.

II. Вступительное слово учителя.

Литература — это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» — вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество — это тоже религия. Дословно язычество — от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?

Миф — это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782—1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.

II I . Эвристическая беседа.

2. Почему люди складывали мифы?

3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5. Можно ли миф назвать «фантастическим рассказом»? Почему?

I V . Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

Чуть ниже другие боги — Сварог и Дажбог. Сварог — бог неба, Дажбог — бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, — Род, Гур.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.

Наряду со всем сказанным, миф описывался системой двоичных представлений (доля — недоля, весна — зима, счастье — несчастье, чет — нечет, правый — неправый, небо — земля, Солнце — луна, белый — черный, старый — молодой, близкий — дальний).

Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.

V . Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги; обсуждение и анализ её содержания.

В те времена был Богумир — муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.

И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».

Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят И поехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра: и увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях.

— Здрав будь! Что ищешь ты?

И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя — Древа, а другая — Скрева, а третья — Полева.

Сыновья же Богумира имели имена: Сена и младший — Рус. От них идут северяне и русы.

Три же мужа были, все три — Утренник, Полуденник и Вечерник.

Вопросы для обсуждения:

1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?

2. О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древних знаний?

3. Сколько детей произошло от детей Богумира и Славы? Назовите их.

4. Какие боги для этих героев являлись главными?

5. Какие стояли на самом низком уровне?

6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?

7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов?

(В ХIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)

VI . Творческая работа.

Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.

(На доске вывешиваются рисунки детей, создается своеобразная галерея образов.)

1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки?

2. Подумайте, что такое сказка?

3. Чем отличается миф от сказки?

(Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)

Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.

1 Иллюстрация — в кн.: Мифы древних славян / А. И. Баженова. В. И. Вардугин. Саратов: Надежда. 1993. С. 55, 131.

2 Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь // Новый Мир. 1988. № 6. С. 257.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *